Главные вкладки

    Нравственное воспитание учащихся начальной школы средствами физической культуры
    статья по физкультуре по теме

    Прядко Виктория Геннадьевна

    Обобщение и выявление факторов, влияющих на нравственное воспитание учащихся средствами физической культуры.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon statya_nravstvennoe_razvitie.doc78 КБ

    Предварительный просмотр:

    Нравственное воспитание учащихся начальной школы средствами физической культуры

    Обострение социально – экономических проблем в России в целом, ослабление роли государственной политики в развитии системы образования и здравоохранения диктуют условия для поиска путей и средств поддержания здоровья и развития каждой личности.

    Предмет «физическая культура» входит в образовательный стандарт всех звеньев системы непрерывного образования: дошкольное образование – школа – ВУЗ. Это говорит о том, что средства физической культуры имеют большое значение для гармоничного развития личности в онтогенезе.

    Научно – теоретический анализ литературы и  исследовательской деятельности специалистов по физической культуре выявил ряд актуальных проблем в этой сфере: неадекватную значимость престижа предмета «физическая культура» в современном обществе, недостаточную продуктивную деятельность специалистов по физическому воспитанию в области всестороннего развития личности в воспитательно - образовательном процессе.

    Сложившаяся в обществе и сфере образования социокультурная ситуация актуализирует проблему нравственного развития детей в процессе обучения и воспитания средствами физической культуры.

    В связи с решением в системе образования вопросов гуманизации, дифференциации и  индивидуализации, перемещение акцентов с внешних «формальных» характеристик развития школьников (уровень образования, физическое развитие, физическая подготовленность и т.д.) на его внутренний мир (система жизненных ценностей, нравственных позиций), особую актуальность приобретает необходимость разработки эффективных подходов к формированию нравственной личности школьников в процессе воспитания  средствами физической культуры на основе новых педагогических технологий, формирование их деятельной позиции, направленной на творческое самовыражение и самоутверждение личности.

    При рассматривании данной проблемы мы ставим перед собой следующие цели:

    1. Обобщить и обоснование факторы, обуславливающих развитие нравственных качеств личности.

    задачи:     

    1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по вопросу нравственного воспитания школьников средствами физической культуры.
    2. Выявить наиболее благоприятные средства физической культуры для воспитания нравственных качеств личности школьников.

    Теоретические основы нравственного воспитания детей средствами физической культуры

    Обострение социально – экономических проблем в России в целом, ослабление роли государственной политики в развитии системы образования и здравоохранения диктуют условия для поиска путей и средств поддержания здоровья и развития каждой личности.

    Предмет «физическая культура» входит в образовательный стандарт всех звеньев системы непрерывного образования: дошкольное образование – школа – ВУЗ. Это говорит о том, что средства физической культуры имеют большое значение для гармоничного развития личности в онтогенезе.

    Научно – теоретический анализ литературы и  исследовательской деятельности специалистов по физической культуре выявил ряд актуальных проблем в этой сфере: неадекватную значимость престижа предмета «физическая культура» в современном обществе, недостаточную продуктивную деятельность специалистов по физическому воспитанию в области всестороннего развития личности в воспитательно - образовательном процессе.

     Данная тема нами выбрана не случайно. Дело в том, что наша работа в школе начиналась с ведения уроков ритмики в классах первой образовательной ступени. А ритмика, как известно, есть слияние музыки и движения. Удивительно, что классы, в которых проводилась ритмика, при переходе во вторую образовательную ступень, показывали лучшие результаты на уроках физической культуры по сравнению с параллельными классами, где ритмика не велась. «Лучшими» результатами я считаю не только нормативно-техническую базу, а больше воспитательные аспекты. Обучающиеся в ходе проведения занятий показывали отличный спортивный настрой, командность, уважительное отношение к преподавателю и сверстникам, соперникам по игре.

    Не секрет, что современный урок физической культуры в школе часто сводится к простому выполнению нормативов, отодвигая на задний план необходимость воспитания, саму личность обучающегося. Многие учителя не желают модернизировать устаревшие программы, перепечатывая из года в год одно и то же, не вводят инновационные технологии. Моя рабочая программа по ритмике имела цель духовно-нравственного развития детей. Позже я взяла часы физической культуры и выбрала программу, куда была включена хореография и ритмопластика. В результате хореография и ритмопластика полностью оправдали себя как уникальные средства воспитания в физической культуре, но конечно они были не единственными. А нужны ли в физической культуре такие качества как духовность и нравственность? Бесспорно, да. Гармонически развитая личность не возможна без них, это было актуально много веков назад, а сейчас - просто необходимо.

    История развития нравственного воспитания в работах  философов и педагогов

    Представления о моральном «достоинстве» спорта имеют весьма давнюю историю, в прошлом у них было немало выдающихся сторонников.

            Еще Платон и Аристотель говорили о необходимости спортивного воспитания, не применяя самого термина «спорт», т.е. речь идет о гармоничном развитии, где усматривается взаимосвязь между гимнастикой, воспитанием и потребностями тела, плотской жизни. Позже Руссо выдвинул идею о единстве тела и духа. Это представление постоянно утверждалось филантропистами и стало решающей предпосылкой воззрения, согласно которому физическое воспитание могло рассматриваться как самостоятельная и педагогически важная область воспитания.

            Существенную роль в этом сыграл Гутс-Мутс, достигший поистине беспримерной популярности, создав такие важные работы как «Гимнастика для молодежи» (1793), «Игры для упражнения и развития тела и духа молодежи» (1796) и др.

            Как и филантрописты, большой интерес к распространению педагогически обоснованного физического воспитания проявлял Ян (1778-1852). В своих работах высшими целями физического воспитания он ставил развитие любви к отечеству, патриотизма, духовной и физической способности к защите страны.

    В 1818г. Ян и Айзелен в своих «Общих законах гимнастики» наметили очень высокий уровень моральных требований… «3. Ни один гимнаст не должен проявлять свое недовольство, враждебность и неприязнь, испытываемые им по отношению к тому или иному сотоварищу по гимнастике, во время гимнастических занятий и на гимнастической площадке; каждый должен делать только одно - заниматься гимнастическими упражнениями - и делать это в мирном, радостном и дружеском расположении духа. 4. На гимнастической площадке нужно забыть о ненависти и злобе; нельзя помнить об этом, ни входя на гимнастическую площадку, ни покидая ее, равно как по дороге на занятия». Хотя такие «законы» и правила подвергаются постоянным изменениям, в силу чего они и передаются по традиции из поколения в поколение, две вещи остались неизменными: во-первых, игра и спорт, как и прежде, нуждаются в моральном обосновании, без чего ими просто невозможно заниматься, и во-вторых по-прежнему остается незыблемым требование, согласно которому эти моральные принципы, нравственные аксиомы необходимо усваивать в процессе обучения.

    Образ идеального человека, созданного еще Платоном не утратил своего значения до настоящего времени. В русле классической идеи образования педагогики Нового времени эта мысль была модифицированы и получила новое звучание, в частности усилиями Песталоцци, который требовал добивать «грации и красоты в позе и движении». Грация и красота движения и тела рассматриваются как главные эстетические требования.

    На протяжении многих веков взгляд на «единство воспитания духа и физического воспитания» пересматривался, напрямую зависев от политического строя. Одни доказывали, что само физическое воспитание является «лишним», другие, считали необходимым только физическое воспитание, в чем, безусловно, можно усмотреть создание «человек-машины» (Гитлер). Однако, неоспоримо одно: сегодня нет более лучшего воспитания чем то, которое выражено в «ГИМНАСТИКЕ ДЛЯ ТЕЛА И МУЗЫКИ ДЛЯ ДУШИ» (Платон).

     Возможности нравственного воспитания школьников в процессе спортивной деятельности

            Если связь между игрой и спортом первоначально могут вызывать какие-то сомнения, то это вряд ли может произойти по отношению к воспитанию. Если термин «педагогика спорта» и вызывает какие-то спонтанные ассоциации, то это в первую очередь ассоциации с воспитанием. Особенно ясно это выражается в традиционных терминах «теория физического воспитания» и «дидактика физического воспитания».

            С момента включения физической культуры в программу школьного обучения воспитательное воздействие этого предмета постоянно получает высокую оценку.

            Человек- это создание, испытывающее потребность в воспитании и способное к воспитанию. (Лангефельд) Компетентный воспитатель совершенно намеренно, т.е. не случайно, влияет на воспитанника для достижения определенных целей.

            В отличие от образования, главная задача воспитания состоит в формировании у человека представлений о нравственных нормах и ценностях; оно стремится укрепить жизненную позицию и волю личности. Преподавание физической культуры дает возможности для самопознания личности и познания мира. Двигательная активность повышает жизнеспособность и способствует духовному самоопределению личности (вызывая такие чувства, как, например, радость, наслаждение, подавленность). Ученик учится наблюдать за самим собой и понимать самого себя (невербальная коммуникация). Он получает возможность упрочить свои позиции в столкновении с окружающим миром (например, природой, механизмами, пространством, партнером, собственным «Я»). Необходимо изучить и познать взаимодействие моторных и физически-духовных процессов.        

            Эстетические цели, прежде всего, связаны (с педагогической точки зрения) с упрочением нравственности  в характере человека. Поэтому формирование характера часто рассматривается в качестве кульминационного пункта нравственного воспитания. Шпрангер и Дим признают за физическим воспитанием свойства «нравственной пропедевтики».

            При этом главное значение приобретает такая моральная норма, как честность, порядочность; она вообще рассматривается как отличительный признак спортивности. «Сердцевину» этически ориентированного спортивного воспитания образуют следующие моменты: воспитание воли, овладение аскезой, т.е. способностью подавлять свои низменные желания и страсти; готовность к действию и честность.

            Игра и спорт- это область человеческой деятельности, в основе которых лежит нравственное поведение. Нравственность и связанный с ней определенный «дух», образ мыслей и чувств, присуще спорту как элементарные и необходимые предпосылки. Основные компоненты спортивных добродетелей: принцип честности, честной игры, честного соревнования как выражение определенных нравственных позиций. Не меньшей популярностью пользуются такие нравственные качества, как порядочность, лояльность, ответственность, совестливость и т.п. Чтобы участвовать в спортивном состязании или игре, человек должен обладать моральными качествами, которые вырабатываются в процессе соответствующего обучения. Спортивные качества зависят от нравственной подготовки спортсмена.

            Учитель физической культуры, если он на самом деле всерьез воспринимает стоящую перед ним задачу выполнять роль «помощника» в нравственном развитии учащихся, должен познакомиться с теориями нравственного поведения, в результате чего

    Он неминуемо столкнется с фундаментальными нравственно-педагогическими и нравственно-философскими проблемами, которые в конечном счете сводятся к вопросу сформулированному еще Сократом- можно ли научиться добродетели?

            Ведущей фигурой среди ученых, обсуждающих вопросы нравственного воспитания является специалист по социальной психологии Л.Колберг. Опираясь на работы Дьюи и в первую очередь Пиаже, он является крупнейшим специалистом в международном масштабе в области нравственного воспитания и развития.

    «Нравственная оценка»  Л. Колбергу и  Э. Колби представлена в таблице №1.

    Таблица № 1.

    Нравственная оценка по Э.Колби и Л.Колбергу.

    Уровень и стадия

    Содержание стадии

    Взгляд на социальные

    отношения

    Что является правильным

    Причины поступать правильно


    Уровень 1-преконвенциональный

    1. Гетерономная нравственность

    Соблюдать правила, нарушение которых грозит наказанием; послушание как самостоятельная ценность; не причинять людям или вещам никакого физического ущерба.

    Стремление избежать наказания и подчинение власти авторитетов.

    Эгоцентрическая точка зрения.

    Ребенок не учитывает интересы других людей или не сознает, что они отличаются от его интересов, или же он не связывает друг с другом две различные точки зрения. Действия оцениваются по чисто внешним признакам, а не по стоящим за ними мотивам и намерениям. Собственный взгляд на вещи отождествляется с точкой зрения авторитетной инстанции.

    2. Индивидуализм, понимание цели и взаимный обмен.

    Следовать правилам, но только в том случае, если это служит чьим-то непосредственным интересам; удовлетворять собственные интересы и потребности, побуждать других делать то же. Правильно то, что справедливо, что позволяет осуществить равноценный обмен, сделку или соглашение.

    Стремление удовлетворить свои потребности и интересы, причем признается, что у других людей тоже имеются определенные интересы.

    Конкретно-индивидуалистическая точка зрения.

    Ребенок понимает, что различные индивидуальные интересы приходят в столкновение друг с другом, поэтому справедливость- понятие относительное (в конкретно—индивидуалистическом смысле).


    Уровень 2- конвенциональный

    3. Взаимные ожидания, связи и межличностное согласие.

    Соответствовать ожиданиям, которые близкие люди или люди вообще связывают со мной, как исполнителем определенной роли (сын, брат, друг и т.д.). «Быть хорошим» важно- это значит, что нужно иметь честные намерения и заботиться о других. Это означает также, что человек поддерживает связи с другими людьми, испытывая к ним доверие, лояльность и благодарность, умея ценить их усилия.

    1. Требование выглядеть в собственных глазах и в глазах других людей «хорошем парнем». 2. Симпатия к другим людям. 3. Вера в «золотые правила» общежития. 4. Желание обладать правами и авторитетом, оправдывающими стереотипное «хорошее» поведение.

    Точка зрения индивидуума, поддерживающего связи с другими индивидуумами.

    Человек сознает коллективные чувства, мнения и ожидания, обладающих преимуществом перед индивидуальными интересами. С помощью «конкретного золотого правила» он увязывает различные точки зрения, ставя себя в положение другого человека. Но обобщенное, «системное» видение мира ему пока еще не доступно.

    4. Социальная система и совесть.

    Выполнять взятые на себя обязанности. Необходимо соблюдать законы, за исключением тех экстраординарных случаев, когда они противоречат другим обстоятельствам, установленным обществом. Право находится на службе общества, социальной группы или института.

    Чтобы обеспечить функционирование социального института, избежать разрушения системы, руководствуясь принципом, что «так поступил бы каждый», или сделать это по зову совести, напоминающей о взятых на себя обязательствах (что легко спутать с характерной для стадии 3 верой в правила и авторитеты).

    Человек делает различие между общественной точкой зрения и межличностными представлениями и мотивами, связанными с одним индивидуумом.

    Он воспринимает точку зрения системы, устанавливающей роли и правила. Он рассматривает индивидуальные связи как отношения между составными частями системы.


    Уровень 3- постконвенциональный или ориентирующейся на принципы.

    5. Общественного договора или общественной полезности; индивидуальных прав.

    Осознание факта, что люди отстаивают множество различных мнений и ценностей, что большинство ценностей и норм носит специфический характер, свойственный определенной социальной группе. Эти «относительные» правила следует выполнять, руководствуясь интересами справедливости, а также потому, что они являются плодом общественного договора. Но определенные абсолютные ценности, такие как, жизнь и свобода должны уважаться в любом обществе независимо от мнения большинства.

    1. Чувство долга по отношению к закону на основе заключенного в результате общественного договора соглашения о том, что законы должны создаваться и выполняться на благо и для защиты прав всех людей. 2. Чувство добровольной, установленной на основе свободной договоренности, привязанности к семье, поддержание дружеских отношений, проявление доверия к людям, выполнение своих трудовых обязанностей. 3. Заинтересованность в том, чтобы права и обязанности людей распределялись на основе рационального учета общей пользы в соответствии с девизом: «Наибольшая польза для наибольшего числа людей».

    Точка зрения подчиненная интересам общества.

    Точка зрения рационально мыслящего индивидуума, имеющего полное представление о существовании ценностей и прав, более важных, чем социальные обязанности и установления.

    Усвоение других различных точек зрения на основе механизмов социального согласия, предусматривающего непредвзятое отношение к мнению других, и благодаря умению изменять собственные взгляды. Такой человек учитывает как нравственную, так и юридическую сторону дела, он признает, что порой они вступают в противоречие и умеет их интегрировать.

    6. Универсальных этических принципов.

    Следовать самостоятельно избранным этическим принципам. Конкретные законы или общественные установления имеют силу постольку, поскольку опираются на эти принципы. Если законы попирают эти принципы, следует поступать согласно принципам. Это универсальные принципы справедливости, гласящие- все люди имеют равные права, необходимо уважать достоинство личности.

    Вера рационально мыслящего человека в силу универсальных нравственных принципов и чувство личной ответственности за их соблюдение.

    «Нравственная» точка зрения, на которую опирается общественный порядок. Это мировоззрение рационально мыслящего индивидуума, признающего суть нравственных начал и убежденного, что каждый человек имеет свои собственные цели и требует к себе надлежащего отношения.

    Физическая культура является частью общей культуры человечества. Она вбирает в себя не только ценный многовековой опыт подготовки человека к жизни, освоения заложенных в него природой физических и психических способностей, но, что не менее важно, также опыт развития проявляющихся в процессе физкультурной деятельности нравственных качеств личности. В физической культуре, вопреки ее дословному смыслу, находят свое отражение и физические возможности человеческой природы, и достижения людей в сфере психического, нравственного, духовного совершенствования.

    Говоря о физической культуре, мы в то же время подразумеваем и культуру психическую, культуру духа, без которой невозможно становление человека.

    Исследование психолого – педагогических и социальных условий, ведущих тенденций и принципов, обеспечивающих эффективность нравственного развития школьников средствами физической культуры позволяет предложить педагогам по физическому воспитанию новые ориентиры для деятельности.

    Учитель физической культуры

     МБОУ СОШ №4 Прядко В.Г.

    Список литературы

    1. Основные проблемы педагогики спорта/  Экхард Майнберг, Пер. с нем. под ред. М.Я. Виленского и О.С. Метлушко - М. Аспект Пресс, 1995г.
    2. Педагогика физической культуры: учебник. Прохорова М.В., Сидоров А.А., Синюхин Б.Д., Семенов А.Г. – М.: Изд-во «Путь»: ТИД «Альянс», 2006.
    3. Воспитание подростков в спортивном коллективе Зотов Ю.И.. – М.: Физкультура и спорт, 1984.
    4. . Физическое  воспитание: теория, методика, практика Менхин Ю.В. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: СпортАкадемПресс, Физкультура и спорт, 2006.
    5. Физическая культура в школе. Научно – педагогический аспект. Книга для педагога Янсон Ю.А.. – Ростов н/Д: «Феникс», 2004.
    6. Влияние спорта на воспитание интеллектуальных, нравственных качеств и социальной активности личности.// Спорт в современном обществе Агеевец В.У., Выдрин В.М.. – М.: Физкультура и спорт, 1980.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ЛИЧНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И ЕЁ РОЛЬ В ПОВЫШЕНИИ ИНТЕРЕСА К ПРЕДМЕТУ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ГИМНАЗИИ №1

    Занятиям физической культурой в школе сейчас уделяется большое внимание. Пример тому – введение третьего урока физкультуры во всех классах с 1-го по 11-ый....

    Научная статья на тему "Патриотическое воспитание учащихся старших классов средствами физической культуры и спорта"

    В физической культуре и спорте заложены большие возможности для патриотического воспитания и повышения физической подготовки юношей призывного возраста....

    Духовно-нравственное и гражданское воспитание учащихся начальной школы в рамках летней площадки

    Совместная работа общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования...

    «ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА»

    Патриотическое воспитание в современных условиях приобретает особую актуальность и значимость. Патриотизм и культура межнациональных отношений имеют большое значение в социальном, духовном, нравственн...

    Программа «Патриотическое воспитание учащихся кадетских классов средствами физической культуры и спорта»

    «Патриотическое воспитание учащихся кадетских классов средствами физической культуры и спорта»...

    "Гражданско-патриотическое воспитание учащихся кадетских классов средствами физической культуры и спорта".

    В данном материале представлен опыт по гражданско-патриотическому воспитанию кадет в урочной и внеурочной деятельности....