Пояснительная записка по физической культуре для 1 - 4 классов. ФГСО второго поколения.
календарно-тематическое планирование (физкультура и спорт) по теме

Уманец Светлана Юрьевна

Программа разработана на основе авторской программы под редакцией В.И. Лях  опубликованной в сборнике: « Комплексная программа физического воспитания  учащихся 1-4 классов» для общеобразовательных учреждений, М.: Просвещение, 2011г.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_dlya_1-4_klassov.doc112 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 89 г. КРАСНОДАРА 

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР

                                                                                                             УТВЕРЖДЕНО

     УТВЕРЖДЕНО  

Решением педсовета прокол№1  

От 30.08.2012 года

Председатель педсовета

С.Д. Овечкина

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

I ВИДА

По                              Физической культуре

Ступень обучения (класс) начальное общее образование     1 - 4 класс

 

Количество часов    405                      Уровень    базовый

Учитель           Ловцова Светлана Юрьевна        

Программа разработана на основе авторской программы под редакцией В.И. Лях  опубликованной в сборнике: « Комплексная программа физического воспитания  учащихся 1-4 классов» для общеобразовательных учреждений, М.: Просвещение, 2011г.

Пояснительная записка

Программа «Физическая культура. Начальные (1-4) классы» соответствует требованиям федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования»).

Программа разработана на основе:

- примерной программы начального общего образования по физической культуре (письмо министерства образования и науки Российской Федерации от 07 июля 2005 г. № 03-1263 "О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»)  

- морфо-функциональных и психических особенностей детей 6 - 11 лет;

- общих закономерностей физического воспитания;

- традиций и региональных особенностей физического воспитания на Кубани;

- многолетнего опыта преподавания физической культуры в общеобразовательных учреждениях авторов программы;

Содержание программы направлено на создание условий становления основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся, формирования у них мотивации, основ умения учиться и способности к организации своей деятельности, обеспечения духовно-нравственного развития, приобщения к общечеловеческим ценностям, профилактики асоциального поведения, укрепления физического здоровья школьников.

Программа предполагает комплексный, образовательно-развивающий характер уроков физической культуры и их направленность на:

- формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья, ее позитивном влиянии на развитие, обучение и социализацию;

- овладение школьниками умениями осуществлять и организовывать  здоровье сберегающую жизнедеятельность;

- создание условий для формирования навыков систематического наблюдения за своим физическим состоянием, уровнем подготовленности, величиной физических нагрузок.

При этом основными задачами реализации программы являются:

- укрепление здоровья и содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию через повышение физической подготовленности и функциональных возможностей;

- формирование жизненно важных двигательных умений и навыков в ходе воспитания физических качеств и обучения элементам базовых видов спорта;

- обучение простейшим способам контроля физической нагрузки, отдельных показателей физического развития и подготовленности, а также первоначальных умений саморегуляции физического и психического состояния средствами физической культуры;

- приобретение общих представлений и знаний в области физической культуры, а также навыков здорового и безопасного образа жизни.

Структурно учебный материал для каждой параллели классов состоит из пяти разделов: теоретического, двух практических (воспитание физических качеств и формирование двигательных умений и навыков на основе элементов базовых видов спорта), требований к подготовленности учащихся и примерных рабочих программ и календарно-тематических планов.

В теоретическом разделе представлен учебный материал, относящийся к первоначальным знаниям об основах физической культуры, организме человека, гигиенических требованиях, значении физической культуры для укрепления здоровья; физического, интеллектуального, эмоционального и социального развития, представлениям о базовых видах спорта.

Раздел, касающийся физических качеств, содержит двигательные задания, направленные на воспитание силовых, скоростных, координационных, скоростно-силовых (прыгучесть, метания) способностей, а также выносливости и гибкости.

Курс «Физическая культура» изучается с 1 по 4 класс из расчёта 3 ч в неделю (всего 405ч):

в 1 классе —99ч, во 2 классе — 102ч, в 3 классе — 102ч, в 4 классе— 102ч. Третий час на преподавание учебного предмета «Физическая культура» был введён приказом Минобрнауки от 30 августа 2010 г. №889. В приказе было указано: «Третий час учебного предмета «Физическая культура» использовать на увеличение двигательной активности и развитие физических качеств обучающихся, внедрение современных систем физического воспитания».

Рабочая программа рассчитана на 405 часов на четыре года обучения (по 3ч. в неделю).

Из нее предусмотрено лыжной подготовки, что  в региональных условиях невозможно. Все часы перераспределены в раздел  « Подвижные  игры, спортивные игры», «Легкая атлетика».

Таблица  примерного тематического распределения часов.


Распределение темы

Количество часов (уроков)


Рабочая программа по классам

класс

Разделы программы

1

2

3

4

Всего часов

Знания о физической культуре:

3

3

3

3

12

Способы физкультурной деятельности

3

3

3

3

12

Физическое совершенствование

93

96

96

96

381

Физкультурно-оздоровительная деятельность.

4

4

4

4

16

Спортивно-оздоровительная деятельность.

Общеразвивающие упражнения.

Подвижные игры и спортивные игры.

Гимнастика  с основами акробатики.

Легкоатлетические упражнения.

В процессе урока

27

30

30

30

117

18

18

18

18

72

44

44

44

44

176

Итого

99

102

102

102

405

Примерное содержание учебного материала для 1- 4го класса.

Знания о физической культуре(12часов)

Физическая культура(3ч.). Физическая культура как система разнообразных форм занятий физическими упражнениями по укреплению здоровья человека. Ходьба, бег, прыжки, лазанье, ползание, ходьба на лыжах, плавание как жизненно важные способы передвижения человека.

Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями: организация мест занятий, подбор одежды, обуви и инвентаря.

Из истории физической культуры(3ч). История развития физической культуры и первых соревнований. Связь физической культуры с трудовой и военной деятельностью.

Физические упражнения. Физические упражнения, их влияние на физическое развитие и развитие физических качеств. Физическая подготовка и её связь с развитием основных физических качеств. Характеристика основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости и равновесия.

Физическая нагрузка и её влияние на повышение частоты сердечных сокращений.

Способы физкультурной деятельности (12часов)

Самостоятельные занятия(3часа). Составление режима дня. Выполнение простейших закаливающих процедур, комплексов упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища, развития основных физических качеств; проведение оздоровительных занятий в режиме дня (утренняя зарядка, физкультминутки).

Самостоятельные наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью. (3часа). Измерение длины и массы тела, показателей осанки и физических качеств. Измерение частоты сердечных сокращений во время выполнения физических упражнений.

Самостоятельные игры и развлечения (3часа). Организация и проведение подвижных игр (на спортивных площадках и в спортивных залах).

Физическое совершенствование (381час)

Физкультурно-оздоровительная деятельность (16часов)

Комплексы физических упражнений для утренней зарядки, физкультминуток, занятий по профилактике и коррекции нарушений осанки.

Комплексы упражнений на развитие физических качеств.

Комплексы дыхательных упражнений. Гимнастика для глаз.

Спортивно-оздоровительная деятельность

Гимнастика с основами акробатики(72часа). Организующие команды и приемы. Строевые действия в шеренге и колонне; выполнение строевых команд.

Акробатические упражнения. Упоры; седы; упражнения в группировке; перекаты; стойка на лопатках; кувырки вперёд и назад; гимнастический мост.

Акробатические комбинации. Например: 1) мост из положения лёжа на спине, опуститься в исходное положение, переворот в положение лёжа на животе, прыжок с опорой на руки в упор присев; 2) кувырок вперёд в упор присев, кувырок назад в упор присев, из упора присев кувырок назад до упора на коленях с опорой на руки, прыжком переход в упор присев, кувырок вперёд.

Упражнения на низкой гимнастической перекладине: висы, перемахи.

Гимнастическая комбинация. Например, из виса стоя присев толчком двумя ногами перемах, согнув ноги, в вис сзади согнувшись, опускание назад в вис стоя и обратное движение через вис сзади согнувшись со сходом вперёд ноги.

Опорный прыжок: с разбега через гимнастического козла.

Гимнастические упражнения прикладного характера. Прыжки со скакалкой. Передвижение по гимнастической стенке. Преодоление полосы препятствий с элементами лазанья и перелезания, переползания, передвижение по наклонной гимнастической скамейке.

Лёгкая атлетика (176часов). Беговые упражнения: с высоким подниманием бедра, прыжками и с ускорением, с изменяющимся направлением движения, из разных исходных положений; челночный бег; высокий старт с последующим ускорением.

Прыжковые упражнения: на одной ноге и двух ногах на месте и с продвижением; в длину и высоту; спрыгивание и за-прыгивание;

Броски: большого мяча (1 кг) на дальность разными способами.

Метание: малого мяча в вертикальную цель и на дальность.

Подвижные и спортивные игры (117 часов). На материале гимнастики с основами акробатики: игровые задания с использованием строевых упражнений, упражнений на внимание, силу, ловкость и координацию.

На материале легкой атлетики: прыжки, бег, метания и броски; упражнения на координацию, выносливость и быстроту.

На материале спортивных игр.

Футбол: удар по неподвижному и катящемуся мячу; остановка мяча; ведение мяча; подвижные игры на материале футбола.

Баскетбол: специальные передвижения без мяча; ведение мяча; броски мяча в корзину; подвижные игры на материале баскетбола.

Волейбол: подбрасывание мяча; подача мяча; приём и передача мяча; подвижные игры на материале волейбола.

Уровень физической подготовленности  1класс

Контрольные упражнения

Уровень

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

Мальчики

Девочки

Подтягивание на низкой перекладине из виса лежа, кол-во раз

11 – 12

9 – 10

7 – 8

9 – 10

7 – 8

5 – 6

Прыжок в длину с места, см.

118 – 120

115 – 117

105 – 114

116 – 118

113 – 115

95 – 112

Наклон вперед, не сгибая ног в коленях

Коснуться лбом колен

Коснуться ладонями пола

Коснуться пальцами пола

Коснуться лбом колен

Коснуться ладонями пола

Коснуться пальцами пола

Бег 30 м с высокого старта, с

6,2 – 6,0

6,7 – 6,3

7,2 – 7,0

6,3 – 6,1

6,9 – 6,5

7,2 – 7,0

Бег 1000 м

Без учета времени

2 класс

Контрольные упражнения

Уровень

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

Мальчики

Девочки

Подтягивание на низкой перекладине из виса лежа, кол-во раз

14 – 16

8 – 13

5 – 7

13 – 15

8 – 12

5 – 7

Прыжок в длину с места, см.

143 – 150

128 – 142

119 – 127

136 – 146

118 – 135

108 – 117

Наклон вперед, не сгибая ног в коленях

Коснуться лбом колен

Коснуться ладонями пола

Коснуться пальцами пола

Коснуться лбом колен

Коснуться ладонями пола

Коснуться пальцами пола

Бег 30 м с высокого старта, с

6,0 – 5,8

6,7 – 6,1

7,0 – 6,8

6,2 – 6,0

6,7 – 6,3

7,0 – 6,8

Бег 1000 м

Без учета времени

3 класс

Контрольные упражнения

Уровень

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

Мальчики

Девочки

Подтягивание в висе, кол-во раз

5

4

3

Подтягивание в висе лежа, согнувшись, кол-во раз

12

8

5

Прыжок в длину с места, см

150 – 160

131 – 149

120 – 130

143 – 152

126 – 142

115 – 125

Бег 30 м с высокого старта, с

5,8 – 5,6

6,3 – 5,9

6,6 – 6,4

6,3 – 6,0

6,5 – 5,9

6,8 – 6,6

Бег 1000 м, мин. с

5.00

5.30

6.00

6.00

6.30

7.00

Челночный бег 3х10м

8.8

9.9-9.0

9.9

9.1

10.3-9.7

10.4

4 класс

Контрольные упражнения

Уровень

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

Мальчики

Девочки

Подтягивание в висе, кол-во раз

6

4

3

Подтягивание в висе лежа, согнувшись, кол-во раз

18

15

10

Бег 60 м с высокого старта, с

10.0

10.8

11.0

10.3

11.0

11.5

Бег 1000 м, мин. с

4.30

5.00

5.30

5.00

5.40

6.30

Челночный бег 3х10м

8,6

7.30

8.00

9.1

10.0-9.5

10.4

Литература

  1. Аршинник С.П., Барсукова Е.Ю., Тхорев В.И., Шиян В.М. Физическая подготовленность школьников: структура, состояние, динамика, средства и методы повышения и контроль: Учебно-методическое пособие. – Краснодар, 2010. – 52 с.
  2. Долуда Н.А. с соавт. Программа физического воспитания учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений на основе традиционных казачьих средств. – Краснодар: КГУФКСТ, 2008. – 91 с.
  3. Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов. – М.: Просвещение, 2010. – 128 с.
  4. Матвеев А.П., Петрова Т.В. Оценка качества подготовки учащихся начальной школы по физической культуре. – М.: Дрофа, 2002. – 96 с.
  5. Погадаев Г.И. Физическая культура: программа для общеобразовательных учреждений. 1-4 классы.– М.: Дрофа, 2010.–41 с.
  6. Янсон Ю.А. Физическая культура в школе. Научно-педагогический аспект. Книга для педагога. – Ростов н/Д: «Феникс», 2004. – 624 с.
  7. http: // standart. edn. Ru

 «Рассмотрено»                                                                                             «Согласовано»

На заседании МО                                                                                  Зам. директора по УВР

От 29.08.2012 года                                                                                           Бородина О.И.

Ловцова С.Ю.                                                                                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерное календарно- тематическое планирование по физической культуре для 1 классов. ФГСО второго поколения.

Программа разработана на основе авторской программы под редакцией В.И. Лях  опубликованной в сборнике: « Комплексная программа физического воспитания  учащихся 1-4 классов» для общеобразоват...

Рабочая программа по физической культуре 5 класс (ФГОС второго поколения)

Данная рабочая программа составлена на основе программы В. И. Ляха....

Рабочая программа с пояснительной запиской по физической культуре для 1 класса

Пояснительная записка и рабочая программа по физической культуре для 1 класса...

Консультация для педагогов: «Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры в свете ФГОС второго поколения»

laquo;Здоровьеформирующие образовательные технологии», по определению Н.К. Смирнова, — это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание ...

Пояснительная записка по физической культуре 1-4 класс

пояснительная записка составлена по стандартам ФГОС...

Рабочая программа по физической культуре 5 класс ФГОС 3 поколения

Рабочая программа по ФК 5 класс 3 поколения разработана с новым положением программ....

Рабочая программа по физической культуре 1 класс ФГОС 3 поколения

Рабочая программа по физической культуре 1 класс ФГОС 3 поколения 2022 года...