Воспитание морально-волевых качеств учащихся на уроках физической культуры
статья по физкультуре по теме

Теоретические сведения о морально-волевых качествах (краткая формулировка, способы развития) подкреплены примерами из реальных жизненных ситуаций.(уроков физкультуры)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитание морально-волевых качеств учащихся на уроках физической культуры.

Волевые качества лежат  основе практически всех действий человека. Развитие морально-волевых качеств учащихся может успешно проходить на уроках физкультуры. т к сама физкультурная деятельность создает для этого всевозможные ситуации. Честность, вежливость, уважение к людям, трудолюбие, взаимопомощь, целеустремленность, настойчивость, смелость, самостоятельность, самообладание-все эти качества ярко проявляются во время занятий физическими упражнениями, в игровых ситуациях, во время сдачи контрольных нормативов.
Во время уроков физкультуры я часто прошу ребят поднять руку и честно сказать, сделали ли они ошибки в заданных упражнениях или эстафетах. Тех, кто не стесняется признавать свои ошибки, хвалю за смелость и честность. Такие дети всегда пользуются уважением в классе.

Целеустремленность воспитывается путем выполнения заданий, связанных с действиями направленными на достижение конкретной цели. Для этого использую постановку отдаленных целей.
Например, лазание по канату. Данное упражнение достаточно сложно для выполнения, требует постоянной тренировки различных двигательных качеств, проявления целеустремленности. Систематическое выполнение подводящих упражнений, преодоление утомления-все это в комплексе воспитывает качество целеустремленности. В дальнейшем, когда будет освоен данный навык, педагогу необходимо поставить перед учащимися более сложную задачу, например, лазание по канату без помощи ног.
Некоторые учащиеся, вообще не умеющие лазать по канату, но поставившие перед собой цель- научиться, упорно занимались всю четверть и освоили это гимнастическое упражнение.

Настойчивость-это волевое качество, связанное с преодолением многих, возможно, неожиданно появляющихся препятствий различной степени трудности. Например, можно выполнять длительный бег в неблагоприятных метеорологических условиях- сильный ветер, низкая температура, дождь. Старшеклассники, зная результаты друг друга в беге на 1000м, готовы тренироваться под дождем, стараясь побить рекорды соперников.

Смелость-проявление воли, связанное с выполнением упражнений, в которых присутствует элемент риска или опасности. При этом опасность для каждого учащегося имеет свою градацию. Для одного опасным будет игра в футбол в качестве вратаря, для другого- нахождение в зале во время игры в футбол в качестве зрителя. Поэтому учитель должен подбирать упражнения для развития смелости индивидуально для каждого ученика, на первых этапах помогать, используя страховку, соответствующие словесные внушения. Задания, связанные с воспитанием смелости учащихся , должны постоянно усложняться: в противном случае они станут привычными и потеряют тренировочный эффект. Я стараюсь хвалить учащихся за малейшее преодоление своего страха, потому что дети, окрыленные похвалой, всегда стремятся сделать что-то, чтобы заслужить ее еще раз.

Самостоятельность-это проявление воли, связанное с мобилизацией своих знаний, умений и навыков для достижения поставленной цели, а также с устойчивостью к внушению других людей или их действиям. В этих целях учащимся следует давать групповые и самостоятельные задания, где бы они могли проявить это качество, найти способ выполнения задания, оказать помощь одноклассникам. Целесообразно использовать самостоятельную подготовку к соревнованиям, проведение с одноклассниками вводной части урока и подготовительных упражнений, судейство спортивных и подвижных игр,  применение в работе различных тренировочных режимов по развитию физических качеств. Причем, я стараюсь приучать детей к самостоятельности с начальной школы. Доверие дети обычно ценят и стараются его оправдывать. Небольшое задание типа прыжков на скакалке, не требующее страховки и выполняемое детьми самостоятельно, приучает их работе без непосредственного контроля учителя, дает им чувство взрослости. А учитель имеет возможность контролировать более сложные упражнения, выполняемые другими детьми.

Самообладание-возможность управлять мыслями, чувствами и действиями в условиях эмоционального возбуждения, интенсивных напряжений, утомления или других неблагоприятных факторов. Для воспитания самообладания нужно создавать специальные условия. К таким условиям могут относиться соревнования, проведение занятий в присутствии зрителей, гостей, посторонних людей. Некоторые учащиеся во время проведения спортивных игр раздражаются от неудач, теряют самообладание и срывают злость на товарищах по команде. Необходимо личным спокойствием, постоянным напоминанием о пользе сплоченности команды воспитывать в детях уважение к товарищам и самообладание. Самообладание также воспитывается при помощи введения неожиданных препятствий во время выполнения упражнений.

Воспитание различных волевых проявлений личности школьников- трудоемкий процесс, который должен постоянно осуществляться на уроках физической культуры, на удлиненных переменах, во время внеклассной и самостоятельной деятельности учащихся. Волевые качества постепенно снижают свой уровень, и их воспитание перестает давать нужный эффект, если это делать нерегулярно. Для успешного воспитания воли учителю физической культуры нужно постоянно изучать своих учеников, подбирая для них индивидуальные задания. Постепенно нужно сформировать способность к мобилизации своих возможностей, основанной на знании своей личности, своих слабых и сильных сторон.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование круговой тренировки для развития двигательных качеств учащегося на уроке физической культуры».

Для сохранения и укрепления здоровья детей, для полноценного и гармоничного развития ребёнка нужно не только развивать его умственные способности, но также и физические. Физическая культура воспитывае...

Формирование личностных качеств учащихся на уроках физической культуры» (из опыта работы)

Использование метода круговых тренировок на уроках физкультуры...

Плиометрика как средство развития скоростно-силовых качеств учащихся на уроках физической культуры

Плиометрика или прыжковая тренировка. Использование плиометрических упражнений на уроках физической культуры в средней школе....

Методический материал "Развитие познавательных процессов средствами физического воспитания у учащихся на уроках физической культуры"

Традиционно считается, что цель физического воспитания состоит в развитии физических качеств учащихся и в укреплении их здоровья. Это совершенно справедливо с педагогической и медицинской точек зрения...

3.3.3 Открытый урок по физической культуре в 4 классе. Тема: «Использование круговой тренировки для развития двигательных качеств обучающихся на уроке физической культуры».

Общая физическая подготовка является той базой, на которой осуществляется вся двигательная деятельность человека. Уровень ее определяется тем, в какой мере развиты основные двигательные качества: сила...

«Баскетбол как средство развитие физических качеств учащихся на уроках физической культуры и внеурочной деятельности».

Условия возникновения, становления опыта.Еще в начале 20 века ученые обратили внимание, что в процессе роста и развития животного организма наблюдаются особые периоды, когда повышается чувствител...

Средства развития скоростно-силовых качеств учащихся на уроках физической культуры в 5 - 8 классах общеобразовательной школы

Практика физического воспитания школьников свидетельствует о том, что общая динамика двигательной и особенно скоростно-силовой подготовленности детей и подростков за последние годы имеет тенденцию к с...