Программа элективного курса «Литературная Московия - региональный компонент литературного образования школьников в поликультурном образовательном пространстве»
элективный курс по литературе (9 класс) по теме

       Современное  изучение литературы   в школах Подмосковья   немыслимо без вариативных  факультативных и элективных курсов, освещающих проблемы куль­турологического  и духовно - нравственного образования учащихся.

       Подмосковный край  по праву является самым литературным регионом России. Московия дала миру целое созвездие литературных гениев, которыми по праву гордится Россия. В разные годы на подмосковной земле жили и создавали свои шедевры А. Пушкин, М. Лермонтов, Е. Баратынский, А.Радищев, А.Блок, Б.Пастернак, М.Цветаева, М.Пришвин, А.Куприн,  В.Маяковский, К.Чуковский, Л.Леонов, Вс.Иванов, А.Фадеев, Н.Заболоцкий, В.Каверин, Р.Рождественский, стали известными  современные подмосковные поэты Виктор Боков, Владимир Костров, Лев Котюков, Евгений Глазков .        

       В разработанной  программе  элективного  курса «Литературная  Московия»  поднята важнейшая проблема современной литературы  — осмысление того, что все народы составляют сообщество, имя которому — Человечество.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ministerstvo_obrazovaniya_moskovskoy_oblasti.docx41.72 КБ

Предварительный просмотр:

УМинистерство образования Московской области

ГОУ «Педагогическая  академия последипломного образования»

Курсы по теме: «Организация и технологии предпрофильной подготовки и профильного обучения по русскому языку и литературе»

Программа элективного курса

«Литературная Московия -  региональный компонент литературного образования школьников в поликультурном образовательном пространстве»

Москва

2011

Программа элективного курса «Литературная Московия -  региональный компонент литературного образования школьников в поликультурном образовательном пространстве» заслушана на  заседании ШМО учителей русского языка и литературы МОУ ООШ № 19 г. Ногинска и МОУ ООШ №78  д. Пятково Ногинского района

Программа элективного курса «Литературная Московия -  региональный компонент литературного образования школьников в поликультурном образовательном пространстве». - Ногинск, 2011г., 15 с.

Составители:

                    С. М. Голикова, учитель  русского языка  и литературы первой категории  МОУ ООШ №78 д.Пятково Ногинского района

                  О.Н.Тиунова, учитель русского языка и литературы высшей категории МОУ ООШ №19 г.Ногинска

Редактор: С. М. Голикова, учитель  русского языка  и литературы первой категории  МОУ ООШ №78 д.Пятково Ногинского района

Рецензент: С.В.Горшкова, методист УО администрации Ногинского района

МОУ ООШ № 19 г. Ногинска  и  МОУ ООШ № 78  д. Пятково Ногинского района,2011г.

                                         « Понять литературу, не зная мест, где она    

                                      родилась, не менее трудно,  чем понять чужую

                                           мысль,  не зная языка, на котором она выражена».

Д.С. Лихачев.

   

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

       Современное  изучение литературы   в школах Подмосковья   немыслимо без вариативных  факультативных и элективных курсов, освещающих проблемы культурологического  и духовно - нравственного образования учащихся.

       Подмосковный край  по праву является самым литературным регионом России. Московия дала миру целое созвездие литературных гениев, которыми по праву гордится Россия. В разные годы на подмосковной земле жили и создавали свои шедевры А. Пушкин, М. Лермонтов, Е. Баратынский, А.Радищев, А.Блок, Б.Пастернак, М.Цветаева, М.Пришвин, А.Куприн,     В.Маяковский, К.Чуковский, Л.Леонов, Вс.Иванов, А.Фадеев, Н.Заболоц-кий, В.Каверин, Р.Рождественский, стали известными  современные подмосковные поэты Виктор Боков, Владимир Костров, Лев Котюков, Евгений Глазков .         

       В разработанной  программе  элективного  курса «Литературная  Московия»  поднята важнейшая проблема современной литературы  — осмысление того, что все народы составляют сообщество, имя которому — Человечество.  

       Задачи курса:    

  • приобщение  к  чтению и изучению значимых для духовного и

   нравственного  развития  и  соответствующих  возрастной   эволюции

   школьников - читателей произведений о родном Подмосковье;

  • формирование  представления о литературной Московии    как  о

 социокультурном  феномене,  жизнеспособной  ветви мирового    древа         культуры   (литературы),   занимающем   важное   место   в    общественной жизни Московской области, России;

  • воспитание   чувства   "малой    родины",    нравственной  оседлости,

культуры отношений, уважение к людям различных национальностей, формирование  межнациональной и межкультурной толерантности в полиязыковом пространстве;  

  • развитие   экологического    сознания   и   нравственно -   ценностных

 ориентиров личности.

        Программа  элективного  курса «Литературная  Московия» содержит материал по литературе, рождённой в Подмосковье, который не только даст учащимся возможность получить широкую информацию, но и, наряду со стандартными программами, будет способствовать возникновению и развитию глубокого интереса к духовным корням неповторимого образа Подмосковья.

      Основное направление элективного курса «Литературная  Московия» — интеграция в региональную, отечественную, мировую литературу, оказание помощи школьникам в сохранении литературного наследия своего народа,  восприятии культурных ценностей русского  и других народов, проживающих на  древней и прекрасной Подмосковной земле.

       Содержание курса спланировано концентрированно: основные темы от класса к классу обогащаются новыми знаниями об истории Подмосковья, литературном наследии писателей и поэтов, пишущих о Московии. Основные линии содержания : «Литературное Подмосковье в XIX веке», «Литературное Подмосковье в XX веке»,  «Литература  Богородского  края XX века» 
 
         

КРИТЕРИИ ОТБОРА ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ:

  • привлекательность формы и содержания произведения;
  • доступность   и   соответствие   возрастным  особенностям

школьников того или иного сензитивного периода;

  • высокие идейно - художественные достоинства;
  • общественное и  литературное  значение  произведения  для

современников;

  • наличие  в  произведении  приоритетных  тем,  позволяющих

      влиять на ценностные ориентации школьников;

  • возможность углубления на основе  художественных  текстов

знаний   о   литературе   и   формирование   специальных   умений,

предусмотренных федеральным образовательным стандартом.

   

ПРИНЦИПЫ СТРУКТУРИРОВАНИЯ УЧЕБНОГО

МАТЕРИАЛА  (8 - 9 классы):

  • принцип дополнительности  на историко - литературной основе   без линейно - хронологического построения;
  • принцип интеграции  учебного материала;
  • принцип культуросообразности;
  • принцип регионализации.                          

   

Круг чтения

 

      По степени глубины и детальности работы с  произведениями

определяется три круга чтения:

  • первый: монографическое изучение произведений;
  • второй:   чтение   и  обсуждение,  предполагающее  свободное

 общение    с    текстом    (слабо    регламентированная    область

 самостоятельного чтения);

  • третий: внеклассное чтение.

       Первый круг определяет минимум начитанности школьников по

 литературе  Подмосковья и является региональным образовательным

 стандартом по данной предметно - деятельностной линии.                          

         Курс «Литературная Московия» связан со школьными программами по литературе, подмосковной  литературе, русскому  языку,  истории и другим дисциплинам.

          Методика проведения занятий ориентирует учащихся на способы добывания литературных  знаний. Учащимся дается представление о видах различных источников получения нового знания: письменные свидетельства прошлого; изобразительные материалы (репродукции картин, рисунки); музеи - усадьбы, музейные экспонаты; источники смежных наук.

        Учащиеся  включаются   в учебно-исследовательскую деятельность по сохранению, воспроизводству и развитию культурного наследия, работу с литературными источниками, сбор  сведений и  сохранение памятников народной культуры, сбор фольклорного материала, создание литературных экспозиций  школьного музея.      

        У школьников развиваются умения и навыки вести литературные исследования: личные наблюдения исследователя; фиксация материалов; работа с информаторами; сбор литературного материала, работа в творческой мастерской писателя, поэта.

        Принципиальное значение для ведения курса «Литературная Московия»   имеет творческое отношение, увлеченность учителя и учеников культуроведческим материалом.        Такие учебно-воспитательные задачи во многом и определяют характер и структуру занятий. На каждом занятии закрепляются умения и навыки работы с литературными  источниками. Совершенствуются умения школьников проводить анализ явлений культуры, систематизировать, сравнивать и обобщать, делать необходимые выводы.

         Формы проведения   занятий: семинары, собеседования, практикумы, консультации, диспуты, экскурсии, конференции, зачеты, творческие лаборатории; посещение спектакля, просмотра кино- и видеофильмов, их обсуждение; ролевые игры, проектная деятельность, виртуальные путешествия, презентации.

           На основе анализа современных измерителей качества литературного образования (требований к уровню подготовки выпускников по литературе из ГОСа, требований к устному ответу на экзаменационные вопросы, норм оценки письменных работ по литературе, критериев для проверки письменных работ в формате ГИА, ЕГЭ) определяется круг тех умений учащихся, которые в первую очередь говорят о качественном усвоении предмета.

           В результате освоения обязательного минимума содержания элективного курса учащиеся должны:

чтение и восприятие:

  • прочитать произведения; воспроизводить их конкретное содержание (главные герои, основные сюжетные линии и события);

чтение, истолкование и оценка:

  • анализировать и оценивать изученное произведение; характеризовать его компоненты: проблематика и идейный смысл; группировка героев и система образов; особенности композиции; взаимосвязь узловых эпизодов (сцен); средства изображения образов-персонажей; род и жанр произведения, способ авторского повествования; своеобразие авторской речи; авторское отношение к изображаемому;
  • давать оценку изучаемым лирическим произведениям на основе личностного восприятия и осмысления художественных особенностей;
  • применять сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке изученного художественного произведения;
  • знать основные факты о жизни и творчестве изучаемых писателей;
  • характеризовать историю произведений;
  • объяснять связь произведений со временем (создания) написания и нашей современностью;
  • объяснять сходство и различие произведений разных писателей, близких по тематике, разных жанров и родов;
  • соотносить изученное произведение с литературным направлением эпохи (называть основные черты этих направлений);

чтение и речевая деятельность:

  • владеть монологическими и диалогическими формами устной и письменной речи;
  • пересказывать узловые сцены и эпизоды изученных произведений (для характеристики образа-персонажа, основной проблемы, особенностей композиции);
  • анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой, устанавливать значение в произведении;
  • составлять планы, тезисы статей на литературную и публицистическую тему;
  • писать творческие и исследовательские работы:

на литературную тему (о героях, художественном своеобразии и проблематике литературных произведений), рассуждения проблемного характера, характеристика героев, истолкование эпизода небольшого прозаического произведения, истолкование небольшого стихотворения, произведения устного народного творчества, рецензия на изученное произведение;

на свободную тему, близкую учащимся, в жанрах: рассуждение проблемного характера, письмо, дневниковая запись, очерк, путешествие;

  • выразительно читать изученные произведения, в том числе выученные                 наизусть (в соответствие с программой).

     

 Предполагается апробация  содержания курса с 2011-2012 учебного года

в МОУ ООШ №19 г.Ногинск и  МОУ ООШ №78 д.Пятково Ногинского района.

Учебно-тематический план занятий

№ п\п

Тема

Количество часов.

1.

Введение в курс «Литературная Московия».
Феномен русской усадебной культуры.
Жемчужины Подмосковья.

1

2.

Литературное Подмосковье в XIX веке.

17

3.

Литературное Подмосковье в XX веке.

7

4.

«Моё родное Подмосковье».
Литература Богородского края.

7

5.

Подведение итогов выполнения программы курса.
Защита творческих проектов.

2

Содержание изучаемого курса

№ п/п

Тема

Количество часов

1.

Введение в курс «Литературная Московия»
Феномен русской «усадебной культуры».
Жемчужины  Подмосковья.

1

Раздел 1. Литературное Подмосковье в XIX веке

2.

Усадьба Валуево. «Преданья старины глубокой». А.И.Мусин-Пушкин и «Слово о полку Игореве»

1

3.

Русский писатель, мыслитель А.Н.Радищев.
«Путешествие из Петербурга в Москву». Путешествие по Петербургскому тракту. Главы «Клин», «Пешки», «Черная грязь»

2

4.

Усадьба Остафьево. «Русский Парнас». П.А.Вяземский. «Остафьевский архив» («Прощание с халатом», «Прелести деревни», «Мои желания», «Альбом», «Деревня. Отрывки», «Осень 1830 года»)

2

5.

Мураново. Усадьба поэта-философа Е.А.Баратынского (Сборник стихотворений «Сумерки», «Есть милая страна…», «Осень»)

2

6.

«Захарово – Вяземы» - страна детства А.С.Пушкина (Стихотворения «Послание к Юдину», «К вельможе», «Сон», «Городок», «Воспоминания в Царском селе», «Царское село», «Домовому»; драма «Борис Годунов», «История села Горюхина», «Пиковая дама», «Дубровский», «Барышня-крестьянка», «Дубровский».)

4

7.

 «Где он провёл златую младость». М.Ю.Лермонтов в усадьбе Середниково. («Сушковский» цикл стихотворений: «Ангел смерти», «Видение», «Ночь III», «Завещание»)
М.Ю.Лермонтов в Троице-Сергиевой Лавре (История создания стихотворения «Нищий»).

2

8.

Сказочное Подмосковье. Абрамцево. С.Т.Аксаков «Прекрасный мирный, уединенный уголок, где собрано все, что нам нужно» («Записки об уженье рыбы» и «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии», автобиографические повести «Семейная хроника» и «Детские годы Багрова-внука», сказка «Аленький цветочек»)

2

9.

А. П. Чехов и Мелихово
«Жизнь среди народа» (мелиховское семилетие). Мелиховские впечатления в творчестве А.П.Чехова («Мужики», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Анна на шее», «Ариадна», «Чёрный монах», «Остров Сахалин», «Дядя Ваня», «Палата №6», «3 года», «Моя жизнь», «Дом с мезонином», пьесы «Чайка» и «Дядя Ваня»).

2

Раздел 2. Литературное Подмосковье в XX веке

10.

Шахматово. Усадьба поэта А.А.Блока. «Сама природа творила перед глазами Блока» (поэма «Возмездие», цикл «На поле Куликовом»,  «На железной дороге», «По темному саду брожу я в тоске...», «Я шел к блаженству. Путь блестел…»). Увлечение Блока театром («Гамлет»).

2

11.

М.М.Пришвин в подмосковной усадьбе в Дунино. («Дом на колесах», «Осударева дорога». Работа над первой частью романа «Падун» и над книгой «Серая Сова»). Лето в деревне Тяжино под Бронницами Московской области. («Фацелия», «Лесная капель» и цикл «Дедушкин валенок»).

Пушкино («Кладовая солнца»).

2

12.

Писательский посёлок Переделкино.
Б.Пастернак («Старый парк», «Сосны», «Иней», «Зазимки», «На ранних поездах», «Дрозды», «Опять весна», «Зима приближается»,  «Зимняя ночь», «Быть знаменитым некрасиво», «Во всем мне хочется дойти до самой сути…»)
К.И.Чуковский («Чукоккала»)
Б.Ш.Окуджава. Авторская песня. («Подмосковье», тема войны в творчестве Окуджавы)

3

Раздел 3. «Моё родное Подмосковье». Литература Богородского края

13.

«Под высотой небесного знаменья».
Размышления о творчестве В.В.Хатюшина

1

14

Актер, писатель, режиссёр. А.И.Харитонов. «Ловушка для беглецов», «Тётка».

1

15.

А.А.Алейчик. «Моя малая Родина»

1

16.

Звезда Евгения Глазкова. Сборник «Заповедник»

1

17.

Нина Арсян.  «Живой души автопортрет»

1

18.

Татьяна Столярова. «Тайная ветвь сирени» (75-летию Московской области посвящается)

1

19.

Молодые голоса Богородской земли: Виктор Пучков, Эллана Столярова

1

20.

Подведение итогов выполнения программы курса.
Защита творческих проектов.

2

Формы занятий по изучению и знакомству
с  темами курса

№ п\п

Тема

Количество часов

Формы проведения занятий

1.

Введение в курс «Литературная Московия».
Феномен русской усадебной культуры.
Жемчужины Подмосковья.

1

Лекция, фронтальный опрос, контрольное тестирование.

2.

Литературное Подмосковье в XIX веке.

17

Семинары,

консультация, интеллектуальный марафон, защита творческих работ, виртуальные экскурсии,

реальная экскурсия,
посещение спектакля, фотовыставка

3.

Литературное Подмосковье в XX веке.

7

Семинары, диспут,

защита  творческих работ,

реальная экскурсия, заочное путешествие, фотовыставка

4.

«Моё родное Подмосковье».
Литература Богородского края.

7

  • Творческая лаборатория, защита проектов, диспут,  литературные встречи

5.

Научно-практическая конференция «Литературная Московия»

2

Защита проектов, научно-исследовательских работ

Формы подведения итогов изучения каждой темы курса

№ п\п

Тема

Количество часов

Формы подведения итогов

1.

Введение в курс «Литературная Московия».
Феномен русской усадебной культуры.
Жемчужины Подмосковья.

1

Тестирование

2.

Литературное Подмосковье в XIX веке.

17

Фотовыставка

Презентация самостоятельно составленной экскурсии

3.

Литературное Подмосковье в XX веке.

7

Индивидуальные и коллективные творческие работы по теме раздела.

4.

«Моё родное Подмосковье».
Литература Богородского края.

7

Индивидуальные и коллективные  слайд-фильмы по теме раздела

5.

Подведение итогов выполнения программы курса.
Защита творческих проектов.

2

Защита проектов, научно-исследовательских работ

Таким образом, содержание элективного курса «Литературная Московия» направлено на:

  • интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка;
  • творческое развитие личности ребенка;
  •  развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
  •  обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
  •  профилактику асоциального поведения;
  •  создание условий для социального, культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребенка.

Список литературы

  1. Алейчик А. Мой потомок дальний, здравствуй! Стихотворения. / Избранное в двух томах. – М., Издательство «БПП», 2010.
  2. Асрян Н. Живой души автопортрет. Стихотворения. – М., Издательство «БПП», 2010.
  3. Бычков Ю.А. Четыре жизни Чехова. - Москва, Гелиос АРВ, 2004.
  4. Гладилин М.. Пушкинское Захарово. Государственный историко-литературный музей-заповедник А.С. Пушкина (Вяземы-Захарово). –
    ТОО «Вера», Волгоград, 1995
  5.  Голоса Богородского края  //   Коллективный поэтический сборник, №№ 1; 2: 3: 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10.
  6. Дунаев М.М. К югу от Москвы - М.: Искусство, 1986. С. 36-67
  7. Кантор В. Откуда и куда ехал путешественник?...: ("Путешествие из Петербурга в Москву" А.Н.Радищева) // Вопросы литературы - 2006. - Вып. 4. - С. 83-138.
  8. Карташёв П. Спасо-Преображенская церковь села Большие Вязёмы. - М., 2006.
  9. Квятковская Н.Ф. Остафьево. - М., 1990.
  10. Ливанов В. Невыдуманный Борис Пастернак -  Дрофа, 2002.
  11. Литература: Программа по литературе для общеобразоват. учрежд.     5-11 кл. / Т.Ф. Курдюмова, Н.А. Демидова, Е.Н. Колокольцов и др.; Под ред. Т.Ф. Курдюмовой. – М.: Дрофа, 2003.
  12. Методика преподавания литературы: Учебная хрестоматия-практикум: для студентов высших педагогических учебных заведений / Авт.-сост. Б.А. Ла-нин. - М.: Эксмо, 2007.
  13. Мисочник С.М. Россия Александра Блока. – М., 2003.
  14. Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования. Приказ Минобразования России от 9 марта 2004г. №1312
  15. Ованесян Е. Когда настанет день прозренья. Лира Валерия Хатюшина. — М., Палея, 1998.
  16. Подмосковный летописец //Историко-краеведческий альманах –Москва,2005-2011г.г
  17. Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы/ Авт.-сост.: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2005. – С. 11.
  18. Скуридин В.Б. Радищев на пути из Петербурга в Москву: (живопись). Автореф. к творч. дисс. … канд. искусств. - М., 1953.
  19. Спецификации ознакомительных вариантов ЕГЭ по предметам для  выпускников средней (полной) общеобразовательной школы: литература: 2011. Режим доступа: www. ege.edu.ru - 30.09.10.
  20. Степанова Л.С. Система работы с текстом на уроках русского языка и литературы: Учебно-методическое пособие для учителей и студентов педвузов / Л.С. Степанова. - М. : Вербум-М, 2005.
  21. Интернет-ресурсы:
  1. http://sudar-mb.narod.ru/page/book8/page4.htm
  2. http://student.km.ru/
  3. http://pushkin.niv.ru/
  4. http://www.podmoskove.ru/
  5. http://apchekhov.ru/
  6. http://www.bogorodsk-noginsk.ru/lyudi/



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа элективного курса на 2013-2014 учебный год «Экранизация литературных произведений».

В программу элективного курса входит : пояснительная записка, цели и задачи курса, методы обучения и формы контроля, а также учебный план курса с методическими рекомендациями....

Программа элективного курса «Литературная Московия - региональный компонент литературного образования школьников в поликультурном образовательном пространстве»

     Современное  изучение литературы   в школах Подмосковья   немыслимо без вариативных  факультативных и элективных курсов, освещающих проблемы ку...

Доклад « Формирование ценностных ориентаций у школьников при изучении регионального компонента географического образования»

При изучении регионального компонента географического образования  учитель  должен опираться на принципиально новые позиции в преподавании предмета географии, как по содержанию материала, та...

Элективный курс «Великий Шелковый путь и регионы России» - как средство реализации регионального компонента исторического образования

   За последние десятилетия миллиардный Китай стремительно преодолел вековую отсталость и в начале третьего тысячелетия вырвался на оперативный простор динамического и поступательного...

Авторская программа элективного курса «Современная энергетика и окружающая среда» для обучающихся 9 классов. Образовательная область: география.

Данная программа «Современная энергетика и окружающая среда» для 9-го класса, составлена на основе: Федерального компонента государственного стандарта основного (общего) образования (прика...

Программа элективного курса по национально-региональному компоненту с методическими материалами для применения на факультативе по литературе в 9 классе

В методических материалах -разработках занятий даны анализы лирических и прозаических текстов - произведений народных писателей и поэтов Бурятии из Тункинского района - членов литературного объединени...

Программа экспериментальной работы по теме: "Формирование поликультурного образовательного пространства на основе диалога культур на уроках географии и во внеурочное время"

Программа экспериментальной работы по теме: Формирование поликультурного образовательного пространства на основе диалога культур на уроках географии и во внеурочное время"...