Проект "В здоровом теле, здоровый дух"
проект по физкультуре на тему

Мешкова Ольга Петровна

 

Использование сауны и фитобара, для повышения 

сопротивляемости детского организма  простудным заболеваниям, в рамках проведения занятий по плаванию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_zdorovom_tele_-_zdorovyy_duh.doc460 КБ

Предварительный просмотр:

                                                ПРОЕКТ

«В ЗДОРОВОм ТЕЛЕ ЗДОРОВЫЙ ДУХ»

      Выполнила:    МЕШКОВА ОЛЬГА ПЕТРОВНА

ИНСТРУКТОР ПО ФИЗИЧЕСКОЙ  КУЛЬТУРЕ                                                                        МБДОУ ЦРР« ДЕТСКИЙ САД №2»

Г. СОСНОВЫЙ БОР

                                               ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Сосновый бор  2013

 

  1. АКТУАЛЬНОСТЬ   ПРОЕКТА

Формирование здоровья ребенка в дошкольном возрасте в значительной степени зависит от того, какая работа в детском саду ведется в этом направлении. Необходимо создать, эмоциональную радостную обстановку, занимательную физкультуру, т. к. физическое здоровье во многом зависит от психического состояния детей. Больше внимания уделять закаливанию, гигиеническим процедурам, профилактике заболеваемости. Дети в процессе дня должны получать положительные эмоции, радостное настроение от общения со сверстниками, воспитателем.

 Не секрет, что благоприятные условия развития, обучения и воспитания дошкольника могут быть реализованы лишь при тесном взаимодействии двух социальных институтов – дошкольного отделения и семьи.  Педагоги не в состоянии решить  проблему укрепления здоровья детей без помощи специалистов, медицинских работников, родителей   ребёнка.

Одним из средств, эффективно способствующих формированию здоровья дошкольников и выработке правильных привычек, является специально-организованная досуговая деятельность, которая предполагает объединение взрослых и детей, увлеченных общими интересами, на основе свободного детского выбора.   Различные физкультурные мероприятия способствуют формированию у детей ловкости, выносливости, смелости, умения жить в коллективе, усиливают интерес к физическим упражнениям, двигательной активности, приобщают к спорту и здоровому образу жизни. Родители, в процессе совместной деятельности, получают необходимые рекомендации по формированию у детей здорового образа жизни.

  1. Тип проекта

По доминирующей в проекте деятельности:  практико - оздоровительный.

По времени проведения:  краткосрочный.

По характеру контактов:  в рамках ДОУ.

Участники проекта: дети в возрасте от 3 до 7 лет (младшая – подготовительная гр.), инструктор по физической культуре, воспитатели групп, медперсонал, родители.

  1. проблема  Использование нетрадиционных форм организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы.( Использование сауны и фитобара для повышения сопротивляемости детского организма)
  2. Цель проекта .

 Формировать навыки здорового образа жизни и бережного отношения к своему здоровью.

Повышать интерес родителей воспитанников к участию в физкультурных и оздоровительных мероприятиях вместе с детьми

Способствовать тренировке дыхательной и сердечно сосудистой систем детей, повышению сопротивляемости организма к простудным заболеваниям.

  1. задачи проекта

Продолжать работу по укреплению здоровья детей,закаливанию организма и совершенствованию его функций

Развивать самостоятельность и творчество в двигательной активности.

Воспитывать культурно – гигиенические навыки

Осуществлять под руководством медсестры комплекс закаливающих процедур с использованием сауны и фитопроцедур.

.

  1. Методы проекта

  1. Тематические физкультурные занятия в бассейне.
  2.  Досуги, развлечения с привлечением родителей;
  3.  Консультации, беседы
  4.  Посещение сауны и фитобара.

  1. Ожидаемый результат

     

  1. вовлечение в физкультурно-оздоровительное пространство детского сада детей, родителей, а так же специалистов МДОУ;

  1. повышение физического развития детей;

  1. воспитание бережного отношения к своему здоровью.

  1. ОБеспечение проектной деятельности

Используемые интернет ресурсы :

         http://veskon.ru/index.php?do=cat&category=igry-na-vode

          http://www.friendship.com.ru/swimming/10.shtml

          http://www.ckofr.com/doshkolnoe-vospitanie/

          http://www.detskiysad.ru/fizvos/

          http://video.mail.ru/list/petry4ou/18020/72225.html?autoplay=1

          http://www.zavuch.info/

          http://nsportal.ru/

 Методическое:

  1. Попова М.Н. « Навстречу друг другу», СПб, 2001 г
  2. Кулик Г.И. « Школа здорового человека », Москва, 2006г.  
  3. Прищепа С.С. «Организация физкультурных занятий родителей с детьми в детском саду», Москва, 2011г.  
  4.  Булгакова Н.Ж. Игры у воды, на воде, под водой / Н.Ж.Булгакова – М.: Физкультура и Спорт, 2000 г.
  5.  Васильев В.С. Обучение детей плаванию / В.С.Васильев – М.: Физкультура и Спорт, 1989 г.
  6.  Воронова Е.К. Программа обучения в детском саду / Е.К.Воронова – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003 г.
  7.  Кислов А.А. «Нептун» собирает друзей / А.А.Кислов, В.Г.Панаев – М.: Физкультура и Спорт, 1983 г.
  8.  Левина Г. Плавайте с малышами / Г.Левина – М.: «Просвещение», 1991 г.
  9.  Осокина Т.И. Как научить детей плавать. Пособие для воспитателя детского сада – 3-е изд. дораб. и дополн./ Т.И.Осокина – М.: «Просвещение» 1985 г
  10.  Осокина Т.И. Обучение плаванию в детском саду: Кн. Для воспитателей д/с и родителей / Т.И.Осокина, Тимофеева Е.А., Богина Т.Л. – М.: Просвещение, 1991 г.

2. содержание проектной деятельности

Этапы проекта .

I этап

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ


1.Изучение современных нормативных документов, регламентирующих деятельность по     здоровьесбережению;

2 Подбор литературы для родителей,  оформление  наглядного материала для родителей о здоровом образе жизни и закаливающих мероприятиях, проведение бесед ,консультаций, анкетирования по здоровому образу жизни с родителями.

 3.Подготовка цикла тематических физкультурных занятий в бассейне;

4. Приобретение  лечебных трав, рекомендаций по фитобару;

5. Консультации медсестры бассейна с родителями по поводу температурного режима сауны.

6. Создание картотеки  ИГРЫ НА ВОДЕ


21.01.2013 – 31.01.2013

II этап

ПРАКТИЧЕСКИЙ

 1.Проведение цикла тематических физкультурных  занятий  в бассейне с посещением сауны и фитобара.

 2. Консультативная  деятельность с родителями.

 3.  Фотосьёмка

 4. Оформление папки планшета с фотографиями и рекомендациями для родителей

 

01.02.  – 27.03.2013

III этап

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

1.Проведение занятий в бассейне с участием родителей.

2. Анализ   итогов проекта с педагогами.

3. Систематизация работы по оздоровлению  детей.

4.Информационный материал в родительские уголки :папки–передвижки.

27.02. – 01.03.2013

Использование сауны и фитобара для повышения сопротивляемости детского организма простудным заболеваниям

Сауна

После занятий в бассейне дети посещают сауну под присмотром медицинской сестры. Температура поддерживается 80°, время пребывания 4-5 мин. Издревле славится сауна своей исцеляющей силой. Тепло сауны рождает человеческое тепло, доброжелательность, дружеское общение. Целебный пар, наполненный живительными ароматами трав, снимает стрессы и усталость, повышает жизненный тонус, служит прекрасным средством закаливания организма. Мы используем ароматизаторы для бани , такие как «Лапки сибирской пихты», «Листья перечной мяты», «Листья эвкалипта», «Ягоды можжевельника». После посещения сауны и обливания под душем дети идут одеваться. Контрастность температуры сауны ( 70-80°C), окружающего воздуха (26-28) и воды (29-30) дает хороший  закаливающий эффект.

                         

 Фитобар  

 Затем дети принимают травяной чай в фитобаре плавательного бассейна, настойку из шиповника. Эти лечебные напитки используются по схеме, предложенной врачом детского сада. Фитотерапия проводится строго по назначению и под контролем врача детского сада и медицинской сестры бассейна.

                               

  1. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ:

             

1.  Сформированность у детей элементарных представлений о здоровом образе жизни;

2.  Повышение активности родителей воспитанников, проявляющееся в участии в физкультурно-оздоровительных мероприятиях вместе с детьми, проводимые в ДОУ.

3. Повышение сопротивляемости организма к простуде и заболеваниям верхних дыхательных путей .

Таким образом, используя данный проект здоровьесберегающих технологий, можно добиться определённого прогресса в вопросе  укрепления и сохранения здоровья детей дошкольного возраста.

Продукт проектной деятельности:

                                        ПРИЛОЖЕНИЕ1

                                        ПРИЛОЖЕНИЕ2

                                        ПРИЛОЖЕНИЕ3

                                        ПРИЛОЖЕНИЕ4

                                        ПРИЛОЖЕНИЕ5

                                        ПРИЛОЖЕНИЕ6

ПРИЛОЖЕНИЕ1

                                   Конспект занятия по плаванию

                                    «Петушок и его цыплята»

                                           (младшая группа).

Программное содержание:

Обогащение двигательного опыта детей, активизация их двигательной деятельности.

Развитие у детей способности обучаться, приобретать знания.

Обеспечение эмоционального комфорта на занятии.

Материал к занятию: Маска “петушка”, пластмассовые цыплята, круг для плавания (гнездо).

Ход мероприятия

На суше.

Дети заходят и строятся на резиновом коврике возле бассейна.

Инструктор:

Тук-тук-тук! 3 удара кулачками друг о друга

Да-да-да! 3 хлопка в ладоши

Можно к вам? 3 удара кулачками друг о друга

Рад всегда! 3 хлопка в ладоши

Инструктор:

Красим крылья и живот,            (поглаживают ладонями руки),

Красим грудочку и хвост,

Красим спинку, живот, грудь, поясницу,

Красим ножки, ноги, голову.

Гребешок покрась немножко.

Вот какой стал петушок, руки на пояс, горделиво выпрямляются

Ярко-красный гребешок. делают несколько полуоборотов вправо – влево

Инструктор достает шапочку “Петушка” и одевает ее.

Петушок:                              

Ку-ка-ре-ку!

Вместе с солнышком встаю,

По утрам я всех зову!

Цып-цып-цып!

Где же вы цыплятки,

Желтые ребятки!

Цып-цып-цып!

Тихо в гнездышке сидят

Пушистые цыплята,

Обязательно найти

Надо их, ребята!

В воду дружно заходите.

И цыплят себе возьмите.

Вход в воду.

Дети заходят в воду и берут себе цыпленка из плавающего гнезда на воде.

Сначала буду маленьким,

К коленочкам прижмусь.

Потом большим я выросту,

До Пети дотянусь.

Дети присаживаются в воду, потом встают, поднимают руки вверх.

Петушок:

Вот идет петушок,

Гордо поднял гребешок.

Красная бородка,

Важная походка.

А за ним ребятки –

Желтые цыплятки.

Дети ходят, гуляют по воде за петушком.

“Большие ножки шли по дорожке –

Топ-топ-топ-топ!

Маленькие ножки бежали по дорожке –

Топа-топа-топа-топ!

Дети сначала высоко поднимают колени, а потом бегут по водички.

Петушок:

Знаем, знаем-да-да-да.

Где ты прячешься вода!

Выходи, водица.

Мы пришли умыться.

Лейся на ладошку

По-нем-нож-ку.

Нет не по немножко.

Посмелей!

Будем умываться веселей!     (Н. Пикулева)

Дети сначала гладят воду, потом поднимают ее вверх, переливают с ладошки на ладошку.

Умываемся.

Звучит музыка, дети умываются под музыку.

Петушок:

Цыплята наши есть хотят.

Мы покормить должны цыплят.

Посыпти зернышки и крошки,

Пусть поклюют они немножко.

Дети,подражая петушку

Сыплют зёрнышки в воду.

Опускают носики желтые цыплята, храбрые ребята.

Дети опускают носики в воду.

Игра “Петух, цыплята и коршун”

Дети – “цыплята” гуляют по бассейну, клюют зернышки, пьют водичку. Когда появляется “коршун”, “цыплята” бегут к “петушку”. “Коршун” улетает.

Петушок: Цыплята погуляли, зернышки поклевали, спать пора цыплятам.

Дети всех цыплят сажают в гнездо.

Петушок:

Тише, тише не шумите

Цыплята спят, их не будите.

Дети подносят пальчик к губам и произносят: “Ш-ш-ш!”

Выходят из воды.

http://nsportal.ru/detskii-sad/fizkultura/konspekt-zanyatiya-po-plavaniyu-petushok-i-ego-cyplyata-ii-mladshaya-gruppa

  1. После занятий в бассейне дети посещают сауну под присмотром

                    медицинской сестры.

  1. Затем дети принимают травяной чай в фитобаре плавательного бассейна.

ПРИЛОЖЕНИЕ2

Рекомендации  для родителей по закаливанию детей

 Почему одни из детей не боятся простуды, а другие от малейшего переохлаждения заболевают? Только ли здесь дело в том, что у одного организм крепче, а у другого слабее? Что надо предпринимать, чтобы ребенок не был подвержен простудным заболеваниям?

 Что такое закаливание, в чем заключается? Человеческий организм постоянно подвергается разнообразным действиям внешней среды. К факторам внешней среды относятся воздух, солнце и вода. Каждый знает, что условия внешней среды не остаются постоянными. Температура воздуха то резко повышается, то понижается. Осенью сухую погоду сменяют дожди и туманы. Некоторые очень легко переносят любую перемену погоды, резкую смену холода и тепла. Таких людей обычно называют закаленными. Под закаливанием принято понимать способность организма быстро приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям внешней среды. Но есть люди, которые при малейших изменениях погоды чувствуют недомогание,- начинается насморк, повышается температура. Обычно говорят: человек простудился. А что такое простуда? Простуда- это временное снижение сопротивление организма инфекциям под влиянием переохлаждения.

 Микробы- возбудители болезней- всегда живут в организме человека, особенно их много в слизистых оболочках носоглотки. Стоит человеку переохладиться, как микробы быстро начинают размножаться и вызывают различные заболевания.

 Ученые давно заметили, что если постепенно, систематически и последовательно в течение длительного времени тренировать организм, изменяя температуру, то человек к этому привыкает и при охлаждении не простужается, он «закалился».

 Закаливание основано на способности организма отвечать определенным реакциям на всевозможные раздражения внешнего мира: температурные, световые, механические. Эти раздражители через кожу воздействуют на нервную систему, «тренируют» ее, делают устойчивой к неблагоприятным воздействиям внешней среды.

 Если раздражители многократно повторяются одновременно, постепенно изменяясь в силе, организм привыкает, т.е приспосабливается к меняющимся условиям внешней среды.

 Систематическое закаливание укрепляет не только нервную систему, но и сердце, легкие, улучшает обмен веществ, словом, работу всех органов системы. Из истории известно, что полководец Суворов родился слабым ребенком, но в детстве приучал себя к сквознякам и резким переменам температуры, как средство закаливания использовал обливание холодной водой. Он сумел так натренировать свой организм, что выдерживал любые трудности походной жизни. Великий русский художник И.Е. Репин всю зиму ступал в комнате с открытыми окнами и не болел простудными болезнями.

 И.И. Павлов до глубокой осени купался в Неве и был работоспособным до последних дней жизни. Когда же нужно начинать закаливание? С первых месяцев жизни. В детском возрасте быстрее образуется условные рефлексы, лежащие в основе закаливания.

Для того чтобы закаливающие процедуры дали положительные результаты, необходимо соблюдать некоторые правила.

 Закаливание должно проводиться систематически, ежедневно. Переходить к более сильным раздражителям, например, снижать температуру воды при водных процедурах, нужно постепенно и очень осторожно. Если ребенка с целью закаливания подвергнуть непривычному для него охлаждению, то он может заболеть. Необходимо соблюдать индивидуальный подход к ребенку. Учитывая особенности его организма и помнить: что полезно одном;, ребенку, может принести вред другому. Перед тем как начать закаливание, желательно посоветоваться с врачом.

Основные средства закаливания - это воздух, вода, солнце_. Как использовать их с целью закаливания? Как организовать закаливание воздухом? Прежде всего, необходимо не реже 3-4 раз в день тщательно проветривать помещение, в котором находится ребенок. В осеннее - зимнее время постепенно приучать спать с открытой форточкой и обязательно гулять! Каждый день он должен находиться на воздухе не менее 3-4 часов. Зимой только сильные морозы (25-28 ° С) с ветром может отменить прогулку. Летом же в любую погоду весь день ребенок проводит на воздухе.

 Одевать ребенка следует соответственно погоде и сезону. Не надо кутать детей, так как перегревание, так же как и переохлаждение, ведет к простуде, мешает движениям.

 В любую погоду не следует завязывать малышу нос и рот платком, как это иногда делают родители, при этом смысл прогулки теряется: дыхательный аппарат лишен доступа свежего воздуха.

 Придя с прогулки, домой, ребенок должен обязательно снять валенки или другую теплую обувь, надеть туфельки (парусиновые или кожаные) на небольшом каблучке, снять теплый свитер, рейтузы. В помещении ребенок должен находиться в облегченной одежде. Это тоже своего рода закаливание. Закаливающее значение имеет и дневной сон на открытом воздухе.

 Как же оказывают закаливающее влияние на детский организм воздушные ванны? Как их нужно проводить? Прежде всего, тщательно проветрить помещение. Для грудных детей температура в помещении должна быть не ниже 22°С, для детей дошкольного возраста 18°С.

Продолжительность ванн - 2-3 минуты. Постепенно она увеличивается и доводится до 10-15 минут. Во время воздушной ванны ребенок находится в трусиках и делает энергичные движения (хороши для этого гимнастика, подвижные игры). Летом проводятся воздушные ванны на открытом воздухе, в тени (в саду, лесу или на площадке). Продолжительность их от 15 минут до одного часа.

 Закаливание водой — более интенсивное средство, чем закаливание воздухом, поэтому пользуются им с большой осторожностью.

 К водным закаливающим процедурам относятся обтирание, обливание, душ, купание.

Начинают водные процедуры с ежедневного мытья ног прохладной водой. Делать это лучше всего перед сном. Температура воды при этом должна быть 22-24°С. Ребенок погружается в воду сразу обе ноги (выше лодыжек) и держит 2-3 минуты. Постепенно температура воды снижается, и примерно через месяц после начала этой процедуры вода наливается прямо из водопровода. После водной процедуры ноги насухо вытираются.

 В каждой семье можно организовать проведение такой процедуры, как обтирание: небольшое полотенце намочить и отжать, затем обтирать последовательно грудь, спину, руки и ноги ребенка, пока не покраснеет кожа (в направлении от периферии к центру). Вся процедура длится 3-5 минут. После обтирания тело тут же растереть сухим полотенцем до порозовения кожи.

 Температура воды для обтирания - сначала 30-32°С, постепенно ее снижают до 20-18°С.Температура воздуха в помещении, где проводят обтирание, должна соответствовать обычным нормам (18-22°С). Очень важно, чтобы во время этой процедуры в помещении не было сквозняка. Проводят ее непосредственно после сна.

 Хорошая закаливающая процедура — ежедневное умывание прохладной водой. Начинать умываться надо с воды комнатной температуры. Нужно мыть руки до локтя, шею, лицо.

 Приятным гигиеническим и закаливающим средством являются ванны и души. С целью закаливания ванны следует начинать с температуры воды 35-34°С, постепенно снижая ее до 30-29°С, при этом каждый раз понижая температуру на 2°С.

  При любой водной процедуре нужно считаться с ощущениями и самочувствием ребенка. Если ему неприятна процедура, значит, не следует спешить со снижением температуры воды. Только та процедура достигает цели, укрепляет организм, если она доставляет ребенку удовольствие.

 Купание летом в реке, озере или не море всегда вызывает у ребенка радость. Это наиболее сильная процедура, так как на организм оказывает воздействие не только вода, но и воздух, и солнечные лучи.

 Купать ребенка в реке, озере можно начинать с двухлетнего возраста, когда он достаточно хорошо ходит (в воде ребенок должен двигаться).

 В открытых водоемах детей купают только в безветренную погоду при температуре не ниже 25-28° и воды 22°.Продолжительность купания - от 3 до 10 минут (только один раз в день!). Перед вхождением в воду ребенок не должен быть разгоряченным. После купания его быстро досуха вытирают, одевают и отводят в тень для отдыха.

 Не следует детей насильно погружать в воду и обрызгивать водой. Это вызывает отрицательное отношение к купанию. Из всех факторов, влияющих на человеческий организм, самый могущественный - это солнце.

 Солнечные лучи способствуют улучшению обмена веществ, они благотворно действуют на кожные покровы, состав крови.

 Под действием солнечных лучей в подкожном жире вырабатывается особое вещество (витамин D),которое способствует предупреждению рахита у маленьких детей. Солнечные лучи убивают многие болезнетворные микробы.

 Каждый знает, что в яркий солнечный день человек чувствует себя бодрее, жизнерадостнее, энергичнее, чем в холодную пасмурную погоду. Но при неумелом и излишнем использовании солнечными лучами можно нанести организму большой вред.

 Как правило, пользоваться солнечными ваннами? Летом лучшее время для них - от 10 час. До 11 час.30 мин. В средней полосе, а южных областях- с 8 до 11 час.

 Солнечным ваннам должны предшествовать воздушные. Продолжительность первой солнечной ванны 4-5 минут (по одной минуте на каждую сторону тела). Постепенно продолжительность ванн увеличивается до 20-25 минут для детей младшего дошкольного возраста, а для детей постарше -доЗО-40 минут. Ребенка укладывают на одеяло или топчан ногами к солнцу. Надо защитить голову ребенка от солнечных лучей - надеть белую панамку или косынку.

 Нельзя принимать солнечные ванны натощак, лучше спустя час полтора после приема пищи; заканчивать их следует также за час-полтора до обеда.

Вредны солнечные ванны при недомоганиях, головных болях, после перенесенных тяжелых заболеваний, при расстройствах пищеварения.

 После солнечной ванны рекомендуется водная процедура - купание, обливание, душ.

 Иногда приходится наблюдать, как на пляже вместе со взрослыми находятся и маленькие дети. Родителям всегда нужно помнить, что неумелое и чрезмерное пользование солнцем очень вредно сказывается на состоянии здоровья ребенка - понижает аппетит, нарушает сон, появляется головная боль, повышенная раздражительность, он капризничает.

 Если ребенок долго находится на солнце с непокрытой головой, может произойти солнечный удар. Так что пользоваться солнечными лучами в целях закаливания нужно с большой осторожностью.

 При проведении любой закаливающей процедуры нужно стремиться к тому, чтобы она вызывала у ребенка радостное настроение, положительные эмоции, только тогда она станет полезной для здоровья

ПРИЛОЖЕНИЕ3

                                      КАРТОТЕКА

Подвижные игры и конкурсы » Игры на воде

Ловцы жемчуга

 

Играющие выбирают водящего. Он должен спрятать какую-либо вещь на дне бассейна, глубина должна быть небольшой. Спрятать можно любой предмет. Это могут быть и пробка , и обычный камешек, завернутый в фольгу от конфеты, главное, чтобы его было хорошо видно на дне.

Участники не должны видеть, где именно был спрятан «жемчуг». По команде водящего игроки принимаются его искать.

Тот, кто первым найдет «жемчуг», становится «ловцом», т. е. ведущим. Игра начинается заново.

Волейбол на воде

 

Участники игры заходят в воду и встают в круг. Собственно, можно начинать играть в волейбол. Мяч можно ловить и отдавать его другому участнику, можно отбивать кистями или пальцами рук.

Чехарда в воде

Эта веселая игра поднимет вам настроение . Участники игры делятся на две команды. Все участники входят в воду по пояс и выстраиваются в две колонны. Расстояние между игроками одной команды должно быть не более двух метров.

Последний игрок в колонне подходит до стоящего перед ним игрока и, опираясь на его плечи, перепрыгивает через него, затем подбегает к следующему и ныряет между его ногами. Таким способом участник должен дойти до начала колонны и встать первым игроком. После того как он проделает весь путь, игр продолжает участник, оказавшийся последним в колонне.

Побеждает та команда, в которой быстрее соперников участник, начавший эстафету, снова окажется замыкающим колонну.

Вольная борьба

Лучше проводить эту игру в водоеме с обширной отмелью. Игроки встают друг напротив друга и стараются уронить противника в воду, при этом можно делать подножки и применять силу, но ни в коем случае не драться.

Победителем в этой игре становится тот, кто сумел полностью уронить своего противника в воду.

Салки в воде

В салки на воде можно играть в неглубоком бассейне или водоеме. Участники игры путем жеребьевки выбирают водящего, который старается догнать и дотронуться до кого-то из остальных игроков, который в свою очередь потом становится водящим. Можно убегать, нырять и плавать, но на берег выходить нельзя.

Водная картошка

Все игроки заходят в воду и становятся в круг. Они начинают бросать друг другу мяч, отбивая его. Игрок, который не смог это сделать, плывет в центр круга. Теперь он «картошка». Другие участники могут вернуть его в игру, если они отобьют мяч прямо в него. Если же игрок промахивается и не попадает в «картошку», то он составляет ему компанию. Если игра происходит на мелководье, то игроки в случае промаха присаживаются на корточки.

Обстрел в воде

Игроки делятся на две команды с приблизительно равным количеством участников. Каждому выдается по водному пистолету. Цель игры заключается в том, чтобы обстрелять как можно больше противников, при этом самому остаться невредимым. Убегать от противников нельзя — можно лишь плавать под водой и нырять, чтобы избежать попадания. Участник, в которого хотя бы раз попали из пистолета, считается убитым и выходит из игры. Побеждает та команда, в которой остается последний уцелевший игрок.

Морской бой

Для проведения морского боя понадобятся большие тракторные камеры или надувные круги. Участники делятся на команды и садятся на свой корабль-камеру. На каждом корабле может разместиться до 5 человек. Задача каждой команды заключается в том, чтобы перевернуть корабль соперников или столкнуть игроков в воду.

Победителем становится та команда, чей корабль остался на плаву со всеми игроками. Поверьте, эта игра вызовет бурю эмоций!

Ныряльщики

Сначала игроки должны подыскать для игры подходящее место: с ровным дном. Вода должна доходить до груди. На расстоянии 5 шагов друг от друга устанавливаются 5 поплавков. Поплавки можно сделать собственными руками. Для этого надо привязать кусок либо пенопласта, либо дерева к веревке. Второй конец веревки привязывают к камню.

Каждый участник старается доплыть под водой до поплавков и по очереди дернуть каждый из них. После заплывов игроки получают столько очков, сколько поплавков они смогли погрузить в воду. Пока идет раунд, выныривать нельзя. Выигрывает состязание тот игрок, который набрал больше всего очков.

ПРИЛОЖЕНИЕ4

Рекомендации для родителей по посещению сауны

Многие здравомыслящие родители понимают, как важно укреплять здоровье своего малыша с самого рождения. Весьма эффективным, но пока мало распространенным способом закаливания и оздоровления является посещение сауны малышами первого года жизни и более старшими детьми.

Когда можно брать ребенка в баню? Как подготовить грудничка к первой встрече с парилкой? Какую баню предпочесть — русскую (влажную) или финскую (сухую) для походов с детьми? Обо всем этом рассказывает педиатр-невролог высшей категории Татьяна Николаева.

Как это работает

В основе благотворного влияния бани лежит контраст температурных воздействий воды и воздуха на организм человека. Под воздействием банных процедур кожа подвергается глубокому очищению. Вместе с потом удаляется многочисленные микробы и прочие "гадости", в частности, молочная кислота — спутник утомления и чувства усталости. Вот почему после бани испытываешь необыкновенную легкость, радостное, приподнятое настроение.

В бане температура внутренних органов постепенно повышается до 38-39°С, что соответствует лихорадочному состоянию. При этом резко ускоряются обменные процессы, повышается сопротивляемость организма действию болезнетворных вирусов и бактерий, укрепляется иммунитет.

Бани, как известно, условно делятся на два типа — с влажным и сухим воздухом. Самой известной баней первого типа является русская баня с ее традиционной парилкой, где поддерживается сравнительно высокая температура воздуха (45-60°С) и высокая относительная влажность (до 90-100%). Среди бань второго типа широко известна финская сауна, где высокая температура воздуха (до 90-100°С) сочетается с относительно низкой влажностью (10-15%). "Сухая" сауна для многих людей (в том числе и маленьких детей) более комфортна, чем "влажная" баня: сухой жар переносится легче, ведь чем влажнее воздух, тем сильнее чувствуется его высокая температура.

Независимо от типа бани после каждого захода в жаркую парилку принято облиться-обмыться водой, причем использовать можно все — от ковшика с прохладной водичкой до проруби и обтирания снегом.

Пришла ли пора для малыша?

Перепады температуры в сауне благотворно влияют на организм — прежде всего, это отличная тренировочная "гимнастика" для сосудов. Когда можно брать малышей в баню? Если мама во время беременности не посещала сауну в группе по подготовке к родам, то знакомить ребенка с сауной вполне можно после года. Хотите подождать до трех, пяти, семи лет, как советуют некоторые специалисты? Отлично, лучше поздно, чем никогда. Но учитывайте особенности детской психики: в два-три года, например, в период "кризиса трех лет" малыш наверняка захочет проявить самостоятельность в принятии любых решений, в том числе и о посещении сауны.

В любом случае в этом вопросе необходим индивидуальный подход! Все должно быть адекватно: настроение малыша, общая реакция организма ребенка на переносимость разных температурных режимов, а также сердцебиение и реакция кожи. До посещения сауны обязательная проконсультируйтесь с современно мыслящим врачом, которому вы доверяете. Но каждый родитель должен знать: если малыш в сауне побледнел, если чрезвычайно бурно выражает протест — немедленно выводите (выносите) его из парилки!

Очень важным моментом является отношение к сауне самих родителей. Не только в психологическом, но и в физиологическом смысле: взрослые понимают, насколько важно быть здоровым и закаленным, и, пересиливая себя, ходят в баню. Однако в данном случае насилие над организмом неприемлемо! Лучше найти другие варианты оздоравливающих процедур. Как правило, малыш наследует от родителей "готовность" и реакцию сосудов на нагрузки.

К сауне готовьсь!

Если во время беременности мама занималась на курсах по подготовке к родам с посещением сауны и бассейна, то нет резона ждать целый год — можно познакомить ребенка с баней гораздо раньше. Наиболее приемлемым для этого я считаю возраст 3 месяцев. Первые 6 недель поле родов — время адаптации к новым условиям жизни как для младенца, так и для мамы. В это время никаких резких "телодвижений" совершать не нужно.

До трех месяцев проведите своеобразную подготовку младенца к встрече с баней — плавание в домашней большой ванне, умывание и обливание ребенка 1-2 раза в день морской водой (1 ч. ложка пищевой морской соли на стакан проверенной родниковой воды, так называемый "вкус слезы"), либо минеральной водой "Ессентуки-4". После того, как вы малыша омыли-облили такой морской водой, ласковыми поколачивающими движениями (своими кулачками) помогите его коже "высохнуть". Только в этом случае реорганизация целебной влаги пойдет на пользу, "внедрится" в структуру кожи, что и необходимо.

Кожа малыша постепенно готовится к банным перегрузкам, сам ребенок становится более устойчивым к внешним раздражителям. Обливания хорошо комбинировать с полными или частичными воздушными ванными. Когда трехмесячный малыш адаптирован, видна его положительная реакция на раздевание-одевание (он не плачет, не синеет, не бледнеет, не съеживается, подбородок не дрожит, не начинает икать при смене одежды), когда малыш абсолютно здоров и весел — здравствуй, сауна!

Если малыш с трудом привыкает к смене "климата", идти с ним в сауну нельзя! В этом случае речь может идти только об индивидуальных нерезких контрастных процедурах в домашней "морской" ванне, индивидуальном массаже и гимнастике.Есть малыши с так называемой эмоциональной незрелостью, которые отрицательно реагируют даже на небольшую смену домашней обстановки, на приезд в гости родного дедушки. Что уж говорить о том, что такого ребенка придется куда-то везти, "знакомить" с другими людьми и детьми... Таких трудно адаптируемых малышей нужно сначала гармонизировать дома — выстраивайте стержень покоя, гармонии в ребенке, не перегружайте его звуковыми и зрительными образами, игрушками. Когда эмоции у младенца неустойчивы, вероятны спазмы, что может привести к различным заболеваниям (и не только нервной системы!). В идеале каждого ребенка до трех месяцев нужно показывать не только педиатру, невропатологу и ортопеду, но также детскому психологу и даже логопеду.

Как видите, подготовительный период для посещения сауны очень важен для ребенка, не пропускайте его!

В парилке грудничок

Ваш положительный эмоциональный настрой на сауну обязательно передастся малышу! Скоре всего, неприятных сюрпризов не будет. Но все же в первые посещения обязательно контролируйте родничок — мягкую, неокостенелую часть черепа: если родничок у ребенка набух, нужно срочно вынести его из парилки!

Если ваш ребенок на грудном вскармливании, то, поверьте, именно он будет самым "примерным" в парилке — ведь рядом мама, родная теплая грудь, что еще для счастья нужно?

Если малыш чувствует себя комфортно, у него хорошая реакция на парную — легкое отделение пота, розовое тело (не синюшное, не бледное, не багровое!), положительные эмоции. Начинайте с 1 минуты в парной, больше не нужно. Для начинающего вполне хватит 2-3 заходов.

После каждого посещения парилки малыша нужно облить водой. Теплой, прохладной или холодной — решать вам. Вода любой температуры будет гораздо холоднее, чем кожные ощущения в парилке. Поэтому можно не начинать с ледяного душа (хотя знатоки и любители бани предпочитают по-настоящему контрастные процедуры!), вода комнатной температуры уже будет контрастной.

Но облить или окунуть малыша в воду, если в сауне есть небольшой бассейн, нужно обязательно! Ведь вода имеет важное функциональное значение — она хорошо забирает шлаки, кожа начинает дышать. То есть в сауне обливание водой необходимо не только как закаливающая процедура, но и как гигиеническая. Грудничка первое время лучше обливать на руках у мамы, ребенка постарше ставим на хлопковое полотенце или на деревянную решетку (индивидуальную!).

Если малыш с рождения привык к обливаниям холодной водой, то в сауне не делайте исключения. А если обливаться начинают папа с мамой, ребенок будет просто счастлив — содружественная реакция в компании родителей даже для грудничка очень важна, что уж говорить о ребятах постарше.

Кого в сауне не ждут

Существуют относительные и абсолютные противопоказания для посещения бани. Абсолютные противопоказания — это острое течение любого заболевания: высокая температура (в этом случае в бане возможны судорожные явления и даже остановки сердца!), ангина, грипп, обострение пиелонефрита и т.д. В этих случаях показаны домашние контрастные тепловые процедуры, которые нормализуют кровообращение и снижают температуру: горячие полотенца, смоченные камфорным маслом, приложите к ногам и рукам малыша, а на магистральные сосуды, наоборот, кладем "холод".

Также категорически запрещается посещать сауну в случае острых отитов (сегодня он катаральный, завтра — гнойный), гайморитов, фурункулеза и других гнойных воспалительных и инфекционных заболеваний, даже если нет повышения температуры. Кстати, при хронических гайморитах сауна весьма полезна в сочетании с "морскими" процедурами: процесс уже вялотекущий, тепло не помешает, санация гайморовых пазух происходит наружу.

Придется отказаться от сауны и при "синих" врожденных пороках сердца. Но далеко не всех детей и взрослых-сердечников нужно лишать сауны: кратковременное, буквально несколько секунд, пребывание в парной станет настоящим праздником для всего организма! Не лишайтесь такого удовольствия...

К относительным противопоказаниям отнесем гнойничковые поражения и заболевания кожи. В этом случае кожа имеет особые "параметры", поэтому режим посещения бани должен быть более щадящим, а обливание производится только "морской" водой (вкуса слезы, см. выше). Многие родители, чьи дети страдают от атопического дерматита (в простонародье — диатеза), знают: именно на море у малышей наступает улучшение, кожа становится менее уязвимой.Если ребенку по наследству досталось много родинок, то ему нужно быть осторожным с солнцем и с любыми тепловыми процедурами. Сауну посещать можно (долго в парилке не сидеть!), но надо избегать сильных растираний, грубых механических воздействий на родинки.

Когда баня — мать вторая

Для часто болеющих малышей баня может стать чуть ли не единственной спасительницей от вечных носовых платков, кашля и красного горла. Мягкие контрастные и закаливающие банные процедуры укрепляют сердечно-сосудистую систему, стимулируют иммунитет, очищают кожу, способствуют отхождению слизи. А если умело пользоваться "правильным" веником и лечебными добавками (эвкалипт, липа, ромашка и т.д.), то ребенок получает еще и активную ингаляцию.

Но все это будет действенным только в том случае, если малыш имеет позитивное отношение к сауне, если разговоры о здоровье и закаливании вы ведете в эмоционально положительном ключе. Захочет ли ребенок в баню, если сборы в нее сопровождаются нудными разговорами типа "Ну, если уж и это не поможет, значит, ты у нас совсем хилый и больной"?

Когда острое состояние любого простудного заболевания позади, малыш выздоравливает — милости просим в сауну! "Прощание" с болезнью будет более быстрым и приятным.

Сегодня многие медицинские учреждения, в том числе и районные детские поликлиники, предлагают занятия в детской сауне. В первую очередь туда записывают малышей с мышечной дистонией, с травмами и посттравматическими состояниями, часто болеющих детей и малышей-астматиков. Да, баня лечит и астму! Детям-астматикам посещение сауны вовсе не противопоказано, как думают многие родители, скорее наоборот — парилка хорошо купирует астматические приступы, снимает бронхоспазмы. Но для таких детей нужен особый режим — с контролем частоты дыхания, сердцебиения и т.д. Его должны обеспечить медицинские работники.

При вегетативно-сосудистой дистонии влияние сауны в большинстве случаев благотворно. Но начинайте постепенно, используя щадящий режим.

Напоследок должна вас предупредить: ожидаемые положительные изменения в состоянии здоровья малыша произойдут только при регулярном (например, еженедельном) посещении бани. Один-два раза не принесут никакой пользы. Возвращайтесь туда после болезней, весенней распутицы, не позволяющей проехать на дачу с сауной, или, наоборот, дачного отдыха, не позволяющего посещать сауну в городе, после житейских передряг и забот, чтобы снова сказать: "Здравствуй, сауна!".

ПРИЛОЖЕНИЕ5

Консультация для родителей  использование фитотерапии для укрепления здоровья детей

Фитотерапия

Фитотерапия удобна в применении. Как правило, дети охотно принимают отвар лекарственных растений. В последние десятилетия интерес к траволечению заметно возрос, «зеленую аптеку» считают более доступной, проверенной, более безопасной по сравнению с приемом средств методом химического синтеза. Использование отвара трав в детском саду проводится строго по назначению и под наблюдением врача. Многосторонность полезных начал в травах, мягкость воздействия, возможность применять их длительное время делают фитотерапию незаменимой, особенно в педиатрической практике. Курс профилактического лечения позволяет предупредить рецидивы некоторых хронических заболеваний.

Проблема профилактики вирусных инфекций остается одной из ведущих проблем педиатрии. Перенесенные респираторные заболевания, особенно повторные, ведут к задержке физического и психического развития ребенка, снижают местный и общий иммунитет, активизируют хронические очаги инфекций.

К неспецифическим мерам профилактики детских заболеваний относится правильно организованный режим дня, питание по возрасту, введение в пищу свежих овощей, соков, фруктов, регулярные занятия физкультурой, закаливание.

 Для повышения сопротивляемости организма детей 2-3 летнего возраста простудным заболеваниям рекомендуются следующие профилактические мероприятия: орошение зева травами календулы, эвкалипта, шалфея, ромашки, зверобоя, дубовой коры, мать-и-мачехи в течение 3 недель по одному отвару еженедельно дважды в день - утром после сна и вечером перед сном после чистки. Затем перейти на полоскание горла водопроводной водой температурой 37° с постепенным снижением до 20°. Слизистую носа советуем ежедневно утром смазывать оливковым маслом. Одновременно применять средства общеукрепляющего воздействия: комплекс витаминов В, витамин С, А, настойка элеутерококка, отвар шиповника, антигистаминные препараты, УФО.

При заболевании носоглотки траволечение приносит ощутимую пользу. Очень эффективно орошение травами и настоями трав: шалфея, эвкалипта, дубовой коры, мать-и-мачехи.

 Растения могут выступить и как адаптогенные средства. Так при острых респираторных заболеваниях в первые дни болезни страдает местный иммунитет (слизистых оболочек ротовой полости, трахей, бронхов). Когда защитные силы организма иссякают, под удар попадает и общий иммунитет. В этот момент возникает острая необходимость в их поддержке с помощью адаптивных средств. Это могут быть как химические препараты, так и природные лекарства растительного происхождения.

 Адаптогены химического происхождения нередко вызывают у детей побочные реакцию более выгодно от них отличаются растительные средства. Так, вещества, каротин и каротиноиды: календула, морковь, облепиха, шиповник, шалфей, морошка - повышают реактивность организма и местный иммунитет. Ценными биологическими продуктами и лекарствами зарекомендовали себя свежие соки ягод и растений, экстракты и настои из березовых и сосновых почек, грецкие орехи, прополис, элеутерококк, китайский лимонник, золотой корень, женьшень. Однако, не все лекарственные растения совместимы. Поэтому их необходимо применять строго по разработанной и апробированной рецептуре под присмотром врача.

ПРИЛОЖЕНИЕ6

Консультация для родителей и беседа для детей о лечебных растениях

Мать и мачеха.

Мать и мачеха (tussikgo fartura L.). Другие русские названия: белокопытник, подбел, водяной лопух, матерник, двоелистник, камчужная трава,околоречная трава, мачеха, ранник.

Мать и мачеха - многолетнее травянистое растение из семейства сложноцветных, с прямыми стеблями, густо покрытыми буроватыми чешуевидными листьями. Стебли неветвящиеся, заканчиваются цветочной корзинкой, достигают высоты 10—25 см.

Мать-и-мачеха, несмотря на свою нежность, одно из самых неприхотливых растений. Она растет на пустырях, насыпях, в оврагах канавах, в карьерах, у дороги. На землях, покрытых плотным дерном, она не растет. Выбирает незатененные участки, очень солнцелюбива. Основной способ размножения — вегетативный, за счет корневищ, но хорошо размножается и семенами.

Целебные свойства мать-и-мачехи человек открыл давно, она — одно из самых древних лекарственных растений и успело обрасти разными преданиями и легендами. Удивительно само название растения: ее большие прикорневые листья сверху ярко-зеленые, глянцевитые, даже внешне выглядят холодными. И действительно, если этой стороной лист приложить к телу, то сразу ощущается холодок. Именно это ощущение сравнивают с мачехой. Нижняя сторона того же листа, покрытая нежным пушистым бархатом — мягкая и теплая и ее сравнивают с матерью.

Это растение высоко ценится пчеловодами, так как это первый весенний медонос: дает самый ранний взяток нектара и пыльцы. Мать-и-мачеха, имея хорошо разветвленное по площади корневище, хорошо закрепляет землю на обрывах, насыпях и других местах.

Ну и конечно, первые появляющиеся весной цветки мать-и-мачехи, когда кругом все серо и бесцветно, радуют нас и пробуждают в душе чувство любви к вечно живой природе.

Л. Акиншина

Мать-и-мачехи цветки
Словно солнца огоньки.
На пригорочке растут,
Прям из снега - и цветут!

Л. Дунина

На опушке  - огоньки,
Целая  проталинка.
Коротышки стебельки
И цветочек маленький.
Листьев нет - она  цветёт,
Холодом охвачена.
Пчёлкам самый ранний мёд
Дарит мать-и-мачеха.

 

(Мать-и-мачеха)

Я знаменита не цветами,
А необычными листами:
То твердыми, холодными,
То мягкими и теплыми. 

Одуванчик.

Одуванчик лекарственный (Taraxacum officinale) – всем знакомое многолетнее растение семейства сложноцветных; это одно из самых распространённых в мире растений.
В зависимости от условий роста, одуванчики значительно различаются по высоте (5-50 см) и диаметру соцветия (от 1 см до 5 см и более). Цветут одуванчики очень длительно, образуя за сезон огромное количество семян.

Лишь только солнце пригреет весной окрестные поля и склоны гор вокруг Гуидонии, у одуванчиков начинают активно отрастать молодые листья. А вскоре из центра прикорневой розетки сочных лопастных листьев быстро выдвигаются трубчатые цветоносы с бутонами.
И вот однажды, в тёплый солнечный день, на фоне сочно-зелёных листьев раскрываются яркие золотисто-жёлтые корзиночки одуванчиков, словно многочисленные дети солнца спустились на землю и покрыли её сияющим ковром. Пейзаж мгновенно становится праздничным и превращается в завораживающую картину.
Цветок одуванчика уподобляется солнцу в миниатюре: многочисленные язычковые лепестки изящного соцветия расходятся от центра в стороны, будто золотые солнечные лучи.

С древних времён одуванчик используют в лечебных целях и называют «эликсир жизни» не зря: все части этого полезного растения – и корни, и листья, и цветки - имеют целебные свойства.


В летний солнечный денек
золотой расцвел цветок.
На высокой тонкой ножке
все дремал он у дорожки,
А проснулся - улыбнулся: 
- вот пушистый я какой!
Ах, боюсь, что разлечусь,
тише, ветер луговой!

(одуванчик) 

    * * *                                                                                
Одуванчик 

Уронило солнце
Лучик золотой.
Вырос одуванчик,
Первый, молодой.
У него чудесный
Золотистый цвет.
Он большого солнца
Маленький портрет.

О. Высоцкая


На зеленой хрупкой ножке
вырос шарик у дорожки.
Ветерочек прошуршал 
и развеял этот шар. 

(одуванчик)

Одуванчик 

Носит одуванчик
жёлтый сарафанчик.
Подрастёт нарядиться
В беленькое платьице.

Клевер.

Клевер является одним из самых распространенных травянистых растений, встретить которое можно буквально везде (по полевым дорогам, на лугах, лесных опушках, полянах, в самих лесах). Распространенный повсеместно, он значительно обогащает почву азотом, потому что, как и все бобовые имеют на корнях клубеньки, в которых живут бактерии, усваивающие атмосферный азот и переводящие его в усваиваемые растениями соединения. В мае-июне зацветают на лугах клевера и сразу меняется картина разнотравья - яркие красные, бледные розовые и белые соцветия клеверов хорошо заметны на зелени полянки.

Латинское название клевера - трифолиум (Trifolium), в буквальном переводе означает - трилистник. Действительно, почти у всех видов клевера лист обязательно состоит из трех маленьких листочков.

Тройчатый листочек клевера считался в Европе символом Святой Троицы и часто встречается в орнаментах, в вышивке, ювелирном деле и даже архитектуре, особенно готического стиля. Особой удачей считалось найти клевер с четырьмя листиками - он приносит счастье. Изображение листочка клевера дало название одной из мастей в картах - треф - по-французски клевер. Кстати, рисунок названный у нас "пиками", первоначально был листиком липы.

Наиболее известен и заметен клевер красный, он же клевер луговой. У клевера красного хорошо видно, что головка состоит из отдельных цветков. Они распускаются не одновременно, краевые раньше, и иногда на полностью отцветшей головке можно видеть 1-2 цветка, оставшиеся неопыленными и ждущие своего шмеля.

Вы встречали, наверное, и клевер белый. Его еще называют кашкой. Он не так высок, как красный, и головка у него поменьше, чем у красного, покороче и трубочки его цветков. Вот почему над лугом, где растет белый клевер, часто так мною пчел. Тут им не приходится прогрызать дырочки в цветах - пчелиного хоботка вполне хватает, чтобы и так добраться до сладкого нектара.

Вечером листочки клевера поднимаются кверху и складываются. Так они спасаются от ночного холода. Белый клевер лучше красного переносит и холода, и засуху, но луг с белым клевером дает меньше сена.

Л. Громова

Клевер в разнотравье
Розовый цветет,
В воздухе мельканье-
Бабочек полет.
В вихре кружит весело
Красок карусель,
Слух ласкает песенкой
Мне жужжащий шмель.

А. Алферова

У дороги
клевер 
Распушил свой веер.
С ветерком играет,
Песню напевает:
- Бабочки и осы,
Пчёлки и стрекозы
Вместе собирайтесь
И ко мне слетайтесь.
У меня, у молодца,
Очень вкусная пыльца.

Лапчатка

На берегах рек и озер, рядом с канавами, на пустырях, лесных полянах, глинистых склонах, вдоль дорог и даже на городских газонах летом можно увидеть ковер из ярко зеленых перистых листьев, среди которых примостились небольшие желтые цветки. Это лапчатка гусиная, которая цветет с мая до начала осени. Даже в октябре иногда можно увидеть желтые цветки лапчатки. Благодаря длинным стелющимся стеблям она быстро разрастается, занимая большие площади.
Любопытно, что растение «полюбило» городские газоны, так как при периодическом скашивании травы стелющаяся лапчатка практически не страдает, получая заметное преимущество для дальнейшего роста.
Лапчатка гусиная обладает выраженными целебными свойствами, поэтому находит применение в народной медицине и косметологии многих стран. Об интересе к этому растению свидетельствует и значительное количество его народных названий – гусиные лапки, гусиная трава, дубровка гусиная, лапка, лапешник, судорожная трава, мартинова рука, перстач, гарлянка, жабник и т.д.

Подорожник.

Есть множество цветов
Красивых, осторожных.
Но мне приятней всех
Обычный подорожник.
Ему, быть может,
И трудней расти,
И все же он с людьми
Находится в пути!

Панацея, панацея —
Животворная трава,
О тебе не оскудеет
В селах северных молва...
...Чернолесье, луг
Да пожни,
По тропинке полевой
Стелет листья подорожник,
Давних лет попутчик мой.

Путник часто ранит ноги.
Вот и лекарь у дороги!
Подорожник

С. БаруздинПодорожник большой в народе еще называют по-разному: семижильник, порезник, попутник, ранник, чирьевая трава.

Родовое название образовано от латинских слов planta — ступня и agere — двигать, так как прижатые к земле листья напоминают след ноги. В Древней Греции его называли «арноглосса» из-за того, что листья его похожи на овечий язык.

Русские названия «подорожник», «попутчик» связаны с местообитанием его у дорог. Другая группа названий — «порезник», «рамник», «чирьевая трава» — даны растению за ярко выраженные ранозаживляющие свойства. По рассказам эти свойства были открыты так.

Однажды две змеи, расположившись на дороге, грелись на солнце. Вдруг из-за поворота выехала повозка. Одна змея успела уползти с дороги, другая задержалась и колесо переехало ее. Люди, сидевшие в повозке, увидели, как первая змея, оставшаяся невредимой, уползла, но вскоре возвратилась с листом подорожника, которым и исцелила пострадавшую. Этот случай будто бы натолкнул людей на мысль использовать растение для лечения ран. Так это было или нет, но применение подорожника в медицине известно не менее 2 тыс. лет. Употребляли его Гиппократ и Гален. Диоскорид называл его многореберным или семиреберным (по количеству жилок). Авиценна считал, что «...он чрезвычайно хорош для язв... Листья его вяжут... Они препятствуют кровотечению, а будучи высушены, способствуют заживлению застарелых и свежих язв, и при язвах нет ничего лучше этого». И еще интересная рекомендация: «Когда варят чечевичную похлебку и кладут туда подорожник вместо свеклы, такая похлебка полезна от водянки».В народной медицине он применяется в виде свежеистолченной массы при длительно незаживающих ранах и язвах. Такую же массу используют при укусах пчел, ос и даже змей. Она оказывает не только болеутоляющее действие, но и предупреждает появление отека.К началу лета из середины листовой розетки приподнимаются несколько цветочных стрелок высотой 20—30 см. Они заканчиваются соцветием колос, состоящим из невзрачных буроватых четырехчленных цветков. Плоды — коробочки с большим количеством (5—34) мелких бурых семян. Одно растение способно дать до 60 тыс. семян. Наружный слой оболочки у них слизистый, при попадании воды они сильно ослизняются, становятся клейкими. Прилипая к обуви человека, копытам, лапам животных, переносятся на далекие расстояния. Полагают, что таким образом подорожник попал в Америку. Прилипнув к обуви первых переселенцев, копытам лошадей, его семена переправились через океан и двинулись в глубь материка. Везде, где поселялись белые люди, вскоре вслед за ними появлялся подорожник. Индейцами он был назван «следом ноги белого человека».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

спортивно-оздоровительная игровая программа: "В здоровом теле – здоровый дух!" рекомендуемая к проведению в рамках дней здоровья в зимний период

Спортивно-оздоровительная игровая программа, рекомендуемая к проведению в рамках дней здоровья в зимний период....

Внеклассное мероприятие "Формула здоровья. В здоровом теле - здоровый дух."

Внеклассное мероприятие "Формула здоровья. В здоровом теле - здоровый дух."...

Внеклассное мероприятие "Формула здоровья. В здоровом теле - здоровый дух."

Презентация для внеклассного мероприятия "Формула здоровья. В здоровом теле - здоровый дух."...

Разработка классного часа, приуроченного ко Всемирному Дню здоровья "В здоровом теле - здоровый дух!"

Данный классный час расскажет об истории возникновения праздника, способствует формированию интереса детей к здоровому образу жизни, воспитанию бережного отношения к собственному здоровью, побуди...

Классный час: Урок здоровья «В здоровом теле – здоровый дух!»

Цели:1.     Закрепить ранее полученные знания по сохранению и укреплению здоровья.2.     Показать преимущества здорового образа жизни, вызвать у детей желание з...

Час здоровья: «В здоровом теле – здоровый дух!

Цель – пропаганда и формирование навыков здорового образа жизни.Задачи:  Побеседовать с воспитанниками о здоровом образе жизниУбедить детей заниматься спортомФормировать негативное отн...