ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ НЕСТАНДАРТНОГО ОБОРУДОВАНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
статья по физкультуре на тему

В статье говорится о том, что в последние годы отмечается ухудшение состояния здоровья и физической подготовленности учащихся общеобразовательной школы.  С 2011 учебного года во всех российских школах введен третий урок физической культуры. Однако, как и следовало ожидать, далеко не все школы оказались к нему готовы: материальная база устаревшая, спортзалы и раздевалки переполнены, сами уроки - неинтересные. Один из путей решения данной проблемы является разработка и внедрение в учебной процесс комплексов упражнений с  использованием нестандартного оборудования (например, фитнес-программ), что можно успешно реализовать в режиме третьего урока физической культуры в неделю. Такой подход позволит эффективно и на высоком эмоциональном уровне  проводить уроки с учащимися среднего школьного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_gushchina_n.v.-2012_ulyanovsk.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ нестандартного оборудования НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

 С УЧАЩИМИСЯ шестых КЛАССОВ

к. п.н., доцент, Гущина Н. В.

Ульяновский государственный педагогический

университет им. И.Н. Ульянова

Ключевые слова: физическая культура, фитнес, школьники, образование, спортивный инвентарь, нестандартное оборудование, физическая подготовленность.

АБСТРАКТ

В статье говорится о том, что в последние годы отмечается ухудшение состояния здоровья и физической подготовленности учащихся общеобразовательной школы.  С 2011 учебного года во всех российских школах введен третий урок физической культуры. Однако, как и следовало ожидать, далеко не все школы оказались к нему готовы: материальная база устаревшая, спортзалы и раздевалки переполнены, сами уроки - неинтересные. Один из путей решения данной проблемы является разработка и внедрение в учебной процесс комплексов упражнений с  использованием нестандартного оборудования (например, фитнес-программ), что можно успешно реализовать в режиме третьего урока физической культуры в неделю. Такой подход позволит эффективно и на высоком эмоциональном уровне  проводить уроки с учащимися среднего школьного возраста.

EFFICIENCY OF USE OF THE NON-STANDARD EQUIPMENT AT LESSONS OF PHYSICAL CULTURE

 WITH PUPILS OF THE SIXTH CLASSES

Guschina N. V.

Uliyanovskiy state pedagogical university of I.N.Ulyanov

Keywords: physical culture, fitness, school students, education, sports equipment, non-standard equipment, physical readiness.

ABSTRAKT

In article it is said that deterioration of a state of health and physical readiness of pupils of comprehensive school in recent years is noted. From 2011 academic years at all Russian schools the third lesson of physical culture is entered. However, as one would expect, not all schools were ready to it: material resources outdated, sports halls and locker rooms are overflowed, lessons - uninteresting. One of solutions of this problem is development and deployment in educational process of complexes of exercises with use of the non-standard equipment (for example: fitness programs) that it is possible to realize successfully in a mode of the third lesson of physical culture in a week. Such approach will allow effectively and at high emotional level to conduct lessons with pupils of middle school age.

Современное общество заинтересовано в том, чтобы молодое поколение росло физически развитым, здоровым, жизнерадостным, готовым к социальной жизни в обществе с новой экономической формацией. Для решения этих задач необходимо повысить эффективность физического воспитания школьников. Традиционные занятия физической культурой не компенсируют дефицит двигательной активности у основной массы учащихся. Для решения этой проблемы, а также для сохранения школьниками высокой работоспособности в течение дня, недели, учебного года необходимы дополнительные формы, приемы и методы занятий физической культурой. На современном этапе развития школьного образования наблюдается значительный рост инноваций в сфере физического воспитания школьников. Активно разрабатываются и внедряются в практику ранее редко использованные средства двигательной активности, с помощью которых возможно достичь оптимального уровня физического состояния [1,2].

Актуально стоит вопрос о логичном и рациональном внедрении новых средств в проведении уроков физической культуры, каждый из которых должен нести разнообразный характер на основе определенной тематики.

Стандартное спортивное оборудование позволяет решать множество  педагогических задач, но ограничивает диапазон применяемых упражнений и вызывает у обучающихся привыкание, ощущение однообразия. Нестандартное оборудование и инвентарь – то новое, с чем сталкивается ученик на занятиях физической культурой. Применение нестандартного спортивного инвентаря и оборудования является мощным фактором повышения мотивации школьников к изучению физической культуры, физическому совершенствованию. Поэтому разработка и внедрение нестандартного инвентаря и оборудования могут быть признаны в качестве инновационного компонента деятельности учителя физической культуры [2,4].

Цель исследования – разработать методику использования нестандартного оборудования в физическом воспитании учащихся 6-х классов.

Для достижения цели исследования нами были поставлены следующие задачи:

1.  Теоретически разработать и экспериментально проверить методику использования нестандартного оборудования в физическом воспитании детей среднего школьного возраста.

2. Определить динамику физической подготовленности и функционального состояния у учащихся 6-х классов при использовании нестандартного оборудования.

Нестандартное оборудование - это оборудование, сделанное собственными руками из списанного инвентаря и подручных средств, а также  современный спортивный инвентарь и  тренажеры, которые ранее не применялись на уроках физической культуры в учебном процессе школьников (степ-платформы, большие мячи, фитболы с ручками, бодибары и др.). Использование такого оборудования увеличивает количество упражнений для разных групп мышц, а также позволяет применять дифференцированный метод работы с учащимися, имеющими различную физическую подготовленность [4,5].

Через упражнения с нестандартным оборудованием у детей развивается мышление и творческие способности. Дети сами могут придумывать интересные упражнения с предложенным инвентарём.

Нестандартное оборудование должно быть:  практичным, удобным и легко применяемым в использовании; соответствовать гигиеническим требованиям;  соответствовать правилам техники безопасности; соответствовать физической подготовленности и индивидуальным возможностям учащихся.

Для установления эффективности разработанной  методики использования нестандартного оборудования на уроках физической культуры с учащимися 6-х классов  проводился педагогический эксперимент. Всего в исследовании приняло участие 24 человека. В контрольной и экспериментальной группах – обучение детей проводилось по программе В.И. Ляха, А.А. Зданевича [3]. Уроки физической культуры в ЭГ и КГ проводились 3  раза в неделю. Отличительной особенностью содержания занятий с детьми ЭГ заключалось в том, что была применена разработанная нами методика.

Основными средствами методики явились физические упражнения, составленные  в комплексы и эстафеты, которые применялись в разных частях урока физической культуры с использованием, как стандартного оборудования, так и нестандартного оборудования, в частности, проводились различные фитнес программы (степ-аэробика, фитбол, упражнения с бодибарами, тайбо, атлетическая гимнастика и др.). Характерной чертой оздоровительных видов гимнастики является наличие аэробной части занятия, на протяжении которой поддерживается работа кардиореспираторной системы на определенном уровне, что  дает оздоровительный эффект.

    В заключительной части урока использовался комплекс упражнений состоящий из элементов йоги, калланетики, стретчинга. В конце занятия проводились упражнения для формирования правильной осанки, упражнения для расслабления мышц, дыхательные упражнения, а также игры на внимание [2,4,5].

Анализ результатов исследования физического развития по таким показателям как длина тела и масса тела показал, что испытуемые КГ и ЭГ имеют почти одинаковые изменения. Это объясняется тем, что возрастной период 12–15 лет характеризуется началом полового созревания. В эти годы происходит интенсивный рост тела в длину и увеличение мышечной массы. Годичный прирост длины тела достигает 4–7 см, главным образом за счёт удлинения ног.

Сравнительный анализ результатов исходного тестирования выявил отсутствие достоверных различий в показателях динамометрии учащихся КГ и ЭГ (р>0,05), что свидетельствует об относительно одинаковом уровне развитии силы кистей. В конце педагогического эксперимента уровень развития силы кистей повысился у учащихся КГ: правой  с 13,4±2,6 кг до14,1±2,3 кг;  левой -  12,5±2,5 кг до 13,5±2,5 кг, в ЭГ изменения носили более выраженный характер: правой – с 13,3±2,4 кг до 15,5±2,6 кг; левой  - с 12,7±2,4 кг до 14,2±2,4 кг (р < 0,05).

В результате занятий физической культурой с использованием нестандартного оборудования удалось улучшить показатели развития двигательно-координационных качеств детей (табл.1). Сравнительный анализ  в конце педагогического эксперимента выявил, что учащиеся ЭГ отличаются более высокими темпами развития двигательно-координационных качеств. В частности, результат в прыжке в длину с места у занимающихся КГ увеличился на 2,8 %, в ЭГ - на 5,4%. В тестовом упражнении «Подъем туловища из положения лежа на спине» результаты занимающихся КГ увеличились лишь на 5,6%, в ЭГ на 19,2%, в КГ - результат теста «Бег 30 м.»  (с) у подростков КГ не изменился, а ЭГ повысились на – 5,3%. В тесте на ловкость «челночный бег» результаты занимающихся  КГ увеличились  на 2,2%, в то время как в ЭГ на 5,9%. В тестовом упражнении «наклон вперед стоя на гимнастической скамейке» результаты детей в КГ увеличились на 30,9% , а у детей ЭГ на 45,2%  (р<0,05).

Таблица1

Динамика показателей физической подготовленности

учащихся 6 классов (девочки)  (X± Sx)

Тестовые упражнения        

До педагогического

эксперимента

После педагогического эксперимента

Прыжок в длину с места (см)

170,8±21,2

169,6±15,9

175,0±20,0

179,0±13,9*

Подъем туловища из и.п. - лежа на спине согнув ноги, руки за голову (количество раз)

17,20±0,95

18,74±1,16

18,22±1,20

23,20±1,31*

Бег 30 м., (с)

5,6±0,6

5,7±0,5

5,6±0,4

5,4±0,8*

Челночный бег 3х10 метров (с)

13,80±0,14

13,91±0,12

13,50±0,14

13,09±1,56*

Наклон вперед стоя

на гимнастической

скамейке (см)

3,85±0,07

3,69±0,08        

5,57±0,20

6,73±0,17*

Примечание: в числителе показатели КГ, в знаменателе – ЭГ; * - р<0,05

Использование нестандартного оборудования позитивно воздействует на мыслительные способности подростков. Так, в результате психологического тестирования было выявлено положительное влияние использования нестандартного оборудования на развитие креативного мышления детей среднего школьного возраста.

Итоговое тестирование показало, что в КГ и ЭГ уменьшился процент подростков, имеющих низкий уровень развития креативности. Так, в КГ при исходных показателях творческого мышления низкий уровень имели 6 человек, после завершения педагогического эксперимента показатель уменьшился на  16,6%; в ЭГ, соответственно, при исходных данных 7 человек, в конце педагогического эксперимента показатель уменьшился на 41,7%. Количество учащихся, имеющих средний уровень развития творческого мышления за  период педагогического эксперимента в КГ не изменилось, а в ЭГ повысилось на 21,5%. Количество учащихся с высоким уровнем развития креативности увеличилось в обеих группах. Результаты ЭГ были значительно выше результатов учащихся КГ.  В КГ процент подростков увеличился незначительно лишь на 16,6%, а в  ЭГ на 36,8%.  (p< 0,05).

Таким образом, эффективность процесса обучения  физической культуре во многом зависит от содержания программного материала. Грамотное использование нестандартного оборудования на уроках физической культуры позволяет облегчить процесс обучения и вовлечь детей в совместную творческую деятельность. При использовании нестандартного оборудования на уроках физической культуры увеличивается плотность урока, повышается качество обучения. На таких уроках успешно развиваются  двигательно-координационные качества. Данную методику можно проводить третьим уроком. На таких уроках образовательно-познавательная активность учащихся возрастает, так как  ученики знакомятся с различными видами двигательной активности.

Результаты педагогического эксперимента позволяют сделать заключение о том, что использование нестандартного оборудования на уроках физической культуры повышает интерес к занятиям у учащихся, уроки проходят на высоком эмоциональном уровне, школьники приобщаются к систематическим занятиям физическими упражнениями, быстро осваивают сложные упражнения,  повышают показатели физической подготовленности, увеличивается плотность урока. Использование нестандартного оборудования в школе позволяет создать необходимые условия для реализации личностно-ориентированного подхода, учитывающего потребности и интересы учащихся.  

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.        Бальсевич, В.К. Спортивный вектор физического воспитания в российской школе / В.К. Бальсевич. – М. : Теория и практика физической культуры и спорта, 2006. – 112 с.

2. Лукьяненко,        В.П. Современное состояние и концепция реформирования системы общего образования в области физической культуры: Монография /В.П. Лукьяненко. – М.: Советский спорт,  2005. – 255 с.

3. Лях, В. И. Программы общеобразовательных учреждений: комплексная программа по физическому воспитанию: 1–11 кл. / В. И. Лях, А. А. Зданевич; под общ. ред. В. И. Ляха. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2009.

4. Одинцова, И.Б. Аэробика и фитнес. Современные методики: аэробика, шейпинг, стрэтчинг, калланетика: рекомендации специалиста / И.Б. Одинцова. – М. : ЭКСМО, 2003. – 157 с.

5. Физическая культура: 5–7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М.Я. Виленский, И.М. Туревский, Т.Ю. Торочкова и др.; под ред. М.Я. Виленского. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2010.

LIST OF REFERENCES

1. Balsevich, V.K.  Sports vector of physical training in Russian school / V. K. Balsevich. – M: Theory and practice of physical culture and sport, 2006. – 112 pages.

2 . Lukyanenko, V.P.Sovremennoye a state and the concept of reforming of system of the general education in the field of physical culture: Monograph/accusative of Lukyanenko. – M: Soviet sports, 2005. – 255 pages.

3 . Pole, V.I.Programmy of educational institutions: the comprehensive program on physical training: 1–11 C. / V.I.Lyakh, A.A.Zdanevich; under a general edition of V.I.Lyakha. – 6th prod. – M: Education, 2009.

4 . Odintsov, I.B.Aerobika and fitness. Modern techniques: aerobics, shaping, stretching, калланетика: expert / I.B recommendations. Odintsov. – M: EKSMO, 2003. – 157 pages.

5 . Physical culture: 5–7 C. : studies. for общеобразоват. establishments/M. Y.Vilensky, I.M.Turevsky, T.Yu.Torochkova, etc.; under the editorship of M.Ya.Vilenskogo. – 6th prod. – M: Education, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Использование нестандартного инвентаря на уроках физической культуры"

Мастер-классс "Использование нестандартного инвентаря на уроках физической культуры" предназначен для учителей физической культуры. Раскрывает суть моей работы с нестандартным инвентарем....

Презентация "Использование нестандартного инвентаря на уроках физической культуры"

В современном мире спорт является одним из дорогих видов  занятий.  Не каждому это по карману. Все мы знаем, сколько стоит спортивный инвентарь, когда ребенок нас просит купить лыжи, коньки,...

Использование силового нестандартного оборудования на уроках физической культуры

Для успешного проведения уроков физкультуры, выполнение программы по физическому воспитанию, необходимо нестандартное оборудование. Оно должно способствовать увеличению плотности урока, развития физич...

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ФИТНЕС-ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ С УЧАЩИМИСЯ, ИМЕЮЩИЕ ОТКЛОНЕНИЯ В УМСТВЕННОМ РАЗВИТИИ.

Применение фитнес-технологий оказывает положительное влияние не только на мотивацию учащихся и их эмоциональный фон, но и на состояние физического здоровья....

Применение нестандартного оборудования для занятий физическими упражнениями

Выполнение упражнений с предметами оказывает значительное влияние на освоение школьниками движений, развитие сенсорики, двигательных качеств и способностейДля данной работы используются: пластиковые б...