Предписания алгоритмического типа как эффективный метод обучения двигательным действиям.
проект (физкультура и спорт, 9 класс) по теме

Куанышев Евгений Олегович

 

Метод предписания алгоритмического типа является одной из составных частей программированного обучения. Он предусматривает разделение учебного материала на серии учебных заданий, последовательное выполнение которых приводит  к освоению изучаемых упражнений

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_kuanyshev_2013-2014.doc746.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя бюджетная  общеобразовательная школа

с углублённым

изучением отдельных предметов № 10»

Предписания алгоритмического типа как эффективный метод обучения двигательным действиям

Куанышев Евгений Олегович,

учитель физического воспитания

Нефтеюганск

2013

Введение

Анализируя уроки своих коллег и опыт передовых учителей в области преподавания физической культуры, я пришел к выводу, что при разработке уроков большая часть раздумий сосредотачивается на выборе оптимального сочетания методов, средств и форм обучения, на выборе наиболее рациональных вариантов.

Наблюдения и опыт личной работы показывают, что учитель физкультуры на занятиях сталкивается с затруднениями  следующего характера:

  • подбор методических приемов, облегчающих обучение двигательным действиям;
  • выбор средств и форм проведения подготовительной части занятия;
  • активизация внимания учащихся и использование эмоциональных факторов;
  • повышение моторной плотности занятия;
  • осуществление дифференцированного подхода;
  • выбор способа решения отдельных задач.

Цель – представить опыт использования  методов и  приемов, повышающих  эффективность обучения учащихся наиболее сложным двигательным действиям на уроках физкультуры и секционных занятиях спортом.

Для целенаправленного, методически грамотного осуществления процесса подготовки следует иметь достаточно полное представление об особенностях движений и о закономерности формирования двигательных функций в разные возрастные периоды школьников.

Описывая вопрос результативности применения методов и приемов обучения, следует отметить, что универсальной методики обучения двигательным действиям не существует. Руководствуясь традиционными методами обучения двигательным действиям, я предпочитаю использовать один из наиболее рациональных, на мой взгляд, методов – метод программированного обучения. Основой которого является тщательный подбор учебного материала и оформление его в логической и методической последовательности. Данный метод исключает недостатки традиционной методики и позволяет решать в комплексе задачи физического воспитания, тем самым, давая возможность учителю более эффективно управлять процессом обучения.

В последнее время идея программированного обучения всё чаще стала внедряться в практику физического воспитания. Однако, несмотря на то, что программированное обучение получило признание, оно еще не заняло должного места в процессе обучения двигательным действиям учащихся в школе. Одна из причин -  отсутствие методической обеспеченности внедрения этого метода. Учитывая это обстоятельство, я апробировал один из вариантов программированного обучения – предписания алгоритмического типа, разработанный А.М. Шлеминым (приложение 1). К рекомендациям названного автора я относился как к качественной основе, которую можно и нужно уточнять и расширять. Я предлагаю Вашему вниманию определённый опыт применения данного метода в практике моей работы.

«Предписания алгоритмического типа» - как эффективный метод обучения двигательным действиям

Метод предписания алгоритмического типа является одной из составных частей программированного обучения. Он предусматривает разделение учебного материала на серии учебных заданий, последовательное выполнение которых приводит  к освоению изучаемых упражнений. При этом только овладение предыдущими сериями учебных заданий  дает возможность переходить к следующей серии. Данный метод обучения мною применяется  не только при разучивании гимнастических упражнений, но и на уроках легкой атлетики, лыжной подготовки и спортивных играх. Предписания алгоритмического типа являются рациональным методом при обучении учащихся основам техники владения мячом  на уроках волейбола и баскетбола.

Наглядным примером является обучение учащихся броску одной рукой сверху в движении после ведения мяча. Известно, что на фоне  развитых физических качеств гораздо быстрее формируются двигательные навыки. Следовательно, в первую серию учебных заданий включаю упражнения на развитие тех двигательных качеств, которые необходимы для выполнения броска одной рукой сверху в движении, т.е. упражнения для развития чувства мяча, прыгучести, координации движения, силы мышц рук и т. д. При этом в качестве контрольных использую упражнения, выполняемые в строго определенной форме: регламентируется скорость выполнения, амплитуда, исходные и конечные положения, количество подходов.

Вторая серия учебных заданий  включает упражнения на освоение исходных и конечных положений изучаемого броска. Например, известно, что в основе данного броска лежит двухшажная техника. Поэтому вначале изучаем двойной шаг, доставая подвешенные ориентиры (мяч) на регулируемой высоте. Затем для обязательного выделения правой ногой широкого шага, используем зрительные ориентиры (коридор, гимнастический мат). Далее соединяем движения рук и ног.

Третью серию составляют подводящие упражнения и части изучаемого двигательного действия. При этом соблюдаем правило, согласно которому отдельные части сложнокоординационного движения, требующего целевой точности, осваиваются в обратном порядке. В связи с этим в начале отрабатываем заключительную фазу броска, отталкивание левой ногой и мах правым бедром вверх, прыжок и бросок правой рукой. Затем это движение соединяем с коротким, стопорящим шагом левой ногой, а в дальнейшем с ловлей мяча после ведения под правую ногу.  

         Четвертая серия учебных заданий включает действия, связанные с обучением умению оценивать выполнение движений в пространстве, времени и по степени мышечных усилий, т. е. умению оценивать выполнение броска после ведения с разной скоростью и с различных  расстояний и сторон по отношению к щиту.

           Пятая серия включает в себя выполнение изучаемого упражнения в целом, сначала в облегченных условиях и с помощью, а затем самостоятельно и с возможными усложнениями:

  • бросок в движении одной рукой сверху после ведения под разными углами к щиту;
  • то же, но на высокой скорости;
  • сочетание броска в движении  с другими техническими приемами: после вращения вокруг туловище, после выполнения обманного движения в сторону, после ловли мяча;
  • бросок в движении с пассивным и активным сопротивлением защитника и др.

            Таким образом, педагогические преимущества метода алгоритмических предписаний заключаются в том, что  облегчается процесс усвоения действия. К цели ученик подходит путем постепенного накопления запаса частных двигательных умений, из которых и формируется нужное действие. Такая организация работы позволяет концентрировать внимание на каждой детали, осознавать ее роль в целом двигательном акте, что ведет к более тщательному освоению элементов и действия в целом. В результате уменьшаются сроки обучения, повышается общая культура движения. Использование метода алгоритмических предписаний делает процесс обучения на каждом занятии более интересным, осознанным, а, следовательно, и мотивированным (приложение 2).

             В процессе работы использую дидактический материал с описанием серий упражнений (с рисунками) и контрольных заданий, выполнение которых дает право переходить к  реализации следующей серии  (приложение 3).

              Необходимо отметить, что при обучении школьников двигательным действиям не всегда пользуюсь предписаниями алгоритмического типа. Многие упражнения (строевые, общеразвивающие, прикладные и т. д.) можно освоить по сложившейся общепринятой методике.

        Для оценки эффективности применения предписания алгоритмического типа, я решил изучить степень влияния игровых видов спорта на динамику внутригруппового взаимодействия школьников. Для этого мною была использована методика трансактного анализа, разработанная Э. Берном.

Методика определения способности к групповому взаимодействию

 по Э. Берну

Трансактный анализ был основан Эриком  Берном в 1955 г. (США). В основе  анализа лежит философское предположение о том, что каждый человек будет "в порядке" тогда, когда он будет сам держать свою жизнь в собственных руках и сам будет за нее нести ответственность. Трансакция это действие (акция), направленное на другого человека. Это единица общения. Концепция Э.Берна была создана в ответ на необходимость оказания психологической помощи людям, имеющим проблемы в общении. Э.Берн выделяет три составляющие личности человека, которые обусловливают характер общения между людьми: родительское, взрослое, детское.

Родительское (Родитель - Р), которое подразделяется на заботливое родительское состояние Я, критическое родительское состояние Я. Родительское Я, состоящее из правил поведения, норм, позволяет индивиду успешно ориентироваться в стандартных ситуациях, "запускает" полезные, проверенные стереотипы поведения, освобождая сознание от загруженности простыми и обыденными задачами. Кроме того, Родительское Я обеспечивает с большой вероятностью успеха поведение в ситуациях дефицита времени на размышления, анализ, поочередное рассмотрение возможностей поведения

Взрослое (Взрослый - В) состояние Я воспринимает и перерабатывает логическую составляющую информации, принимает решения преимущественно обдуманно и без эмоций, проверяя их реальность. Взрослое Я, в отличие от Родительского, способствует адаптации не в стандартных, однозначных ситуациях, а уникальных, требующих размышлений, дающих свободу выбора и, вместе с этим, необходимость осознания последствий и ответственного принятия решений.

Детское (Дитя - Д, или Ребенок) состояние Я следует жизненному принципу чувств. На поведение в настоящем влияют чувства из детства. Детское Я также выполняет свои, особые функции, не свойственные двум другим составляющими личности. Оно "отвечает" за творчество, оригинальность, разрядку напряжения, получение приятных, иногда "острых", необходимых в определенной степени для нормальной жизнедеятельности впечатлений. Кроме того, Детское Я выступает на сцену, когда человек не чувствует достаточно сил для самостоятельного решения проблем: не способен преодолеть трудности или/и противостоять давлению другого человека. Это Я подразделяется на: естественное детское Я (спонтанные реакции типа радости, печали и т.д.), приспосабливающееся детское Я приспосабливающийся, прислуживающийся, боязливый, виноватый, колеблющийся и т.п.), возражающее детское Я.

С позиции родителя "играются" роли отца, старшей сестры, педагога, начальника. С позиции взрослого - роли соседа, случайного попутчика, подчиненного, знающего себе цену, и т.д. С позиции ребенка - роли молодого специалиста, артиста - любимца публики, зятя.

В личности каждого человека обнаруживаются все три составляющие, однако при условии плохого воспитания личность может деформироваться так, что одна составляющая начинает подавлять другие, что обусловливает нарушение общения и переживается человеком, как внутреннее напряжение.

В процессе работы  поставлены задачи:

  1. Изучить и проанализировать методическую литературу.
  2. Изучить динамику внутригруппового взаимодействия по методике Берна
  3. Выявить уровень развития координационных способностей по методике тестирования РАФК (Российская академия физической культуры)
  4. Анализ и интерпретация результатов.

В ходе решения поставленных задач мною использовались следующие методы:

1. Анализ научно – методической литературы

2. Тестирование по методике «Трансактный анализ» Э.Берна

Таблица 1 Инстанция «Я» и типичные способы поведения и высказывания.

Инстанция Я

Типичные способы поведения, высказывания

Родитель

Заботливый

 родитель

Утешает, исправляет, помогает

«Это мы сделаем»

«Не бойся»

«Мы все тебе поможем»

Критический родитель

Грозит, критикует, приказывает

«Опять ты опоздал на работу?»

«У каждого на столе должен быть график»

Взрослый

Собирает и дает информацию, оценивает, вероятность принимает решения

«Который час?»

«У кого же может быть это письмо?»

«Эту проблему мы решим в группе»

Ребенок

Спонтанный

 ребенок

Естественное, импульсивное, хитрое, эгоцентричное поведение

«Это дурацкое письмо у меня уже третий раз на столе»

«Вы это сделали просто замечательно!»

Приспосабливающийся ребенок

Беспомощное, боязливое, приспосабливающиеся к нормам, уступчивое поведение

«Я бы с радостью, но у нас будут неприятности»

Бунтующий

 ребенок

Протестующее, бросающее вызов поведение

«Это я делать не буду!»

«Вы этого сделать не сможете»

Организация исследования

        Исследование проводилось в течение двух лет (2011-2012, 2012-2013 учебный год) в 8 «А» классе -  9 «А» классе, (экспериментальная группа) и 8 «В» - 9 «В» классе (контрольная группа). Мною были организованы занятия на уроках физической культуры в 8-9 «А» классе и обследовано первично и по окончанию учебного года (экспериментальная группа) 25 обучающихся, 8-9 «В» класс (контрольная группа) –25 человек.

Изучение  уровня подготовленности

Для изучения уровня подготовленности учащихся в целевой точности в сочетании с быстротой мною был использован следующий набор тестов по методике изучения РАФК.

1. Ведение баскетбольного мяча по ориентирам (нарисованными на полу кругами большого и малого диаметра) на максимальной скорости при изменении требований к целевой точности. Диаметр больших кругов составлял 50 см, малых 25 см, расстояние между кругами по всем направлениям 1 метр. На выполнении теста давалось две попытки, лучшее время регистрировалось, в случае неправильного выполнения попытка не засчитывалась.

Оценка теста по методике РАФК

Время, сек

Оценка

120

2

100

3

95

4

90 и ниже

5

2. Метание в круг на стене удобной рукой теннисного мяча. Круг (D = 0,3 метра) очерчен на стене, на высоте 150 см от пола. Всего выполнялось 20 метаний. Регистрировалось количество попаданий за 20 секунд.

Оценка теста по методике РАФК

Число попаданий

Оценка

До 5

2

От 5 до 8

3

От 8 до 10

4

От 10

5

В период исследования в экспериментальной группе особое внимание уделялось формированию навыка контроля мяча в движении, ведению его поочередно обеими руками, с разной скоростью, в разных направлениях и с разной высотой отскока и выполнению броска в конце ведения мяча:

        Исходное положение: слегка согнув ноги в коленях, поднять голову, смотреть не на мяч, а вперед по ходу движения. Рука касается мяча только кончиками разведенных пальцев.

        Упражнение 1. Стоя на месте, «ведите» мяч, посылая его в пол движеньем запястья. Проделайте это не менее 25 раз каждой рукой, меняя высоту отскока от пояса до колен. Бросок в кольцо.

        Упражнение 2. Начинайте ведения мяча по залу, по сигналу тренера (свисток или хлопок в ладоши). По сигналу резко меняйте направление движения. Для себя отмечайте, насколько быстро вы реагируете на сигнал, ведя мяч «сильной» рукой или «слабой».

        Упражнение 3. Выполните 10  касаний мяча, на медленной скорости, потом на средней и на высокой. Старайтесь полностью контролировать мяч. Бросок в кольцо.

        Упражнение 4. Проведите мяч вокруг зала против часовой стрелки, поочередно «сильной» и «слабой» руками. Проделайте то же самое в обратном направлении. Все время меняйте скорость движения.

        Упражнение 5. Мяч лежит на полу. Движением кисти заставьте его начать отскакивать от пола и ведите его по залу.

         Упражнение 6. Начните ведение мяча при его отскоке до уровня пояса и постепенно снижайте высоту отскока до предельно низкого для вас уровня. Достигнув его, резким движением кисти увеличьте отскок вновь до пояса. Бросок в кольцо.

        Упражнение 7. Попробуйте «вести» мяч, стоя на коленях, в положении сидя и лежа. Удастся ли вам поддержать отскок мяча и, встав на ноги, начать движение по залу?

Упражнение 8. Проведите мяч поперек зала туда и обратно, заложив одну руку за спину. Повторите то же самое, ведя мяч другой рукой.

Упражнение 9. Расставьте ноги в положение «ножницы» (одна впереди, другая сзади) и передавайте мяч с руки на руку отскоками между ног. Проделайте тоже самое, сменив положение ног. Бросок в очерченный на стене круг при каждой перемене ног.

Упражнение 10. «Ведите» мяч, стоя на месте, но вращая тело на носке одной (опорной) ноги по часовой стрелке и обратно. Меняйте положение ног и руку, ведущую мяч.   Бросок в очерченный на стене круг при каждой перемене ног.

Упражнение 11.Стоя на месте, заставьте мяч сделать несколько отскоков вперед, потом быстро верните его назад. Делайте это в самом быстром темпе, представьте себе, что соперник пытается отобрать у вас мяч. Проделайте такой же маневр с отведением мяча в сторону, передавая мяч с руки на руку.

Упражнение 12. Проделайте «челночные ходы» - несколько шагов вперед, затем назад, сначала с высоким отскоком мяча, затем с низким.  Выполняйте маневр поочередно обеими руками. Отмечайте для себя, при каком отскоке мяча   «челночный ход»  удается вам быстрее.

        Упражнение 13. Попеременно ведите мяч (то правой, то левой рукой), меняя отскок мяча, от низкого (ниже коленей) до высокого (до уровня пояса). Повторяйте упражнение на более высокой скорости, наращивая ее до оптимальной, позволяющей вам надежно контролировать мяч.

        Упражнение 14. Стоя на месте, проделайте «ведение» мяча за спиной. Попробуйте передавать мяч отскоком с руки на руку.

         Упражнение 15. Проведите мяч поперек зала, от стены до стены, не глядя на него. Повторяйте упражнение, постепенно наращивая скорость, поочередно меняя руку. Бросок в кольцо.

        Приведенные выше упражнения перечислены примерно по степени нарастания сложности. По мере освоения группой всего комплекса, эти упражнения использую для индивидуальной разминки перед тренировкой.

Оценка теста по методике РАФК

Для оценки данных тестов на начало и на конец эксперимента мною производился подсчет средних значений в группе, и далее была вычислена разница между начальным значением и конечным значением, описанная мною в исследовании как прирост показателя за период эксперимента. Для оценки равномерности значений прироста внутри группы, что показывает одинаковость значений по выполнению теста внутри группы, то есть по каждому участнику в группе, мною приведены графики, на которых точками значений на линии представлены показатели каждого  тестируемого.  

Сравнение динамики прироста  контрольной и экспериментальной группы

 (тест 1 на прохождении дистанции)

Средний результат прироста в контрольной группе составил  0,48 сек, а в экспериментальной группе 13,24 секунды, школьники контрольной группы отличаются по показателям значительно. Это свидетельствует  об эффективности используемого метода.

  Сравнение динамики прироста  контрольной и экспериментальной группы

(тест 2 на попадания мяча в цель)

        Из графика 3 мы можем видеть прирост результатов, как в контрольной, так и экспериментальной группе. Но контрольная группа значительно уступает по показателям среднее значения показателей составило 0,86 попадания (контрольная группа)и 5,37 попадания (экспериментальная группа).

Изучение динамики внутригрупповой ориентации

        Для изучения динамики внутри групповой ориентации использована методика Э Берна (приведенные высказывания оценивались в баллах от 0 до10).

Таблица 2. Тест «трансактный анализ общения»

Высказывание

Личная оценка высказывания

1

Мне порой не хватает выдержки

2

Если мои желания мешают мне, то я умею их подавлять

3

Родители как более зрелые люди, должны устраивать семейную жизнь своих детей

4

Я иногда преувеличиваю свою роль в каких-то событиях

5

Меня провести нелегко

6

Мне бы понравилось быть воспитателем

7

Бывает, мне хочется подурачиться как маленькому

8

Думаю, что я правильно понимаю все происходящие события

9

Каждый должен выполнять свой долг

10

Нередко я поступаю не как надо, а как хочется

11

Принимая решения, я стараюсь продумать его последствия

12

Младшее поколение должно учиться у старших, как ему следует жить

13

Я , как и многие люди, бываю обидчив

14

Мне удается видеть в людях больше, чем они говорят о себе

15

Дети должны безусловно следовать указаниям родителей

16

Я – увлекающийся человек

17

Мой основной критерий оценки человека –  объективность

18

Мои взгляды непоколебимы

19

Бывает, что я не уступаю в споре лишь потому, что не хочу уступать  

20

Правила оправданы лишь до тех пор пока они полезны

21

Люди должны соблюдать все правила независимо от обстоятельств

Таблица 3. Калькуляция теста Берна

Я - состояние

Суммируемые строки

Сумма баллов

Д

«Дитя»

1,4,7,10,13,16,19.

В

«Взрослый»

2,5,8,11,14,17,20.

Р

« Родитель»

3,6,9,12,15,18,21.

Оценка теста по методике Берна

Далее мною был проведен трансактный анализ общения внутри группы. Тестирование проведено в начале и конце эксперимента в обеих группах.

Для анализа использовалась методика сравнения средних значений по каждой позиции, расчет проведён по формуле:

Д =(сумма по значениям ответов на номера вопросов (1, 4, 7, 10, 13, 16, 19))/число тестируемых

В =(сумма по значениям ответов на номера вопросов (2, 5, 8, 11, 14, 17, 20))/число тестируемых.

Р =(сумма по значениям ответов на номера вопросов (3,6,9, 12, 15, 18, 21) )/число тестируемых.

Динамика теста трансактного анализа,

(контрольная группа до эксперимента)

Распределение позиций тестирования

(контрольная групп на начало эксперимента)

Социальные роли, как средство внутригруппового общения, внутри контрольной группы распределены неравномерно, число школьников, имеющих роль «дитя» 29%, имеющих роль «родитель» 54%, имеющих роль «взрослый» 17%.  

Динамика теста трансактного анализа,

(контрольная группа после эксперимента)

Распределение позиций тестирования в

(контрольной группе на конец эксперимента)

На конец эксперимента в контрольной группе наблюдается иная картина модели внутригруппового взаимодействия: 12% школьников приняли на себя внутригрупповую позицию «взрослый», тогда как позицию «дитя» занимают 45%, позицию «родитель» 43% . Класс более авторитарен, разобщен, имеют место частые внутригрупповые конфликты.

Динамика теста трансактного анализа

( экспериментальная группа до эксперимента)

Распределение позиций тестирования

(экспериментальная группа на начало эксперимента)

Социальные роли, как средство внутригруппового общения, внутри экспериментальной группы распределены не равномерно, число школьников, имеющих роль «дитя» 40%, имеющих роль «родитель» 47%, имеющих роль «взрослый» 13%.

Динамика теста

( экспериментальная группа после эксперимента)

Распределение позиций тестирования

(экспериментальная группе на начало эксперимента)

Социальные роли, как средство внутригруппового общения, внутри экспериментальной группы распределены  равномерно, число школьников, имеющих роль «дитя» 34%, имеющих роль «родитель» 33%, имеющих роль «взрослый» 33%.

Выводы:

Сегодня я попытался показать целесообразность применения метода предписания алгоритмического типа в обучении учащихся сложным двигательным действиям на уроках физической культуры.  

Необходимо заметить, что на уроках физической культуры я не ограничиваюсь одним методом, однообразными упражнениями. Только при разнообразии достигается больший успех в обучении. Стараюсь максимально использовать преимущества разнообразия методов и нейтрализовать недостатки. При этом результативность оцениваю, прежде всего, по качеству овладения учебным материалом при одновременном содействии оздоровлению и воспитанию учеников.

Результаты моей работы подтверждает, что использование метода алгоритмических предписаний позволяет формировать навыки сравнительно быстро, повышая самостоятельность и активность учащихся  в процессе усвоения учебного материала. У учителя появляется возможность эффективнее управлять учебной деятельностью занимающихся: индивидуализировать обучение, сочетая его с коллективной работой, рациональным использованием всего комплекса средств обучения.

Творческая  новизна  проявляется в возможности дифференцированно использовать материал, умении обосновывать заранее подготовленные интуитивные решения, видеть ближнюю, среднюю и дальнюю перспективы в работе, видеть множество вариантов решения одной и той же проблемы.

Результатом являются определённые достижения. (Приложение 4).

               

Использованная литература

  1. Ашмарин Б. А. Теория и методика физического воспитания. – М.: Просвещение, 1990.
  2. Конаржевский Ю. А. Анализ урока. – М.: Образовательный центр “Педагогический поиск”, 1999.
  3. Ланда Л. Н. Алгоритмизация в обучении. -М.: Просвещение, 1996.
  4. Лях В. И., Мейксон Г. Б. Физическое воспитание V-VII классов. – М.: Просвещение, 1997.
  5. Матвеев А. П., Мельников С. Б. Методика физического воспитания с основами теории. – М.: Просвещение, 1991.
  6. Муравьев В.А., Залетаев И. П. Анализ проведения урока физкультуры -М.: Спорт Академ Пресс, 2002.
  7. Семёнов Л. П. Советы тренерам. – М.: Физкультура и спорт, 1980.
  8. Шлемин А. М. Один из эффективных методов. // Физическая культура в школе. – 1981. – №11 – с. 26.
  9. Шлемин А. М. Упражнения в висах и упорах. // Физическая культура в школе. – 1987. – №10 – с. 20.

   

Приложение 1

Приложение 3.

Раздел  «Баскетбол».

Бросок мяча сверху одной рукой в движении после ведения.

Предписания алгоритмического типа:

Первая серия

  1. Прыжки с ноги на ногу. Толчковая нога при отталкивании полностью выпрямляется во всех суставах, а маховая, согнутая в коленном суставе, энергично посылается коленом вперед-вверх.
  2. Перепрыгивание гимнастических матов, скамеек и определенных коридоров обозначенных учителем.
  3. Доставание подвешенного мяча на регулируемой высоте толчком  левой (для правшей) и махом правой с малого разбега.

Контрольное упражнение: широкий шаг правой ногой, короткий и стопорящий левой с выпрыгиванием вверх (сочетание двух шагов).

 

Вторая серия

  1. Бег с остановкой в два шага (произвольно, в заранее обусловленном месте, по звуковому и зрительному сигналам).
  2. Остановка в два шага с последующим  отталкиванием стопорящей, опорной ногой и выпрыгиванием вверх.

Контрольное упражнение: прыжок на правую ногу удлиненным шагом (через гимнастический мат или обозначенный коридор), стопорящий шаг на левую ногу с последующим отталкиванием и доставанием подвешенного мяча рукой.

Третья серия

  1. Бросок из-под корзины после отталкиванием левой ногой и махом правым бедром.
  2. То же, но после шага левой ногой (с пятки на носок и с выведением мяча на кисть правой руки над головой).
  3. То же, но после предпоследнего, широкого шага правой ногой.
  4. И.п.- в 2-3 м. от щита правая нога сзади (для правшей), энергично посылая мяч вперед-вниз, поймать мяч под широкий шаг правой, выполнить короткий стопорящий шаг левой и в прыжке направить мяч легким движением кисти в корзину.

Контрольное упражнение: бросок одной рукой сверху в движении после ведение мяча на месте, в корзину.

Четвертая серия

  1. Бросок в движении одной рукой сверху после  ведения мяча  под разными углами к щиту.
  2. То же, но на высокой скорости.

Контрольное упражнение: выполнить бросок в движении после ведения, ударяя мяч о пол всего два раза, стоя на баскетбольной  трехочковой линии под прямым углом к щиту.

Пятая серия

  1. Сочетание броска в движении с другими техническими приемами (вращение мяча вокруг туловища, обманное движение на передачу мяча в сторону, обводка линии разметки и др.).
  2. Бросок в движении с сопротивлением защитника.

Контрольное упражнение: выполнение броска в движении одной рукой сверху после ведения с права от щита правой рукой, с лева от щита левой рукой, с оцениванием техники броска.

       Бросок одной рукой от плеча часто используется для атаки корзины с места, а также при выполнении штрафных бросков. Нога, одноименная бросающей руке, впереди, ступни параллельны, колени несколько согнуты. Мяч над плечом на кисти правой, левая поддерживает мяч впереди сбоку, туловище развернуто  правым плечом по направлению к корзине. Мяч направляется в корзину равноускоренным выпрямлением ног, руки, во время которого последовательно скатывается с ладони к конечным фалангам пальцев. Большой, указательный и средний пальцы выполняют определенное давление на мяч в момент его выпуска. Рука как бы сопровождает мяч и далее опускается вниз.

         Ошибки: а) неправильное исходное положение; б) малая траектория броска; в) отсутствие заключительного движения кисти; г) отсутствие фиксации конечного положения руки.  

                                                                                                                                     

  Приложение 4

Выполнение учебных заданий предписаний алгоритмического типа

Элементы информации предписания алгоритмического типа и варианты

прямой связи

Учащийся

Оценка

Обучающий

Упражнения

 физической

подготовки

Исходные и конечные положения изучаемого движения

Действия, обеспечивающие условия  выполнения изучаемого движения

Умение управлять своими движениями

Подводящие упражнения и части изучаемого движения

Изучаемое

движение

Изучаемое

движение

Подводящие упражнения и части изучаемого движения

Умение управлять

движениями

Действия, обеспечивающие условия  выполнения изучаемого движения

Исходные и конечные положения изучаемого движения

Упражнения

физической подготовки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Система обучения двигательным действиям на уроках физкультуры при изучении темы «Спортивная игра – баскетбол».

Разработана программа «Система обучения двигательным действиям на уроках физкультуры при изучении темы «Спортивная игра – баскетбол». Цель данной работы заключается в изучении вопросов обучения двигат...

Основы теории и методики обучения двигательным действиям

Основы теории и методики обучения двигательным действиям...

План-клнспект урока по теме: "Обучение двигательным действиям на уроках физической культуры при изучении темы спортивная игра - баскетбол"

В уроке используется много не стандартного оборудования. Очень большой диапозон различных упражнений и заданий. Урок можно разбить на несколько уроков и получится блок уроков по определённому напрвлен...

Программа обучения двигательному действию в рамках III этапа (закрепления и совершенствования; на примере избранного вида спорта (плавание) и избранного двигательного действия (гребок при плавании кролем на груди)) с использованием приемов воображения

В данной методической разработке обозначена важность использования приемов воображения на всех этапах обучения двигательному действию. Представлен порядок действий для закрепления и совершенствования ...

МАСТЕР-КЛАСС ПО ТЕМЕ «Круговая тренировка как эффективный метод развития двигательных качеств обучающихся на уроках физической культуры»

Цель  МАСТЕР-КЛАССА–  описание методики применения метода круговой тренировки на уроках физической культуры  как одного из инструментов, обеспечивающих всестороннее развитие двига...

Доклад: Мозжечковая стимуляция как эффективный метод коррекции двигательных нарушений у обучающихся специальной (коррекционной) школы

Доклад выступления на РМО: "Мозжечковая стимуляциякак эффективный метод  коррекциидвигательных нарушений у  обучающихсяспециальной (коррекционной) школы"...