Обобщение опыта "Формирование коммуникативной компетентности учащихся средствами школьных СМИ, при обучении на уроках и во внеурочной деятельности русскому языку и литературе"
методическая разработка по русскому языку по теме

 

Представленный опыт работы не содержит принципиальных педагогических открытий и изобретений. Он являет собой индивидуально осмысленные и практически осуществленные (осуществляемые) системы коммуникативного образования; создана эффективная, организационная, методическая система формирования и развития коммуникативных навыков учащихся как на уроках русского языка и литературы, так и во внеурочное время, в частности через школьное СМИ.

Условия применения опыта: опыт по формированию и развитию коммуникативных навыков учащихся может быть использован как учителем со стажем, так и молодыми специалистами. Его можно использовать  на уроках, во внеурочной работе, на кружковых и факультативных занятиях.

Для успешного опыта необходимо:

а) Социально-психологическая компетенция, связанная с готовностью к решению профессиональных задач, 

б) социальная активность и криативность, 

в) чувство профессионального долга и личная ответственность,

г) занятия по самообразованию и самовоспитанию, 

д) иметь в наличии учебно-методическую базу (методическую и справочную литературу, дидактический материал), 

е) предметная компетенция в сфере учительской специальности, 

ж) профессиональная самореализация, 

з) работа с родителями, 

к) сотрудничество с учреждениями дополнительного образования, библиотеками, педагогическим  коллективом  школы, 

л) иметь в наличии аудио и видеоматериалы, мультимедийные  диски.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshch._opyta_posled..doc243 КБ

Предварительный просмотр:

Подстреха Нила Михайловна

                                              Управление образования администрации

муниципального образования Ленинградский район

ТЕМА:  «Формирование коммуникативной компетентности учащихся средствами школьных СМИ, при обучении на уроках и во внеурочной деятельности русскому языку и литературе»

Автор опыта:

Подстреха  Нила Михайловна, учитель русского

языка и литературы высшей квалификационной

категории, отличник народного просвещения

муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 1

им. З.Я. Лавровского станицы Ленинградской муниципального образования Ленинградский район

 

ст.Ленингрдская

2011год

Содержание:

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА 3-5

ЦЕЛОСТНОЕ ОПИСАНИЕ ОПЫТА……………………………………………..... 6-18

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………………..19

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………………….


ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

1. ФИО автора – Подстреха Нила Михайловна

2. Населенный пункт (район) - муниципальное образование Ленинградский район.

3. Образовательное учреждение - муниципальное общеобразовательное учреждение

                                                         средняя общеобразовательная школа № 1

                                                         им. З.Я.Лавровского станицы Ленинградской.  

4.  Занимаемая должность- учитель русского языка и литературы.

5.  Педагогический стаж и квалификационная категория -39 лет, высшая.

6. Тема педагогического опыта - «Формирование коммуникативной компетентности учащихся средствами школьных СМИ,  при обучении на уроках и во внеурочной деятельности  русскому языку и литературе»

7. Уровень опыта по степени новизны – в усовершенствовании образовательного процесса, в обеспечении самостоятельной творческой деятельности каждому ученику с учетом интересов ребенка, творческих наклонностей, дальнейшее их развитие на уроках и во внеурочной деятельности посредством печатного слова через занятия в творческом объединении юных журналистов, в усовершенствовании языкового мастерства, свободном владении словом, грамотности;

-выявлении одаренных детей, приобретении творческих и практических навыков с компьютером и программами;

- дальнейшей гуманитарной профориентации;

- осуществление проектной деятельности учащихся;

8. Цель педагогического  опыта - построение образовательного   процесса на уроках русского языка и литературы, ориентированного  на формирование коммуникативной компетентности современных подростков как необходимого  условия, обеспечивающего качественное усвоение учебных программ, развитие современной личности, способной жить в современном мире;

- вовлечение учащихся в различные виды деятельности: исследовательскую, проектную, краеведческую, журналистскую и т.п. с целью формирования умении и навыков в любой области деятельности, что способствовало бы полноценному общению, созданию коммуникативного комфорта в обществе, формированию языковой компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы в условиях углубленного изучения с опорой на комплекс методов, применение форм организации работы с текстом как основной лингводидактической единицей, а также во внеурочной деятельности.  

 Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:

-научить учащихся пользоваться языком в разных сферах человеческого общения,

-создать условия для формирования умений и навыков лингвистического анализа в соответствии с изучаемыми темами и разделами,

-обеспечить условия для практического усвоения разделов на текстовой основе,

-способствовать развитию коммуникативных умений школьников, совершенствованию речевых навыков, творческих способностей,

-обеспечить условия для формирования умения комплексного анализа текста,

-создать положительную мотивацию на уроках русского языка посредствам раскрытия значимости каждого языкового явления (с опорой на текст),

-формировать представление о языке как о системе динамической и гармоничной,

-воспитывать коммуникативную культуру школьников,

-расширить  и углубить  запас знаний учащихся  и формировать  компетенции, выявить и поддержать  лингвистически одаренных детей,

-развивать и совершенствовать психологические качества личности школьника.  

9. Краткое описание опыта – соответствии с концепцией модернизации российского образования вопрос  развития коммуникативной компетенции учащихся является одним из основных среди ключевых компетенций,  т.к. происходящие сегодня изменения в обществе требуют повышения коммуникативной компетенции школьников, совершенствовании их языковой подготовки, потому что  речь, в первую очередь, является своеобразным зеркалом культуры и образованности каждого человека, а свободное владение речью способствует полноценному общению, созданию коммуникативного комфорта в обществе, определению своего «я» в этом обществе, а также своей будущей профессии, следовательно и самореализации в обществе. Работа в творческом объединении направлена на социализацию учащихся, она готовит школьников к самостоятельной деятельности в вузе, на производстве, поддерживает их индивидуальное развитие, помогает организовать себя, выразить свои мысли, распространить  их среди других людей, помогают лучше познать себя, открыть мир. Эти занятия дают возможность реализоваться таким качествам, как самостоятельность, ответственность за выбранное дело, аккумулируют умения учащихся, приобретенные ими с 5 класса, работать с книгой (критической, научно-популярной, справочной и др.), умение владеть монологической и диалогической речью, создавать устно и письменно сочинение, способность анализировать прочитанное, делать выводы.

10. Эффективность опыта – представленный опыт работы не содержит принципиальных педагогических открытий и изобретений. Он являет собой индивидуально осмысленные и практически осуществленные (осуществляемые) системы коммуникативного образования; создана эффективная, организационная, методическая система формирования и развития коммуникативных навыков учащихся как на уроках русского языка и литературы, так и во внеурочное время, в частности через школьное СМИ.

Условия применения опыта: опыт по формированию и развитию коммуникативных навыков учащихся может быть использован как учителем со стажем, так и молодыми специалистами. Его можно использовать  на уроках, во внеурочной работе, на кружковых и факультативных занятиях.

Для успешного опыта необходимо:  

а) Социально-психологическая компетенция, связанная с готовностью к решению профессиональных задач, 

б) социальная активность и криативность, 

в) чувство профессионального долга и личная ответственность,

г) занятия по самообразованию и самовоспитанию, 

д) иметь в наличии учебно-методическую базу (методическую и справочную литературу, дидактический материал), 

е) предметная компетенция в сфере учительской специальности, 

ж) профессиональная самореализация, 

з) работа с родителями, 

к) сотрудничество с учреждениями дополнительного образования, библиотеками, педагогическим  коллективом  школы, 

л) иметь в наличии аудио и видеоматериалы, мультимедийные  диски.


Опыт, обобщенный Н.М.Подстреха, актуален для общеобразовательных учреждений

12. Последователи - благодаря вовлечению учащихся, педагогов школ последователями   в работе стали многие педагоги района. В их числе Миронова В.Г.- учитель русского языка и литературы СОШ №1, Колупаева С.А.- учитель русского языка и литературы СОШ №1, Трофименко Т.И. – зам.директора по УМР СОШ №1. Опыт по организации работы школьных СМИ взят на вооружение преподавателями школ, где выпускается школьная газета.

13. Кто и когда изучал – Нила Михайловна выступала на заседании ШМО, муниципальном методическом объединении учителей русского языка и литературы.

14. Выводы, рекомендации - администрация МОУ СОШ № 1 рекомендует работу Подстреха для обобщения и внесения в муниципальный банк данных передового педагогического опыта.

ЦЕЛОСТНОЕ ОПИСАНИЕ ОПЫТА

  Новая школа – это, прежде всего, качественная школа. Но это качество измеряется не только количеством пятерок на ЕГЭ и не числом победителей различных олимпиад. «Продуктом» новой школы, я уверен, должен стать «качественный» человек, настоящая личность. Гражданин, ответственный и за собственную судьбу, и за судьбу своего края, своей страны.

Александр Ткачев

Условия возникновения и становления опыта.  Работа написана с целью обмена опытом по формированию коммуникативных компетентностей учащихся на уроках русского языка и литературы, а также непредметным способом деятельности, одним из которых является творческое объединение  юных журналистов и газета «Муравейник».

Приоритетными задачами образования сегодня является развитие творческих и коммуникативных компетентностей современных подростков. От успешного решения этих задач будет во многом зависеть выбор профессии, а значит и дальнейшая судьба молодых людей. Таким образом, правительственная «Стратегия модернизации общего образования» предполагает, что в основу обновленного содержания образования будут положены «ключевые компетенции».

В научной и методической литературе  выделяют от 3-х до 37 видов компетенций. В работе я остановлюсь на одной, на мой взгляд, определяющей компетенции - коммуникативной. Мой выбор обусловлен результатами проведенного в 2007-2008 учебном году на базе МОУ СОШ №1 анкетирования среди учащихся основной и старшей школы. Анкетирование показало, что учащиеся считают наиболее важным для жизни в современном обществе формирование именно  двух компетенций: информационной и коммуникативной.

В соответствии с этим необходимо было решить следующие задачи:  

  1. Изучить опыт педагогов по теме проблемы.
  2. Раскрыть и реализовать в практике возможности урока и непредметных форм работы  как средства формирования коммуникативной компетенции.
  3. Разработать программу формирования предметных и общеучебных умений, составляющих фундамент этой компетенции, в процессе изучения курса русского языка и литературы в старших классах, а также в творческом объединении юных журналистов.
  4. Подобрать методики диагностики сформированности  коммуникативных компетенций.

Актуальность опыта. Овладение родным языком, культурой речи, постоянное  ее особенно важно для тех, кто стремится занять достойное место в обществе, иметь престижную работу, пользоваться уважением у окружающих. Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который умеет общаться и обладает внутренней культурой. Цель заключается в том, чтобы ученик умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях. Овладение коммуникативной компетентностью – необходимое условие формирования социально активной личности.

Теоретическое  обоснование опыта. Компетентностный подход в определении целей и содержания общего образования не является совершенно новым, а тем более чуждым для российской школы. Ориентация на формирование умений, способов деятельности была ведущей в работах таких отечественных педагогов и психологов, как М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, В.В. Краевский, Г.П. Щедровицкий, В.В. Давыдов и их последователей. В этом русле были разработаны как отдельные учебные технологии, так и учебные материалы. Однако данная ориентация не была определяющей, она практически не использовалась при построении типовых учебных программ, стандартов, оценочных процедур. Поэтому сегодня для реализации компетентностного подхода нужна опора на международный опыт, с учетом необходимой адаптации к традициям и потребностям России.

Что же включает в себя понятия «компетенция», «компетентность»?

Для российской педагогической литературы понятия «компетенция», «компетентность» сегодня относительно новые и в последнее время активно разрабатываются в научных исследованиях. В современных словарях слово «компетенция» раскрывается с указанием на его латинское происхождение (competentia – согласованность частей и compete – добиваюсь, соответствую, подхожу). Соответственно слово «компетенция»  может иметь два разных значения: во-первых, это круг полномочий какого-либо учреждения или лица, во-вторых, это круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом. В современной педагогической литературе слово «компетенция» употребляется во втором значении. В исследовательской литературе к настоящему времени имеются разные подходы к сущности понятия «компетенция». Проанализируем несколько из них. Исследователи С. Шишов, И. Агапов отмечают: «Под компетенцией мы понимаем общую способность и готовность личности к деятельности, основанные на знаниях и опыте, которые приобретены благодаря обучению, ориентированные на самостоятельное участие личности в учебно-познавательном процессе, а также направленные на ее успешное включение в трудовую деятельность. А.К. Маркова определяет компетенцию как «индивидуальную характеристику степени соответствия требованиям профессии». В Д. Шадрикова фиксирует: «компетенция – готовность обучающихся использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач».

Анализ приведенных понятий показывает, что у исследователей существует недостаточная ясность в понимании сущности и использовании этого понятия. На наш взгляд, наиболее полно и точно сущность этого понятия раскрывает А.В. Хуторской, который отмечает, что «компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним». Исследователь, конкретизируя свою позицию, отмечает, что под компетенцией необходимо иметь в виду некоторое отчужденное, наперед заданное требование к обязательной подготовке ученика, а под компетентностью – уже состоявшееся его личностное качество. «Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности» - так дает определение этому понятию доктор педагогических наук А.В. Хуторской.

 В соответствии с разделением содержания образования на общее метапредметное (для всех предметов), межпредметные (для цикла предметов или образовательных областей) и предметное (для каждого учебного предмета) А.В. Хутороской предлагает трехуровневую иерархию компетенций.

  1. Ключевые компетенции – относятся к общему (метапредметному) содержанию образования. Их формированием в школе занимается не один преподаватель, а весь школьный педагогический коллектив, т.е. каждый учитель.
  2. Общепредметные компетенции – относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей.
  3. Предметные компетенции – частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможности формирования в рамках учебных предметов.

Таким образом, ключевые компетенции конкретизируются на уровне образовательных областей и учебных предметов для каждой ступени обучения. Перечень ключевых компетенций определяется на основе главных целей общего образования, структурного представления социального опыта и опыта личности, а также основных видов деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в обществе:

  1. Ценностно-смысловая компетенция.
  2. Общекультурная компетенция.
  3. Учебно-познавательная компетенция.
  4. Информационная компетенция.
  5. Коммуникативная компетенция.
  6. Социально-трудовая компетенция.
  7. Компетенция личностного самоусовершенствования.

Раскроем содержание  коммуникативной компетенции, обозначенное в  работе. Слово «коммуникативность» и  «коммуникативный» означает: 1)готовность ученика к самостоятельному решению задач на основе знаний, умений качеств личности; 2)умение пользоваться разнообразными речевыми средствами, речевыми умениями, чтобы воздействовать с их помощью на других людей, а также выразить себя.

Ведущая педагогическая идея опыта. Овладение коммуникативной компетентностью – необходимое условие формирования социально активной личности, способной самореализоваться  в современном обществе.

Цель педагогического опыта. Построение образовательного   процесса на уроках русского языка и литературы, а также во внеурочной деятельности,  ориентированного  на формирование коммуникативной компетентности современных подростков как необходимого  условия, обеспечивающего качественное усвоение учебных программ, развитие современной личности, способной жить в современном обществе;

Технология опыта.  Народная мудрость гласит: «Посеешь поступок – пожнешь привычку; посеешь привычку – пожнешь характер; посеешь характер – пожнешь судьбу». Так формируется жизненная линия человека. Жизнь ребенка – это неуклонный процесс взросления и формирования. И на первом этапе жизни реальный мир для ребенка- это в первую очередь семья и школа. Задача учителя – мобилизовать ученические ресурсы: память, мышление, смекалку, развивать умение высказать свою точку зрения, владеть искусством слова, быть грамотным, подключив учительский ресурс – знание предмета, индивидуальный подход к обучающимся, практическую направленности уроков, умение управлять вниманием, распознавать творческие наклонности подростков.

Как показывает практика, привить интерес к предмету, развить интеллектуальные способности, познавательную сферу, творческий  потенциал школьников довольно трудно  в условиях традиционного обучения. На фоне снижения общей культуры, переоценки ценностей наблюдается слабое владение коммуникативными  умениями и навыками (отмечаем бедность словарного запаса, орфоэпические ошибки, трудность в создании устного или письменного высказывания, непрочные, порой бессистемные орфографические и пунктуационные ошибки, восприятие науки о языке как перечне правил, недостаточное владение теорией языка).                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      Языковеды подсчитали, что ребенок употребляет в своей речи примерно 3000 слов, подросток 9000, взрослый от 12000 до 14000. Пушкин же в своих произведениях использовал 24000 слов. Всего же в русском языке более 500000 слов. И все-таки, несмотря на такой запас слов трудно порой найти нужное, чтобы ясно и четко выразить свои мысли. И владеть языком – это целое искусство. Однако нельзя закрывать глаза на то, что  мы сегодня  почти не читаем, говорим небрежно и пишем кое-как. В связи с этим появилась потребность в деятельном подходе,  включении учеников в практическую и творческую деятельность.

Персидский поэт и мыслитель 18 века Саади писал:

Умен ты или глуп,

Велик ты или мал,

Не знаем мы, пока

Ты слова не сказал!

Слово, речь – показатель общей культуры человека, его развития, его речевой культуры.

Исследователь литературы и культуры Древней Руси академик Д.С. Лихачев, говоря о языковой культуре, подчеркивает воспитательное значение языка, его роль в формировании мышления. Богатство, точность, четкость выражения мысли, по мнению ученого, свидетельствует о богатстве общей культуре человека, о высокой степени его профессиональной подготовки.

Но вот мысль, над которой следует задуматься: язык не только лучший показатель общей культуры, но и лучший воспитатель человека. Четкое выражение своей мысли, богатый язык, точный подбор слов в речи формирует мышление человека и его профессиональные навыки во всех областях человеческой деятельности.

Овладение коммуникативной компетентностью – необходимое условие формирования социально активной личности. Научиться ясно и правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной интерпретации, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться – необходимо каждому. Поэтому одной из наиболее важных задач на современном этапе обучения учащихся является развитие коммуникативных способностей. От успешного решения этой задачи будет во многом зависеть выбор профессии, а значит и дальнейшая судьба молодых людей.

Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевает богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что – то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детский возраст. Речь человека является своеобразным зеркалом культуры и образованности. По речи можно сразу определить уровень мышления говорящего, а также его уровень развития. Развивая речь ребенка, мы развиваем и его интеллект. Только через развитие речи возможно становление и совершенствование мышления, воображения. Речь помогает ребенку не только общаться, но и познавать мир. Для ребенка грамотная речь – залог успешного обучения и развития. Свободное владение речью способствует полноценному общению, созданию коммуникативного комфорта человека в обществе.

Так как составляющими любой компетенции являются: владение знанием, содержанием компетенции, проявление компетенции в различных ситуациях, отношение к содержанию компетенции и объекту ее приложения, то коммуникативную компетенцию можно рассматривать с позиции трех составляющих: предметно-информационной, деятельно-коммуникативной, личностно-ориентационной, где все компоненты составляют целостную систему личных свойств обучающихся. Поэтому коммуникативную компетенцию следует рассматривать как готовность ученика к самостоятельному решению задач на основе знаний, умений, качеств личности. Разрабатывая методику и технологию работы по формированию коммуникативных компетенций учащихся, возьмем на вооружение методы авторов книги «Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности» И.С.Сергеева и В.И. Блинова, которые выделяют основные методы, ориентированные на устную и письменную коммуникацию и исходила из того, что необходимо сформировать у детей коммуникативную потребность - стремление пользоваться разнообразными речевыми средствами, понимание того, какие преимущества дают разнообразные речевые умения, как можно с их помощью воздействовать на других людей, мыслить, выражать себя, слушать и слышать, адекватно воспринимать чужую речь, ориентируясь на те реальные задачи, которые предстоит решать ученикам в жизни. Компетентностный подход к обучению русскому языку позволяет ответить на вопрос, как ученик владеет языком, на каком уровне: языковом (владение нормами русского литературного языка), лингвистическом (знание языка), коммуникативном (владение языковыми средствами), социокультурном (владение культурой речи и этикой общения на национально-культурной основе).

Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского языка

Компетенции:

Методы, ориентированные на устную коммуникацию:

Коммуникативная компетенция

  1. все формы учебного диалога;
  2. доклады и сообщения;
  3. ролевые и деловые игры, предполагающие, в самом общем виде, роли Говорящего и Слушающего, Задающего вопросы и Отвечающего;
  4. учебные исследования и учебные проекты, требующие проведения опросов, бесед, интервью у разных категорий людей;
  5. обсуждения, дискуссии, диспуты;
  6. упражнения психологического тренинга общения, в том числе в конфликтогенных и конфликтных ситуациях;
  7. выступление на защитах учебных исследовательских работ, подготовленных товарищами, в качестве оппонентов;
  8. выступление в качестве ведущих на мероприятиях, вечерах и т.д.;
  9. вовлечение учащихся в работу театральных студий.

Методы, ориентированные на письменную коммуникацию:

  1. ролевые и деловые игры, предполагающие, в самом общем виде, роли Пишущего и Читающего;
  2. учебные исследования и учебные проекты, требующие проведения анкетирования или письменного интервью с предварительной подготовкой вопросов (опросников);
  3. телекоммуникационные проекты, предполагающие составление текстов для размещения на Интернет-форумах или отправки по электронной почте, а также получение и чтение соответствующих сообщений на школьном сайте;
  4. подготовка заметок и статей в СМИ с учетом целевой аудитории;
  5. рецензирование учебных исследовательских работ, подготовленных товарищами.

Главной задачей считаем формирование мотивации к овладению и пользованию разнообразными речевыми средствами в различных ситуациях общения.

Сформировать мотивацию (коммуникативную потребность) возможно, если ребенок ощутит, что, овладев тем или иным речевым умением, он расширяет свои возможности общаться и воздействовать на других людей (вызывать у них какие-то эмоциональные переживания и др.), поймет, что владение речью необходимо для самовыражения, для утверждения своего бытия в мире, почувствует радость творческого роста, самосовершенствования.

Уроки русского языка и литературы в первую очередь способствуют развитию коммуникативной, информационно-познавательной функции. Основными видами деятельности на уроке являются: выделение главной мысли текста, нахождение ключевых  слов. Работа с текстом строится на интерпретации, презентации. Параллельно используются все приемы работы со словом. Известно, чем богаче словарь человека, тем шире у него возможности выбора более точного и выразительного оформления мысли. Работа складывается из четырех направлений:

1.Обогащение словаря, то есть усвоение новых слов, новых значений;

2.Уточнение словаря, то есть  углубление понимания уже известных слов, выяснение их оттенков, различий между синонимами, подбор антонимов, анализ многозначности, иносказательных значений, употребления данных слов в речи;

3.Активизация словаря, то есть  включение в речь учащихся все больше новых слов, новых значений, работа со словарями разных типов на уроках и при подготовке к выпуску школьной газеты;

4.Устранение нелитературных слов, ошибочных ударений.

Как правило, в работе с учащимися на уроках русского языка и литературы чаще всего используется форма учебного диалога.

Диалог может быть двух видов: информационный (когда в процессе восприятия каждый партнер получает новую информацию) и интерпретационный (когда в ходе диалога происходит обмен мнениями, оценка известных обоим партнерам фактов, их интерпретация).

Информационный диалог обычно организуется в процессе овладения новыми знаниями, а интерпретационный диалог я включаю в любой структурный элемент урока (проверка домашнего задания, закрепление новых знаний, подведение итогов).

Остановимся  на интерпретационном диалоге, целью которого является развитие диалогической учебно-научной речи, осмысление научной информации, оперирование ею с использованием терминов (подготовительный диалог), увеличение скорости интеллектуально - речевых реакций в непредсказуемых изменениях последовательности беседы (спонтанный диалог).

В организации интерпретационного диалога можно выделить два этапа: первый - подготовка содержательного плана, второй- реализация диалога (продуцирование речи партнерами по общению и оценка их речевой деятельности).

Существует множество способов подготовить предметный план диалогов. Считаются наиболее рациональными  диалоги по материалам изученной темы; диалоги по материалам, собранным в процессе рассредоточенной подготовки к сочинению. В процессе овладения диалогом, монологом развиваются умения слышать, понимать собеседника, строить умозаключения, доказывать мысль. Овладевают этими умениями учащиеся на уроках с использованием интерактивных форм обучения: урок-конференция, урок-портрет, урок-спектакль, урок-дискуссия, урок-презентация проекта.

Например, предлагается:

речевая ситуация при изучении темы: «Диалог». Детям  предлагают разбиться на пары, каждая получает свое задание:

-разговариваем как старые друзья, которые давно не виделись;

-как начальник и подчиненный;

-как ребенок с отцом, приехавшим из длительной командировки;

-как турист, оказавшийся в чужом городе;

-как учитель с учеником и т.п

Кроме такой формы, как учебный диалог существуют и другие, позволяющие развивать коммуникативные и творческие способности учащихся на уроках русского языка:

1.Построение сложных предложений из нескольких различных элементов.

Например, дано начало предложения: «Брат уехал в Москву …», а затем предлагается несколько вариантов закончить его:

-дома остались родители;

-чтобы там поступить в университет;

-потому что он никогда не был в Москве;

-проведать родственников и своего брата Сашу и т.п.

2.Работа над постепенным ступенчатым распространением предложения с помощью вопросов. Дано, например,  предложение: «Птицы вернулись». – «Какие птицы?» - «Перелетные птицы вернулись». – «Откуда вернулись?» - «Перелетные птицы вернулись из теплых стран».- «Куда вернулись?» - «Перелетные птицы вернулись из теплых стран в свои родные гнезда»,  «Когда вернулись?» и т.д.

Упражнения такого типа учат детей составлять значительные по объему предложения, вводить в них дополнительные сведения, изобразительные средства, а также устанавливать связи между словами и предложениями. Иногда практикуется и обратный вариант этого упражнения – сокращение распространенного предложения путем отбрасывания некоторых слов.

3.Работа с текстом (виды компрессии), что очень важно при подготовке к экзамену по русскому языку;

4.Редактирование предложений или текстов, содержащих речевые ошибки или недочеты.

5.Основные виды творческих упражнений, по составлению предложений следующие: (расположены по степени самостоятельности и развивающему эффекту):

-составление предложения по опорным словам (2-3 слова), назывные;

- составление предложения по опорному слову, чаще всего новому, отличающемуся особыми оттенками значений;

- составление предложения по предметной или сюжетной картинке;

- составление предложения по заданному обороту речи, фразеологизму, крылатому выражению, написание мини-сочинения;

- составление предложения по узкой теме заданной учителем или учащимися;

- свободное составление предложений любого вида на любую тему.

6.Моделирование структуры текста с помощью памятки «Текст»

- определили;

- тему (о чем будешь писать, говорить);

- главную мысль (что хочешь сказать);

- название (если его нет), передай в нем тему, главную мысль;

- содержание и порядок предложений;

- план текста (микротемы, абзацы);

7.Редактирование текста по памятке «Редактор».

    На уроках  применяются  различные формы обучения: фронтальные, индивидуальные, групповые, коллективные. Лучше всего, когда дети работают в группах. Применение общих форм работы в соответствии с конкретными целями обучения дает множество конкретных форм организации учебно-воспитательной работы: урок, литературная гостиная, семинар, лекции, факультативные занятия, кружки, элективные курсы и т. п.

Наиболее активным методом работы на уроке является: деловая игра, путешествие,

 защита творческих проектов.

   Особо хочется отметить метод проектов, который вводится в школе в структуру уроков. Учащиеся чаще всего выбирают парные или групповые типы проектов. Работа над проектом позволяет самостоятельно добывать знания, взаимообмениваться, развивает коммуникативные навыки. В группах учащиеся, вступая в контакт, решают коммуникативные задачи: учатся высказывать свою точку зрения, слушать и понимать собеседника, вести дискуссию. Проектная деятельность включает не только работу исследовательского характера, но и поиск, обработку данных по теоретической и практической проблеме, связанной с существующей реальностью.  На таких уроках  учатся упорядочивать свои знания,   организовывать свои собственные приемы изучения данного материала, учатся создавать проблемы и решать их, самостоятельно занимаются своим обучением. Учатся  отстаивать свое мнение, ищут нужную информацию, опрашивают окружение, учатся работать с документацией, таблицами, текстами и т.п.

   Примером тому может служить урок – проект по творчеству кубанского писателя – земляка Б.Е.Тумасова, которому предшествовала  большая краеведческая работа. Неоднократные встречи с писателем в г. Краснодаре, где он сейчас проживает, интервью с  Б.Е.Тумасовым . Проведение урока-проекта по повести писателя « На рубежах южных» в системе уроков регионального компонента явилось итогом этой работы. Следует заметить, что такая форма работы  дает возможность  реализации таких качеств у учащихся, как самостоятельность, ответственность за порученное дело, поиск словесного выражения чувств и эмоций, владение искусством слова. Начатая на уроках, эта работа продолжается и во  внеклассных мероприятиях: литературных викторинах, литературных гостиных, поездках по литературным местам, конкурсах, победители которых зачастую  корреспонденты  газеты.  Так ученик 9 Д класса Гончаренко Дмитрий стал победителем  9-го открытого Интернет – фестиваля  молодых читателей России «Сочи-МОСТ 2010». И удалось это благодаря кропотливой краеведческой работе, поездке по чеховским местам г. Таганрог. Собрав огромный материал, Дима выпустил пособие для  учащихся средней школы «Мой Чехов», посвященное юбилейной дате (250-летию писателя).(Приложение №  ).

   Формирование коммуникативной компетенции на уроках литературы способствует разностороннему развитию языковой личности ученика, а также предполагает , в частности, необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и  навыки с деятельностью творческой, связанной с развитием  индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, творческого мышления, способности решать нестандартные коммуникативные задачи.

Цели таких  уроков:  дать определение основным понятиям;

- уметь выбрать главное в предложенной теме;

- уметь донести нужную информацию до сведения учащихся;

- учить доказывать и отстаивать свое мнение;

- воспитывать познавательный интерес и самостоятельность в получении знаний.  

   На уроках русского языка полезно использовать ряд текстов, несущих информацию и влияющих на понимание нравственных ценностей в жизни. Для того чтобы помочь ученикам осмыслить, осознать сущность любого нравственного понятия, необходимо рассмотреть его во всех оттенках, во взаимосвязи с другими близкими и противоположными ему. В приложениях  имеются образцы таких текстов, используемые на уроках русского языка, которые составляют основу методического пособия для учащихся 9-х классов (автор Подстреха Н.М.). Книга должна выйти в ближайшее время в издательстве «Просвещение» г. Москва. Это «Дидактические материалы по русскому языку, 9 класс» к учебнику русского языка для 9 класса, автор учебника Л.А. Тростенцова.

            На одних уроках эту задачу решить невозможно. В связи с этим возникает необходимость поиска таких форм и методов работы, которые позволили бы развить творческие способности каждого ребенка. Среди инновационных технологий обучения детей творчеству и формированию активной личности одно из ведущих принадлежит непредметным видам учебной деятельности, одним из которых является школьное творческое объединение журналистов. После проведённой работы (анкетирование, опрос, наблюдение) за параллелью  9 классов, выяснилось, что ученики  недостаточно владели  навыками работы с различными видами информации,  с трудом систематизировали, анализировали и отбирали главное, не все обладали  техническими навыками работы с программами (к примеру, не все умели работать  с программой Microsoft Office Publisher).Совсем немногие (даже успешные в учёбе) ученики    могли представить свой результат работы,  публично выступить, вести дискуссию.

Всё это говорило о том, что ученики не в достаточной степени владеют коммуникативной и информационной компетенциями.

      Школа призвана развивать способности школьника реализовать себя в новых динамичных социально-экономических условиях, адаптироваться к различным жизненным обстоятельствам. Нет сомнения, что характеристиками такой  личности становятся коммуникабельность, способность к сотрудничеству и социальному речевому взаимодействию, владение культурой слова, устной и письменной речью в различных сферах применения языка.

Сегодня подростки сталкиваются с проблемой выбора профессии уже в старших классах и чем раньше они смогут сопоставить собственные желания, творческие и коммуникативные способности с потребностями современного рынка труда, сориентироваться в многообразии профессий, тем проще им будет сделать этот выбор.

    Одной из самых престижных и востребованных профессий в современном обществе остается журналистика. По статистике каждый четвертый российский выпускник сегодня мечтает о профессии журналиста. О том, насколько возрос в последнее время интерес школьников к журналистике, говорят также следующие факты: сегодня каждая третья российская школа выпускает собственную газету или журнал, а число газет и подростковых журналов по сравнению с 1986 годом увеличилось в несколько раз.

    Дети и подростки нуждаются в периодических изданиях, но не только в еженедельниках со сказками и стишками, а в таких изданиях, где сотрудничали бы они сами и где затрагивались бы важные и интересные для них темы.

     Дорога во «взрослую» журналистскую профессию обычно начинается в подростковом возрасте с развития творческих способностей в кружке журналистики, с «пробы пера» в школьной газете. В последние годы подростковая журналистика динамично развивается, и уже прочно заняла свое место в современном образовании: она находится на стыке базового и дополнительного образования и включена в учебный процесс как профильный предмет. Являясь важным элементом системы воспитания детей и подростков, журналистика приобщает подрастающее поколение к интеллектуальному и духовному потенциалу общества, служит важным каналом передачи информации от старшего поколения к младшему и одновременно – средством коммуникации, которое позволяет юной аудитории общаться друг с другом и познавать мир.

     Конечно, соперничать с центральными изданиями школьная печать не может. Но это вовсе и не ее задача. Школьную газету можно сейчас рассматривать как средство создания в школе крепкого творческого коллектива, как средство формирования мнения и развития личности ребенка. Для ребят активных, любознательных школьная газета – это своеобразный катализатор и генератор идей. Газета помогает выявить лучшие качества личности, сформировать нравственные приоритеты, подготовить учеников к выбору профиля в обучении, способствует становлению чувства патриотизма растущего гражданина.

     Когда старшеклассникам задают вопрос, почему они хотят стать журналистами, 90% из них, не задумываясь, отвечают, что делают такой выбор потому, что эта профессия подразумевает общение со многими интересными людьми и возможность постоянно находиться в гуще событий. Однако, именно каждодневное общение с самыми разными людьми создает огромное морально-психологическое напряжение и делает журналистику одной из самых сложных профессий.

    Далеко не каждый человек способен стать журналистом и дело здесь не только в том, обладает ли он творческими способностями: журналистская профессия предполагает наличие у человека, выбравшего ее, определенного набора качеств, важное место среди которых занимают такие психологические характеристики как развитие памяти, внимания, мышления.

Творческое состояние для журналиста – это состояние взаимодействия с другим человеком, который становится «источником информации». Для журналиста умение общаться необходимо, пожалуй, больше, чем представителям других профессий. По данным статистики, 70% будущих журналистов испытывают трудности в процессе общения с людьми. Психологи объясняют это тем, что у тех подростков, которые до 12-14 лет были ориентированы, в основном, на семью, в более позднем возрасте обычно возникают проблемы во взаимоотношениях с людьми, в дальнейшем эти проблемы могут перейти и на служебные отношения. Неврозы, нарушения поведения, даже склонность к правонарушениям, так же часто встречаются у людей, чьи взаимоотношения со сверстниками в детском и подростковом возрасте были проблемными. Где и как можно научить подростков, выбравших для себя профессию журналиста, общаться и взаимодействовать с другими людьми?

    Условия для развития не только творческих, но и коммуникативных способностей учащихся, можно смоделировать в своеобразной творческой лаборатории, которой, по сути, является любое школьное средство массовой информации – альманах, журнал или газета. При издании школьного СМИ создается уникальная творческая обучающая среда, которая не только стимулирует интерес подростков к развитию собственных интеллектуальных способностей, активно мобилизует их творческие силы, систематизирует и закрепляет приобретенные ранее профессиональные умения и навыки, но и помогает развить коммуникативные способности, избавиться от многочисленных подростковых комплексов. И помогают им в первую очередь в этом ролевые игры и тренинги.

Рассмотрим  подробнее проведение ролевых игр тренингов на практических занятиях для юных журналистов. Игры являются  наиболее естественной формой взаимодействия между людьми, именно в игре личность развивается свободно и гармонично. Психологи давно начали использовать игру в своей профессиональной деятельности в качестве тренинга. Они считают, что одно из достижений игры в том, что она учит человека жить в реальном мире.

Ролевые игры позволяют развивать, корректировать и формировать многие личностные качества. С их помощью можно развить коммуникабельность, память, внимание, снимать агрессию и психоэмоциональное напряжение.

Тренинг общения: ролевая игра «Разговорчивый собеседник»

Задачи тренинга: развивать коммуникабельность, эмоциональную устойчивость в ситуациях социального взаимодействия, тренировка навыков работы в жанре интервью, умения правильно ставить вопросы.

Описание тренинга: Один из участников игры становится интервьюируемым, другие игроки – журналистами. Разыгрывается ситуация пресс-конференции. Интервьюируемому задают вопросы журналисты. Задача интервьюируемого как можно более многословно отвечать на вопросы корреспондентов, которые должны суметь направить беседу в нужное для них русло и научиться «фильтровать» информацию, полученную от своего собеседника.

Психологический смысл тренинга: научить будущих журналистов правильно вести себя с «болтливым» собеседником, развиваются навыки вербального и невербального общения, умение правильно ставить вопрос и получать на него ответ.

Обсуждение: как правильно вести себя с болтливым собеседником? Какие вопросы задавать такому собеседнику, чтобы получить ответы на нужные журналисту вопросы?

           Работа в творческом объединении направлена на социализацию учащихся, она готовит школьников к самостоятельной деятельности в вузе, на производстве, поддерживает их индивидуальное развитие, помогает организовать себя, выразить свои мысли, распространить  их среди других людей, помогают лучше познать себя, открыть мир. Эти занятия дают возможность реализоваться таким качествам, как самостоятельность, ответственность за выбранное дело. Школьную газету можно эффективно использовать  как фактор развития  информационной и коммуникативной   компетенций школьника.

      Коммуникативная компетенция предполагает наличие следующих  качеств личности у журналиста: владение устной речью (монологом, диалогом,  умением задать вопрос, привести довод при устном ответе, защите проекта), умение представить себя устно и письменно, владение приемами оформления текста (электронной перепиской, созданием текстовых документов по шаблону, правилами подачи информации в презентации). Умение работать в группе, искать и находить компромиссы.

      Информационная компетенция предполагает владение следующими знаниями, умениями, навыками:

Способами работы с информацией: поиск в каталогах, поисковых системах; извлечение информации с различных носителей; систематизация, анализ и отбор информации; техническое отношение к получаемой информации, умение выделять главное, оценивать степень достоверности. Умение применять информационные и телекоммуникационные технологии для решения учебных задач по другим предметам.

 Это сказано и о газете «Муравейник», название которой тоже придумали дети. Был объявлен конкурс, (гуманитарный класс) предложил название, как им казалось, отражающее суть. Школа – тот же муравейник трудолюбивых обитателей, где лишь на первый взгляд все хаотично, непонятно, суетно. На самом деле каждый обитатель « Муравейника» живет по своему расписанию, которое подчинено общему ритму школьной жизни. А газета - один из отражателей этой жизни. Первое, что нам было необходимо,-  это определить творческий коллектив. Для этого через анкетирование были выявлены творческие личности, желающие заниматься газетой. Была разработана программа творческого объединения  «Юный журналист». (Приложение №  ). В первую очередь надо было продумать возможность обучения ребят этому новому делу. Первое, что мы сделали, это встретились с главным редактором местной районной газеты «Степные зори» Б.И.Сальниковым и ответственным секретарем Сыкаловой  Т.А. Мастер-класс, устроенный нам специалистами своего дела, принес свои результаты.

           В настоящее время  газета представляет собой творческое объединение «Муравейник».  Руководство  работой редакционной  коллегии  осуществляется педагогом, который вместе с ребятами составляет планы (в том числе и на год), продумывает содержание каждого   номера газеты. (Приложение №   ).

В редакционную коллегию входят: главный редактор газеты, зам. главного редактора газеты, технический редактор. Количество отделов и рубрик регламентируется редакционной коллегией.

Отделами и рубриками руководят редакторы отделов, подготавливают материал для выпуска журналисты. Ответственность за подготовку материалов к печати несут редакторы отделов.

Направления работы отделов творческого объединения:

1.Учебный отдел. Освещает все стороны учебной деятельности классов; статьи об участниках и победителях олимпиад; статистика интеллектуального развития классов (для подведения итогов на «Лучший класс года»).

2.Отдел «Досуг ». Освещает проводимые мероприятия, конкурсы, КТД школы; интервью с участниками и победителями конкурсов; рассказы, статьи о народных праздниках и их истории и т.д.

3.Отдел «Спорт и здоровье». Статьи о спортивных соревнованиях в школе; о выездных спортивных соревнованиях; интервью с лучшими спортсменами школы; беседы с болельщиками; статистика спортивной подготовки классов (для подведения итогов на «Лучший спортивный класс года»); пропаганда здорового образа жизни.

4.Отдел «Мы за здоровый образ жизни». Статьи, связанные с интересами учащихся: хобби, автомобили, рыбалка, компьютеры и компьютерные игры и т.д., профилактика наркомании, игромании и т.п.

5.Отдел «Листая памяти страницы». Материалы из истории школы, о  первых учителях, истории станицы и края, выпускниках нашей школы самых разных лет и т. п.

6.Отдел «Мир моей души». Поэтическая страничка – стихотворения, рассказы, конкурсные материалы, написанные учащимися школы, учителями; статьи о писателях родного края ит.п.

7.Отдел «Отдел «Проба пера». Шуточные истории из жизни учащихся, первоапрельские шутки, конкурсные частушки, сканворды и т.д.

8. Отдел «Спешим сообщить». Освещение всех школьных, районных новостей.

            При этом  юные журналисты  владеют   устной речью, умеют  представить себя устно и письменно, владеют  приемами оформления текста (электронной перепиской, созданием текстовых документов по шаблону, правилами подачи информации в презентации). Эффективно  работают  в группе, ищут и   находят  компромиссы. Пользуются в работе способами работы с информацией: поиском в каталогах, поисковых системах; извлечением информации с различных носителей; систематизацией, анализом  и отбором  информации; техническими  навыками  сохранения, удаления, копирования информации; преобразованием информации. Критически  относятся к получаемой информации, умеют  выделять главное, оценивать степень достоверности.   Все эти умения и навыки составляют  коммуникативную и информационную компетенции.

Каждая школа представляет собой маленькое государство со своими законами, традициями и течением жизни. Каждое такое государство по-своему уникально. Основная задача редакции – уметь рассказать об этой жизни так, чтобы газета заинтересовала и учеников, и учителей и родителей.

Школьная газета действительно играет большую роль в жизни издающих ее подростков. Она способствует взрослению ребят, их воспитанию, а также помогает зарождению в стенах школы устойчивого мини-социума, действующей модели современного мира. В результате работы школьного пресс-центра каждый: и пишущий, и читающий – чувствует собственную значимость и причастность к решению школьных задач.

Еще одним важным качеством, которое «взращивает» газета, является ответственность. Ведь работа в команде — дело серьезное и трудное.  Каждый берется за ту работу, которая ему по плечу.

Для развития школьного издательского дела должны быть объединены усилия администрации школы и редакции. Школьное издание - дело общее, а не частное. Если администрация поддерживает свободу и демократию в отношениях «учитель - ученик – родитель», то газета будет существовать долго и станет образцом свободы слова в школе. Важно правильно организовать работу с детьми, чтобы процесс создания газеты доставлял им удовольствие.

В формировании коммуникативной компетенции учащихся принципиально изменяется и позиция учителя. Он перестает быть носителем «объективного знания», которое он пытается передать ученику. Его главной задачей становиться мотивировать учащихся на проявление инициативы и самостоятельности. Учитель создает условия, развивающую среду, в которой становиться возможным выработка каждым учащимся на уровне развития его интеллектуальных и прочих способностей определенных умений: вступать в контакт с любым типом собеседника, учитывая его особенности; поддерживать контакт в общении, соблюдая нормы и правила общения; слушать собеседника, соблюдая уважение и терпимость к чужому мнению; высказывать, аргументировать и в культурной форме отстаивать собственное мнение; стимулировать собеседника к продолжению общения; грамотно разрешать конфликты в общении; изменять при необходимости свое речевое поведение; оценивать успешность ситуации общения; корректно завершать ситуацию общения.

Как видим, коммуникативная культура - важнейшее проявление общей культуры человека, функциональная речевая компетентность гражданина современного общества, состоятельность речемыслительной деятельности будущего первоклассного специалиста, независимо от того, в какой сфере будет находиться его профессиональный интерес. Поэтому формирование коммуникативной компетенции - одна из важных задач всего общеобразовательного процесса в целом и курса русского языка и литературы в частности.

Таким образом, формируя ключевые компетенции учеников, мы выполняем общественный заказ на подготовку человека, умеющего жить, в любых ситуациях  оставаться прежде всего человеком, рядом с которым и другому будет комфортно.

Длительность работы над опытом – сентябрь 2005-2011гг.

Диапазон опыта – формирование коммуникативной, социально активной творческой личности, способной самореализовать себя в современном обществе.

Результативность опыта. Каков эффект от нашей работы в данном направлении?

  Дети стали активно принимать участие в разных конкурсах.  Сами выступают с предложениями. Значительно расширился круг  тем и проблем, поднимаемых газетой. От вопроса « нужна ли школьная форма» до проблем нравственного, патриотического характера. Да  и сами  журналисты совершенствуют свое мастерство. Многие из них сами стали печататься в районной  газете «Степные зори», «Кубанские новости». Малая Кристина одна из первых корреспондентов газеты принимала участие в краевой олимпиаде по журналистике. Кристина была рекомендована департаментом образования для поступления на факультет журналистики в Кубанский государственный университет. Назаренко Инна, ныне студентка  факультета журналистики Ростовского университета. Пипко Елена спустя два года примет участие в краевой олимпиаде и станет победителем в одной из номинаций. 2007 год. Первая районная конференция «Мир глазами детей» Малая Кристина занимает 2 место. Во Всероссийской выставке-конфереции  молодых исследователей в Санкт-Петербурге Попов Кирилл с работой» Профессия врача- подвиг» занял 2 место. В настоящее время Кирилл студент медицинской академии в Санкт-Петербурге.

Анализ творческой деятельности показал, что работа в газете способствует развитию коммуникативных и информационных компетенций. В  олимпиаде по литературе в этом учебном году журналистка Банишева Елена заняла 1 место в районе,  Гончаренко Дима-1 место, Горшечникова Яна- 3 по русскому языку  в районе.  Самые активные юные журналисты учатся    хорошо, с преобладающей отметкой «отлично».  По сравнению с другими учащимися юные журналисты по русскому языку на экзамене за 9 класс (в формате мини ЕГЭ) и на ЕГЭ по русскому языку и литературе набирают значительно больше баллов.  На уроках  русского языка и литературы  проявление данных компетенций у юных журналистов наблюдается в следующем: в умении работать с текстом: определять стиль и тип речи, правильно формулировать тему и идею, видеть языковые особенности текста, а как результат - создание собственных текстов, а также поэтических работ, многие из которых вошли в поэтический сборник, выпущенный к юбилею школы. Это работы Юлии Бороняк, Анастасии Шершневой, Каримовой Юлии и других.

 За эти годы школьная газета,  используя в полной мере свои воспитательные, познавательные, информационные и коммуникативные возможности,  дала путевку в жизнь многим выпускникам, которые, так или иначе, связали свою жизнь с профессией журналиста.  

 Малая Кристина.

Закончила гуманитарный класс СОШ № 1 в 2006 г. Во время учебы в школе печаталась в районной газете «Степные зори» и краевой газете «Кубанские новости».

На данный момент заканчивает театроведческий факультет Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства, заместитель редактора газеты «Наш студенческий дом» Государственного управления «Межвузовский студенческий городок в Санкт-Петербурге», литературный редактор Учебного театра «На Моховой».

Занимается театральной критикой и историей театра. Неоднократно печаталась в Петербургском театральном журнале. Участник конференции «Театральный Петербург глазами молодых». Член экспертного совета ежегодного фестиваля детских и юношеских театральных студий «Рождественские встречи на Моховой».

Назаренко Инна – закончила школу в 2007 году. Студентка Ростовского государственного университета, факультет журналистики. Победитель краевого конкурса юных журналистов. Корреспондент газеты «Муравейник» с 2006 по 2007 год. Неоднократно печаталась в газете «Степные зори».

Пипко Елена – студентка Санкт-Петербургского университета, факультет информационных технологий. Неоднократный победитель муниципальных и краевых олимпиад по литературе. Высший балл в районе на экзамене по русскому языку в форме ЕГЭ. Участник краевой олимпиады по журналистике. Ее статьи часто можно было видеть на страницах районной газеты.

Бороняк Юлия – выпускница 2006 года. Школу закончила с золотой медалью. В настоящее время студентка 5-го курса КубГУ. Прекрасно писала стихи, которые вошли в школьный   поэтический сборник.  Победитель районных и зональных олимпиад по литературе и русскому языку. Одна из первых корреспондентов газеты.

Калачева Диана – студентка 4-го курса факультета филологии Ростовского государственного университета. Зам.главного редактора школьной газеты с 2007 года.

Каримова Юлия – студентка КубГУ. Корреспондент газеты «Муравейник» в 2006-2008г. Неоднократно печаталась в газете «Степные зори». Победитель районных олимпиад и конкурсов. Закончила школу с золотой медалью.

Коммуникативные и информационные компетенции  юные журналисты показывают в разной деятельности. Учащиеся самостоятельно предлагают идеи, реализовывают многие проекты. Так ими были  разработаны и реализованы внеклассные проекты «Фотопортрет школы», о выпускниках школы разных лет, выпущены брошюры, где размещен собранный в ходе  краеведческой  работы материал о выдающихся выпускниках школы таких, как  Заслуженная артистка России Горошко Т.Н., кубанский писатель Тумасов Б.Е., о первом директоре нашей школы З.Я.Лавровском, о внучке Лавровского, которая  50 лет проработала в  нашей школе учителем географии, Панасенко Л.С. и других. В районной конференции «Эврика» проекты Лены Банишевой (3м.), Горшечниковой  Яны (1м.) получили заслуженную оценку. Проект Горшечниковой Яны занял 1 место на зональном этапе, в настоящее время работа отправлена в край.

 В ходе реализации проектов  учащиеся закрепляли навыки работы с цифровым фотоаппаратом, осуществляли поиск в поисковых системах; систематизировали, анализировали, выделяли главное; сохраняли, копировали, удаляли, преобразовывали информацию. Кроме того, юные журналисты, выступая со своими проектами, продемонстрировали владение коммуникативными компетенциями.

Опыт работы в данном направлении создал хорошую базу для педагогической инновации. Последующая работа как педагога будет строиться согласно инновационной программе по модернизации и усовершенствованию школьной газеты как одному из факторов, способствующих выявлению одаренных детей и работе с ними.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Сергеев И.С., Блинов В.И. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: Практическое пособие.- Москва. - АРКТИ.- 2007.
  2. Стативка В.И. Обучение диалогической речи на уроках русского языка. - РЯШ №6. -  2002.
  3. Гаврикова М.Ю., Гаврикова Н.Ю. Говорите красиво! Развитие речи учащихся 4-11 классов.- Волгоград. – Панорама. – 2006.
  4.   Новые педагогические и информационные технологии в системе образования  /Под. ред.  Полат Е.С // Академия/ -  2002.
  5. Бурков В.Н., Новиков Д.А. Как управлять проектами. -  Москва. - 1997.
  6. Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения// Директор школы. - 1995. -  № 6. - С. 39-47.
  7. Слободчиков В.И. Основы проектирования развивающего обучения. – Петрозаводск. -  1996.
  8.  Шапиро В.Д. и др. Управление проектами. Спб. - Два ТРИ. -  1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация проекта "Формирование коммуникативной компетентности учащихся через использование современных образовательных технологий на уроках географии"

изучить и апробировать в практике преподавания географии современных образовательных технологий формирующих коммуникативную омпетентность. уметь строить коммуникацию с другими людьми - вести диалоги в...

Презентация проекта "Формирование коммуникативной компетентности учащихся через использование современных образовательных технологий на уроках географии"

изучить и апробировать в практике преподавания географии современных образовательных технологий формирующих коммуникативную омпетентность. уметь строить коммуникацию с другими людьми - вести диалоги в...

Рабочая программа по русскому языку. Внеурочная деятельность. "Русский язык и культура речи". 9 класс.

Рабочая программа. Внеурочная деятельнсть. "Русский язык и культура речи". 9 класс....

«Развитие профессиональной компетентности учителя через использование новых технологий на основе системно-деятельностного подхода в преподавании русского языка и литературы»

Предлагаю вашему вниманию основные формы работы с текстом : «хочу поделиться», «кто что понял?», «читательская конференция», «свободный микрофон», &laqu...

Повышение уровня коммуникативных компетенций учащихся посредством использования интерактивных методов обучения на уроках английского языка

Повышение уровня коммуникативных компетенций учащихся посредством использования интерактивных методов обучения на уроках английского языка...