ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ
статья (физкультура и спорт) по теме

В статье даются рекомендации о том, как надо  подбирать  физические упражнения и задания, чтобы они сохраняли и укрепляли здоровье ребенка, а также вызывали интерес у младших школьников к занятиям физической культурой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Анализ результатов опытно-экспериментальной работы показал, что упражнения, игры, задания по физкультуре  могут доставлять детям удовольствие, служить средством разумного отдыха, развивать физические  способности, силы и быстроты, выносливости, содействовать формированию физических качеств и навыков. Надо только умело подбирать  физические упражнения и задания, чтобы они сохраняли и укрепляли здоровье ребенка, а также вызывали интерес у младших школьников к занятиям физической культурой.

Основными средствами физического воспитания являются физические упражнения, направленные на формирование жизненно важных умений и навыков, воспитание физических качеств, развитие физических способностей, повышение адаптивных свойств.

Большинство учащихся начальной школы не умеют правильно ходить. Их этому надо учить с первого класса. Нарушения ходьбы настолько разнообразны, что учителю даже трудно их объединить в группы. Но самыми распространенными нарушениями являются: некоординированность движения рук с движениями ног; неправильная постановка стопы. Учитель должен помнить, что ходьба и бег – жизненно важные прикладные двигательные действия и что при обучении огромное значение имеет личная демонстрация этих действий. Необходимо практиковать ходьбу в различном темпе, с различной постановкой стоп: на пятках, на внешней и внутренней стороне стоп, на носках; с предметами: гимнастической палкой, малым обручем, волейбольным или баскетбольным мячом, флажками, скакалкой и т. д. в различном исходном положении (перед собой, на лопатках, за спиной, на плечах). Задания должны быть доступными, понятными, хорошо иллюстрированы, с имитацией движений гимнаста, лыжника, конькобежца; под музыку, счет, команду учителя, хлопки, сигналы.

Дети с трудом овладевают навыками бега, поэтому уже в I–IV классах их обучают бегу с сохранением осанки, перебежкам группами и по одному, с преодолением препятствий на отрезке 30 м, медленному бегу до 2 минут, челночному бегу (3 х 10 м), круговой и встречной эстафете. Трудности обусловлены тем, что, поскольку бег входит во многие виды упражнений (прыжки, метание, игры), учитель предъявляет к нему разные требования. Пока не сформированы навыки свободного, прямолинейного бега на носках с хорошей осанкой, с достаточно высоким подниманием бедра, параллельной постановкой стоп, никакие другие изменения вводить нельзя.

В младших классах начинается интенсивное обучение учащихся прыжкам на месте, через препятствие, в длину с места, высоту с шага (небольшого разбега), с прямого разбега в длину, высоту способом перешагивания. При этом основное внимание учитель должен уделить технике выполнения прыжка и, конечно же, качеству. Чтобы ребенок мог выполнить приземление, правильно «падать», вначале надо обучить его прыжкам с небольшой высоты, «в глубину». Это будет способствовать преодолению страха.

В младших классах главная задача – научить школьников правильно, метко и далеко метать малые мячи и другие легкие предметы. При последовательном и правильном использовании метания на уроке можно положительно и избирательно развивать нервномышечный и костносвязочный аппараты как верхних конечностей и плечевого пояса, так и всего организма в целом. Метание вырабатывает точные согласованные движения кисти, предплечья, плеча, плечевого пояса, ног и туловища; глазомер и умение соизмерять свои усилия. В программе большое место отводится подготовке кисти рук к метанию и только потом к броску и ловле мяча. При обучении переброске мяча, бросанию и ловле необходимо готовить детей к ориентировке в пространстве и времени. Метание в цель учитель должен рассматривать как упражнения, способствующие обучению правильно метать на дальность. Навыки метания можно закрепить в подвижных играх с бросанием, ловлей и метанием.

В программе «Подвижные игры», игры распределены по признаку преимущественных двигательных действий: с элементами бега («Быстро по местам»; «Кошки и мышки»); прыжков («Точный прыжок»; «Волк во рву»); бросанием, метанием («Пустое место»; «Подвижная цель»); зимних игр («Снайпер»; «Снегурочка»; «Крепость»). Обучение нужно начинать с простых игр, как по сюжету, так и по спортивной насыщенности. Очень важны игры, включающие движения, по структуре и характеру аналогичные тем, которые изучаются в процессе занятий гимнастикой, бегом, прыжками, метанием, лыжной подготовкой. Элементарные умения и навыки, приобретенные детьми в игровых условиях, легче запоминаются, вариативны и даже облегчают овладение более сложными техническими упражнениями. Иногда учащиеся, усвоив на занятиях гимнастикой элементы метаний, прыжков, бега, в играх же выполняют движения неточно, неправильно и даже небрежно, без желания. Задача учителя – организовать игровую обстановку так, чтобы дети были заинтересованы в самой игре, в ее конечном результате, выполняли движения качественно, рационально.

Упражнения в лазании и перелезании. Эти упражнения, обучение которым осуществляется индивидуально, – хорошее средство укрепления мышц рук и туловища, они помогают развитию смелости, ориентировки в пространстве, способствуют улучшению и развитию координационных возможностей.

Упражнения на развитие равновесия. Эти упражнения имеют огромное значение, поскольку способствуют формированию правильной осанки, выработке навыка держать тело в необходимом положении. Они используются как для обучения какомуто действию с сохранением равновесия, так и для воспитания чувства равновесия на определенной высоте в статическом или динамическом положениях. Обучение равновесию надо начинать на полу: стоя на одной ноге, руки в сторону, вверх; стоя на носках с тем же исходным положением; ходьба и бег по узкому коридору, обозначенному на полу; ходьба на повышенной опоре (гимнастическая скамейка), рейке гимнастической скамейки, низкому бревну. Эти же упражнения можно выполнять с предметами: перешагивание через предмет, ловля и подбрасывание предметов (мяч, малая гимнастическая палка), сильным учащимся – прыжки вверх в шаге через вращающуюся скакалку.

В процессе овладения физическими упражнениями решаются образовательные, воспитательные, лечебнооздоровительные задачи.

Ключевая идея моей методики:  каждый урок физкультуры должен приносить пользу здоровью каждого ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации учебной деятельности школьников на уроках английского языка при индивидуальном и дифференцированном подходах.

В данной статье раскрываются особенности обучения школьников английскому языку в рамках индивидуального и дифференцированного подходов, приводятся конкретные примеры....

Особенности организации учебной деятельности в классах для детей с ЗПР

Данный материал в виде презентации, в которой даются особенности детей с ЗПР, рассматриваются принципы, на основе которых построено содержание учебного материала в системе коррекционно-развивающего об...

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРНЕТ И СЕТЕВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В условиях глобального усложнения сферы образования усложняется и образовательная деятельность. Она становится многомерной. Появляются потребности в активизации деятельности школьника, обеспечени...

«Особенности организации учебной деятельности при использовании сетевых и электронных ресурсов»

Анализ электронных образовательных ресурсов и и применение интернет-ресурсов на уроках физики....

Статья В.Н. Миняева " Организация образовательного пространства с использованием здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры для обучающихся с ОВЗ"

В статье ВН Миняева "Организация образовательного пространства для обучающихся с ОВЗ"говорится о том, что проблемы сохранения здоровья учащихся стали особенно актуальными в нашей современной...

Особенности проведения урока информатики с использованием здоровьесберегающих технологий

Методика организации урока с точки зрения здоровьясбережения...

Особенности организации урока музыки с использованием мультимедийных технологий в общеобразовательной школе

Особенности организации урока музыки с использованием мультимедийных технологий в общеобразовательной школе Применение мультимедийных технологий в образовательном процессе становится актуальной п...