Статья "ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ С ЗПР В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ"
статья

Шугаева Елена Викторовна

В современном мире наблюдается неблагополучная тенденция к увеличению количества детей с задержкой психического развития. Правильная организация интегрированного обучения детей с ЗПР в среде нормально развивающихся сверстников – актуальная задача для общеобразовательного учреждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_shugaevoy_e.v._.docx153.65 КБ

Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ С ЗПР В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ        4

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ        6

1.1. ФОРМЫ ЗАДЕРЖКИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ        6

1.1.1. ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КОНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ        6

1.1.2. СОМАТОГЕННАЯ ФОРМА ЗАДЕРЖКИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ        8

1.1.3. ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПСИХОГЕННОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ        9

1.1.4. ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЦЕРЕБРАЛЬНО-ОРГАНИЧЕСКОГО ГЕНЕЗА        11

1.2. ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ        12

1.3. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ        16

ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 1        17

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ С ЗПР В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ        18

2.1. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ        18

2.2. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ С ЗПР        21

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2        23

ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДУХОВНО- НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ        24

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3        27

ПРИЛОЖЕНИЕ А        29

ПРИЛОЖЕНИЕ Б        33

ПРИЛОЖЕНИЕ В        35

ПРИЛОЖЕНИЕ Г        36

ПРИЛОЖЕНИЕ Д        37

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК        38


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность выбранной темы.

В современном мире наблюдается неблагополучная тенденция к увеличению количества детей с задержкой психического развития. Правильная организация интегрированного обучения детей с ЗПР в среде нормально развивающихся сверстников – актуальная задача для общеобразовательного учреждения.

В соответствии с «Основным положением Концепции специального федерального образовательного стандарта для детей с ОВЗ», дети с ЗПР могут реализовать свой потенциал социального развития при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания – образования, обеспечивающего удовлетворение как общих с нормально развивающимися детьми, так и особых образовательных потребностей, заданных спецификой нарушения психического развития». При этом получение образования определяет успешность их социализации. Одним из важнейших условий успешной социализации детей с ЗПР является их духовно- нравственное развитие.

Цель исследования: определить психолого – педагогические условия формирования духовных потребностей детей с ЗПР.

Объект исследования: формирование духовных потребностей детей с ЗПР, обучающихся в общеобразовательной школе.

Предмет исследования: условия формирования духовных потребностей детей с ЗПР.

Задачи исследования:

1.Изучить психолого-педагогическую литературу по теме.

2.Определить образовательные потребности детей с ЗПР.

3.Определить роль духовных потребностей  в социализации детей с ЗПР.

4.Проанализировать задачи общеобразовательной школы в рамках реализации духовных потребностей детей с ЗПР.

Гипотеза исследования: психолого-педагогические условия, созданные в образовательном учреждении, могут влиять на формирование духовных потребностей детей с ЗПР.


ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Обучающиеся с задержкой психического развития — это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий [1].

Одной из основных причин труднообучаемости и трудновоспитуемости учащихся является особое по сравнению с нормой состояние психического развития личности, которое в дефектологии получило название «задержка психического развития» (ЗПР). Каждый второй хронически неуспевающий ребенок имеет ЗПР.

В самом общем виде сущность ЗПР состоит в следующем: развитие мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально-волевой сферы личности происходит замедленно, с отставанием от нормы. Ограничения психических и познавательных возможностей не позволяют ребенку успешно справиться с задачами и требованиями, которые предъявляет ему общество.

В результате многолетних клинико-психолого-педагогических исследований ученых были определены сущность и структура данного дефекта, его симптоматика, этиология. Состояние ЗПР дифференцируется и по степени, и по характеру отклонений.

1.1. ФОРМЫ ЗАДЕРЖКИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Клинические и психологические исследования, проведенные Т.А. Власовой, М.С. Певзнер, К.С. Лебединской и др., позволили выделить четыре формы задержки психического развития: конституциональный, соматогенный, психогенный, церебрально-органического происхождения.

1.1.1. ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КОНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ

Состояние задержки психического развития определяется наследственностью. Дети с данным типом ЗПР отличаются гармоничной незрелостью одновременно телосложения и психики, что дает основание обозначить такую форму задержки, как гармонический психофизический инфантилизм. У детей данной группы наблюдается значительное отставание психического развития от паспортного возраста. Психическая незрелость охватывает все сферы психики ребенка, в том числе и интеллектуальную. Однако в структуре психического дефекта преобладает эмоционально-волевая незрелость. Эмоциональная сфера находится у таких детей как бы на более ранней ступени развития. Это проявляется в повышенной эмоциональности, в неустойчивости, в преобладании игровых интересов над учебными, в чрезмерной зависимости от близких.

В некоторых случаях у детей отмечается общая незрелость, задержка роста, отставание в физическом развитии. Возрастная динамика гармонического инфантилизма относительно благоприятна. При правильной организации учебно-воспитательной работы эти дети догоняют своих сверстников в общем психическом развитии.

Интеллектуальная недостаточность у детей с неосложненным инфантилизмом имеет вторичный характер, определяемый отставанием в созревании компонентов формирующейся личности. Как утверждают в своих работах 3. И. Калмыкова, Т. В. Егороваи др., это проявляется в преобладании конкретно-действенного и наглядно-образного мышления над абстрактно-логическим. При выполнении интеллектуальных задач у школьников наблюдается недостаточная целенаправленность, склонность к подражательной деятельности. Особые трудности испытывают дети с инфантилизмом в начале обучения в школе. Им очень трудно длительно сосредотачиваться на задании, сидеть спокойно на уроке, подчиняться правилам дисциплины.

Простой психический инфантилизм в практике встречается достаточно редко. Значительно чаще наблюдается осложненный психический инфантилизм, сочетающийся с другими психопатологическими синдромами и симптомами.

При осложненном психическом инфантилизме, как и при простом инфантилизме, имеются признаки незрелости эмоционально-волевой сферы, непосредственность, повышенный интерес к игровой деятельности, но в сочетании с пограничной интеллектуальной недостаточностью, обусловленной нарушением ряда предпосылок интеллектуальной деятельности: внимания, памяти, психической работоспособности. С возрастом у таких детей более отчетливо наблюдается интеллектуальная недостаточность, которая проявляется в снижении школьной успеваемости.

Особое место в структуре задержки психического развития у детей с инфантилизмом занимает выраженная истощаемость внимания, особенно при интеллектуальных нагрузках. В процессе игровой деятельности продуктивность внимания у них улучшается, что говорит о зависимости интеллектуальной продуктивности у детей с инфантилизмом от мотивации.

Исследования памяти детей с психическим инфантилизмом показало, что у них более высокий уровень развития зрительной памяти в сравнении со слухоречевой. Незрелость эмоционально-волевой сферы у детей с психическим инфантилизмом проявляется в особенностях их мыслительной деятельности. У них наблюдается преобладание конкретно-образного мышления над абстрактно-логическим.

Исследования учеными личностных особенностей детей с психическим инфантилизмом выявило их неадекватную самооценку, неадекватные способы эмоционального реагирования на конфликтную ситуацию.

1.1.2. СОМАТОГЕННАЯ ФОРМА ЗАДЕРЖКИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

При ряде хронических соматических заболеваний могут наблюдаться массивные интоксикации (например, при заболевании почек, печени, онкологических заболеваниях) и явления гипоксии (легочные и сердечно-сосудистые заболевания). Это приводит к нарушению деятельности развивающегося мозга ребенка. Одной из наиболее распространенных форм реагирования центральной нервной системы ребенка на интоксикацию или гипоксию является астения. Астения (от греч. - asthenela) означает физическую и психическую слабость, бессилие.

Для детей с хроническими соматическими заболеваниями характерна повышенная утомляемость, что в значительной степени снижает уровень их поисковой активности. Раздражительная слабость проявляется у них в капризности, в немотивированных криках, в неустойчивом сне. Синдром истощения наглядно проявляется в процессе деятельности ребенка, например в предметно-практической деятельности.

Главным показателем астенического синдрома является нарушение работоспособности. Общее нарастающее утомление у ребенка негативно отражается на мотивационно-потребностной сфере, что значительно снижает его познавательную активность. Все это является важной предпосылкой формирования задержки психического развития у ребенка.

В структуре особенностей психического развития у детей с соматогенной формой ЗПР наблюдается эмоциональная незрелость. Причиной ее чаще всего являются длительные хронические заболеванию, которые в значительной степени тормозят развитие активных форм деятельности и способствуют формированию таких личностных особенностей, как боязливость, робость, неуверенность в своих силах. Постоянная астения, наблюдаемая у детей в связи с длительными соматическими недугами, способствует нарушению динамики психических процессов, что проявляется у них в колебании внимания, в сниженной способности к концентрации внимания, в снижении объема памяти. Кроме астенических состояний патогенное влияние на развитие познавательных процессов и личности у детей с хроническими соматическими заболеваниями оказывают такие факторы, как госпитализм, ранняя социальная депривация в связи с болезнью, неадекватные стили семейного воспитания больного ребенка.

1.1.3. ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПСИХОГЕННОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ

ЗПР психогенного происхождения связана с неблагоприятными условиями воспитания ребенка.

К ним относится ранняя психическая и социальная депривация, которая наблюдается у большинства безнадзорных детей и детей-сирот, воспитывающихся в учреждениях закрытого типа.

Исследования особенностей психического развития детей, воспитывающихся вне семьи, проведенные отечественными психологами, показали, что уже в младенческом возрасте у них резко снижена потребность в общении. Сам процесс общения характеризуется недостаточным развитием коммуникативных средств. Для этих детей характерно снижение познавательной активности, безынициативность, эмоциональная невыразительность, пониженная любознательность, отставания в развитии речи, эмоциональное отчуждение и несформированность самостоятельности как свойства личности. В дошкольном возрасте у них снижена эмоциональность, отсутствие сопереживания по отношению к другим сочетается с импульсивностью, с нарушением образа «Я». Ученые отмечают, что в дошкольном возрасте эти дети испытывают выраженное стремление к вниманию и доброжелательности со стороны взрослых, тянутся к непосредственному эмоциональному контакту со взрослыми, что у детей, воспитанных в семье, наблюдается еще на первом году жизни.

В младшем школьном возрасте у воспитанных вне семьи детей наблюдается дисгармоничность в интеллектуальной сфере, неразвитость произвольных форм поведения, повышенная конфликтность, агрессивность. Они одновременно испытывают сильную потребность в положительном отношении к себе со стороны взрослых и неудовлетворенность в потребности интимно-личностного общения. В подростковом возрасте у таких детей часто преобладают неадекватная самооценка, конфликтность, слабая ориентация на будущее, причем многие личностные качества сохраняются у них на всю жизнь. Из этого следует, что выраженное снижение познавательной активности, наблюдаемое у детей, воспитывающихся вне семьи, негативно отражается на их интеллектуальной продуктивности.

Психогенные задержки психического развития у ребенка могут возникнуть не только в результате ранней психической и социальной депривации ребенка, но и в психотравмирующих условиях воспитания. Эти условия способствуют формированию таких характерологических особенностей как робость, боязливость, неуверенность. Это проявляется в отсутствии у ребенка инициативы, самостоятельности и крайне негативно отражается на познавательной активности ребенка или подростка. У детей вследствие такого патологизирующего стиля воспитания резко снижается мотивация учебной деятельности, и уже к концу младшего школьного возраста у ребенка резко снижается познавательная активность и формируется вторичная задержка психического развития.

Исследования ученых показывают, что у детей с психогенной формой ЗПР не наблюдается грубых нарушений предпосылок интеллекта. Главным системообразующим фактором, лежащим в основе задержки их развития, является снижение мотивации учебной деятельности, что в значительной степени тормозит их познавательную активность и снижает интеллектуальную продуктивность.

1.1.4. ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЦЕРЕБРАЛЬНО-ОРГАНИЧЕСКОГО ГЕНЕЗА

 Причиной данной формы ЗПР является органическое поражение центральной нервной системы на ранних этапах онтогенеза. Интеллектуальная недостаточность в данной группе связана главным образом с нарушениями интеллектуальной деятельности и предпосылок интеллекта, что обусловлено остаточными явлениями органического поражения головного мозга вследствие мозговых инфекций и травм.

У большинства детей уже на первом году жизни наблюдается замедленный темп созревания психических функций, однако он менее выражен, чем у детей с психическим недоразвитием. Церебрально-органическая недостаточность определяет структуру психического дефекта и становится очевидной как в нарушении эмоционально-волевой сферы, так и в развитии познавательных процессов.

Церебральная астения, которая присутствует при ЗПР церебрально-органического генеза, проявляется в повышенной утомляемости, в недоразвитии свойств внимания и памяти [12].

Таким образом, обзорная характеристика особенностей развития детей с ЗПР показывает, что явление задержки неоднородно как по патогенезу, так и по структуре дефекта. Вместе с тем для детей этой категории характерны типичные, отличающие их от нормы тенденции развития: незрелость эмоционально-волевой сферы, дезаптивные формы общественного поведения, сниженный уровень познавательной деятельности, а следовательно, у них недостаточно сформирована готовность к усвоению знаний и предметных понятий.

Серьезные ограничения в социально-личностных и учебных возможностях определяют необходимость выделения этих детей в категорию учащихся с «особыми потребностями», нуждающихся в специальной коррекционно-педагогической поддержке [5].

1.2. ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Особые образовательные потребности различаются у обучающихся с ОВЗ разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития, определяют особую логику построения учебного процесса и находят своѐ отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим современные научные представления об особенностях психофизического развития разных групп обучающихся позволяют выделить образовательные потребности, как общие для всех обучающихся с ОВЗ [6] , так и специфические.

 К общим потребностям относятся:

  • выделение пропедевтического периода в образовании, обеспечивающего преемственность между дошкольным и школьным этапами;
  • обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание образовательных областей, так и в процессе индивидуальной работы;
  • раннее получение специальной помощи средствами образования;
  • психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребенка с педагогами и соучениками;
  • психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и образовательной организации;
  • постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы образовательной организации.

Для обучающихся с задержкой психического развития, осваивающих адаптированную основную образовательную программу начального общего образования характерны следующие специфические образовательные потребности:

  • наглядно-действенный характер содержания образования;
  • упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;
  • специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
  • необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;
  • обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов обучающихся с задержкой психического развития;
  • использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;
  • стимуляция познавательной активности, формирование потребности в познании окружающего мира и во взаимодействии с ним;
  • специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование произвольной саморегуляции в условиях познавательной деятельности и поведения;
  • специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей, формированию умения запрашивать и использовать помощь взрослого;
  • специальная психокоррекционная помощь, направленная на развитие разных форм коммуникации;
  • специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование навыков социально одобряемого поведения в условиях максимально расширенных социальных контактов [3].

Учитывая все перечисленные особенности детей с ЗПР, особо остро стоит вопрос о помощи этим детям в их социализации. В связи с этим одной из наиболее важных задач коррекционного обучения и воспитания является  задача духовно- нравственного воспитания этих детей.

Можно выделить следующие направления духовно- нравственного воспитания:

  • гражданско- патриотическое;
  •  нравственное;
  • трудовое;
  • экологическое;
  • ценностное отношение к здоровью;
  • эстетическое.

Эти направления должны обязательно учитываться при планировании работы с детьми с ЗПР. В результате этой работы у ребенка должны сформироваться основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, ценности многонационального российского общества, целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий, уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. Ребенок должен овладеть навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. У него должна развиться самостоятельность и личная ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе, должно произойти формирование эстетических потребностей, ценностей и этических чувств, доброжелательности эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. У ребенка должны развиться навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. И, наконец, должна  сформироваться установка на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям [2, стр.233-234]. При условии решения этих задач, ребенок с ЗПР станет полноценным членом общества.

Эти задачи должны решаться родителями, обществом, государством. В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» [1], духовно- нравственное развитие и воспитание является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования [13,стр.15].

К сожалению, нельзя сказать, что эти задачи решаются очень успешно. Существуют проблемы, с которыми сталкиваются учителя. Среди них можно выделить:

  • дети с ЗПР отличаются разнообразными отклонениями в психическом и интеллектуальном развитии;
  • их семьи часто относятся к разряду неблагополучных;
  • у этих детей часто преобладает «уличное», часто безнравственное воспитание;
  • в современном обществе отсутствуют положительные идеалы;
  • отмечаются такие тенденции, как индивидуализм, противопоставление себя другим людям, прагматизм;
  • происходит переориентация на личное благополучие;
  • у детей часто искажены представления о доброте, порядочности, милосердии, справедливости;
  • материальные блага стали занимать значительно больше места в желаниях школьников, чем культура и образование;
  • духовно нравственные ценности для них отодвигаются на периферию.

1.3. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Направлениями деятельности образовательной организации, реализующей программы обучения детей с задержкой психического развития являются:

  • развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств;
  • формирование предпосылок учебной деятельности;
  • сохранение и укрепление здоровья;
  • коррекция недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей;
  • создание современной развивающей предметно-пространственной среды, комфортной как для детей с ЗПР, так и для нормально развивающихся детей, их родителей и педагогического коллектива;
  • формирование у детей общей культуры.

Коррекционно-развивающая работа строится с учетом особых образовательных потребностей детей с ЗПР и заключений психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).

Организация образовательного процесса для детей с ОВЗ предполагает соблюдение следующих позиций:

  • регламент проведения и содержание занятий с ребенком с ЗПР строится специалистами и педагогами образовательной организации в соответствии с АООП или АОП, разработанным индивидуальным образовательным маршрутом с учетом рекомендаций ПМПК;
  • создание специальной среды;
  • предоставление услуг ассистента (помощника), если это прописано в заключении ПМПК;
  • содержание работы с ребенком с ЗПР планируется и контролируется  психолого-медико-педагогическим консилиумом (ПМПК) образовательной организации.

ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 1

Таким образом, в образовательном учреждении, работающем с детьми с задержкой психического развития, должны быть созданы условии для реализации особых образовательных потребностей детей с ЗПР. Для этого в образовательном учреждении должны быть обеспечены необходимые психолого-педагогические условия для развития каждого ребенка с ЗПР. Образовательные учреждения должны играть ведущую роль в помощи этим детям в их социализации, поэтому очень важно создать условия для реализации духовно – нравственных потребностей ребенка с ЗПР. В каждом образовательном учреждении, где обучаются дети с ЗПР, должна быть разработана специальная программа духовно – нравственного развития этих детей.


ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ С ЗПР В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

2.1. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проводилось на базе ГБОУ СОШ № 313 Фрунзенского района Санкт-Петербурга. В исследовании приняли участие 15 учеников 5 класса (учащиеся с ЗПР).

Цель исследования: определить особенности формирования духовных потребностей детей с ЗПР в условиях образовательного учреждения.

Задачи исследования:

  1. подобрать методики исследования;
  2. организовать исследование;
  3. провести количественный и качественный анализ результатов.

Содержание исследования и анализ результатов.

Перед исследованием были выделены следующие уровни  духовно-нравственных качеств личности  детей с ЗПР: низкий, средний и высокий.

Низкий уровень: не сформированы нравственные понятия, неустойчивое, импульсивное поведение, отсутствие нравственной мотивации, отсутствие ориентации на подлинные жизненные ценности; низкий уровень осознания нравственной нормы; неумение выделить мотив, обстоятельства и последствия поступка, отсутствие навыков сотрудничества.

Средний уровень: неточность в определении содержания положительных и отрицательных качеств личности, нестабильность нравственной мотивации, нечеткая ориентация на подлинные жизненные ценности, неустойчивая ориентация на положительное поведение.

Высокий уровень: устойчивая мотивация на положительное поведение, сформированность представлений о духовных и нравственных ценностях (согласно возрасту), адекватность рефлексивной самооценки учебной деятельности; ориентация на жизненные ценности, осознание моральных норм, активная позиция и стремление к сотрудничеству.

Исследование проводилось по следующим методикам:

  • тест «Размышляем о жизненном опыте» для младших школьников (составлен д.п.н. Н.Е.Щурковой, адаптирован В.М.Ивановой, Т.В.Павловой, Е.Н.Степановым);
  • анкета «Я и моя семья».

Адаптированный вариант теста

«Размышляем о жизненном опыте» (составлен д.п.н. Н.Е. Щурковой, адаптирован В.М. Ивановой, Т.В. Павловой, Е.Н. Степановым)

Цель: выявление нравственной воспитанности учащихся.

Материал: тест (ПРИЛОЖЕНИЕ А)

Ход проведения. Тестирование поводилось анонимно. Дети сидели по 1 человеку за партой.

Предварительно была подготовлена таблица для более удобного подсчета результатов.

Номер вопроса

Буква ответа

а

б

в

1
2
3

+

+



+

Во время проведения тестирования атмосфера в классе содействовала сосредоточенности, искренности, откровенности. Вопросы теста были  прочитаны поочередно ровным монотонным голосом, чтобы интонационная насыщенность не влияла на выбор ответа.

Учащимся было предложено выбрать один из трех вариантов ответов и обозначить его в графе (а, б, в) знаком «+».

Критерии оценки нравственной воспитанности учащихся

Количество выборов, сделанных школьниками в каждом случае, было подсчитано и выражено в процентном отношении к общему числу учащихся.

Показателем, свидетельствующим о достаточной нравственной воспитанности учащихся, является количество выборов от 10 и более в следующих вариантах:

  • Графа а. Сосчитать «+» на вопросы 1, 4, 11, 12,18,19.
  • Графа б. Сосчитать «+» на вопросы 6, 10, 13,15, 16.
  • Графа в. Сосчитать «+» на вопросы 2, 3, 5, 7, 8, 9, 14, 17, 20.

Показателем, свидетельствующим о некоторой безнравственной ориентации, эгоистической позиции, является количество выборов от 10 и более в следующих вариантах:

  • Графа а. Сосчитать «+» на вопросы 2, 3, 6, 7, 9, 10, 13, 15, 16, 17, 20.
  • Графа б. Сосчитать «+» на вопросы 1, 4, 5, 8, 14, 18,19.
  • Графа в. Сосчитать «+» на вопросы 11, 12.

Показателем, свидетельствующим о несформированности нравственных отношений, неустойчивом, импульсивном поведении, является оставшееся количество выборов, где предпочтение явно не обнаруживается.

Анкета «Я и моя семья»

Цель: изучение уровня сформированности семейных ценностей и значимости семьи в жизни школьника.

Материал: анкета (ПРИЛОЖЕНИЕ Б).

Ход проведения. Каждому  ребёнку было предложено ответить на 9 вопросов. Дети самостоятельно прочитали вопросы анкеты и отметили свои варианты ответов.

Критерии оценки сформированности семейных ценностей учащихся.

Каждому ребенку выставлялось за первый ответ 3 балла, за второй – 2 балла, за третий – 1 балл. Баллы суммировались.

Уровни сформированности семейных ценностей:

  • Высокий  (21-27 баллов) – у детей сформированы основы семейных ценностей, сформировано почитание родителей, уважение к старшим, забота о младших, без напоминания готовы помочь всем членам семьи, готовы передавать семейные ценности своим детям.
  • Средний (14-20 баллов)  – существует взаимопонимание и взаимопомощь в семье, но семейные ценности не принимаются полностью, есть моменты, которые не устраивают школьника, привлекают больше отдых, досуговые стороны. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в семье, однако бывают разногласия и непонимание, с отстаиванием своих интересов. Ориентированы на деятельность по удовольствию.
  • Низкий (0-14 баллов)  – школьники в семье чувствуют себя некомфортно, неохотно участвуют в семейных делах, предпочитают деятельность по удовольствию. Испытывают серьёзные затруднения в установлении контактов между членами семьи. Могут совершать побеги из дома. Нередко семья воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Часто у школьников отмечаются нарушения нервно-психического здоровья.

Данные методики позволили определить особенности формирования духовных потребностей детей с ЗПР.

2.2. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ С ЗПР

Для проведения анализа результатов исследования были выделены следующие показатели:

  • нравственная воспитанность учащихся;
  • сформированность семейных ценностей и значимости семьи в жизни школьника.

Анализ результатов проведенного исследования[1] показал, что были выявлены следующие результаты: количество выборов, сделанных школьниками, свидетельствующих о достаточной нравственной воспитанности, 4 (из 15 человек), что составляет 26,6% от числа анкетируемых. У остальных учащихся класса (11 из 15), что составляет 73,4%, нравственная воспитанность не сформирована (рисунок 1).

Рисунок 1 – Показатели, свидетельствующие о достаточной нравственной воспитанности

Также было выявлено, что количество выборов, сделанных школьниками, свидетельствующих о некой безнравственной ориентации, равно 0 (из 15 человек), что составляет 100% от числа анкетируемых (рисунок 2).

Рисунок 2 – Показатели, свидетельствующие о некой безнравственной ориентации, эгоистической позиции

Анализ анкеты[2] «Я и моя семья» показал, что у 6 из 15 (40%)  детей высокий уровень сформированности семейных ценностей, у 8 (53,3%) – средний уровень и у одного (6,7%) –низкий уровень.

Рисунок 3 - Результаты исследования. Тест «Я и моя семья»

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2

Анализ результатов обследуемых пятиклассников с задержкой психического развития показал, что  большая часть класса показала достаточно низкий уровень нравственной воспитанности, что говорит о низком уровне сформированности духовно- нравственных качеств личности. Из этого можно сделать вывод о  необходимости организации коррекционно-педагогической работы по формированию этих качеств с учащимися данного класса.

Несмотря на то, что у большинства учеников класса на данный момент отмечается высокий и средний уровень сформированности семейных ценностей и  значимости семьи, коррекционно-педагогическая работа в этом направлении должна проводиться обязательно.


ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДУХОВНО- НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Как было сказано выше,  результаты проведенной диагностики свидетельствуют о том, что  большинство учащихся 5 класса еще не усвоили ценности, необходимые для жизни в обществе. Поэтому работа школы должна быть направлена на создание психолого-педагогических условий формирования духовно- нравственных качеств детей, умения ориентироваться в социальной среде, формирования коммуникативной культуры, развитие умения общаться и сотрудничать.

Нравственное формирование личности ребенка с ЗПР требует соблюдения определенных педагогических условий:

  • гуманного отношения взрослых (прежде всего, родителей и педагогов) к ребенку;
  • четкой постановки задач нравственного обучения и воспитания;
  • создания условий для активной практической и интеллектуальной деятельности ребенка, формирующей доброжелательные взаимоотношения.

Отбирая содержание работы с детьми, реализуя те или иные формы и методы обучения и воспитания, педагоги всегда должны учитывать место каждой обучающей ситуации и каждого метода в общей системе воспитания, направленной на нравственное формирование личности ребенка.

В результате проведенной работы ребенок должен усвоить не только форму (знания в области нравственности, внешнее соблюдение нравственных требований), но и сами отношения, возникающие между людьми (их внутренний смысл, мотивы).

Формирование этических представлений у учащихся  с ЗПР должно проводиться  по следующим направлениям: организация работы на уроках; организация работы во внеурочной деятельности; в повседневной жизни; работа с родителями.

Проводя работу по духовно-нравственному воспитанию, педагогам необходимо использовать различные способы педагогического воздействия на детей:

  • воспитывающие ситуации, которые создают условия, в которых ребенок оказывается перед выбором, должен выбрать, как поступить;
  • поощрение (проводится различными способами, активизирует учеников к обучению, к выбору правильного поведенческого шага);
  • оценка взрослого должна отвечать определенным требованиям, то есть быть объективной и в то же время, тактичной, поэтому в поступке сначала выделяют положительные стороны, об отрицательных говорят как бы вскользь, но так, чтобы ребенок понял, чем именно недоволен взрослый; дифференцированной, поскольку общие оценки ничего не дают для развития личности; систематичной, а не даваться от случая к случаю;
  • наказание: должно применяться крайне редко; осуждение педагогом и другими детьми негативного поступка должно быть направлено на возникновение желания поступать хорошо;
  • пример для подражания  является своеобразным наглядным образом и необходим ребенку (им могут быть учитель, родитель, знакомый взрослый или ребенок, литературный герой и т.д.);
  • разъяснение: необходимо не только дать оценку действия, поступка, но и разъяснять, как и почему следует поступить в той или иной ситуации. В каждом конкретном случае педагог ищет причину неправильного поведения ребенка, использует индивидуальные меры воздействия: напоминание, замечание, объяснение. В любом случае нужно помнить о легкой ранимости ребенка, об уважении к его личности. Даже если ребенок в чем-то провинился, не следует делать резких замечаний, обижающих его.

Кроме разговоров с детьми, нужно обязательно показывать им конкретные ситуации, замеченные педагогом в их общении друг с другом, например, во время перемены, на уроках, в играх, чтобы дать детям возможность увидеть себя со стороны и усвоить образцы доброжелательного общения.

Важное значение для духовно-нравственного воспитания ребенка с ЗПР имеет тесное взаимодействие школы с семьей. В настоящее время семья, жизнедеятельность которой определяется закономерностями развития общества, переживает противоречивое и сложное состояние, вызванное духовно-нравственными изломами в обществе, частичной утратой идеалов, переоценкой ценностей.

Семья, имеющая ребёнка с отклонениями в развитии, находится в ещё более сложной ситуации. Многочисленные проблемы медицинского, социального, психологического плана, не всегда правильное отношение окружающих к ребёнку с ЗПР вызывают необходимость оказания активной поддержки семье  со стороны образовательного учреждения. Только при условии существования тесного деятельного союза с семьей ребенка,  возможно, осуществлять его адаптацию и интеграцию в общество, развивать духовный мир ребенка, формировать готовность к самостоятельной   жизни, к выбору в пользу нравственных  ценностей. Содержание, формы и методы взаимодействия с семьей ребенка выстраиваются в соответствии с задачами, стоящими перед образовательным учреждением, в направлении наиболее полной их реализации для полноценного формирования личности ребенка, социальной адаптации и интеграции в общество.

Важной задачей школы является повышение педагогической культуры родителей. В рамках школы для родителей осуществляется система мероприятий по педагогическому просвещению родителей: родительские конференции, тематические расширенные педагогические советы, родительский лекторий, в том числе с использованием приглашенных специалистов,  выпуск информационных и методических материалов, публичных докладов школы по итогам работы за год, вечера вопросов и ответов. В классах ЗПР проводятся совместные мероприятия, праздники, в которых принимают участие не только учителя и учащиеся, но и родители.

Система работы образовательного учреждения по повышению педагогической культуры родителей в обеспечении духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся должна быть основана на следующих принципах:

  • взаимного доверия и уважения друг к другу;
  • педагогического сотрудничества семьи и образовательного учреждения по всем вопросам образования, воспитания и развития детей, в том числе в определении основных направлений, ценностей и приоритетов деятельности образовательного учреждения по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся;
  • сочетания педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей;
  • приоритетности интересов детей, признания уникальности каждого ребенка;
  • поддержки, помощи и индивидуального сопровождения по формированию  педагогической культуры каждого из родителей (законных представителей);
  • содействия родителям (законным представителям) в решении индивидуальных проблем воспитания детей;
  • опоры на положительный опыт семейного воспитания;
  • открытости, обеспечивающей доступность для родителей информации об эффективности процесса образования и воспитания ребенка;
  • преемственности, сохранении и развитии лучших традиций духовно-нравственного воспитания.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3

На основе всего выше сказанного, можно сделать вывод о том, что в работе педагогов с учащимися с ЗПР по формированию этических представлений должны использоваться  разнообразные средства, методы, приемы. Но положительного результата в работе по данному направлению можно добиться в том случае, если обучение детей идет по таким путям, как обучение на уроках, во внеурочной деятельности, обучение в повседневной жизни, обучение в семье. Поэтому в школе должна быть разработана программа духовно-нравственного воспитания и развития, в которой должна быть детально прописана работа с детьми ЗПР и их родителями.


ПРИЛОЖЕНИЕ А

Адаптированный вариант теста «Размышляем о жизненном опыте»

(составлен д.п.н. Н.Е. Щурковой, адаптирован В.М. Ивановой, Т.В. Павловой, Е.Н. Степановым)

  1. На пути стоит одноклассник. Тебе надо пройти. Что ты сделаешь?

а) обойду, не потревожив;

б) отодвину и пройду;

в) смотря какое будет настроение.

  1. Ты заметил среди гостей невзрачную девочку (мальчика), которая (который) одиноко сидит в стороне. Что ты делаешь?

а) ничего, какое мое дело;

б) не знаю заранее, как сложатся обстоятельства;

в) подойду и непременно заговорю.

  1. Ты опаздываешь в школу. Видишь, что кому-то стало плохо. Что ты делаешь?

а) тороплюсь в школу;

б) если кто-то бросится на помощь, я тоже пойду;

в) звоню по телефону 03, останавливаю прохожих...

  1. Твои соседи переезжают на новую квартиру. Они старые. Как ты поступишь?

а) предложу свою помощь;

б) я не вмешиваюсь в чужую жизнь;

в) если попросят, я, конечно, помогу.

  1. Ты узнал, что твой одноклассник несправедливо наказан. Как ты поступишь в этом случае?

а) очень сержусь и ругаю обидчика последними словами;

б) ничего: жизнь вообще несправедлива;

в) вступаюсь за обиженного.

  1. Ты дежурный. Подметая пол, ты нашел деньги. Что делаешь?

а) они мои, раз я их нашел;

б) завтра спрошу, кто их потерял;

в) может быть, возьму себе.

  1. Ты пишешь контрольную работу. На что ты рассчитываешь?

а) на шпаргалки;

б) на усталость учителя: авось, пропустит;

в) на свои знания.

  1. Ты пришел на уборку школы и видишь, что все уже трудятся. Что ты предпримешь?

а) поболтаюсь немного, потом видно будет;

б) ухожу немедленно домой, если не будут отмечать присутствующих;

в) присоединюсь к кому-нибудь, стану работать с ним.

  1. Некий волшебник предлагает тебе устроить твою жизнь обеспеченной без необходимости учиться. Что ты ему ответишь?

а) соглашусь с благодарностью;

б) сначала узнаю, скольким он обеспечил таким образом существование;

в) отказываюсь решительно.

  1. Тебя учитель просит выполнить общественное поручение. Выполнять его не хочется. Как ты поступишь?

а) забываю про него, вспомню, когда потребуют отчет;

б) выполняю, конечно;

в) увиливаю, ищу причины, чтобы отказаться.

  1. Ты был на экскурсии в замечательном, но малоизвестном музее. Сообщишь ли ты кому-нибудь об этом?

а) да, непременно скажу и постараюсь сводить их в музей;

б) не знаю, как придется;

в) зачем говорить, пусть каждый решает, что ему надо.

  1. Решается вопрос, кто бы мог выполнить полезную для твоего класса работу. Ты знаешь, что способен это сделать. Как ты поступишь?

а) поднимаю руку и сообщаю о своем желании сделать работу;

б) сижу и жду, когда кто-то назовет мою фамилию;

в) я слишком дорожу своим личным временем, чтобы соглашаться.

  1. Уроки закончились, ты собрался идти домой. И вот говорят; «Есть важное дело. Надо». Как ты поступишь?

а) напомню о праве на отдых;

б) делаю, раз надо;

в) посмотрю, что скажут остальные.

  1. С тобой разговаривают оскорбительным тоном. Как тык этому относишься?

а) отвечаю тем же;

б) не замечаю, это не имеет значения для меня;

в) разрываю все отношения с этим человеком.

  1. Ты узнал, что школу закрыли по каким-то причинам. Как ты реагируешь?

а) бесконечно рад, гуляю, наслаждаюсь жизнью;

б) обеспокоен, думаю, как дальше учиться;

в) буду ждать новых сообщений.

  1. Что ты чувствуешь, когда на твоих глазах хвалят кого-то из твоих одноклассников?

а) ужасно завидую, мне неудобно;

б) я рад, потому что и у меня есть свои достоинства;

в) мне все равно.

  1. Тебе подарили красивую необычной формы авторучку. На улице взрослые мальчишки требуют отдать подарок им. Что ты делаешь?

а) отдаю – здоровье дороже;

б) постараюсь убежать, говорю, что ручки у меня нет;

в) подарков не отдаю, сражаюсь с ними.

  1. Уезжая надолго из дома, как ты себя чувствуешь вдали?

а) быстро начинаю скучать;

б) хорошо себя чувствую, лучше, чем дома;

в) не замечал.

  1. Тебя просят послать книги в детский дом. Что ты делаешь?

а) отбираю интересное и приношу;

б) ненужных книг у меня нет;

в) если все принесут, я тоже кое-что отберу.

  1. Когда ты слышишь о подвиге человека, что чаще всего приходит тебе в голову?

а) у этого человека был, конечно, свой личный интерес;

б) человеку просто повезло прославиться;

в) уважаю таких людей и не перестаю восхищаться ими.


ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Анкета «Я и моя семья»

  1. Тебе нравится твоя семья?
  1. Нравится
  2. Не очень нравится
  3. Не нравится
  1. Охотно ли ты выполняешь просьбы и поручения родителей?
  1. Да
  2. Бывает по-разному
  3. Нет
  1. Тебя часто наказывают за проступки?
  1. Нет
  2. Бывает по-разному
  3. Да
  1. Тебе нравится ухаживать и помогать младшим братьям или сестрам?
  1. Да
  2. Бывает по-разному
  3. Нет
  1. Ты хотел бы, чтобы у тебя в будущем была семья похожая на ту в которой ты сейчас живёшь?
  1. Хотел бы
  2. Не знаю точно
  3. Не хотел бы
  1. Тебе нравится делать уборку, мыть посуду, выносить мусор?
  1. Да, делаю сам без просьб
  2. Не всегда
  3. нет
  1. Часто ли ты слушаешь своих родителей?
  1. Часто
  2. Иногда
  3. Почти никогда
  1. Если родители делают тебе замечание, ты обижаешься на них?
  1. Да
  2. Бывает по-разному
  3. Нет
  1. Ты часто помогаешь дедушке и бабушке?
  1. Часто
  2. Иногда
  3. Почти никогда

ПРИЛОЖЕНИЕ В

Показатели, свидетельствующие об уровне нравственной воспитанности


ПРИЛОЖЕНИЕ Г

Показатели, свидетельствующие об уровне безнравственной ориентации


ПРИЛОЖЕНИЕ Д

Тест «Я и моя семья»


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1.Федеральный закон «ОБ образовании в Российской Федерации».- М., 2013.(в редакциях),

2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. -2014.

3.Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития/ Министерство образования и науки РФ – М.; Просвещение, 2017.

4.Афанасьева И.В., Бутусова Е.В., Демидова И.В., Жебровская О.О., Лицевич Е.Ф., Файншмидт И.В. Программа духовно – нравственного воспитания в школе и ее учебно - методическое сопровождение //Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов  Санкт – Петербургская академия постдипломного образования. Академический вестник. Выпуск 1 (24) – СПб., 2014.- С.68-70.

5.Блинова Л.Н.Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб. пособие. - М.: Издательствово НЦ ЭНАС, 2001.-136 с.

6. Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И. Ребенок с особыми образовательными потребностями http://almanah.ikprao.ru/articles/almanah-5/rebenok-s-osobymi-obrazovatelnymi-potrebnostjami)

 7.Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: «Просвещение», 2009.- 23с.

8.Дробинская А.О. Школьные трудности «нестандартных» детей.- М.: Школа-Пресс,1999. (Лечебная педагогика и психология. Приложение к журналу «Дефектология». Вып.1).- С.81-88.

9.Духовно- нравственное развитие и воспитание младшего школьника: материалы городской конференции с заочным межрегиональным участием (Санкт – Петербург, 22 ноября 2011 года) /Под общ. Редакцией Е.Н.Барышникова,- СПб., 2012. - 328 с.

10.Жарковская Т.Г.Возможные пути организации духовно – нравственного образования в современных условиях //Стандарты и Мониторинг в образовании. 2003, №3.- С.9-12.

11.Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: Методическое пособие – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2014.- 167 с.

 12.Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии.  - СПб.: Речь, 2006. - 400 с.

13.Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения. http://schku991.mskobr.ru/files/edinaya_koncepciya_special_nogo_federal_nogo_gosudarstvennogo_standarta_dlya_detej_s_ovz_osnovnye_polozheniya.pdf

14.Обучение детей с задержкой психического развития: Пособие для учителей/ Под ред. Т.А.Власовой и др. – М.: Просвещение, 1981.- С.34-45.

15.Толмачева Г.А. Сущностная характеристика процесса обучения детей с задержкой психического развития в общеобразовательной школе//Коррекционная педагогика. 2006, № 2.- С.51-56.


[1] Таблицы результатов исследования приведены в ПРИЛОЖЕНИИ В и Г.

[2] Таблица результатов анкетирования приведена в ПРИЛОЖЕНИИ Д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование социальной компетенции детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного учреждения МБОУ ЦО «Каразей»

Статья раскрывает роль внеурочной деятельности. Развитию социальной компетенции, коммуникативных и творческих способностей детей с ОВЗ способствуют правильная организация воспитательной работы....

Социально-педагогическое сопровождение детей с асоциальным поведением в образовательном учреждении.

Социально-педагогическое сопровождение детей с асоциальным поведением в образовательном учреждении....

«Педагогические приемы формирования УУД у детей с ЗПР на первой ступени обучения в условиях внедрения новых ФГОС»

Современные условия образовательного процесса приводят педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочи...

Роль руководителя образовательного комплекса в создании социально-педагогических условий формирования духовно-нравственных ценностей обучающихся.

С целью оказания методической поддержки в процессе осуществления  духовно-нравственного воспитания обучающихся МБОУ Одинцовской СОШ №17 с УИОП составлены Методические рекомендации по организации ...

Доклад на педагогический совет: «Формирование и развитие творческого потенциала педагогов в условиях реализации ФГОС ОВЗ».

Профессия учителя сложна и многообразна. Она не сводится только к знанию предмета и любви к детям. Учитель должен не только воспитать и довести до совершенства других, но и творчески подходить к орган...

Педагогические методы диагностики и мониторинга детей и подростков с особыми образовательными потребностями

Диагностическая работа занимает особое место в коррекционно‑педагогическом процессе, играет роль индикатора результативности оздоровительных, коррекционно‑развивающих и воспитательно‑образовательных м...