Статья "Подвижная игра как средство повышения и укрепления здоровья учащихся"
статья по физкультуре по теме
Набор подвижных игр с различными видами движений
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 34.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Борисова Елена Михайловна,
учитель физической культуры
МБУ СОШ №47г.о. Тольятти
Подвижная игра как средство повышения эффективного образовательного процесс по физической культуре и укрепления здоровья учащихся.
Подвижные игры – одно из самых любимых занятий детей на уроках физической культуры. Они являются комплексным средством физического воспитания, способствующим полноценному развитию растущего организма.
Подвижные игры направлены на развитие творчества , воображения, внимания, воспитания инициативности, самостоятельных действий, выработку умения выполнять правила общественного контроля.
Многообразие двигательных действий, входящих в состав подвижных игр, оказывает комплексное воздействие на совершенствование координационных и кондиционных способностей (способностей к реакции, ориентированию в пространстве и во времени, перестроению двигательных действий, скоростных и скоростно - силовых способностей и др. ).
В результате обучения учащиеся знакомятся со многими играми, что позволяет воспитывать у них интерес к игровой деятельности, умение самостоятельно подбирать и проводить их с товарищами.
Ещё в младшем возрасте закладываются основы игровой деятельности, направленные на совершенствование прежде всего естественных действий(ходьба, бег, прыжки, метание), и технического и тактического взаимодействия( выбор места, взаимодействие с партнёром, командой, соперником ).
Не секрет, что ученики проявляют большой интерес к подвижным играм. Правильно подобранная игра принесёт ожидаемый результат в решении поставленных задач, как перед игрой, так и перед уроком. Выбирая игру, я учитываю задачу урока, задачи игры, место игры в уроке, состав играющих , соответствие игры в учебной программе, условия игры, наличие инвентаря.
С целью повышения эффективности обучения включаю игры в разные части урока. Для вводной части подбираю игры на внимание, быстроту реакции, которые своими двигательными действиями частично или полностью подготавливали бы занимающихся к основной части урока. В основную часть урока включаю игры, способствующие развитию физических качеств, овладению двигательными умениями и навыками, освоению техники выполнения изучаемых приемов игровых моментах , воспитанию нравственных качеств. Для заключительной части подбираю малоподвижные игры, активизирующие внимание, способствующие снижению физической нагрузки.
Правильно организованная игра активизирует деятельность сердца и лёгких, повышает их работоспособность, содействует улучшению кровообращения и обмену веществ в организме. При этом необходимо следить за физическими нагрузками, чтобы не допускать переутомления. Важно, чтобы игры оказывали благоприятное влияние на нервную систему учащихся. Я достигаю это путём оптимальных нагрузок на память и внимание играющих, а также такой организацией игры, которая вызвала бы у них положительные эмоции. Только положительные эмоции благотворно влияют на важнейшие системы и функции организм, а также на самочувствие и поведение учащихся.
Необходимо помнить, что проявление отрицательных эмоций в играх( страх, обида, гнев) нарушает нормальный ход нервных процессов и вредит здоровью. Подвижные игры должны приносить ученику моральное и физическое удовольствие.
При проведении подвижных игр я использую их возможность для формирования у учащихся положительных черт характера, волевых качеств, стараюсь приучить их к взаимоуважению во время совместных действий и ответственности за свои поступки. В зависимости от качества выполнения роли участник может заслужить поощрение или порицание. Таким образом, подвижные игры - один из важных способов воспитания детей в коллективе или через коллектив при руководящей роли педагога.
Организуя подвижные игры, я учитываю физиологические особенности учащихся в каждом возрасте. В 1-4 классах игры занимают ведущее место в уроке. Это объясняется необходимостью движений, свойственным детям этого возраста. Такие движения как бег, подлезания , ползание, ритмическая ходьба и прыжки дети усваивают больше в игре. Для этого возраста я провожу не сложные игры сюжетного характера с элементарными правилами и простой структурой, постепенно повышаю требования к развитию и совершенствованию координации движений, поведению играющих , проявлению инициативы каждым участником.
Учащимся 5-7 классов рекомендуются игры с быстрыми движениями, требующими проявления ловкости, с преодолением препятствий, метанием и ловли мяча, прыжками и перелезанием. Ученики проявляют большой интерес к спортивным играм, поэтому во многие подвижные игры я включаю элементы , подготавливающие детей к занятиям различными видами спора. При проведении игр с учащимися 5-7 классов нужно решать такие задачи : закреплять и совершенствовать легкоатлетические и гимнастические движения, элементы ходьбы на лыжах; развивать быстроту бега в сочетании с преодолением различных препятствий; совершенствовать навыки в метании и ловли большого и малого мяча, силу в сочетании с ловкостью и быстротой, а также согласованные действия ; воспитывать товарищескую взаимопомощь, творческую активность.
Азарт, свойственный подросткам 8- 9 классов , связан со стремлением быстро достигнуть конечной цели. Чтобы не допускать перевозбуждения, нужно пресекать неправильное поведение отдельных играющих внушением, штрафом, а в отдельных случаях удалять нарушителей из игры. Учащиеся в этом возрасте очень самолюбивы, поэтому я стараюсь не фиксировать общее внимание на неудачах отдельных игроков, а незаметно для других исправит недочёты. Подростки любят действовать самостоятельно, инициативно, и это их стремление я использую в играх: поручаю им составить новые правила и варианты игр (например , для весёлых стартов, спартакиад) и самостоятельно проводить их.
Применение игрового метода на уроках и во внеурочное время на протяжении 16 лет, позволило:
. повысить заинтересованность детей к урокам физической культуры
. воспитать потребность к систематическим занятиям спортом
. повысить эффективность обучения на уроках физкультуры
. повысить жизнедеятельность детей и сформировать основы личностной культуры
. сохранить и укрепить здоровье в единстве физического - психологического - социального.
И в заключении хочется подчеркнуть, что оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи в подвижных играх нужно решать во взаимодействии и единстве. Только в этом случае каждая игра будет действенным средством разностороннего развития и нравственного воспитания учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практико - значимый проект. Технология Деловой игры, как средство повышения позновательной активности учащихся на уроках химии
Как технология Деловая игра повышает познавательную активность на уроках химии...

самоанализ «Роль здорового образа жизни в сохранении и укреплении здоровья учащихся»
Мой самоанализ, работы за три года....
Ролевая игра как средство повышения познавательного интереса учащихся на уроках английского языка
Одной из ведущих целей обучения английскому языку как иностранному является чисто практическая, обеспечивающая должный уровень коммуникативных умений и навыков.Для того чтобы ученик мог уверенно чувст...
Игра как средство повышения интереса учащихся к литературе
Небольшая статья и презентация, которые были представлены на конференции "Московские методические чтения"...
Содоклад на педсовет по теме «Организация воспитательной работы в 8 классе по формированию здорового образа жизни и укреплению здоровья учащихся» (из опыта работы)
Принцип здоровьесбережения – один из важнейших принципов организации воспитательного пространства в школе. Он предполагает создание условий, способствующих сохранению, укреплению и улучшению физическо...

Школьный пост «Здоровье +» как средство сохранения и укрепления здоровья обучающихся.
Чрезвычайно актуальной для современной школы остаётся проблема сохранения и укрепления здоровья школьников, профилактика употребления психоактивных веществ и наркотических средств....

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ КАК ОСНОВНОГО СРЕДСТВА СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ В МУНИЦИПАЛЬНОМ БЮДЖЕТНОМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ «ЗЛАТОРУНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Формирование здоровой школьной среды, способствующей реализации системного, комплексного подхода к решению вопросов сохранения, укрепления и развития физического, психологического, социального здоровь...
