Главные вкладки

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ « Баскетбол » (спортивно-оздоровительное направление)
    рабочая программа по физкультуре (10 класс)

    Кизилова Елена Борисовна

    Рабочая программа по внеурочной деятельности « Баскетбол», спортивного направления                            разработана  на основе федерального государственного  образовательного cтандарта  (II ),  

     комплексной программы физического воспитания  учащихся  и использование  программы                развития спортивно-оздоровительных способностей учащихся Г. А. Колодницкого,                        

    В.С. Кузнецова, М.В. Маслова. Внеурочная деятельность учащихся «Волейбол».

    «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов»  В. И. Лях - М.: Просвещение, 2018

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon vneurochka_basketbol_2019_.doc128.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    СОГЛАСОВАНО                                                                                                       УТВЕРЖДАЮ              Зам. директора по ВР                                                        Директор МБОУ «Семёновская СОШ»  

    _______ Таболич Т.В.                                                                      _____________ Семченко Е.П.  

                                                                                                                              «31» августа  2019г.

                                        РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

                                        « Баскетбол »

                               (спортивно-оздоровительное  направление)                                                                               

                                               Возраст обучающихся: 15-17 лет.

                                                                                                 Составитель программы:

                                                                                                     Кизилова Елена Борисовна

                                                                                                           учитель  физической культуры

                                                                                                       высшей квалификационной

                                                                        категории

    с. Семёновское

    2019год

                                                 Пояснительная записка.

    Рабочая программа по внеурочной деятельности « Баскетбол», спортивного направления                            разработана  на основе федерального государственного  образовательного cтандарта  (II ), 

     комплексной программы физического воспитания  учащихся  и использование  программы                развития спортивно-оздоровительных способностей учащихся Г. А. Колодницкого,                        

    В.С. Кузнецова, М.В. Маслова. Внеурочная деятельность учащихся «Волейбол».

    «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов»  В. И. Лях - М.: Просвещение, 2018

    Баскетбол - один из самых игровых видов спорта в программах физического воспитания учащихся образовательных учреждений. Он включен в урочные занятия, широко практикуется во внеклассной и внешкольной работе - это занятия в спортивной секции по волейболу, физкультурно-массовые и спортивные мероприятия. Своей эмоциональностью игра в волейбол представляет собой средство не только физического развития, но и активного отдыха

    Общая характеристика учебного предмета, курса.

    Курс введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках спортивно-оздоровительного направления. Программа курса по волейболу включает в себя теоретическую и практическую часть. В теоретической части рассматриваются вопросы техники и тактики игры в баскетбол. В практической части углубленно изучаются технические приемы и тактические комбинации. Программа данного курса представляет систему спортивно-оздоровительных занятий для учащихся 15-17лет и реализуется в рамках «Внеурочной деятельности» в соответствии с образовательным планом. В процессе изучения курса у учащихся развиваются следующие личностные качества: дисциплинированность, коллективизм, силу воли, выносливость, целеустремленность, решительность, организованность, самоконтроль за психофизиологическим состоянием организма, проявляется интерес к физической культуре и спорту.

    Актуальность выбора определена следующими факторами: На основе диагностических фактов выявлено, что у учащихся слабо развиты память, устойчивость и концентрация внимания, быстрота реакции, скорость движения, ориентировка в пространстве, слабое физическое здоровье. Занятия волейболом улучшают работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепляют костную систему, развивают подвижность суставов, увеличивают силу и эластичность мышц, развивается двигательная реакция на зрительные и слуховые сигналы.

    Цель курса: формирование у учащихся основ здорового образа жизни, развитие физических качеств, овладение техническими и тактическими навыками игры в волейбол, содействовать развитию чувства товарищества и взаимопомощи.

    Задачи курса:

    - пропаганда здорового образа жизни, укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию занимающихся;

    - популяризация волейбола как вида спорта и активного отдыха;

    -формирование у учащихся устойчивого интереса к занятиям волейболом;

    -развитие физических способностей (силовых, скоростных, скоростно-силовых, координационных, выносливости, гибкости);

    -обучение технике и тактике игры в волейбол;

    -формирование у учащихся необходимых теоретических знаний;

    -воспитание моральных и волевых качеств.

    Особенности организации учебного процесса.

    На занятиях в учащиеся осуществляют следующие виды деятельности: игровая, соревновательная, физкультурно- оздоровительная, познавательная, прикладно ориентированная. Теоретические занятия составляют 20 %, практические 80%. Программа курса предусматривает распределение учебно-тренировочного материала на один год обучения и предлагает последовательный переход от результатов первого уровня к результатам второго уровня и имеет возрастную привязку:

    В группах начальной подготовки закладывается база для дальнейшего роста: развитие быстроты, ловкости, гибкости, владение основными двигательными навыками, основы технической подготовки; индивидуальная тактическая подготовка и начало действий в парах, тройках. На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.

    В курсе используются физические упражнения разной сложности, поэтому  дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются индивидуальные упражнения). Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес к занятиям физической культуре и спорту. Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение занятия. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой. В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности.

    Место учебного предмета, курса в учебном плане.

    В соответствии с учебным планом МБОУ «Семёновская СОШ»   на курс «Баскетбол» по направлению физическая культура,   для реализации плана внеурочной деятельности отводится 1 часа в неделю. Соответственно программа рассчитана на 70 часов в год, продолжительность занятия 45 мин. ( юноши, девушки).

                                                 

    Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.                             Результатом занятий являются результаты второго уровня: получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, культура, здоровья), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

    Позитивное отношение школьника к самому знанию как общественной ценности будет вырабатываться у него тогда, когда знание станет объектом эмоционального переживания. Этому способствуют следующие формы проведения занятий: обсуждения в группах, подвижные игры, самостоятельная организация и проведения занятий, соревнования. Знание и умение их использовать становятся высшей ценностью участие учеников в школьных и городских соревнованиях по физической культуре, дистанционных конкурсах о ЗОЖ.

    Личностных результатов:

    - Испытывать чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; уважительно относиться к культуре других народов;

    - Освоить мотивы спортивной тренировки и личностный смысл занятий в спортивной секции,

    - Проявлять этические чувства, доброжелательную и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;

    - Сотрудничать со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;

    - Оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, проявлять доброжелательное и уважительное отношение при объяснении ошибок и способов их устранения;

    - Организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементарные соревнования;

    - Соблюдать требования техники безопасности к местам проведения занятий физической культурой;

    Метапредметные результаты включают освоенные школьниками УУД (познавательные, регулятивные, коммуникативные):

    - Понятиями «Техника игры», «Тактика игры», знать правила игры, владеть основными техническими приемами, применять полученные знания в игре.

    - Начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного курса.

    - Планировать, контролировать и оценивать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

    - Определять общую цель и путей её достижения.

    - Распределять функции и роли в совместной деятельности и осуществлять взаимный контроль.

    -Конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

    - Выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных условиях.

    - Характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса.

    - Излагать факты истории развития волейбола.

    - Играть в пионербол, (волейбол) с соблюдением основных правил.                                                 - Демонстрировать жесты волейбольного судьи.

    Предметные результаты

    - Планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, использовать средства физической культуры в проведении своего отдыха и досуга;

    - Использовать подвижные игры с элементами волейбола как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовленности человека;

    - Измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длины и массы тела) и развития основных физических качеств;

    - Организовывать здоровье сберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);

    - Выполнение технических действий из базовых видов спорта, применение их в игровой и соревновательной деятельности;

    - Излагать факты истории развития волейбола, характеризовать его роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;

    - Оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснить ошибки и способы их устранения;

    - Бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам поведения;

    - Взаимодействовать со сверстниками по правилам поведения подвижных игр и соревнований;

    - В доступной форме объяснять правила(технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;

    - Применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях

    По окончании обучения учащиеся должны:

    Уметь:

    - Уметь играть по правилам;

    - Освоить технику верхней прямой подачи мяча;

    - Освоить технику нападающего удара;

    - Овладеть навыками судейства;

    - Уметь управлять своими эмоциями;

    Знать:

    - Знать методы тестирования при занятиях волейбола;

    - Знать основные понятия и термины в теории и методике волейбола;

    - Научиться работать в коллективе, починять свои действия интересам коллектива в достижении общей цели;

    - Овладеть техникой блокировки в защите;

    - Овладеть техникой обучения индивидуальными тактическими действиями в защите и нападении.

                                        ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

    Разделы, темы

    Рабочая  программа

    всего

    теория

    практика

    1.

    Развитие баскетбола в России. Гигиенические сведения и меры безопасности на занятиях.

    1

    1

    -

    2.

    Общая и специальная физическая подготовка

    10

    1

    9

    3.

    Основы техники и тактики игры

    14

    2

    12

    4.

    Контрольные игры и соревнования

    8

    -

    8

    5.

    Тестирование

    1

    -

    1

    Итого:

    34

    4

    30

    КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧАСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

    Название темы

    Тип подго-товки

    Кол-во

    часов

    1.

    Развитие баскетбола в России. Гигиенические сведения и меры безопасности на занятиях.

    Теор.

    1

    2.

    Общая и специальная физическая подготовка

         3.

    Единая спортивная классификация.  Техника передвижения приставными шагами. ОФП

    Теор.

    ОФП

    1

    4.

    Совершенствование техники передвижения при нападении. Тактика нападения. Индивидуальные действия с мячом и без мяча.

    Техн.

    1

    5.

    Индивидуальные действия при нападении с мячом и без мяча. Скрытые передачи мяча под рукой, из-за спины.

    Такт.

    2

    6.

    Индивидуальные действия при нападении. Учебная игра. Взаимодействие трех игроков  - «скрестный выход».

    Такт.

    Интегр.

    2

    7.

    Совершенствование техники передвижений. Специальная физическая подготовка. ОФП

    Техн.

    СФП

    2

    8.

    Выбор способа ловли в зависимости от направления и силы  полета мяча. Взаимодействие двух игроков  - «заслон в движении». Учебная игра.

    Такт.

    2

    9.

    Предупреждение инфекционных заболеваний при занятиях спортом. Сочетание выполнения различных способов ловли мяча в условиях жесткого сопротивления.

    Теор.

    Техн.

    2

    10.

    Чередование упражнений на развитие специальных физических качеств. Учебная игра.

    Интегр.

    2

    11.

    Применение изученных взаимодействий в условиях позиционного нападения.

    Такт.

    2

    12.

    Применение изученных взаимодействий в условиях личного прессинга.

    Такт.

    2

    13.

    Восстановительные мероприятия в спорте. Инструкторская и судейская практика. Учебная игра

    Теор.

    Интегр.

    2

    14.

    Контрольные испытания.

    Бросок мяча над головой (полукрюк, крюк).

    СФП

    Контр.

    Техн.

    СФП

    2

    15.

    Систематический врачебный контроль за юными спортсменами. ОФП. Командные действия в нападении.

    Теор.

    ОФП

    Такт.

    2

    16.

    Применение изученных способов ловли, передач, ведения, бросков в зависимости от ситуации на площадке. Инструкторская и судейская практика.

    Такт.

    Интегр.

    2

    17.

    Самоконтроль в процессе занятий спортом.

    Ведение мяча с поворотом кругом.

    ОФП

    Теор.

    Техн.

    ОФП

    2

    18.

    Сочетание выполнения бросков мяча из различных точек в условиях жесткого сопротивления.

    Техн.

    2

    19.

    Выбор места и момента для борьбы за отскочивший от щита мяч при блокировке. Учебная игра.

    Такт.

    Интегр.

    2

    20.

    Противодействие взаимодействию двух игроков – «заслону в движении». СФП

    Такт.

    СФП

    2

    21.

    Травматизм и заболеваемость в процессе занятий спортом, оказание первой помощи при несчастных случаях. ОФП. Бросок мяча в движении с одного шага.

    Теор.

    ОФП

    Техн.

    2

    22.

    Блокировка при борьбе за овладение мячом, отскочившим от щита.

    Такт.

    2

    23.

    Применение изученных способов ловли, передач, ведения, бросков в зависимости от ситуации на площадке.

    24.

    Взаимодействие двух игроков «подстраховка». Многократное выполнение технических приемов.

    Такт.

    Интегр.

    2

    25.

    Общая характеристика спортивной тренировки.

    ОФП. Совершенствование техники передачи мяча.

    Теор.

    ОФП

    Техн.

    2

    26.

    Сочетание способов передвижения с выполнением различных технических приемов в усложненных условиях. Учебная игра.

    Техн.

    Интегр.

    2

    27.

    Чередование упражнений на развитие специальных физических качеств. Действия одного защитника против двух нападающих. СФП

    Такт.

    СФП

    2

    28.

    Средства и методы спортивной тренировки. Ведение мяча с изменением направления движения.

    Теор.

    Техн.

    2

    29.

    Применение изученных защитных стоек и передвижений в зависимости от действий и расположения нападающих.

    Такт.

    2

    30.

    Многократное  выполнение технических приемов и тактических действий.

    Интегр.

    2

    31.

    Система зонной защиты 2 – 3, 2 – 1 - 2. Организация командных действий по принципу выбора свободного места с использованием изученных групповых взаимодействий. Учебная игра.

    Такт.

    Интегр.

    2

    32.

    Формы организации занятий в спортивной тренировке. ОФП. Совершенствование техники броска мяча. Чередование изученных тактических действий (индивидуальных, групповых, командных).

    Теор.

    ОФП

    Техн.

    2

    33.

    Сочетание личной и зонной системы защиты в процессе игры.  Ведение мяча с изменением высоты отскока.

    Такт.

    2

    34.

    Применение изученных взаимодействий в системе быстрого прорыва. Учебная игра. Инструкторская и судейская практика.

    Такт.

    2

    Итого:

    34

    Техническая подготовка юного спортсмена.

    ОФП . Чередование изученных технических приемов в различных сочетаниях.

    Теор.

    ОФП

    Техн.

    2

    Бросок мяча изученными способами после выполнения других технических приемов.

    Учебная игра.

    Техн.

    Интегр

    2

    Тактическая подготовка юного спортсмена.

    Учебная игра. Взаимодействие двух игроков «подстраховка».

    Теор.

    Интегр.

    2

    Передвижения в защитной стойке назад, вперед и в сторону. Техника овладения мячом.

    Техн.

    2

    Противодействия взаимодействию трех игроков – «сдвоенному заслону».  СФП

    Такт.

    СФП

    2

    Интегр.

    2

    Такт.

    2

     Контроль за результатами освоения программы

    На всех этапах подготовки проверка усвоения ими пройденного материала производится на основании выполнения нормативных показателей общей специальной физической подготовки и игровой практики.

    Система отслеживания и оценивания результатов обучения.

    Способы проверки образовательной программы:

    - повседневное систематическое наблюдение;

    - участие в спортивных праздниках, конкурсах;

    - участие в товарищеских встречах и соревнованиях.

    Формы подведения итогов реализации образовательной программы:

    - спортивные праздники, конкурсы;

    - матчевые встречи, товарищеские игры с командами аналогичного возраста;

    - соревнования школьного, районного и городского масштабов.

                                МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

    На протяжении всего периода обучения баскетболисты проходят несколько возрастных этапов, на каждом из которых предусматривается решение определенных задач. Общая направленность многолетней подготовки юных спортсменов от этапа к этапу следующая:

    -   постепенный переход от обучения приемам игры и тактическим действиям к их совершенствованию на базе роста физических и психических возможностей;

    -   планомерное прибавление вариативности выполнения приемов игры и широты взаимодействий с партнерами;

    -   переход от общеподготовительных средств к наиболее специализированным для   баскетболиста;

    -   увеличение собственно соревновательных упражнений в процессе подготовки;

    -   увеличение объема тренировочных нагрузок;

    -   повышение интенсивности занятий и, следовательно, использование восстановительных мероприятий для поддержания необходимой работоспособности и сохранения здоровья юных баскетболистов.

    МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

    ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

    Для реализации образовательной программы используются:

    - спортивные залы МОУ «Семёновская СОШ»

    - спортивный инвентарь:

    мячи баскетбольные,футбольные,волейбольные

    форма баскетбольная

    стенка гимнастическая

    скамейка гимнастическая

    стойки

    скакалки

    Список литературы

      

    1.  Комплексная программа Физического воспитания учащихся 1-11 классов В.И Лях

    2. Белоусова В.В. «Воспитание в спорте». М. 1984г.

    3. Былеева Л.Л. «Подвижные игры». М. 1984г.

    4. Добровольский В.К. «Физическая культура и здоровье». М. 1982г.

    5. Торабрин И., Чумаков А. «Спортивная смена». М.1982г.

    6.  Уваров В. «Смелые и ловкие». М. 1982г.

    7 . Филин В.П. «Воспитание физических качеств у юных спортсменов». М. 1984г.

    8. «Баскетбол:теория и методика обучения :учебное пособие/Д.И.Нестеровский,М.,ИЦ «Академия,2007»

    9. «Баскетбол.Поурочная учебная программа для детско-юношеских спортивных школ Ю.Д.Железняк, И.А.Водянникова, В.Б.Гаптов, Москва,1984

    10. «Физическая культура»Л.Е.Любомирский, Г.Б.Мейксон,В.И.Лях-М.:Просвещение,2001

    11. «Физическая культура»,В.П.Богословский, Ю.Д.Железняк, Н.П. Клусов-М.:Просвещение,1998.

    12. «Физическое воспитание учащихся 5-7 классов:Пособие для учителя/В.И.Лях,Г.Б.Мейксон,Ю.А.Копылов.-М.:Просвещение,1997,

    13. Настольная книга учителя физической культуры» Г.И.Погадаев ФиС,2000

    14. «Теория и методика физической культуры  Спб .издательство «Лань»,2003»

    15. «Физическая культура »Н.В.РешетниковЮ.Л.КислицынР.Л.ПалтикевичГ.И.Погадаев  ИЦ «Академия»,2008

    16. «Общая педагогика физической культуры и спорта » -М.:ИД «Форум» ,2007












    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа внеурочной деятельности "Баскетбол"

    Программа по баскетболу для  учащихся 5 – 6 классов  составлена на основе знаний о физическом развитии и подготовленности, психофизических и интеллектуальных возможностей детей 10-12 лет и н...

    рабочая программа внеурочной деятельности Баскетбол 1-4 классы ФГОС

    Программа курса внеурочной деятельности "Баскетбол"  предназначена для учащихся начальных классов. Составлена на основе материала, который дети изучают на уроках физической культуры в общеобразов...

    Рабочая программа внеурочной деятельности "Баскетбол"

    Приводится  программа  внеурочной  деятельности  "Баскетбол"...

    Рабочая программа внеурочной деятельности «Баскетбол»

    Рабочая программа разработана на основе ООП ООО МБОУ «Гимназия №10».Программа по баскетболу предназначена для спортивных кружков общеобразовательных учреждений. Данная программа является программой до...

    рабочая программа внеурочная деятельность "баскетбол"

    Рабочая программа секции «Баскетбол» составлена на основе школьных программ по физической культуре и является продолжением процесса обучения учащихся в школе. Она рассчитана на 136 учебных...

    Рабочая программа внеурочной деятельности "Баскетбол" основного общего образования.

    Тематическое планирование внеурочной деятельности "Баскетбол", расчитано на 3 занятия в неделю по 2 часа....