русская народная сказка как нравственное формирование духовных ценностей на уроках литературы в условиях внедрения ФГОС
презентация к уроку на тему

Моисеева Нина Михайловна

материал можно использовать с 5 - 11 классы 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moiseeva_nm.pptx1.15 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Русская народная сказка как нравственное формирование духовных ценностей на уроках литературы в условиях внедрения ФГОС

Слайд 2

В чем мораль сказки «Курочка Ряба»? выполнила: Моисеева Нина Михайловна, учитель русского языка и литературы МОБУ СОШ № 17 г. Якутск

Слайд 3

Курочка Ряба Жили-были дед да баба. И была у них Курочка Ряба. Снесла курочка яичко, да не простое - золотое. Дед бил - не разбил. Баба била - не разбила. А мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось. Плачет дед, плачет баба и говорит им Курочка Ряба: - Не плачь, дед, не плачь, баба: снесу вам новое яичко не золотое, а простое!

Слайд 5

Проблема оказалось, что почти никто не знает и не понимает, в чем смысл русской сказки «Курочка Ряба », маленькой по объему, но многослойной по глубине? Все желают знать, о чем же все–таки сказка «Курочка Ряба ». Сказку о Курочке Рябе знает каждый, но читатель порой и не подозревает, что у неё есть автор - Ушинский Константин Дмитриевич. Он взял для букваря лишь канву- идею из русской народной сказки. Назвал курочку- рябушечку Рябой, придумал уникальную историю с золотым яйцом и радостным окончанием.

Слайд 6

актуальность В настоящее время «Курочка ряба» — одна из первых сказок, которые родители читают детям . А нынешние ученики – это завтрашние родители, и им стоит знать мораль сказки. Так как в русских сказках всегда говорится о человеческих ценностях, а понятие о ценностях жизни едва ли не главное, что движет людскими поступками. К сожалению, почти никто не задавался вопросом, в чем заключается смысл сказки «Курочка Ряба ». она краткая, с множеством вопросов, заставляющая читателей всех возрастов ломать голову в догадках о сути.

Слайд 7

Цель исследования Над содержанием сказки и её смыслом уже более 150 лет ломают голову, пытаясь ответить на противоречивые вопросы (не в колодце, а в роднике истина), сравнивают яйцо с Солнцем и Луной , с планетой Земля и т.д. Наша цель - попытаться раскрыть и понять многослойность содержания сказки «Курочка Ряба ». Из-за чего весь сыр-бор? Откуда эти беды-напасти? Настоящая трагедия из-за маленькой мышки и простого яичка. Конечно, на то она и сказка, беды и последствия утрированы -"раздуты" до невероятности.

Слайд 8

гипотеза дети младшего возраста не знают и не понимают смысла сказки, потому что сказки пишут для взрослых . А ещё потому, что их родители сами не знают о сути содержания «Курочки Рябы». После заданного им вопроса о смысле сказки у ребят проснется живой интерес к слову, фразе, тексту; многие откроют заново для себя русские сказки. Необычное золотое яйцо, вызывая удивление, заставляет задуматься , развивает фантазию.

Слайд 9

новизна неожиданный поворот мысли и новое восприятие сказки ;

Слайд 10

Задачи исследования 1 . попросить учащихся 5,7,9,10 классов попытаться растолковать сказку; 2 . проанализировать и классифицировать ответы учащихся; 3 . сформулировать промежуточные выводы; 4 . сопоставить собственные данные с научными источниками.

Слайд 11

Литературный обзор Мельников, М. Н. Русский детский фольклор. Москва, 1987 Топоров В. Н. К реконструкции мифа о мировом яйце //Труды по знаковым системам, т. 3, Тарту, 1967 Пропп , В. Я. Русская сказка. Москва, 20 13 Соловей Т.Г., Грачева И.В. Яйцо Курочки Рябы. История, философия, мифология // Литература в школе. - 2000. - № 3. - С. 79. Грачева И.В. «Курочка Ряба», или родом из сказки // Литература в школе. - 2000. - № 3. - С. 86-91. Князева М. Жила-была Курочка Ряба : ведическая культура в русском фольклоре. - // Литература в школе. - №3. - 1997.- 56-67с. Руднев В. П. Энциклопедический словарь культуры XX века : ключевые понятия и тексты. - 3-е изд., доп. и испр . - М. : Аграф, 2009. - 543 с., С. 196—200 Курочка // Народные русские сказки А. Н. Афанасьева: В 3 т. — М.: Наука, 1984—1985. — (Лит. памятники). Т. 1. — 1984. — С. 83—84.

Слайд 12

Варианты толкований сюжета сказки : В. Я. Пропп видел в композиции сказки вообще и сказки про курочку Рябу в частности комическую природу. Учёный говорил о ничтожности событий, стоящих в начале сказки. «Ничтожность этих событий иногда стоит в комическом контрасте с чудовищным нарастанием вытекающих из них последствий и с конечной катастрофой (начало — разбилось яичко, конец — сгорает вся деревня)».

Слайд 13

Сказочный сюжет «Курочка Ряба» известен в восточнославянском фольклоре, в фольклоре поляков, румын, литовцев и латышей. В румынских и части литовских вариантов причина горя не связана с яйцом. В фольклоре многих других народов существуют схожие по структуре сюжеты: у словаков, сербов, в фольклоре народов балтийской языковой группы.

Слайд 14

Владимир Топоров (основоположник «теории основного мифа») возводил сюжет сказки к мотиву Мирового Яйца , которое раскалывает мифологический герой. Этот мотив В. Н. Топоров реконструировал по текстам сказочного типа ( «Три царства: золотое, серебряное и медное») и близким к нему. Предполагалось, что мотив расколотого Мирового Яйца и происхождения из него мира в целом или отдельных его частей (небо, земля, и т. п.) — общий для мифологических представлений многих народов, в том числе славян, прибалтийских финнов, древних греков, у жителей Китая, Индии, Индонезии, Океании, Австралии, Африки и т. д. Топоров считал, что сказка «Курочка Ряба» является крайним вырожденным вариантом вышеприведённого мифологического представления.

Слайд 15

По Л. Г. Мощенской , в «Курочке Рябе » отражается глубинный слой мифопоэтических представлений, сказка содержит в себе космогоническую модель мира, разделенного на верхний, средний и нижний миры. При этом средний мир (Землю) воплощают дед, баба и курочка ряба, нижний мир (преисподнюю) — мышка, а верхний мир — золотое космическое яйцо. Д войственность переживания , характер центральных действующих героев сказки, мышки и курочки, позволяет рассматривать сюжет в двух ключах: положительном, созидательном (разбиение яйца – это создание звездного неба) и отрицательном, разрушительном .

Слайд 16

Борис Заходер считал, что «Курочка Ряба» — это сказка о человеческом счастье: «Счастье — это золотое яйцо — люди бьют его и так и эдак, а пробежала мышка, хвостиком махнула…». Такое толкование встречает поддержку: «Попробуйте рассказать счастье и о легкости его утраты как-то понятнее, образнее, целостнее… Каждый понимает, что сказка об этом ».

Слайд 17

М.Е. Вигдорчик в статье «Анализ русской сказки "Курочка ряба" в теории объектных отношений» пишет: "Золотое яйцо, снесенное курицей — это символ ребенка, имеющего особую значимость для его родителей. […] Данная интерпретация согласуется с последующей частью сказки, где речь идет о том, что и дед и баба бьют яйцо. Бьют — воспитывают, пытаются привести яйцо в соответствие со своими представлениями и горечь разочарования наступает, когда в один момент некая "мышка" достигает того, чего они не могли достигнуть сами в отношении яйца. Кто же она, эта мышка? И ее символическое значение и ее действия (вильнуть хвостом) указывают на то, что это женщина (сноха), которая воспринимается родителями сына как соперница, легкомысленно себя ведущая. Утешение же могут родители найти только в оставшейся у них "Курочке Рябе "

Слайд 18

Сказку о Курочке Рябе знает каждый, но читатель порой и не подозревает, что у неё есть автор - Ушинский Константин Дмитриевич . Он взял для букваря лишь канву- идею из русской народной сказки. Назвал курочку- рябушечку Рябой, придумал уникальную историю с золотым яйцом и радостным окончанием. Константин Дмитриевич Ушинский (1823-1870) был основоположником научной педагогики в России. Сказка, которую мы знаем с детства, вошла в его книгу-букварь "Родное слово", изданную им в 1864г, как уникальный методический материал для начинающих писать и читать. Поэтому она краткая, с множеством вопросов, заставляющая читателей всех возрастов ломать голову в догадках о сути, а ведь это просто учебный методический материал.

Слайд 19

Методика исследования Сбор материала; Обработка литературы ; Опрос учащихся 5, 7, 9, 10 – х классов; Обработка анкетных данных, их классификация; Заключение и выводы.

Слайд 20

Результаты исследования Мы сопоставили собственные данные, полученные в результате исследования, с данными научных источников из обзора литературы и установили , что большинство из опрошенных считают сказку поучительной. Она о том, что надо беречь то , что имеешь. Не надо плакать из – за пустяков. Новизна результатов состоит в том, что мы провели практические исследования с разновозрастными учащимися. И наша гипотеза подтвердилась: чем младше дети, тем сложнее им было понять содержание сказки. А старшеклассников сказка заставила задуматься и пофантазировать, сформулировать определенные выводы.

Слайд 21

Ответы пятиклассников Не знаю Богатство не главное в жизни – его можно потерять. Не надо плакать из –за разбитого золотого яйца, а радоваться простому. Сказка учит доброте. Учит бережливости. Нельзя разбивать яйца из-за любопытства. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Богатый человек – это тот же простой человек. Красивее не значит лучше. Не надо так плакать из-за пустяков.

Слайд 22

Ответы семиклассников Я не понимаю смысла этой сказки, но мне бы тоже хотелось узнать. Смысл сказки в законе подлости. Курочка Ряба – это высшее доброе существо, которое преподносит людям что-то чудесное. Сказка изначально не имела никакого смысла. Все хорошее когда-нибудь заканчивается. Если потеряешь дорогую тебе вещь, то почувствуешь боль и грусть. Не надо грустить и плакать из-за пустяка. Из любой ситуации можно найти выход .

Слайд 23

Надо хранить своё счастье, нельзя об этом много говорить. Иногда не хватает самого малого, чтобы осуществить задуманное. Духовные ценности важнее материальных. Неважно, какой ты снаружи – важно, что у тебя внутри. Если ты обретаешь что-то особенное, вскоре ты можешь это потерять, поэтому нужно дорожить и пытаться сохранить. С чем-то особенным к человеку приходит великая ответственность, а с его потерей непередаваемые горесть и печаль. Бог создал мир и передал его другим существам, вложив им в руки золотое яйцо. Есть люди, которые могут разбить, но есть люди, которые готовы дарить

Слайд 24

Ответы девятиклассников 1. было задано много вопросов: почему они плакали, хотя сами пытались разбить яйцо? Почему Ряба снесла им другое (простое ) яйцо? И зачем они вообще били золотое яйцо? Я думал, что легко смогу поведать смысл этой сказки, но … Порой мы можем держаться очень долго, кто бы ни бил , ни предавал, но из-за мелочи можем сорваться (разбиться). Порой мы все усложняем, не замечая очевидного. Я никогда не задумывался над смыслом этой сказки , и ,подумав сейчас, ничего не могу ответить.

Слайд 25

Нельзя судить о людях по внешности. Какое бы ни было яйцо, золотое или простое, оно остается яйцом. То же самое и с людьми: богатый или бедный, белый или черный – просто Человек. Грубой силой нельзя достичь чего-то. Смысл в том, что надо ценить , что имеем. Сказка имеет множество аспектов, олицетворяющих человеческие отношения. о друге, который всегда придет на выручку. За то, что дед и баба хотели разбить яйцо, они наказаны, как Адам и Ева.

Слайд 26

Ответы десятиклассников Я не задумывался о смысле этой сказки. Когда призадумался, возникло множество вопросов… Что имеем не ценим, а потеряв , плачем. Яйцо – это либо проблема, либо счастье в жизни людей. Золотое яйцо – это рай земной; баба и дед не берегли его: били и били . А жалостливая курочка, как Бог, подарила им простое яйцо ( обычную жизнь со всеми проблемами и бедами). Яйцо - это счастье. Когда человек сам разрушает ( бьет) свое счастье, ему кажется это нормальным. Но стоит это сделать постороннему, он громко плачет. Возможно, они плакали , потому что яйцо оказалось не полностью золотым.

Слайд 27

выводы действительно, 100% из опрошенных признались, что никогда не задумывались о смысле сказки. Как мы и предполагали, учащиеся 5х классов не знают, и им даже сложно предположить, в чем заключается мораль сказки «Курочка Ряба». Семиклассники дают уже осмысленные философские ответы . А это значит, что они уже начинают понимать сказку и желают знать, в чем её суть. Девятиклассники рассуждают уже логично: пытаются понять, почему дед и баба били яйцо, чего добивались - задают множество вопросов. Десятиклассники дают подробные развернутые ответы, в которых содержатся разные варианты осмысления сказки: от научных до бредовых … Чем старше ученики, тем глубже понимание осмысления сказки. Значит, сказки все –таки пишут для взрослых: сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок .

Слайд 28

значимость 1. Всех абсолютно заставил задуматься вопрос: «В чем, по-вашему, заключается смысл сказки «Курочка Ряба»? 2. многие за советом и ответом обратились к родителям, интернету и разным другим источникам . 3. написали интересные мини-сочинения. 4. пришли к выводу, что каждая сказка обязательно имеет подтекст, и поэтому надо внимательнее к текстам, особенно к таким маленьким сказкам. Когда они станут родителями, обязательно вспомнят об этом уроке и со знанием сути будут рассказывать своим детям сказку «Курочка Ряба».

Слайд 30

"Курочка " (Русская народная сказка) Жил-был старик со старушкою, у них была курочка- татарушка , снесла яичко в куте под окошком: пестро, востро, костяно, мудрено! Положила на полочку; мышка шла, хвостиком тряхнула, полочка упала, яичко разбилось. Старик плачет, старуха возрыдает, в печи пылает, верх на избе шатается, девочка-внучка с горя удавилась. Идет просвирня, спрашивает: "Что они так плачут?" Старики начали пересказывать: «Как нам не плакать? Есть у нас курочка- татарушка , снесла яичко в куте под окошком: пестро, востро, костяно, мудрено! Положила на полочку; мышка шла, хвостиком тряхнула, полочка упала, яичко и разбилось! Я, старик, плачу, старуха возрыдает, в печи пылает, верх на избе шатается, девочка-внучка с горя удавилась». Просвирня как услыхала — все просвиры изломала и побросала. Подходит дьячок и спрашивает у просвирни: зачем она просвиры побросала? Она пересказала ему все горе; дьячок побежал на колокольню и перебил все колокола. Идет поп, спрашивает у дьячка: зачем колокола перебил? Дьячок пересказал все горе попу, а поп побежал, все книги изорвал.

Слайд 31

Вот Вам настоящая сказка о курочке- рябушечке , даже не столько о ней, а об её яйце. А не понять её просто невозможно! Из-за чего весь сыр-бор? Откуда эти беды-напасти? Настоящая трагедия из-за маленькой мышки и простого яичка. Конечно, на то она и сказка, беды и последствия утрированы -"раздуты" до невероятности. Эти беды и несчастья нарастают, как снежный ком. Да стоило ли так переживать из-за разбитого яйца? А в нашей жизни всё так и по сей день!!! Велика проблема - яйцо разбилось! Вот теперь понятен смысл народных поговорок, связанных с яйцом. "Выеденного яйца не стоит"- пустого, разбитого. Дело пустяшное, мелочное. Эка проблема - яйцо разбилось! Досадно - ну и ладно! "Нам бы ваши проблемы". Это всё на одну тему! Вот такая она, русская сказочка! Так что, живите и радуйтесь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностно-ориентированный подход как важное условие эффективности процесса обучения на уроках русского языка и литературы в условиях внедрения ФГОС

Статья из опыта работы учителя русского языка и литературы. Рекомендована педагогам, активно использующим современные технологии в учебно-воспитательной деятельности, в частности, личностно-ориентиров...

"Взаимосвязь осетинской и русской литературы в условиях внедрениях ФГОС"

Статья содержит обобщение опыта работы по преподаванию национальной литературы во взаимосвязи с русской классикой....

Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы в условиях внедрения ФГОС

Статья о духовно-нравственном воспитании на уроках русского языка и литературы...

Программа профессионального саморазвития учителя русского языка и литературы в условиях внедрения ФГОС

Программа профессионального саморазвития учителя русского языка и литературы в условиях внедрения ФГОС позволяет выстроить перспективную траекторию самообразования учителя на несколько лет вперёд, что...

Тема выступления на школьном методическом объединении "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС ОО"

С внедрением новых образовательных стандартов повышается значимость инновационной активности человека во всех сферах деятельности. В этих условиях необходимо создание инновационной системы образ...