Программа обучения двигательному действию в рамках III этапа (закрепления и совершенствования; на примере избранного вида спорта (плавание) и избранного двигательного действия (гребок при плавании кролем на груди)) с использованием приемов воображения
методическая разработка по физкультуре (8, 9, 10, 11 класс)

Матигорова Александра Николаевна

В данной методической разработке обозначена важность использования приемов воображения на всех этапах обучения двигательному действию. Представлен порядок действий для закрепления и совершенствования гребка при плавании кролем на груди с помощью приемов воображения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа обучения двигательному действию в рамках III этапа (закрепления и совершенствования; на примере избранного вида спорта (плавание) и избранного двигательного действия (гребок при плавании кролем на груди)) с использованием приемов воображения

1. ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОМУ ДЕЙСТВИЮ НА ЭТАПЕ ЗАКРЕПЛЕНИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

Двигательное действие - это способ выполнения пространственного перемещения и механических воздействий. Он служит средством разрешения пространственно-предметных отношений и моторно-поведенческих ситуаций. Представляет собой механическую форму проявления двигательной активности человека в виде движений, пространственных перемещений и моторно-поведенческих актов.

Основная функция – решение конкретных двигательных задач. Двигательная задача – это целевая установка на создание или изменение пространственно-предметных условий и отношений, оказывающих влияние на достижение конечных результатов деятельности (преодолеть препятствие, догнать трамвай, выиграть состязание и др.).

Модель двигательного действия должна включать в себя:

1. Технику двигательного действия, которую планируется разучить.

2 . Условия практического применения изучаемого двигательного действия.

3. Количественные показатели, которые должны продемонстрировать занимающиеся в результате обучения.

Условия практического применения двигательного действия определяют частные задачи третьего этапа, средства и методические приемы их решения. Двигательное действие может применяться в стандартных (спортивный зал, манеж, ринг, татами, бассейн и т.п.) или вариативных (открытый стадион, трасса, шоссе и т.п.) внешних условиях; в сочетании с другими действиями; в игре, соревновании и т.п.

Количественные показатели (м., сек., кг., очки, количество повторений, количество баллов и т.п.) дают основание запланировать продолжительность работы по совершенствованию двигательного действия при повышающихся физических и волевых усилиях.

Частная задача программы обучения двигательному действию должна нести информацию о том, чего необходимо добиться в результате реализации того или иного шага процесса обучения двигательному действию.

Количество частных задач программы обучения двигательному действию должно быть необходимым и достаточным для решения общей задачи этой программы. Следует иметь в виду, что количество частных задач, используемых для реализации того или иного шага структуры процесса обучения двигательному действию, может быть неодинаковым и варьироваться в зависимости от сложности изучаемого двигательного действия (количество движений, сложность кинематической, динамической и ритмической структуры и т.п.).

Обучение любому двигательному действию состоит из 3 этапов. Остановимся на последнем, третьем этапе – закрепление и совершенствование и рассмотрим его подробнее:

Цель данного этапа: Закрепить умение в навык и сформировать способность выполнять двигательное действие в условиях его практического применения.

1й шаг - закрепить в необходимой мере технику двигательного действия.

Для реализации этого шага необходимо совершенствовать пространственные, временные, пространственно-временные, силовые и ритмические характеристики двигательного действия, которые уточнялись на втором этапе.

2й шаг - совершенствовать изучаемое действие в соединениях с другими двигательными действиями.

Этот шаг необходим только при обучении тем двигательным действиям, которые в условиях практического применения используются в соединении с другими движениями и действиями для целесообразного решения двигательной задачи, а также при составлении программ обучения соревновательным упражнениям, техника которых включает в себя определенное количество относительно самостоятельных элементов (спортивные игры, единоборства, фигурное катание, спортивная и художественная гимнастика, акробатика, и т.п.). В других случаях этот шаг реализовать нецелесообразно (большинство ациклических видов легкой атлетики, плавание, тяжелая атлетика и т.п.)

3й шаг - сформировать дополнительные варианты техники для целесообразного выполнения действия в различных внешних условиях и ситуация.

В результате реализации этого шага процесса обучения двигательному действию обеспечивается пластичность двигательного навыка, т.е. возможность преодоления осложнений, возникающих в рамках самой двигательной задачи.

4й шаг - совершенствовать индивидуальные детали техники двигательного действия.

Четвертый шаг 3-го этапа процесса обучения двигательному действию предполагает совершенствование индивидуальных деталей техники, т.е. второстепенных особенностей движения, не нарушающих его основного механизма. Детали техники могут быть различными у разных спортсменов и в большинстве случаев зависят от их индивидуальных морфологических и функциональных особенностей. Учет этих особенностей позволяет сформировать индивидуальный стиль техники. Это, в свою очередь, способствует повышению результативности техники (ее эффективности, стабильности, вариативности, экономичности, минимальной тактической информированности для соперника)

5й шаг - совершенствовать выполнение действия при повышающихся волевых и физических усилиях, вплоть до максимальных.

Для того чтобы добиться высокой устойчивости двигательного навыка, т.е. возможности успешно решать двигательную задачу под влиянием сбивающих факторов (физическое и психологическое утомление, эмоциональный стресс и др.), двигательное действие следует совершенствовать в условиях частично или полностью воспроизводящих реальную обстановку его практического применения.[1]

1.1. Теоретические аспекты использования воображения при обучении и разучивании двигательного действия

Момент преобразования действительности с помощью воображения происходит у человека непроизвольно, однако, этот процесс имеет свои закономерности, среди которых наука выделяет несколько способов:

1. Агглютинация - сочетание различных, несоединимых в повседневной жизни частей в новых необычных комбинациях.

2. Акцентуирование – подчеркивание черт. Данный прием заключается в изменениях пропорций и размеров рассматриваемого объекта или явления. При этом чтобы быть значимым, акцентуирование должно выделять характерное, существенное. Акцентуирование активно использует изменение предметов при помощи их увеличения или уменьшения (гиперболизация и литота), что находит широкое применение в фантастическом изображении действительности. Примером могут служить следующие сказочные персонажи: небывало сильный Святогор, крошечный Мальчик-с-пальчик или гигантских размеров Гулливер.

3. Схематизация – подчеркивание только основных частей объекта и сглаживания мелких деталей.

4. Типизация – специфическое обобщение. Выделение только существенного и часто повторяющегося действия или детали. Опускаются все индивидуальные черты, незначительные детали упрощаются.

Таким образом, в воображении, естественно, заключена тенденция к иносказанию, аллегории, использованию образов в переносном значении.

Итак, воображение – это:

  1. способность мысленно представлять что-либо;
  2. домысел, плод фантазии;
  3. способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в человеческом сознании на основе преобразования полученных от действительности впечатлений;
  4. психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятия и представлений, полученных в предшествующем опыте;
  5. психический познавательный процесс, заключающийся в преобразовании представлений, отражающих реальную действительность, и создании на этой основе новых представлений;
  6. «отставленная имитация» (идеомоторный акт);
  7. внутренние процессы, содержание и структура которых напоминают содержание и структуру сенсорных конфигураций;
  8. умение «схватывать» целое раньше части;
  9. умение на основе отдельного намека, тенденции строить целостный образ;
  10. своеобразный «отлет от действительности», когда на основе отдельного признака реальности строится новый образ.

Творчеству невозможно обучиться, читая книги или статьи. Единственный путь обучения творчеству – собственная практика и решение творческих задач. Одной из ключевых частей творчества является воображение, которое заключается в способности придумывать новые образы, новые решения, новые задачи и так далее.

Приѐм воображения – это способ получения новых (воображаемых) объектов или систем на основе существующих.

Метод воображения – последовательное применение приѐмов воображения с целью получения определѐнного результата.

Метод развития воображения – метод, направленный на усвоение и применение приѐмов и методов воображения.[2]

2. ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОМУ ДЕЙСТВИЮ (ГРЕБОК ПРИ ПЛАВАНИИ СПОСОБОМ КРОЛЬ НА ГРУДИ) В РАМКАХ III ЭТАПА (ЗАКРЕПЛЕНИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ)

Итак, цель данного этапа – двигательное умение перевести в навык, обладающий возможностью его практического применения.

 Основные общие задачи на этапе закрепления и совершенствования:

  1. добиться слитности и автоматизма выполнения действия;
  2. довести до необходимой степени совершенства индивидуальные черты техники;
  3. совершенствовать изучаемое действие в соединениях с другими двигательными действиями;
  4. обеспечить вариативное использование действия в зависимости от конкретных практических обстоятельств.

Гребок для пловца – важнейший элемент всей деятельности. Хороший гребок тесно связан с чувством воды у спортсмена.

Чувство воды - это всеобъемлющий для пловца термин, который тесно связан с равновесием - тонкое мышечное ощущение плотности воды (особенно явно выраженное при захвате воды в начальной фазе гребка).

Как можно увидеть, понятие «чувство воды», весьма абстрактное, поэтому невозможно его понять, пользуясь стандартной терминологией. В подобной ситуации важно использовать приемы воображения, образное мышление.

Методика образного обучения дает возможность мысленно отработать технические действия. Мозг испытывает более глубокое воздействие, если задействованы разные модальности: визуальная, аудиальная, кинестетическая.

Подготовка спортсменов на основе приемов визуализации (образного обучения) может рассматриваться как средство развития технических (двигательных) умений пловцов.

При овладении новым техническим элементом мысленно представить его лучше в той позе, которая наиболее близка к реальному положению тела спортсмена в момент выполнения этого элемента.

Чувство равновесия и чувство воды приводят к главному — к умению вложиться в гребок, подключить наибольшее количество мышечных единиц, эффективно скоординировать их межмышечное взаимодействие. Необходимо с самых первых шагов обучения снабдить своих учеников образами-сравнениями. Такая идеомоторная тренировка помогает правильно оценивать каждый гребок, ощущать его всеми мышцами тела и постоянно повышать его эффективность.

2.1. Техника выполнения гребка при плавании кролем на груди

Техника плавания кролем на груди характеризуется высокой синхронизацией движений рук и плавными переходами от одной фазы гребка к другой. В течение каждого цикла гребка тело пловца меняет конфигурацию, занимая наиболее обтекаемое положение, позволяющее снизить сопротивление воды и продлить «количество» поступательного движения, создаваемого следующим гребком.[3]

Таблица 1

Анализ модели техники двигательного действия (гребок при плавании кролем) как системы движений

(по Ю.Ф. Курамшину, из неопубликованных материалов).

Техника гребка при плавании кролем как система движений

Части техники (ведущее звено и детали)

Фазовый состав

Элементы техники

Время выполнения двигательного действия

Общая цель движения – как можно эффективнее выполнить гребок, максимально увеличив скорость и дальность продвижения в воде, соблюдая при этом высокую скоординированность движений.

Вход руки в воду

Основная задача фазы – подготовка к мощному захвату.

1) Вхождение ладони в воду под острым углом, с сомкнутыми пальцами, в последовательности кисть-предплечье-плечо.

2) Рука разгибается в локте и начинается захват

0,07–0,17 с (7–12 % от времени всего цикла)

Захват

Основная задача фазы – принятие рукой наилучшего положения для выполнения гребка

1) Рука, двигаясь вперед–вниз, незначительно сгибается в локтевом суставе. (рука с поверхностью воды -  15–20°)

2) Рука продолжает сгибаться в локтевом суставе, а кисть под небольшим углом атаки, меняя направление (вниз–внутрь), перемещается под продольную ось тела.

0,08–0,30 с (10–25 % от времени полного цикла движений).

Опорная фаза (ведущее звено) –

(2 подфазы — подтягивания и отталкивания)

Основная задача подфаз – максимально мощнное и длинное продвижение в воде

Подтягивание - вращение руки внутрь и сгибания предплечья  путем плавного усиления давления кисти  на воду. Кисть начинает смещаться относительно воды назад.

Отталкивание –

Кисть с ускорением движется под животом и тазом спереди назад и немного кнаружи, сохраняя положение, близкое к фронтальному. Рука разгибается в локтевом суставе. Пловец за счет хорошей опоры о воду ускоряет движение тела вперед. Завершается подфаза скользящим движением кисти вверх–назад и немного кнаружи, преимущественно за счет разгибания предплечья.

0,35–0,60 с (30–45 % от времени всего цикла движений).

Выход руки из воды

Основная задача фазы – сохранить мощность гребка после предыдущей фазы и максимально мощно завершить отталкивание от воды, подготовиться к надводной части гребка.

Когда кисть руки достигла бедра, активные мышечные усилия, направленные на продвижение тела вперед, прекращаются, а локоть поднимается из воды. В следующий момент из воды последовательно поднимается плечо, предплечье и кисть и начинается движение (пронос) руки над водой. Кисть выходит из воды за линией таза, у бедра. Мышцы предплечья и кисти по возможности должны быть расслаблены.

0,05–0,08 с (5–8 % от времени всего цикла движений).

Пронос руки над водой

Основная задача фазы – обеспечить мышцам руки расслабление, отдых во время проноса и подготовиться к следующему циклу движений

Согнутая рука без излишнего напряжения кратчайшим путем быстро проносится над водой и входит в воду. Во время проноса локоть находится в высоком положении и направлен вверх–в сторону, а кисть удерживается у поверхности воды. Пронос руки облегчается высоким положением одноименного плечевого сустава, которое обеспечивается за счет низкого положения плечевого сустава другой руки, выполняющей в это время начало гребка

0,30–0,50 с (25–40 % от времени полного цикла).

2.2 Методика обучения гребку при плавании кролем в рамках III этапа (закрепления и совершенствования) с использованием приемом воображения

Таблица 2

Программа обучения двигательному действию в рамках III этапа (закрепления и совершенствования)

Задачи обучения

Средства

Доз-ка

Методы и методические приемы

Формулировка

ТРАДИЦИОННЫЕ (применяемые в ТиМФК)

ВООБРАЖЕНИЯ

1

Совершенствовать технику гребка при плавании кролем

упражнения:

1) с подменой рук;

2) со сменой рук;

3) только одной рукой;

4) захват «елочка»;

5) пронос с задержкой в верхней точке

5*100м каждое упр.

Дистанционный метод.

Методические приемы и указания: догребать, скольжение, мощный захват, высокий локоть

Нужно почувствовать воду – ее плотность, вязкость, мягкость, температуру. Закрыть глаза и выполнять короткие гребковые движения с полусогнутыми руками, анализируя свои ощущения, придавая воде форму: вихря, воронки, волны, шторма.

(сгущение, акцентуация)

2

Сформировать дополнительные варианты техники гребка при плавании кролем

упражнения:

1) гребки «наоборот» - меняя фазы с последней к первой;

2) плавание «на кулаках»;

3) плавание ватерпольным кролем;

4) «поглаживания»

5) плавание с резкой сменой скоростей.

4*100м

каждое упр. (через откуп 50м)

фартлек – 400м

Повторный, переменный метод

Методические приемы и указания: следить за пульсом, сохранять мощность гребка, ровное дыхание.

Ощутить разные состояния в отношении воды: бороться с ней, соревноваться, слиться с водой, представить что движение происходит в менее плотной среде, в конце снова вернуться к обычным и привычным образам.

(аналогия)

3

Совершенствовать индивидуальные детали техники гребка при плавании кролем

1) плавание на прямых руках;

2) плавание «на локтях»;

3) с максимальным вытяжением вперед;

4) с разным темпом гребков

5) дыхание под разные руки

2000м

с чередованием упражнений на свое усмотрение

Дистанционный метод

Методические приемы и указания:

делать упражнения, исходя из собственных потребностей и знания своих особенностей

Раздробить движение на мелкие фазы, проработать каждую фазу сначала мысленно, затем практически.

На суше нарисовать особенности своей техники, на воде постараться воплотить нарисованный образ

(схематизация, типизация)

4

Совершенствовать технику гребка при плавании кролем при повышающихся волевых и физических усилиях, вплоть до максимальных

отрезки:

400м

200м

100м

50м

Повторный, интервальный метод.

Увеличение скорости постепенно, набирая ускорения к полтинникам

Увеличение скорости путем задействования внутренних ресурсов организма, чувственное восприятие длины гребка, плавание в такт любимой мелодии, от спокойной до максимально громкой и быстрой

(использования внутренних ресурсов, комбинирование)

5

Проверить и оценить технику выполнения гребка при плавании кролем

Проплывание отрезка 25 м со старта, эстафеты, соревнования местного значения

в зависимости от этапа подготовки

Соревновательный метод.

Акцент на старт, мощный финиш, частоту гребка.

Прохождение спринтерской дистанции с закрытыми глазами, «оживление» техники – представить себя касаткой, дельфином, скатом и т.д.

(одухотворение, аналогия)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Достигая определенного уровня тренированности и овладения техникой, спортсмену и тренеру все труднее подобрать такую тренировочную программу, методы, средства, которые бы помогли существенно улучшить результат. С ростом спортивного мастерства, достигать новых личных рекордов все сложнее. Для разнообразия, оживления, добавления интереса к тренировочному процессу, стоит использовать не только стандартные и общепринятые методы и приемы совершенствования техники, а так же, приемы воображения. Такие приемы помогают взглянуть на технику под другим углом, отработать мелкие детали, ускользающие в повседневном процессе, лучше осознать собственные особенности, и, в целом, такая тренировка может поспособствовать росту личных результатов


[1] О.А. Двейрина. Учебно-исследовательская работа студента по дисциплине «Теория физической культуры и спорта». Учебно-методическое пособие/СПбГУФК им. П.Ф. Лесгафта. 2006. – 107 с.

[2] Михайлова Д. А. Спорт высших достижений как сфера творческой деятельности: учебное пособие / ФГБОУ ВПО «НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург». – СПб. : [б. и.], 2014. – 244 с.

[3] Теория и методика плавания: учебник /Н.В. Чертов. - Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2011. - 452с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совершенствование техники плавания "кроль" на груди,спине.

Конспект к уроку плавания " Совершенствование техники плавания способом «кроль» на груди и спине."1. Создать условия для формирования знаний, умений и навыков  плавания способом «кроль» на груди ...

Конспект открытого занятия по плаванию на тему: «Совершенствования техники плавания кроль на груди»

Кроль на груди (вольный стиль) — стиль плавания на животе (животом вниз), при котором руки совершают гребки попеременно, а ноги совершают попеременное поднятие/опускание, оставаясь при этом под развёр...

Самоанализ тренировочного занятия по плаванию "Согласованность движения рук с дыханием в плавании кролем на груди"

Представлен самоанализ учебно-тренровочногго занятия по плаванию  "Согласованность движения рук с дыханием в плавании кролем на груди"  (тренера-преподавателя Соболевой Татьяны Пет...

Обучение и совершенствование техники плавания кролем на груди на этапе начальной подготовки

Обучение и совершенствование техники плавания кролем на груди на этапе начальной подготовкиПоследовательность обученияПримерные упражнения, применяемые при изучении техники плавания кролем на груди.Из...

Обучение и совершенствование техники плавания кролем на груди на этапе начальной подготовки

Начиная со 2-го года обучения плаванию и в течении всей спортивной деятельности воспитанников, тренер уделяет всё большее внимание совершенствованию техники спортивных способов плавания, устраняет оши...

Совершенствование техники плавания кролем на груди на этапе спортивной специализации

В материале разработаны упражнения для совершенствования техники плавания кролем на груди для тренировочной группы на этапе спортивной специализации...