ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
статья

Гайфуллина Лейсан Харисовна

Формы и средства этнокультурного образования нацелены на освоение учащимися тех национально культурных традиций, в которых воплощены высшие духовно- нравственные ценности,  как отдельных этносов, так и всего человечества, имеющие особую значимость для духовно-нравственного воспитания и гражданского становления современного человека, а также позитивного развития и консолидации современного российского общества и его интеграции в мировое сообщество.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_vystuplenie.doc_gayfullina_l_h.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Гайфуллина Л.Х.

МБОУ «Ново-Кырлайская СОШ имени Г.Тукая»,

преподаватель русского языка и литературы

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

 «Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут».  

                                 Э. К. Суслова

Современные тенденции развития образования, возросшие требования к личности педагога усилили поиск путей совершенствования его профессионально-педагогической подготовки, обусловили повышение требований к подготовке ответственных, компетентных специалистов.

Целью выступления является раскрытие педагогических условий формирования этнопедагогической компетентности педагога в поликультурном образовательном пространстве.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, разработанным с учётом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации, идея сохранения и развития культуры нашей страны является приоритетной и распространена в современной школе. Становится иной и современная стратегия развития российской школы: в центре ее – формирование духовно богатой, высоконравственной, образованной и творческой личности.

Цель педагогического воздействия этнокультуры - воспитание человека, «общественно-ценной и внутренне свободной», духовно развитой личности,  обладающей собственным мировоззрением, высоким сознанием, нравственностью. Педагог в процессе профессиональной деятельности в поликультурном образовательном пространстве должен быть компетентен в выполнении функций данного пространства, таких как: гуманитарно-образовательная, социально-адаптационная, культурологическая, развивающая, коммуникативно-интеграционная.

Реализация их происходит в системе образовательных учреждений с поликультурным составом обучающихся, в культурно-просветительных учреждениях, в этнической социокультурной среде. Поликультурная образовательная среда  определяется как  система отношений субъектов образовательного учреждения, создающая условия для развития личностных качеств человека в совокупности с осознанием им этнической принадлежности, способствующая диалогу между разно этническими общностями и стремящаяся к эффективному межнациональному взаимодействию.  При этом у педагога должны быть развиты уважение к людям других национальностей, культура межнационального взаимодействия, этнокультурная толерантность, ответственность и др.

       Идею ценности российской многонациональности сформулировал В.В. Путин: «Россия богата не только ресурсами, она богата своей многонациональной культурой. Может быть, это самое большое достояние. Поэтому забота об этом культурном многообразии должна стать одним из приоритетов государства».

Эффективность этнокультурного образования в значительной мере зависит от того, насколько последовательно будут учитываться особенности характера, воспитания, поведения, быта представителей разных этносов. В концепциях этнокультурного образования аккумулируется знание о таких особенностях, как: раскованность белых американцев, точность и аккуратность немцев, доверчивость и неспешность скандинавов, сентиментальность и переменчивость итальянцев, сдержанность и недосказанность чувств англичан, усидчивость евреев, возбудимость, впечатлительность, экспрессивность, противоречивость, избыток темперамента французов, скрытность и повышенное чувство общинности японцев и пр.

Приоритетные направления этнокультурного образования:

- разработка и реализация программ в области этнокультурного образования;

- координация деятельности разных ведомств, научно-методическое обеспечение деятельности;

- экспертиза содержания этнокультурного образования через разнообразные образовательные события, конкурсы, конференции;

- распространение накопленного опыта в области этнокультурного образования;

- повышение квалификации педагогов, реализующих этнокультурное образование;

- представление регионального опыта на конференциях и конкурсах;

Таким образом, задачи этнокультурной подготовки нельзя понимать узко, только как приобщение к национальной культуре, возрождение ее элементов. Ее цель — подготовить учеников к полноценной жизни в условиях многокультурной мировой цивилизации. Современная российская школа не может быть иной, кроме как поликультурной. Дело лишь в осмысленном и концептуальном согласовании образовательной системы с этнополитической структурой российского общества и оптимальной конструкцией российской гражданской идентичности.

Сегодня в русле общего системно - деятельностного аспекта обучения определены новые подходы и к преподаванию лингвистических дисциплин в школе. В их числе: культуроведческий, признающий отражение в языке особенностей менталитета,  мировидения его носителей,  невозможность изучения языка вне связи с культурой народа,  закрепление за ним эстетической функции; коммуникативный; психолингвистический,  предполагающий учет  достижений науки в формировании мотивации обучения языку, развитии специальных технологий преподавания языка билингвам и т. п.

В то же время, при растущем интересе к изучению иностранных языков в последние годы наблюдается явное пренебрежение школьниками родным языком, хотя именно за ним следует признать особую роль в формировании личности, ее дальнейшей социализации, будущей деловой успешности. В этих условиях роль русиста в школьном образовании должна стать основополагающей, что не только обязывает педагога постоянно углублять предметные знания, но и расширять свой диапазон методических приемов и средств обучения школьников, развивая в последних интерес к предмету. Ученики должны уяснить, что «Русский язык» не просто свод орфографических, грамматических и стилистических правил, набивших им оскомину уже в начальной школе, а увлекательнейший предмет, приоткрывающий для них окно в многомерный мир национальной культуры.

Одним из ведущих механизмов преодоления негативных процессов в социальной жизни, формирования культуры межнациональных отношений в обществе является система образования. Именно в период школьного обучения закладываются основы мировоззрения и миропонимания личности, происходит этнокультурное развитие ребенка. Существуют особые способы передачи этнокультурных этнических знаний от поколения к поколению.

В нашей школе уделяется много внимания формированию у школьников интереса к учению. Этому способствуют содержание учебных материалов, а также активная познавательная деятельность учащихся на уроке и во внеурочное время, которая приносит детям радость и успех творческого общения. При этом мы учитываем, что среди учеников есть представители разных национальностей. Выбирая тексты для анализа, стараемся подготовить  произведения, в которых поднимаются проблемы патриотизма, межнационального общения, смысла жизни и др. Ниже хотим привести фрагмент занятия – художественно-эстетического дискурса.

А.Рыбаков  «Тяжелый песок» – сага о любви.  В центре дискурса на первом плане проблемы любви в условиях войны и Холокоста. Занятие открывается с зачитывания отрывка из дневника Романа Кравченко, 15 –летнего подростка из украинского города Кременец на Волыни. Девочка, чувство к которой он пронес через всю жизнь, была узницей в гетто  «Сегодня везли Ф.  Не могу отдать себе отчета в моих чувствах. Очень тяжело, стыдно. За людей, которые смотрят на это с безразличием или злорадством. Да она в десять раз превосходит тебя, одного с другим, во всех отношениях! Единственная девочка, с которой я всегда был искренен, а так отрадно иметь друга, который понимает тебя и соглашается с тобой. Она была хорошая девочка и храбрая. Она ехала стоя, с гордо поднятой головой. Ф., знай, я помню тебя и не забуду и когда-нибудь отомщу! Моя "первая любовь", оставившая о себе самые чистые воспоминания".

Представим ключевые вопросы, посредством которых создается драматургическая интрига занятия и организуется дискурс. Заметим, что вопросы, предложенные учащимся, экстраполируются на современную действительность. 1) Возможна ли любовь между людьми разных национальностей, вероисповеданий, политических пристрастий? 2) Может быть, вы слышали, что законы нацистской Германии запрещали жениться представителям арийской нации на евреях. Такие браки признавались недействительными и приравнивались к государственному преступлению. Как, по вашему мнению, могут повести себя люди в такой ситуации. Им необходимо отказаться от любви или во имя чувства преодолеть все испытания? На следующем этапе занятия учащиеся обращаются к первым главам романа, в которых рассказывается об истории любви Рахили и Якоба.  Вывод, к которому приходят ученики: Рахиль (как и маленькая узница гетто из письма Р. Кравченко) обладает внутренней цельностью и мужеством.

Среди  эффективных форм этнокультурного образования можно выделить уроки о региональной культуре в форме воспоминаний, литературных, музыкальных, художественных гостиных, ролевых игр; беседы и рассказы о каких-либо примечательных событиях, явлениях, местах, о жизни известных людей родного края, его природе, истории.

Таким образом,  формы и средства этнокультурного образования нацелены на освоение учащимися тех национально культурных традиций, в которых воплощены высшие духовно- нравственные ценности,  как отдельных этносов, так и всего человечества, имеющие особую значимость для духовно-нравственного воспитания и гражданского становления современного человека, а также позитивного развития и консолидации современного российского общества и его интеграции в мировое сообщество.

Список использованных источников

  1. Волков Н. Г. Этнопедагогика. Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 168 с
  2. Тимошенко, Л. Г. Этнокультурное образование в условиях

современного социума / Л. Г. Тимошенко // Научно-педагогическое

     обозрение. – 2013. – № 1 (1). – С. 46-51

  1. Фролова Е. О воспитании любви к народному творчеству и родному слову.// Народное образование. №1 2000.
  2. Развивающие педагогические технологии. URL:http://www.ido.rudn.ru/ffec/psych/ps13.html (Дата обращения: 18. 02.2020)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогические условия формирования исследовательской культуры учащихся

В материале раскрываются основные условия организации исследовательской деятельности учащихся как один из факторов совершенствования учебного процесса и развития интеллектуально-творческих возможносте...

Педагогические условия формирования культуры межнациональных отношений у школьников.

Педагогические отношения формирования культуры межнациональных отношений у школьников....

«Психолого-педагогические условия формирования универсальных учебных действий»

В современном обществе происходят процессы глобализации, информатизации, ускорение внедрения новых научных открытий, быстрое обновление знаний и появление новых профессий. Это требует повышенной...

Педагогические условия формирования позиции школьника как субъекта проектирования индивидуальной образовательной траектории в открытом социокультурном пространстве

С 2011 года школа №12 с. Дивноморское реализует инновационный проект "Педагогические условия формирования позиции школьника как субъекта проектирования индивидуальной образовательной траектории в откр...

Статья "ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ С ЗПР В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ"

В современном мире наблюдается неблагополучная тенденция к увеличению количества детей с задержкой психического развития. Правильная организация интегрированного обучения детей с ЗПР в среде нормально...

Психолого-педагогические условия формирования экологической компетентности студентов в современном вузовском пространстве

Целью данной статьи выступает рассмотрение и научное обоснование психологопедагогических условий формирования экологической компетентности студентов....