Методические рекомендации обучения спортивным играм (из практики работы)
учебно-методическое пособие по физкультуре по теме
Интерес к спортивным играм возникает у детей довольно рано. Такое раннее проявление интереса к спортивным играм позволяет начать обучение им несколько раньше, чем другим видам, а именно, в младшем школьном возрасте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации обучения спортивным играм (из практики работы)
Интерес к спортивным играм возникает у детей довольно рано. Такое раннее проявление интереса к спортивным играм позволяет начать обучение им несколько раньше, чем другим видам, а именно, в младшем школьном возрасте.
К числу особо важных задач, решению которых подчинено обучение детей и подростков спортивным играм, относятся следующие:
1) воспитание высоких моральных и волевых качеств;
2) укрепление здоровья и достижения физической подготовленности;
3) привитие любви к систематическим занятиям физической культурой и спортом;
4) приобретение специальных знаний и навыков, необходимых для участия в соревнованиях;
5) воспитание судьи по спортивным играм.
Главная задача начальной тренировки заключается в создании и последующих совершенствованиях широкой моторной базы и координационных возможностей, технических приёмов, освоение тактики игры. Тренировки должны носить разносторонний характер и должны быть направлены на приобретение комплекса необходимых качеств: физических, технических, тактических, психических и морально-волевых. В работе с детьми нельзя стремиться к быстрому достижению результатов. Ступенчатое повышение нагрузки, сочетающееся его всё более глубоким изучением техники и тактики игры, и приобретением соревновательного опыта является самым важным условием успешной работы с детьми. Одна из главных задач обучения и тренировки заключается в правильном сочетании всесторонней физической подготовки со спортивной специализацией, также на тренировках должен быть учёт возрастных особенностей детей.
Почти на всём протяжении занятий с детьми младшего и среднего школьного возраста ведущее место отводится комплексному игровому методу: игра→обучение→игра. И лишь когда возраст детей достигает 13-14 лет, на смену игровому методу постепенно приходит аналитико-синтетический метод: упражнение→игра→упражнение.
Особое значение в работе с детьми имеет высокая эмоциональность процесса обучения. Однообразные, скучные занятия не дают хороших результатов и являются главной причиной большого отсева занимающихся. Чем младше возраст детей, тем больше потребность в эмоциональности занятий. Высокая эмоциональность может быть результатом : 1). разнообразия средств, методов и форм работы; 2). использования игровой соревновательной формы упражнений; 3). большого количества игр; 4).создания дружеских отношений в коллективе между занимающимися и преподавателем; 5).постановки конкретных целей, доступных возможностям занимающихся; 6).чередования регламентированной и свободной деятельности динамического характера;
Физическая подготовка
Во всесторонней физической подготовке детей младшего возраста главный упор делается на развитие быстроты и ловкости, и особенно быстроты реакции и сообразительности. В то же время параллельно следует развивать силу и общую выносливость. Организм детей младшего возраста нужно готовить к специфической нагрузке постепенно. Упражнения на развитие быстроты лучше проводить с достаточными паузами отдыха. Повышать нагрузку нужно незаметно для занимающихся.
Развитие быстроты и ловкости остается главной задачей и в среднем возрасте. Но оно должно осуществляться посредством упражнений с мячом, что позволяет приобрести специальные качества, необходимые при объединении движений с техникой владения мячом. Развитие силы и выносливости проводится в форме силовых и комбинированных
упражнений, одновременно с развитием ловкости и быстроты. Наиболее подходящим для этого является метод круговой тренировки.
В старшем возрасте начинается углубленная работа над развитием специальных двигательных качеств, особенно силы и выносливости.
Быстрота движений без мяча и с мячом всё более объединяется с техническими навыками. В подготовительном периоде большое внимание уделяется силовым упражнениям. Выносливость развивается с учётом физической подготовленности занимающихся. При этом реализуется принцип большей частоты при сравнительно меньшей интенсивности нагрузок. В отдельные периоды нагрузка приближается к соревновательной. С этой целью может быть использован интервальный метод. Самое большое увеличение нагрузки должно падать на последнюю треть занятий. В старшем возрасте целесообразно использовать высокие нагрузки.
Вывод: в общем виде методическая последовательность подготовки детей и подростков сводится к плавному переходу от развития быстроты, ловкости, динамической силы к развитию выносливости с последующим максимальным её совершенствованием на занятиях избранным видом спортивных игр.
Техническая и тактическая подготовка
В младшем школьном возрасте ведущее место должен занимать игровой метод. Игры и игровые упражнения используются при изучении отдельных элементов. Сначала проводятся соревнования на правильность и точность выполнения, и затем на точность и быстроту. Главное место в обучении детей должны занять подвижные игры. Посредством их осуществляется обучение и технике, и тактике. Вначале используются игры, в которых играющие не вступают в непосредственную борьбу друг с другом. Затем предлагаются игры с борьбой за мяч. Изучение отдельных приемов должно проходить с соблюдением такой последовательности:
1) от движений без мяча к движениям с мячом;
2 ) от упражнения на месте к упражнению во время бега;
3) от простых, одиночных движений к движениям сложным, комбинированным;
4) от движений ритмичных, медленных к движениям неритмичным, выполняемым с соревновательной скоростью
Особенно полезно самому учителю включаться в игру, показывая детям образцы правильной техники и тактики.
В работе с детьми 10-12 летнего возраста главный упор делается на овладение техникой и индивидуальными тактическими действиями. На занятиях очень важно уделять серьёзное внимание развитию зрительной ориентировки.
Специальные упражнения, развивающие этот навык, выполняются как в основной, так и в подготовительной части урока.
Для занятий с подростками 13-15 лет характерна значительно большая глубина технико-тактической подготовки.
Изучение игровых действий проводится аналитико-синтетическим методом, когда определённые игровые положения делятся на типовые комбинации и последовательно изучаются входящие в них индивидуальные и групповые действия, которые затем соединяются.
Для облегчения усвоения материала в урок включается изучение не более одного-двух технических приёмов.
Важнейшей задачей в занятиях со старшей группой следует считать достижение высокого совершенства в выполнении всех технических приёмов и овладение тактикой командной игры. Поэтому совершенствовать технико-тактическую подготовку в старших классах целесообразно в условиях, максимально приближенных к игровым.
Морально-волевая подготовка
На занятиях с детьми младшего возраста в центре внимания должны находиться вопросы воспитания коллективизма игровых действий и правильного поведения в игре. Хорошим воспитательным средством является привлечение ребят к выполнению ролей капитана, судьи, тренера.
В работе с детьми особое значение имеют похвала и поощрение, причём похвалу следует адресовать всему коллективу.
Особое значение приобретает индивидуальный подход к ученикам.
Участие в соревнованиях нужно использовать для воспитания ответственности перед командой, корректного отношения к противнику. Нужно, как указывал А.С. Макаренко, «вызывать у мальчиков и девочек гордость не только своими личными успехами, а главным образом успехами команды или организации»
Необходимо воспитывать честность в спортивной борьбе, не следует пропускать ни одного случая грубости, неспортивного поведения.
Вывод: сила воздействия личности учителя на подростка исключительно велика.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/07/picture-192161-1373165178.jpg)
методика обучения спортивным играм
создание предпосылок, воспитание тех.двигательных качеств которые необходимы для более быстрого и лучшего усвоения данного технического приёма....
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/24/picture-572222-1422113843.jpg)
проектная работа "Разработка методических рекомендаций обучения учащихся решению заданий ЕГЭ с кратким ответом
Данная работа поможет учителям готовить учащихся к сдаче ЕГЭ. В данном проекте даны методические рекомендации по по обучению учащихся решению заданий с кратким ответом....
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/07/picture-714419-1612700862.jpg)
Методические рекомендации "Обучение детей с тяжёлой умственной отсталостью играм с водой и песком"
Дети очень любят игры с водой и песком. Поэтому, я в своей работе уделяю большое внимание этим играм.Игры с водой и песком - это процесс развития самосознания ребёнка, это его спонтанная "Самотерапия"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/07/18/picture-802393-1468862609.jpg)
Методические рекомендации по организации полевой экологической практики в курсе биологии 6 класса
В разработке предлагается методический инструментарий для организации полевой экологической практики, содержание которой ориентировано на курс биологии 6 класса. В работе даются программы, учебн...
Практико - значимая работа «Разработка методических рекомендаций обучения учащихся решению задач с практическим содержанием при подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ»
Умение ставить и решать задачи является одним из основных показателей уровня развития учащихся. В современных учебных пособиях учащимся предлагаются текстовые задачи с разнообразным практическим содер...
Методические рекомендации по теме "Создание эффективных практик по развитию функциональной грамотности на уроках математики (с учетом регионального компонента)"
Многие учащиеся сталкиваются с определенными трудностями при изучении математики. Одной из основных причин сложностей при формировании функциональной грамотности на уроках математики является недостат...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/02/picture-330627-1383367560.jpg)
Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках АФК при обучении спортивным играм.
Работа предназначена для учителей физической культуры, специалистов физического воспитания и специалистов, работающих в специальных (коррекционных) школах. Основополагающей прредмета физической культу...