Русская народная сказка как нравственное формирование духовных ценностей
статья по мхк на тему

Моисеева Нина Михайловна

статья 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл в чем суть сказки "Курочка Ряба?"35.27 КБ

Предварительный просмотр:

Русская народная сказка как нравственное формирование духовных ценностей

Статья учителя русского языка и литературы МОБУ СОШ № 17 г.Якутск

Моисеевой Нины Михайловны

nina.moiseeva@mail.ru

В чём мораль сказки про Курочку Рябу?

Рассказываю своим детям сказку про курочку Рябу , и каждый раз терзаюсь догадками, в чём же ее мораль.

Наконец, решила провести небольшое исследование на эту тему. И вот результат!

Проблема:

Трудно найти человека, который бы ее не знал.

Как часто родитель задумывался над ситуацией, рассказывая сказку ребенку?

Зачем родитель читает именно эту сказку малышу, если она полна противоречий?

 Что мы ожидаем от чтения этой сказки?

Оказалось, что мало кто знает и понимает, в чем смысл русской сказки «Курочка Ряба», маленькой по объему, но многослойной по глубине?

Всем хотелось бы узнать , о чем же все–таки сказка «Курочка Ряба».

Сказку о Курочке Рябе знает каждый, но мало кому известно, что у неё есть автор - Ушинский Константин Дмитриевич*. Он взял для букваря лишь канву- идею из русской народной сказки. Назвал курочку-рябушечку Рябой, придумал уникальную историю с золотым яйцом и радостным окончанием.

Актуальность:

Во-первых, я узнала, что вариаций на тему сюжета сказки о курочке Рябе очень даже много.

Попытки интерпретировать ее смысл также очень широки, от простых высказываний: «что имеем — не храним, потерявши — плачем», «не жили богато, так и нечего начинать» или «старость – не радость: у них сил на двоих меньше осталось, чем у мышки» - до целых притч.

Она краткая, со множеством вопросов, заставляющая читателей всех возрастов ломать голову в догадках о сути.

Часто, общаясь с ребенком, мы не задумываемся о том, что реально делаем, а потому предлагаем ему то, на что сами не знаем ответа.

Когда я задавала детям вопрос, задумывались ли они над замыслом сказки? Большинство учеников сообщали, что никогда не задумывались над содержанием сказки. Те же, кто говорили, что их всегда смущало ее содержание, добавляли, что так и не нашли объяснения странному поведению Деда и Бабы.

В настоящее время «Курочка ряба» — одна из первых сказок, которые родители читают детям. А нынешние ученики – это завтрашние родители, и им стоит задуматься над моралью сказки, так как в русских сказках всегда говорится о человеческих ценностях, а понятие о ценностях жизни едва ли не главное, что движет людскими поступками.

Цель исследования:

Над содержанием сказки и её смыслом уже более 150 лет ломают голову, пытаясь ответить на противоречивые вопросы (не в колодце, а в роднике истина), сравнивают яйцо с Солнцем и Луной, с планетой Земля и т.д.

Наша цель : попытаться раскрыть и понять многослойность содержания  сказки «Курочка Ряба».

Из-за чего весь сыр-бор? Откуда эти беды-напасти? Настоящая трагедия из-за маленькой мышки и простого яичка. Конечно, на то она и сказка, беды и последствия утрированы -"раздуты" до невероятности.

Гипотеза:

Дети младшего возраста не знают и не понимают смысла сказки, потому что сказки пишут для взрослых. А ещё потому, что их родители сами не знают о сути содержания «Курочки Рябы».

Когда обучающиеся смогут ракрыть смысл сказки, у них проснется живой интерес к слову, фразе, тексту; многие откроют заново для себя русские сказки.

Необычное золотое яйцо, вызывая удивление, заставит задуматься о ценностях жизни.

Новизна:

Неожиданный поворот мысли и новое восприятие сказки;

Так почему же Дед и Баба плачут?

Задачи исследования:

  • 1. попросить учащихся 5,7,9,10 классов попытаться растолковать сказку;
  • 2. проанализировать и классифицировать ответы   учащихся;
  • 3. сформулировать промежуточные выводы;
  • 4. сопоставить собственные данные с научными источниками.

Литературный обзор:

  • Мельников, М. Н. Русский детский фольклор. Москва, 1987
  • Топоров В. Н. К реконструкции мифа о мировом яйце //Труды по знаковым системам, т. 3, Тарту, 1967
  • Пропп, В. Я. Русская сказка. Москва, 2013
  • Соловей Т.Г., Грачева И.В. Яйцо Курочки Рябы. История, философия, мифология // Литература в школе. - 2000. - № 3. - С. 79.
  • Грачева И.В. «Курочка Ряба», или родом из сказки // Литература в школе. - 2000. - № 3. - С. 86-91.
  • Князева М. Жила-была Курочка Ряба : ведическая культура в русском фольклоре. - // Литература в школе. - №3. - 1997.- 56-67с.
  • Руднев В. П. Энциклопедический словарь культуры XX века : ключевые понятия и тексты. - 3-е изд., доп. и испр. - М. : Аграф, 2009. - 543 с., С. 196—200
  • Курочка // Народные русские сказки А. Н. Афанасьева: В 3 т. — М.: Наука, 1984—1985. — (Лит. памятники). Т. 1. — 1984. — С. 83—84.

Варианты интерпретации сказки:

Тот вариант «Курочки Рябы», который знают все, появился в XIX в., когда у этой очень древней сказки великий педагог К. Д. Ушинский отнял окончание. А окончание можно обнаружить в трехтомнике А. Н. Афанасьева «Русские народные сказки».

В. Я. Пропп  видел в композиции  сказки вообще и сказки про курочку Рябу в частности комическую природу. Учёный говорил о ничтожности событий, стоящих в начале  сказки. «Ничтожность этих событий иногда стоит в комическом контрасте с чудовищным нарастанием вытекающих из них последствий и с конечной катастрофой (начало — разбилось яичко, конец — сгорает вся деревня)».

Сказочный сюжет «Курочка Ряба» известен в восточнославянском фольклоре, в фольклоре поляков, румын, литовцев и латышей. В румынских и части литовских вариантов причина горя не связана с яйцом. В фольклоре многих других народов существуют схожие по структуре сюжеты: у словаков, сербов, в фольклоре народов балтийской языковой группы.

Владимир Топоров (основоположник «теории основного мифа») возводил сюжет сказки к мотиву Мирового Яйца, которое раскалывает мифологический герой. Этот мотив В. Н. Топоров реконструировал по текстам сказочного типа ( «Три царства: золотое, серебряное и медное») и близким к нему. Предполагалось, что мотив расколотого Мирового Яйца и происхождения из него мира в целом или отдельных его частей (небо, земля, и т. п.) — общий для мифологических представлений многих народов, в том числе славян, прибалтийских финнов, древних греков, у жителей Китая, Индии, Индонезии, Океании, Австралии, Африки и т. д.

Топоров считал, что сказка «Курочка Ряба» является крайним вырожденным вариантом вышеприведённого мифологического представления.

По Л. Г. Мощенской, в «Курочке Рябе» отражается глубинный слой мифопоэтических представлений, сказка содержит в себе космогоническую модель мира, разделенного на верхний, средний и нижний миры. При этом средний мир (Землю) воплощают дед, баба и курочка ряба, нижний мир (преисподнюю) — мышка, а верхний мир — золотое космическое яйцо.   Двойственность переживания , характер центральных действующих героев сказки, мышки и курочки, позволяет рассматривать сюжет в двух ключах: положительном, созидательном (разбиение яйца – это создание звездного неба) и отрицательном, разрушительном.

Борис Заходер считал, что «Курочка Ряба» — это сказка о человеческом счастье: «Счастье — это золотое яйцо — люди бьют его и так и эдак, а пробежала мышка, хвостиком махнула…». Такое толкование встречает поддержку: «Попробуйте рассказать счастье и о легкости его утраты как-то понятнее, образнее, целостнее… Каждый понимает, что сказка об этом».

М.Е. Вигдорчик в статье «Анализ русской сказки "Курочка ряба" в теории объектных отношений» пишет: "Золотое яйцо, снесенное курицей — это символ ребенка, имеющего особую значимость для его родителей. […] Данная интерпретация согласуется с последующей частью сказки, где речь идет о том, что и дед и баба бьют яйцо. Бьют — воспитывают, пытаются привести яйцо в соответствие со своими представлениями и горечь разочарования наступает, когда в один момент некая "мышка" достигает того, чего они не могли достигнуть сами в отношении яйца. Кто же она, эта мышка? И ее символическое значение и ее действия (вильнуть хвостом) указывают на то, что это женщина (сноха), которая воспринимается родителями сына как соперница, легкомысленно себя ведущая. Утешение же могут родители найти только в оставшейся у них "Курочке Рябе"

Некто даровал Деду и Бабе то, с чем они никогда не встречались. Яйцо как архетип, который регулярно встречается и в мифах, и в сказках всех народов, — символ рождения чего-то. Оно золотое, потому что не похоже на то, что несла Курочка ранее. Золото, как и само яичко, здесь — только символ. Но старики пытаются уничтожить то, с чем ни разу в своей жизни прежде не встречались. А ведь можно было бы подождать, отложить его и посмотреть, кто из него вылупится. Но они так не поступают, а торопятся это новое уничтожить. И здесь в повествовании появляется еще один архетипический герой — Мышь. Мы пишем ее имя с большой буквы, потому что это тоже не маленький грызун, а символ. Недаром во многих русских сказках она является ключевым субъектом, который и разрешает возникшие проблемы. Мышь как архетип — заместитель Бога. И тогда тот, кто дал, тот и забирает то, чем люди не умеют пользоваться.

Сказку о Курочке Рябе знает каждый, но читатель порой и не подозревает, что у неё есть автор - Ушинский Константин Дмитриевич. Он взял для букваря лишь канву- идею из русской народной сказки. Назвал курочку-рябушечку Рябой, придумал уникальную историю с золотым яйцом и радостным окончанием. 

Константин Дмитриевич Ушинский* (1823-1870)  был основоположником научной педагогики в России. Сказка, которую мы знаем с детства, вошла в его книгу-букварь "Родное слово", изданную им в 1864г, как уникальный методический материал для начинающих писать и читать.

Результаты исследования:

Мы сопоставили собственные данные, полученные в результате исследования, с данными научных источников из обзора литературы и установили, что большинство из опрошенных считают сказку поучительной. Она о том, что надо беречь то, что имеешь.  Не надо плакать из–за пустяков.

Новизна результатов состоит в том, что мы провели практические исследования с разновозрастными учащимися.

И наша гипотеза подтвердилась: чем младше дети, тем сложнее им было понять содержание сказки. А старшеклассников сказка заставила задуматься над жизненными ценностями, пофантазировать, сформулировать определенные выводы.

Ответы пятиклассников:

  • Не знаю
  • Богатство не главное в жизни – его можно потерять.
  • Не надо плакать из –за разбитого золотого яйца, а радоваться простому.
  • Сказка учит доброте.
  • Учит бережливости.
  • Нельзя разбивать яйца из-за любопытства.
  • Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
  • Богатый человек – это тот же простой человек.
  • Красивее не значит лучше.
  • Не надо так плакать из-за пустяков.

Ответы семиклассников:

  • Я не понимаю смысла этой сказки, но мне бы тоже хотелось узнать.
  • Смысл сказки в законе подлости.
  • Курочка Ряба – это высшее доброе существо, которое преподносит людям что-то чудесное.
  • Сказка изначально не имела никакого смысла.
  • Все хорошее когда-нибудь заканчивается.
  • Если потеряешь дорогую тебе вещь, то почувствуешь боль и грусть.
  • Не надо грустить и плакать из-за пустяка. Из  любой ситуации можно найти выход.
  • Надо хранить своё счастье, нельзя об этом много говорить.
  • Иногда не хватает самого малого, чтобы осуществить задуманное.
  • Духовные ценности важнее материальных.
  • Неважно, какой ты снаружи – важно, что у тебя внутри.
  • Если ты обретаешь что-то особенное, вскоре ты можешь это потерять, поэтому нужно дорожить и пытаться сохранить. С чем-то особенным к человеку приходит великая ответственность, а с его потерей непередаваемые горесть и печаль.
  • Бог создал мир и передал его другим существам, вложив им в руки золотое яйцо.
  • Есть люди, которые могут разбить, но есть люди, которые готовы дарить .

Ответы девятиклассников:

  • было задано много вопросов: почему они плакали, хотя сами пытались разбить яйцо? Почему Ряба снесла им другое (простое ) яйцо? И зачем они вообще били золотое яйцо?
  • Я думал, что легко смогу поведать смысл этой сказки, но …
  • Порой мы можем держаться очень долго, кто бы ни бил , ни предавал, но из-за мелочи можем сорваться (разбиться).
  • Порой мы все усложняем, не замечая очевидного.
  • Я никогда не задумывался над смыслом этой сказки, и ,подумав сейчас,  ничего не могу ответить.
  • было задано много вопросов: почему они плакали, хотя сами пытались разбить яйцо? Почему Ряба снесла им другое (простое ) яйцо? И зачем они вообще били золотое яйцо?
  • Я думал, что легко смогу поведать смысл этой сказки, но …
  • Порой мы можем держаться очень долго, кто бы ни бил , ни предавал, но из-за мелочи можем сорваться (разбиться).
  • Порой мы все усложняем, не замечая очевидного.
  • Я никогда не задумывался над смыслом этой сказки, и ,подумав сейчас,  ничего не могу ответить.

Ответы десятиклассников:

  • Я не задумывался о смысле этой сказки. Когда призадумался, возникло множество вопросов…
  • Что имеем не ценим, а потеряв , плачем.
  • Яйцо – это либо проблема, либо счастье в жизни людей.
  • Золотое яйцо – это рай земной; баба и дед не берегли его: били и били . А жалостливая курочка, как Бог, подарила им простое яйцо ( обычную жизнь со всеми проблемами и бедами).
  • Яйцо - это счастье. Когда человек сам разрушает (бьет) свое счастье, ему кажется это нормальным. Но стоит это сделать постороннему, он громко плачет.
  • Возможно, они плакали , потому что яйцо оказалось не полностью золотым.

Выводы:

Действительно, 100% из опрошенных признались, что никогда не задумывались о смысле сказки.

Как мы и предполагали, учащиеся 5х классов не знают, и им даже сложно предположить, в чем заключается мораль сказки «Курочка Ряба».

Семиклассники дают уже осмысленные философские ответы.  А это значит, что они уже начинают понимать сказку и хотят узнать, в чем её суть.

Девятиклассники рассуждают уже более логично: пытаются анализировать и понять, почему дед и баба били яйцо, чего добивались -  задают множество вопросов.

Десятиклассники дают подробные развернутые ответы, в которых содержатся разные варианты осмысления сказки: от научных до бредовых…

Чем старше ученики, тем глубже понимание осмысления сказки.

Значит, сказки все –таки пишут для взрослых: сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок .

Значимость

1. Всех абсолютно заставил задуматься вопрос: «В чем, по-вашему, заключается смысл сказки «Курочка Ряба»?

2. Многие за советом и ответом обратились к родителям, интернету и разным другим источникам.

3. Написали интересные мини-сочинения.

4. Пришли к выводу, что каждая сказка обязательно имеет подтекст, и поэтому надо внимательнее вчитываться в текст, особенно в такие маленькие по объему сказки, но глубокие по содержанию.

5. Когда они станут родителями, обязательно вспомнят об этом уроке и со знанием сути будут рассказывать своим детям сказку «Курочка Ряба».

6. Сказка, рассказанная в детстве, позволяет понять многие особенности поведения взрослого. К тому же данная сказка не бытовая, ее нелегко интерпретировать. Она отличается от других тем, что ее рассказывают всем детям нашей культуры, потому она несет на себе отпечаток этой культуры.

Послесловие

                                                        "Курочка"
 (Русская народная сказка)
    Жил-был старик со старушкою, у них была курочка-татарушка, 
снесла яичко в куте под окошком: пестро, востро, костяно, мудрено! Положила на полочку; мышка шла, хвостиком тряхнула, полочка упала, яичко разбилось. Старик плачет, старуха возрыдает, в печи пылает, верх на избе шатается, девочка-внучка с горя удавилась.
    Идет просвирня, спрашивает: "Что они так плачут?" Старики начали пересказывать: «Как нам не плакать? Есть у нас курочка-татарушка, 
снесла яичко в куте под окошком: пестро, востро, костяно, мудрено! Положила на полочку; мышка шла, хвостиком тряхнула, полочка упала, яичко и разбилось! Я, старик, плачу, старуха возрыдает, в печи пылает, верх на избе шатается, девочка-внучка с горя удавилась». Просвирня как услыхала — все просвиры изломала и побросала. 
    Подходит дьячок и спрашивает у просвирни: зачем она просвиры побросала?
Она пересказала ему все горе; дьячок побежал на колокольню и перебил все колокола.
   Идет поп, спрашивает у дьячка: зачем колокола перебил? Дьячок пересказал все горе попу, а поп побежал, все книги изорвал.
           

Вот Вам настоящая сказка о курочке-рябушечке, даже не столько о ней, а об её яйце. А не понять её просто невозможно!
   Из-за чего весь сыр-бор? Откуда эти беды-напасти? Настоящая трагедия из-за маленькой мышки и простого яичка. Конечно, на то она и сказка, беды и последствия утрированы -"раздуты" до невероятности. Эти беды и несчастья нарастают, как снежный ком.

Да стоило ли так переживать из-за разбитого яйца? А в нашей жизни всё так и по сей день!!! Велика проблема - яйцо разбилось! Вот теперь понятен смысл народных поговорок, связанных с яйцом.  "Выеденного яйца не стоит"- пустого, разбитого. Дело пустяшное, мелочное. Эка проблема - яйцо разбилось! Досадно - ну и ладно! "Нам бы ваши проблемы".  Это всё на одну тему!
 Вот такая она, русская сказочка!
    Так что, живите и радуйтесь!

Константин Дмитриевич Ушинский* (1823-1870)  был основоположником научной педагогики в России. Сказка, которую мы знаем с детства, вошла в его книгу-букварь "Родное слово", изданную им в 1864г, как уникальный методический материал для начинающих писать и читать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностно-ориентированное образование, нравственные и духовные ценности личности

Все исследователи подчеркивают необходимость индивидуального подхода к обучению детей, значение единой образовательной стратегии средней школы как основного условия успешной работы с детьми. Тем не ме...

Развитие экологической культуры школьников как способ формирования духовной ценности личности.

Проблема формирования экологической культуры учащихся сейчас стоит как никогда остро, так как связана с будущей жизнью человечества. К сожалению как отдельный предмет экология в нашей школе...

Конспект урока внеклассного чтения (3-4 класс) по теме: "Русские народные сказки. Образ лисы в русских народных сказках"

Конспект урока внеклассного чтения (в 3-4 классе)по теме «Русские народные сказки. Образ лисы в русских народных сказках»Цель: Развитие читательского интереса у младших школьников.Задачи:Образовательн...

«Сказки Пушкина - основа формирования духовно-нравственного воспитания»

      Чему учат сказки Пушкина? Прежде всего, добру и пониманию. Ещё они учат любить и ценить прекрасный родной русский язык....

П Л А Н Воспитателя по самообразованию «Русская народная сказка – средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 22 «Город детства»П Л А НВоспитателя по самообразованию«Русская народная сказка – средство ду...