«Развитие метапредметных связей в культурно-историческом аспекте во внеурочной деятельности по ФГОС ООО»
проект по музыке на тему

Данилина Елена Викторовна

Актуальность  данного   проекта  заключается в процессе  приобщения учащихся к искусству  в целом, в неразрывном его существовании, как культурно-историческому слою:  мировой музыки, изобразительного   и декоративно-прикладного искусства.  Осуществляется с учётом системно-деятельностного подхода, который предполагает учёт индивидуальных возрастных и психологических особенностей детей на разных этапах их художественного развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc127.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема проекта: «Развитие метапредметных связей  в культурно-историческом аспекте во внеурочной деятельности по ФГОС ООО»

Автор проекта:

Данилина Е.В.. учитель музыки

МБУ «Школа №79»

Тольятти 2015 г.

I. Аннотация

Актуальность  данного   проекта  заключается в процессе  приобщения учащихся к искусству  в целом, в неразрывном его существовании, как культурно-историческому слою:  мировой музыки, изобразительного   и декоративно-прикладного искусства.  Осуществляется с учётом системно-деятельностного подхода, который предполагает учёт индивидуальных возрастных и психологических особенностей детей на разных этапах их художественного развития.

Что приводит к необходимости введения  во внеурочной деятельности метапредметных связей. Тем самым расширяя кругозор учащихся  и связь искусства с жизнью, как главный смысловой стержень организации   учебного  художественно - познавательного материала, имеющего  отношение к предметному миру, к организованной человеком среде бытования.

На первых этапах  внеурочной деятельности учащиеся знакомятся и пробуют свои силы  в декоративно – прикладном искусстве разных народов, знакомятся с музыкальными произведениями той или иной эпохи, встречаются с произведениями народных художественных промыслов России, создают эскизы  национальных костюмов. Создают образы  фантастических , мифологических существ:  русалки-берегини, единорога, птицы Сирина, двуглавого коня  под музыку русских композиторов. Становятся яркими наглядными примерами проявления щедрой фантазии народных мастеров, дающей ключ к созданию собственных фантазий детей.  Что способствует  полноценному формированию развитой, образованной личности, способной к самореализации и самосовершенствованию.

Воспитанию гражданственности, патриотизма,  музыкальной и художественной грамотности,  патриотического чувства Родины, что обусловлено самой структурой освоения программного материала, который выстраивается в опоре на основной принцип — от родного порога в мир общечеловеческой культуры.

Проблема: 

Состоит в том, что большинство уроков  внеурочной деятельности  представлены  в одном аспекте, той или иной деятельности. Так на территории России, в каждом её регионе, народное искусство предстаёт в неповторимом национальном облике, в исконно национальной художественной плоти, напрямую связанной с корневой системой местной культуры, осваивая которую учащиеся «обретают силу и радость понимания мира и себя в этом мире, обретают созидательные творческие силы». Поэтому  возрастает необходимость  на  внеклассных занятиях  проводить обмен  культурными национальными традициями, что способствует развитию  и укреплению  взаимопонимания  и сотрудничества  между народами.

 Целью данного проекта является:

 создание учебно-методического комплекса, работающего на формирование универсальных учебных действий учащихся 5 классов на уроках изобразительного искусства, музыки, и технологии.  УРОК ИСКУССТВА  должен в первую очередь вести учащихся к духовным ценностям и идеалам, становясь средством общения с искусством. В условиях внеурочной  деятельности  приоритет должен быть отдан духовно-содержательным аспектам, которые осваиваются в процессе восприятия произведений декоративно-прикладного искусства , музыки , технологии  и закрепляются в собственной практической деятельности.

Задачи:

  1. анализ особенностей психолого-физиологического развития детей среднего школьного возраста;
  2. анализ имеющегося  теоретического и методического материала, с целью адаптации его к знаниям, умениям учащихся. Развивать эстетическое восприятие учащихся 5 классов в  метапредметной взаимосвязи  и деятельности на уроках «творческого цикла» в рамках ФГОС;
  3. умение осуществлять осознанный выбор художественных материалов, направлений поисковой деятельности, содержательного искусствоведческого и познавательного материала, проливающего свет на  умения классифицировать произведения музыки, изобразительного  и декоративно-прикладного искусства. Направленность на умение организовать внеурочной деятельности на сотрудничество учителей и сверстников
  4. разработка и практическая апробация системы учебно-творческих задач, направленных на формирование УУД  метапредметных  связей. На  уроках  «творческого цикла» в среднем звене общеобразовательной школы.

Участники проекта:

Педагогический состав МБУ Школы №79:

Данилина Елена Викторовна - учитель музыки

Гришагина Лариса Владимировна - учитель изобразительного искусства

Гуняшова Ольга Анатольевна – учитель технологии.

Научная новизна проекта:

1. Обосновано применение во внеурочной деятельности комплексной взаимосвязи предметов эстетического цикла: музыки, изобразительного искусства и технологии.

2. Разработан комплекс учебно-творческих задач, направленных на развитие  метапредметных  результатов среди учащихся 5 классов на уроках изобразительного искусства, музыки, и  технологии.

Теоретическое значение проекта состоит в следующем:

- выявлена ценность метапредметных связей деятельности изобразительного искусства, музыки и технологии в повышении  эффективности процесса формирования  УУД у детей в 5 классе.

Практическая значимость проекта заключается:

- в формировании  критерии оценки  и показателей  уровня развития навыков владения теоретической и практической основой предметов «творческого цикла»; 

- приобретение основы через метапредметные связи для адекватного восприятия декоративной формы вещи в содержательно-смысловой наполненности. Умение реализовать приобретённые знания, умения и навыки во внеурочной деятельности.

II. Нормативно-правовое обеспечение

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
  2. рекомендации по оснащению образовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации ФГОС основного общего образования
  3. примерная основная образовательная программа образовательного учреждения
  4. Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа"
  5. План действий по модернизации общего образования на 2011–2015 годы.
  6. ФЦПРО на 2011–2015 годы.
  7. Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2014 N 2765 « Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы».
  8. Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 N 253
  9. (ред. от 08.06.2015) "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования"
  10.  Постановление Правительства РФ от 31 мая 2011 г. № 436 «О порядке предоставления в 2011–2013 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования».

Описание проекта

Нами были изучены психолого-педагогического аспекта школьников, где изучались такие авторы как В.М.Бехтерев, Ю.Н. Болдырев, Л.С. Выготский С.А.Левитин.  В. С. Мухина, а так же труды отечественных педагогов-ученых конца XX века: Б.Т. Лихачева, Неменского, В.С. Кузина и др.  Нами были изучены этапы и характерные особенности художественного развития детей 11-12 лет.                                                                                                  Нами были проанализированы  программы по внеурочной деятельности.

Так же были проанализированы: Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5-7 классов общеобразовательного учреждения разработана на основе: примерной программы для основной школы по музыке;учебно-методического комплекса Усачевой В.О., Школяр Л.В., Школяр В.А; основной образовательной программы школы; требований федерального государственного образовательного стандарта общего образования;

М.Н. Щетинин  . «Музыка как вид искусства.»; Измайлов Ч. А., Лобкаев Ю. Я., Матвеева Л. В., Кошмаров А. Ю., Марьюшкин А. Л., Расников Г. В. Взаимосвязь цвета и звука.

Рассмотрены:

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. — М., 2012.

Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. 5—9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений . Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева, А. С. Питерских; под ред. Б. М. Неменского. — М., 2012.

Авторская программа  по «Художественному творчеству», авт.

Проснякова Т.Н.

Критерии оценки:

По музыке:

1.Проявление интереса к музыке, непосредственный эмоциональный отклик на неё.

2.Высказывание о прослушанном или исполненном произведении, умение пользоваться прежде всего ключевыми знаниями в процессе живого восприятия музыки.

3.Рост исполнительских навыков, которые оцениваются с учётом исходного уровня подготовки ученика и его активности в занятиях.

Примерные нормы оценки знаний и умений учащихся во внеурочной деятельности.

На внеурочных занятиях по музыке проверяется и оценивается качество усвоения учащимися программного материала как урочной так и внеурочной деятельности .

При оценивании успеваемости ориентирами для учителя являются конкретные требования к учащимся, представленные в программе каждого класса и примерные нормы оценки знаний и умений.

Учебная программа предполагает освоение учащимися различных видов музыкальной деятельности: хорового пения, слушания музыкальных произведений, импровизацию, коллективное музицирование.

Слушание музыки.

На уроках проверяется и оценивается умение учащихся слушать музыкальные произведения, давать словесную характеристику их содержанию и средствам музыкальной выразительности, умение сравнивать, обобщать; знание музыкальной литературы.

Учитывается:

-степень раскрытия эмоционального содержания музыкального произведения через средства музыкальной выразительности;

-самостоятельность в разборе музыкального произведения;

-умение учащегося сравнивать произведения и делать самостоятельные обобщения на основе полученных знаний.

Хоровое пение.

Для оценивания качества выполнения учениками певческих заданий необходимо предварительно провести индивидуальное прослушивание каждого ребёнка, чтобы иметь данные о диапазоне его певческого голоса.

Учёт полученных данных с одной стороны, позволит дать более объективную оценку качества выполнения учеником певческого задания ,с другой стороны- учесть при выборе задания индивидуальные особенности его музыкального развития и, таким образом, создать наиболее благоприятные условия опроса. Так, например ,предлагая ученику исполнить песню ,нужно знать рабочий диапазон его голоса и, если он не соответствует диапазону песни, предложить ученику исполнить его в другой, более удобной для него тональности или исполнить только фрагмент песни: куплет, припев, фразу. В систему оценивания могут войти отчетные концерты как для родителей так и для учащихся школы, которые будут выступать в роли не только зрителей, но и объективных слушателей.

Так же учителем оцениваются следующие формы работы:

1.Знание музыкального словаря.

2.Кроссворды.

3.Рефераты, проекты и другие творческие работы по специально заданным темам или по выбору учащегося.

По технологии:

Способы и средства проверки и оценки результатов:

- практические работы

- творческие работы

- творческие проектные работы

Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей  проходит через участие их в выставках,  конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, создании портофолио.

Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий

Выставки :

  однодневные - проводится в конце каждого задания с целью обсуждения;

  постоянные  - проводятся в помещении, где работают дети;

  тематические - по итогом изучения разделов, тем;

  итоговые – в конце года организуется выставка практических работ,  организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.

Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы, представленных в разделах «Регулятивные универсальные учебные действия», «Коммуникативные универсальные учебные

действия», «Познавательные универсальные учебные действия» программы формирования универсальных учебных действий, а также планируемых результатов, представленных во всех разделах междисциплинарных учебных программ.

Формирование метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов.

Основным объектом оценки метапредметных результатов является:

• способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному

пополнению, переносу и интеграции;

• способность к сотрудничеству и коммуникации;

• способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению

найденных решений в практику;

• способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;

• способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.

Оценка достижения метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур. Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.

Особенности оценки индивидуального проекта

Индивидуальный итоговой проект представляет собой учебный проект, выполняемый обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и/или видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую)

Планируемые образовательные результаты

В процессе приобщения учащихся к декоративно-прикладному искусству особо важное значение приобретает включение в драматургию урока активных средств эмоционально-образного воздействия — слов, музыки, зрительных образов. Так, на уроках, посвященных народному искусству, комплексное использование разных видов фольклора — устно-поэтического (сказки, пословицы, поговорки, обрядовые тексты и др.), названного М. Горьким «великолепно огранёнными драгоценностями», а также музыкального и изобразительного — помогает учащимся осознать нерасторжимую целостность народной культуры. При восприятии памятников народного творчества также следует раскрывать поэтические связи народного искусства с природой — его колыбелью.

 Согласно ФГОС знания перестают быть главной целью образовательного процесса, а выполняют роль средства организации учебной деятельности. Тем не менее, в задачу учителя входит содействовать формированию у учащихся умений аргументированно отвечать на поставленные вопросы, пользоваться при ответе специальной терминологией.

— взаимодействие образовательного учреждения при реализации основной образовательной программы с социальными партнёрами;

— выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склонностей через систему занятий по внеурочной деятельности.

— научить ученика видеть ценность произведений местного традиционного народного искусства.  Видеть в нём черты общности и различия в сравнении с представленными на разворотах учебника образцами, формируя широту представлений о многообразии проявлений народного декоративного творчества, о богатстве и целостности народной культуры.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

Освоение содержания курса по внеурочной деятельности.

В соответствии с принципиально новыми положениями и требованиями к результатам общего образования изучение содержания курса «Изобразительное искусство. Музыка. Технология» Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» направлено на освоение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты отражают индивидуальные, личностные качества и потребности учащихся, нравственно-ценностные ориентации, личностные и гражданские позиции, которые должны быть сформированы в процессе освоения содержания курса:

• формирование патриотизма, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России — создателя уникальных художественных творений, знание культуры своего народа, своих родных мест, бережное отношение к рукотворным памятникам старины, к поликультурному художественному наследию России, к художественным традициям;

• формирование ответственного отношения к учению, готовности к самообразованию и саморазвитию на основе мотивации к учению и познавательной деятельности, открытие личностно значимого смысла содержания обучения, в том числе художественно-практической деятельности, включённости в решение вариативных заданий, учитывающих интересы и возможности учащихся (выбор любимых мотивов и образов, а также художественных материалов, наиболее подходящих для решения творческих задач);

• формирование  целостной художественной картины мира, целостного мировоззрения средствами декоративно-прикладного искусства через освоение произведений уникального народного прикладного искусства, современных художественных промыслов, классического и современного декоративно-прикладного искусства; осознание включённости произведений крестьянского искусства в высокий порядок мира Природы и Космоса, выраженный символической трёхчастностью (небо, земля, недра) через восприятие рукотворных предметов крестьянского творчества в цепочке познания (Природа — Человек — Культура);

• формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его культуре; воспитание способности находить взаимопонимание в процессе обсуждения различных вопросов и проблем, связанных с декоративно-прикладным искусством; музыкальной культуры, и технологии;

  • В курсе «Технология» формируются первоначальные представления о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии; навыки самообслуживания; первоначальные навыки совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации. На уроках технологии особое значение уделяется освоению учащимися правил безопасной работы с инструментами и приспособлениями.

• формирование коммуникативной компетентности в процессе художественно-познавательной и художественно-практической деятельности, умения применять в общении со сверстниками и взрослыми (на итоговых занятиях, в процессе организации выставок детских работ, в совместных проектах, на праздниках и т. д.) навыки сотрудничества, создавать атмосферу доброжелательно-делового продуктивного взаимодействия, преодолевая ситуации возможных напряжений и конфликтов;

• формирование эстетического сознания (эстетические потребности, художественный вкус, эстетические чувства, эстетический идеал) через освоение художественного наследия народов России и мира (декоративно-прикладное искусство Древнего Египта, Китая, Западной Европы XVII в. и т. д.).

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и художественно-творческой деятельности:

• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи обучения, развивать мотивы и интересы в своей познавательной деятельности, умение ориентироваться в художественном, смысловом и ценностном пространстве декоративно-прикладного искусства, отражающего своё время, господствующие идеи, личность творца;

• умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе и альтернативные (например, в опоре на основные этапы работы художника в цепочке взаимосвязанных последовательных действий: замысел — вариативный поиск образа в эскизах — выбор материала, техники исполнения — выполнение работы в материале, освоенные ранее на уроках), осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных, творческих и познавательных задач (ученик сам выбирает художественный материал для создания выразительного образа, организует самостоятельную поисковую исследовательскую деятельность по выбранной тематике, используя для этого книги, журналы, а также электронные ресурсы, учится самостоятельно работать с познавательной информацией);

• умение ориентироваться в традиционном прикладном искусстве, самостоятельно или во взаимодействии со взрослыми (родители) осуществлять поиск ответов на вопросы поликультурного характера (сравнивать, уметь объяснять, в чём различие, например, жилища, одежды, предметов быта народов Севера и Средней Азии, чем это обусловлено и т. п.);

• умение осознанно действовать в соответствии с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, взаимный контроль в совместной деятельности (в процессе выполнения коллективных художественно-творческих работ);

• умение оценивать результат — вариативное художественное решение поставленной учебной задачи, а также личные, творческие возможности при её решении, умение адекватно воспринимать оценку взрослого и сверстников;

• умение принимать необходимое решение, осуществлять осознанный выбор в учебной и познавательной деятельности (выбор направления поисковой деятельности, традиционных образов и мотивов, элементов декора в художественно-практической деятельности, выбор наиболее эффективных способов осуществления декоративной работы в материале);

• умение на основе сравнительного анализа делать итоговые обобщения, устанавливать аналогии (например, общее в образном решении фронтона избы и верхней части женского праздничного костюма), классифицировать произведения классического декоративно-прикладного искусства по художественно-стилистическим признакам;

• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками (например, при создании общественно значимой декоративной работы в материале), умение договариваться в процессе распределения функций и ролей при выполнении совместных работ, находить общее решение на основе согласования позиций, отражающих индивидуальные интересы, аргументированно отстаивать своё мнение.

Рабочий план по реализации проекта

Название мероприятия

Участники

Дата

Промежуточные результаты

                                              5 класс

Музыкальная викторина «Русская удаль»

  обучающиеся

1 неделя декабря

Фото отчёт, отчётный концерт

Музыкальный рисунок

обучающиеся,

2 неделя Декабря

Выставка работ учащихся  «Русские богатыри»

Умелые ручки

обучающиеся, родительский комитет

3 неделя января

Фото отчёт .Выставка  практических работ  «Музыкальный мир»

Прогнозируемые результаты

 Прогнозируемые результаты изучения учебного предмета «Музыка» во внеурочной деятельности.

        Учащиеся научатся:

  • наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать свое отношение к искусству;
  • понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств, различать их особенности;
  • выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении изобразительными средствами (рисование), участвовать в различных формах музицирования;
  • раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и стилей; высказывать суждение об основной идее и форме ее воплощения в музыке;
  • понимать специфику и особенности музыкального языка, творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в разных видах музыкальной деятельности;
  • осуществлять исследовательскую деятельность художественно-эстетической направленности, участвуя в творческих проектах, в том числе связанных с музицированием; проявлять инициативу в организации и проведении концертов, театральных спектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей и др.;
  • разбираться в событиях художественной жизни отечественной и зарубежной культуры, владеть специальной терминологией, называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи);
  • определять стилевое своеобразие классической, народной, религиозной, современной музыки, разных эпох;
  • применять информационно-коммуникативные технологии для расширения опыта творческой деятельности в процессе поиска информации в образовательном пространстве сети Интернет.

Прогнозируемые результаты  по изобразительному искусству во внеурочной деятельности.

Выпускник получит возможность научиться:

- определять эстетические категории «прекрасное» и «безобразное», «комическое» и «трагическое» и др. в произведениях пластических искусств и использовать эти знания на практике;

- осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественно-творческой деятельности, создавать выразительные образы;

- понимать связи искусства с всемирной историей и историей Отечества;

- осознавать роль искусства в формировании мировоззрения, в развитии религиозных представлений и в передаче духовно-нравственного опыта поколений;

- осознавать необходимость развитого эстетического вкуса в жизни современного человека;

Прогнозируемые результаты  по  технологиии во внеурочной деятельности.

Навыками созидательной ,преобразующей деятельности.

Навыками  измерения параметров технологического процесса, моделирования и конструирования, проектирования объекта труда

Умением распознавать свойства  конструкционных  и природных

материалов.

В 5-ом классе учащиеся знакомятся с декоративно-прикладным искусством, что тесно связывает предмет «Технология» с предметом «Изобразительное искусство». Новым во внеурочном преподавании «Технологии», по сравнению с трудовым обучением, является направленность:

- на развитие творческой, инициативной, самостоятельной и предприимчивой личности обучающихся;

- на формирование у школьников основ проектной, технологической культуры; культуры общения, труда, дома;

- на овладение умениями рационально вести домашнее хозяйство.

Все это позволяет реализовать современные взгляды на предназначение, структуру и содержание технологического образования.
По ИЗО:

Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы проводится в форме:

- контрольных занятий по изученным темам;

- конкурсы;

- выставка детских работ;

- в конце года готовится итоговая выставка работ.

На первом, репродуктивном уровне организации деятельности обучающихся, основными формами представления результатов работы являются: открытые занятия, выставки на уровне школы, зачеты и зачетные работы, участие в конкурсах, защита рефератов, музыкально-художественные салоны.

На втором, эвристическом уровне, основными формами представления результатов работы являются: творческие отчеты, конкурсы и выставки более высокого уровня (областные, районные), элементы исследовательской и творческой деятельности.

В процессе деятельности выработалась определенная система контроля успехов и достижений детей, используя классические методы и приемы, в конце 1-го полугодия (декабрь) - промежуточная диагностика, в конце учебного года (май) – итоговая диагностика. По результатам этих диагностик можно судить не только об изобразительных возможностях ребенка, но и о его способностях к творчеству.

Цель входной диагностики – выявить уровень развития:

- Координации и тонкой моторики;

- Умения изображать рисунок в цвете;

- Творческого мышления ребенка;

- Умение представлять объекты в различных пространственных положениях.

В качестве форм подведения итогов применяются зачеты, зачетные итоговые работы, открытые занятия, конкурсы, выставки, защиты творческих работ.

- выполнение итоговых работ по результатам усвоения каждого блока;

- выполнение конкурсных и выставочных работ;

- подведение итогов по результатам каждого полугодия.

Умения.

  1. планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
  2. определение адекватных  способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов.
  3. комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них;
  4. проявление нестандартного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
  5. мотивированный отказ от образца объекта труда при данных условиях, поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
  6. самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;
  7. виртуальное и натурное моделирование технических и технологических процессов объектов;
  8. приведение примеров, подбор аргументов, формулирование обоснованных выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

Оценка рисков

С 1. 09. 2011 года все школы России перешли на ФГОС ООО.  Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования:

– к  структуре  основных  образовательных  программ;

– к  условиям  реализации  основных  образовательных  программ;

– к результатам освоения основных образовательных программ;

В основу Стандарта положен системно-деятельностный подход, концептуально базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям. Эффективность введения и реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования зависит от готовности администрации школы, педагогов и родителей к сотрудничеству в новых условиях.

Риски и проблемы при введении ФГОС                                                Принятию и введению ФГОС, как и любому начинанию, которое сопровождается изменениями существующего порядка вещей, сопутствует ряд рисков:

1. Правовые риски связаны с реформированием системы образования, в результате чего изменяется законодательная база;

2. Отсутствие достаточного финансирования, снижение мотивации педагогов вследствие отсутствия стимулов, неготовность учителей и администрации ОУ к введению ФГОС;

3.  Следующий значимый риск социально-демографический. Хотя школа расположена в так называемых «новых кварталах», есть своя «специфика  контингента» ;

4. Ещё один немало значимый риск касается новых требований в отношении педагогов, работающих в сфере ФГОС ООО, а так же  постоянные изменения в условиях проведения курсов повышения квалификации.  

IV. Материально – техническое обеспечение

  1. На базе школы реализуется программа деятельности школы по сохранению и развитию здоровья учащихся. Школа – территория здоровья. Программа разработана в соответствии с Федеральным законом РФ «Об образовании».
  2. В школе строго соблюдаются все требования к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств. В школе есть компьютерный класс, оборудованный в соответствии с требованиями СанПиНа. Режим работы использования компьютерной техники и ТСО во внеурочной деятельности строго регламентирован.
  3. Учебники музыки и изобразительного искусства помогают решать задачи духовно-нравственного здоровья учащихся, творческого отношения к жизни. Обучение строится на основе лучших культурно-исторических и национально-культурных традиций народов России.
  4. В музыкальном кабинете есть рояль «Petrof», телевизор, домашний кинотеатр, ноутбук, принтер, проектор. Комплектование отвечает требованиям ФГОС и реализуемого проекта.
  5. Кабинет ИЗО нуждается в интерактивных средствах обучения, наглядных пособиях. Комплектование в целом удовлетворительное.
  6. Кабинет технологии нуждается в развитии материально-технической базы и обеспечении современными средствами обучения. Реализация проекта на базе кабинета технологии удовлетворительная.

Список использованных источников

  1. Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс / Н. А. Горяева, О. В. Островская; под ред. Б. М. Неменского. — М., 2012.
  2. Андреева А. Ю. История костюма. Эпоха. Стиль. Мода /
  1. Ю. Андреева, Г. И. Богомолов. — СПб., 2001.
  1. Арбат Ю. А. Добрым людям на загляденье: Рассказы о мастерах народного искусства / Ю. А. Арбат. — М., 1964.
  2. Афанасьев А. Н. Живая вода и вещее слово / А. Н. Афанасьев. — М., 1988.
  3. Белов В. И. Лад: Очерки о народной эстетике / В. И. Белов. — М., 1982.
  4. Василенко В. М. Народное искусство: Избранные труды о народном творчестве. X—XX вв. / В. М. Василенко. — М., 1974.
  5. Воронов В. С. О крестьянском искусстве: Избранные труды /
  6. B.               С. Воронов. — М., 1972.
  7. Головина В. А. Египет: Боги и герои / В. А. Головина. —Тверь, 1997.
  8. Искусство. Музыка. Изобразительное искусство. 5-9 класс. Рабочие программы. Вертикаль. ФГОС. 2015
  9. Вариации прекрасного. Семь чудес древнего мира. Вачьянц А.М. Айрис-Пресс. 2015
  10. Музыкально-интеллектуальные викторины для детей 11-14 лет. Ковалева Е.В. Владос.2014
  1. Музыка. 5-8 классы. Необычные уроки: музыкальные расследования и путешествия, сценки-пьесы, концерты. ФГОС.  Лукашевич М.Ю. У. 2014
  2. Музыка. 5-8 класс. Музыкальные путешествия, творческие задания, занимательные задачи. Арсенина Е.Н. Учитель.-2011
  3. Природный материал и фантазия 5-9 класс. Программа, рекомендации, разработки занятий. Трепетунова Л.И. 2009

  1. На основе,  которых , были составлены программы по внеурочной деятельности,  сочетающие в себе метапредметные связи в культурно-историческом аспекте.
  2. Артамонова Е. В. Соломка, скорлупка, цветочек – подарки для мам и для дочек: Секреты-самоделки – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – 64 с.
  3.  Борисова А. В. Вышивка. Макраме. Филейное вязание: 500 узоров и модных аксессуаров для вашего дома.- М.: РИПОЛ классик, 2005.-320 с.: ил.-(Советы для дома).
  4.  Декоративно-прикладное творчество. 5-9 классы: Традиционные народные куклы. Керамика / авт.-сост. О. Я.Воробьева. – Волгоград: Учитель, 2009 – 140 с.: ил.
  5.  Дильмон Т. Полный курс женских рукоделий / Пер. М. Авдониной, - М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 704 с., ил. – (Книга для всей семьи).
  6.  Кузьмина М. А. Азбука плетения. Второе издание. – М.: Легпромбытиздат, 1992. – 320 с.: ил.
  7.  Обучение мастерству рукоделия: конспекты занятий по темам: бисер, пэчворк, изготовление игрушек. 5-8 классы \ авт.-сост. Е. А. Гурбина. – Волгоград: Учитель, 2008. -137 с.:ил.
  8.  Студия декоративно-прикладного творчества: программы, организация работы, рекомендации \ авт.-сост. Л. В. Горнова и др. – Волгоград? Учитель, 2008 – 250 с.
  9.  Уроки труда. 5 класс. Макраме. Вышивание: поурочные планы \ сост. С. И. Припеченкова, Э. Ю. Глушкова. – Волгоград: Учитель, 2007.– 62 с. Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства /Н.Б.Гонтаренко. – Изд. 2-е – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
  10.  Емельянов Е.В. Развитие голоса. Координация и тренинг, 5- изд., стер. – СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «Планета музыки», 2007.
  11.  Исаева И.О. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей /И.О. Исаева – М.: АСТ; Астрель, 2007.
  12.  Полякова О.И. Детский эстрадный коллектив: Методические рекомендации. – М.: Московский Городской Дворец детского (юношеского) творчества, Дом научно-технического творчества молодежи, 2004.
  13.  Полякова О.И. Принципы подбора репертуара для детской эстрадной студии // Народно-певческая культура: региональные традиции, проблемы изучения, пути развития. – Тамбов: ТГУ им. Г.Р. Державина, 2002.
  14.  Риггз С. Пойте как звезды. / Сост и ред. Дж. Д.Карателло . – СПб.: Питер 2007.
  15.  http://www.mp3sort.com/
  16.  http://s-f-k.forum2x2.ru/index.htm
  17.  http://forums.minus-fanera.com/index.php
  18.  http://alekseev.numi.ru/
  19.  http://talismanst.narod.ru/
  20.  http://www.rodniki-studio.ru/
  21.  http://www.a-pesni.golosa.info/baby/Baby.htm
  22.  http://www.lastbell.ru/pesni.html
  23.  http://www.fonogramm.net/songs/14818
  24.  http://www.vstudio.ru/muzik.htm
  25.  http://bertrometr.mylivepage.ru/blog/index/
  26.  http://sozvezdieoriona.ucoz.ru/?lzh1ed
  27.  http://www.notomania.ru/view.php?id=207
  28.  http://notes.tarakanov.net/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческой личности на уроках музыки и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС

Развитие творческой личности ребенка становится одной из главных задач  в системе общего образования. Изменение традиционных методов преподавания требует поиск наиболее результативных путей воспи...

«Развитие творческой личности на уроках музыки и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС»

В настоящее время творчество и творческая деятельность определяют ценность человека, поэтому формирование творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но и практический смысл....

Мастер-класс по теме "Бинарное внеклассное мероприятие – один из педагогических путей формирования метапредметных коммуникативных УУД в процессе реализации внеурочной деятельности как требование ФГОС"

Данный мастер-класс был проведен в рамках районного семинара по теме "Пути формирования метапредметных коммуникативных УУД в процессе реализации урочной и внеурочной деятельности как требование Ф...

Воспитание, обучение, развитие в контексте культурно-исторической концепции Л. С. Выготского.к 120-летиюсо дня рождения

Заметки практикующего психологаПублицистический очерк Авторской группы «Референт»Содержание образования и организация учебной деятельности действительно зависят от теории: «Коль я вс...

Педагогический проект "Приобщение детей к культурно-историческому наследию Шотландии на внеурочных занятиях по английскому языку"

Педагогический проект "Приобщение детей к культурно-историческому наследию Шотландии на внеурочных занятиях по английскому языку"...

Развитие воспитательной компоненты в рамках программы по внеурочной деятельности при реализации ФГОС

Основные направления организации воспитания и социализации учащихся общеобразовательных учреждений...