Образовательная программа по туризму
рабочая программа (физкультура и спорт) по теме

Гончаренко Наталья Валентиновна

Туристко-краеведческое образование в физкультурно-оздоровительном направлении в образовательном учреждении

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma.doc99.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

МБОУ «ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 16»

Направление: физкультурно-оздоровительное

(раздел туристско – краеведческий)  

Образовательная программа

 «Рюкзачок»

для детей в возрасте 10 – 16 лет

Срок реализации  2 года

РАЗРАБОТЧИК:  

Учитель ф.к.

 Гончаренко Н.В.

Прокопьевск,  2012

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

Направленность программы — туристско – краеведческое.

Актуальность, педагогическая целесообразность программы

С древних времён и до наших дней одна из важнейших  сторон практических интересов человека — безопасность жизнедеятельности. Главное направление в работе по обеспечению безопасности жизнедеятельности – адаптация человека  к условиям среды обитания как важнейшего фактора сохранения его здоровья и жизни.

Одним из средств физического воспитания обучающихся, сочетающих в себе элементы морально-нравственного, трудового и эстетического воспитания, является туризм. Туристская деятельность связана с переменой мест и организуется при любой погоде. Туристская деятельность и участие в туристских состязаниях вызывает у обучающихся радость жизни.

Туризм оказывает большое влияние на состояние здоровья детей и подростков и помогает им овладеть жизненно важными навыками. Активные движения на свежем воздухе способствуют закаливанию организма и улучшают здоровье. Ходьба с грузом и дозированной нагрузкой укрепляет сердечно-сосудистую систему. Туризм способствует воспитанию любознательности, волевых качеств. Знакомство с новыми работами, природой, встречи с людьми обогащают их. Походная жизнь развивает наблюдательность, сообразительность, смелость, решительность, самостоятельность. Туристская деятельность проводится большей частью в коллективе, когда один зависит от другого и в обязательном порядке требуется тактичность, внимательное отношение друг к другу, когда собственные интересы нельзя ставить выше интересов коллектива, всё это предоставляет большие возможности для интенсивного воспитания в духе коллективизма, а так же для формирования таких черт характера, как воля, уверенность в себе, выдержка, самостоятельность, решительность, готовность прийти на помощь. Туризм – это нечто большее, чем отдых. Туризм – это школа  жизни, мужества, выживания.                    

Отличительные особенности.

Ключом для решения проблемы ознакомления обучающихся с накопленным опытом по туризму стало выделение в процессе обучения следующих этапов обучения:

I

Начальное теоретическое знакомство с туризмом.

II

Техническое обучение (практическая работа)

 

Создание системы последовательного обучения туризму – это прогрессивная форма обучения. Туризм несёт в себе оздоровительную, образовательную (познавательную) и воспитательную ценность.

ЦЕЛЬ:  формировать у обучающихся интерес к технике пешеходного туризма. В ходе её достижения решаются задачи:

Обучающие:

обучить ориентированию на местности;

— развить устойчивый интерес к окружающему миру.

Воспитательные:

воспитать чувство товарищества, взаимопомощи, самоконтроля.

Развивающие:

— развивать любознательность, самостоятельность;

— развивать внимание, память, логическое мышление;

— развить волю.

Возраст обучающихся:

Программа рассчитана на  обучающихся 10 – 16 лет. В учебные  группы принимаются все желающие без специального отбора. Для успешной реализации программы целесообразно объединение обучающихся в учебные группы численностью от 10 до 12 человек.

Сроки реализации программы

Программа рассчитана на два года обучения: первый год обучения – 144 часа, второй год обучения – 216 часов.

Формы и режим занятий

В процессе реализации программы используются разнообразные формы занятий: беседа, рассказ, наглядный показ, практическая работа, ориентирование на местности, соревнования, походы.

В пределах одного занятия  виды деятельности могут меняться, это способствует удержанию внимания обучающихся и позволяет избежать переутомления.

Занятия проводятся два раза в неделю:

Первый год обучения — 2 часа с перерывом 10 – 15 минут.

Второй год обучения  — 3 часа с перерывом 10 – 15 минут.

Ожидаемые результаты и способы их проверки

Ожидаемые результаты соотнесены с содержанием программы, дифференцированы по годам обучения.

В результате изучения программы обучающийся должен знать:

♦ первую доврачебную помощь;

♦ личную гигиену туриста;  

♦ меры безопасности при пользовании туристским снаряжением;

♦ как пользоваться компасом, картами;  

♦ природу родного края и его историю;

♦ практическое применение туристского оборудования на туристской полосе.

 Должен уметь:  

♦ качественно и правильно выполнять все туристские элементы;

♦ самостоятельно оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему.

Планируемые результаты  первого года обучения

♦ Привить  гигиенические навыки туриста.

♦ Уметь  оказывать первую медицинскую помощь.

Планируемые результаты  второго года обучения

♦ Уметь пользоваться картами, компасом.

♦ Самостоятельно выполнять технические элементы.

♦ Знать правила безопасности в походе.

♦ Знать историю родного края.

Формы проведения итогов реализации  программы

Отслеживание результатов  осуществляется в виде  текущего, промежуточного и итогового  контроля являются: викторины, соревнования, походы.

Учебно – тематический план

Первый год обучения

№ п.п.

Т Е М А

Количество часов  

теория

практика

всего

1.

Вводное занятие

1

1

2

2.

Природа родного края, его история

8

12

20

3.

Ориентирование на местности

7

17

24

4.

Топографическая подготовка

2

18

20

5.

Физическая подготовка

-

8

8

6.

Туристское снаряжение

5

7

12

7.

Туристский быт, обеспечение безопасности

17

3

20

8.

Гигиена. Первая доврачебная помощь пострадавшему

15

13

28

9.

Туристские соревнования и походы

8

8

10.

Итоговое занятие

2

2

                                              ИТОГО:

57

87

144

Занятия планируются по принципу «От простого к сложному», чтобы обучающиеся постепенно приобретали навыки.

Теоретические знания направлены на получение основных и дополнительных  знаний о своём крае, элементарных понятий об ориентировании на местности, знаний основ топографии, гигиены туриста, первой доврачебной помощи, начальных сведений по организационным вопросам подготовки проведения походов. Дети получают знания по умению выживать в экстремальных условиях, а так же знания, помогающие проявлять устойчивость, выносливость.

Содержание программы

Первый год обучения

  1. Вводное занятие. 

Беседа с каждым ребёнком о его интересах, увлечениях. Цель, задачи и содержание работы на учебный год, знакомство.

  1. Природа родного края и его история. 

Обзор по основным направлениям краеведения: историческое краеведение, естественно – научное, этно-культурное; туристско-краеведческая деятельность.

Практическая работа.

Экскурсии в городской краеведческий  музей города Прокопьевска,  в «Томскую писанницу».

  1. Ориентирование на местности. 

Устройство компаса. Пользование компасом. Азимут. Определение азимута. Масштаб. Определение сторон горизонта по местным признакам, солнцу, звёздам.

Практическая работа.

Ориентирование по карте и компасу. Упражнения на определение сторон горизонта по заданному азимуту и на смешанное ориентирование на местности.

  1. Топографическая подготовка. 

Знакомство с топографической картой и топографическими знаками.

Практическая работа.

Зарисовка топографической карты. Топографический диктант. Разбор топографического диктанта.

  1. Физическая подготовка. 

Подготовка обучающихся к физическим нагрузкам. Упражнения для мышц туловища. Силовые упражнения. Сдача нормативов (бег, прыжки и т.д.).

  1. Туристское снаряжение.

Теоретическая часть: групповое, личное, специальное снаряжение туристов. Требования к снаряжению: лёгкость, прочность и его ремонт, удобство в пользовании.  Правила укладки рюкзака.

Практическая часть: подготовка приспособлений для костра (стойки, колышки для палаток, укладка рюкзака, палатки).

  1. Туристский быт, обеспечение безопасности.

Туристский быт, обеспечение безопасности.

Теоретическая часть: место расположения бивуака, привала, планировка лагеря, противопожарные меры, питание в походе.

Практическая работа: зарисовка схемы расположения лагеря.

  1. Гигиена. Первая доврачебная помощь пострадавшему.

Теоретическая часть: гигиенические требования к одежде, жилищу, посуде и т.д. Знание первой доврачебной помощи.

Практическая работа: умение наносить повязки, делать искусственное дыхание, непрямой массаж сердца.

  1. Туристские соревнования и походы.

Умение применить все полученные знания на практике на соревнованиях или в походе.

  1.  Итоговое занятие.

Подвести итог работы «В весёлом кругу»

Учебно – тематический план

Второй год обучения

№ п.п.

Т Е М А

Количество часов  

теория

практика

всего

1.

Вводное занятие

3

6

9

2.

Наш край. Туристско-краеведческая деятельность. Охрана природы и наблюдение за погодой

21

21

42

3.

Организация туристского путешествия. Физическая подготовка туриста. Преодоление препятствий в походе

21

15

36

4.

Техника пешеходного туризма

6

24

30

5.

Техника лыжного туризма

15

21

36

6.

Материально-техническая база похода

24

6

30

7.

Зачетное, итоговое занятие

33

33

                                              ИТОГО:

90

126

216

Содержание  программы

Второй год обучения

Раздел  1.  «Введение».

Туризм – это школа жизни, мужества, выживания  (в походах, путешествиях, экскурсиях обучающиеся углубляют знания по географии, биологии, истории, литературе и другим предметам школьной программы).

Практика: поход выходного дня  в  Зенковский, Тырганский  парки.

Раздел  2.  «Наш  край. Туристско-краеведческая деятельность. Охрана природы и наблюдение за погодой».

Туристско-краеведческая деятельность. Охрана природы и наблюдение за погодой.

Теория:

  1. Транспортные магистрали.
  2. Годы войны.
  3. Наиболее интересные районы для проведения походов и экскурсий.
  4. Подготовка и проведение походов, экскурсий.
  5. Меры по охране окружающей среды. Участие в экологических операциях по очистке лесов, охране рек и водоёмов от загрязнения.
  6. Правила организации привалов и ночлегов в полевых условиях.
  7. Признаки изменения погоды. Определение устойчивой погоды, её перемены приближающегося ненастья.

Практика:

  1. Прогулки по окрестностям, в ближайшую зелёную зону, парк, аллеи.
  2. Экскурсии в краеведческие музеи, к историческим памятникам и другим памятным местам. Экскурсия на железную дорогу.
  3. Одно, двух дневные походы с активными способами передвижения.
  4. Создание фотоальбомов, стендов, экспозиций для выставок.
  5. Популяризация среди обучающихся мер по охране природы путём бесед, рисования, плакатов.
  6. Составление прогнозов при помощи приборов и по местным признакам.

Раздел 3. «Организация туристского путешествия. Физическая подготовка туриста. Преодоление  препятствий в походе».

Теория:

  1. Распределение обязанностей в группе.
  2. Разработка маршрута, смета путешествия.
  3. Ознакомление с «Инструкцией по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися Российской Федерации».
  4. Утренняя гимнастика, специальные упражнения для соответствующего  вида туризма (пешего, водного, лыжного).
  5. Занятия лёгкой атлетикой, гимнастикой, лыжами, плаванием.
  6. Преодоление препятствий.
  7. Движение в походе (темп, строй, остановки для отдыха, обязанности ведущего и замыкающего).
  8. Обеспечение безопасности в походе.

Практика:

  1. разработка проектов маршрутов.
  2. Составление вариантов смет, различных обязанностей в походе.
  3. Выполнение упражнений утренней зарядки и специальных видов упражнений.
  4. Обучение преодолению препятствий (в зависимости от способов передвижения и района путешествия), овладение приёмами, обеспечивающими безопасность.
  5. Одно, двух дневные походы.

Раздел 4.  «Техника пешеходного туризма».

Теория:

  1. Узлы – классификация по использованию.
  2. Правила прохождения этапов туристской полосы препятствия.

Практика:

  1. Углы (восьмёрка, прямой, булинь, двойной, встречный, схватывающий, двойной, проводник).
  2. Подъём и спуск по склону спортивным способом, движение по параллельным верёвкам.
  3. Переправа по бревну, кочкам, маятником.
  4. Узкий лаз, траверс, переправа пострадавшего.
  5. Техногенный этап.
  6. Спасение на воде.
  7. Навесная переправа.
  8. Сигналы бедствия.
  9. Предстартовая подготовка.

Раздел 5.  «Техника лыжного туризма»

Теория:

  1. Выбор лыж.
  2. Различные крепления.
  3. Личное и групповое снаряжение для лыжного похода.
  4. Одежда и обувь туриста лыжника.
  5. Подготовка лыж к использованию.

Практика:

  1. Ходьба на лыжах по ровной местности.
  2. Спуски, подъёмы, переправа горизонтальным маятником.
  3. Спасательные работы, тропление лыжни и установка палатки с помощью лыж и лыжных палок.
  4. Страховка, самостраховка и меры по обеспечению безопасности.
  5. Транспортировка пострадавшего с помощью волокуш.
  6. Лавинно  опасный участок.

Раздел 6.  «Материально – техническая база похода».

Теория.

  1. Личное и групповое снаряжение для походов.
  2. Организация туристского быта
  3. Привалы и ночлеги. Порядок работы по развёртыванию и свёртыванию лагеря.
  4. Функции кострового
  5. Техника безопасности при работе  с топором и при обращении с огнём.
  6. Основные функции завхоза.
  7. Организация питания в походе, правила упаковки и хранения продуктов. Составление меню, правила приготовления походных  блюд.
  8. Функции остальных участников похода: историк, биолог, художник, эколог, этнограф, летописец, фотограф.

Практика:

  1. Игра – эстафета  «Кто быстрей».
  2. Индивидуальные задания по функциональным обязанностям. Тесты.

Раздел 7.  Зачётное ,  итоговое занятие..

Практика:

  1. Разработка, подготовка и проведение экскурсии, похода выходного дня.
  2. Соревнования по ориентированию.
  3. Соревнования по технике пешеходного туризма.
  4. Соревнования по технике лыжного туризма.
  5. Установка палатки на время.
  6. Игра «Туристиада».
  7. Разведение костра на время, вязание узлов на время.
  8. Выполнение туристических элементов на время (параллельные верёвки).
  9. Навесная переправа.
  10. Узкий лаз.
  11. Переноска пострадавшего.
  12. Маятник.  

Методическое обеспечение программы

При реализации программы используются различные  методы обучения:

— словесные: рассказ, объяснение нового материала;

—наглядные: показ, демонстрация иллюстративного материала, карт, оборудования;

— практические: вязание узлов, установка палатки, кострового оборудования, выполнение туристских элементов;

— игровые: игры – тренировки, викторины, соревнования;

— проблемный;

—исследовательский: решение топографических задач, составление карт.

При этом основным принципом является сочетание на занятиях двух видов деятельности: учебный, игровой (практический).

Начало занятия включает: знакомство с теоретическим материалом. Затем следует практическая часть занятия. Такой приём, как беседа, помогает установлению доверительных отношений между педагогом и обучающимися, позволяет расширять кругозор и пополнить знания. Обязательным методическим компонентом программы, способствующим развитию туристского навыка и умения, повышению культурного уровня обучающихся, является участие творческого объединения в соревнованиях.

Важным условием реализации программы является развитие творческих способностей обучающихся. Достижению этой цели служит их привлечение к творческому решению туристских задач. Работа не сводится к выполнению туристских элементов, а обучающиеся знакомятся с приёмами туризма, имеют возможность проявить свои способности. Положительным фактором развития творчества является стремление добиваться высоких результатов.

В качестве дидактических материалов при реализации программы используются игры:

—  «Что взять с собой в поход»;

—  «Топографический диктант»;

— «Туристиада»;

— соревнования по ориентированию;

— соревнования по технике пешеходного туризма;

— соревнования по технике лыжного туризма;

— «Снежный ком» -  «В весёлом кругу»

Техническое оснащение программы

Для занятий используются:

—  палатки;

—  верёвки;

—  рюкзаки;

—  компасы;

— обвязки;

—  карабины;

— волокуши

— костровое оборудование;

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

Литература для педагога

1. Адамчик Н.В. «Топография, ориентирование и основы тактики», М.Харвест, 2004.

2. Алексеев А.А. «Питание в туристском походе», М., ЦДЮМурМОРФ, 1996.

3. Архандеева Г.А. «Живи, Кузнецкая земля», Кемерово, 1999.

4. Бардин К.В. «Азбука туризма», Москва, «Просвещение», 1981.

5. Воронкова Л.В. Спортивный клуб в детском оздоровительном лагере. М. Педагогическое общество России, 2006.

6. Кацюба Д.В. «История Кузбасса», Кемерово, 1993.

7. Маслов А.Г. Подготовка к проведению соревнований учащихся «Школа безопасности». М «ВЛАДОС», 2000.

8. Поломис К. «Дети в пионерском лагере», Москва, Профиздат, 1989.

9. Садикова М.Б. !1000 + 1 совет туристу: школа выживания», Минск, 2000.

10. Шляхов В.В. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Туризм и краеведение – М. «Просвещение», 1976.

Литература для обучающихся

  1. Журнал «Рюкзачок» № 2, Прокопьевск, 2005.
  2. Журнал «Рюкзачок» № 3, Прокопьевск, 2005.
  3. Журнал «Рюкзачок» № 7, Прокопьевск, 2007.
  4.  Журнал «Рюкзачок» № 6, Прокопьевск, 2008.
  5. Журнал «Рюкзачок» № 5, Прокопьевск, 2009.
  6. Журнал «Рюкзачок» № 2, Прокопьевск, 2010.
  7. Журнал «Рюкзачок» № 6, Прокопьевск, 2011.
  8. Журнал «Рюкзачок» № 3, Прокопьевск, 2012.
  9. Журнал «Рюкзачок» № 1, Прокопьевск, 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа "Краеведение и туризм. Ленинградская область"

Туристско-экскурсионная деятельность занимает значительное место среди многочисленных интересов школьников. Знакомство с ООПТ, памятниками природы и достопримечательностями Ленинградской области играе...

образовательная программа по туризму

образовательная программа педагога дополнительного образования направление "Туризм"...

Туризм, образовательная программа

Программа по туризму на 3 года обучения...

Образовательная программа дополнительного образования детей секции спортивного туризма «ТУРИСТЫ-СПОРТСМЕНЫ»

Дополнительная образовательная программа, предлагаемая ниже,  реализуется   по  физкультурно-спортивной направленности....

Образовательная программа физкультурно-спортивной направленности «ОФП в туризме»

Данная программа разработана  для занятий кружка "ОФП в туризме" на 4 года...

образовательная программа по туризму

Образовательная программа «Юные туристы» носит оздоровительно - образовательный  характер, направлена на раскрытие индивидуальных психологических особенностей учащихся, реализацию инт...