Программа «Здоровый образ жизни» МБОУ СОШ № 8.
методическая разработка по физкультуре по теме

Здоровье-это физическое, моральное и духовное благополучие человека во всех аспектах его жизни. В последнее время обоснованную тревогу вызывает состояние здоровья школьников. Актуальность данной темы является то, что как ни парадоксально, но по данным мониторинга Всероссийской диспансеризации физического развития и физической подготовленности детей, сельские школьники дали худшие показатели, чем дети, проживающие в городе. МОУ СОШ № 8  не стала исключением – количество здоровых учащихся с каждым годом становилось все меньше. Здоровье-это физическое, моральное и духовное благополучие человека во всех аспектах его жизни. В последнее время обоснованную тревогу вызывает состояние здоровья школьников. Актуальность данной темы является то, что как ни парадоксально, но по данным мониторинга Всероссийской диспансеризации физического развития и физической подготовленности детей, сельские школьники дали худшие показатели, чем дети, проживающие в городе. МОУ СОШ № 8  не стала исключением – количество здоровых учащихся с каждым годом становилось все меньше.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konferenciya_po_zozh.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                       

Программа  «Здоровый образ жизни».

       Здоровье-это физическое, моральное и духовное благополучие человека во всех аспектах его жизни. В последнее время обоснованную тревогу вызывает состояние здоровья школьников. Актуальность данной темы является то, что как ни парадоксально, но по данным мониторинга Всероссийской диспансеризации физического развития и физической подготовленности детей, сельские школьники дали худшие показатели, чем дети, проживающие в городе. МОУ СОШ № 8  не стала исключением – количество здоровых учащихся с каждым годом становилось все меньше. Сохраняется высокий удельный вес заболеваемости по многим нозологическим формам, особую тревогу вызывает % школьников с несформированным опорно-двигательным аппаратом.          

     Педагогический аспект здоровья ухудшается, и как следствие снижается успешность учащихся. Решить проблему низкой двигательной активности через введение традиционного “стандартного” урока физической культуры невозможно. Новизна состоит в том, что нужны новые подходы к учебно-воспитательному процессу -  такими подходами являются в нашей школе интегрированные уроки физкультуры. Эти уроки я провожу 3 типов:

1.Это уроки совместно с учителями биологии и медсестрой. В начале  урока учитель биологии рассказывает или напоминает о некоторых воздействиях физической нагрузки на ССС, кровеносную систему . Затем медсестра меряет давление и ЧСС – и начинаем урок по плану, в середине и конце урока после определенных упражнений направленных на разные группы мышц мы измеряем ЧСС и АД еще раз. Результаты заносятся в таблицы. При подведении итогов делаются выводы по этой таблице. Такие же уроки проводим по дыханию ит.д.

2.Тип – это уроки музыкальные. Урок проводиться под  специально подобранную музыку. Здесь и ритм и такт который задает музыка, влияет не только на темп занятий, но и на ЧСС, ритм, частоту дыхания и т.д. И снова результаты заносятся в таблицу.

        Такие таблицы по моей просьбе рассматриваются, анализируются, обсуждаются и делаются выводы – на уроках биологии.

 3.Еще один вид уроков становиться очень популярный. Это когда уроки сопровождаются не только музыкой, но и пятиминутной беседой или в течение урока через проектор идёт презентация  на здоровьесберегающие темы (о вреде курения, о наркомании, о знаменитых спортсменах и т.д.). Одна

Презентация повторяется 5 – 6 раз за урок. Специально ребята не прослушивают, но в процессе выполнения упражнений они нет нет и прислушаются к ней, а т.к. он многократно повторяется, то оказывается что текст откладывается в памяти.

   Таки уроки помогли снизить % курильщиков в школе, увеличить количество учащихся интересующихся здоровым образом жизни.

          В нашем конкретном случае проблема усугубляется тем, что школа п. Сенного - школа  сельская, находящаяся далеко от районного центра. Кадровая обстановка сложилась так, что у нас нет своего, логопеда, дефектолога, но проблема оздоровления детей через общеобразовательный процесс интересует нас с 2000 года. Учебно-воспитательная работа поддерживается и направляется руководителями образовательного учреждения, членами администрации, педагогическим коллективом. Строится на понимании всей значимости решения вопросов формирования, сохранения и укрепления здоровья, учащихся в процессе получения ими образования, присутствия фактора социального одобрения деятельности. Наличие у учителей высокой культуры здоровья, реализация ими положительной модели здорового образа жизни.

       Первоочередной его задачей является определение четких целей, методологических оснований работы учреждения, мотивация всего коллектива на достижение результата, чтобы каждый педагог чувствовал себя ответственным за общее дело.

      Преподаватели должны быть готовы к такой работе и профессионально (не только знание своего предмета, но и психолого-педагогическая, эколого-физиологическая грамотность и т.п.), и морально (готовность вступить в субъект - субъектные отношения, принять психологическую позицию “рядом с ребенком”).

     Под здоровьесберегающими образовательными технологиями в широком смысле мы понимаем все те технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья учащихся. Престиж здорового образа жизни в школе высок. Мы проводим мониторинги для выявления  соответствия участка, здания, планировки, площади помещений, современного дизайна, микроклимата, светового режима, отделки, оборудования учебных и не учебных помещений, организации питания. Наличие в классах атмосферы, способствующей хорошему настроению, высокой работоспособности, психогигиеническому комфорту и желанию все это сберечь и сохранить. Учитывается динамика умственной работоспособности при организации учебного труда и отдыха, выбор режимов обучения, составление недельного расписания; использование на уроках здоровъесберегаюших педагогических технологий, минимизация стрессовых воздействий во время проведения контрольных и самостоятельных работ. Эстетическое этнокультурное оформление интерьера школы, в котором гармонично переплетены здоровьесберегающие аспекты и местный колорит. В рекреациях начальных классов и классных комнатах подобраны цветочные композиции, оказывающие терапевтический эффект.

  Система оценки качества (СОК) состояния здоровья учащихся ведется в нашей школе. Выполняя Закон «Об образовании», наша  школа организовала контроль за осуществлением медицинского надзора и состоянием здоровья учащихся. Функцией образовательного учреждения стала функция оздоровления и охраны здоровья, развитие здорового образа жизни, поэтому мониторинг физического здоровья учащихся стал основанием для управления здоровьесберегающей деятельностью школы в целом. Практически все группы которые даны СОКО в блоке «Состояние здоровья учащихся» есть в нашей школе. Цели и задачи которых, выполняются в полном объеме –  через следующие мониторинги и мероприятия:

  1. Мониторинг по медицинскому измерению физического развития учащихся(рост, вес, динамометрия.)
  2. Мониторинг по выявлению и фиксации хронических заболеваний и определение групп здоровья.
  3. Мониторинг уровня физической подготовленности учащихся.
  4. Мониторинг уровня обученности по четвертным, годовым и экзаменационным отметкам.

5.   Мониторинг о количестве учащихся принявших участие в спортивных соревнованиях.

       Все это формируется у детей  в процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил ЗОЖ, находящей одобрение и родителей. Учителя школы с помощью психолога очень грамотно, профессионально характеризуют индивидуальность каждого ребенка а, кроме того, могут снабдить этой информацией родителей. И сами родители принимают участие в такой диагностике, получая задания понаблюдать за ребенком. Зачастую родители “открывают” своих детей с помощью учителей, психологов и медиков.

    Одна из важнейших задач, возложенная на родителей, — контроль за соблюдением режима дня школьника и сбалансированного питания. Там, где эти задачи решаются успешно, в семье растет здоровый, физически крепкий ребенок с хорошей эмоционально-волевой сферой, социально защищенный. С помощью родителей проходят декады по озеленению классных комнат, рекреаций и пришкольного участка.

  Есть система работы  по здоровьесбережению:

  1. Это пятиминутные беседы лекторской группы о ЗОЖ созданной из учеников проводимой во всех классах 1 раз в месяц.
  2. Это стенгазеты, стенды достижений успеваемости и результатов.
  3. Внеурочные системы ФВ:

А) подвижные перемены

Б) спортивные секции

В) спортивно – оздоровительный клуб «СКИФ»

Г) клуб «Родители и спорт»

Д) дни здоровья. Один из которых мы в этом году провели на пляже.

Е) дни физкультуры совместно с администрацией и участниками завода «Фанагория»

Ж) турпоходы и экскурсии

З) спортивные праздники

И) обеспечение правильного и качественного питания в школе и дома.

К) осуществление контроля дисциплины учащихся.

4. Физкультпаузы и физкультминутки.

5. Проведение ежегодных медицинских обследований

6. Проведение прогулок со школьниками на свежем воздухе.

7. Выполнение санитарно-гигиенических норм в школе.

    В общешкольный план – программу по здоровьесбережению – входят следующие программы:

      1. Военно-патриотическая.

      2. Антинаркотическая.

      3. Спортивного клуба.

      4. Психологического сопровождения.

      5. Санитарно – гигиеническая.

      6. Образовательная.

    Общешкольные родительские собрания походят с показом элементов урока или спортивного праздника. Ведется совместная работа учителей, администрации, учащихся и родителей. Одной из проблем, над которой работает школа и есть проблема здоровьесбережения, поэтому разработка и апробация здоровьесберегающих технологий ведется постоянно. На эту темы был проведен в ноябре 2008 года педсовет, где и приняли программу.

      Проводимая школой работа дает положительные результаты, что делает ее эффективной в рамках  сельской школы.

          Для всего этого необходимо опираться на исследование ученых, разработки ведущих специалистов, занимающихся проблемами здоровьесбережения. (научность).    Мониторинги по ФК помогают путем анализа свести всю информацию в одно целое, обобщить ее и получить общую картину развития образовательного процесса.

 Кроме того, передача ученикам части полномочий для выполнения посыльной работы в разработке, организации анализа, в интерпретации данных, прогнозировании, то мониторинг дает неоценимый эффект для практической заинтересованности воспитанников школы в ее преобразовании.

   Система работы, её единый центр, вовлечение в эту работу старшеклассников, спортивные клубы, родителей – позволяет достичь оптимальности в работе. Когда все знают что и когда проводится, когда все четко проводится по плану, когда мониторинги  позволяют определить проблемные места – все это позволяет экономить силы и время на достижение высоких результатов. (Оптимальность). Следует отметить, что мониторинги и тестирования показывают положительную динамику. Так наша учащиеся Трошина Валерия в 2007 г. поступила в университет физкультуры и сейчас входит в состав сборной университета по спортивным танцам. Есть и еще примеры. Малюк Виктор после окончания 9  классов выпустившийся в 2008 году и поступивший в колледж на строителя,  в данный момент является чемпионом России по гиревому спорту. Так же ребята, поступившие в ряды вооруженных сил России и военные училища, проявляют себя там с хорошей стороны, получают грамоты, а родители в свою очередь  благодарят учителей за такое воспитание. Работа продолжается и будит продолжена.

      Спортсмены, достигшие высоких показателей в спорте, становятся успешными и в жизни. Например, Александр Маскаленко, неоднократный чемпион мира и олимпийских игр в прыжках на батуте. В данный момент возглавляет Краевую федерацию физической культуры, туризма и спорта. Вячеслав Фетисов, многократный чемпион мира и олимпийских игр по хоккею, является министром спорта в России.

    Из всего сказанного следует, чем больше детей будит здоровых, тем больше пользы мы принесем стране и будущим поколениям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Здоровый Образ Жизни" для реализации в воспитательной работе школ, гимназий, лицеев

Установка на здоровый образ жизни, как известно, не появляется у человека сама собой, а формируется в результате определенного педагогического воз...

Конкурсная программа "Здоровый образ жизни" для 8 кл.

Эту программу лучше всего проводить в конце учебного года, как повторение и закрепление изученного материала, не только теоретического, но и практических навыков оказания первой доврачебной помощи, сп...

Календарно-тематическое планирование занятий по программе "Здоровый образ жизни" для детей 6 - 14 лет

Календарно-тематический план раскрывает последовательность тем предлагаемого курса и количество часов на каждую из них, соотношение времени теоретических и практических занятий, в нем представлены фор...

Воспитательная программа "Здоровый образ жизни"

Воспитательная программа расчитана на три года.В программе прописана цель, разработаны направления работы, самоуправление в классе,составлена план-сетка на 5 класс....

Программа здорового образа жизни.

Программа здорового образа жизни....

С.А.Диденко. Программа «Здоровый образ жизни - в каждую семью»

«Здоровье – не всё,но без здоровья – ничто».Сократ.Здоровье — самое ценное, что есть у человека, гарант семейного и материального благополучия. Хорошее здоровье — основное условие для выполнения биоло...

Формирование мотивации подростков на здоровый образ жизни посредствам программы «Здоровье в твоих руках»

Самое ценное, что есть у человека – это его здоровье. В рейтинге жизненных ценностей молодежи здоровье занимает лишь 4 место, вслед за значимостью семьи, дружбы и общения, финансового благополуч...