Статья «Организация и проведение уроков физической культуры с использованием народных и подвижных игр»
статья по физкультуре по теме

Витовтова Вера Михайловна

       С 2008-2009 учебного года на основании приказа Департамента образования, культуры и  молодежной политики Белгородской области от 17 июля 2008 года «О совершенствовании физического воспитания учащихся в общеобразовательных школах области »  школы города Губкина принимают участие в региональном эксперименте: «Содержание и организация занятий физической культуры в школе на основе народных, подвижных и спортивных игр».

      Для этого в городе были созданы межведомственные спортивно-оздоровительные центры: СК «Горняк», ДС «Кристалл», МОУ ДОД «ДЮСШ», стадион «Труд» и плавательный бассейн «Дельфин», на базах которых проводятся уроки физической культуры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья «Организация и проведение уроков физической культуры с использованием  народных и подвижных игр»

Витовтова Вера Михайловна ,

 учитель физической культуры

Аннотация

       С 2008-2009 учебного года на основании приказа Департамента образования, культуры и  молодежной политики Белгородской области от 17 июля 2008 года «О совершенствовании физического воспитания учащихся в общеобразовательных школах области »  школы города Губкина принимают участие в региональном эксперименте: «Содержание и организация занятий физической культуры в школе на основе народных, подвижных и спортивных игр».

      Для этого в городе были созданы межведомственные спортивно-оздоровительные центры: СК «Горняк», ДС «Кристалл», МОУ ДОД «ДЮСШ», стадион «Труд» и плавательный бассейн «Дельфин», на базах которых проводятся уроки физической культуры.

Введение

      В последние годы ведутся активные поиски путей повышения эффективности занятий по физической культуре с учащимися. Установлено, например, что физкультурная активность у школьников проявляется  по-разному в зависимости от возраста учащихся. Младшие школьники наиболее активны на физкультурных занятиях. А в средних и старших классах интерес к физической культуре меняется, возникают новые потребности. Наиболее критическим в этом отношении является возраст 11-14 лет.

    В связи с этим, на основании выше указанного приказа, в целях повышения интереса учащихся к урокам физической культуры, утверждены новые формы проведения уроков физической культуры в общеобразовательных школах.

От учителей физкультуры потребовалось пересмотреть сложившуюся в школе систему физического воспитания и обеспечить внедрение в образовательный процесс эффективных форм его организации. В результате анализа существующих в педагогической практике форм и методов физического воспитания, психолого-педагогической литературы по данной проблеме в качестве одного из условий повышения эффективности уроков и внеклассных занятий по физической культуре определена проблема использования в образовательном процессе подвижных и спортивных игр.  Выделение данной проблемы в качестве приоритетной стало началом  эксперимента внедрения  в учебную программу уроков физической культурой подвижных, народных и спортивных игр  под руководством доктора педагогических наук, профессора, заведующего научно-исследовательской лабораторией факультета физической культуры Бел ГУ  Ф.И. Собянина .

Новизна эксперимента заключается в том, что впервые  проводится экспериментальное обоснование применения подвижных, народных и спортивных игр в  содержании занятий физической культурой с учащимися младших, средних и старших классов на примере  Белгородской области. Показана возможность использования игр как условия повышения эффективности процесса физического воспитания.

 Цель эксперимента  совершенствование  содержание и организации занятий  по предмету «Физическая культура» в общеобразовательных учреждениях с применением  подвижных, народных и спортивных игр.

Задачи эксперимента:

1.Выявить исходный уровень физической подготовленности, физического развития учащихся, их потребности к занятиям физическими упражнениями и заболеваемость.

2. Определить целесообразность применение комплекса подвижных народных и спортивных  игр с учащимися  младших, средних и старших классов в общеобразовательных учреждениях.

3. Разработать программно методическое обеспечение для проведения занятий по физической культуре с учащимися на основе  применения подвижных, народных и спортивных игр.

4. Экспериментально апробировать разработанное программно-методическое обеспечение  занятий  по физической культуре со школьниками.  

5. Разработать практические рекомендации по проведению занятий по физической культуре с учащимися  на основе применения подвижных, народных и спортивных игр.

Основная часть.

В начале эксперимента было разработано календарно-тематическое планирование уроков физической культуры при четырех часовых занятиях в неделю (два  урока проводятся на базе школы по «Комплексной программе физического воспитания учащихся 1-11 классов» под редакцией В.И.Лях, А.А.Зданевич,2006 год;  два урока  на базе спортивных комплексов).  Для каждой параллели классов было   составлено  расписание  занятий.

Расписание

занятий  межведомственных

физкультурно- оздоровительных центров.

День недели

Класс

 №  урока

Время

Среда

6 классы

3-4

5-6

10.50-12.00

12.50-14.00

Четверг

8 кассы

3-4

5-6

10.50-12.00

12.50-14.00

Пятница

7 классы

3-4

5-6

10.50-12.00

12.50-14.00

Суббота

5 классы

1-2

3-4

8.50-10.00

10.50-12.00

                                 Примерное планирование (3-4 урока)

физической культуры

на базе МОУ ДОД, «ДЮСШ» УО и Н

для учащихся 5-х классов МОУ СОШ №1, 2

на I четверть 2010-2011 учебного года

№ п/п

Наименование мероприятий

Сроки проведения

Ответственные

СЕНТЯБРЬ

1

Бег  30 м.Встречные  эстафеты

« Третий лишний».

1 неделя

Учителя физической культуры,

2

Челночный бег 3*10 м, «Перестрелка»

2 неделя

координатор МФОЦ

3

 Прыжок в длину с места. «Ловцы и бегуны»

3 неделя

4

Бег 60 м, «Мяч капитану»

4 неделя

ОКТЯБРЬ

5

Метание малого мяча.  «Русская  лапта»

1 неделя

Учителя физической культуры,

6

Прыжок в длину с  разбега. « Русская лапта»

2 неделя

координатор МФОЦ

7

Бег 500 м.   «Городки»

3 неделя

8

Бег 1000 м. «Салка-цепь»

4 неделя

т

Вся экспериментальная работа проводилась в три этапа. На  первом этапе (2008-2009гг.) учителями физической культуры  была проведена следующая работа: антропометрическое исследование учащихся (рост, вес,  объём груди, сила кисти, проба Руфье); тестирование уровня физической подготовленности учащихся ( бег 30 м, челночный бег3*10 м, наклоны туловища, шестиминутный бег, подтягивание, прыжок в длину с места); анкетирование и тестирование теоретических знаний учащихся.

Эта работа  проводилась в начале  и конце учебного года.  Данные обрабатывались  группой  ученых под руководством научного руководителя профессора Собянина Ф.И.  

По итогам первого года можно с уверенностью и обоснованно сказать, что физическая подготовленность учащихся значительно улучшилась,  повысился интерес учащихся к урокам физической культуры.

На втором этапе (2009-2010гг.) продолжили наблюдение за состоянием уровня  физического развития и физической подготовленности учащихся, накопили положительный опыт по использованию  на уроках  физической культуры народных и подвижных игр.

На заключительном этапе (2010-2011 гг.) проводится работа  по отслеживанию  влияния народных, подвижных и спортивных игр на  физическое развитие и эмоциональное состояние учащихся, ведется работа по сбору и обработке экспериментальных данных.

Подвижные игры считаем  наиболее эффективным средством развития быстроты, силы, выносливости, ловкости формирования жизненно важных для человека двигательных умений и навыков. Чтобы пробудить интерес детей к спортивной деятельности, к спортивным играм, мы подбираем интересные, увлекательные, доступные для всех учащихся подвижные игры. Вначале дети играют в знакомые игры, чаще используются сюжетно-ролевые, требующие большого внимания, определенных умений и навыков. При выборе игры для урока учитывается степень организованности детей, их возраст, уровень физической подготовки.

Среди разнообразия подвижных и спортивных игр большим потенциалом обладают народные игры. Народные подвижные игры - традиционное средство педагогики. Народные подвижные игры являются неотъемлемой частью физического и духовно-нравственного воспитания. У детей, благодаря участию в такого рода играх формируются устойчивый интерес к культуре родной страны и стран мира, создается эмоционально-положительная основа для развития патриотических качеств и уважение к людям других национальностей.

Характерная особенность русских народных игр - движения в содержании игры (бег, прыжки, метания, броски, передачи и ловля мяча, сопротивления и др.). Эти двигательные действия мотивированы сюжетом игры. Специальной физической подготовленности играющим не требуется, но хорошо физически развитые игроки получают определенное преимущество в ходе игры (так, в лапте хорошо ловящего мяч ставят в поле у линии кона, а хорошо бьющего выбирают капитаном и дают дополнительный удар по мячу).

 Иногда правила в играх определяются самими участниками в зависимости от условий, в которых проводятся игры (в городках - расстояние до города от кона или полукона, в лапте - количество игроков, длина и ширина площадки, в салках - условия осаливания и т.д.). Также может варьироваться и инвентарь (в "Лапте" - размеры биты, мяча, в "Жмурках" - размеры повязки, в "Чижике" - размеры чижика, биты или кона и т.д.).

Таким образом, русские народные игры представляют собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, установленной правилами игры, которая складывается на основе русских национальных традиций и учитывает культурные, социальные и духовные ценности русского народа в физкультурном аспекте деятельности.

Применение русских народных игр в учебном процессе требует их специального отбора для решения разных педагогических задач. Для этого создаются рабочие группировки игр, сходных по определенным признакам:

1. По видовому отражению национальной культуры (отражается отношение к окружающей природе, быт русского народа, игры русских детей, вечная борьба добра против зла).

2. По интенсивности используемых в игре движений (игры бывают малой, средней и высокой интенсивности).

3. По типу двигательного действия, преимущественно входящего в игры (с бегом, с прыжками в высоту, в длину с места и с разбега, с метанием в подвижную и неподвижную цель, с бросками и ловлей мяча и т.д.).  

Данная классификация предназначена для того, чтобы облегчить учителям физической культуры планирование уроков и наглядно обозначить соответствие русских народных игр разделу программы.

Особое значение народных подвижных игр заключается в том, что они широкодоступны школьникам самого разного возраста. Подвижные игры, несмотря на огромное разнообразие, связанное с этническими и другими особенностями, так или иначе, отражают такие общие характерные черты, присущие этой форме деятельности, как взаимоотношение учащихся с окружающей средой и познание реальной действительности. Целенаправленность и целесообразность поведения при достижении намеченной цели, связанного с внезапно возникающими и постоянно изменяющимися условиями, потребностью широкого выбора действий, требуют проявления творческих способностей, активности, инициативы. Такая широта использования возможностей, выражающаяся в самостоятельности и относительной свободе действий, сочетающихся  с выполнением добровольно принятых или установленных условностей при подчинении личных интересов общим, связана с ярким проявлением эмоций. Все это с методической точки зрения характеризует подвижную игру как многоплановое, комплексное по воздействию, педагогическое средство воспитания. Комплексность выражается в формировании двигательных навыков, развитии и совершенствовании жизненно важных физических, умственных и морально-волевых качеств. Однако такое разностороннее воздействие не препятствует избирательной направленности в использовании народных подвижных игр.

Широта воспитательного воздействия народных подвижных игр, естественно, предъявляет и определенные методические требования к их проведению. Наиболее общими из них являются: соответствие игр образу жизни людей, их психическому складу, уровню культуры, традициям; соответствие сложности сюжета и содержания уровню развития, уровню знаний, умений, навыков и физических качеств занимающихся, их возрасту; соответствие задачам воспитания, образования, развития и, наконец, условиям, отвечающим успешному осуществлению педагогического процесса.

Доказано, что игры улучшают физическое развитие детей, благотворно воздействуют на нервную систему и укрепляют здоровье. Кроме этого это очень эмоциональное спортивное занятие, которое может создавать очень большую физическую нагрузку на ребенка, что необходимо обязательно учитывать при организации занятий.

Велико также значение подвижных игр в воспитании физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости. Игры воспитывают у детей чувства солидарности, товарищества и ответственности за действие друг друга. Правила игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, честности, выдержки, умению “взять себя в руки” после сильного возбуждения, сдерживать свои эгоистические порывы.

За три года работы в эксперименте  нами накоплено много материала по подвижным и народным играм, разработаны методические рекомендации по проведению  игр с учетом возрастных особенностей и учетом места проведения. На уроках  изучили  следующие игры:

«Охотники и утки», «Перестрелка», «Лапта», « Снайперы», «Городки», «Третий лишний», «Салка-цепь», «Удочка», «Ловцы и бегуны», «Бой петухов», «Метко в цель», «Салки с выручалками», «Чехарда», «Пионербол»  и другие.

При планировании уроков и уже в ходе их проведения  использовались следующие подходы:

- использование нетрадиционных форм и методов организации класса к работе на уроке;

- выполнение ОРУ самостоятельно, в индивидуальном темпе под музыку;

- деление класса на подгруппы по интересам;

- оценивание физической подготовленности с учетом динамики изменений показателей в конкретном упражнении;

- выявление индивидуальных способностей учащихся в популярных русских видах спортивных состязаний: лапте, городках, перетягивании каната, гиревом  спорте.

НМЦ города Губкина  совместно с учителями физической культуры было разработано планирование уроков  с применением игрового и соревновательного методов.

 Игровой метод, в силу всех присущих ему особенностей,  вызывает глубокий эмоциональный отклик и позволяет удовлетворить в полной  мере двигательную потребность занимающихся. Тем самым, способствует созданию положительного эмоционального фона на занятиях и возникновению чувства удовлетворенности, что в свою очередь создает положительное отношение детей  к занятиям физическими упражнениями.

Например, в СК «Горняк» одновременно занимаются шесть классов из трех школ. Со всеми учащимися проводится общая разминка одним учителем. Затем классы расходятся на игровые площадки и играют в разные игры: лапта, перестрелка, пионербол. Через 10 минут классы меняются площадками. В конце урока подводятся итоги и называются  лучшие игроки и классы-победители.

Подбор игр осуществляем в зависимости от изучаемого материала школьной программы, а так же от конкретно поставленных задач перед учениками на том или ином уровне.

           Например:

Раздел – легкая атлетика – бег 30м, 60м, эстафеты по кругу, комбинированные эстафеты, челночный бег, подвижные игры на внимание, меткость.

         Раздел – спортивные игры – эстафеты с элементами баскетбола, волейбола, подвижные игры с мячами.

         Раздел – гимнастика – полоса препятствий, соревнования по ОФП, эстафеты с гимнастическими элементами, народные игры.          

Применяя соревновательный метод, мы имеем возможность создавать  на уроках положительный эмоциональный фон и сознательное отношение к занятиям физическими упражнениями. Соревновательный метод в процессе физического воспитания используется как в относительно элементарных формах, так и в развернутой форме. В первом случае речь идет о нем, как о подчиненном элементе общей  организации занятия,  во втором - о самостоятельной относительной форме организации занятий. Основная определяющая черта соревновательного метода - сопоставление сил в условиях упорядоченного соперничества, борьбы за первенство или возможно высокое достижение. Фактор соперничества в процессе состязаний, а также условия организации  и проведения создают особый эмоциональный  и физиологический фон, которые усиливает воздействие физических упражнений и может способствовать максимальному проявлению функциональных возможностей организма. Соревновательный метод также характеризуется наличием правил  ведения состязаний, что помогает избежать отрицательных эмоций при подведении итогов. В силу вышеназванных особенностей при правильной организации соревновательный  метод способствует проявлению положительных эмоций и дает возможность в полной  мере реализовать двигательные потребности занимающихся, что создает удовлетворенность у них данными занятиями.

Например, в форме соревнований один  раз в четверть мы проводим тестирование по следующим упражнениям: прыжок в длину с места, челночный бег3*10 м., подтягивание, прыжки со скакалкой, бег 30м.

По результатам тестирования подводим итоги и определяем лучшие результаты в личном зачете, среди  классов и школ. Победителей награждаем грамотами.

         Используя соревновательный метод, мы проводим беговые эстафеты по кругу с этапами  60м, 100м, 200м.; эстафеты с применением разнообразных предметов: скакалки, обручи, мешки, «тоннели», маленькие и большие мячи и т.д.  По итогам эстафет победители награждаются грамотами.  Регулярно фотоматериалы и итоги соревнований отражаются на школьном сайте и спортивных стендах. Включая школьников в соревновательную деятельность на уроках, проводимых в спортивных комплексах, мы активизируем их деятельность и повышаем эффективность обучения, делая уроки более разнообразными и интересными.

             Положительное отношение школьников к уроку физкультуры невозможно без радостных переживаний на занятиях, возникающих неоднократно. Позитивный эмоциональный настрой, чувство радости у учащихся  - один из критериев успешного урока.

 В процессе проведения уроков на базах спортивных комплексов, сложился тесный контакт с тренерами спортивных школ. Помощь тренеров в судействе и проведении соревнований повышает плотность уроков, повышает интерес учащихся к занятиям в спортивных секциях.             Используя хорошую материально-техническую базу спортивных комплексов,  мы имеем возможность включать в работу на уроке  освобожденных  учащихся. Эти дети занимаются по интересам: играют в шахматы, шашки и  настольный теннис.

        Педагогически обоснованная организация занятий спортивно-оздоровительных центров делает уроки более разнообразными и интересными.

Заключение

     По итогам работы в  эксперименте, можно сделать следующие выводы:

- с введением  в программу 4-х уроков физической культуры у детей появилась возможность увеличить свой двигательный режим;

-  повысился уровень физического развития и физической подготовленности учащихся;

-  с использованием внешкольных спортивных баз увеличилась плотность и эффективность уроков;

-  с применением  подвижных и народных игр возрос интерес учащихся к урокам  физической культуры и к занятиям в спортивных секциях;

-  выросло качество знаний.

Организационно - методические указания

     В  физкультурно-оздоровительных центрах назначены координаторы, которые  контролируют организацию и проведение уроков, анализируют результаты  работы  центров.

     В каждой школе назначены сопровождающие учащихся к месту занятий. Дети идут строем 10-15 минут.  

     В спортивную форму для занятий дети переодеваются в раздевалках СК.

       Спортивный инвентарь для проведения уроков предоставляют спортивно-оздоровительные комплексы.

         В процессе работы в эксперименте поставленные задачи были выполнены. Подводя итоги, мы рекомендуем  учителям физической культуры использовать  накопленный опыт  города Губкина,  применять новые формы обучения, с  включением народных и подвижных игр, использовать  дополнительные спортивные  сооружения для проведения уроков.

         

Библиография

  1. Кузнецов, В.С., Колодницкий, Г.А. Физическая культура. Упражнения и игр  мячом / В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий: Метод. пособие.- М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2002.-136с.
  2. Лях, В.И., Зданевич, А.А. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов / В.И.Лях, А.А.Зданевич.-

         -3-е издание.-М.: Просвещение, 2010.-127с.

  1. Методические рекомендации по организации и проведению подвижных игр с детьми дошкольного и школьного возраста (библиотечка журнала «Вестник образования»).-М.: Издательство «Про-Пресс»-№ 3.- 2001.-56с.
  2. Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по физической культуре / Авт.-сост. А.П.Матвеев,  Т.В. Петрова.-М.: Дрофа, 2001.-128с.
  3. Погадаев. Г.И. Организация и проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий  в школе. 1-11 кл.: метод.

пособие / Г.И. Погадаев, Б.И. Мишин. –М.: Дрофа, 2005.-110с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации и проведения уроков физической культуры в начальной школе.

При проведении уроков физической культуры  нужно обязательно учитывать специфику младших школьников, обусловленную их анатомо-физиологическими и психологическими особенностями. Все уроки должны ...

Урок физической культуры в 3 классе "Подвижные игры"

План-конспект урока физической культуры в 3 классе "Подвижные игры"...

Организация и проведение занятий физической культурой с учащимися отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе.

Организация и проведение занятий физической культурой с учащимися отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе....

Практические аспекты организации проведения урока физической культуры

Хорошая подготовка учителя к урокам – залог успешного их проведения.Подготовку к урокам учитель начинает задолго до начала учебного года. Он внимательно знакомится с программным материалом, прод...

Технологическая карта урока физической культуры ФГОС. «Спортивные и подвижные игры».

          Цель: Развитие интереса к спортивным играм и универсальных способностей посредством двигательного и...

Методическая разработка. Конспект урока физической культуры в 1 классе. "Подвижные игры на основе волейбола"

Урок разработан для воспитания культуры эмоционального поведения, умения работать в команде, формирования интереса к знаниям о физической культуре и спорте. В уроке  использовалась технология про...

Технологическая карта урока физической культуры для 4 класса подвижные игры с элементами баскетбола

Тема урока: «Ловля низко летящего мяча, низкие передачи. Подвижные игры с мячами».Цель: развивать технические навыки и физические качества средством упражнений и игр с мячом....