Внедрение народных и подвижных игр в 5 классах как средство коммуникативной компетентности
проект по физкультуре (5 класс) по теме

Трухин Алексей Павлович

 

2.Краткая аннотация проекта

Современный этап модернизации общества ставит перед системой образования ряд задач, способствующих переходу России в гражданское демократическое общество, гарантирующее реализацию прав, свобод и возможностей отдельной личности. Принципиально ставится вопрос о смещении общественных приоритетов в сторону развития человека, индивида, личности, расширения возможности его самодеятельности, его субъективной компетенции. В системе образования, которая готовит человека к жизни в гражданском обществе, ребенок должен рассматриваться не просто как субъект деятельности объект многообразных общественных отношений, но, прежде всего, как суверенная, самостоятельная, свободная, толерантная и ответственная личность, осознающая индивидуальную, личностную ценность жизни и здоровья. Такое понимание целей образования требует переоценки всех компонентов педагогического процесса (Кузьмин М.Н.), обеспечивающего новое качественное.

В ежегодном послании президента РФ Федеральному собранию РФ (12.12.2012 г.) В.В. Путин подчеркнул, что важнейшим направлением в образовании является развитие физической культуры и спорта: «Нужны новые формы работы, широкий выбор не только спортивных, но и оздоровительных занятий, прежде всего для детей». Адаптивность системы образования и качественное образование обеспечиваются в современных условиях путем выхода на новые модели образовательных учреждений, которые ориентированы на вариативные формы организации учебного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx91.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное

учреждение «Средняя общеобразовательная  школа с

 углублённым изучением отдельных предметов №10»

Внедрение народных и подвижных игр в 5 классах как средство коммуникативной компетентности

Трухин Алексей Павлович,

учитель физической культуры

Нефтеюганск

2013

2.Краткая аннотация проекта

Современный этап модернизации общества ставит перед системой образования ряд задач, способствующих переходу России в гражданское демократическое общество, гарантирующее реализацию прав, свобод и возможностей отдельной личности. Принципиально ставится вопрос о смещении общественных приоритетов в сторону развития человека, индивида, личности, расширения возможности его самодеятельности, его субъективной компетенции. В системе образования, которая готовит человека к жизни в гражданском обществе, ребенок должен рассматриваться не просто как субъект деятельности объект многообразных общественных отношений, но, прежде всего, как суверенная, самостоятельная, свободная, толерантная и ответственная личность, осознающая индивидуальную, личностную ценность жизни и здоровья. Такое понимание целей образования требует переоценки всех компонентов педагогического процесса (Кузьмин М.Н.), обеспечивающего новое качественное. 

В ежегодном послании президента РФ Федеральному собранию РФ (12.12.2012 г.) В.В. Путин подчеркнул, что важнейшим направлением в образовании является развитие физической культуры и спорта: «Нужны новые формы работы, широкий выбор не только спортивных, но и оздоровительных занятий, прежде всего для детей». Адаптивность системы образования и качественное образование обеспечиваются в современных условиях путем выхода на новые модели образовательных учреждений, которые ориентированы на вариативные формы организации учебного процесса.

3.Обоснование необходимости проекта.

Любые переходные периоды в жизни человека всегда связаны с проблемами. Переход учеников из начальной школы — это сложный и ответственный период; от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка. Наша задача — разобраться в том, что происходит сейчас с детьми, что их волнует и беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь мы можем оказать ребятам.  Подростковый возраст (10—15 лет) — период бурного роста и развития организма. Проблема для детей: в пятом классе дети переходят к  новой системе обучения: «классный руководитель – учителя-предметники», уроки проходят в разных кабинетах. Большинство детей переживают это событие как важнейший шаг в своей жизни. Некоторые гордятся тем, что повзрослели, другие мечтают начать «новую жизнь».

Резкие изменения условий обучения, нарушение привычной стабильности, боязнь нового и пока неизвестного, разнообразные и усложненные требования, предъявляемые пятиклассникам, даже смена статуса «старшего» в начальной школе на «самого младшего» в среднем звене – всё это является довольно серьёзным испытанием. В пятом классе многие дети ощущают одиночество, так как любимой первой учительницы нет рядом, а классному руководителю часто не хватает времени уделять им внимание в той же мере. Одна из задач основного общего  образования определяется как подготовка учащихся с развитой коммуникативной компетенцией. За этим стоит умение видеть позицию другого человека, оценивать ее, принимать или не принимать, иметь собственную точку зрения, отличать ее от чужой и защищать. От уровня коммуникативной компетентности личности во многом зависит успешность ее взаимодействия с партнерами по общению и самореализация в обществе.

В нашей школе при переходе в среднюю параллель происходит перетасовка учащихся, приходят дети из других начальных школ. Формирование новых коллективов, приводит к тому, что детям приходится ещё и по-новому устанавливать социальные связи с одноклассниками.

И проще всего это сделать через игру. Хорошим средством для воспитания толерантности на уроках физической культуры, являются командные игры (спортивные и подвижные). Играя командой, учащиеся учатся сопереживать и поддерживать своих игроков. Актуальность игры в настоящее время повышается и из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Во всем мире, и в России в частности, неизмеримо расширяется предметно-информационная среда. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети в последнее время обрушивают на учащихся огромный объем информации. Актуальной задачей школы становится развитие самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Одной из форм обучения, развивающей подобные умения, является  игра, способствующая практическому использованию знаний, полученных на уроке и во внеурочное время.

Игра - это естественная и гуманная форма обучения ребенка. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять. Таким образом, тема нашей  работы является актуальной.

Внедрение народных и подвижных игр в пятых классах как средство коммуникативной компетентности. Формирование коммуникативной компетенции учащихся 5 классов  вовремя  занятия народными  и подвижными играми

4.Цели и задачи проекта.

Формировать  коммуникативные  компетенции по средствам народных и подвижных игр.

Задачи:

- изучить методическую литературу по данной проблеме;

- выявить влияние народных игр на умение строить взаимоотношения с другими детьми, в соответствии с нравственными нормами и общечеловеческими ценностями; 

- определить физическое  состояния учащихся с использованием мониторинга физического развития ;

-  организовать  внеурочную деятельность направленную на формирование коммуникативной компетенции ;

5. Основное содержание проекта.

 Наблюдения и опыт личной работы показывают, что учитель физкультуры в пятых классах на занятиях сталкивается с затруднениями  следующего характера.

  • Неадекватные  межличностные и межгрупповые отношения внутри незнакомого коллектива:
  • Деление сферы влияния в классе:
  • Появление лидеров.

Для целенаправленного, методически грамотного осуществления процесса физической подготовки следует иметь достаточно полное представление об особенностях коммуникативных компетенций  школьника и его физического состояния.

В октябре 2010 года с вновь сформированными пятыми классами проводилась методика диагностики межличностных и межгрупповых отношений («Социометрия») Дж. Морено для определения степени сплоченности-разобщенности в классе. (Приложение 1) . В диагностике  участвовало 49 учащихся двух классов.

Сравнительный анализ структуры взаимоотношений в классе

Количество полученных выборов (159)социометрический статус группы, который сравнивается с теоретически возможным числом выборов (24 (число членов группы) х 9 (число возможных выборов) = 216).

2.  Существует и такой социометрический параметр, как «индекс групповой сплоченности»: С гр =    сумма взаимных выборов

                                        общее число возможных выборов в группе

итог получился  0,3.  Показателем  хорошей групповой сплоченности  считается - 0,6 - 0,7

Учащиеся этого класса, иногда бывают, агрессивны, особенно мальчики, в некоторых моментах показывают невоспитанность, классы многонациональны, некоторые дети между собой почти не общаются, часто возникает конфликт девочек с мальчиками.  В ведущей коллективистской направленности ученый А.Н. Лутошкин  выделил как ; Песчаная россыпь. Люди, которые не связаны между собой; каждый сам по себе. Дети мало знают друг друга и боятся пойти на встречу друг другу. Отсутствует авторитетный центр. Структура формальна, хотя и лидерство присутствует, микро группы  не устойчивы. Нет устойчивых основ межличностных отношений. Аналогичная ситуация складывается и в другом пятом классе.

На данный момент широко используются Всероссийские спортивные соревнования  школьников «Президентские  состязания»    в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30 июля 2010 г. № 948 «О проведении всероссийских спортивных соревнований (игр) школьников», порядком проведения, утвержденным приказом  Минобрнауки  России и Минспорттуризма России от 27 сентября 2010 г.  Исходя из этого проект имеет большую актуальность в развитии физического  состояния  школьников и коммуникативных компетенций , так как в данных соревнованиях учувствуют дети  из одного класса.

В связи с этим у вновь сформированных классов  проводиться  мониторинг физического развития  два раза в год для определения уровня подготовленности учащихся на данном этапе. Это позволяет мне выявить сильные и слабые стороны учащихся. Из результатов мониторинга  следует, что страдают следующие   качества: выносливость, прыгучесть и гибкость.

Анализируя  и обрабатывая  полученные данные, подбираю подвижные и народные игры, которые помогают развить те качества, которые в данный момент у учащихся наименее выражены и будут формировать у них коммуникативные  компетенции.

Раздел, название, темы

Цель

Количество часов

Вводное занятие:

  • Методика диагностики межличностных и межгрупповых отношений ("Социометрия") Дж.Морено

Определить степень сплоченности-разобщенности в классе

    1 час

Подвижные игры

  • Игра  «Бег на трёх ногах». «Прыгуны»
  • Игра  «Слон» (для юношей)
  • Игра  «Попади в мяч»
  • Развивающая игра «Большой кроссворд»       (олимпийская тематика, теоритические вопросы).
  • Игра  «Перестрелка»  
  • Игра  «Двумя мячами через сетку»
  • Игра «Пятнашки»
  • Игра  «Лапта»
  • Игра "Гусеница"
  • Игра «Дракон»
  • Эстафеты с предметами и без предметов
  • Игра «Паровозик» 
  • Игра «Салки со скакалкой»
  • Игра «Хоккей руками»

Формировать у учащихся коммуникативные  компетенции.

Формировать культуру общения.

Способствовать развитию внимания, мышления, сообразительности

Способствовать развитию физических качеств: быстроты, ловкости, прыгучести.

Способствовать развитию внимания, творческих способностей, развивать чувство коллективизма.

    33 часа

  • Методика диагностики межличностных и межгрупповых отношений ("Социометрия") Дж.Морено

Определить, изменился ли уровень сплоченности в классе

    1 час

В процессе свое работы мною разработаны  и  применены  игры, на развитие компетенций, одновременно с этим развиваются  физические качества   такие как:  ловкость, выносливость, прыгучесть. Использую  на уроках физической культуры игровую технологию, которую сочетаю с технологией успеха. Их сочетание повышает эмоциональность урока, что благотворно влияет на развитие и здоровье обучающихся. Позитивный эмоциональный настрой, чувство радости у учеников - критерии успешного урока. Успех рождает сильный дополнительный импульс к активной работе, содействует становлению достоинства ученика, это залог положительного отношения к учебе, к школе, к труду. Ситуация успеха становится фактором развития личности.

Мною разработан алгоритм для достижения ситуации успеха, на уроках физической культуры, который состоит из следующих этапов:

 - формирование  мотива  к достижению успеха у учащегося ;

- внушение ученику уверенности  в своих силах, после чего он испытывает желание вновь достичь успеха в учебной деятельности (предлагаю задание, решение которого требует определенных волевых усилий; ученик оценивает результат своих усилий);

-  формирование  коммуникативных  компетенций  у учащегося  (он учится создавать ситуацию успеха в коллективе).

Часто создаю ситуацию успеха с помощью приема «включение неожиданных трудностей». Прием заключается в предлагаемых мною специальных заданиях (в дальнейшем и в самозаданиях), которые неуклонно от занятия к занятию и усложняются  условия выполнения упражнений. Преодоление растущих трудностей укрепляет веру моих воспитанников в свои силы, содействует воспитанию настойчивости и упорства. В рамках применения этого приема провожу подвижные и спортивные игры с гандикапом. Ученики выполняют упражнения с конкретной целью  требующие максимальных усилий.  Прыжки и бег с препятствием (в тяжелой обуви, с тяжелым поясом), тренировочные встречи с сильными и разными по физической подготовленности противниками (старшеклассниками).  Неожиданным может явиться предложение сильному ученику или команде уступить лучшее место на старте, произвести замену сильного нападающего в волейболе, поменять местами крайних нападающих в футболе и т.п. Это побуждает ребят вести спортивную борьбу в более интересной обстановке. Чем сложнее борьба, тем большую радость приносит коллективный успех.

При оценке физической подготовленности учитываю как  максимальный результат, так и прирост результата. Причем индивидуальные достижения учеников имеют приоритетное значение.

Во всех комплексных программах по физической культуре ( я работаю по комплексной  программе  Физического воспитания учащихся 1-11классов, В.И. Лях, А.А. Зданевич)  ведущими являются технологии, связанные с охраной здоровья ребенка, повышением его функциональных возможностей.  Физическая и двигательная  подготовленность,  двигательная активность – залог здоровья.

Одним из главных принципов физического воспитания считаю принцип оздоровительной направленности, который обязывает:

- определяя конкретное содержание средства и метода физического воспитания, непременно исходить из их оздоровительной ценности как обязательного критерия;

- планировать и регулировать тренировочные нагрузки в зависимости от пола, возраста, уровня подготовленности учащихся;

- обеспечивать регулярность и единство врачебного и педагогического контроля в процессе занятий и соревнований;

- широко использовать оздоровительные силы природы и гигиенические факторы.

Наиболее эффективная форма организации урока физической культуры является  групповая форма  занятий. Она активизирует учащихся, повышая их интерес к уроку, формирует  правильную коллективную деятельность. Ведь нормальные межличностные и межгрупповые отношения внутри коллектива, справедливое распределение ролей между членами коллектива, повышают сплоченность коллектива, приводят к снижению конфликтов  внутри него.

Однако группа не останавливается в своем развитии, постоянно происходят подъемы и спады, поэтому необходимо постоянно поддерживать сплоченность и готовность к взаимодействию, регулярно проводя подвижные игры, беседы со знаменитыми спортсменами  нашего города, привлечение детей в секции. Внутриколлективная сплоченность представляет собой единство мнений и поведения членов коллектива, основанной на общности интересов, ценностей и норм поведения. Это интегральная характеристика коллектива.

В процессе сплочения коллектива происходит формирование единства интересов, норм поведения, коллективных ценностей. Результат процесса сплочения проявляется в единстве мнений членов коллектива, в тяготении работников друг к другу, помощи и поддержке. В результате создается своеобразная атмосфера сплочения.

Показателями коммуникативных компетенций коллектива являются - ценностно-ориентационное единство и адекватность возложения ответственности за результаты совместной деятельности. Народные и подвижные игры характеризуется наличием общей цели, сотрудничества, совместных интересов.

Народная игра знакомит детей с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, с ее помощью они приобретают основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками.

Народные подвижные игры являются одним из наиболее действенных средств разностороннего физического воспитания подрастающего поколения, любимым и полезным занятием детей. В их основе лежат спортивные народные состязания, в ходе выполнения которых участники преодолевают ряд препятствий, стремятся достичь определенной, заранее поставленной цели. Благодаря большому разнообразию содержания игровой деятельности они всесторонне влияют на организм и личность, способствуя при этом решению задач физического воспитания.

 Народная игра – средство обучения и воспитания, сохраняющее свою исходную и наиболее ценную функцию, обеспечивающую самообразование ребенка. Всестороннее развитие и приобщение его к традиционной игровой культуре естественнее всего происходит через участие в играх вместе со взрослыми и более старшими детьми (Прокопенко В.И., 1990, 1993; Бельды В.Ч., 1991; Санданов Б.Д., 1991; Козлова Т.Б., 2000; Фетисов А.А., 2002; Лялина Л.А., 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Развитие творческих способностей учащихся как средство достижения необходимого уровня коммуникативной компетентности".

В докладе освещаются различные формы работы на уроках и во внекласссной  деятельности для развития творческих способностей  учащихся на разных ступенях обучения иностранному языку ....

Обобщение опыта "Формирование коммуникативной компетентности учащихся средствами школьных СМИ, при обучении на уроках и во внеурочной деятельности русскому языку и литературе"

Представленный опыт работы не содержит принципиальных педагогических открытий и изобретений. Он являет собой индивидуально осмысленные и практически осуществленные (осуществляемые) системы комму...

Творческий отчет по теме самообразования «Изучение методов формирования коммуникативной компетентности младших школьников на уроках, индивидуальных логопедических занятиях средствами ИКТ».

Из опыта работы учителя – логопеда Чернопятовой Надежды Геннадьевны по теме самообразования «Изучение методов формирования коммуникативной компетентности младших школьников на уроках, индивидуальных л...

Мастер-класс "Интерактивные технологии обучения на уроках географии как средства формирования коммуникативной компетентности школьников"

Цель класса: Продемонстрировать практическое использование интерактивных методов обучения в преподавании географии,...

Мастер- класс по теме "Диалоговые технологии как средство развития коммуникативной компетентности обучающихся"

Формирование и развитие коммуникативных компетенций школьников – чрезвычайно актуальная проблема, так как степень их сформированности влияет не только на результативность обучения детей, но и на...