Исторические аспекты развития аэробики
статья по физкультуре по теме

Майкова Ольга Владимировна

В данной статье рассказывается о истоках и путях развития , основоположниках и последователях  аэробики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoricheskie_aspekty_razvitiya_aerobiki.docx20.35 КБ

Предварительный просмотр:

Исторические  аспекты  развития  аэробики

СПб ГБПОУ «Автомеханический лицей»

Майкова О.В.

История развития «аэробики» как особой формы двигательной активности берет свое начало во второй половине XX в., когда доктор К. Купер выпустил книгу под названием «Аэробика» и стал автором этого термина. В свободном переводе аэробика – это бодрость, жизненная сила. Занимаясь научно-исследовательской работой в центре по подготовке специалистов военно-воздушных сил США, он использовал форму аэробной тренировки в качестве средства общей физической подготовки, а затем создал научный центр аэробики.

Взаимодействуя с К. Купером, Дж. Соренсен — специалист по танцам, использовала отдельные части программы по общей физической подготовке в танцах, разработала новую форму занятий — «аэробные танцы» и распространила ее, создав широкую сеть аэробных студий.

Благодаря хорошо поставленной рекламе и инвестициям «аэробная» форма стала в 70-е годы основной в занятиях по общей физической подготовке и начала обрастать некоторой научностью организационно-методического обеспечения (например, обоснованием необходимости согласования двигательного режима с режимом и рационом питания).        

Плюс к тому, предприимчивые американцы разработали для занятий аэробикой специальную экипировку, хорошо «работающую» на привлечение к занятиям широких кругов молодежи.

О пользе выполнения физических упражнений под музыку знали еще е античном мире. Французский психиатр Циналь допускал возможность          «… прекращения заболевания в результате могущественного влияния музыки и упражнений тела".

Французский педагог Ф. Дельсарт (I8II - 1871) создал систему так называемой выразительной гимнастики. Дельсарт преподавал дикцию и драматическое искусство. Он писал своим ученикам: «Если человек говорит, что тебя любит, восхищается тобой, страдает и тому подобное, не верь ему, если его плечи остаются неподвижны. Не верь ему, даже в том случае, если у него соответствует его словам  выражение лица. Не верь ему, он лжет, плечи опровергают его слова». Дельсарт считал, что не только слова, лицо, но и пластика тела должны выражать мысли, чувства, состояние настоящего актера. Выразительная гимнастика применялась как с целью физического воспитания, так и при подготовке массовых гимнастических выступлений, выполняемых с музыкальным сопровождением. Система Ф. Дельсорта охватывала все стороны мастерства человека: умение владеть жестом, мимикой, движениями, позами, ходить, бегать, наклоняться, поворачиваться и т.д. Изучая драматическое искусство, Дельсорт установил, что каждому эмоциональному переживанию человека свойственны определенные движения. Следовательно, теми или иными движениями можно управлять состоянием человека.

Система выразительных движений послужила толчком для появления ритмической гимнастики, созданной преподавателем Женевской консерватории Далькрозом (1865 - 1914). Сущность его системы состояла в передаче движениями воспринимаемого слухом ритма. Ритмическая гимнастика Далькроза, заключавшая в себе три вида упражнений: ритмические движения, упражнения не тренировку слуха и индивидуальную импровизацию, завоевала широкую известность. Последователи с годами совершенствовали эту систему, и постепенно ритмическая гимнастика по форме приблизилась к балету.

Айседора Дункан (1878 - 1927) стремилась к органической связи танца с музыкой. В начале 20 х годов Дункан организовала в Москве танцевальную студию, занятия в которой шли под музыку, а танцующие были одеты в легкие туники и танцевали босиком. Танцы были построены на свободной пластике, с помощью которой танцовщицы пытались передать свои чувства и переживания. Именно Айседора Дункан считается одной из родоночальниц художественной гимнастики. Она искала естественные выразительные движения. Широко использовала классическую музыку, иллюстрируя своими танцами произведения Бетховена, Шопена, Глюка, Моцарта, Шумана. А. Дункан предпринимала попытку разработать  некую систему, состоящую из ряда основных танцевальных движений, которые могли бы помочь в переводе музыкальных образов в классические. Эти движения заимствованы у Дельсорта и Далькроза. А. Дункан эти движения называла «нотами гаммы движений» (Е. Петровская, 1961г.).

У  Дадькроза было много последователей в разных странах  мира. Так, в 1910 году в Санкт-Петербурге был открыт институт ритма. Его основателем был С. Волконский. Институт окончили пятьдесят женщин, которые затем преподавали ритмику в женских пансионах и музыкальных училищах. Система физического воспитания,  созданная П. Ф. Лесгафтом, и его труд "Основа естественных форм воспитания" (1874 г.) во многом способствовали физическому воспитанию женщин, затрагивали вопросы совершенствования координации. В 1934 году в Московском институте физической культуры была создана кафедра художественного движения и акробатики, а при Ленинградском институте физической культуры имени      П. Ф. Лесгафта - первая Всесоюзная школа художественного движения. Так называлась гимнастика для женщин. Та самая гимнастика, которая была прообразом ставшей ныне поистине массовой и популярной ритмической гимнастики.  Близкая ей по содержанию - аэробика стала настоящей сенсацией нашего времени. Впервые этот термин был введен доктором К.Купером (США). Свою оздоровительную систему физических упражнений он назвал "аэробикой"  (от слова  «аэробный» - «кислородный»).

Аэробика точно отражает сущность оздоровительных тренировок. Каждому человеку прежде всего необходимы упражнения аэробного характера, развивающие способность организма к усвоению кислорода. В этом процессе ведущую роль играют системы кровообращения, дыхания и тканевого обмена. Именно аэробный характер таких упражнений, как бег, плавание, лыжи, придает им особую оздоровительную ценность.

Аэробика, так же как и джаз-гимнастика, в различных странах называется по-разному. Это и аэробная гимнастика, и тонизирующая гимнастиками поп-гимнастика... Все эти направления незначительно различаются между собой и по своей сути являются атлетической формой ритмической гимнастики.

В середине 70-х годов аэробика К.Купера завоевала популярность не только в США, но и в Европе. Этому способствовало и то, что ее пропагандой занялись наряду со специалистами в области массовой физкультуры и известные актрисы: Фонда,  Ром,  Шарель и др.

Настоящий же бум аэробики разразился в 1982 году, когда знаменитая американская актриса Джейн Фонда выступила по телевидению со своей оздоровительной программой. Она первая, благодаря, конечно, рекламе и своей актерской славе, поддержке и помощи специалистов по физической культуре, экспортировала аэробику «по-американски» во многие страны мира (Лисицкая Т.С, 1994 г.).

Среди оздоровительных направлений гимнастики, успешно культивируемых в нашей стране среди молодежи, заслуживает особого внимания система, разработанная в Эстонии Э. Идла, Х. Тидрикоаар, Э. Куду и Л. Яансон-Мартис. Она является   вошедшей в нашу систему физического воспитания женской гимнастикой.

На фундаменте европейских гимнастических школ сформировалась современная ритмическая гимнастика. Аэробика – это, конечно, не ритмическая гимнастика 19 века, но она вобрала в себя все то, над чем работали подвижники прошлого. Она соединила в себе самые разные элементы школ, направлений и систем прошлого, апробировав их сегодняшним днем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие метапредметных связей в культурно-историческом аспекте во внеурочной деятельности по ФГОС ООО»

Актуальность  данного   проекта  заключается в процессе  приобщения учащихся к искусству  в целом, в неразрывном его существовании, как культурно-историческому слою:...

Исторические аспекты становления и развития теории и практики продуктивного обучения.

Психологические и педагогические концепции метологических и педагогических разработок основ теории и практики продуктивного обучения....

Методический доклад «Исторические аспекты методологии развития активности и сознательности обучающихся по классу фортепиано в детской школе искусств»

Методический доклад «Исторические аспекты методологии развития активности и сознательности обучающихся по классу фортепиано в детской школе искусств»...

Статья «Исторический аспект проблемы развития личностных качеств учащегося в преподавании биологии»

Рассматривая исторический аспект проблемы развития личностных качеств учащегося в преподавании биологии,   необходимо сделать акцент на предмете естествознание и предмете ботаники, так как е...

Доклад «Развитие личностных качеств учащихся на уроках естествознания и биологии. Исторический аспект.»

Развитие качеств личности обучающегося - важная цель в школьном образовательном процессе. Раскрытие этого вопроса прослеживается на протяжении всей истории методики преподавания естествознания и метод...

«Исторические лица и события в стихотворении Л.-Д.Б. Галсанова «Здесь город был над Селенгою…» (Анализ стихотворения в литературно-историческом аспекте)

История нашего села Новоселенгинска очень интересная и захватывающая, трагическая и насыщенная, любимая и далекая. В разных источниках мы можем найти самые разные описание того или иного исторического...