Пульсометрия на уроке физической культуры в 5 классе.
методическая разработка (физкультура и спорт, 5 класс) по теме

Казанцев Олег Геннадьевич

Пульсометрия на уроке физической культуры в 5 классе.

Проведение пульсометрии на уроке физической культуры или его части помогает оценить соответствие нагрузки возрасту, индивидуальным особенностям занимающихся, содержанию и условиям проведения занятий. Пульсометрия играет вспомогательную роль в контроле за уроком физического воспитания в общеобразовательной школе. На основании показателей пульса (ЧСС) выясняется реакция сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку, вызванная определенным упражнением или серией упражнений, а также динамика этих реакций на протяжении всего урока, что позволяет оценить эффективность регулирования нагрузки с учетом возрастных особенностей занимающихся. Для этого вычерчивается физиологическая «кривая нагрузки».

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Волгоградский государственный социально - педагогический университет»

ФГБОУ ВПО  "ВГСПУ"

Кафедра физической культуры, теории и методики.

Пульсометрия на  уроке физической культуры

в 5 «В»  классе МОУ ЛИЦЕЙ  №  9         24 ноября 2012

Выполнил:

Казанцев Олег Геннадьевич

ФК – 51 (ОЗО)

________________________

Проверил:

к.п.н. , доцент Бутакова Елена Владимировна


________________________

Волгоград

2012 г.

 Проведение пульсометрии на уроке физической культуры

        Проведение пульсометрии на уроке физической культуры или его части помогает оценить соответствие нагрузки возрасту, индивидуальным особенностям занимающихся, содержанию и условиям проведения занятий. Пульсометрия играет вспомогательную роль в контроле за уроком физического воспитания в общеобразовательной школе. На основании показателей пульса (ЧСС) выясняется реакция сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку, вызванная определенным упражнением или серией упражнений, а также динамика этих реакций на протяжении всего урока, что позволяет оценить эффективность регулирования нагрузки с учетом возрастных особенностей занимающихся. Для этого вычерчивается физиологическая «кривая нагрузки».

        Реальная кривая нагрузки оценивается с учетом общих требований к развертыванию работоспособности организма. При дозировании нагрузок в целях повышения функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы их величина по показателям ЧСС должна быть не ниже 130 уд/мин. Поэтому величина нагрузок при ЧСС, равной 130 уд/мин, соответствует порогу тренирующей нагрузки. В оздоровительных целях оптимальный диапазон физических нагрузок на занятиях находится в пределах ЧСС от 130 до 170 уд/мин. Верхняя граница ЧСС после интенсивной нагрузки для учащихся основной медицинской группы не должна превышать 170 –180 уд/мин.

        Диапазон нагрузок высокой интенсивности составляет 161 – 175 уд/мин, средней интенсивности – 130 – 160 уд/мин и низкой – 110 – 130 уд/мин. В каждый урок рекомендуется включать 2 - 3 пика нагрузки продолжительностью до 2-х минут при ЧСС 90 – 100 % от максимальной.

        При проведении пульсометрии на уроке ФК частота сердечных сокращений подсчитывается в течение 10 секунд в наиболее характерные моменты урока. За 5 минут до звонка, на первой минуте урока, после подготовительной части, 2-3 раза в процессе основной части урока (до и после основных упражнений или серии упражнений не чаще, чем через 3-5 минут) и после заключительной части урока.

Оценка пульсовых данных и кривой ЧСС должна сопровождаться всесторонним анализом. Показатели пульса у разных лиц, как и у одного и того же лица в разное время и при разных обстоятельствах не совпадают. Измеряют же, как правило, частоту сердечных сокращений лишь одного занимающегося. Кроме того, следует иметь в виду, что эти изменения происходят не только в зависимости от характера и величины мышечной работы, но и под влиянием эмоций, которые в уроках физического воспитания нередко достигают значительной силы. Поэтому относительно правильная оценка показателей пульсометрии возможна лишь при учете данных педагогического наблюдения, которые фиксируются частично в графе «Примечания».

Содержание и порядок записей ясен из названия отдельных граф протокола. Для обеспечения информативности данных важно соблюдать следующее:

  1. Своевременно подготовить часы (с секундной стрелкой) или секундомер, который включается по звонку и не выключается до конца урока (без этого невозможно оформить кривую нагрузки).
  2. Подготовить протокол для черновой записи показателей пульса.
  3. Заблаговременно выбрать объект наблюдения – по возможности наиболее значимый для анализа. Это должен быть средний ученик, характеризующий основную массу учащихся данного класса. Студент выбирает мальчика, студентка – девочку. Характеристику намеченного ученика может дать учитель физического воспитания.

По возможности можно наблюдать за работой нескольких разнотипных представителей класса (и подсчитать у них пульс): девочки и мальчика; сильного и слабого по подготовленности учеников; старательного и нерадивого и т. п. В этом случае каждого ученика наблюдают разные студенты. Анализ и обобщение всех данных можно поручить одному из студентов, который оформляет соответствующие материалы и сообщает о них при обсуждении урока в бригаде.

Намеченного для наблюдения ученика необходимо заблаговременно предупредить, поставив его в известность о цели, содержании и порядке предстоящей процедуры. Подсчитывается пульс перед выполнением упражнений или серии упражнений и сразу после их выполнения. Для этого хронометрист должен своевременно подойти к испытуемому, чтобы не отвлекать его от работы. Желательно все измерения производить, когда занимающиеся находятся в одной  и той же свободной стойке.

  1. После окончания урока, полученные десятисекундные измерения пульса переводят в минутные, по которым оформляется графическое изображение динамики пульса в течение урока.

При анализе полученных данных учитывается тип урока и запланированное в конспекте содержание. По высоте «кривой» условно можно судить об интенсивности нагрузки, а по величине площади «кривой» и  проекций от исходного пульса об объеме. Записи наблюдений в примечании дают ответы на возникшие вопросы.

Для того, чтобы анализ полученных данных был достаточно убедительным, необходимо изучить специальную литературу о функциональных особенностях сердечной деятельности учащихся соответствующего возраста.

Протокол

наблюдения за пульсом

Предмет наблюдения – изменение пульса учащегося Фомичева Д.

в процессе урока Ф. К. в 5 «В»  классе проведенного 24 ноября 2012

в     спортивном зале  МОУ   ЛИЦЕЙ  №  9  

Задачи урока:

 1. Обучать броску мяча в кольцо с 2-х шагов.

 2. Совершенствовать передачу мяча от груди двумя руками в движении.

           3. Развивать координационные способности.

Запись наблюдения

Наименование действий предшествующих подсчету пульса

Время подсчета пульса от начала урока

Частота СС за

Примечание

10 с.

1 мин.

Перед входом в зал

8.55

14

84

Возбужден после урока

В начале урока

9.00

18

108

Бегал во время перемены

Окончание подготовительной части

9.10

18

108

Выполнение упражнения №1

9.15

16

96

Изучение нового материала

Выполнение упражнения №2

9.20

21

126

Выполнение упражнения №3

9.25

27

162

Выполнение упражнения №4

9.30

28

168

Активно участвовал в игре

Выполнение упражнения №5

9.35

23

138

После заключительной части урока

9.40

19

114

Через 5 минут после окончания урока

9.45

17

102

ГРАФИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ДИНАМИКИ ПУЛЬСА

Оценка объема и интенсивности нагрузок в уроке

Анализ полученных данных и графическое изображение динамики показателей пульса свидетельствует о значительном объеме и интенсивности нагрузки в уроке. Подготовительная часть урока способствовала постепенной подготовке организма к выполнению нагрузки в основной части урока и решению поставленных в уроке задач, хотя следует отметить, что интенсивность упражнений могла быть более высокой при выполнении заданий поточным методом и выполнении упражнений в движении. Недостаточно высокой была нагрузка и в начале основной части урока, что объясняется изучением нового материала. Наибольший пик показателей ЧСС пришелся на 25-30 минуты, на время проведения учебной игры. После которой наблюдается планомерное снижение интенсивности физической нагрузки за счет выполнения бросков в свободном темпе. Урок закончился своевременно, но снижения показателей ЧСС до первоначального значения не произошло, т. к. времени на проведение заключительной части урока практически не осталось. Таким образом, задача восстановления организма была не решена.

Рекомендации проводящему урок

Необходимо уделять внимание и заключительной части урока, так как она призвана обеспечивать целесообразное восстановление функций организма и переход к последующей деятельности. После выполнения игры на внимание обязательно следовало дать упражнения на дыхание и расслабление, что отсутствовало в данном уроке.

Протокол

наблюдения за пульсом

Предмет наблюдения – изменение пульса учащегося (йся) _________________

в процессе урока ФК в _______ классе, проведенного «_____» ______________

в ____________________ студентом (кой) _______________________________

          спорт/зал школы №                                                                              Ф. И. О.

Задачи урока: ________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Запись наблюдения

Наименование действий, предшествующих подсчету пульса

Время подсчета пульса от начала урока

Частота СС за

Примечание

10 с.

1 мин.

1.

Перед входом в зал

2.

В начале урока

3.

После подготовительной части урока

4.

Выполнение упражнения № 1: до

                                                    после

5.

Выполнение упражнения № 2: до

                                                    после

6.

Выполнение упражнения № 3: до

                                                    после

7.

Выполнение упражнения № 4: до

                                                    после

8.

Выполнение упражнения № 5: до

                                                    после

9.

После заключительной части урока

10.

Через 5 минут после окончания урока

Графическое изображение динамики пульса

ЧСС за

10,,

1,

10,,

1,

9

54

21

126

10

60

22

132

11

66

23

138

12

72

24

144

13

78

25

150

14

84

26

156

15

90

27

162

16

96

28

168

17

102

29

174

18

108

30

180

19

114

31

188

20

120

32

192

Оценка объема и интенсивности нагрузок в уроке

Рекомендации проводящему урок

ЧСС за

10’’

1’

10’’

1’

9

54

21

126

10

60

22

132

11

66

23

138

12

72

24

144

13

78

25

150

14

84

26

156

15

90

27

162

16

96

28

168

17

102

29

174

18

108

30

180

19

114

31

188

20

120

32

192

Время подсчета пульса от начала урока


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока физической культуры . 7 класс.

 Конспект урокапо физической культуре  Тема урока: Баскетбол: передача мяча с места и в движенииЦель урока: формирование и развитие двигательных навыков у учащихсяЗадачи урока:Образовательная: соверше...

Урок физической культуры, 5 класс

Разучивание двухшажной техники броска мяча по кольцу...

Конспект урока физической культуры 5 класс

урока по физической культуре  для обучающихся 5А  класса по разделу «спортивные игры с элементами баскетбола»Тема урока: Передача и ловля мяча.Цель: научить учащихся правильному приему...

Урок физической культуры 5 класс с использованием АМО

Представлен урок гимнастики для 5 класса с использованием АМО.      Активные методы обучения (АМО) - это система методов , обеспечивающих активность и разнообразие мыслит...

Конспект урока физической культуры 4 класс

Тема урока: "Подвижные игры"...

Протокол пульсометрии на уроке физической культуры

Проведение пульсометрии на уроке физической культуры или его части помогает оценить соответствие и обоснованность нагрузок с учётом индивидуальным особенностям занимающихся, содержанию и условиям пров...

План-конспект урока физической культуры, 8 класс. Тема: "Развитие физической выносливости"

План-конспект урока физической культуры, 8 класс. Тема: "Развитие физической выносливости"...