ПОСТРОЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ МОДЕЛИ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА
статья по физкультуре по теме

Лемайкин Вячеслав Анатольевич

Выступление на VI Всероссийской научно-практической педагогической конференции с международным участием "Этнокультурное образование: опыт и перспективы".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lemaykin_v.a._vystuplenie.doc29.5 КБ

Предварительный просмотр:

В.А. Лемайкин

ПОСТРОЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ МОДЕЛИ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

     Сегодня мы все чаще обращаемся к опыту наших предков, к истокам народного образования и воспитания, поскольку именно там мы находим ответы на многие трудные вопросы сегодняшнего дня.

     На современном этапе развития школы ученики имеют слабое представление о национальных играх, состязаниях и забавах, составляющих основу национальной культуры мордовского народа и физической подготовки их предков.  И конечно, наиболее важно для учителя физической культуры найти пути успешного применения народных игр на уроке.

     Игры издавна служили средством самопознания, здесь проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других. После тяжелого трудового дня взрослые с удовольствием принимали участие в играх детей, обучая их, как надо развлекаться и отдыхать.

    Младших школьников очень привлекает образность, эмоциональность и в то же время простота, свойственная народным играм.

    В 1-4 классах из игр общеразвивающего характера можно использовать, например, «Кончкесэ» («Жмурки»); «Чеернесэ» («В мышки»); «Панжомат» («Ключи от замка»); «Варака, нарвицька, ципакат»  («Ворона, клушка, цыплята»). С этих игр можно начинать урок, так как они помогают захватить внимание учащихся, быстрее организовать их для решения задач урока, создать положительный эмоциональный настрой. Прежде чем начать игру, учитель обязан ясно представить себе ее содержание, предварительно  проанализировать ее и только после этого приступать к объяснению. Рассказ должен быть кратким: затянутое объяснение может помешать восприятию игры.    

    Народные игры помогают  осваивать и совершенствовать важнейшие двигательные навыки. Игры народов  помогают и при совершенствовании техники спортивных игр. Например, при освоении ручного мяча и баскетбола несомненную пользу могут принести такие игры, как: «Кирькс оска» («Круговой мяч»); «Чипаенть – кедьс-коморс!» («Солнышко -  в руки!»).

      Игра — одна из значительных сторон человеческой деятельности. Создаваемая столетиями, связанная с бытом, с родовыми и семейными отношениями, с праздниками и обрядами, с народной педагогикой и эстетическими взглядами, игра стоит в ряду лучших творений традиционного искусства.

   Широкое внедрение в систему физического воспитания детей школьного возраста национально-регионального компонента позволяет решить следующие задачи:

  • передать молодому поколению опыт традиционного физического воспитания старшего поколения;
  • восстановить и сохранить национальные, самобытные средства в физической подготовке детей и подростков;
  • содействовать освоению молодежи традиционных трудовых навыков предков;
  • обеспечить рациональную двигательную активность детей школьного возраста;
  • приблизить учащихся к окружающей экологической среде;
  • формировать эстетические, национальные и культурные ценности.

   Используя на уроках физической культуры национальные игры, я делаю все для того, чтобы сплотить классы, воспитать в каждом ученике  чувство товарищества, патриотизма. Здоровьесберегающие технологии ведут к повышению спортивного мастерства и снижению заболеваемости  детей.  Проведение интегрированных уроков физической культуры и эрзянского языка  дает возможность изучать культуру   эрзянского языка.

     Моё детство прошло в эрзянском  селе, среди коренных жителей и я не понаслышке знаком с их культурой, особенностям жизненного уклада, хозяйства и быта.

     К сожалению, многие эмоционально - динамичные игры, физические упражнения стали постепенно забывать, поэтому современная молодежь не знает о них, а педагоги не используют как средство физического воспитания учащихся в школах. Но, несомненно, истоки возникновения и совершенствования системы физического воспитания мордовского этноса, еще, привлекут внимание исследователей, так как игра стоит в ряду лучших творений традиционного искусства.

   

        

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Построение модели здоровьесберегающего образовательного пространства в общеобразовательном учреждении как условие повышения качества образования

Опыт работы по теме "Построение модели здоровьесберегающего образовательного пространства в общеобразовательном учреждении как условие повышения качества образования", нкопленный за 3 года работы с по...

Программа элективного курса «Литературная Московия - региональный компонент литературного образования школьников в поликультурном образовательном пространстве»

     Современное  изучение литературы   в школах Подмосковья   немыслимо без вариативных  факультативных и элективных курсов, освещающих проблемы ку...

Программа элективного курса «Литературная Московия - региональный компонент литературного образования школьников в поликультурном образовательном пространстве»

     Современное  изучение литературы   в школах Подмосковья   немыслимо без вариативных  факультативных и элективных курсов, освещающих проблемы ку...

Положение о создании Муниципального межшкольного базисного центра поликультурного образовательного пространства Рузаевского района

Положение о создании Муниципального межшкольного базисного центра поликультурного образовательного пространства Рузаевского района...

Этнопедагогические подходы в поликультурном образовательном пространстве МБОУ «СОШ №2»

Этнопедагогические подходы в учебно-воспитательном процессе становятся важными в условиях неоднородности контингента обучающихся по национальному составу, культурной и религиозной принадлежности....

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Формы и средства этнокультурного образования нацелены на освоение учащимися тех национально культурных традиций, в которых воплощены высшие духовно- нравственные ценности,  как отдельных этносов,...

Образовательный проект "Формирование поликультурного образовательного пространства на основе диалога культур на уроках географии и во внеурочное время"

На базе МОУ "Татарско-Тавлинская ООШ" действует муниципальная экспериментальная площадка по теме: "Формирование поликультурного образовательного пространства на основе диалога культур н...