Путешествие по родному краю
методическая разработка по физкультуре по теме

Пикмуллина Светлана Егоровна

 

Сценарий праздника  предусматривает чередование спортивно – игровых заданий,  показательных выступлений, развлекательно – познавательных номеров, которые обеспечивают достаточную физическую эмоциональную нагрузку в соответствии с возрастными возможностями и подготовленностью учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_po_rodnomu_krayu_.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Путешествие по родному краю

(внеклассное мероприятие для 1-2 классов)

Цель урока: формирование у младших школьников творческого подхода в разрешении игровых ситуаций, развития воображения,  эмоциально - игровой отзывчивости в процессе ознакомления с традициями национальных культур.

Задачи:

  1. оздоровительные: способствовать выработке правильной осанки, обучать умению расслабляться;
  2. развивающие: развивать интерес к танцевальным упражнениям, учить двигаться ритмично и красиво;
  3. воспитательные: развивать бережное отношение к окружающему миру;
  4. образовательные: разучить игры и эстафеты, направленные на развитие физических способностей детей с учетом их индивидуальных особенностей, обучать школьников самостоятельному выполнению комплексов упражнений по карточкам.

Инвентарь: карта, гимнастические скамейки, маты, стойки, скакалки.

Место проведения: Малый спортивный зал.

Участники: 1-2 классы.

Содержание урока

Участники входят в спортивный зал, и располагаются около стенда, где размещается карта Татарстана.

Учитель.  Ребята, сегодня мы отправимся с вами в путешествие  по Татарстану. Он расположен в центре России, на Восточно-Европейской равнине, в месте слияния двух крупнейших рек Европы - Волги и Камы.

Столицей Татарстана  является город Казань. Это культурно -  исторический центр и солнечный город,  в котором живут гостеприимные люди.

Казань расположена на левом берегу Волги, при впадении в неё реки Казанки, в 797 километрах к востоку от Москвы.

В нынешнем году в Казани пройдет  XVII Всемирная Летняя Универсиада — всемирные студенческо - молодёжные спортивные соревнования 2013. На самой масштабной Летней Универсиаде-2013 будут разыгрываться более 350 комплектов медалей по 27 видам спорта среди представителей более 170 стран, что должно стать рекордом Универсиад. Впервые среди Универсиад параллельно проводится «Культурная Универсиада» с приуроченным самым масштабным в республике и стране главным татарским национальным праздником Сабантуй.

Я предлагаю вам совершить путешествие по Татарстану, познакомиться поближе с его природными особенностями, обычаями и традициями коренных жителей, которых называют татарами.

Ну, как, путешественники, готовы?  Тогда мы отправляемся в путь по берегу Камы и Волги!

Уже в самом начале нашего пути  я вижу первое препятствие, придется пробираться через высокие и густые кустарники.

Задание 1. Перестроение. По сигналу последний игрок обегает «змейкой» впереди стоящих. Обежав всех, становится вперед, сохраняя интервал между ближайшим. Второй участник по сигналу стартует за первым и старается его догнать и обогнать.

Задание 2. Пробираться ползком под завалами сухих деревьев. И.п. – упор на руки, пролезать под руками друг у друга.

Учитель. Взгляните! Какой-то вход в пещеру! Чтобы не потерять никого из виду, мы будем держать друг друга за плечи. Присядем на корточки, так как проход в пещере очень узкий и низкий.

Задание 3. Вслед за учителем дети принимают позу на низких корточках и,  придерживаясь руками за плечи друг друга,  выполняют ходьбу.

Учитель. Ну, вот мы и вышли. Теперь нам нужно вместе сбежать с холма вниз. Тот, кто расцепит руки в колене, выходит на  поляну и выполняет любое силовое упражнение для рук.

Задание 4. Дети становятся вслед за учителем друг за другом и берутся руками за пояс впереди идущего. По сигналу колонна пускается в путь, стараясь внимательно выполнять все волнообразные передвижения колонны («гусеница»). По условиям игры игрок, отцепивший руки от пояса, выполняет задание.

Учитель. Трудный был переход. Давайте сделаем привал. А чтобы не было скучно, поиграем вот в такую игру.

Задание 5.

Спутанные кони (Тышаулы атлар)

Играющие делятся на две-три команды и выстраиваются за линией. Напротив линии ставят стойки. По сигналу первые игроки команд начинают прыжки, обегают стойки и возвращаются обратно бегом. Затем бегут вторые и т. д. Выигрывает команда, закончившая эстафету первой. 
Правила игры. Расстояние от линии до флажков, стоек должно быть не более 20 м. Прыгать следует правильно, отталкиваясь обеими ногами одновременно, помогая руками. Бежать нужно в указанном направлении (справа или слева).

Учитель. Ребята, мы находимся на зеленом лугу. А луговой воздух богат эфирными маслами душистых растений, которые благотворно влияют на органы дыхания, укрепляя весь организм.

Задание 6. Сделав медленный полный вдох, надо задержать дыхание, а затем очень короткими и сильными толчками полностью выдохнуть воздух через сложенные трубочкой губы, не надувая при этом щеки? Снова медленный вдох, задержка, затем выдох резкими толчками, Ритмично повторять такие входи и выдохи несколько раз.

Учитель. А сейчас я поведу вас по незнакомой тропинке.

Задание 7. Эстафета. Бег по гимнастической скамейке.

Играющие делятся на две-три команды и выстраиваются в колонну по одному. Напротив линии ставят  стойки. По сигналу первые игроки команд начинают бег по гимнастической скамейке, обегают стойки и возвращаются обратно бегом. Затем бегут вторые и т. д.

Выигрывает команда, закончившая эстафету первой. 
Правила игры. Расстояние от линии до  стоек должно быть не более 20 м. Бежать нужно в указанном направлении (справа или слева).

Учитель. Тропинка вывела нас на поляну, где растет… Отгадайте загадку, что же растет на поляне?

В огороде у дорожки

Стоит солнышко на ножке,

Только желтые лучи

У него не горячи. (Подсолнух)

Правильно, подсолнух! Наш путь лежит через поле нежных и замечательных растений. А что делают их подсолнухов? (Считаем количество верных  ответов).

Учитель. Молодцы! Вы все отлично справились с заданием. И  поэтому мы так быстро добрались до р. Камы.

Кама – река, которая протекает в европейской части нашей страны и является наиболее крупным притоком Волги. Ее длина составляет 1805 километров. Река протекает через Молотовскую, Кировскую, Свердловскую, Челябинскую области, Татарскую, Башкирскую и Удмуртскую автономные республики.

В заливах и затонах хорошо развита речная растительность. Отправляясь на Каму рыбачить, можно поймать: стерлядь, леща, карася, сазана, сома, речного окуня, ерша.

В Каме обитают и другие виды рыб. В реке можно с успехом охотиться на судаканалимаголавля, язя и даже белугу, тайменя и хариуса.

Давайте сделаем привал, вот здесь, на берегу, и приготовим «уху». Но для этого необходимо поймать рыбу.  Я предлагаю вам сделать это вместе со мной.

Задание 8. Игра «Рыбаки и рыбки»

На полу лежит шнур в форме круга – это сеть. В центре круга стоят трое детей – рыбаков, остальные игроки – рыбки. Дети-рыбки бегают по всей площадке и забегают в круг. Дети-рыбаки ловят их.

Правила игры. Ловить детей-рыбок можно только в кругу. Рыбки должны забегать в круг (сеть) и выбегать из него, чтобы рыбаки их не поймали. Кто поймает больше рыбок, тот лучший рыбак.

Учитель. Вот мы и пришли в столицу Татарстана, город Казань.

В каждой республике свой характер, свои обычаи, свои игры.  Многие из них сохранились и дошли до нас, людей, живущих в XXI  веке. Татарские народные игры отличаются соревновательным, коллективным характером действий, высокой эмоциональностью, вариативностью отдельных из них и др.

Некоторые татарские народные игры используются в настоящее время на уроках физической культуры в школах, без них не обходится ни один праздник. И мы играем в них с большим удовольствием.

Игра. Скок-перескок (Кучтем-куч)

На полу чертят большой круг диаметром 15—25 м, внутри него — маленькие кружки диаметром 30—35 см для каждого участника игры. Водящий стоит в центре большого круга. Водящий говорит: «Перескок!» После этого слова игроки быстро меняются местами (кружками), прыгая на одной ноге. Водящий старается занять место одного из играющих, прыгая также на одной ноге. Тот, кто останется без места, становится водящим. 
Правила игры. Нельзя выталкивать друг друга из кружков. Двое играющих не могут находиться в одном кружке. При смене мест кружок считается за тем, кто раньше вступил в него.

Игра. Кто дальше бросит? (Ыргыту уены?)

Играющие выстраиваются в две шеренги по обе стороны площадки. В центре площадки находится флажок на расстоянии не менее 8—10 м от каждой команды. По сигналу игроки первой шеренги бросают мешочки вдаль, стараясь добросить до флажка, то же делают игроки второй шеренги. Из каждой шеренги выявляется лучший метатель, а также шеренга-победительница, в чьей команде большее число участников добросит мешочки до флажка. 
Правила игры. Бросать все должны по сигналу. Счет ведут ведущие команд.

Игра. Угадай и догони (Читанме, бузме)

Цель игры: развитие внимательности, ловкости.

Играющие садятся на скамейку в один ряд. Впереди садится водящий. Ему завязывают глаза.

Один из игроков подходит к водящему, кладет руку на плечо и называет его по имени. Водящий должен угадать, кто это. Если водящий назвал имя игрока правильно, то быстро снимает повязку и догоняет убегающего. Если водящий не угадал имя игрока, тогда подходит другой игрок.

Правила игры:

  1. если имя названо правильно, игрок задевает водящего по плечу, давая понять, что нужно бежать;
  2. как только водящий поймает игрока, он садится в конец колонны, а пойманный игрок становится водящим.

Учитель. Ребята, наше путешествие подошло к концу. Давайте остановимся на зеленом лугу, немного отдохнем и с удовольствием послушаем звуки природы. Я вам предлагаю  лечь на коврики.

Дети ложатся на гимнастические маты. Звучит приятная татарская музыка.

Релаксационная пауза.

А сейчас представьте  себя в самом прекрасном месте на земле. Это огромный цветущий луг, на нем много растений, зеленая – зеленая трава, солнышко согревает ваши тела, дует нежный  ветерок и вам хочется находиться среди этого великолепия, среди этой красоты. Вдохните поглубже свежий воздух.

Останьтесь среди этого прекрасного луга и почувствуйте, как в вас входят новые силы, как вам хорошо…

А теперь  откройте глаза, медленно – медленно оглянитесь друг  на друга и потихоньку встаем.

Построение класса.

Подведение итогов урока.

Учитель. Вот и подошло к концу наше путешествие. Все мы показали себя ловкими, находчивыми, а главное – дружными и трудолюбивыми.

Я хочу, чтобы у вас остались самые теплые воспоминания о проведенном занятии.

Награждение.

Литература

  1. Здоровый образ жизни. Конспекты занятий ФУ, подвижных игры, Н.И. Соловьева, И.А. Чаленко. Москва «школьная пресса» 2007 г.
  2. Физкультура внеклассные мероприятия в средней школе, М.В. Видякин. Из-во Учитель. Волгоград 2004.
  3. Интернет ресурсы, azbuka-igr.rucategory/world_game/tatarskie

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Путешествие по родному краю" Внеклассное мероприятие

Ставропольский край - музей под открытым небом. В   презентации "Я и мой край" происходит знакомство с писателями, поэтами Ставрополья И.Кашпуровым, А.Губиным. Рассказывается об образовании с. Со...

План-конспект урока-путешествие:"По родному краю"

Урок -путешествие по повторению и закреплению пройденного материала....

Путешествие по родному краю

Занятие "Путешествие по родному краю" способствует здоровому образу жизни человека, сплочению коллектива и направлено на поисково-исследовательскую деятельность учащихся, развивает их наблюдательность...

РАЗАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ДЛЯ 5 КЛАССА «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО РОДНОМУ КРАЮ»

Развитие математического кругозора, мышления и речи, путешествуя по красочным уголкам родного края, с одновременным воспитанием интереса и любви к родному краю....

Урок-путешествие по родному краю в 5 класе

Урок-путешествие по родному краю в 5 классе по теме: "Действия с натуральными числами" Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения. Ребята, сегодня мы с вами провед...

: Программа элективного курса по английскому языку «Путешествие по родному краю» (8-9 классы)

Данный   курс  «Путешествие по родному краю»  направлен    на    систематизацию    и    расширение    зна...

"Мира не узнаешь, не зная края своего" Игра- путешествие по родному краю

"Мира не узнаешь, не зная края своего" Игра- путешествие по родному краю. Дети знакомятся с историей, традициями, ремеслами, знаменитыми людьми  Нижегородской земли и родного края....