Творческий проект "Подвижные народные игры"
проект по физкультуре по теме

Творческий проект в рамках внеурочной деятельности по ФГОС второго поколения "Подвижные народные игры" 1 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podvizhnye_narodnye_igry_1_klass.doc221 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Бессоновская средняя общеобразовательная школа

Белгородского района Белгородской области»

Творческий проект

« Подвижные народные игры»

                                                                                              Руководитель: Ручка Г.А.

май 2013г.

                                          План работы над проектом

1.  Определение цели, задач  исследования.

2.  Работа над проектом:

Организация

исследования

обратиться к сети Интернет                                                          сбор информации

                                                                                                                по данной теме                                                                                                                      

                                                                                                         

                                                                                                     

                                                             

консультация учителя                                                               классификация

физической культуры                                                        подвижных народных игр                                                                                            

                                                                                                           

                                                                                         

                                                                                                   

                                                                                                                                                     

                       

3.   Обобщение полученных результатов.

4.   Выводы

Цель:   пропаганда здорового образа жизни;

            приобщение к истокам народной культуры

Задачи:

- знакомство с русскими народными играми;

- изучить классификацию подвижных игр;

- развитие физических качеств: ловкости, равновесия, быстроты движений посредством    

  народных подвижных игр.

Основополагающий вопрос:

Зачем возрождать старинные русские игры?

Проблемные вопросы:

1. Какие игры были популярны на Руси в старину?

2. Как игра влияет на здоровье?

1. Русские народные игры.

Весёлые подвижные игры – это наше детство. Кто не помнит неизменных пряток, салочек, ловишек! Когда они возникли? Кто придумал эти игры? На этот вопрос только один ответ: они созданы народом так же, как сказки и песни. И мы очень любим играть в русские народные подвижные. Русские народные подвижные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли и до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, соблюдая национальные традицию.

В этих играх отражается любовь народа к веселью, движениям, удальству. Есть игры- забавы с придумыванием нелепиц, со смешными движениями, жестами, «выкупом фантов» Шутки и юмор характерны для этих игр. В России всегда любили играть в игры, как подвижные, так и нет. Русские игры очень разнообразны, в них заложен дух и история русского народа.

2.Классификация народных подвижных игр.

- подвижные игры («прятки», «пятнашки», игры с мячами);

- игры-состязания (в беге, перетягивании, борьбе, метании);

- игры-упражнения (на силу, быстроту, ловкость, гибкость).

Наиболее простыми и самыми распространенными были различные игры, связанные с бегом, прыжками, метанием, которые содействовали укреплению всех групп мышц тела, развитию ловкости, быстроты, выносливости. Кроме того, такие игры, как «прятки», «салки под снегом», «скачки на одной ноге», «метание диска», «игра с кольцами», «поиграем в ямки» прекрасно готовили детей к промысловой деятельности. Существовал ряд подвижных игр, которые непосредственно способствовали обретению навыков осуществления к промысловой деятельности: «стрельба из лука на дальность», «охота», «ловля рыбы» и др. Большой популярностью среди детей пользовались игры-упражнения, которые прекрасно развивали ловкость, координацию движений, гибкость.

3.Календарные народные игры.

Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков — их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников. К сожалению, народные игры сегодня почти исчезли из детства. Хотелось бы сделать их достоянием наших дней.

Время

года

Обрядовые

праздники

Русские народные игры

ЗИМА

Новый год.

Арина

Бабка Ёжка

Баба Яга

Жмурки

Рождественский сочельник

Два Мороза

Скакалка

Масло

Орешек

Зимние святки

Бабка

Гуськи

Дедушка-рожок

Краской

Прялица

 «Черного» и «белого» не говорить, «да» и «нет» не повторять.

Масленица

В каравай

Взятие снежной крепости

Водить козла

Горелки

Гори, гори ясно

Салки

Салки- догонялки

Салки с мячом

Пятнашки с мячом

А мы масленицу дожидали

ВЕСНА

Благовещенье

«Ай да птица, что за птица!»

Бабочки и ласточки

В птицы

Воробей

Ворон

Голуби

Жаворонок

Коршун

Ласточки

Огородник и воробей

Птички

Воробьи и вороны.

Вербная неделя

Верба-вербочка

Дед

Захарка

Пасха

Игры с яйцами

Чье яйцо дольше покрутится?

Катание яиц с горки

Бой яйцами

Солнышко-ведрышко

Береза

ЛЕТО

Троица (Семик)

В кресты

Венок

Водяной

Горячее место

Зеркальце

ОСЕНЬ

Покров

Заря-зарница

Кружева

Молчанка

Пятнашки

У дядюшки Трифона

Результаты работы:

        -  знакомство с календарными праздниками  их обычаями и традициями;

  •  использование русских народных подвижных игр на уроках физической культуры    

 и внеурочной деятельности;

  •  выпуск сборника «Подвижные  народные игры».

                                                     

                                                     Зыбина Юлия

                                       

                                                Горелки

Играющие встают парами друг за другом. Впереди всех на расстоянии двух шагов стоит водящий - горелка. Играющие нараспев говорят слова:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Стой подоле,

Гляди на поле,

Едут там трубачи  

Да едят калачи.

Погляди на небо:

Звезды горят,

Журавли кричат:

- Гу, гу, убегу.

Раз, два, не воронь,

А беги, как огонь!

После последних слов дети, стоящие в последней паре, бегут с двух сторон вдоль колонны. Горелка старается запятнать одного из них. Если бегущие игроки успели взять друг друга за руки, прежде чем горелка запятнает одного из них, то они встают впереди первой пары, а горелка вновь горит. Игра повторяется.

Если горелке удается запятнать одного из бегущих в паре, то он встает с ним впереди всей колонны, а тот, кто остался без пары, горит.

Правила игры. Горелка не должен оглядываться. Он догоняет убегающих игроков сразу же, как только они пробегут мимо него.

                                                  Рубцова Анастасия

 

                                       

                                                      Заря

Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих - заря - ходит сзади с лентой и говорит:

Заря-зарница,

Красная девица,

По полю ходила,

Ключи обронила,

Ключи золотые,

Ленты голубые,

Кольца обвитые -

За водой пошла.

С последними словами водящий осторожно кладет ключи (ленту) на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ключи (ленту), и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится зарей. Игра повторяется.

Правила игры. Бегущие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому положить ключи.

                                     Перунов Роман

                     

                                                            Коршун

Играющие выбирают коршуна и наседку, остальные - цыплята. Коршун роет ямку, а наседка с цыплятами ходит вокруг него и нараспев говорит слова:

Вокруг коршуна хожу,

По три денежки ношу,

По копеечке,

По совелочке.

Коршун продолжает рыть землю, он ходит вокруг ямки, встает, машет крыльями, приседает. Наседка с цыплятами останавливается, спрашивает коршуна:

- Коршун, коршун, что ты делаешь?

- Ямку рою.

- На что тебе ямка?

- Копеечку ищу

- На что тебе копеечка?

- Иголочку куплю.

- Зачем тебе иголочка?

- Мешочек сшить. Зачем мешочек?

- Камешки класть.

- Зачем тебе камешки? 

- В твоих деток кидать.

- За что?

- Ко мне в огород лазят!

- Ты бы делал забор выше, Коли не умеешь, так лови их.

 Коршун старается поймать цыплят, наседка защищает их, гонит коршуна: "Ши, ши, злодей!"

Пойманный цыпленок выходит из игры, а коршун продолжает ловить следующего. Игра кончается, когда поймано несколько цыплят.

Правила игры. Цыплятам следует крепко держать друг друга за пояс. Тот, кто не удержался в цепи, должен постараться быстро встать на свое место. Курица, защищая цыплят от коршуна, не имеет права отталкивать его руками

                                    Мотлохова Марина

                   

                                    Гуси

На площадке чертят небольшой круг, в середине его сидит волк. Играющие, взявшись за руки, встают в большой круг. Между кругом, где сидит волк, и хороводом встают в небольшой круг гусята. Играющие в хороводе идут по кругу и спрашивают гусят, которые также ходят по кругу и отвечают на вопросы:

- Гуси, вы гуси!

- Га-га-га, га-га-га!

- Вы, серые гуси!

- Га-га-га, га-га-га!

- Где, гуси, бывали?

- Га-га-га, га-га-га!

- Кого, гуси, видали?

- Га-га-га, га-га-га!

С окончанием последних слов волк выбегает из круга и старается поймать гусенка. Гуси разбегаются и прячутся за стоящих в хороводе. Пойманного гусенка волк ведет в середину круга - в логово. Гуси встают в круг и отвечают:

- Мы видели волка,

- Унес волк гусенка,

- Самого лучшего.

- Самого большого

Далее следует перекличка хоровода и гусей:

- А, гуси, вы гуси!

- Га-га-га, га-га-га!

- Щиплите-ка волка,

- Выручайте гусенка!

Гуси машут крыльями, с криком га-га бегают по кругу, донимают волка. Пойманные гусята в это время стараются улететь из круга, а волк их не пускает. Игра заканчивается, когда все пойманные гуси уходят от волка. Игра повторяется, но играющие в хороводе становятся гусями, а гуси встают в хоровод. Волка выбирают.

Правила игры. Хоровод гусей и гусята идут по кругу в разные стороны. Текст должны проговаривать все дружно. Пойманный гусенок может выйти из круга только тогда, когда кто-то из играющих коснулся рукой волка

                    Егоров Вадим           Бондарь Евгений

       

           

                                                    Хоровод Паучок

Выбирают водящего, который садится на корточки в центре круга. Остальные играющие ходят вокруг него, взявшись за руки, и поют:

Паучок, паучок,

Тоненькие ножки,

Красные сапожки.

Мы тебя поили,

Мы тебя кормили,

На ноги поставили,

Танцевать заставили.

После этих слов все бегут к центру, приподнимают водящего, ставят его на ноги и снова образуют круг.

Хлопая в ладоши, поют:

Танцевать заставили.

Водящий начинает кружиться с закрытыми глазами.

Все поют:

Танцуй, танцуй, сколько хочешь,

Выбирай кого захочешь!

Водящий выбирает кого-нибудь, не открывая глаз, и меняется с ним местами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по декоративно-прикладному творчеству "Творческая мастерская народных ремесел

Программа расчитана на детей 9-13 лет, срок реализации программы 2 года....

Программа творческой мастерской "Народная кукла"

Школьный летний лагерь с дневным пребыванием детей 2013 г....

Народные игры Республики Саха (Якутия) в культурно- спортивной программе «Игры предков»

В данной работе представлен ход организации национальной игры народа Саха  "Чыысхай"...

Внеклассное мероприятие "Жизненный и творческий путь народного поэта Башкортостана Мустая Карима"

Разработка внеклассного мероприятия содержит краеведческий материал...

Методическая разработка «Развитие музыкально-творческих способностей посредством игры в ансамбле народных инструментов в учреждении дополнительного образования»

Повышение образовательного уровня по использованию игровых моментов с применением народных и шумовых инструментов....

«Русские народные игры как средство приобщения школьников к народной культуре»

В наше время высоких технологий, мы все реже возвращаемся к традициям и обычаям русского народа. Поэтому выступление на родительском собрании направленно на знакомство взрослых с народными традициями,...

Развивающие игры – загадки для детей дошкольного возраста по программе «Народные игры и забавы для дошколят»

Игровая деятельность  – один из основных видов деятельности детей. В любом возрасте игра является ведущей деятельностью, необходимым условием всестороннего развития детей и одним из основны...