Главные вкладки

    «ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА»
    статья по физкультуре ( класс) на тему

    Беспалова Екатерина Алексеевна

    Патриотическое воспитание в современных условиях приобретает особую актуальность и значимость. Патриотизм и культура межнациональных отношений имеют большое значение в социальном, духовном, нравственном и физическом развитии личности человека. Патриотизм является одной из важнейших составляющих общенациональной идеи Российского государства.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл doklad.docx25.05 КБ

    Предварительный просмотр:

    «ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА»

    Беспалова Е.А.

    Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

    средняя общеобразовательная школа №145

    Калининский район Санкт-Петербург

    (ГБОУ СОШ № 145)

     

    Санкт-Петербург 2015

    Патриотическое воспитание в современных условиях приобретает особую актуальность и значимость. Патриотизм и культура межнациональных отношений имеют большое значение в социальном, духовном, нравственном и физическом развитии личности человека. Патриотизм является одной из важнейших составляющих общенациональной идеи Российского государства.

    В последние годы значительная часть учащейся молодежи не хочет служить в армии и уклоняется от призыва. Более 80 % выпускников общеобразовательных школ не желают служить в армии, более 70 % родителей не хотят, чтобы их сыновья служили в армии, 90 % опрошенных студентов первого курса, обучающихся в вузах, не хотят служить в армии.

    На протяжении последних лет в Российской Федерации наблюдается ухудшение показателей физического развития, физической подготовленности и состояния здоровья школьников допризывного и призывного возраста. По данным Министерства здравоохранения и социальной защиты РФ и районных, городских военных комиссариатов более 30 % выпускников общеобразовательных школ не пригодны к военной службе, 70 % имеют слабую физическую подготовленность, и они не могут выполнять контрольные нормативы по физической подготовке и 60 % имеют различные отклонения в состоянии здоровья, 30 % страдают хроническими заболеваниями.

    Военная служба, как правило, требует больших физических и нервно-эмоциональных напряжений и физических усилий. Готовность человека к этим условиям и его способность переносить физические и психические нагрузки составляют одно из решающих условий успеха военных действий.

    Физическая культура и спорт должны обеспечить у будущих военнослужащих высокий уровень развития физических и морально-волевых качеств. На решение этой задачи должно быть направлено физическое воспитание учащихся допризывного и призывного возраста.

    Данное исследование направлено на поиск и выявление эффективных средств, форм и методов патриотического воспитания, на разработку программы и педагогических рекомендаций по патриотическому воспитанию учащихся старших классов.

    Актуальность данной проблемы исследования обусловлена: ухудшением системы патриотического воспитания в образовательных учреждениях, отсутствием научно-обоснованной программы и педагогических рекомендаций по патриотическому воспитанию учащихся старших классов и их необходимостью для общеобразовательных школ.

    - Объект исследования - патриотическое воспитание учащихся старших классов.

    - Предмет исследования - средства, формы и методы патриотического воспитания школьников допризывного и призывного возраста.

    - Цель исследования - выявить эффективные средства, формы, методы патриотического воспитания и разработать программу и педагогические рекомендации по патриотическому воспитанию учащихся старших классов с использованием средств физической культуры и сорта.

    - Гипотеза исследования. Приступая к исследованию, мы предполагали, что эффективность патриотического воспитания учащихся старших классов повысится.

    Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие задачи:

    -изучить современное состояние патриотического воспитания учащейся молодежи и выявить причины его ухудшения в образовательных учреждениях.

    -выявить эффективные средства, формы и методы патриотического воспитания учащихся старших классов и определить значение средств физической культуры и спорта в воспитании патриотизма, в развитии военно-прикладных навыков, физических и нравственно-волевых качеств, необходимых для службы в армии.

    -разработать педагогические рекомендации по патриотическому воспитанию учащихся 10-11 классов с использованием средств физической культуры и спорта.

    Разработанные педагогические рекомендации по организации и проведению военно-патриотической работы внедрены в учебный процесс нашей школы.

    Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

    1. Анализ современного состояния патриотического воспитания выявил, что в образовательных учреждениях недостаточное внимание уделяется военно-патриотическому воспитанию детей и молодежи. У большинства юношей призывного возраста на должном уровне не сформированы патриотические чувства, патриотическое сознание и культура поведения. Для этой категории учащихся присущи цинизм, нигилизм, жестокость, безразличие, неуважительное отношение к историческому прошлому, героическим и трудовым подвигам народа, безответственность, безнравственность и потеря духовно-нравственных ориентиров. Это оказывает отрицательное влияние на нравственное и патриотическое воспитание детей и молодежи призывного возраста.

    2. В условиях современной России особое место должно быть отведено воспитанию гражданского патриотизма. Гражданский патриотизм предусматривает формирование духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в стремлении человека к добру, справедливости, истине, сохранению и приумножению лучших традиций и ценностей своего народа. В основу воспитания гражданского патриотизма должны быть положены принципы народности, миротворчества национальной осмысленности, социальной ориентированности, гуманности, идеи добра и справедливости, трудовые и культурные традиции народов, проживающих, в Российской Федерации.

    3. У уроков физической культуры и спорта имеются большие возможности в воспитании патриотизма, гражданственности и культуры межнациональных отношений. Спортивный патриотизм проявляется у школьников-спортсменов в любви и преданности своей Родине, национальной гордости, готовности защищать честь своей страны и в стремлении показать высокие спортивные результаты на соревнованиях ради славы своего Отечества и народа. Систематические занятия по физической культуре и спорту в школе способствуют развитию физических качеств (силы, быстроты, ловкости, выносливости, координации движений), необходимых для службы в армии. Спортивная деятельность, воспитывая патриотизм и развивая нравственно-волевые качества (честность, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, решительность, смелость, сила воли, терпеливость, целеустремленность) повышает у школьников чувство высокой ответственности за спортивную подготовку и формирует уважительное отношение к другим народам, и выступает как эффективное средство физического, нравственного и патриотического воспитания.

    4. С целью воспитания патриотизма и формирования патриотического сознания у юношей призывного возраста следует организовать встречи с участниками Великой Отечественной войны, героями Советского Союза и России, чемпионами Мира и Олимпийских игр, представителями военных комиссариатов и воинских частей; проводить беседы, диспуты, лекции, посвященные патриотическому воспитанию детей и молодежи; организовать кружки, секции, выставки, смотры-конкурсы по патриотическому воспитанию школьников; открыть историко-патриотические и краеведческие школьные музеи, клубы, изучающие историю родного края, историю Отечества, жизнь и творчества великих людей; организовать выступления участников Великой Отечественной войны, героев Советского Союза и России в средствах массовой информации; ежегодно проводить в образовательных учреждениях спортивные соревнования по различным видам спорта, посвященные «Дню Победы», «Дню физкультурника», «Дню защитников Отечества» и другим выдающимся спортсменам - патриотам нашей страны с приглашением ветеранов Великой Отечественной Войны, труда и спорта.

    Педагогический эксперимент выявил, что комплексное применение различных средств, форм и методов патриотического воспитания в сочетании с различными спортивными мероприятиями, проводимыми в учебное и внеурочное время с привлечением представителей государственных, общественных организаций, образовательных учреждений, позволяет воспитать у юношей призывного возраста патриотические чувства, формировать патриотическое сознание, подготовить их к службе в армии.

    Высокий уровень физической подготовленности в конце эксперимента наблюдался у 70% (14 чел.) учащихся старших классов, средний уровень у 25% (5 чел.) обследованных и низкий уровень у 5% (1 чел.).

    Исследование выявило, что предложенная система мероприятий по патриотическому воспитанию учащихся старших классов с применением средств физической культуры и спорта, оказали положительное влияний на их поведение.

    За период педагогического эксперимента у большинства юношей призывного возраста улучшились отдельные черты характера, исчезли агрессивность, озлобленность, улучшилась дисциплина, повысился интерес к военной службе, сформировалось уважительное отношение учащихся к службе в армии, увеличилось количество старшеклассников, желающих служить в армии. Это подтверждается позитивными результатами педагогического эксперимента.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Нравственное воспитание учащихся начальной школы средствами физической культуры

    Обобщение и выявление факторов, влияющих на нравственное воспитание учащихся средствами физической культуры....

    Эстетическое воспитание средствами физической культуры и спорта

    Еще Ф. Бэкон писал: "В деле красоты отдают предпочтение красивым формам перед красивым цветом и красоте движений лица и всего тела - даже перед красотой форм"....

    Научная статья на тему "Патриотическое воспитание учащихся старших классов средствами физической культуры и спорта"

    В физической культуре и спорте заложены большие возможности для патриотического воспитания и повышения физической подготовки юношей призывного возраста....

    Программа «Патриотическое воспитание учащихся кадетских классов средствами физической культуры и спорта»

    «Патриотическое воспитание учащихся кадетских классов средствами физической культуры и спорта»...

    Патриотическое воспитание школьников средствами физической культуры и спорта во внеурочной деятельности.

    В нашей школе спортивная часть программы патриотического воспитания представлена системой внеклассных мероприятий, которые реализуют следующие направления деятельности:     1. Проп...

    "Гражданско-патриотическое воспитание учащихся кадетских классов средствами физической культуры и спорта".

    В данном материале представлен опыт по гражданско-патриотическому воспитанию кадет в урочной и внеурочной деятельности....