"Зы свое здоровье ты в ответе сам"
методическая разработка по физкультуре на тему

Ветошкин Николай Анатольевич

ОФП

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ofp_.doc198.5 КБ
Microsoft Office document icon ofp.doc192.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                         Российская Федерация

Ямало-Ненецкий автономный округ Надымский район с. Ныда

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«ШКОЛА-ИНТЕРНАТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ с. НЫДА»

Рассмотрено:                                       Согласовано:                                          Утверждаю:

на методическом совете

«___» ______  2010 г.                       «___» ______  2012 г.                         «__»_______ 2012г.

__________________                            _______________                             ________________

                                                            зам.директора по ВР                      директор школы

                                                              Мертюкова С.А.                            МалининИ.А.

Образовательная программа

Общая физическая подготовка« За свое здоровье ты в ответе сам»

для детей 12-13лет

Срок реализации: 1 год

                                                             

                                                            Ветошкин Николай Анатольевич

                                                              учитель физической культуры

                                                             Второй квалификационной категории

с.Ныда

2012 год

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

I. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ        

II. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА        

III. Цель и задачи образовательной программы        

IV. Базовый учебно-тематический план первого года обучения        

V.Содержание образовательной программы        

VI. Методическое обеспечение образовательной деятельности.        

VII. Предполагаемые результаты, формы, критерии их оценки:        

VIII. Условия реализации программы.        

IX. Список литературы        


I. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы

«Общая физическая подготовка»  « За свое здоровье ты в ответе сам»

Направление

Физкультурно-оздоровительное

Классификация

Специальная;  массовая;  разновозрастная.

Составитель программы

Ветошкин Николай Анатольевич

Название учреждения

Муниципальное образовательное учреждение

 «Школа-интернат среднего полного (общего) образования с.Ныда

Адрес организации

ЯНАО Надымский район  с.Ныда  ул. Южная 12

География

Надымский район с. Ныда

Целевая группа

Наполняемость: 1 год НП – до 15 чел.

Обоснование для разработки программы

  1. Программа Развития  МОУ «Школа-интернат среднего полного (общего) образования с.Ныда Устав образовательного учреждения;
  2. Типовое положение об учреждении дополнительного образования детей;
  3. Учебные программы по виду спорта;

Цель программы

Создание условий для оказания благоприятного воздействия на укрепление здоровья и дальнейшего вовлечения в активные занятия физической культурой и спортом.

Задачи программы

1.  Укрепление здоровья, ликвидация или стойкая компенсация нарушений, вызванных заболеванием;  

2.  Постепенная адаптация организма к воздействию физических нагрузок, расширение диапазона функциональных возможностей физиологических систем организма;  

3.   Формирование волевых качеств личности и интереса к регулярным занятиям физической культурой;

4.     Воспитание сознательного и активного отношения к здоровью и здоровому образу жизни как к ценностям;

Сроки реализации

1 год

Режим занятий

НП 1 год – 1 раз в неделю, занятие60 минут.

Ожидаемые результаты

  1. Улучшение показателей физического развития
  2. Выполнение нормативных показателей;


II. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:

  1. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от05 03 2004 года № 1089;
  2. Примерная программа, доктора педагогических учащихся 1-11 классов» В.И. Лях, 2007г. созданная на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Работа секции общей физической подготовки предусматривает содействие гармоничному развитию детского организма, укреплению здоровья, привитие интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями. Продолжительность занятий в группе первого года обучения 1 раз в неделю по 60 минут.

 Программа предусматривает изучение теоретического материала, проведение практических занятий по физической, технической и тактической подготовке. Изучение теоретического материала осуществляется в форме 10-15 минутных бесед, которые проводятся в начале и в ходе занятий.

Программа содержит обязательный минимум образования по предмету «Физическая культура». Структурированность учебного материала представлена в соответствии с основами компонентами физкультурно-оздоровительной деятельности: «Основы знаний о физической культуре» (информационный компонент), «Способы деятельности» (операционный компонент), Физическое совершенствование» (мотивационный компонент), которые позволяют использовать в учебном процессе разнообразные формы обучения, содействующие развитию самостоятельности и творчества. Логикой изложения содержания каждого из разделов программы определяется этапность его освоения школьниками («от общего к частному» и «от частного к конкретному»), перевод осваиваемых знаний в практические умения и навыки.

Требования к уровню подготовки учащихся по предмету «Физическая культура». Данные требования согласуются с требованиями Государственного стандарта и дают основания для соответствующей аттестации учащихся специальной медицинской группы по курсу «Физическая культура». В программе представлены требования по каждой возрастной группе, но если тот или иной учащийся по медицинским показателям не может выполнить их в текущем году, то эти требования (или часть их) переносится на следующий учебный год. Вместе с тем при итоговой аттестации учащиеся ОФП должны выполнить не менее 70% требований программы.

Внеклассное воспитание призвано содействовать развитию способностей и склонностей детей школьного возраста, воспитанию социальной активности, формированию интереса к труду, искусству, военно-патриотической деятельности, спорту, организации разумного досуга и отдыха, укреплению здоровья. Широкий диапазон направленности задач и содержания различных форм организации внеклассной работы по физическому воспитанию, добровольность участия в ней обеспечивают возможность удовлетворения индивидуальных интересов школьников к занятиям физическими упражнениями.

Секция общей физической подготовки является одной из форм дополнительной работы по предмету «Физическая культура» и переходной ступенью к специализированным  занятиям спортом. Она создает для желающих улучшить свою физическую подготовленность и определить интересы и возможности для специализации в том или ином виде спорта.

Целью образования в области физической культуры является формирование у школьников устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью. В целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.

Привлечение школьников к систематическим занятиям физической культурой и спортом.

В соответствии с концепцией физического воспитания учебно-тренировочные группы по ОФП призваны решать следующие задачи:

  1. Закреплять и совершенствовать умения и навыки, полученные на уроках физической культуры;
  2. Содействовать формированию жизненно необходимых физических качеств;
  3. Воспитывать у школьников общественную активность и трудолюбие;
  4. Развивать творческую инициативу, самостоятельность и организаторские способности.

В учебно-тренировочных группах первого года обучения занимаются девочки и мальчики в возрасте от 12 до 13 лет, изъявляющие желание заниматься подготовкой к «Президентским состязаниям». В первый год обучения осваивается программа начальной подготовки. В этот период, помимо общей для всех лет задачи общеобразовательной школы укрепление здоровья,  всесторонней физической, моральной и психической подготовки занимающихся решается задача формирования специальных физических качеств (сила, быстрота, гибкость, прыгучесть, координация движений), приобретая навыки правильного выполнения движений.

Учебно-тренировочный процесс осуществляется на основе учебного плана, годовых графиков расчетных часов и программы, конкретизированных в расписании занятий, журнале учета работы и дневнике учителя.

Учителя-тренеры по общей физической подготовке должны постоянно контролировать успеваемость по другим предметам и поведения занимающихся в школе и вне её. Проверять и визировать дневники, поддерживать связь с классными руководителями, по необходимости с учителями-предметниками и с родителями учащихся, занимающихся в группах общей физической подготовке.

Воспитательная работа в (УТГ) учебно-тренировочной группе осуществляется как в процессе занятий, так и во внеурочное время в форме коллективных и индивидуальных бесед, лекций, экскурсий, походов, посещения культурных и зрелищных мероприятий, спортивных состязаний, встреч с известными спортсменами, известными гражданами города и страны, просмотре видеофильмов и т.п.

Учитель-тренер должен повседневно приучать занимающихся к труду, работе в коллективе, доброжелательному отношению к товарищам по группе, взаимовыручке, помощи и сочувствию к ним.

Важную роль в процессе занятий играет целенаправленное воспитание моральных и волевых качеств; смелости, решительности, самообладанию, умению преодолевать трудности, проявлять волю в достижении поставленных целей, уважение к спортивному сопернику, умение побеждать и достойно встречать неудачи.

Большое значение в воспитательной работе имеет личный пример учителя-тренера: его организованность, дисциплинированность, ответственное отношение к работе, доброжелательность и требовательность к учащимся и к себе, эстетически безупречный внешний вид, манера общения.

Задачи:

  1. Приобщить возможно большое количество школьников к организованным занятиям физическими упражнениями и содействовать в выборе спортивной специализации;
  2. Улучшить физическую подготовленность учащихся и на этой основе содействовать успешному выполнению требований учебной программы.

В основе программы лежит несколько идей:

  1. Идея доступности:

возможность каждого ребёнка, кто хочет приобщиться к миру здоровья, красоты, молодости, познания, общения, дружбы, выберет для себя наиболее посильный вид деятельности и форму участия.

  1. Идея последовательности:

шаг за шагом, от занятия к занятию, от простых элементов и упражнений к более сложным, от внутрисекционных соревнований до всероссийских.

  1. Идея коллективности:

так как практически на всех соревнованиях, в которых мы выступаем, определяются победители не только в личном первенстве, но и в командном. То педагогическая задача состоит в формировании «сильного духом и телом сплочённого коллектива, и в создании психологического и эмоционального настроения команды во время соревновательного периода».

  1. Идея взаимопомощи и взаимовыручки:

наиболее спортивные ребята, хорошо освоившие технику физических упражнений, заданий, помогают отстающим в этом виде деятельности. Не оставлять в трудные минуты  своих товарищей по команде, а также соперников нуждающихся в помощи.


III. Цель и задачи образовательной программы

Цель: Создание условий для оказания благоприятного воздействия на укрепление здоровья и дальнейшего вовлечения в активные занятия физической культурой и спортом.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ:

  1. Укрепление здоровья, улучшение физической подготовленности;
  2. Формирование волевых качеств личности и интереса к регулярным занятиям физической культурой;
  3. Воспитание сознательного и активного отношения к здоровью и здоровому образу жизни как к ценностям;
  4. Содействие гармоничному физическому развитию, всесторонней   физической подготовленности и укреплению здоровью учащихся;
  5. Повышение тренировочных и соревновательных нагрузок уровня владения навыками игры в процессе многолетней подготовки ;
  6. Воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями;
  7. Достижение высоких показателей в физической и технической подготовках;
  8. Воспитание нравственных и волевых качеств;
  9. Воспитание активности, сознательности и самодисциплины и на их основе создание дружного, боеспособного коллектива;
  10. Воспитание трудолюбия, благородства и умения переживать неудачи и радости побед;
  11. Развитие чувства ответственности за себя, за коллектив, за спортивные достижения команды;
  12. Развитие физических качеств и психических свойств личности.

IV. Базовый учебно-тематический план первого года обучения

Количество часов в неделю – 1 ч

Наименование разделов

Всего часов

В том числе

теоретических

практических

1.

Теоретическая подготовка

2

2


2.

Общая физическая подготовка

10

10

3.

Специальная физическая подготовка

10

10

4

Техническая подготовка

5

5

5

Тактическая подготовка

5

5


6

Контрольные испытания

Тесты

3

3

7

Итого часов

35

2

33

Задачи секции:

  1. повышение физиологической активности систем организма, содействие оптимизации умственной и физиологической работоспособности;
  2. совершенствование прикладных жизненно важных навыков и умений в ходьбе, беге, прыжках, лазании, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями;
  3. повышение физической подготовленности и развитие основных физических качеств;
  4. обучение комплексам физических упражнений с оздоровительной и корригирующей направленностью;
  5. формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека, укреплении здоровья;
  6. укрепление здоровья, повышение функциональных и адаптивных возможностей основных жизнеобеспечивающих систем организма, развитие физических качеств, лежащих в основе общей физической подготовленности;
  7. обучение физическими упражнениями из современных здоровьеформирующих и здоровьесберегающих систем физического воспитания, формирование индивидуального телосложения, правильной осанки и рационального дыхания, умений организовать самостоятельные занятия физической культурой с оздоровительной направленностью;
  8. повышение культуры движений, обогащение двигательного опыта упражнениями базовых видов спорта (гимнастика, акробатика, легкая атлетика, кроссовая подготовка, спортивные игры);
  9. освоение комплекса знаний о физической культуре, ее истории и формах организации, связи с культурой здоровья.

V.Содержание образовательной программы


Наименование раздела

Количество часов

1 год обучения

Теоретических

Практических

1

Значение физических упражнений для здоровья человека


0,5


2

Правила и нормы поведения на занятиях физической культуры


0,5

3

Закаливание, режим дня, самоконтроль

0,5

4

Что такое физическая работоспособность и физическая подготовленность


0,5

5

Общая физическая подготовка

10

6

Специальная физическая подготовка

10

7

Техническая подготовка

5

8

Тактическая подготовка

5

9

Контрольные испытания

Тесты

3


Итого


2


33

Теоретическая подготовка:

  1. значение занятий физкультурой и спортом  в жизни человека;
  2. влияние физических упражнений на организм человека, тренировка как процесс совершенствования функций организма;
  3. гигиена, врачебный контроль и самоконтроль, режим дня и питания, профилактика травматизма;
  4. техника безопасности на занятиях и оказание первой медицинской помощи;
  5. основы методики обучения и тренировки , порядок обучения технике и тактике ;
  6. правила игры, организация и проведение соревнований;
  7. оборудование и инвентарь, роль специального оборудования в повышении эффективности тренировочного процесса;
  8. тактические планы игры, установка на игры и их разбор, индивидуальные и командные действия в процессе соревнований и контрольных игр.

Общая физическая подготовка:

  1. комплексные занятия с набором упражнений для развития физических качеств (выносливость, настойчивость,  воля, быстрота, сила, ловкость и т.д.
  2. развитие физических качеств с применением различных предметов: набивные мячи, скакалка, мячи, тренажеры, обручи и.т.д.;
  3. легкоатлетические упражнения: эстафеты, челночный бег, бег 15, 30, 250, метров, кросс 500 до 1 000 метров, метание, прыжки в высоту и длину с места;
  4. гимнастические и акробатические упражнения:
  5. упражнения для развития силы, силовой и статистической выносливости,  - упражнения для развития подвижности в суставах, упражнения развивающие вестибулярную устойчивость и т.д.;
  6. подвижные спортивные игры: «салки», «попрыгунчики», «пустое место», баскетбол без ведения, «перестрелка», «пионербол » и т.д.;
  7. сдача нормативов по физической  подготовке.

Специальная физическая подготовка:

  1. развитие специальных физических способностей, необходимых при совершенствовании;
  2. упражнения для развития  скорости и ловкости, быстроты зрительно-двигательной реакции на мяч, скорости перемещения и ориентации на поле;
  3. развитие скоростной силы,  взрывной силы, выносливости и целеустремленность в атаке и отборе мяча;
  4. развитие и совершенствование стартовой скорости с изменением направления движения, скоростная обводка препятствий;
  5. специальные физические упражнения для развития прыгучести, прыжки в длину и в высоту;
  6. акробатические упражнения при отборе мяча. Специальные акробатические упражнения для  тренировки вратаря.

Техническая подготовка:

  1. обучение технике игр без мяча: обычный бег, бег спиной вперед, бег скрестным и приставными шагами, прыжки толчком одной и двумя ногами, остановка прыжком и выпадом, повороты на месте и в движении переступанием и прыжком;
  2. обучение технике владения мячом: удары по мячу ногой, остановка мяча, ведения мяча;
  3. серединой, внутренней и внешней частью подъема, носком, пяткой;
  4. обучение ведению мяча: ведение мяча шагом и бегом, с изменением направления;
  5. обучение подаче мяча, приему мяча, ловле мяча;
  6. обучение технике игры: основная стойка, ловля мяча снизу, сверху, с боку, в падении, отбивание мяча, передача мяча, бросок и выбивание мяча;

Тактическая подготовка:

  1. формирование устойчивой взаимосвязи между физической, специальной и тактико-технической сторонами подготовки;
  2. обучение индивидуальным тактическим действиям: выбор места, ведение мяча и обводка соперника, обманные действия, броски по кольцу, отбор мяча у соперника;
  3. обучение групповым тактическим действиям: передачи мяча, отбор мяча у соперника при помощи согласованных действий двух, трех и более игроков, держания (закрывания) соперника;
  4. обучение командным тактическим действиям:

Образовательный процесс с учащимися, организуется в форме урока (по схеме):

Подготовительная, основная и заключительная части.

Подготовительная часть.

Задачи:

  1. организовать учащихся; определить ЧСС;
  2. создать благоприятное эмоциональное настроение;
  3. способствовать постепенной функциональной подготовке организма к повышенным нагрузкам.
  4. Подсчет ЧСС производится самими учащимися.
  5. В подготовительной части  применяются различные упражнения с изменением ритма, простейшие задания на координацию движений, ускоренную ходьбу, бег (от 15с до 2 мин).

Основная часть.

Задачи:

  1. гармоническое общее и специальное развитие сердечно-сосудистой и дыхательной систем, всего организма в целом;
  2. воспитание двигательных качеств;
  3. совершенствование двигательных умений и навыков;
  4. воспитание морально волевых качеств.

В основной части используются упражнения в равновесии, на снарядах, отдельные элементы легкой атлетики и т.п.

Заключительная часть.

Задачи:

  1. содействовать более быстрому протеканию восстановительных процессов;
  2. снижение нагрузки;
  3. снятие утомления.
  4. В заключительной части применяются простые упражнения для рук, различные виды ходьбы, упражнения на расслабление мышц, дыхательные упражнения и обязательно отдых сидя.
  5. Завершение занятия должно настраивать на последующую работу и вызвать удовлетворение.

VI. Методическое обеспечение образовательной деятельности.

Ведущим принципом является дифференцированный подход, дозирование нагрузки на занятиях с учетом индивидуальных особенностей учащихся.

На занятиях учащиеся должны освоить основные умения и навыки, входящие в программу по физической культуре для школьников,  а также научиться использовать данные самоконтроля для определения состояния здоровья. Указанные задачи необходимо решать с учетом возраста, состояния здоровья и уровня физической подготовленности.

Занятия должны содействовать:

  1. укреплению здоровья, повышению функциональной готовности к выполнению физических нагрузок;
  2. правильному физическому развитию и закаливанию организма;
  3. развитию физических качеств;
  4. повышению физической и умственной работоспособности;
  5. освоению основных двигательных умений и навыков;
  6. постепенной адаптации организма к воздействию физических нагрузок;
  7. формированию умений самостоятельно заниматься физическими упражнениями;
  8. формирование правильной осанки.

Учебный материал программы делится по годам обучения - строго с учетом особенностей каждой возрастной группы.

Занятия условно делятся на два периода: подготовительный и основной.

Подготовительный период обычно занимает первую четверть. Его задачи: постепенная подготовка сердечно-сосудистой и дыхательной систем и всего  организма к выполнению физической нагрузки; воспитание потребности в систематических занятиях физическими упражнениями; освоение быстрого навыка подсчета ЧСС; обучение элементарным правилам самоконтроля.

В подготовительный период рекомендуется: выполнять ОРУ, способствующие формированию правильной осанки, упражнения в равновесии, элементы спортивных и подвижных игр малой интенсивности, легкая атлетика и кроссовая подготовка (ходьба с чередованием бега), прогулки на свежем воздухе от 1 до 3 км.

Длительность основного периода обучения в ОФП зависит от подготовленности организма учащихся переносить нагрузки, от состояния их здоровья, пластичности и подвижности нервной системы. Этот этап предшествует переводу школьника в специализированные спортивные секции. В содержание занятий этого периода постепенно включаются все упражнения, входящие в программу по физической культуре.

При работе с группой используются такие формы занятий как: беседа, игра, просмотр видео, индивидуальные и групповые занятия.

В процессе занятий применяются методы: соревновательный, целостный показ, от простого к сложному, проблемный и другие.


VII. Предполагаемые результаты, формы, критерии их оценки:

Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания, умения и навыки в практической деятельности и повседневной жизни:

  1. проявлять умения и навыки, личностную индивидуальность при выполнении физических упражнений;
  2. иметь навыки самостоятельной работы;
  3. использовать различные источники информации для получения сведений в избранном виде спорта.

При реализации программы создаются оптимальные условия для формирования и развития личности ребенка. Обучение строится таким образом, что учащиеся, усваивая простые знания, умения и навыки, сначала выполняют несложные упражнения, которые усложняются с каждым последующим заданием. Такая постановка учебно-воспитательного процесса формирует психологическую подготовку к труду.

Требования к освоению учебного материала

Класс

Иметь представление

Уметь

Демонстрировать

1

О связи физических упражнений со здоровьем.

О способах изменения направления и скорости движения;

 О режиме дня и гигиены.

Об утренней гимнастике

Значение физических упражнений для здоровья человека

Выполнять утреннюю гимнастику.

Выполнять комплексы разной направленности

Из положения сидя

наклон вперед;

скорость простой реакции;

бег в спокойном темпе; прыжок в длину с места

2

О физических качествах.

О закаливании.

Измерять физические качества.

Выполнять комплексы для развития физических качеств

Из положения сидя наклон вперед;

скорость простой реакции;

бег 30м, бег 60м, бег в спокойном темпе;

прыжок в длину с места;

поднимание туловища из положения лежа;

отжимание; подтягивание

3

О разновидностях физических упражнений.

Об особенностях спортивных игр: пионербол, баскетбол, футбол

Играть в пионербол, стритбол;

Выполнять броски с разных точек;

Выполнять комплексы разной направленности

бег в спокойном темпе; прыжок в длину с места;

умение владеть различными видами мячей

4

О физической подготовке и ее связи с физическими качествами

Определять величину нагрузки

Из положения сидя

наклон вперед;

бег 30м, бег 60м, бег в спокойном темпе;

бег в спокойном темпе; прыжок в длину с места


VIII. Условия реализации программы.

Количество инвентаря и оборудования для проведения
учебно-тренировочных занятий по ОФП.

№ п\п

инвентарь

Количество шт.

Срок использования

1.

Мяч волейбольный

20

2 года

2.

Мяч набивной (1-2 кг)

8

5 лет

3.

Секундомер электронный

1

5лет

4.

Скакалки

20

2 года

5.

Насос и иглы

1 комплект

3 года

6.

Мяч баскетбольный

15

2 лет

7.

Гимнастические обручи

10

5лет

8.

Гимнастические маты

5

10лет

9

Рулетка

1

5 лет

10

Волейбольная сетка

1

5 лет


IX. Список литературы

  1. Лях В.И., Зданевич А.А.. Комплексная программа физического воспитания 1-11 классы.  - М.; «Просвещение» 2007г.
  2. Под ред. В.И. Ляха Г. А., Л.Б. Кофмана, Г.Б. Мейксона. Развернутое тематическое планирование по комплексной программе. Физическая культура 1-11 классы. Волгоград 2010г.
  3. Кузнецов В. С., Колодницкий Г. А. «Планирование и организация занятий. Методическое пособие по физической культуре». – М. ДРОФА 2006 г.
  4. Фокин Г.Ю. Уроки физической культуры в начальной школе 1-4 классы. – М.: «школьная пресса» 2006 г.
  5. Ашмарин Б.А.  Теория и методика физического воспитания. М.;
  6. Просвещение 2006 г.
  7. Мейсон Г.Б., Любомирский Л.Е.  Методика физического воспитания школьников. М.: просвещение 2005 г.

. Ведущие технологии

  1. Здоровьесберегающие технологии.
  2. Личностно-ориентированная технология обучения.
  3. Групповые способы обучения.
  4. Технологии уровневой дифференциации.



Предварительный просмотр:

                                         Российская Федерация

Ямало-Ненецкий автономный округ Надымский район с. Ныда

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«ШКОЛА-ИНТЕРНАТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ с. НЫДА»

Рассмотрено:                                       Согласовано:                                          Утверждаю:

на методическом совете

«___» ______  2010 г.                       «___» ______  2010 г.                         «__»_______ 2010г.

__________________                            _______________                             ________________

старший методист                           зам.директора по ВР                      директор школы

Гуцул В.А.                                   Брелик С.Г.                                        Буртылева Н.М..

Образовательная программа

Общая физическая подготовка

для детей 8-11лет

Срок реализации: 1 год

                                                             

                                                            Ветошкин Николай Анатольевич

                                                             учитель физической культуры

                                                             Первой квалификационной категории

с.Ныда

2012 год

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

I. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ        

II. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА        

III. Цель и задачи образовательной программы        

IV. Базовый учебно-тематический план первого года обучения        

V.Содержание образовательной программы        

VI. Методическое обеспечение образовательной деятельности.        

VII. Предполагаемые результаты, формы, критерии их оценки:        

VIII. Условия реализации программы.        

IX. Список литературы        


I. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы

«Общая физическая подготовка»

Направление

Физкультурно-оздоровительное

Классификация

Специальная;  массовая;  разновозрастная.

Составитель программы

Ветошкин Николай Анатольевич

Название учреждения

Муниципальное образовательное учреждение

 «Школа-интернат среднего полного (общего) образования с.Ныда

Адрес организации

ЯНАО Надымский район  с.Ныда  ул. Южная 12

География

Надымский район с. Ныда

Целевая группа

Наполняемость: 1 год НП – до 15 чел.

Обоснование для разработки программы

  1. Программа Развития  МОУ «Школа-интернат среднего полного (общего) образования с.Ныда Устав образовательного учреждения;
  2. Типовое положение об учреждении дополнительного образования детей;
  3. Учебные программы по виду спорта;

Цель программы

Создание условий для оказания благоприятного воздействия на укрепление здоровья и дальнейшего вовлечения в активные занятия физической культурой и спортом.

Задачи программы

1.  Укрепление здоровья, ликвидация или стойкая компенсация нарушений, вызванных заболеванием;  

2.  Постепенная адаптация организма к воздействию физических нагрузок, расширение диапазона функциональных возможностей физиологических систем организма;  

3.   Формирование волевых качеств личности и интереса к регулярным занятиям физической культурой;

4.     Воспитание сознательного и активного отношения к здоровью и здоровому образу жизни как к ценностям;

Сроки реализации

1 год

Режим занятий

НП 1 год – 4 раза в неделю, занятие60 минут.

Ожидаемые результаты

  1. Улучшение показателей физического развития
  2. Выполнение нормативных показателей;


II. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:

  1. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от05 03 2004 года № 1089;
  2. Примерная программа, доктора педагогических учащихся 1-11 классов» В.И. Лях, 2007г. созданная на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Работа секции общей физической подготовки предусматривает содействие гармоничному развитию детского организма, укреплению здоровья, привитие интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями. Продолжительность занятий в группе первого года обучения 4 раза в неделю по 60 минут.

 Программа предусматривает изучение теоретического материала, проведение практических занятий по физической, технической и тактической подготовке. Изучение теоретического материала осуществляется в форме 15-20 минутных бесед, которые проводятся в начале и в ходе занятий.

Программа содержит обязательный минимум образования по предмету «Физическая культура». Структурированность учебного материала представлена в соответствии с основами компонентами физкультурно-оздоровительной деятельности: «Основы знаний о физической культуре» (информационный компонент), «Способы деятельности» (операционный компонент), Физическое совершенствование» (мотивационный компонент), которые позволяют использовать в учебном процессе разнообразные формы обучения, содействующие развитию самостоятельности и творчества. Логикой изложения содержания каждого из разделов программы определяется этапность его освоения школьниками («от общего к частному» и «от частного к конкретному»), перевод осваиваемых знаний в практические умения и навыки.

Требования к уровню подготовки учащихся по предмету «Физическая культура». Данные требования согласуются с требованиями Государственного стандарта и дают основания для соответствующей аттестации учащихся специальной медицинской группы по курсу «Физическая культура». В программе представлены требования по каждой возрастной группе, но если тот или иной учащийся по медицинским показателям не может выполнить их в текущем году, то эти требования (или часть их) переносится на следующий учебный год. Вместе с тем при итоговой аттестации учащиеся ОФП должны выполнить не менее 70% требований программы.

Внеклассное воспитание призвано содействовать развитию способностей и склонностей детей школьного возраста, воспитанию социальной активности, формированию интереса к труду, искусству, военно-патриотической деятельности, спорту, организации разумного досуга и отдыха, укреплению здоровья. Широкий диапазон направленности задач и содержания различных форм организации внеклассной работы по физическому воспитанию, добровольность участия в ней обеспечивают возможность удовлетворения индивидуальных интересов школьников к занятиям физическими упражнениями.

Секция общей физической подготовки является одной из форм дополнительной работы по предмету «Физическая культура» и переходной ступенью к специализированным  занятиям спортом. Она создает для желающих улучшить свою физическую подготовленность и определить интересы и возможности для специализации в том или ином виде спорта.

Целью образования в области физической культуры является формирование у школьников устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью. В целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.

Привлечение школьников к систематическим занятиям физической культурой и спортом.

В соответствии с концепцией физического воспитания учебно-тренировочные группы по ОФП призваны решать следующие задачи:

  1. Закреплять и совершенствовать умения и навыки, полученные на уроках физической культуры;
  2. Содействовать формированию жизненно необходимых физических качеств;
  3. Воспитывать у школьников общественную активность и трудолюбие;
  4. Развивать творческую инициативу, самостоятельность и организаторские способности.

В учебно-тренировочных группах первого года обучения занимаются девочки и мальчики в возрасте от 8 до 11 лет, изъявляющие желание заниматься подготовкой к «Президентским состязаниям». В первый год обучения осваивается программа начальной подготовки. В этот период, помимо общей для всех лет задачи общеобразовательной школы укрепление здоровья,  всесторонней физической, моральной и психической подготовки занимающихся решается задача формирования специальных физических качеств (сила, быстрота, гибкость, прыгучесть, координация движений), приобретая навыки правильного выполнения движений.

Учебно-тренировочный процесс осуществляется на основе учебного плана, годовых графиков расчетных часов и программы, конкретизированных в расписании занятий, журнале учета работы и дневнике учителя.

Учителя-тренеры по общей физической подготовке должны постоянно контролировать успеваемость по другим предметам и поведения занимающихся в школе и вне её. Проверять и визировать дневники, поддерживать связь с классными руководителями, по необходимости с учителями-предметниками и с родителями учащихся, занимающихся в группах общей физической подготовке.

Воспитательная работа в (УТГ) учебно-тренировочной группе осуществляется как в процессе занятий, так и во внеурочное время в форме коллективных и индивидуальных бесед, лекций, экскурсий, походов, посещения культурных и зрелищных мероприятий, спортивных состязаний, встреч с известными спортсменами, известными гражданами города и страны, просмотре видеофильмов и т.п.

Учитель-тренер должен повседневно приучать занимающихся к труду, работе в коллективе, доброжелательному отношению к товарищам по группе, взаимовыручке, помощи и сочувствию к ним.

Важную роль в процессе занятий играет целенаправленное воспитание моральных и волевых качеств; смелости, решительности, самообладанию, умению преодолевать трудности, проявлять волю в достижении поставленных целей, уважение к спортивному сопернику, умение побеждать и достойно встречать неудачи.

Большое значение в воспитательной работе имеет личный пример учителя-тренера: его организованность, дисциплинированность, ответственное отношение к работе, доброжелательность и требовательность к учащимся и к себе, эстетически безупречный внешний вид, манера общения.

Задачи:

  1. Приобщить возможно большое количество школьников к организованным занятиям физическими упражнениями и содействовать в выборе спортивной специализации;
  2. Улучшить физическую подготовленность учащихся и на этой основе содействовать успешному выполнению требований учебной программы.

III. Цель и задачи образовательной программы

Цель: Создание условий для оказания благоприятного воздействия на укрепление здоровья и дальнейшего вовлечения в активные занятия физической культурой и спортом.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ:

  1. Укрепление здоровья, улучшение физической подготовленности;
  2. Формирование волевых качеств личности и интереса к регулярным занятиям физической культурой;
  3. Воспитание сознательного и активного отношения к здоровью и здоровому образу жизни как к ценностям;
  4. Содействие гармоничному физическому развитию, всесторонней   физической подготовленности и укреплению здоровью учащихся;
  5. Повышение тренировочных и соревновательных нагрузок уровня владения навыками игры в процессе многолетней подготовки ;
  6. Воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями;
  7. Достижение высоких показателей в физической и технической подготовках;
  8. Воспитание нравственных и волевых качеств;
  9. Воспитание активности, сознательности и самодисциплины и на их основе создание дружного, боеспособного коллектива;
  10. Воспитание трудолюбия, благородства и умения переживать неудачи и радости побед;
  11. Развитие чувства ответственности за себя, за коллектив, за спортивные достижения команды;
  12. Развитие физических качеств и психических свойств личности.

IV. Базовый учебно-тематический план первого года обучения

Количество часов в неделю – 2 ч

Наименование разделов

Всего часов

В том числе

теоретических

практических

1.

Теоретическая подготовка

10

10


2.

Общая физическая подготовка

44

44

3.

Специальная физическая подготовка

44

44

4

Техническая подготовка

15

15

5

Тактическая подготовка

15

15


6

Контрольные испытания

Тесты

10

10

7

Итого часов

144

10

134

Задачи секции:

  1. повышение физиологической активности систем организма, содействие оптимизации умственной и физиологической работоспособности;
  2. совершенствование прикладных жизненно важных навыков и умений в ходьбе, беге, прыжках, лазании, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями;
  3. повышение физической подготовленности и развитие основных физических качеств;
  4. обучение комплексам физических упражнений с оздоровительной и корригирующей направленностью;
  5. формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека, укреплении здоровья;
  6. укрепление здоровья, повышение функциональных и адаптивных возможностей основных жизнеобеспечивающих систем организма, развитие физических качеств, лежащих в основе общей физической подготовленности;
  7. обучение физическими упражнениями из современных здоровьеформирующих и здоровьесберегающих систем физического воспитания, формирование индивидуального телосложения, правильной осанки и рационального дыхания, умений организовать самостоятельные занятия физической культурой с оздоровительной направленностью;
  8. повышение культуры движений, обогащение двигательного опыта упражнениями базовых видов спорта (гимнастика, акробатика, легкая атлетика, кроссовая подготовка, спортивные игры);
  9. освоение комплекса знаний о физической культуре, ее истории и формах организации, связи с культурой здоровья.

V.Содержание образовательной программы


Наименование раздела

Количество часов

1 год обучения

Теоретических

Практических

1

Значение физических упражнений для здоровья человека


2


2

Правила и нормы поведения на занятиях физической культуры


3

3

Закаливание, режим дня, самоконтроль

3

4

Что такое физическая работоспособность и физическая подготовленность


2

5

Общая физическая подготовка

44

6

Специальная физическая подготовка

44

7

Техническая подготовка

15

8

Тактическая подготовка

15

9

Контрольные испытания

Тесты

10


Итого


10


144

Теоретическая подготовка:

  1. значение занятий физкультурой и спортом  в жизни человека;
  2. влияние физических упражнений на организм человека, тренировка как процесс совершенствования функций организма;
  3. гигиена, врачебный контроль и самоконтроль, режим дня и питания, профилактика травматизма;
  4. техника безопасности на занятиях и оказание первой медицинской помощи;
  5. основы методики обучения и тренировки , порядок обучения технике и тактике ;
  6. правила игры, организация и проведение соревнований;
  7. оборудование и инвентарь, роль специального оборудования в повышении эффективности тренировочного процесса;
  8. тактические планы игры, установка на игры и их разбор, индивидуальные и командные действия в процессе соревнований и контрольных игр.

Общая физическая подготовка:

  1. комплексные занятия с набором упражнений для развития физических качеств (выносливость, настойчивость,  воля, быстрота, сила, ловкость и т.д.
  2. развитие физических качеств с применением различных предметов: набивные мячи, скакалка, мячи, тренажеры, обручи и.т.д.;
  3. легкоатлетические упражнения: эстафеты, челночный бег, бег 15, 30, 250, метров, кросс 500 до 1 000 метров, метание, прыжки в высоту и длину с места;
  4. гимнастические и акробатические упражнения:
  5. упражнения для развития силы, силовой и статистической выносливости,  - упражнения для развития подвижности в суставах, упражнения развивающие вестибулярную устойчивость и т.д.;
  6. подвижные спортивные игры: «салки», «попрыгунчики», «пустое место», баскетбол без ведения, «перестрелка», «пионербол » и т.д.;
  7. сдача нормативов по физической  подготовке.

Специальная физическая подготовка:

  1. развитие специальных физических способностей, необходимых при совершенствовании;
  2. упражнения для развития  скорости и ловкости, быстроты зрительно-двигательной реакции на мяч, скорости перемещения и ориентации на поле;
  3. развитие скоростной силы,  взрывной силы, выносливости и целеустремленность в атаке и отборе мяча;
  4. развитие и совершенствование стартовой скорости с изменением направления движения, скоростная обводка препятствий;
  5. специальные физические упражнения для развития прыгучести, прыжки в длину и в высоту;
  6. акробатические упражнения при отборе мяча. Специальные акробатические упражнения для  тренировки вратаря.

Техническая подготовка:

  1. обучение технике игр без мяча: обычный бег, бег спиной вперед, бег скрестным и приставными шагами, прыжки толчком одной и двумя ногами, остановка прыжком и выпадом, повороты на месте и в движении переступанием и прыжком;
  2. обучение технике владения мячом: удары по мячу ногой, остановка мяча, ведения мяча;
  3. серединой, внутренней и внешней частью подъема, носком, пяткой;
  4. обучение ведению мяча: ведение мяча шагом и бегом, с изменением направления;
  5. обучение подаче мяча, приему мяча, ловле мяча;
  6. обучение технике игры: основная стойка, ловля мяча снизу, сверху, с боку, в падении, отбивание мяча, передача мяча, бросок и выбивание мяча;

Тактическая подготовка:

  1. формирование устойчивой взаимосвязи между физической, специальной и тактико-технической сторонами подготовки;
  2. обучение индивидуальным тактическим действиям: выбор места, ведение мяча и обводка соперника, обманные действия, броски по кольцу, отбор мяча у соперника;
  3. обучение групповым тактическим действиям: передачи мяча, отбор мяча у соперника при помощи согласованных действий двух, трех и более игроков, держания (закрывания) соперника;
  4. обучение командным тактическим действиям:

Образовательный процесс с учащимися, организуется в форме урока (по схеме):

Подготовительная, основная и заключительная части.

Подготовительная часть.

Задачи:

  1. организовать учащихся; определить ЧСС;
  2. создать благоприятное эмоциональное настроение;
  3. способствовать постепенной функциональной подготовке организма к повышенным нагрузкам.
  4. Подсчет ЧСС производится самими учащимися.
  5. В подготовительной части  применяются различные упражнения с изменением ритма, простейшие задания на координацию движений, ускоренную ходьбу, бег (от 15с до 2 мин).

Основная часть.

Задачи:

  1. гармоническое общее и специальное развитие сердечно-сосудистой и дыхательной систем, всего организма в целом;
  2. воспитание двигательных качеств;
  3. совершенствование двигательных умений и навыков;
  4. воспитание морально волевых качеств.

В основной части используются упражнения в равновесии, на снарядах, отдельные элементы легкой атлетики и т.п.

Заключительная часть.

Задачи:

  1. содействовать более быстрому протеканию восстановительных процессов;
  2. снижение нагрузки;
  3. снятие утомления.
  4. В заключительной части применяются простые упражнения для рук, различные виды ходьбы, упражнения на расслабление мышц, дыхательные упражнения и обязательно отдых сидя.
  5. Завершение занятия должно настраивать на последующую работу и вызвать удовлетворение.

VI. Методическое обеспечение образовательной деятельности.

Ведущим принципом является дифференцированный подход, дозирование нагрузки на занятиях с учетом индивидуальных особенностей учащихся.

На занятиях учащиеся должны освоить основные умения и навыки, входящие в программу по физической культуре для школьников,  а также научиться использовать данные самоконтроля для определения состояния здоровья. Указанные задачи необходимо решать с учетом возраста, состояния здоровья и уровня физической подготовленности.

Занятия должны содействовать:

  1. укреплению здоровья, повышению функциональной готовности к выполнению физических нагрузок;
  2. правильному физическому развитию и закаливанию организма;
  3. развитию физических качеств;
  4. повышению физической и умственной работоспособности;
  5. освоению основных двигательных умений и навыков;
  6. постепенной адаптации организма к воздействию физических нагрузок;
  7. формированию умений самостоятельно заниматься физическими упражнениями;
  8. формирование правильной осанки.

Учебный материал программы делится по годам обучения - строго с учетом особенностей каждой возрастной группы.

Занятия условно делятся на два периода: подготовительный и основной.

Подготовительный период обычно занимает первую четверть. Его задачи: постепенная подготовка сердечно-сосудистой и дыхательной систем и всего  организма к выполнению физической нагрузки; воспитание потребности в систематических занятиях физическими упражнениями; освоение быстрого навыка подсчета ЧСС; обучение элементарным правилам самоконтроля.

В подготовительный период рекомендуется: выполнять ОРУ, способствующие формированию правильной осанки, упражнения в равновесии, элементы спортивных и подвижных игр малой интенсивности, легкая атлетика и кроссовая подготовка (ходьба с чередованием бега), прогулки на свежем воздухе от 1 до 3 км.

Длительность основного периода обучения в ОФП зависит от подготовленности организма учащихся переносить нагрузки, от состояния их здоровья, пластичности и подвижности нервной системы. Этот этап предшествует переводу школьника в специализированные спортивные секции. В содержание занятий этого периода постепенно включаются все упражнения, входящие в программу по физической культуре.

При работе с группой используются такие формы занятий как: беседа, игра, просмотр видео, индивидуальные и групповые занятия.

В процессе занятий применяются методы: соревновательный, целостный показ, от простого к сложному, проблемный и другие.


VII. Предполагаемые результаты, формы, критерии их оценки:

Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания, умения и навыки в практической деятельности и повседневной жизни:

  1. проявлять умения и навыки, личностную индивидуальность при выполнении физических упражнений;
  2. иметь навыки самостоятельной работы;
  3. использовать различные источники информации для получения сведений в избранном виде спорта.

При реализации программы создаются оптимальные условия для формирования и развития личности ребенка. Обучение строится таким образом, что учащиеся, усваивая простые знания, умения и навыки, сначала выполняют несложные упражнения, которые усложняются с каждым последующим заданием. Такая постановка учебно-воспитательного процесса формирует психологическую подготовку к труду.

Требования к освоению учебного материала

Класс

Иметь представление

Уметь

Демонстрировать

1

О связи физических упражнений со здоровьем.

О способах изменения направления и скорости движения;

 О режиме дня и гигиены.

Об утренней гимнастике

Значение физических упражнений для здоровья человека

Выполнять утреннюю гимнастику.

Выполнять комплексы разной направленности

Из положения сидя

наклон вперед;

скорость простой реакции;

бег в спокойном темпе; прыжок в длину с места

2

О физических качествах.

О закаливании.

Измерять физические качества.

Выполнять комплексы для развития физических качеств

Из положения сидя наклон вперед;

скорость простой реакции;

бег 30м, бег 60м, бег в спокойном темпе;

прыжок в длину с места;

поднимание туловища из положения лежа;

отжимание; подтягивание

3

О разновидностях физических упражнений.

Об особенностях спортивных игр: пионербол, баскетбол, футбол

Играть в пионербол, стритбол;

Выполнять броски с разных точек;

Выполнять комплексы разной направленности

бег в спокойном темпе; прыжок в длину с места;

умение владеть различными видами мячей

4

О физической подготовке и ее связи с физическими качествами

Определять величину нагрузки

Из положения сидя

наклон вперед;

бег 30м, бег 60м, бег в спокойном темпе;

бег в спокойном темпе; прыжок в длину с места


VIII. Условия реализации программы.

Количество инвентаря и оборудования для проведения
учебно-тренировочных занятий по ОФП.

№ п\п

инвентарь

Количество шт.

Срок использования

1.

Мяч волейбольный

20

2 года

2.

Мяч набивной (1-2 кг)

8

5 лет

3.

Секундомер электронный

1

5лет

4.

Скакалки

20

2 года

5.

Насос и иглы

1 комплект

3 года

6.

Мяч баскетбольный

15

2 лет

7.

Гимнастические обручи

10

5лет

8.

Гимнастические маты

5

10лет

9

Рулетка

1

5 лет

10

Волейбольная сетка

1

5 лет


IX. Список литературы

  1. Лях В.И., Зданевич А.А.. Комплексная программа физического воспитания 1-11 классы.  - М.; «Просвещение» 2007г.
  2. Под ред. В.И. Ляха Г. А., Л.Б. Кофмана, Г.Б. Мейксона. Развернутое тематическое планирование по комплексной программе. Физическая культура 1-11 классы. Волгоград 2010г.
  3. Кузнецов В. С., Колодницкий Г. А. «Планирование и организация занятий. Методическое пособие по физической культуре». – М. ДРОФА 2006 г.
  4. Фокин Г.Ю. Уроки физической культуры в начальной школе 1-4 классы. – М.: «школьная пресса» 2006 г.
  5. Ашмарин Б.А.  Теория и методика физического воспитания. М.;
  6. Просвещение 2006 г.
  7. Мейсон Г.Б., Любомирский Л.Е.  Методика физического воспитания школьников. М.: просвещение 2005 г.

. Ведущие технологии

  1. Здоровьесберегающие технологии.
  2. Личностно-ориентированная технология обучения.
  3. Групповые способы обучения.
  4. Технологии уровневой дифференциации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Мы в ответе за свое здоровье"

Мероприятие о преимуществе здорового образа жизни. Способствует развитию исследовательских способностей учащихся...

воспитательский час "Мы в ответе за свое здоровье"

цели: показать преимущества здорового образа жизни и закрепить ранее полученные знания детей о здоровье....

воспитательский час "Мы в ответе за свое здоровье"

цели: показать преимущества здорового образа жизни и закрепить ранее полученные знания детей о здоровье....

Сценарий агитбригады "«Все в мире! Все на планете! За здоровье свое лишь мы в ответе!»"

Авторская разработка сценария агитбригады за здоровый образ жизни....

Сценарий классного часа. Тема классного часа: «Выбирая спорт, мы выбираем здоровье» в 5 классе Цели классного часа: 1. Воспитание внимательного отношения к своему здоровью; 2. Повышение мотивации на здоровый образ жизни; 3. Развитие творческих способносте

Сценарий классного часа.Тема классного часа: «Выбирая спорт, мы выбираем здоровье» в 5 классеЦели классного часа:Воспитание внимательного отношения к своему здоровью;Повышение мотивации на...

Классный час на тему: «Ты в ответе за свое здоровье»

      Классный час направлен на пропаганду здорового образа жизни среди обучающихся. Осознание обучающимися своего отношения к здоровью и формирование личной ответственности за е...

Игра - практикум «Мы в ответе за свое здоровье»

Цель:  формирование ценностного отношения к своему здоровью.                                      ...