Формирование здорового образа жизни школьников
статья по физкультуре по теме

Михейкин Владимир Алексеевич

Привычка к здоровому образу жизни должна формироваться в семье и в образовательных учреждениях. Пропаганда здорового образа жизни в школе, личный пример педагогов поможет создать здоровое поколение.

Проблема здоровья учащихся становится приоритетным направлением развития образовательной системы современной школы, стратегическая цель которой - воспитание и развитие свободной жизнелюбивой личности, обогащенной научными знаниями о природе и человеке, готовой к созидательной творческой деятельности и нравственному поведению. Ведущими задачами школы в настоящее время являются: развитие интеллекта, формирование нравственных чувств, забота о здоровье детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ЗОЖ для школьников20.08 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование здорового образа жизни щкольников.

Современное состояние  общества, экономики, экологии во всем мире неблагоприятно отражается на здоровье, в связи с чем, растет число детей, которым необходима специализированная помощь, щадящая организация образовательного процесса. Для нашей страны в современной ситуации эта проблема еще более очевидна. Демографическая ситуация в России в настоящее время внушает опасения специалистам и ученым-демографам. Рождаемость в нашей стране падает, а смертность растет, что в итоге грозит привести страну к демографическому кризису. Причины этого разнообразны и связаны с целым рядом социальных проблем, ухудшающейся экологической обстановкой, увеличением доли гиподинамии в повседневной жизни, нарастанием эмоционального и информационного стрессовых факторов.  Возросло также влияние таких факторов как алкоголизм, курение, дорожно-транспортные происшествия, самоубийства и насильственные причины смерти. Чем раньше у подростка сформируется мотивация, то есть осознанная необходимость заботиться о своем здоровье, тем здоровее будет каждый конкретный человек и общество в целом. Большинство школьников очень мало знают о своем теле, об особенностях его строения и функциях, о здоровье как главной ценности человека. Из-за отсутствия элементарных медицинских знаний молодой человек совершает множество ошибок. К сожалению, очень часто эти ошибки становятся роковыми.

Привычка к здоровому образу жизни должна формироваться в семье и в образовательных учреждениях. Пропаганда здорового образа жизни в школе, личный пример педагогов поможет создать здоровое поколение.

Проблема здоровья учащихся становится приоритетным направлением развития образовательной системы современной школы, стратегическая цель которой - воспитание и развитие свободной жизнелюбивой личности, обогащенной научными знаниями о природе и человеке, готовой к созидательной творческой деятельности и нравственному поведению. Ведущими задачами школы в настоящее время являются: развитие интеллекта, формирование нравственных чувств, забота о здоровье детей.

Школа в своей деятельности исходит из необходимости творческого развития личности, содействует становлению, развитию интеллектуальных, психофизических способностей, социальному самоопределению. Все это возможно только при наличии здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении, психологического комфорта учащегося и учителя, системно организованной воспитательной работы.

Новый методологический подход к определению сущности понятия здоровья и принципов ЗОЖ впервые был рассмотрен в монографии А.Г. Щедриной [20] и получил дальнейшее развитие в работах Л.Г. Апанасенко, Р.И. Айзмана, Э.М. Казина, В.П. Казначеева и др. Содержательная характеристика категории здоровья может быть получена при глубоком анализе его компонентов.

Рассматривая здоровье человека как многокомпонентную модель, нельзя не остановиться на его определении, данном ВОЗ, в котором "здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или дефектов" (1968). Следовательно, в основу данного определения положена категория состояния здоровья, которая оценивается по нескольким уровням: соматическому, психическому, социальному. Однако характер проявления психофизических качеств индивида, степень его социальной адаптации не могут не зависеть от личностных качеств человека, осознанности поведения, либо укрепляющего собственное здоровье, либо наносящего ему ущерб. Поэтому здоровье человека должно определяться и личностным уровнем его проявления.

В связи с этим целостный взгляд на здоровье можно представить в виде четырехкомпонентной модели, в которой выделены взаимосвязи различных его компонентов.

В нашем понимании духовный компонент здоровья определяет его личностный уровень, который строится в соответствии с основными целями и ценностями жизни, характеризуется нравственной ориентацией личности, ее менталитетом по отношению к себе, природе и обществу.

Физический компонент характеризуется уровнем физического развития, степенью саморегуляции органов и систем, наличием резервных возможностей организма.

Психический компонент определяется, на наш взгляд, уровнем развития психических процессов, степенью регуляции деятельности эмоционально - волевой сферой.

Социальный компонент характеризуется степенью социальной адаптации человека в обществе, наличием предпосылок для всесторонней и долговременной активности в социуме.

Школа в своей деятельности исходит из необходимости творческого развития личности, содействует становлению, развитию интеллектуальных, психофизических способностей, социальному самоопределению. Все это возможно только при наличии здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении, психологического комфорта учащегося и учителя, системно организованной воспитательной работы.

Именно этим обосновывается одна из основных воспитательных задач школы - необходимость формирования сознательного отношения учащихся к здоровому образу жизни. Среди подходов и методов формирования здорового образа жизни в школе большое распространение получил информационный подход. Он предполагает информирование школьников о наркотиках, алкоголе, вреде, который они оказывают на организм употребляющего их человека, пагубных последствиях приёма наркотиков и спиртного, курения на здоровье и социально-психологическое благополучие человека, возникновение проблем с получением образования, профессии, устройством на работу, достижением карьерного роста, созданием семьи и рождением детей и т.п. Мы проанализировали существующие в школе учебные программы и выявили предметы, темы и уроки, на которых уместно подобное информирование. На основании этого анализа был разработан План по  формированию ЗОЖ. Перед педагогами была поставлена задача – находить убедительные, яркие, эмоциональные факты и доводы, показывающие пагубное влияние вредных привычек на здоровье и быт человека. Эта задача успешно осуществляется на уроках литературы, биологии, обществоведения, химии и других предметов. Опыт работы по данному направлению был обобщён  и систематизирован по разделам «Организация мониторинга по сохранению и укреплению здоровья школьников», «Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе», «Комплексно-целевая программа «Школа здоровья». Разработано   Положение об общешкольном фестивале-марафоне «За здоровый образ жизни», регулярно проводится мониторинг состояния здоровья учащихся.

Физкультурно-оздоровительная работа в школе осуществляется на основании годового календарного плана спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы на учебный год, годового календарного плана внутришкольной спартакиады, программы проведения соревнований спартакиады, тематического плана   проведения Дней здоровья на год, положения  о круглогодичной спартакиаде и положения о Дне здоровья. Содержание массовых физкультурных, спортивных и туристических мероприятий Дня здоровья и спорта примерно следующее:

-подвижные игры с бегом, прыжками, метаниями, с силовыми упражнениями;

-спортивные игры: волейбол, футбол и прочие;

-спортивные соревнования типа «Веселые старты», многоборья;

- прогулки и походы с играми на местности, туристические соревнования и конкурсы и другие.

 Часто участниками Дня здоровья и спорта являются родители учащихся. Традиционно используются педагогами следующие формы физического воспитания учащихся:

-           самостоятельные занятия по физвоспитанию (домашние задания);

-           физкультурные минуты и паузы на уроках;

-           динамические перемены;

-           спортивные секции;

-           общешкольные мероприятия: спортивные соревнования; Дни здоровья и спорта; Неделя физической культуры и спорта и др.

Но главная задача, к выполнению которой мы активно стремимся, чтобы учащиеся владели знаниями различных способов, укрепляющих здоровье, привыкали к постоянным занятиям физической культурой и спортом, бережно относились к своему здоровью.

Регулярные занятия физическими упражнениями оказывают разностороннее положительное воздействие на организм человека: улучшается функциональная деятельность и согласованность нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и пищеварительной систем, укрепляется мышечная система, улучшается обмен веществ. В результате повышаются работоспособность организма и его сопротивляемость воздействиям внешней среды. Оздоровительное влияние физических упражнений и спорта на организм ещё значительнее, если они разумно сочетаются с закаливающими средствами в виде водных процедур, солнечных и воздушных ванн.
Физическая культура и спорт помогают раскрыть свои силы, увидеть свои возможности. Это могучий источник молодости и здоровья. Занятия физкультурой сказываются на всём облике человека, делают его гармонично развитым, стройным, красивым, укрепляют физические и духовные силы, вселяют бодрость и энергию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Формирование здорового образа жизни школьника"

   Здоровые дети - это великое счастье. На протяжении веков люди искали панацею от болезней и видели ее секреты то в специфике питания, то в закаливании, то в отдельных видах фи...

Статья "Формирование здорового образа жизни школьников"

Статья о значении формирования ЗОЖ с ранних лет...

Формирование здорового образа жизни школьников на уроке и во внеурочной деятельности в условиях малокомплектной школы

Формирование здорового образа жизни школьников на уроке и во внеурочной деятельности в условиях малокомплектной школы...

Внедрение концепции формирования здорового образа жизни школьников в образовательных учреждениях Карабашского городского округа

Физическое и духовно-нравственное здоровье определяет уровень цивилизации государства.В статье говорится о необходимости внедрения целостной системы формирования здорового образа жизни в образовательн...

Формирование здорового образа жизни школьника средствами учебных предметов

Сохранение здоровья учащихся - основная задача школы. Одним из предметов, формирующих навыки здорового образа жизни является, несомненно, физическая культура....

Доклад "О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни школьников"

Основные направления деятельности по формированию здорового образа жизни школьников посредством физической культуры и спорта включает в себя создание условий для развития физической культурой и спорта...

Обобщение опыта работы учителей физической культуры и ОБЖ:« Сохранение и укрепление здоровья, формирование здорового образа жизни школьников».

   Конечным результатом в политике любого государства является здоровье нации, именно здоровье выступает мерой качества жизни. Среди важнейших социальных задач, которые сегодня стоят ...