Дополнительная образовательная программа спортивного оздоравливания детей 5-7 лет с нарушением речи
рабочая программа по физкультуре на тему
Программа рассчитана для тренеров-преподавателей занимающихся на базе детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 179.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
детско-юношеская спортивная школа №2
«ПРИНЯТО» «УТВЕРЖДАЮ»
на заседании методического совета Директор МБОУ ДОД ДЮСШ №2
с правом экспертизы _____________________________
протокол № __ от «___» _______ 200_ г. Колтовскова О.И.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПО СПОРТИВНОМУ ОЗДОРАВЛИВАНИЮ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ
С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ
( СПОРТИВНАЯ ГИМНАСТИКА)
характеристика программы:
тип программы: АВТОРСКАЯ
срок реализации программы: 4 года
возрастная категория: 5-7 лет
опыт апробации с 2004 года
автор:
Сарицына Татьяна
Николаевна,
тренер-преподаватель ,
инструктор-методист
второй категории
г.Донецк
Ростовской области
СОДЕРЖАНИЕ.
- Пояснительная записка.
- Нормативная часть.
- Цели и задачи деятельности.
- Режим работы.
- Содержание программы.
- Планирование учебного материала.
- Спортивные нормативы.
- Тематический план работы.
- Организационно-методические указания.
- Материально-техническое обеспечение.
- Результативность программы.
- Литература.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Здоровье человека, а тем более ребенка - комплексное социально-биологическое понятие, которое определяется нормальным функционированием органов и систем организма и их приспособлением к требованиям окружающей среды и школьной жизни.
В связи с изменением приоритетов современного дошкольного образования, потребовалась и доработка в программе физического воспитания детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии речи. Вынуждены считаться с реалиями нового времени, вносить в устоявшийся документ задачи и содержание из других программ, созданных на иных концептуальных основах, а также в основу программы положен большой педагогический опыт работы с детьми по оздоравливанию и коррекции.
Установлено, что существует большая взаимосвязь и взаимозависимость становления моторной и речевой функции.
Поскольку недостаточная двигательная активность характерна для значительной массы детей, необходимо устранение двигательного дефицита путем физического воздействия, адекватного особенностям человека.
В связи с этим, физическая культура и занятия спортом оказываются основным средством поддержания здоровья и обеспечения активной жизнедеятельности, формирования здорового образа жизни.
В данной программе выделены оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи физического воспитания детей с изменениями в развитии речи, психологическая подготовка и врачебный контроль. Предусматривается охрана жизни и укрепление здоровья ребенка, поддержания у него бодрого, жизнерадостного настроения, профилактика негативных эмоций и нервных срывов; совершенствование всех функций организма, полноценное физическое развитие, воспитание интереса к различным доступным видам двигательной деятельности, формирование основ физической культуры, потребности в ежедневных физических упражнениях, воспитание положительных нравственно-волевых качеств.
Большое внимание уделено воспитательной работе с детьми.
Физическое воспитание в дошкольном образовательном учреждении осуществляется как на специальных физкультурных занятиях, спортивных занятиях дополнительного образования, так и в игровой деятельности и повседневной жизни детей.
В детском саду создаются благоприятные санитарно-гигиенические условия, соблюдается режим дня, обеспечивается заботливый уход за каждым ребенком на основе личностно-ориентированного подхода; организуется полноценное питание, ежедневное пребывание на свежем воздухе; систематически во все времена года проводятся закаливающие мероприятия, утренняя гимнастика, при наличии соответствующих условий организуется обучение детей плаванию. Во всех возрастных группах большое внимание уделяется выработке у детей правильной осанки.
Программа предусматривает расширение индивидуального двигательного опыта ребенка, последовательного обучения движениям и двигательным действиям: правильной, ритмичной, легкой ходьбе, бегу, умению прыгать с места и с разбега, разным видам метания, лазанья, движений с разноплановыми мячами. Дети обучаются четко, ритмично, в определенном темпе выполняются различные физические упражнения по показу и на основе словесного описания, а также под музыку.
Большое внимание уделяется мелкой моторике, так как специфичность моторного развития детей с недоразвитием речи, требует совершенствования тонких движений пальцев рук, ведь именно в этот период закладываются первые навыки физических действий, и поэтому очень большое значение имеет органи- зация физической культуры с учетом ее влияния на речевую функцию.
В программу включена и пальчиковая гимнастика, она развивает увеличение подвижности пальцев, их силу и гибкость и как следствие улучшение почерка, снижение физической усталости и морального напряжения. Массаж «активных точек» на пальцах и ладонях также является стимулом для развития речи ребенка. Составление из пальцев различных фигур происходит с равномерной нагрузкой на правую и левую руку, после каждого упражнения идет расслабление пальцев.
Программа является основным документом при организации и проведении занятий в спортивно-оздоровительных группах с детьми 5-7 лет с нарушением речи, однако, не должна рассматриваться как единственно возможный вариант организации и планирования тренировочного процесса. Специфика и особенности занятий могут вносить коррективы в Программу.
НОРМАТИВНАЯ ЧАСТЬ.
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ .
О с н о в н ы е ц е л и :
* формирование здорового образа жизни, привлечение детей к систематическим занятиям физической культурой и спортом;
* укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие;
* достижение спортивных успехов.
О с н о в н ы е з а д а ч и п о д г о т о в к и :
* улучшение состояния здоровья и закаливание;
* устранение недостатков физического развития и речи;
* развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки детей, умение творчески использовать их в самостоятельной двигательной деятельности.
* развитие физических качеств (выносливости, быстроты, скорости, силовых и координационных возможностей);
* формирование устойчивого интереса, мотивации к занятиям спортом и здоровому образу жизни;
* воспитание умения концентрировать внимание;
* приучать детей к логическому мышлению;
* поиск талантливых в спортивном отношении детей на основе морфологических критериев и двигательной одаренности.
2. РЕЖИМ РАБОТЫ
В основу комплектования групп положено желание заниматься физической культурой и спортом, состояние здоровья, разрешение врача.
Возраст занимающихся - 5 - 7 лет.
Число занимающихся в группе не менее 15 человек.
Количество учебных часов в неделю - 6 часов.
Продолжительность академического часа - 35 мин.( пакет документов « О максимальной нагрузке на занятиях детей дошкольного возраста» от 1994 г.) Продолжительность одного занятия не более - 2-х часов (академических).
Основными формами учебно-тренировочной работы являются :
- групповые занятия;
- индивидуальные занятия;
- теоретические занятия ( в форме бесед, лекций);
- медико-восстановительные мероприятия и врачебный контроль;
- культурно-массовые мероприятия (соревнования, конкурсы, смотры, эстафеты, спортивные праздники).
3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Образовательный процесс спортивной школы ориентирован на развитие мотивации личности занимающихся к всестороннему удовлетворению физкультурно-оздоровительных и спортивных потребностей, реализацию дополнительных программ и услуг по физическому воспитанию.
Содержание дополнительного образования детей спортивной направленности должно обеспечить условия для организации активного, содержательного досуга, самосовершенствования личности, формирования здорового образа жизни, творческого развития и профессионального самоопределения в выборе профессии, развития физических , интеллектуальных и нравственных качеств, достижения спортивных успехов сообразно способностям, содействовать взаимопониманию между различными национальными, религиозными и социальными группами, способствовать реализации права на собственный выбор взглядов и убеждений.
В содержание данной программы включается :
ОФП (общая физическая подготовка), которая включает в себя все упражнения разминки ( с предметами и без предметов, в движении и на месте ) :
- упражнения для формирования правильной осанки и укрепления свода стопы;
- упражнения для кистей рук, развития и укрепления мышц плечевого пояса;
- упражнения для развития и укрепления мышц спины и гибкости позвоночника;
- упражнения для развития и укрепления мышц брюшного пресса;
- беговые, прыжковые упражнения;
- игровые упражнения, координационные, непосредственно направленные на развитие силы, гибкости, быстроты.
Комплексы общеразвивающих упражнений подбираются по анатомическому признаку и в соответствии со спецификой, но возможно изменение их последовательности в зависимости от сложности упражнений и планируемой дальнейшей нагрузки на занятии.
Известно, что у детей с отклонениями в речи, не только страдает речепродукция, но изменяются и некоторые другие функции, такие как координация и динамика движений, воспроизведение ритмических структур, поэтому, при составлении комплекса упражнений , необходимо это помнить и вводить больше координационных упражнений и игр.
СФП (специальная физическая подготовка) - обучение умению различать свои движения по усилиям, времени, амплитуде с помощью специальных упражнений. Овладение подобными упражнениями облегчает процесс дальнейшего освоения сложных гимнастических движений.
Изучение элементов спортивной гимнастики ( стойки, равновесия, полушпагаты, шпагаты, «мосты» и др.)
Очевидно, что физическое развитие детей с нарушением речи отстает от физического развития их сверстников. Но это лишь следствие того, что в дошкольный период у данной категории детей акцент делается на устранение или сглаживание дефектов речи, а физическая культура отходит на второй план. А ведь именно в этот период закладываются первые навыки физических действий, и поэтому очень большое значение имеет организациия спортивных занятий с учетом ее влияния на речевую функцию, требуется специальная коррекционная работа в системе комплексного подхода к преодолению речевых нарушений.
Упражнения для становления моторной и речевой функции - делается акцент на мелкой моторике во время процесса физического воспитания как на одной из значимых характеристик развития, поскольку именно для детей с нарушением речи мелкая работа рук является хорошим катализатором правильного овладения речью. Тренировка движения пальцев стимулирует речевое развитие. Если движения развиты и соответствуют возрастной норме, то и речь будет в норме. В эту область входят различные упражнения с мелкими предметами (бусинки, горошинки, пробки разных размеров, карандаши, пуговицы, массажные мячи и мячи разной величины и т.д.). Приложение №1.
Пальчиковая гимнастика - направлена на преодоление моторной отсталости и одновременно на оказание психолого-педагогического эффекта.
В двигательной области коры головного мозга проекция кисти руки огромна. По отношению к проекции других частей тела, она занимает одну треть всей площади. К тому же, она чрезвычайно близка к речевой моторной зоне (зона Брока). Доказано, что тренировка тонкодифференцированных движений пальцев является и стимулом для развития речи ребенка и мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга в целом. Поэтому, пальчиковые игры очень важны для ребенка.
В пальчиковую гимнастику включены упражнения на составление при помощи пальцев различных фигур, упражнений, игр, массажа. Пальцы левой и правой руки следует нагружать равномерно, после каждого упражнения нужно расслаблять пальцы (например, потрясти кистями рук).
Не менее важны игры в парах. Их цель - повысить у детей коммуникабельность, научить их общению. Кроме того, подобные упражнения развивают силу и ловкость. Приложение №2.
Психологическая подготовка - направлена на воспитание умения проявлять волю, преодолевать страх при выполнении упражнений, связанных с возможным падением, терпеть усталость, боль, неудачи.
Методы: основными методами психологической подготовки являются беседы тренера в индивидуальной и коллективной форме о формировании бойцовского спортивного характера, а также игры, соревнования, искусственно созданные экстремальные ситуации для выполнения уже разученных упражнений.
При подведении итогов игры или выполнения заданий обязательно нужно отметить положительные стороны данного действия и данных участников.
Релаксация - одна из форм психологической разгрузки и эмоциональной расслабленности. Посредством релаксации дети снимают напряжение возникшее во время занятия, т.к. у них не все получается и иногда возникает даже министрессовая ситуация. Релаксация успокаивает, учит чувствовать расслабление своих мышц и развивает образное представление.
Воспитательная работа.
Спорт обладает широкими воспитательными возможностями. С первых дней занятий тренер уделяет серьезное внимание на формирование у детей интереса к занятиям спортом, таких черт характера и взаимоотношений с товарищами, которые нацеливают на спортивный образ жизни.
Авторитарный стиль работы обязательно сочетается с добротой и справедливостью, вниманием и чуткостью, педагогическим тактом и скромностью.
На тренировочном занятии следует давать детям больше положительных эмоций, больше хвалить даже за незначительную победу над собой, поощрять за успехи. Ведь положительные эмоции дают хороший результат в данной деятельности.
Тренер должен заботиться о широкой гласности успехов своих подопечных.
Воспитанник должен быть уверен, что при наличии упорства и трудолюбия, он может добиться нужного результата.
Воспитательная работа осуществляется на протяжении всего учебного года, на каждом занятии в форме бесед, рассказов, просмотров записей спортивных соревнований.
Для детей дошкольного возраста хорошим воспитательным приемом являются утренники, спортивные праздники, игры на воздухе, экскурсии на стадион, в спортивную школу.
Воспитательная работа ведется в тесном контакте с воспитателем и родителями.
В силу специфики работы с логопедическими детьми тренер-преподаватель корректен и толерантен.
4. ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Планирование учебного материала осуществляется на основе задач спортивной школы, предусматривающих всестороннее развитие личности путем физических упражнений, а также задач, поставленных на данном этапе подготовки ( С О ) с учетом особенностей и специфики данного контингента ( логопедия ).
Предусматривается охрана жизни и укрепление здоровья ребенка, поддержание у него бодрого, жизнерадостного настроения, профилактика негативных эмоций и нервных срывов.
Использование в программе заданий и упражнений, стимулирующих развитие координационных механизмов дает более высокий уровень управления звеньями тела как в статике, так и в динамике, что дает положительное воздействие на совершенствование локомоторных функций у детей.
Учебный план
для групп спортивного оздоравливания
( С О )
Разделы подготовки | Кол-во часов в год |
Физическая подготовка В т.ч. : О Ф П С Ф П Мелкая моторика Пальчиковая гимнастика Соревнования и контрольные испытания (4 + 2) Теоретическая подготовка Медицинское обслуживание Общее количество часов | 296 125 171 6 6 4 312 |
Примечание: контрольные испытания по общей и специальной физической подготовке проводятся с целью проверки уровня подготовленности учащихся, усвоения программы и выявления лучших.
Медицинское освидетельствование проходит два раза в год.
Годовой план распределения учебного материала
для групп спортивного оздоравливания (СО)
Содержание | 9 | 10 | 11 | 12 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | всего |
Физическая подготовка всего | 20 | 28 | 24 | 22 | 28 | 24 | 30 | 24 | 24 | 24 | 24 | 14 | 296 |
О Ф П | 7 | 13 | 12 | 12 | 13 | 12 | 15 | 12 | 12 | 12 | 6 | 125 | |
С Ф П, пальчиковая гимнастика, мелкая моторика | 13 | 15 | 12 | 12 | 15 | 12 | 15 | 12 | 12 | 12 | 21 | 21 | 171 |
Соревнования и контрольные испытания | 2 | 2 | 2 | 6 | |||||||||
Теоретическая подготовка | 2 | 2 | 2 | 6 | |||||||||
Медицинское обследование | 2 | 2 | 4 | ||||||||||
Всего часов | 24 | 30 | 24 | 24 | 30 | 24 | 30 | 24 | 30 | 24 | 24 | 24 | 312 |
План
теоретической подготовки для групп
спортивного оздоравливания
( СО )
№ | Т е м а | Ч а с ы |
1. 2. 3. 4. | Правила поведения на занятиях спортом. Значение занятий физической культурой для развития речи и формирования правильной осанки. Гигиена физических упражнений. Режим дня. Гигиена тела. Закаливание. Техника и терминология спортивных упражнений. Всего часов: | 1 2 2 1 6 |
СПОРТИВНЫЕ НОРМАТИВЫ.
Основным критерием оценки занимающихся является:
* регулярность посещения занятий;
* положительная динамика развития физических качеств;
* улучшения в развитии речи;
* отсутствие медицинских противопоказаний для занятий;
* выполнение контрольных нормативов по общей физической подготовке.
* уровень усвоения теоретических знаний и умений по основам физической культуры и гигиене;
* освоение основных двигательных навыков;
* изучение спортивных элементов.
К О Н Т Р О Л Ь Н Ы Е Н О Р М А Т И В Ы
по общей физической подготовке для
учащихся групп спортивного оздоравливания
возраст 5-7 лет.
№п\п | Наименование упражнения | девочки | мальчики |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. | Бег 10 м с высокого старта (сек.) Бег 20 м с высокого старта (сек.) Прыжок в длину с места ( см ) Прыжок боком через скакалку, лежащую на полу за 30 сек. ( к-во раз ) Сгибание рук в упоре на гимнастической скамейке ( к-во раз ). Упражнение на пресс ( поднимание туловища из и.п. сидя на полу, стопы закреплены, руки за головой ( к-во раз). Жонглирование массажного мяча (подбрасывание и ловля мяча из руки в руку) (сек.) | 2,5 - 3,0 4,8 - 5,0 90 - 120 15 -20 6 - 8 10 - 20 30 | 2,5 - 3,0 4,8 - 5,8 90 - 135 20 - 30 8 - 10 10 - 25 30 |
Примечание: контрольные нормативы сдаются два раза в год, это дает ориентир в нагрузке занимающимся, если дети выполняют данные упражнения с высоким результатом, значит есть положительная динамика работы, необходимо увеличивать нагрузку для данного контингента.
Если результат слабее данных нормативов, необходимо обратить на это внимание и давать небольшие домашние задания для самостоятельной работы (индивидуально).
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
работы с группами спортивного оздоравливания
( СО )
№ п\п | Периоды тренировки. Содержание учебного материала. |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 1 2. 3. 4. 5. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 1. 2. 3. 4. 5. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 1. 2. 3. 4. 5. 1. 2. 3. | С Е Н Т Я Б Р Ь Теория. Значение физической культуры для развития детского организма. Упражнения на осанку в движении. ОФП : - прыжковые упражнения; - укрепление мышц спины и пресса. СФП : - упражнения на мелкую моторику (жонглирование теннисным мячом); - элементы пальчиковой гимнастики. Элементы спортивной гимнастики (равновесие на одной ноге «ласточка») Игра на внимание. ОКТЯБРЬ Упражнения на осанку в движении. ОФП: - беговые упражнения; - прыжковые упражнения; - упражнения с мячом. СФП: - упражнения на мелкую моторику; - элементы пальчиковой гимнастики. Элементы спортивной гимнастики. Игры на внимание с мячом. Н О Я Б Р Ь Теория. Упражнения на осанку в движении, лежа. ОФП: - беговые упражнения; - упражнения для верхнего плечевого пояса. СФП: - упражнения на гибкость (наклоны, мосты, повороты ); - элементы пальчиковой гимнастики; - упражнения на мелкую моторику. Элементы спортивной гимнастики: стойка на руках, полушпагат. Упражнения на внимание. Релаксация. Д Е К А Б Р Ь Теория. Упражнения на осанку в движении, сидя. ОФП: - прыжковые упражнения через гимнастическую скамейку; - упражнения для пресса; упражнения для пальцев рук (элементы точечного массажа); - пальчиковая гимнастика; - упражнения на гибкость. Элементы спортивной гимнастики (повторение изученного). Релаксация. Я Н В А Р Ь Теория. Упражнения на осанку (в движении, лежа) ОФП: - упражнения для пресса - упражнения для верхнего плечевого пояса; СФП: - упражнения на координацию с мячами; - упражнения на гибкость; - упражнения на мелкую моторику; - элементы пальчиковой гимнастики. Элементы спортивной гимнастики. Игры на внимание с массажными мячами. Ф Е В Р А Л Ь Теория. Упражнения на осанку в движении, сидя. ОФП: - ОРУ с массажными мячами; - упражнения на верхний плечевой пояс. СФП: - упражнения на координацию и равновесие (передвижение по гимнастической скамейке, лазание по лестнице и т.д.); - упражнения на мелкую моторику (эстафеты); - элементы пальчиковой гимнастики (см. приложение). Элементы спортивной гимнастики (повторение изученных приемов). Релаксация. М А Р Т Теория. Упражнения на осанку в движении, лежа. ОФП: - ОРУ с гимнастическими палками; - прыжковые упражнения. СФП: - упражнения на гибкость (наклоны, растяжки) - упражнения с мячами (жонглирование, удары о пол, ведение одной рукой); - элементы пальчиковой гимнастики. Элементы спортивной гимнастики ( стойка на лопатках, мост, стойка на руках с помощью). Игра на внимание. А П Р Е Л Ь Теоретические сведения. Упражнения на осанку в движении, сидя. ОФП: - ОРУ с обручами; - упражнения для верхнего плечевого пояса, пресса. СФП: - повторение ранее изученных упражнений на гибкость, равновесие; - элементы пальчиковой гимнастики; - упражнения на мелкую моторику. Элементы спортивной гимнастики. Повторение ранее изученных упражнений. Релаксация. М А Й Теория. ОФП: - упражнения с мячами ( повторение ранее изученных упражнений); - беговые упражнения; - прыжковые упражнения. СФП: - упражнения на мелкую моторику. Элементы спортивной гимнастики ( повторение ранее изученного). Игры на внимание. Сдача контрольно-переводных нормативов по общей физической подготовке. И Ю Н Ь Теория. Упражнения на осанку в движении. ОФП: - подвижные игры с бегом, прыжками, элементами спортивной гимнастики. СФП: - спортивные и подвижные игры с мячами, обручами; - элементы пальчиковой гимнастики. Игры на внимание, на мелкую моторику. И Ю Л Ь - А В Г У С Т ОФП: - подвижные игры с бегом, прыжками, лазанием. СФП: - элементы пальчиковой гимнастики; - подвижные и спортивные игры с мячами резиновыми, теннисными, массажными; - развивающие игры. Игры на внимание. |
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ.
Организация учебно-тренировочного процесса.
Спортивная школа организует работу с обучающимися в течение всего календарного года.
В каникулярное время спортивная школа открывает, в установленном порядке, спортивные или спортивно-оздоровительные отряды с дневным пребыванием, проводит учебно-тренировочные сборы.
Учебный год начинается 1 сентября и заканчивается, как правило, в июле.
Расписание занятий (тренировок) составляется администрацией спортивной школы по представлению тренера-преподавателя и администрацией учреждения, где проходят занятия, в целях установления более благоприятного режима тренировок, отдыха занимающихся.
При проведении занятий учитывается возраст занимающихся, их особенности. Тренер всегда должен быть толерантен и творчески подходить к своей работе.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Занятия по спортивному оздоравливанию на базе детского сада №19 «Ромашка» проходят в группе, так как нет специально оборудованного помещения для занятий физической культурой и спортом, но в группах есть спортивные уголки, имеющие необходимый набор инвентаря и оборудования для данной группы детей.
В каждой группе имеются: ковры, гимнастические скамейки, необходимый инвентарь ( мячи разноплановые, гимнастические палки, обручи, кегли, скакалки и др.).
В двух группах есть спортивные уголки, где имеются: лестница жесткая и веревочная, канат, кольца, перекладина.
Для занятий по развитию моторики имеется набор мелких предметов.
Для занятий пальчиковой гимнастикой имеется набор упражнений и фигур (приложение №2).
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПРОГРАММЫ.
Данная методика поведения занятий с детьми, имеющими отклонения в развитии речи, предполагающая использование специальных средств и методов, оказывает существенную помощь в исправлении дефектов и способствует развитию познавательных способностей, а также в процессе физического воспитания происходит процесс формирования устойчивого интереса к занятиям спортом.
Показателем освоения данной программы служат контрольные испытания.
Овладеть упражнениями этих испытаний ребенок, имеющий какие либо нарушения ( в данном случае координации, речи) может через усвоение реальных чувственных образов движений. Следовательно, самоконтроль должен быть связан с развитием ряда психических функций: мышечно-двигательных ощущений и восприятий, сенсомоторных процессов, памяти, мышления и внимания.
Важной характеристикой эффективности спортивных занятий с детьми с нарушением речи, является коррекционная направленность. Она связана с тем, что на фоне общего физического развития ребенка необходимо решать задачи коррекции имеющихся двигательных нарушений и активизации речевых функций. Другими словами, необходимо учитывать вторичные отклонения в развитии ребенка. В связи с этим, одно направление физического развития должно быть связано с адаптацией воспитательного процесса для нормализации отстающих систем организма, его мышечных групп, исправлением плоскостопия, осанки и т.д. Другое направление - активизация мелкой моторики, повышение возможности организма в развитии речи посредством специальных упражнений данной программы.
В дошкольном возрасте происходит обширная функциональная перестройка работы многих органов и систем, направленная на интенсивный рост и психологическое созревание. Гетерохронность активного роста конечностей приводит к тому, что при выполнении каких-либо действий ребенку трудно быстро скоординировать движения звеньев тела. Преимущество здесь у более активных по своей природе детей, как правило, дети с большим недоразвитием речи ведут себя более скованно, чем здоровые, что вызывает несколько сниженные темпы развития у них координации движений. Данная программа целенаправленно способствует улучшению координации движений у детей с нарушением речи и минимизирует многие негативные психологические изменения и оптимизирует процесс физического воспитания в целом.
Программа ориентирует на создание в детском саду обстановки, способствующей формированию навыков личной гигиены. Детей учат осознавать ценность здорового образа жизни, бережно относиться к своему здоровью, знакомят с элементарными правилами безопасного поведения.
Литература.
1. «Ручной праксис в коррекции речевых нарушений у дошкольников»
М.Н. Иванова.
2 .Спортивная гимнастика (юноши). Программа для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва и школ высшего спортивного мастерства. - М., 1983.
- Спортивная гимнастика (девушки). Программа для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва и школ высшего спортивного мастерства. - М., 1983.
- ж. «Физическая культура» №1, №2 2008 г.
- ж. «Дополнительное образование» №1 2007 г.
- М.С. Рузина. Страна пальчиковых игр: Развивающие игры для детей и взрослых.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/13/picture-332480-1384343590.jpg)
Дополнительная образовательная программа спортивной секции « ВОЛЕЙБОЛ » (9 – 11 классы)
Волейбол – спортивная командная игра, где каждый игрок действует с учетом действия своего партнера. Для игры характерны разнообразные чередования движений, быстрая смена ситуац...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/25/picture-525537-1579934074.jpg)
Дополнительная образовательная программа спортивной секции "Волейбол"
Дополнительная образовательная программа спортивной секции "Волейбол"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/15/picture-221222-1363351016.jpg)
Дополнительная образовательная программа спортивного оздоравливания детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
Дополнительная образовательная программа спортивного оздоравливания детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья посредством упражнений в воде и на суше....
Дополнительная образовательная программа спортивного отделения ТЯЖЁЛАЯ АТЛЕТИКА
Вид программы - адаптированная.Уровень программы - учрежденческий.Направленность программы - спортивно-оздоровительная.Возраст детей - от 10 до 18 лет.Срок реализации - 6 лет.При разработке содержания...
Дополнительная образовательная программа Спортивная секция «ВОЛЕЙБОЛ» для учащихся 7– 9 классов
Дополнительная образовательная программа Спортивная секция «ВОЛЕЙБОЛ»для учащихся 7– 9 классовСрок программы2015-2016 учебный годСоставитель: руководитель спортивной секции, учитель ф...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/09/picture-864483-1481298961.jpg)
Дополнительная образовательная программа спортивной секции «Баскетбол» (юноши)
Данная программа разработана для занятий во второй половине дня на секции "Баскетбол"...
![](/sites/default/files/pictures/2023/03/27/picture-877940-1679918466.jpg)
Дополнительная образовательная программа спортивной секции «Настольный теннис» для детей среднего и старшего школьного возраста.
Рабочая программа по настольному теннису предназначена для организации занятий в школьной спортивной секции. Занятия рассчитаны на четыре года обучения с последовательным углублением теоретически...