Результаты проекта "Здоровое поколение"
презентация к уроку по физкультуре на тему

Кудаева Нариннэ Борисовна

 

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО МОДУЛЯ ПРОЕКТА МЕЖДУНАРОДНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ДВИЖЕНИЯ «ДОБРЫЕ ДЕТИ МИРА» - «ЗДОРОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ»

Диагностический модуль является первым этапом перед официальным стартом проекта «Здоровое поколение» в каждой школе. Анкетирование (исследование) проводилось каждой школой индивидуально с использованием анкет, разработанных Оргкомитетом проекта для младших, средних и старших классов. В исследовании также приняли участие педагоги школ-участниц движения «Добрые Дети Мира». Всего в анкетировании приняло участие 1292 школьника младших классов, 1426 школьников средних классов, 1331 школьник старших классов и 598 педагогов. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО МОДУЛЯ ПРОЕКТА МЕЖДУНАРОДНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ДВИЖЕНИЯ «ДОБРЫЕ ДЕТИ МИРА» - «ЗДОРОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ»

Диагностический модуль является первым этапом перед официальным стартом проекта «Здоровое поколение» в каждой школе. Анкетирование (исследование) проводилось каждой школой индивидуально с использованием анкет, разработанных Оргкомитетом проекта для младших, средних и старших классов. В исследовании также приняли участие педагоги школ-участниц движения «Добрые Дети Мира». Всего в анкетировании приняло участие 1292 школьника младших классов, 1426 школьников средних классов, 1331 школьник старших классов и 598 педагогов. Период проведения –2009-2012 г.

Анализ диагностического модуля был проведен на основании отчетов, предоставленных школами в адрес Оргкомитета. Всего были получены отчеты от 58 школ из 40 городов и 32 регионов России.

Младшие школьники

На вопрос  «Доволен ли ты своим здоровьем?» около 80% ребят выбрали ответ «доволен» и «очень довольны», однако каждый третий маленький ученик «не очень довольны» и «совсем недовольны своим здоровьем».

«Здоровым человеком» больше половины ребят считают «доброго, веселого, жизнерадостного человека, который не курит, не пьет, не принимает наркотики, занимается спортом, правильно питается»,  каждый третий нашли качественные характеристики для этого определения: здоровый - «много двигается, не болеет, много гуляет на свежем воздухе».

Третий вопрос анкеты звучал так: «Как ты сам заботишься о своем здоровье?» и дал возможность оценить насколько ребята этого возраста способны нести ответственность, заботиться о собственном здоровье и соответствовать тому идеалу здорового человека, которого они описывали в предыдущем вопросе анкеты. Около 44% школьников в качестве основных действий собственной заботы о здоровье назвали «делаю зарядку, занимаюсь закаливанием, спортом». Для почти такого же процента (около 40%) респондентов забота о здоровье заключается  «не курю, не принимаю наркотики». Около 21% респондентов предпочитают «играть в подвижные игры, плавать, бегать».

В целом это хороший показатель, показывающий, что младшие школьники хорошо представляют себе, какие предпринять шаги к сохранению своего здоровья. В этом вопросе многие ребята показали, что способны самостоятельно «без подсказок взрослых» понимать, что с детских лет необходимо заботиться о здоровье.

Четвертый вопрос анкеты позволил ребятам высказать (четко сформулировать) свое «экспертное» мнение по данному вопросу. Среди большого количества советов и рекомендаций «маленьких экспертов» можно выделить следующие: «отказаться от вредных привычек» (более 40%); «заниматься спортом», «делать зарядку по утрам», «соблюдать режим дня» (около 30%); «быть добрым и отзывчивым к другим людям» (около 1%). Среди оригинальных советов можно отметить «всегда радоваться», «улыбаться, веселиться» (около 3%).

Физминутки на уроке нравятся более половине школьников. Но около 40% респондентов ответили «не знаю», а чуть более 2% - «не нравится». Большой процент выбравших ответ «не знаю» говорит о том, что педагоги не проводят подобные мероприятия, а детям в свою очередь сложно определить свое отношение к тому, что им не знакомо.

Поучительны ответы на шестой вопрос анкеты «Если бы ты мог выбирать, то, сколько уроков физкультуры в неделю ты выбрал?». Оптимальный вариант по мнению большинства респондентов этого возраста - «5 уроков» Около 20% респондентов выбрали «4 урока», более 15% - готовы посвятить физкультуре «6 уроков» и только 3% - «3 урока».

Анализ анкетирования школьников средних классов

Анкета для школьников 5-8 классов была более расширена и позволила выявить основные проблемы и вопросы, с которыми сталкиваются современные подростки.

Первый вопрос анкеты «Оцени свое здоровье по 10-балльной шкале». Около 43% школьников оценили свое здоровье цифрой «8», примерно столько же выбрали максимальные баллы.

Второй вопрос анкеты также предполагал оценочный вариант – «Оцени соответствует ли твой образ жизни здоровому образу жизни (ЗОЖ) по 10-балльной шкале». Только около 1% выбрали максимальную оценку «10»

Следующий вопрос анкеты дал возможность определить насколько ребята, подвержены вирусным заболеваниям  Большая часть респондентов (около 50%) ответили «1 раз в течение года», что отражает обычный сезонный всплеск заболеваемости простудными заболеваниями. Около 30% признают, что простудные заболевания беспокоят их «2 раза в течение года», а более 22% респондентов – «7 раз в течение года».

На вопрос «Какие хронические болезни тебя беспокоят?» более 47% респондентов ответили, что «никакие хронические болезни их не беспокоят». Тем не менее, среди болезней названных школьниками можно выделить следующие: «гастрит» (29%); «зрение» (21%); «головные боли» (18%).

Такие результаты позволяют судить о том, что, несмотря на высокие баллы, данные школьниками, как своему здоровью, так и образу жизни в целом, проблема повышения иммунитета и укрепления здоровья современных школьников стоит достаточно остро.

Пятый вопрос анкеты  дал возможность школьникам определиться с тем, что они вкладывают в понятие «вести здоровый образ жизни». Из всего многообразия ответов можно выделить лидеров по количеству упоминаний. На первое место более 40% респондентов поставили «не пить, не курить», на втором месте (32%) – «заниматься спортом, физкультурой ежедневно» и на третье место (24%) ребята поставили – «нормальное питание, не есть вредную пищу». Среди определений понятия «вести здоровый образ жизни» респонденты упоминали «следить за здоровьем» (11%); «принимать контрастный душ» (4%); «бегать» (5%) и «много гулять» (3%).

Шестой вопрос анкеты «Выбери и подчеркни утверждение, которое наиболее соответствует твоему обычному самочувствию на уроках» помог определить насколько физическое и психологическое, эмоциональное состояние школьников совпадают в итоге с их собственными оценками и собственного здоровья и образа жизни в целом.Обычным состоянием на уроках у 83 % респондентов назвали «усталость»; «безразличие»; «напряжение». И лишь 13% - «приподнятое настроение», и по 2% - «радость» и «вдохновение».

Следующий вопрос анкеты «Сколько уроков физкультуры в неделю ты хотел бы посещать?» совпадает с вопросом, заданным ребятам младшего возраста. Но ответы более старших респондентов разительно отличаются от младших. Около 36%  респондентов считают, что «2 урока в неделю» вполне достаточно для поддержания своего здоровья; около 23% полагают достаточным «4 урока»; около 20% - «3 урока»; 14% выбирают «1 урок в неделю» и только 2% готовы посещать «5 уроков». Судя по таким результатам, здесь есть над чем задуматься непосредственно педагогам по физической культуре. Ребята очень активно описывали понятие «вести здоровый образ жизни», где в качестве аргументов упоминались и спорт, и физкультура, но в собственной школе это предмет явно не является для них в должной мере интересным и насыщенным.
Среди классных, общешкольных мероприятий прошлых лет по проблеме здоровья и здорового образа жизни 41% респондентов запомнились «различные школьные спартакиады». Около 26% респондентов выделили «беседы и акции о вреде алкоголя, курения и наркотиков», 18% - «общешкольные спортивные турниры по различным видам спорта», 8% - «школьные дни здоровья».

 «Что, по твоему мнению, школа еще должны сделать для здоровья учеников?». «наличие отлично оборудованного спортивного зала» (46%); «организация здорового нормального питания школьников» (34%); «организация поездок на природу» (21%); «больше уроков плавания» (12%); «больше различных спортивных соревнований» (9%); «хвалить и поощрять каждый день» (5%).

Какие технологии вовлечения в практику ЗОЖ вызывают интерес ребят? Большинство учеников 5-8 классов выбрали «викторины, ток-шоу, КВН и т.д.». Каждый третий - «встречи с интересными людьми»  и «спортивные мероприятия», 19% ребят привлекли «конкурсы», 13% предпочитают «психологические тренинги». И только 1% респондентов понравились  «классные часы, уроки о здоровье и ЗОЖ».

Половина участников опроса с удовольствием возьмется  за «проведение бесед или соревнований для младших классов», каждый третий готов «организовать психологические тесты для младших классов». Только 1% респондентов ответили, что «не хотят участвовать ни в каких мероприятиях».

Эти результаты – свидетельство того, что школьники средних классов лучшей формой усвоения полезных и нужных навыков  считают игровые технологии.

Анализ анкетирования старших классов

Анкета для старших классов состояла из 12 вопросов и некоторые вопросы анкеты перекликаются с вопросами анкеты для средних классов.

Первый вопрос анкеты позволяет оценить степень важности определенных жизненных ценностей для старших подростков. Самой важной является «труд (профессия, учеба, интересная работа)» (более 43%); несколько менее важная – «любовь (семейная жизнь)» (около 24%); на третьем месте по важности – «здоровье, здоровый образ жизни» (около 20%); примерно столько же - «хорошие вещи, материальное благополучие» (19%).

Как оценивают свое здоровье старшие ребята? Здесь оценка фактически совпадает с аналогичными ответами для средних классов.

Оценивая «соответствие своего образа жизни здоровому образу жизни по 10-балльной шкале», немного меньше половины опрошенных поставили «6»; каждый третий- «8»; каждый пятый - «9» и лишь 2% - «10». Более 50% простужаются  «2 раза в течение года»; 44% - «от 3 до 5 раз в течение года»; около 17% - «1 раз в течение года» и около 9% респондентов – «от 7 до 10 раз в течение года». В целом можно сказать, что уровень заболеваемости и степень ее повторности в течение года в сравнении с ребятами 5-8 классов значительно выше.

При ответе на вопрос «Какие хронические болезни Вас беспокоят?» около 50% ответили «никакие». Около 20% назвали «гастрит»; около 15% - «мигрень, вегето-сосудистая дистония»; 11% - «гайморит, бронхит»; 9% - «сколиоз»; 5% - «бронхиальная астма».  

«Здоровый образ жизни» для почти 40% респондентов ассоциируется со «спортом»; для 30% - «правильное питание»; около 17% - «гулять на свежем воздухе»; 14% - «отсутствие вредных привычек»; 9% - «хорошее настроение и полноценный сон».

Такие ответы говорят о том, что респонденты этой группы не совсем четко определяют понятие «здоровый образ жизни», а одна из задач проекта «Здоровое поколение» - информационная, которая поможет старшеклассникам лучше понимать и ориентироваться в этой области.

А каково настроение старшеклассников и в целом их отношение к учебе? Опять нерадующие цифры: 80% респондентов – «усталость»; «безразличие», «напряжение»; «волнение, нервозность»,  2%  - «депрессия, замкнутость, но  14% - «приподнятое настроение»; 5% - «вдохновение».

Таким образом негативные симптомы обычного самочувствия на уроках схожи у средних и старших школьников. Такие результаты дают именно педагогам, в первую очередь, обширное поле для образовательной и воспитательной деятельности.

Вопрос «Сколько уроков физкультуры в неделю Вы хотели бы посещать?» совпадает с вопросом для предыдущих групп респондентов. Здесь лидером является «2 урока в неделю» (более 48%); на втором месте – «3 урока в неделю» - (около 31%); на третьем месте – «4 урока в неделю» (около 18%). Около 7% - 1 «урок в неделю» и только 3% готовы посещать «5-6 уроков в неделю». Подобные результаты являются следствием обширной распространенности гиподинамии (малоподвижности) среди современных подростков. 
Вопрос «Какие классные, общешкольные мероприятия прошлых лет по проблеме здоровья и здорового образа жизни Вам запомнились?» вызвал довольно неоднозначную реакцию. 46% респондентов ответили «никакие»; 35% - «общешкольные соревнования по различным видам спорта»; около 30% - «беседы о вреде курения, алкоголя и наркотиков». Такие результаты говорят не только о том, что не всегда педагогам удается заинтересовать школьников, но и о том, что сами ребята иногда не готовы к тому, чтобы для себя и своих сверстников организовать что-то занимательное и по-настоящему интересное.   

«Что, по Вашему мнению, школа еще должна делать для сохранения здоровья и формирования культуры здоровья учеников?» вызвал большой интерес и ребята предложили большое множество ответов. Большинство (около 40%) хотели бы «хорошо оборудованный спортивный зал и отличный школьный стадион»; около 30% предпочитают «запрет курения»; около 26% интересует «организация различных мероприятий и акций по этой тематике»; 6% - «бесплатное полноценное питание».  На эти результаты стоит обратить особое внимание.

Какие мероприятия предпочитают старшеклассники? Более 50% респондентов ответили «викторины, ток-шоу, КВН и т.д.»; на втором месте по популярности – «встречи с интересными людьми» (около 20%); 16% - «психологические тренинги»; 15% - «спортивные мероприятия»; 11% - «конкурсы» и 1% - «классные часы, уроки о здоровье и ЗОЖ».

Таким образом, активным игровым формам усвоения полезных навыков и умений отдают предпочтение, как средние классы, так и старшеклассники.

В целом можно сказать, что общие результаты анкетирования старшеклассников во многом схожи с результатами анкетирования средних классов.

Анализ анкетирования педагогов

Анкета для педагогов состояла из 12 вопросов. В анкетировании приняли участие 43% педагогов, преподающих в средних классах; 39% - педагоги старших классов и 18% - начальной школы.

Первый вопрос анкеты «Оцените по 5-балльной системе необходимость участия движения «Добрые Дети Мира» в содействии организации в Вашей школе здоровьесберегающей деятельности?» дал возможность оценить (выяснить) степень влиятельности и эффективности проектов движения «Добрые Дети Мира» на современные процессы, происходящие в школе в области воспитания подрастающего поколения. Более 80% респондентов поставили проектам движения «Добрые Дети Мира» «5 баллов», около 20% - «4 балла».

Таким образом, можно отметить позитивное влияние движения в целом на общешкольные процессы, а также несомненную методическую помощь педагогам в воспитательном процессе.           

На третий вопрос анкеты «Считаете ли Вы обоснованной тревогу общества по поводу состояния здоровья современных школьников?» 89% респондентов выбрали ответ «да».

Четвертый вопрос анкеты «Как лично Вы оцениваете состояние здоровья современных школьников» дал возможность педагогами задуматься и высказать свою точку зрения на здоровье школьников. Подавляющее большинство (80%) ответили «все с некоторыми отклонениями»; 14% респондентов - «удовлетворительное», 6% - «неудовлетворительное». Такие результаты говорят о том, что педагоги обеспокоены подобным положением вещей и готовы внесли посильный вклад в улучшение сложившейся ситуации.

Активный интерес педагоги проявили к вопросу «Считаете ли Вы, что для охраны здоровья и формирования культуры здоровья школьников достаточно медицинских и гигиенических средств?». Большая часть педагогов (более 50%) выбрали ответ «нет»; 32% респондентов «затруднились ответить» и только 11% считают, что только медицинских средств достаточно для исправления существующих проблем в области здоровья подрастающего поколения.

В следующем вопросе анкеты педагогам было предложено проранжировать по степени значимости 11 факторов внутришкольной среды по степени их влияния на здоровье ребенка. По мнению педагогов на первом месте по значимости и степени влияния стоит «суммарная учебная нагрузка», на втором месте – «временной режим обучения», на третьем – «санитарно-гигиенические условия обучения». Далее факторы педагоги распределили следующим образом: «воспитательная работа по формированию культуры здоровья»; «информационная составляющая учебных предметов»; «специальные образовательные курсы по проблеме здоровья и ЗОЖ»; «уроки физкультуры»; «стиль взаимодействия учителя с учениками»; «двигательный режим в процессе обучения»; «психологический фон урока»; «конкретные методы и приемы ведения урока».

Далее педагогам было предложено сформулировать свое мнение, что они вкладывают в понятие «здоровьесберегающие технологии». У более 50% респондентов данное понятие ассоциируется с «мероприятиями, способствующими сохранению физического и психологического здоровья»; для 25% это «спортивные мероприятия»; 20% связывают его с «заботой о подрастающем поколении»; 4% полагают, что подобные технологии это «обучение здоровому образу жизни».

83% респондентов ответили положительно на вопрос «Считаете ли Вы необходимым повышать уровень компетентности учителей в вопросах здоровьесберегающих технологий?». 6% педагогов выбрали ответ «не знаю», 11% не видят необходимости в повышении собственных знаний в данной области. Отвечая на вопрос «Какая помощь в организации здоровьесберегающей деятельности необходима Вам и Вашей школе?» большинство педагогов (60%) высказались о «методической (информационной) помощи».

Девятый вопрос анкеты «Что, на Ваш взгляд, сильнее всего влияет на формирование культуры здоровья современных школьников» позволил выявить существующее положение и можно ли попробовать скорректировать степень влияния и значимости определенных параметров. 40% педагогов полагают, что самое серьезное влияние на формирование культуры здоровья школьников оказывает «семья». Именно в ней закладываются основы не только нравственного поведения, но и фундамент здорового образа жизни. На второе место педагоги поставили «систему школьного обучения и воспитания» (18%). Школа, по их мнению, должна стараться способствовать сохранению и укреплению здоровья подрастающего поколения, а  не его разрушению. Далее по влиятельности идут «Интернет» (14%); «телевидение» (12%); медицина (10%); «газеты, журналы» (4%); «книги» (1%).

 При ответе на вопрос анкеты «В какой форме, на Ваш взгляд, школьники наиболее эффективно усваивают навыки здоровьесберегающего поведения?» 60% респондентов выбрали «спортивные мероприятия». 18% педагогов полагают, что «внеурочные мероприятия по данной проблематике (викторины, ток-шоу, праздники здоровья и т.д.)» помогают быстрее и эффективнее усваивать необходимые навыки. 16% респондентов ответили «беседы, разъяснения», полагая, что именно «серьезные разговоры о серьезных вещах» являются наиболее приемлемой площадкой для приобретения и усвоения таких знаний. Только 6% респондентов считают, что введение «специального образовательного курса» поможет решить данный вопрос.

Таким образом, мнения педагогов довольно существенно отличаются от мнения самих школьников. Поэтому в данном вопросе можно найти «золотую середину», разумное сочетание активных игровых форм с более серьезными мероприятиями даст необходимый и самый эффективный результат.

Последний вопрос анкеты «Представьте, пожалуйста, по 7-ми балльной системе состояние Вашего физического здоровья. Оцените таким образом Ваше психоэмоциональное состояние» позволил педагогам объективно взглянуть на самих себя.

Собственное физическое здоровье педагоги оценили следующим образом: 48% респондентов поставили себе «5 баллов»; 23% - «4 балла»; 15% - «3 балла»; 10% - «6 баллов» и только 4% педагогов оценивают свое физическое здоровье наилучшим образом, поставив «7 баллов».

Оценки психоэмоционального состояния немного отличаются от оценок физического здоровья. Здесь больше респондентов поставили «5 баллов»; больше 28% - «3 балла»; 12% - «6 баллов», но предельно низкий процент респондентов (1%) готов поставить себе «7 баллов».

Таким образом, можно сказать, что подобные результаты, очевидно, показывают необходимость в современных здоровьесберегающих технологиях, не только для школьников, но и для самих педагогов.

По результатам анализа всех групп респондентов можно сделать  выводы, что проблема сохранения и укрепления здоровья школьников стоит на сегодняшний день достаточно остро, существует насущная потребность, для всех участников школьного процесса и в формировании правильного понимания самого понятия «здоровый образ жизни» и  в помощи в овладении «здоровьесберегающих технологий», в развитии педагогики здоровья в современной школе.

Целью и задачами нового проекта движения «Добрые Дети Мира» - проекта «Здоровое поколение» - является повышение  мотивации школьников к здоровому образу жизни,  популяризация ценностей физической культуры и спорта.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пресс-релиз о результате отряда "Поколение - 02".

Пресс-релиз о результате отряда "Поколение - 02"....

Роль Портфолио в системе оценки результатов освоения ООП НОО в условиях введения ФГОС нового поколения

Статья содержит описание опыта работы МКОУ "Гимназия имени Горького А.М."  с Портфолио учащихся как одной из составляющих накопительной  оценки достижения планируемых результов обучающимися ...

Предметные результаты обучения иностранному языку в начальной школе (ФГОС нового поколения)

Статья посвящена требованиям к результатам обучения согласно ФГОС НОО....

Технология формулирования результатов обученности в рамках государственных стандартов нового поколении

Технология формулирования  результатов обученности в рамках государственных стандартов  нового поколении...

Кодификатор личностных результатов обучения (Стандарты второго поколения)

Кодификатор личностных результатов обучения (Стандарты второго поколения)...

Особенности оценки личностных, метапредметных и предметных результатов в рамках ФГОС нового поколения

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее – Стандарт) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной пр...