"Взаимосвязь осетинской и русской литературы в условиях внедрениях ФГОС"
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

Кусаева Елена Муратовна

Статья содержит обобщение опыта работы по преподаванию национальной литературы во взаимосвязи с русской классикой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Взаимосвязь русской и осетинской литературы в условиях внедрения ФГОС.

Особенностью содержания современного основного общего образования является не только ответ на вопрос, что обучающийся должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных  действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах.

Уровень сформированности УУД в полной мере зависит от способов организации учебной деятельности и сотрудничества, познавательной, творческой, художественно-эстетической и коммуникативной деятельности обучающихся.

Современные образовательные стандарты по литературе и русскому языку  предусматривают обращение к морально-этической проблематике, что содействует формированию нравственных чувств, толерантности, бережному отношению к национальным традициям, духовным  ценностям своего народа.

По нашему глубокому убеждению, изучение произведений осетинских писателей на уроках литературы во взаимосвязи с русской классикой способствует эффективному качественному образованию.

Главными критериями отбора произведений осетинской литературы стали их эстетическая   ценность, нравственная значимость , гуманистический пафос.

В основе данного аспекта литературного образования- интегративный подход, ведущий метод- сопоставительный, выводящий контакт двух литератур на   уровень продуктивного взаимообогащающего диалога. Наши разработки уроков предполагают достижение целей, которые ставят перед учителем новые стандарты образования.

Так, в 5 классе разработала урок по рассказу Р.Тотрова «Улыбка Нано». Благодатная тема детства, лежащая на поверхности проблема добра, сострадания , соучастия вызвали живой интерес учащихся. Знакомые топонимы, имена, обычаи и традиции осетинского народа помогали восприятию текста, дети легко давали ответы на сложные нравственные вопросы. На этапе рефлексии ученики защищали иллюстрации к рассказу.

При изучении произведения И. С. Тургенева «Бирюк» в 6 классе обратились к рассказу К.Л. Хетагурова «Охота за турами». Выявляя общие черты жизни крестьянина и горца, обращали внимание на национальное своеобразие, особенности быта, семейного уклада русского и осетинского народов. Обобщая, сделали вывод о трудной , безрадостной доле простого народа.

Проблемы человеческих взаимоотношений, памяти, всепрощения и сострадания поднимаются при изучении   повести С. Хаблиева «Ворожея». Анализ эпизодов, соотнесение образов осетинской женщины-солдатки и графини М. М. Тучковой, привлечение репродукций художников разных эпох позволили осуществить интегративный подход для достижения личностных, предметных и метапредметных результатов.

Такие виды деятельности, как сопоставление, анализ, интерпретация поэтического текста ,использовались в 9 классе на уроке «И всюду страсти роковые..»(Сопоставительный анализ романтических поэм А.С. Пушкина «Цыганы» и К.Л. Хетагурова «Фатима»).Выделяя компоненты романтического произведения по группам, составили таблицу, которая наглядно продемонстрировала общие черты и своеобразие, неповторимость поэм.

Словом , изучение национальной литературы во взаимосвязи с русской классикой, современной прозой и поэзией способствует достижению личностных, предметных и метапредметных результатов ,формирует гуманистическое толерантное сознание, вносит осознание себя как носителя не только национальной ,но и всемирной культуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностно-ориентированный подход как важное условие эффективности процесса обучения на уроках русского языка и литературы в условиях внедрения ФГОС

Статья из опыта работы учителя русского языка и литературы. Рекомендована педагогам, активно использующим современные технологии в учебно-воспитательной деятельности, в частности, личностно-ориентиров...

эссе "Специфика преподавания литературы и русского языка в условиях внедрения ФГОС"

В условиях внедрения ФГОС, бесспорно, меняется специфика преподавания предметов в образовательной области «Филология».Приоритетным становится коммуникативное развитие учащихся: каждый учитель-словесни...

Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы в условиях внедрения ФГОС

Статья о духовно-нравственном воспитании на уроках русского языка и литературы...

Программа профессионального саморазвития учителя русского языка и литературы в условиях внедрения ФГОС

Программа профессионального саморазвития учителя русского языка и литературы в условиях внедрения ФГОС позволяет выстроить перспективную траекторию самообразования учителя на несколько лет вперёд, что...