Программа по внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению "Здоровячек"
рабочая программа по физкультуре по теме

Городничева Алена Сергеевна

порограмма расчитана на внеурочную деятельность в младшей школе (1-4класс) ее направление лечебная физическая культура направленая на профилактику дефектов опроно-двигательного аппарата. что бы детки росли здоровыми необходим крепкий фундамент эта программа поможет его создать 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Согласованно                                                                                                               УТВЕРЖДАЮ:

 Заместителя директора МБОУ СОШ №20                                          Директор МБОУ СОШ№ 20

____________________ Сергомасова   С.А.                                    ________________ Вяткин Е.В.

«____»__________________2012г                                          «___»_____________________2012г

АВТОРСКАЯ    ПРОГРАММА   ВНЕУРОЧНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО   СПОРТВНО - ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМУ    НАПРАВЛЕНИЮ

«Здоровячек

                                                     

   Автор-составитель:

                                           Городничева А.С.

                                                            учитель  физической культуры

       

                                                                   

2012-2013гг

Пояснительная записка

Актуальность

         Понимание  воспитательной ценности физической культуры – важное условие процесса физического воспитания учащихся и формирования их умений самостоятельного овладения ценностями физической культуры, отношения к здоровому образу жизни, потребности двигательной активности.

      В  образовании существуют разные программы  внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению:«Оздоровительная аэробика», программы по различным видам спорта. Дети младшего школьного возраста  с неокрепшим еще мышечным корсетом подвержены искривлению позвоночника формирование плоскостопии и поэтому им больше подходит программа «Здоровячек.» Программа «Здоровячек» включает в себя  упражнения из лечебной физической культуры упражнения с предметами , стрейчинг упражнения, игры.

 Учитывая требования, предъявляемые  к содержанию программ федеральными государственными  стандартами, разработана программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности «Здоровячек» для обучающихся 1-4 классов.        

  Цель программы: разностороннее физическое  и духовное развитие детей, формирование  их осознанного отношения к здоровому образу жизни.

Достижение цели возможно через решение следующих задач:

  1. Обучать двигательным действиям, направленным на укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма.
  2. Развивать основные физические качества, координационные ориентационно-пространственные, пластичности в суставно-связочном аппарате.
  3. Формировать культуру движений, обогащать двигательный опыт физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью;
  4. Обучать навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями под музыку;
  5. Обучать приёмам релаксации и самодиагностики;
  6. Обеспечить формирование правильной осанки, укрепление мышечного корсета средствами ЛФК с предметами, упражнениями  на гибкость;
  7. Воспитывать личность обучающегося с установкой на здоровый образ жизни, способной к сотрудничеству в творческой деятельности.

    Программа «Здоровячок» для младших школьников рассчитана на 4 года обучения  (270 часов).  Программа предполагает проведение занятий со школьниками 2 часа в неделю.  Продолжительность занятий 30-40 минут.

Занятия по программе «Здоровячок» включают в себя  теоретическую и практическую часть.

Теоретическая часть занятий включает в себя информацию о технике безопасности во время занятий ЛФК,  основах здорового образа жизни,  о различных видах гимнастики играх, истории физичкой культуре .

Практическая часть занятий предполагает обучение двигательным действиям лечебной гимнастики с предметами и без , подвижных игр; организацию обучающимися игровых программ, составление комплексов упражнений.

Содержание программы  включает в себя 4 раздела:

  1. Оздоровительная гимнастика
  2. Подвижные игры для профилактики нарушения осанки
  3. Лечебная гимнастика с предметами .
  4. Стрейчинг

Даная программа предполагает использование спортивного инвентаря  (на 1 группу):

- гимнастические коврики                                                    -  20шт.

- гимнастическая палки                                                        - 20шт.

- гимнастические обручи                                                      - 20шт.

- гимнастические маты                                                          - 8 шт.  

- скакалки      (верёвочная)                                                   - 20 шт.

- мячи большие резиновые  (фитбол)                                     - 8 шт.

    Результатом освоения программы «Здоровячек» будет  являться формирование таких качеств личности как организованность, толерантность, целеустремлённость, любознательность, коммуникабельность,    дружелюбие, организаторские способности, потребность в здоровом образе жизни.

   

Планируемые результаты освоения программы.

   Программа по внеурочной деятельности «Здоровячек»  способствует формированию личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных учебных действий.

В сфере познавательных универсальных учебных действий будут являться умения:

  1. ориентироваться в понятиях «здоровый образ жизни», «лечебная физическая культура», «здоровье» характеризовать значение занятий по оздоровлению;
  2. выявлять связь занятий ЛФК с досуговой и урочной деятельностью;
  3. характеризовать роль и значение занятий с оздоровительной направленностью в режиме труда и отдыха; планировать и корректировать физическую нагрузку в зависимости от индивидуальных особенностей, состояния здоровья, физического развития, физической подготовленности;
  4. осуществлять поиск информации о здоровом образе жизни.

В сфере личностных универсальных учебных действий будет формироваться:

  1. установка на здоровый образ  жизни;
  2. основы своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей в игровой деятельности;
  3. эмпатия как понимание  чувств других людей и сопереживание им в процессе знакомства с играми на развитие сенсорной чувствительности;
  4. знание основных моральных норм на занятиях ЛФК и ориентации на их выполнение;

В сфере регулятивных универсальных  учебных действий будут являться умения:

  1. соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во время занятий;
  2. адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей,  родителей и других людей во время показательных выступлений, индивидуальных и групповых заданий;
  3. оценивать правильность выполнения действия;
  4. адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей, родителей и других людей;
  5. проявлять инициативу в творческом сотрудничестве при составлении комплексов упражнений, игровых ситуаций;
  6. самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения упражнений, заданий учителя и вносить коррективы в исполнение по ходу реализации и после.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

Обучающийся научится:

  1. учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве ;
  2. договариваться и приходить к общему решению в работе по группам, микрогруппам, парам;
  3. контролировать действия партнёра в парных упражнениях;
  4. осуществлять взаимный контроль и оказывать помощь при проведении диагностики;
  5. задавать вопросы, необходимые для выполнения заданий творческого характера в составлении комплексов упражнений индивидуально  и в сотрудничестве с партнёром.

Осуществление   контроля за реализацией программы включает в себя:

  1. зачётное проведение динамических пауз в классах с  одноклассниками и первоклассниками;
  2.  защиту игровых программ и проведение их на переменах и в группах продлённого дня;
  3. заполнение в портфолио тестирования  показателей физического здоровья и физической подготовленности;

Примерные  контрольные  вопросы:

1 класс

     1.  Что такое ЛФК?

    2.  Какая бывает гимнастика?

    3.  Как занятия ЛФК влияют на организм?

    4. Чем занимаются на ЛФК?

    5. Какие предметы используют в гимнастике?

2 класс

1. Что влияет на здоровье?

2. Какие  физические качества  мы развиваем на занятиях?

3. Техника безопасности на гимнастике?

4. Какие виды гимнастики ты знаешь?

5. Чему учат игры?

 3 класс

  1. Здоровый образ жизни включает в себя?
  2. Что включает в себя занятие ЛФК?
  3. Что такое сила?
  4. Что такое гибкость?
  5. Что такое выносливость?
  6. Назови 3 игры на внимание.
  7.  Что такое пульс? ЧСС?
  8.  Как  измеряют ЧСС?

4 класс

   1.Здоровье – это:

1) отсутствие болезней;

2) отсутствие физических недостатков;

 3) состояние полного духовного, физического, социального благополучия;

 2. Приведи несколько  примеров релаксационных упражнений на снятие мышечной утомляемости?

3.  Как определить уровень нагрузки во время занятия?

5. Как составить комплекс утренней гимнастики ?

6. Какие продукты питания лучше употреблять до и после тренировки?

7.  Питьевой режим до и после занятий.

8. В какие игры нужно играть на переменах?

Учебный план  программы «Здоровячек»


п/п


Раздел

1 год

2 год

3 год

4 год

теория

практ

теория

Практ

теория

практ

теория

практ

1.

Вводное занятие

1

1

1

1

1

1

2

2

2.

Оздоровительная гимнастика.

4

12

4

12

4

12

4

12

3.

Подвижные игры для профилактики нарушений осанки

5

21

7

21

7

23

7

23

4.

Лечебная   гимнастика с предметами . 

3

17

4

16

4

16

4

14

Всего

16

52

16

52

17

51

Итого

33

68

68

68

Учебно-тематический план 1-го года обучения


п/п


Разделы, темы


Всего часов

Количество часов по программе


Дата проведения

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

2

1

1.1

Ориентация в пространстве

1

1

1

2.

Оздоровительная гимнастика

10

1

9

2.1.

Упражнения на укрепление мышц спины

4

1

3

2.2.

Упражнения на укрепления мышц стопы

4

3

2.3.

Упражнения на укрепления мышц брюшного пресса

4

3

3.

Подвижные игры для профилактики нарушений осанки

10

0

10

3.1.

.игра Колобок

1

1

3.2.

Игра Совушка

1

1

3.3.

Игра Космонавты

1

1

3.4.

Игра маленькие мышки

1

1

3.5

Игра волшебное зеркало

1

1

3.6

Пузырь богатырь

1

1

3.7

Игра Лошадки

1

1

3.8

Игра Веселые ребята

1

1

3.9

Игра быстро шагай

1

1

3.10

Игра воробьи вороны

1

1

4

Лечебная   гимнастика с предметами

11

1

10

4.3.

Упражнения с мячом

4

4

4.5.

Упражнения с фитболом

3

1

4

4.7

Упражнения с канатиком

3

3

Всего:

33

6

27

Содержание программы «Здоровячек»

Содержание программы (первый  год обучения)

Тема 1. Вводное занятие (2 часа)

Общие правила техники безопасности на занятиях фитнесом и в спортивном зале. Что такое Здоровье?

Практическое занятие:

- игра «Делаем правильно»;

-определение  структуры занятия (поклон, разминка, основная часть, партер, игра, релаксация, оценка).

Тема 2. Оздоровительная гимнастика  (10 часов)

Что такое гимнастика ? для чего там нужна оздоровительная гимнастика?  Партерная гимнастика. Ориентация в пространстве. Сила, выносливость, гибкость – как мы их развиваем? Релаксация – восстановление..

Практические занятия:

  Практические занятия направлены на укрепление мышечного корсета ребенка при помощи веса собственного тела.

Тема 3 . Подвижные игры для профилактики нарушений осанки (10 часов)

Практические занятия:

  Включают себя игра в которых внимание ребенка направленно не только на правила игры но и как он передвигается при выполнении задания. Детям прививается потребность в хождение сидении правильно.

Тема 4. Лечебная гимнастика с предметами (11  часов)

 Гимнастика  оздоровительная и спортивная. Техника безопасности при выполнении упражнений с мячом, скакалкой, обручем, гимнастической палкой и фитболом. Акробатика. Техника безопасности на акробатике.

Практические занятия:

Упражнения с мячом в бросках, ловле и перепрыгивании мяча.   Элементы акробатики: стойка на лопатках, мост, перекаты на спину,  упражнения в лазании и перелезании  (на матах, скамейках).  Прыжки на фитболе. Упражнение с канатиком для профилактики лоскостопии

Учебно-тематический план 2-го года обучения


п/п


Разделы, темы


Всего часов

Количество часов по программе


Дата проведения

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

2

1

1

1.1.

Ориентация в пространстве

2

1

1

2.

Оздоровительная гимнастика и гимнастика с партнером

30

5

25

2.1

Комплекс на упражнений на мышцы спины

6

1

5

2.2.

Комплекс упражнений на мышцы живота

6

1

5

2.3.

Комплекс упражнений на мышцы ног

6

1

5

2.4.

Комплекс упражнений на мышцы рук

6

1

5

2.5

Базовые элементы акробатики

6

1

5

3.

гимнастика с предметами, акробатика

23

4

19

3.1.

Упражнения с гимнастической палкой в парах

4

1

3

3.2.

Упражнения с мячом в парах.

5

1

4

3.3.

Круговая тренировка.

5

1

5

3.4.

Комплекс упражнений на фитболе.

5

1

4

3.5.

Комплекс упражнений со скакалкой

4

4

4.

Подвижные игры

15

0

15

4.1.

Игра зайцы на снегоходах

1

1

4.2.

 Игра не урони мешочек

1

1

4.3.

Игра большая кошка

1

1

4.4.

Игра цапля и лягушки

1

1

4.5

Игра попрыгунчик воробей

1

1

4.6

Зоопарк

1

1

4.7

Стадион

1

1

4.8

Морозко

1

1

4.9

Угадайка

1

1

4.10

Салки по линиям

1

1

4.11

Картошка

1

1

4.12

Белые медведи

1

1

4.13

Горелки

1

1

4.14

Гуси-гуси

1

1

4.15

Выручай-ка

1

1

Всего:

68

10

58

Содержание программы (второй  год обучения)

Тема 1. Вводное занятие (2 часа).

Общие правила техники безопасности на занятиях. Где я использовал летом те умения, которым научился на занятиях?  Здоровье и его составляющие.

Практические занятия:

- определение режима и работы занятий;

- игра «Минута славы»;

Тема 2. Оздоровительная гимнастика  и партерная гимнастика

 (30 часов)

 Виды акробатика? Партерная гимнастика. Ориентация в пространстве. Дыхание и способы его восстановления. Как измерить пульс?

Практические занятия:

Комплексы упражнений на все группы мышц.

Тема 3 . Подвижные игры (15 часов)

Игры и правила. Имитационные игры. Беговые игры. Игры на внимание. Игры на развитие сенсорной чувствительности.

Тема 4. Гимнастика с предметами акробатика (23 часа)

    Узкий, широкий и узкий хваты гимнастической палки, комплекс упражнений с палкой, направленный на профилактику плоскостопия, партерная гимнастика с палкой. Прыжки через скакалку различными способами: на двух ногах, поочерёдно. Комплекс общеразвивающих упражнений со скакалкой. Вращение обруча на поясе, на руке. Комплекс упражнений с обручем. Комплекс общеразвивающих  упражнений с обручем

Гимнастика и её виды. Техника безопасности при выполнении упражнений с мячом, скакалкой, обручем, гимнастической палкой и фитболом. Акробатика. Техника безопасности на акробатике. Гимнастика как вид спорта.

Практические занятия:

Комплекс упражнений с гимнастической палкой в парах. Прыжки через скакалку на одной ноге, скрестно  (на месте и в движении). Вращение двух и более обручей, прыжки через обруч и в обруч. Элементы акробатики: мост, упражнения в лазании на гимнастической стенке. Комплекс упражнений с мячом в парах. Эстафеты с фитболом.

Список литературы

Литература для учителя

Основная

  1. Матвеев А.П., Физическая культура 1-4 классы [Текст] / А.П. Матвеев  – М: Просвещение, 2009. – 32 с.
  2. Ковалёва Г.С., Логинова О.Б., Планируемые результаты начального общего образования [Текст] / Г.С.Ковалёва, О.Б. Логинова.-2-е изд., -  М. Просвещение, 2010. – 120 с.
  3. Асмолова А.Г., Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]  / А.Г. Асмолова – М: Просвещение, 2010. – 221 с.

Вспомогательная

  1. Одинцова И.Б., Аэробика, шейпинг, стретчинг, калланетика: современные методики. Рекомендации специалиста [Текст] / И.Б.Одинцова – М: Эксмо, 2003. – 160 с.
  2.  Бабенкова Е.А, Как помочь детям стать здоровыми.  Методическое  пособие  [Текст] / Е.А. Бабенкова  -  М: Астрель, 2006. – 208 с.
  3. Пензулаева Л.И., Оздоровительная гимнастика для детей 3-7 лет. Комплексы оздоровительной гимнастики [Текст] / Л.И. Пензулаева – М: Мозаика-Синтез, 2010. – 128 с.
  4. Петров П.К., Методика преподавания гимнастики в школе [Текст]  / П.К. Петров  - М: Владос, 2000. – 448 с.
  5. Глазырина Л.Д., Лопатик Т.А., Методика преподавания физической культуры 1-4 классы. Методическое пособие и программа [Текст] / Л.Д. Глазырина, Т.А. Лопатик -  М: Владос, 2002. – 208 с.

Литература для обучающихся

Основная

1. Матвеев А.П., Физическая культура 1 класс. Учебник [Текст] / А.П. Матвеев  – М: Просвещение, 2009. – 111 с.

2. Матвеев А.П., Физическая культура 2 класс. Учебник [Текст] / А.П. Матвеев  – М: Просвещение, 2010. – 143 с.

3. Матвеев А.П., Физическая культура 3-4 класс. Учебник [Текст] / А.П. Матвеев  – М: Просвещение, 2008. – 160 с.

Вспомогательная

  1. Скребцова Л., Сркебцова М. , Сказочный справочник здоровья. Для детей и их родтелей. Т-1., [Текст] / Л. Скребцова, М. Скребцова  – М:Амрита-Русь, 2004. – 272 с.
  2. Скребцова Л., Сркебцова М. , Сказочный справочник здоровья. Для детей и их родтелей. Т-2., [Текст] / Л. Скребцова, М. Скребцова  – М:Амрита-Русь, 2006. – 224с..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Лечебная физическая культура» 1 - 4 класс

Программа  по курсу внеурочной деятельности «Лечебная физическая культура» разработана  в соответствии с требованиями  федерального государственного образовательного стандарта образован...

Программа курса внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Общая физическая подготовка» 5 - 9 класс

Программа  по курсу внеурочной деятельности «Общая физическая подготовка» (ОФП) разработана  в соответствии с требованиями  федерального государственного образовательного стандарта обра...

Рабочая программа по внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению "Подвижные игры" для 5 класса

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению носит  образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующих целей:·...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению на тему: «Культура здоровья»

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА по внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению на тему: «Культура здоровья» 34 часа 8 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ « Баскетбол » (спортивно-оздоровительное направление)

Рабочая программа по внеурочной деятельности « Баскетбол», спортивного направления...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ « Волейбол » (спортивно-оздоровительное направление)

Общая характеристика учебного предмета, курса.Курс введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках спортивно-оздоровительного направления. Программа курса по воле...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СПОРТИВНО - ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «Оздоровительная гимнастика» Для 5-6 классов

РАБОЧАЯ    ПРОГРАММА   ВНЕУРОЧНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО   СПОРТИВНО - ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМУ    НАПРАВЛЕНИЮ «Оздоровительная гимнастика»Для 5-6 ...