Формирование социальной компетенции детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного учреждения МБОУ ЦО «Каразей»
статья по теме

Лях Татьяна Александровна

Статья раскрывает роль внеурочной деятельности. Развитию социальной компетенции, коммуникативных и творческих способностей детей с ОВЗ способствуют правильная организация воспитательной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx26.91 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование социальной компетенции детей с ОВЗ

в условиях общеобразовательного учреждения

МБОУ ЦО «Каразей»

Теперь, когда мы научились летать

по воздуху, как птицы, плавать под водой,

как рыбы, нам не хватает только одного:

научиться жить на земле, как люди.

Б.Шоу

            Наилучшим местом для получения образования и воспитания детей с ОВЗ является общеобразовательная  школа, кроме этого образование в школе сочетается с проживанием в семье. Наше учреждение работает в режиме интегрированного образования, в интересах всех детей, в том числе со специальными нуждами. Ведь получение детьми с ОВЗ образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

    В нашей школе 198 обучающихся. Детей с ОВЗ – 20, из них 4 ребенка - инвалида. Обучение таких детей ведётся с 1992 года.  Для обеспечения доступности качественного образования и воспитания детей с ОВЗ созданы необходимые условия:  спортивный зал, столовая, компьютерный класс. Соблюдается режим питания, организация охранительного педагогического режима. В настоящее время в МБОУ ЦО «Каразей» функционируют 1 класс инклюзивного обучения и 2 специальных (коррекционных) класса VIII вида, по типу  малокомплектных. В одном из которых 3 ребёнка-инвалида. Обучение и коррекция развития детей с ОВЗ осуществляются по рабочим программам,  разработанным   на  базе  основных  общеобразовательных   программ  с  учетом психофизических особенностей и возможностей таких обучающихся. Авторы: 1-4 классы под редакцией В.В. Воронковой, 5-9 классы И.М. Бгажнокова. По индивидуальным программам, составленным на основе программ Т.Б. Башировой и С.М. Соколовой, обучаются дети-инвалиды.

         За 18 лет работы с данной категорией детей школой был накоплен определённый опыт paботы. Я выпускница ИГПУ 2007 года, в качестве учителя-олигофренопедагога работаю 8 лет. За годы работы я убедилась в том, что люди с ограниченными возможностями жизнедеятельности практически не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в его жизнь на своих собственных условиях, которые общество не всегда понимает и учитывает. Социальное поведение выпускника с ОВЗ определяется качеством воспитательной работы. Основными факторами успеха воспитательной работы являются:

  1. Обеспечение постоянной занятости детей полезными и интересными делами;
  2. формирование с первого класса полезных привычек;
  3. обеспечение успеха учащихся в деятельности;
  4. понимание воспитанниками общественной полезности их деятельности;
  1. бодрый, деловой, оптимистичный тон жизни школы.

 Движущей силой воспитания является видение положительных черт воспитанников и опора на них: стимулирование и поддержка положительных поступков, чтобы они «вытеснили недостатки»; формирование у детей умения видеть свои успехи и положительные поступки.

        На основании этого в 2008 году я решила написать и реализовать программу воспитательной работы со школьниками 6 специального (коррекционного) класса VIII вида под названием «Земля – наш общий дом, давайте ж будем жить в нем: дружно, интересно, красиво, правильно»

Девиз программы: « Худо тому, у кого зло в дому»

Цель программы: формирование гармонично развитой личности, соответствующей особенностям коллектива (общества) и условиям его жизнедеятельности.

Задачи, решаемые программой:

1. Научить видеть себя со стороны. Прививать навыки культурного поведения. Учить вести здоровый образ жизни.

2. Воспитывать дружный, самостоятельный коллектив.

3. Прививать любовь к родине, воспитывать чувство патриотизма.

4. Научить правильно организовать свой досуг. Дать знания о профессиях. Прививать любовь к труду, уважение к трудящимся, бережное отношение к тому, что создано человеком.

5. Дать знания экологического характера («Мы в ответе за нашу планету»). Воспитывать бережное отношение к природе.

          В моей программе выделено 5 направлений воспитательного процесса, но наибольшее значение я уделяю формированию социальной компетентности, так как это чрезвычайно важное направление для решения остро стоящей проблемы социальной адаптации и реабилитации детей с ОВЗ.

1 НАПРАВЛЕНИЕ - нравственно-этическое, физическое воспитание.  «Я - человек»

Цель: Формировать становление личностной позиции, основ социального поведения.

2 НАПРАВЛЕНИЕ - нравственно-этическое воспитание. «Семь Я»

Цель: Прививать правильное отношение к семье, коллективу, обществу в целом. Учить жить среди людей. Воспитывать дружный, самостоятельный коллектив.

3 НАПРАВЛЕНИЕ - патриотическое, интеллектуальное воспитание. «Я - гражданин России»

Цель: Формировать основы гражданского самосознания.

4 НАПРАВЛЕНИЕ - эстетическое, трудовое воспитание. «Я - творец»

Цель: Развивать творческое восприятие, мышление, воображение, стремление создаватькрасивое. Побуждать к активной трудовой деятельности.

5 НАПРАВЛЕНИЕ - экологическое воспитание. «ПРИРОДА и Я»

Цель: Получить навыки общения с миром природы как себе равным, а не по принципу «Человек - царь природы». Научить моделировать своё поведение в природе. Стимулироватьразвитие личности и самостоятельность в приобретении знаний, на основе приобретенияопыта взаимодействия со средой обитания.

             Реализуя данные направления,  ребёнок с ОВЗ формируется как социальная личность, приспосабливается к современным условиям жизни.

            Благодаря тому, что в нашей общеобразовательной школе работают 17 кружков, 4 студии, детская художественная школа, музыкальная школа и спортивные секции,   которые также способствуют развитию социальной компетенции, коммуникативных и творческих способностей, помогают восстановлению нарушенных функций организма детей с ОВЗ, мне не составило большого труда реализовать данную программу.

Кроме этого, на территории Каразейского сельского поселения функционирует ДК «Колос», где также работает сеть кружков.

          Немаловажную роль играет работа оздоровительного лагеря дневного пребывания «Алые паруса». Который на протяжении нескольких лет функционирует в нашей школе. Состав детей, посещающих лагерь, неоднороден: это дети из неблагополучных семей, с проблемами поведения и обучения, а также дети с ОВЗ. Во время подготовки к различным мероприятиям дети работают  индивидуально, парами и группами. Воспитатели являются наблюдателями и помощниками. Они стремятся обеспечить ситуацию успеха каждому ребенку. Коллективное дело способствует формированию у детей ответственности, умению взаимодействовать и поддерживать друг друга.

        Уже за школьной скамьей ребенок с ОВЗ имеет возможность проявить себя, участвуя во внутришкольных спортивно-оздоровительных мероприятиях, творческих конкурсах. В том числе во время летней трудовой практики, отдыха в ЛДП, турслёта. Участие детей с ОВЗ в школьных,  сельских и даже районных концертах, праздниках, играх  вместе со здоровыми детьми помогает самоутвердиться, поверить в свои возможности.

Так, например: на районном конкурсе «Куйтунская звезда» в ноябре 2011 года мои ученики заняли призовые места. Золотайко Сергей - 2 место в номинации «художественное слово», Алкубаева Алина 3 место в номинации декоративно-прикладное искусство, Зорина Полина 2 место в номинации «Изобразительное искусство», а Высокос Вадим занял 1 место в номинации «Резьба по дереву». Наквасина Олеся и   Матанкин Дима – участники форума «Одарённые дети» в номинации «Трудовое обучение». Золотайко Жанна неоднократно занимала призовые места в районных соревнованиях по лыжам.

         У выпускников с ОВЗ есть возможность получить специальность.В плане социального партнёрства заключён договор с профессиональным училищем №4 города Тулун и ПУ №52 посёлка Харик, куда поступают наши дети после окончания школы. В Харикском ПУ на базе МОУ ЦО«Каразей» выпускники получали профессии тракториста, хозяйки усадьбы; в Тулунском ПУ-4  два выпускника получили специальность мастеров деревообработки, паркетных и столярных работ. Данная профессия в настоящее время является востребованной на рынке труда в целом по России. Ребята, которые уже закончили ПУ работают  по специальности. И работают успешно.Один выпускник в г. Братске стал сварщиком. Наши выпускники выезжают за пределы села. Работают в Иркутске, Ангарске.

           Чайкисов Пётр, Санаров Пётр, Щипцов Иван, Высокос Иван  по-прежнему участвуют в спортивных соревнованиях:    школьных,   колхозных,   районных и даже областных.   Те,   кто   остался трудиться   в  родном селе, не  равнодушны к жизни. Они посещают все мероприятия теперь уже вместе со своими детьми. И ни один выпускник с ОВЗ не стоит на учёте в милиции! И даже, вопреки полученному диагнозу, парней призывают в ряды вооружён-ных сил Российской Федерации.   В том, что эти ребята состоялись как социально компетентные личности, что их семьи входят в категорию благополучных; в том, что они имеют специальность и место работы, есть небольшая заслуга и моего труда.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБУЧЕНИЕ ДВУЯЗЫЧНЫХ ДЕТЕЙ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.

В статье представлена  программа обучения  русскому языку как иностранному  детей инофонов старшего дошкольного и младшего школьного возраста, которая позволяет организовать работу с де...

«Подходы к формированию, углублению и развитию математической одарённости в условиях общеобразовательного учреждения»

Цель работы:показать применение математического аппарата в жизни современного общества; - построить математическую модель, иллюстрирующую применение математических методов в статистическом исслед...

Педагогический проект «Подходы к формированию, углублению и развитию математической одарённости в условиях общеобразовательного учреждения».

Педагогический проект посвящен изучению теоретических обоснований математической одаренности, способов её выявления, формирования, углубления и развития  в условиях общеобразовательного учреждени...

Методическая разработка «Профилактика социальных рисков в жизни детей и подростков в условиях общеобразовательного учреждения»

ПРОГРАММА «Профилактика социальных рисков в жизни детей и подростков в условиях общеобразовательного учреждения»...

Профилактика социальных рисков в жизни детей и подростков в условиях общеобразовательного учреждения

Статья знакомит преподавателей и родителей с проблемами , частого использования школьниками мобильных телефонов. В статье даны рекомендации по использованию телефонной связи....

Статья "ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ С ЗПР В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ"

В современном мире наблюдается неблагополучная тенденция к увеличению количества детей с задержкой психического развития. Правильная организация интегрированного обучения детей с ЗПР в среде нормально...

Проект «Подходы к формированию, углублению и развитию математической одарённости в условиях общеобразовательного учреждения».

Педагогический проект посвящен изучению теоретических обоснований математической одаренности, способов её выявления, формирования, углубления и развития  в условиях общеобразовательного учреждени...