Методическая разработка по спортивным играм
методическая разработка (физкультура и спорт) по теме

Методика построения урока по спортивным играм.

Обучение и тренировка осуществляются в процессе учебно-тренировочных уроков, которые в отдельных случаях можно подразделить на учебные и тренировочные занятия. Каждый урок отводится для решения определенных частных задач, но поскольку все уроки связаны между собой единой целью и назначением, их использование обеспечивает достижение общих целей обучения и тренировки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Биомеханическая характеристика игровой деятельности.

Техника спортивных игр значительно отличается от техники других видов спорта. Главное отличие состоит в том, что она непосредственно связана с тактикой игры, поскольку является способом решения тактической задачи.

Используемые с этой целью приемы чрезвычайно разнообразны. Здесь и различные способы перемещения (лицом или спиной вперед, в сторону), разнообразные внезапные остановки, повороты, кувырки и падения, силовые приемы задержки соперника и совместные действия нескольких игроков, выполняющих один и тот же игровой прием, чтобы помешать сопернику. Но, пожалуй, главное — это умение владеть предметом игры (мяч, шайба, волан). Необходимость выполнять действия с предметом игры и с; помощью специального инвентаря, обладающего своими механическими свойствами, представляет определенную сложность.

Действия участников игры сопряжены со скоростно-силовыми проявлениями, которые позволяют обыграть соперника и попытаться достичь цели игры. Скорость полета мяча (или любого другого предмета) может быть столь высока, что превзойдет время ответной реакции соперника. Так, при броске или ударе в ворота с расстояния 4—5 м мяч достигает цели за 0,15 с.

Для выбора нужной траектории полета или силы броска важны вес, начальная скорость вылета, угол вылета и точка вылета мяча, гравитация и сопротивление воздуха.

Высота траектории мяча имеет существенное значение, например, в теннисе, волейболе или баскетболе, где от нее зависит точность попадания.  Максимальную высоту траектории полета рассчитывают с помощью соотношения:
 

http://1.bp.blogspot.com/-EeVnLB61HxQ/T9XTis_vdQI/AAAAAAAAASs/Hydp5IzHlvs/s200/100021.jpgh0 — высота вылета мяча; а0— угол вылета мяча; V20 — начальная скорость вылета; q — ускорение свободного падения.


В реальных условиях полета мяч ведет себя иначе, чем материальная точка, принятая для расчета баллистической кривой. Дальность полета оказывается меньшей. В волейболе при подаче она меньше примерно на 20—30%. Это расхождение объясняется действием силы сопротивления среды (Fconр ), которая зависит от ее плотности (р), площади сечения тела — S, половины квадрата скорости и аэродинамического коэффициента (Са):

http://4.bp.blogspot.com/-zkHfqHU4sSk/T9XT2IGULXI/AAAAAAAAAS4/7KoNZHaktZI/s200/10002.jpg

Так, на футбольный мяч, летящий со скоростью 15 м/с, действует сила сопротивления, равная 0,14 кГ, а со скоростью 30 м/с — уже 0,52 кГ.

Значительно сильнее аэродинамическое сопротивление сказывается на полете легкого предмета (например, волана), масса которого мала, и, следовательно, количество движения его быстрее гасится противодействием среды.

Сила сопротивления зависит также от формы предмета и материала, из которого он изготовлен, — они влияют на характер обтекания его воздухом.

Величина сопротивления возрастает пропорционально квадрату скорости, а с достижением критической скорости (число Рейнольдса) резко увеличивается. Это происходит в результате перехода от ламинарного на турбулентное обтекание летящего предмета воздухом. В результате траектория полета резко меняется, и мяч быстро падает вниз. Этот эффект использован при волейбольной подаче («японской»), когда, достигнув скорости 15 м/с, летящий без вращения мяч круто снижается.

При малой скорости полета мяча величина силы сопротивления воздуха практически не учитывается. Свое значение она проявляет при больших скоростях — 20—30 м/ с, когда за секунду полета теряет около 15% скорости.



Предварительный просмотр:

Спортивные игры. Методика обучения.

Меры безопасности и профилактики травматизма.

Оздоровительную направленность учебно-тренировочного процесса обеспечивают не только соответствием содержания и методики занятий особенностям подготовленности занимающихся, но и систематическим осуществлением мер, направленных на обеспечение безопасности занятий и предупреждение травматизма. Преподаватель несет ответственность за все случаи травматизма, происшедшие во время занятий и соревнований. Поэтому ему необходимо с особой тщательностью и вниманием предусматривать меры по безопасности занимающихся.

В сфере его внимания должны постоянно находиться такие вопросы, как пригодность мест и условий занятий, безопасность используемого инвентаря и оборудования, соответствие упражнений подготовленности занимающихся, соблюдение дисциплины и организованности на занятиях, выбор правильной методики обучения и обеспечение страховки при выполнении особенно сложных упражнений. Следует твердо придерживаться правила: к занятиям допускаются только лица, прошедшие медосмотр и получившие разрешение врача на занятия данным видом спорта. Больные и освобожденные не могут быть допущены к занятиям.

 К участию в соревнованиях допускают только тех, кто имеет допуск врачебно-физкультурного диспансера, проставленный в личной карточке участника или заявке команды.

 Все соревнования по спортивным играм организуют и проводят при обязательном дежурстве медицинского персонала. Нарушение этого требования возлагает всю ответственность за случившееся на принявшего решение о проведении соревнования.

Другое обязательное условие — квалифицированное судейство соревнований. В правилах обусловлены меры безопасности участников, и судья обязан требовать их выполнения. Квалифицированное судейство предупредит возможную грубость и окажет воспитательное воздействие на всех участников.

Профилактика травматизма неразрывно связана со всем содержанием работы преподавателя. Она начинается с подбора учебного материала и упражнений. Первая заповедь преподавателя — полное соответствие предлагаемого материала возможностям занимающихся. Непосильное задание, координационно излишне сложное легко может вызвать ошибку, а иногда и травму.

 Рациональная методика обучения строится на принципах последовательности и постепенности. Отсюда вторая заповедь: без соответствующей подготовки не делать ничего. Специальная разминка, подводящие упражнения, инструктирование, безопасная страховка — все это обязательные элементы овладения наиболее сложными и травмоопасными приемами. Разминка должна стать привычкой спортсмена. Без разминки (длительностью не менее 15 мин) не может быть ни тренировки, ни тем более участия в соревнованиях.

В учебно-тренировочные занятия следует регулярно включать специальные упражнения на растягивание, укрепление связок и мышц, подвергающихся наиболее частому травмированию. Составляются специальные профилактические комплексы упражнений, и прежде всего для коленного и голеностопного суставов, подвергающихся наибольшим повреждениям (54% всех травм в игровых видах спорта приходится на коленный сустав).

Источником заболеваний и травм часто бывают накапливающееся перенапряжение и микротравмы, возникающие при многократных повторениях сложных и трудоемких упражнений. Это надо учитывать и строго индивидуализировать нагрузки, чередовать их с более легкими и эмоциональными упражнениями, паузами отдыха для восстановления сил.

Следует предупреждать повторное травмирование суставов — занимающиеся должны бинтовать их или накладывать укрепляющие повязки. Перед началом занятий на сустав, подвергавшийся ранее неоднократному повреждению, недостаточно окрепший, с ослабленным связочным аппаратом, полезно наложить тугую повязку эластичным бинтом.

Многие приемы единоборства в таких играх, как футбол, хоккей, регби, связаны с физическим контактом и столкновением. Включать их в число разрешенных приемов следует только после соответствующей физической подготовки, обучения правильной технике и приемам самостраховки. Особенно много внимания должно быть уделено освоению техники безопасных падений (с перекатом, кувырком и т. д.). Это нужно каждому спортсмену, а особенно волейболистам и играющим в воротах в футболе, гандболе, хоккее и т.д. Исключительно важным является воспитание у занимающихся привычки к постоянному сосредоточению внимания в игре. Потеря его часто оборачивается случайной травмой.

Для участия в соревнованиях необходимо, чтобы спортсмены находились, в состоянии психической и физической готовности. Расслабленный, несобранный спортсмен, как, впрочем, и излишне возбужденный, скованный, очень часто становится причиной травмы другого спортсмена или сам легко получает травму. Высокий уровень спортивной формы — лучшая гарантия отсутствия повреждений. Известно, что физически неготовый или утративший форму спортсмен, как правило, становится жертвой в самых непредвиденных и, казалось бы, безопасных ситуациях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка военно-спортивной игры "Один день в армии"

Методическая разработка направлена на развитие у обучающихся патриотического сознания, подготовке юношей к служению в рядах Российской армии, воспитанию морально-волевых качеств обучающихся....

Методическая разработка «Проведение спортивной подвижной игры "Ажиотаж" в летние каникулы на базе детского оздоровительного лагеря для детей 8 - 18 лет»

В данной методической разработке описывается методика проведение спортивной подвижной игры "Ажиотаж" в летние каникулы на базе детского оздоровительного лагеря для детей 8-18 лет....

Методическая разработка "Военно-спортивная игра "Марш бросок"

Данная методическая разработка знакомит с содержанием, структурой и методикой  проведения военно – спортивной игры «Марш бросок». Методическая разработка рекомендована преподава...

Методическая разработка "Военно-спортивная игра "Марш бросок"

Данная методическая разработка знакомит с содержанием, структурой и методикой  проведения военно – спортивной игры «Марш бросок». Методическая разработка рекомендована преподава...

Методическая разработка внеклассного мероприятия «Играем спортивно!»

Методическая разработка внеклассного мероприятия «Играем спортивно!» для 5-6 классов...

"Методическая разработка военно-спортивной игры "Зарница"

В течение учебного года в комплекс мероприятий по проведению игры входили следующие:Смотр песни и строя; Парад октябрятских войск;Обучение по специальностям игры «Зарница»Соревнования...