Методические рекомендации обучения спортивным играм (из практики работы)
учебно-методическое пособие по физкультуре по теме

Интерес к спортивным играм возникает у детей довольно рано. Такое раннее проявление интереса к спортивным играм позволяет начать обучение им  несколько раньше, чем другим видам, а именно, в младшем школьном возрасте.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskie_rekomendatsii_obucheniya_sportivnym_igram.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации обучения спортивным играм (из практики работы)

Интерес к спортивным играм возникает у детей довольно рано. Такое раннее проявление интереса к спортивным играм позволяет начать обучение им  несколько раньше, чем другим видам, а именно, в младшем школьном возрасте.

К числу особо важных задач, решению которых подчинено обучение детей и подростков спортивным играм, относятся следующие:

1) воспитание высоких моральных и волевых качеств;

2)  укрепление здоровья и достижения физической подготовленности;

3) привитие любви к систематическим занятиям физической культурой и спортом;

4)  приобретение специальных знаний и навыков, необходимых для участия в соревнованиях;

5) воспитание судьи по спортивным играм.

Главная задача начальной тренировки заключается в создании и последующих совершенствованиях широкой моторной базы и координационных возможностей, технических приёмов, освоение тактики игры. Тренировки должны носить разносторонний характер и должны быть направлены на приобретение комплекса необходимых качеств: физических, технических, тактических, психических и морально-волевых. В работе с детьми нельзя стремиться к быстрому достижению результатов. Ступенчатое повышение нагрузки, сочетающееся его всё более глубоким изучением техники и тактики игры, и приобретением соревновательного опыта является самым важным условием успешной работы с детьми. Одна из главных задач обучения и тренировки заключается в правильном сочетании всесторонней физической подготовки со спортивной специализацией, также на тренировках должен быть учёт возрастных особенностей детей.

Почти на всём протяжении занятий с детьми младшего и среднего школьного возраста ведущее место отводится комплексному игровому методу: игра→обучение→игра. И лишь когда возраст детей достигает 13-14 лет, на смену игровому методу постепенно приходит аналитико-синтетический метод: упражнение→игра→упражнение.

Особое значение в работе с детьми имеет высокая эмоциональность процесса обучения. Однообразные, скучные занятия не дают хороших результатов и являются главной  причиной большого отсева занимающихся. Чем младше возраст детей, тем больше потребность в эмоциональности занятий. Высокая эмоциональность может быть результатом : 1). разнообразия средств, методов и форм работы; 2). использования игровой соревновательной формы упражнений; 3). большого количества игр; 4).создания дружеских отношений в коллективе между занимающимися и преподавателем; 5).постановки конкретных целей, доступных возможностям занимающихся; 6).чередования регламентированной и свободной деятельности динамического характера;

Физическая подготовка

Во всесторонней физической подготовке детей младшего возраста главный упор делается на развитие быстроты и ловкости, и особенно быстроты реакции и сообразительности. В то же время параллельно следует развивать силу и общую выносливость. Организм детей младшего возраста нужно готовить к специфической нагрузке постепенно. Упражнения на развитие быстроты лучше проводить с достаточными паузами отдыха. Повышать нагрузку нужно незаметно для занимающихся.

Развитие быстроты и ловкости остается главной задачей и в среднем возрасте. Но оно  должно осуществляться посредством упражнений с мячом, что позволяет приобрести специальные качества, необходимые при объединении движений с техникой владения мячом. Развитие силы и выносливости проводится в форме силовых и комбинированных

упражнений, одновременно с развитием ловкости и быстроты. Наиболее подходящим для этого является метод круговой тренировки.

В старшем возрасте начинается углубленная работа над развитием специальных двигательных качеств, особенно силы и выносливости.

Быстрота движений без мяча и с мячом всё более объединяется с техническими навыками. В подготовительном периоде большое внимание уделяется силовым упражнениям. Выносливость развивается с учётом физической подготовленности занимающихся. При этом реализуется принцип большей частоты при сравнительно меньшей интенсивности нагрузок. В отдельные периоды нагрузка приближается к соревновательной. С этой целью может быть использован интервальный метод. Самое большое увеличение нагрузки должно падать на последнюю треть занятий. В старшем возрасте целесообразно использовать высокие нагрузки.

Вывод: в общем виде методическая последовательность подготовки детей и подростков сводится к плавному переходу от развития быстроты, ловкости, динамической силы к развитию выносливости с последующим максимальным её совершенствованием на занятиях избранным видом спортивных игр.

Техническая и тактическая подготовка

В младшем школьном возрасте ведущее место должен занимать игровой метод. Игры и игровые упражнения используются при изучении отдельных элементов. Сначала проводятся соревнования на правильность и точность выполнения, и затем на точность и быстроту. Главное место в обучении детей должны занять подвижные игры. Посредством их осуществляется обучение и технике, и тактике. Вначале используются игры, в которых играющие не вступают в непосредственную борьбу друг с другом. Затем предлагаются игры с борьбой за мяч. Изучение отдельных приемов должно проходить с соблюдением такой последовательности:

1)  от движений без мяча к движениям с мячом;

2 ) от упражнения на месте к упражнению во время бега;

3) от простых, одиночных движений к движениям сложным, комбинированным;

4)  от движений ритмичных, медленных к движениям неритмичным, выполняемым с соревновательной скоростью

Особенно полезно самому учителю включаться в игру, показывая  детям образцы правильной техники и тактики.

В работе с детьми 10-12 летнего возраста главный упор делается  на овладение техникой и индивидуальными тактическими действиями. На занятиях очень важно уделять серьёзное внимание развитию зрительной ориентировки.

Специальные упражнения, развивающие этот навык, выполняются как в основной, так и в подготовительной части урока.

Для занятий с подростками 13-15 лет характерна значительно большая глубина технико-тактической подготовки.

Изучение игровых действий проводится аналитико-синтетическим методом, когда определённые игровые положения делятся на типовые комбинации и последовательно изучаются входящие в них индивидуальные и групповые действия, которые затем соединяются.

Для облегчения усвоения материала в урок включается изучение не более одного-двух  технических приёмов.

Важнейшей задачей в занятиях со старшей группой следует считать достижение высокого совершенства в выполнении всех технических приёмов и овладение тактикой командной игры. Поэтому совершенствовать технико-тактическую подготовку в старших классах целесообразно в условиях, максимально приближенных к игровым.

Морально-волевая подготовка

На занятиях с детьми младшего возраста в центре внимания должны находиться вопросы воспитания коллективизма игровых действий и правильного поведения в игре. Хорошим воспитательным средством является привлечение ребят к выполнению ролей капитана, судьи, тренера.

В работе с детьми особое значение имеют похвала и поощрение, причём похвалу следует адресовать всему коллективу.

Особое значение приобретает индивидуальный подход к ученикам.
Участие в соревнованиях нужно использовать для воспитания ответственности перед командой, корректного отношения к противнику. Нужно, как указывал А.С. Макаренко, «вызывать у мальчиков и девочек гордость не только своими личными успехами, а главным образом успехами команды или организации»

Необходимо воспитывать честность в спортивной борьбе, не следует пропускать ни одного случая грубости, неспортивного поведения.

Вывод: сила воздействия личности учителя на подростка исключительно велика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методика обучения спортивным играм

создание предпосылок, воспитание тех.двигательных качеств которые необходимы для более быстрого и лучшего усвоения данного технического приёма....

проектная работа "Разработка методических рекомендаций обучения учащихся решению заданий ЕГЭ с кратким ответом

Данная работа поможет учителям готовить учащихся к сдаче ЕГЭ. В данном проекте даны методические рекомендации  по по обучению учащихся решению заданий с кратким ответом....

Методические рекомендации "Обучение детей с тяжёлой умственной отсталостью играм с водой и песком"

Дети очень любят игры с водой и песком. Поэтому, я в своей работе уделяю большое внимание этим играм.Игры с водой и песком - это процесс развития самосознания ребёнка, это его спонтанная "Самотерапия"...

Методические рекомендации по организации полевой экологической практики в курсе биологии 6 класса

В разработке предлагается методический инструментарий для организации полевой экологической практики, содержание которой ориентировано на  курс биологии 6 класса. В работе даются программы, учебн...

Практико - значимая работа «Разработка методических рекомендаций обучения учащихся решению задач с практическим содержанием при подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ»

Умение ставить и решать задачи является одним из основных показателей уровня развития учащихся. В современных учебных пособиях учащимся предлагаются текстовые задачи с разнообразным практическим содер...

Методические рекомендации по теме "Создание эффективных практик по развитию функциональной грамотности на уроках математики (с учетом регионального компонента)"

Многие учащиеся сталкиваются с определенными трудностями при изучении математики. Одной из основных причин сложностей при формировании функциональной грамотности на уроках математики является недостат...

Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках АФК при обучении спортивным играм.

Работа предназначена для учителей физической культуры, специалистов физического воспитания и специалистов, работающих в специальных (коррекционных) школах. Основополагающей прредмета физической культу...