Семинар "Создание экологизированной образовательной среды "
по физкультуре на тему

Михалочкина Анастасия Сергеевна

Тема : Мониторинговая деятельность как стимул в работе инновационной площадки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл monitoring.docx66.49 КБ

Предварительный просмотр:

Изменения, происходящие сегодня в системе образования, дают возможность педагогу находить свой путь, модифицируя как классические, так и новейшие методики в зависимости от конкретных условий.

       По данным Всемирной организации здравоохранения, здоровье людей на 15 % зависит от наследственности, на 10 % — от состояния медицинского обслуживания, на 25 % — от окружающей среды и на 50 % — от образа жизни. Поэтому важно так сформировать образ жизни детей, чтобы у них была постоянная потребность в сохранении собственного здоровья и поддержании высокой работоспособности. Сегодня среди факторов, формирующих здоровье, большое значение имеют «школьные факторы». Их доля влияния на показатели здоровья школьников составляет 20% , тогда как влияние медицинского обеспечения оценивается в 10-15%. Одним из факторов, ослабляющих здоровье детей,  является интенсификация учебной деятельности. Последствиями этого  является дисгармония физического развития учащихся (дефицит массы тела, снижение функциональных показателей сердечнососудистой, дыхательной и мышечной системы) «Дети даже с отменным здоровьем не в состоянии справиться с интенсивностью обучения и увеличением учебной нагрузки».

Эта же цель была поставлена при разработке программы окружной инновационной площадке. Тема ОИП: «Реализация современной модели укрепления здоровья обучающихся, формирование культуры здоровья через развитие образовательного пространства школы». Разработка эффективных мер по сохранению и укреплению здоровья всех участников образовательного процесса  имеет исключительное значение для современной школы. А деятельность инновационной площадки будет носить системный характер и коснется как форм и способов организации обучения и воспитания, так и деятельности администрации, педагогов и учащихся.

Курс «Физическая культура» изучается с 1 класса из расчёта 3 ч в неделю (всего 99ч), в 2-4 классах (всего 102ч). Третий час на преподавание учебного предмета «Физическая культура» был введён Приказом Минобрнауки от 30 августа 2010 г. № 889. В Приказе было указано: «Третий час учебного предмета «Физическая культура» использовать на увеличение двигательной активности и развитие физических качеств обучающихся, внедрение современных систем физического воспитания». Третий   час физической культуры  в 1-2 классах реализовывается на уроках подвижных игр, а в 3-4 классах реализовывается на уроках спортивных игр, таких как пионербол и баскетбол.

  Рассматривая функционирование школы как ОИП, особое внимание отводим мониторингам «здоровья» в, частности в рамках предмета «Физической культура» в начальной школе.

Мониторинг — непрерывный процесс наблюдения и регистрации параметров объекта, в сравнении с заданными критериями.

 Целью организации моего мониторинга является  оценка и коррекция воспитательно-образовательной деятельности, условий среды МАОУ СОШ №6 для предупреждения возможных неблагоприятных воздействий на развитие детей.

 Задачи мониторинга:

  1. сбор, обработка и анализ информации по различным аспектам воспитательно-образовательного процесса;
  2. принятие мер по усилению положительных и одновременно ослаблению отрицательных факторов, влияющих на воспитательно-образовательный процесс;
  3.  оценивание результатов принятых мер в соответствии с федеральными государственными стандартами

Мониторинг включает в себя ежегодные данные обследования и оценивания результатов детей на контрольных занятиях по трем составляющим содержания физического воспитания – теоретической, физической и технической подготовке. Уровень знаний (теоретическая подготовка) определяется на основе специальной методики в конце каждого структурного элемента учебного процесса (четверть, год).    Уровень физической подготовленности оценивается четырем тестам, два раза в год (сентябрь, апрель):

  1. тест на координацию– челночный бег 3 х 10 м.;
  2. тест на скоростно-силовую готовность – прыжок через скакалку за 30 сек.
  3. тест на скоростно-силовую готовность – прыжок в длину с места;
  4. тест на силу – поднимание туловища за 30 сек.

Уровень технической подготовленности оценивается по мере усвоения тех или иных способов двигательной деятельности. Уровень интереса школьников к физической культуре вообще и учебному предмету, в частности, оценивается с помощью анкетирования в конце каждого учебного года.

Результаты обследования и оценивания фиксируются в протоколах, журналах, таблицах. На основе полученных данных составляется сравнительный анализ, который позволяет выявить успехи, трудности и наметить пути их устранения.

Далее будут представлены показатели физической  и технической подготовленности и их динамика.  

Интерес и целеустремленность у школьников во многом зависит от того испытывают ли они удовлетворение на уроке физической культуры и формируется ли у них удовлетворенность занятиями физическими упражнениями. Младшие школьники проявляют интерес к двигательной активности вообще, а упражнения с различными гимнастическими предметами, вызывают у них особый интерес и создают на уроке высокий эмоциональный фон.

Проведя анализ тестирования, мы видим что:

  • в 2011-2012 учебном году в 1-х классах 31% имеют высокий уровень физического развития, 38% имеют средний уровень физического развития , 31% имеют низкий уровень физического развития.
  • С внедрением третьего часа физической культуры в звене начальной школы, мы видим развитие положительной динамики, что выражается в следующих показателях,  в  2012-2013 учебном году во 2-х классах 40% имеют высокий уровень физического развития, 34% имеют средний уровень физического развития , 26% имеют низкий уровень физического развития.
  • в 2013-2014 учебном году на первое полугодие  в 3-х классах 54% имеют высокий уровень физического развития, 28% имеют средний уровень физического развития , 18% имеют низкий уровень физического развития.

 Динамика результатов контрольных нормативов растет потому что, улучшается физическое развитие детей. Правильно  составленные уроки и рассчитанная нагрузка дают положительный эффект для развития физических качеств. Мы видим, что в процессе занятий активно формируется физическая подготовленность детей.

Исходя из оценки уровня физической подготовленности учащихся, следует рекомендовать учителям физического воспитания сделать упор на развитие скоростно-силовых качеств, и силы.

Исходя из данной диаграммы, отмечаем, что количество учащихся с Основной группой здоровья увеличилось. Интересная ситуация с подготовительной группой здоровья учащихся, в целом количество детей с подготовительной группой здоровья уменьшилось, но на этапе 2013-2014 учебного года (на первое полугодие) группа приняла на себя нагрузку специальной группы здоровья. Тем самым исключив из общего количества учащихся со специальными медицинскими показателями.

Успехом формирования у школьников активного, устойчивого интереса к физической культуре является результат. Ежегодные данные обследования и оценивания результатов детей на контрольных занятиях наглядно показывают, что у детей, обучающихся по программе с третьим часом на окружной инновационной площадке,  результативность не ниже уровня определенного как социально достаточный. Сформированность знаний детей, степень освоения ими основных технических (двигательных) действий имеет выраженную положительную динамику.

Используемая методическая литература

  1. Физическая культура в 1-4 классах общеобразовательного учреждения: проектирование учебного процесса: методическое пособие. В.Т. Чичикин, П. В. Игнатьев. – Н.Новгород, Нижегородский гуманитарный центр, 2006 г.
  2. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов. В. И. Лях, А. А. Зданевич. Москва, Просвещекние, 2008 г.
  3. Научно- методический журнал «Физическая культура в школе»,            Е. Л. Болотова, 2005 г., 2006 г., 2007 г., 2008 г.
  4. Талага Е. Энциклопедия физических упражнений. – М., 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание культурно – образовательной среды для развития личности ребенка на основе применения кейсово – сетевого метода взаимодействия в северном сетевом образовательном округе муниципального района «Агинский район»

Современный мир характеризуется своей динамичностью развития, неожиданными, а иногда непредсказуемыми жизненными ситуациями. Говорят «если бы знал, где упаду, то соломку бы постелил». Дать все  р...

Конкурс проектов «Школа будущего вместе с Intel» по созданию образовательной среды «1 ученик: 1 компьютер» среди общеобразовательных школ России.

Данный проект – это новый подход к преподаванию целого ряда предметов. «Проектная деятельность» – такой «подзаголовок» имеют в нашей школе самые различные предметные курсы: биология (5 класс), истори...