Доклад "Домашнее задание по ФЗК в 5-11 классах"
статья по физкультуре по теме

Селивёрстов Игорь Александрович

Научить школьников самостоятельно заниматься физическим упражнениям – одна из самых главных задач учителя физической культуры. Задания для самостоятельного выполнения упражнений школьники получают на уроке. Их содержание должно быть направлено на развитие физических качеств, повторение простейших двигательных действий, осваиваемых на уроке. Проверка выполнения домашних заданий осуществляется систематически.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Доклад69.5 КБ
Microsoft Office document icon Титульный лист22 КБ

Предварительный просмотр:

Домашние задания в V – XI классах

Научить школьников самостоятельно заниматься физическим упражнениям – одна из самых главных задач учителя физической культуры. Задания для самостоятельного выполнения упражнений школьники получают на уроке. Их содержание должно быть направлено на развитие физических качеств, повторение простейших двигательных действий, осваиваемых на уроке. Проверка выполнения домашних заданий осуществляется систематически.

Вот уже в течение нескольких лет наша школа пробует различные варианты домашних заданий по физической культуре. Составляя комплексы упражнений, мы стремимся, чтобы они не были слишком сложными и не отнимали много времени при контрольном выполнении, но, однако, одновременно были бы достаточно эффективными.

Знания о том, как самостоятельно заниматься физическими упражнениями и какими именно, ученики получают на уроке. Мы даем ребятам необходимые теоретические сведения и практической материал при прохождении разделов учебной программы.

Домашние задания по физической культуре складываются в нашей школе из выполнения комплексов утренней гигиенической гимнастики, упражнений по развитию физических качеств и простейших двигательных навыков. Есть у нас домашние задания постоянные и временные, приуроченные к моменту прохождения тех или иных разделов учебной программы.

  Остановлюсь подробнее на организации работы по выполнению постоянных домашних заданий домашних заданий. Подбирая такие задания, мы исходим из того, что наиболее охотно учащиеся выполняют упражнения, доступные им, позволяющие видеть рост результатов, который подлежит количественной и качественной оценке как со стороны самих учеников, так и со стороны учителя, одноклассников, родителей учащихся.Материалы комплексной программы по физическому воспитанию школьников позволили нам выбрать целый ряд таких упражнений и использовать их при выполнении постоянных домашних заданий.

Выбирая упражнения, мы учитывали возможность их выполнения в домашних условиях, а также осуществления быстрого контроля за их выполнения во время урока. Естественно, учитывалась и польза их для всего физического развития и повышения физической подготовленности учащихся. Основу комплексов для постоянных домашних заданий. Основу комплексов для постоянных домашних заданий для учащихся V – XI классов составили упражнения, включающие в себя различные наклоны туловища, поднимание ног из положения сидя и лежа, поднимание ног из положения сидя и лежа, поднимание туловища из положения лежа, приседание, сгибание и разгибания рук в упоре, подтягивание, прыжки через скакалку, переход из упора присев в упор лежа др. Эти упражнения рассчитаны на развитие всех двигательных качеств и охватывают все основные группы мышц. Выполняя их, школьники развивают также волю и трудолюбие, прокладывая тем самым себе путь к систематическим занятиям физической культурой.

Из класса в класс, с учетом возраста учащихся, содержание комплексов постоянных домашних заданий несколько изменяется в сторону усложнения. Однако в основе учета их выполнения остается принцип общего количества повторения или повторений за определенный отрезок времени.

Все учителя физической культуры прекрасно понимают, что домашние задания немыслимы без индивидуального подхода к каждому ученику, без реального учета его физического развития и подготовленности. Поэтому мы не ставим перед своими питомцами задачу выполнить упражнение точно определенное количество раз, а предлагаем им улучшить к контрольному сроку их личный показатель на какое-то количество раз. Такое положение, как нам представляется, ставит в равные условия сильного и слабого учеников, заставляет заниматься  обоих.

В связи с этим, нам кажется, исключительно важным становится момент определения первоначальных способностей ученика в выполнении упражнений домашнего задания. Нужно знать максимальный результат ученика, чтобы быть уверенным, что его дальней рост идет действительно за счет самостоятельной работы дома. Опыт работы показывает, что в V- VI классах этот вопрос перед учителем особо остро не стоит: дух соперничества, соревновательный азарт обычно заставляют ребят выполнять упражнения до предела. Однако в VII – XI классах некоторые школьники пытаются уже приспособиться к знакомой им системе домашних заданий и порой сознательно занижают свои возможности, чтобы иметь резерв для будущего. Выявлять этот «скрытый резерв» нам, учителям, помогает преемственность при включении в домашние задания тех или иных упражнений. В результате, когда ученик переходит в следующий класс, учитель хорошо знает его физические способности.

Даем упражнения постоянных домашних заданий для развития физических качеств учащихся V- XI классов и описание требований к их выполнению.

  1. Приседания на одной ноге.

V класс. И. п. – о. с. 1 – присесть, руки вперед; 2 – и.п. Учитывается количество приседаний. Первоначальный результат необходимо улучить на 1 раз.

VI класс. И.п.- ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1 – присесть, руки вперед; 2 – и.п. В VI классе фиксируется количество приседаний; улучшить на 3 раза.

 VI – VIIIклассы. И.п. – ноги шире плеч, руки внизу. Поочередные приседания на правой и левой ноге. В VIII классе определяется количество приседаний за 1 мин.; улучшить на 2 раза.

IX – XI классы. И.п. – стойка ногой – присесть на правой с касанием коленом пола левой ногой ( напротив середины стопы правой) , руки вперед; 2 – и.п.; 3-4 – то же, но левая впереди. В IX классе учитывается сумма приседаний на обеих ногах (18) улучшить ( в сумме) на 6 раз. В X – XI классе (20) фиксируется сумма приседаний на обеих за 1 мин.; улучшить на 6 раз.

2. Прыжки со скакалкой (для развития координации движений, силы ног, прыгучести, общей и силовой выносливости). Общее для всех положение: вращение скакалки вперед, ноги вместе.

V – VI классы. В V  классе учитывается количество прыжков за 1 мин; улучшить на 5 раз.

VII – VIII классы. В VII классе учитывается количество прыжков за 2 мин.; улучшить на 8 раз. В VIII классе фиксируется количество прыжков за 2,5 мин.; улучшить на 10 раз.

IX – XI классы. Учитывается количество прыжков за 3 мин.; улучшить на 12 раз( в XI классе на 20 раз).

3. Поднимание туловища из положения лежа на спине, ноги не закреплены (для развития мышц брюшного пресса, силовой и общей выносливости).

V – VI классы. И.п. – за головой. В V классе учитывается количество подниманий за 1 мин. ; улучшить на 2 раза.

VII – VIII классы. И.п. – руки за головой. Учитывается количество подниманий; улучшить на 5 раз

IX – XI классы. И.п. – руки за головой. В IX классе учитывается количество подниманий за 1 мин.; улучшить на 4 раза. В X-ХI классах фиксируется общее количество подниманий; улучшить на 6 раз.

4. Поднимание согнутых ног из положения лежа на спине ( для развития мышц брюшного пресса, гибкости, общей силовой выносливости).

V – VI классы. И.п. – руки произвольно. Поднимание ног до прямого угла. В V классе учитывается количество подниманий; улучшить на 5 раз. В VI классе определяется количество подниманий за 1 мин.; улучшить на 3 раза; следить за тем, чтобы все ученики выполняли упражнение правильно, не ударяли пятками о пол.

VII- VIII классы. И.п. – руки произвольно. Подтягивание прямых ног как можно ближе к туловищу с отрывом таза от пола. В VII классе учитывается количество подтягиваний за 1 мин.; В VIII классе определяется количество подтягиваний за 1 мин.; улучшить на 3 раза.

IX – XI классы. ВИС на перекладине или гимнастической стенке. В IX классе упражнение выполняется 3 раза; в X-XI учитывается количество подниманий за 1 мин.; улучшить на 3 раза.

 5. Наклоны вперед (для развития гибкости, равновесия, общей выносливости).

V – VI классы. И.п. – ноги на ширине плеч, руки внизу; сомкнутая стойка, руки внизу (V – VI классы). 1 – наклон вперед, коснуться руками пола; 2 – и.п. Учитывается количество наклонов за 1 мин. И качество выполнения (касание пола, кулаками или ладонями, отсутствие нарушений структуры движений); улучшить на 3 раза.

VII – VIII классы. И.п. – ноги на ширине плеч, руки вверху.1 – наклон вперед, коснуться руками пола; 2 – выпрямиться, руки вверх, прогнуться. Учитывается количество наклонов за 1,5 мин. и качество выполнения; улучшить на 3 раза.

IX - XI классы. И.п. – узкая стойка, ноги врозь, руки вверху. 1 – наклон вперед, коснуться руками пола; 2 – выпрямиться, руки вверх, прогнуться. Учитывается количество наклонов за 2 мин.; улучшить на 5 раз.

6. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа ( для развития силы рук, укрепления мышц брюшного пресса, спины, ног, развития силовой и общей выносливости).

V – VI классы. Руки на повышенной опоре, V – VI классы – 30-35 см. Учитывается количество повторений; улучшить на 5 раз.

VII – VIII классы. Руки на полу. Учитывается количество повторений; улучшить на 4 раза.

IX – XI классы. Юноши – ноги на повышенной опоре высотой  30-35 см; девушки – руки на повышенной опоре. Учитывается количество раз на 4 раз.

7. Подтягивание: мальчики – из виса, девочки – из виса лежа ( для развития силы рук, укрепления брюшного пресса, мышц груди и спины).

Во всех классах учитывается количество подтягиваний; улучшить результат на 1 раз.

8. Переход из упора присев в упор лежа ( для развития общей выносливости, укрепления мышц рук, ног, спины, брюшного пресса).

V – VI классы. В V классе учитывается количество повторений; улучшить на 10 раз. В  VI классе определяется количество повторений за 1 мин.;; улучшить на 3 раз.

VII – VIII классы. В VII классе учитывается количество повторений; улучшить на 10 раз. В VIII классе фиксируется количество повторений за 1.5мин.; улучшить на 4 раза.

IX- XI классы. В IX  классе учитывается количество повторений; улучшить на 10 раз. В X – XI классе определяется количество повторений за 2 мин.; улучшить на 6 раз.

Из приведенного описания упражнений видно, что перед учащимися ставится задача увеличить свой результат на определенное количество раз от одного контрольного урока к другому. Оценка «5» ставится за выполненное задание. Если роста нет, ученик получает оценку «3». За ухудшение ранее показанного результата ставится неудовлетворительная оценка. Все оценки за выполнение домашних заданий фиксируются в классном журнале и учитываются при выставлении оценок за четверть.

Контрольные уроки по проверке домашних заданий мы проводим в октябре, декабре, марте и мае, т.е. один раз в четверть.

Очень важной нам кажется оценка первого контрольного выполнения упражнений ( в октябре). Мы учитываем, что упражнения были даны ученикам на летние каникулы и что эти упражнения несколько изменяются в следующих классах. Поэтому в сентябре часто включаем упражнения домашнего задания во вводную часть урока, следим за правильностью  их выполнения. Постоянно напоминаем ученикам о самостоятельной работе дома. Первая оценка выставляется, исходя из среднего результата в классе, или диктуется требованиями учебных нормативов. Последующие оценки ставятся в соответствии вышеизложенными требованиями.

На одном контрольном уроке мы проверяем два упражнения, чаще всего используя метод взаимопроверки, разделив учащихся на 2 группы.

Количественные результаты школьников, как правило, растут от проверки к проверке. Практика нашей работы показывает, что запланированный на год прирост результата вполне реален. Часть учащихся, особенно V – VI классов, в ряде упражнений значительно превышают установленные показатели.

Теперь несколько слов о домашних заданиях при прохождении различных разделов программного материала (легкой атлетики, спортивных игр, лыжной подготовки и др.).

V – VI классы.

Сентябрь – октябрь учащиеся получают временное домашнее задание: бегать в спокойном темпе от 10 до 20 мин.; 3-4 раза в неделю. В ноябре и декабре до установления снежного покрова – выполнять прыжки через скакалку 3-4 раза в неделю по 2-3 подхода ( до появления усталости). В январе, феврале и в начале марта – ходить на лыжах в спокойном темпе от 30 до 60 мин. 3-4 раза в неделю кататься с гор. С середины марта по апрель дается задание выполнять прыжки через скакалку ( прыжки по лестницам) 3-4 раза в неделю кататься с гор. С середины марта по апрель дается задание выполнять прыжки через скакалку ( прыжки по лестницам) 3-4 раза в неделю по 3-4 подхода ( до появления усталости). В мае – бег в спокойном темпе 12-20 мин., 3-4 раза в неделю.

VII – XI классы.

I -IV четверть

Упражнения по легкой атлетике.

  1. Бег 1500 – 2000 м. (контрольные упражнения для всех).
  2. Прыжки в шаге (6x5).
  3. Бег с высоким подниманием бедра (4-6x5-10 сек).
  4. Прыжок в длину с места.
  5. Бег с равномерной скоростью (7-8 мин.)
  6. Метание малого мяча на дальность и в цель.
  7. Бег с ускорением (4-6x30-40 м)
  8. Броски утяжеленных предметов (мячей).

Из перечисленных выше легкоатлетических упражнений составляются комплексы по 3 упражнения в каждом. Например, упр. 1,2,8. Домашние задания рассчитаны на 1-2 недели.

II четверть

На ноябрь и декабрь для круговой тренировки учащимися VII – XI классов мы даем следующие упражнения, рассчитанные на занятия в домашних условиях:

  Ноябрь (для круговой тренировки использовать упр. 2,3,4,5,6)

  1. Разучивание и выполнение комплекса утренней зарядки (по карточкам).
  2. Из положения лежа на спине поднимание прямых ног за голову.
  3. Из упора присев прыжки вверх.
  4. Из положения лежа на животе отведение гимнастической палки за спину с прогибом в спине.
  5. координационные упражнения (по карточкам).
  6. И.п. – о.с.Упор присев, упор лежа спереди, упор присев, и.п.

Декабрь.

  1. Из положения лежа на спине переход в сед согнувшись.
  2. Стоя ноги врозь спиной в 0,5 м от стены, прямыми руками поднять набивной (2 кг) мяч вверх и коснуться им стены.
  3. Из упора лежа спереди поворот в упор лежа сзади.
  4. Приседания на одной ( левой, правой) ноге с опорой на одну руку.
  5. Прыжки со скакалкой с двойными вращениями, с двумя-тремя промежуточными прыжками с одним вращением.

III четверть.

  1. Самостоятельное катание на лыжах до 10-30 км. в неделю.
  2. Катание на коньках – до 10 мин. ежедневно (совершенствование техники).

В домашние задания на период летних каникул включены следующие обязательные виды: бег, плавание 50 м ( двумя способами), волейбол, стойка на руках и «колесо».

VII – XI классы.

Перечисленные  временные домашние задания даются не сразу на весь срок, а еженедельно, с более конкретными и подробными рекомендациями по дозировке, с учетом прохождения программного материала, условий погоды.

Как правило, учащимся старших классов я постоянно напоминаю и разъясняю значение самоконтроля при выполнении домашних заданий. Они должны делать в дневниках записи после каждого занятия, фиксируя самочувствие, настроение, вес, аппетит, сон, пульс в состоянии покоя, ЧСС на тренировке и в период восстановления.

Для того чтобы учащиеся добросовестно выполняли дома задания по физической культуре, следует почаще давать им консультации и инструкции о том, как заниматься, когда и с какой нагрузкой упражняться, чтобы результат был положительным.

Позволю себе привести перечень советов и пожеланий, которые мы даем ученикам и требуем, чтобы они следовали им при выполнении домашних заданий:

  1. Упражнятся регулярно 3 – 4 раза в неделю.
  2. Длительность домашних заданий для учеников V – VI классов 15-25 мин., VII- VIII классов – 25 – 35 мин., IX – XI классов – 35 – 45 мин.
  3. Занятия на свежем воздухе (бег, ходьба на лыжах и т.д.) советую проводить группами по 2-3 ученика, привлекая в качестве организаторов наиболее подготовленных школьников.
  4. При каждом последующем выполнении хорошо усвоенных упражнений советую ученикам делать каждое упражнение на 1-2 раза больше, чем в предыдущем занятии. Постоянно учитывать число повторений, измеряя пройденную дистанцию, по возможности фиксировать время, затраченное на беговые упражнения.
  5. Самостоятельные упражнения начинать с разминки до 5 мин. (бег + 3-5 общеразвивающих упражнений).
  6. Постоянно контролировать самочувствие.
  7. Воспитывать волю, стремление преодолевать трудности, появившуюся усталость.

   Если советы и для утренней гигиенической гимнастики. Утреннюю гимнастику надо делать систематически. Упражнения подбирать простые, с большей амплитудой движения, дыхание должно быть глубоким (через нос), полной грудью. Желательно делать упражнения в сопровождении музыки. После зарядки – водные процедуры.

   Выполнение этих заданий обычно трудно контролировать учителю. Осуществляем такой контроль мы путем опроса на уроке 2-3 учеников. Говоря о пользе самостоятельных занятий физическими упражнениями, рекомендуем для выполнения домашних заданий по бегу и ходьбе на лыжах объединятся ребятам, живущим близко друг от друга, в группы по 3-5 человек, а также практиковаться в выполнении домашних заданий по возможности всем классом на школьной спортивной площадке.

   Материал по домашним заданиям в нашей школе планируется на весь учебный год. Это находит свое отражение в графических годовом и четвертном планах расшифровывается в поурочных планах.

   Как показывает опыт, без поддержки и контроля со стороны семьи самостоятельная работа учащихся дома редко бывает полноценной. Чтобы помочь своим детям, родители должны знать все необходимое о школьной физической культуре. Встречи с родителями организуются у нас в начале учебного года (классные родительские собрания). Беседуя с родителями по вопросам физического воспитания детей, знакомим их с учебной программой, с требованиями, которые предъявляются к самостоятельным занятиям физическими упражнениями дома. Обучаем мы их и системе контроля за выполнением детьми домашних заданий. Для родителей учащихся V – VI классов на примере хорошо подготовленных детей демонстрируем комплекс утренней гигиенической гимнастики и упражнения домашнего задания по развитию двигательных качеств.

   Особенно призываем родителей показывать личный пример в занятиях физическими упражнениями. Советуем им как можно чаще совместно с детьми ходить на лыжах, бегать в лесу, делать утреннюю гимнастику.

   Подсказываем, какой надо купить спортивный инвентарь. Говорим и том, что родители должны обязательно поощрять самостоятельные занятия физическими упражнениями детей дома и в различных спортивных секциях.

   Все описанные формы и средства домашних заданий для учащихся мы применяем в своей школе много лет и можем сказать, что положительные результаты налицо. Выполнение домашних заданий улучшает физическую подготовленность школьников, они стали меньше болеть, более заполненным получился их досуг.

 



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Шувойская средняя общеобразовательная школа

Администрации Егорьевского муниципального района

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

ДЛЯ

УЧАЩИХСЯ V-XI КЛАССОВ

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

УЧИТЕЛЯ ФИЗКУЛЬТУРЫ

ШУВОЙСКОЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

 Автор: СЕЛИВЕРСТОВ И.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания для проверки знаний учащихся 7 класса по теме "Класс Птицы"

Помогут учителю проверить знания учащихся....

Презентация, задание к уроку, домашнее задание к уроку информатики в 5 классе по теме Основная позиция пальцев на клавиатуре

Данный материал содержит презентацию, задание к уроку и домашнюю работу (сканированная копия упражнений из рабочей тетради к УМК Информатика и ИКТ, Босова Л. Л.) по информатике в рамках УМК Л. Л. Босо...

задания для урока биологии по теме "Класс Ракообразные, Класс Паукообразные"

Задания разработаны для групповой работы по теме "Класс Ракообразные, Класс Паукообразные". Могут использоваться как вопросы для проведения викторины, закрепления знаний или самостоятельного изучения ...

занимательные задания по географии для работы в классах ФГОС 5-7 классы

Данные задания и задачи можно использовать на уроке для активизации познавательной деятельности учащихся, определения темы урока....

Мастер-класс для учителей математики «Технология применения системы дополнительных заданий на уроках математики в 9 классе»

Методические ресурсы:  Трушова И.И. АЛГЕБРА. ГЕОМЕТРИЯ. Сборник задач для учащихся 9 класса / И.И. Трушова. – СПб.: СМИО Пресс, 2014. – 80 с.Цель мастер-класса –  отработка практически...

Урок контроля в 5 классе (разноуровневые задания) к учебнику Английский язык. 5 класс. Верещагина И.Н, Афанасьева О.В.

Данный материал может использоваться на уроках контроля грамматических навыков (Past Simple, Past Continuous) с соблюдением разноуровневости....

Олимпиадные задания по химии для учащихся 8 класса (школьный этап). Задания и ответы.

Олимпиадные задания по химии для учащихся 8 класса (школьный этап). Задания и ответы....