образовательная программа по туризму
рабочая программа

Образовательная программа «Юные туристы» носит оздоровительно - образовательный  характер, направлена на раскрытие индивидуальных психологических особенностей учащихся, реализацию интеллектуальных, творческих и физических способностей учащихся, овладение туристскими навыками, позволяющими свободно жить и ориентироваться в природе, самостоятельно подготовить и провести поход, изучить  природу и историю края, что ставит ее в ряд наиболее эффективных методов комплексного воспитания подрастающего поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pr._yunye_turisty_455.docx73.08 КБ

Предварительный просмотр:

Отделение дополнительного образования детей

Государственного образовательного учреждения

Средняя общеобразовательная школа №455

с углублённым изучение английского языка

Колпинского района Санкт-Петербурга

Рассмотрена

на педагогическом совете школы

Протокол № ______ от ________

«Утверждаю»

Директор школы

_______________Л.В. Зимина

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

 «Юные туристы»

Возраст детей: 13 - 17 лет

Срок реализации программы 2 года

Автор-составитель:

Педагог дополнительного образования

Козлова Юлия Владимировна

                                                    Санкт – Петербург

2017


Пояснительная записка

Программа «Юные туристы»

Туризм - прекрасное и эффективное средство воспитания подрастающего поколения.

Образовательная программа «Юные туристы» носит оздоровительно - образовательный  характер, направлена на раскрытие индивидуальных психологических особенностей учащихся, реализацию интеллектуальных, творческих и физических способностей учащихся, овладение туристскими навыками, позволяющими свободно жить и ориентироваться в природе, самостоятельно подготовить и провести поход, изучить  природу и историю края, что ставит ее в ряд наиболее эффективных методов комплексного воспитания подрастающего поколения.

В основу программы «Юные туристы» легли программы для системы дополнительного образования детей, утвержденные Министерством образования и науки Российской Федерации:

1. Программа Махова  И.И. «Юные туристы-многоборцы». М.: ФЦДЮТиК, 2007.

2. Программа  Смирнова Д.В. «Юные Туристы-краеведы». М.: ФЦДЮТиК, 2006.

3. Программа Самариной И.А. «Юные туристы-экологи». М.: ЦДЮТиК, 2004.

4. Программа  Константинова Ю.С. «Юные судьи туристских соревнований». М.: ЦДЮТур, 1999.

5.  Программа Дрогова И.А. «Юные туристы-спасатели». М.: ЦДЮТиК, 2004.

На основании данных программ определена цель, а также объем и качественное содержание общеобразовательной программы «Юные туристы».

Направленность: Физкультурно-спортивная  с  туристско-краеведческим уклоном .

         Актуальность:  занятия туризмом немыслимы вне коллектива. Поэтому ребенок в процессе обучения получает практические навыки межличностного общения. Туризм способствует включению детей в активную физическую деятельность и приобщения к здоровому образу жизни. Именно туризм способствует закалке детского организма, его укреплению,  физическому развитию, а также познанию живой природы, изучению флоры и фауны, расширению кругозора, овладению навыками поведения в природе. Практические навыки отрабатываются в учебно-тренировочных сборах, в однодневных и многодневных походах, в соревнованиях, что решает проблему занятости школьников и пробуждение интереса к новой туристской  деятельности.

Новизна данной программы заключается в преимущественно практико-ориентированных  педагогических технологиях в проведении занятий. Суть их заключается в учете особенностей развития и потребностях  современных детей и подростков, а также  в постоянном обращении к опыту учащихся, к их интересам, склонностям, устремлениям, индивидуально-значимым ценностям, которые определяют своеобразие восприятия и осознания окружающего мира каждым учащимся.

Адресат программы: программа предназначена для учащихся в возрасте 13 – 17лет, без специальных туристских навыков, имеющих медицинский допуск для занятий туризмом.

Объём и срок реализации программы: 2 года обучения.

1 г.о. - 4 ч. в неделю (144 ч. в год). На первом году обучения рассматриваются такие вопросы, как основы туристского быта и ориентирования на местности, краеведение и первая доврачебная помощь, а также проводятся занятия по ОФП и СПФ.

2 г.о. - 6 ч. в неделю (216 ч. в год). На втором году обучения – продолжение изучения вопросов первого года обучения, а также участие в туристских слетах и соревнованиях.

Цель: развитие двигательной, познавательной активности учащихся и формирование потребности в здоровом образе жизни в процессе обучения туризму и привитие интереса к родному краю.

Задачи:

Образовательные:

  1. Познакомить с основными видами туризма: пеший, лыжный, водный и т.д.
  2. Дать представление о личном, групповом и специальном снаряжении, организации  привалов и  питания в походе.
  3. Познакомить с туристскими должностями в походе.
  4. Сформировать представления об основных условных знаках  топографических и спортивных карт.
  5. Обучить  приемам  работы с компасом.
  6. Углубить знания об особенностях родного края, рельефа, климата, растительного  и  животного мира  Ленинградской области.
  7. Дать представления об основах гигиены и оказания первой доврачебной помощи.
  8. Обучить  ориентировке в различных природных условиях: в горах, на воде и т.д.

Развивающие:

1. Воспитать потребность в здоровом образе жизни, в регулярных занятиях спортом.

2.   Развить творческие способности и инициативу учащихся.

3.   Развить внимательность, наблюдательность и  творческое воображение.

4.   Развить силу, выносливость, координацию движений.

Воспитательные:

1. Воспитать  гуманное отношение к природе.

2. Выработать  организаторские  навыки, умение взаимодействовать, доводить начатое дело до конца, работать и правильно вести себя в коллективе.

3.  Воспитать коммуникативные навыки, умения общаться в коллективе, стремление  к искренности и открытости во взаимоотношениях между людьми.

Условия реализации:  К занятиям допускаются дети без специальных туристских навыков, имеющих медицинский допуск для занятий туризмом. Группы формируются из учеников разного пола от 13 до 17 лет.

Количество детей в группе: 

1 год – не менее 15 человек.

2 год – не менее 12 человек.        

Формы  проведения занятий:    выставки,   кросс-походы,

соревнования,   конкурсы, походы.

Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Материально-техническое обеспечение

Групповое снаряжение:

-палатки;

-костровые принадлежности;

-тент групповой;

-топоры;

-пилы;

-ремонтный набор;

-мед. аптечка;

2. Личное снаряжение:

-полиуретановый коврик;

-спальный мешок;

-рюкзак;

3. Специальное снаряжение:

-веревки основные и вспомогательные;

-обвязка с блокировкой, брезентовые рукавицы;

-карабины;

-каска;

4. Набор топографических карт;

5. Компас;

7. Набор спортивных карт;

8. Набор открыток растений Ленинградской области; комплект открыток грибов;

9. Атласы и набор карт Ленинградской области.

10. DVD-диски

Планируемые  результаты:

Личностные:

Выполнять обязанности по должностям при проведении похода.

Выработать  организаторские  навыки, умение взаимодействовать, доводить начатое дело до конца, работать и правильно вести себя в коллективе.

 Воспитать коммуникативные навыки, умения общаться в коллективе, стремление  к искренности и открытости во взаимоотношениях между людьми.

Метапредметные:

Уметь определять основные и промежуточные направления с помощью компаса.

Знать  реки, озера, полезные ископаемые, растения и животных Ленинградской области.

Соблюдать гигиенические требования, оказывать первую помощь при ушибах,   потертостях, ссадинах, мозолях.

Знать рельеф, гидрографию, растительность, климат  Ленинградской области и уметь проводить краеведческие наблюдения на маршруте.

Знать основные приемы оказания первой доврачебной  помощи

Предметные:

 Знать основные виды туризма: пеший, водный, лыжный.

Уметь устанавливать палатку, выбрать место для привала, составить меню и список продуктов для однодневного похода.

Уметь распознавать объекты на местности в соответствии с условными знаками топографических и спортивных карт.

Принимать участие в районных соревнованиях.

Знать технику безопасности при проведении занятий в помещении и на улице.

Уметь  комплектовать общественное снаряжение для похода.

Уметь правильно устанавливать палатки  различной конструкции и в различных погодных условиях.

Уметь составлять меню и список продуктов в многодневный поход.

Знать тактику планирования нитки маршрута и технику движения по песку, мокрому грунту, по камням, болоту.

Ориентироваться с помощью топографической и спортивной карты..

Участвовать в учебно-тренировочных сборах.

           

.

Учебный план программы

«Юные туристы»

                                                      1 год обучения

№ п/п

Раздел, тема

Количество часов

теория

практика

всего

Формы контроля

1. Туристская подготовка

1.1

Введение. Техника безопасности.

Организация работы кружка

1

-

1

Вводный (опрос на выявление имеющихся  знаний о туризме).

1.2.

Виды туризма, их особенности

1

-

1

Текущий

Составление таблицы «Общее и особенное в различных видах

1.3.

Снаряжение туриста

1

2

3

Текущий

Опрос (усвоение понятия: личное

снаряжение).

Итоговый

 сбор и укладка личного снаряжения для однодневного похода.

1.4.

Устройство карабина и страховочной системы

-

6

6

Текущий

 Быстро и правильно обвязать себя.

1.5.

Основные виды узлов

1

4

5

Итоговый

Соревнования по вязанию узлов

1.6.

Организация туристского  быта

2

16

18

Текущий

Опрос (требования к месту бивака и привала)

Итоговый

Установка бивака  и палатки на маршруте.

1.7.

Питание в туристском походе

1

9

10

Итоговый

приготовление пищи в походных условиях.

1.8.

Туристские должности в группе

1

9

10

Текущий

Опрос (основные обязанности командира, завхоза, штурмана, дежурных).

Итоговый выполнение обязанностей по должностям на маршруте.

1.9.

Техника и тактика в туристском походе

2

8

10

Текущий

Опрос (усвоение понятий: туристский строй, режим движения, темп).

10

54

64

2. Топография и спортивное ориентирование

2.1.

Топографическая карта, основные условные знаки

1

9

10

Текущий

Опрос (усвоение условных топографических знаков: растительность, искусственные объекты, рельеф).

Итоговый 

Распознавание  топографических знаков на местности.

2.2.

Устройство компаса

1

1

2

Текущий

Опрос (устройство компаса)

Итоговый 

Определение основных направлений с помощью компаса на маршруте.

2.3.

Способы ориентирования

1

1

2

Итоговый

Определение сторон горизонта по местным предметам, Солнцу на маршруте.

2.4.

Спортивная карта

1

20

21

Текущий

Опрос (усвоение условных знаков спортивных карт: рельеф, искусствен-

ные сооружения).

Итоговый  ориентировка с помощью спортивной карты на маршруте.

4

31

35

3. Краеведение

3.1.

Родной край, его географическое положение

1

1

2

Текущий

Опрос (выявление знаний о родном крае).

Итоговый

Тест

3.2.

Растительный и животный мир родного края

1

1

2

Вводный

Опрос (Охраняемые растения и животные Ленинградской области).

Итоговый

Тест

2

2

4

4. Первая доврачебная помощь

4.1.

Основы здорового образа жизни. Личная гигиена

1

-

1

Текущий

Опрос (гигиена обуви и одежды)

4.2.

Походная медицинская аптечка

1

1

2

Текущий

Опрос (состав мед. аптечки выходного дня).

4.3.

Основные приемы оказания первой доврачебной помощи

2

2

4

Вводный

Опрос - виды травм: растяжение, кровотечения, ушибы.

4

3

7

5. Физическая подготовка юного туриста

5.1.

Общая физическая подготовка

-

18

18

Уровень физ.развития по возрастам

5.2.

Специальная физическая подготовка

-

16

16

соревнования

-

34

34

ИТОГО за период обучения

20

124

144

Учебно-тематический план программы

«Юные туристы».

2 год обучения

№ п/п

Раздел, тема

Количество часов

теория

практика

  всего

Формы контроля

1. Туристская подготовка

1.1.

Введение. Техника безопасности в туристских путешествиях. Организация работы кружка

1

-

1

Вводный

1.2.

Снаряжение туриста

1

1

2

Текущий

Итоговый

1.3.

Туристский быт

1

17

18

Текущий

Итоговый

1.4.

Питание в туристском походе

1

18

19

Текущий

Итоговый

1.5.

Подготовка к путешествию

1

2

3

итоговый

1.6.

Техника и тактика в туристском походе

1

20

21

Текущий

Итоговый

1.7.

Туристские слеты и соревнования

2

26

28

итоговый

8

84

92

2. Топография и спортивное ориентирование

2.1.

Основы ориентирования

1

8

9

Текущий

Итоговый

2.2.

Автономное существование и выживание

2

-

2

текущий

2.3.

Топография и ориентирование на местности

2

10

12

Текущий

Итоговый

2.4.

Соревнования по ориентированию

-

12

12

итоговый

5

30

35

3. Краеведение

3.1.

Опасные природные явления Ленинградской области.

2

-

2

Текущий

Итоговый

3.2.

Животный и растительный мир, представляющий опасность для человека

2

-

2

Вводный

Итоговый

4

-

4

4. Первая доврачебная помощь

4.1.

Профилактика и помощь при отравлениях и укусах

1

1

2

Текущий

4.2.

Походная медицинская аптечка

1

1

2

Текущий

4.3.

Оказание первой доврачебной помощи, профилактика заболеваний и несчастных случаев в походе

2

10

12

итоговый

4

12

16

5. Общая и специальная физическая подготовка

5.1.

Общая физическая подготовка

-

35

35

итоговый

5.2.

Контрольное тестирование

-

2

2

итоговый

5.3.

Специальная физическая подготовка

-

32

32

итоговый

-

69

69

ИТОГО за период обучения

21

195

216

Сводный учебный план

Название программы

1 год

2 год

Всего часов

1.

Юные туристы

144часа

216 часов

360 часов

Календарный учебный график

Реализации дополнительной общеобразовательной программы

«Юные туристы»

на 2017-2019 уч, год

Дата начала занятий

Дата окончания занятий

Количество

учебных

недель

Количество

 учебных

дней

Количество

учебных

часов

Режим занятий

1год

01.09.17

25.05.18

36

72

144

Каждое занятие 2 академических часа по 45 мин. 2 раза в неделю.

2год

01.09.18

25.05.19

36

108

216

Каждое занятие 2 академических часа по 45 мин. 3 раза в неделю.

Методическое обеспечение образовательной программы

Название  «Юные туристы »

Год обучения  1 год  обучения

№ п/п

Тема программы

Форма  организации деятельности учащихся

Методы и приемы

Материально техническое оснащение

Вид и форма контроля, оценочные материалы

1.Туристская подготовка

1.

Введение. Техника безопасности. Организация работы кружка.

Фронтальная, групповая

Комбинированное занятие

Словесные

(объяснение понятий, беседа, опрос на тему «Что такое туризм? Почему вы хотите им заниматься?»)

Наглядные (демонстрация фотографий, иллюстраций, видеоматериалов)

Инструкция по охране труда

Губаненков С.М. «Обеспечение безопасности туристических походов и соревнований»,

2007 г.

Вводный (опрос на выявление имеющихся  знаний о туризме).

2.

Виды туризма, их особенности.

Фронтальная, групповая

Комбинированное занятие

Словесные

(объяснение понятий, беседа)

Наглядные (демонстрация фотографий, иллюстраций)

Тематическая подборка «Пеший, горный, водный, велосипедный виды туризма».

Схема «Структура туризма» (по видам туризма).

Текущий

Составление таблицы «Общее и особенное в различных видах туризма»

3.

Снаряжение туриста.

Фронтальная, групповая

Комбинированное занятие, практическая работа

Словесные

(объяснение понятий, беседа)

Наглядные (демонстрация фотографий, иллюстраций)

Практические (практические задания, упражнения)

Таблица «Список личного снаряжения».

Рисунки:

типы рюкзаков  спальных мешков, палаток.

Текущий

Опрос (усвоение понятия: личное

снаряжение).

Итоговый

 сбор и укладка личного снаряжения для однодневного похода.

4.

Устройство карабина и страховочной системы

Фронтальная, групповая

Комбинированное занятие, практическая работа

Словесные

(объяснение понятий, беседа)

Наглядные (показ педагогом)

Практические (практические задания, упражнения)

Карабины, веревки, системы

Текущий

 Быстро и правильно обвязать себя.

5.

Основные виды узлов

Индивидуально-фронтальная, групповая

Комбинированное занятие, практическая работа

Словесные

(объяснение понятий, беседа)

Наглядные (показ педагогом)

Практические (практические задания, упражнения)

Веревки

Итоговый

Соревнования по вязанию узлов

6.

Организация туристского быта.

Фронтальная, групповая

        

Комбинированное занятие, практическая работа, игра

Словесные

(объяснение понятий, беседа)

Наглядные (демонстрация фотографий, иллюстраций)

Практические (практические задания, упражнения)

Рисунки «Типы костров»

Игра на сплочение «Установи палатку»

Текущий

Опрос (требования к месту бивака и привала)

Итоговый

Установка бивака  и палатки на маршруте.

7.

Питание в туристском походе.

Фронтальная, групповая

Комбинированное занятие, практическая работа

Словесные

(объяснение понятий, рассказы из личного опыта, беседа, опрос на выявление предпочтений по приготовлению блюд)

Наглядные (демонстрация фотографий, иллюстраций)

Практические (практические задания, упражнения)

Шимановский В.Ф., Ганопольский В.И. Питание в туристском путешествии, 1986.

Тематическая подборка «Рецепты походных блюд».

Таблица

 «Суточный рацион на одного туриста».

Итоговый

приготовление пищи в походных условиях.

8.

Туристские должности в группе.

Групповая

Комбинированное занятие, практическая работа, игра

Словесные

(объяснение понятий, беседа)

Практические (практические задания, упражнения)

Раздаточный материал «Должности временные и постоянные»

Игра с карточками «Распредели должности».

Текущий

Опрос (основные обязанности командира, завхоза, штурмана, дежурных).

Итоговый выполнение обязанностей по должностям на маршруте.

9.

Техника и тактика в туристском походе.

Фронтальная, групповая

        

Комбинированное занятие, практическая работа, игра

Словесные

(объяснение понятий, рассказы из личного опыта, беседа)

Наглядные (демонстрация фотографий, иллюстраций)

Практические (практические задания, упражнения)

Константинов Ю.С. Детско-юношеский туризм,  2006.

Раздаточный материал «Туристская техника».

Игра «Прохождение болота».

Текущий

Опрос (усвоение понятий: туристский строй, режим движения, темп).

2.Топография и спортивное ориентирование.

1.

Топографическая карта, основные условные знаки.

Фронтальная, групповая

        

Комбинированное занятие, практическая работа, игра «Топографический диктант»)

Словесные

(объяснение понятий, беседа)

Наглядные (демонстрация фотографий, иллюстраций)

Практические (практические задания, упражнения)

Алёшин В.М., Серебренников А.В. Туристская топография, 1985.

Таблица «Условные знаки топографических карт».

«Виды масштаба».

Текущий

Опрос (усвоение условных топографических знаков: растительность, искусственные объекты, рельеф).

Итоговый 

Распознавание  топографических знаков на местности.

2.

Устройство компаса.

Фронтальная, групповая

Практическая работа, игра «Флюгер», Эстафета с компасом

Словесные

(объяснение понятий)

Наглядные (демонстрация фотографий, иллюстраций)

Практические (практические задания, упражнения).

Зубович С.Ф. О первых шагах в ориентировании, 1988.

Фотографии «Типы компасов».

Текущий

Опрос (устройство компаса)

Итоговый 

Определение основных направлений с помощью компаса на маршруте.

3.

Способы ориентирования

Фронтальная, групповая

        

Практическая работа, игра «Определи стороны горизонта»

Словесные

(объяснение понятий, работа с книгой)

Наглядные (демонстрация фотографий, иллюстраций)

Практические (практические задания, упражнения)

Огородников Б.И. Туризм и спортивное ориентирование в комплексе ГТО, 1983.

Таблица «Виды ориентирования».

Итоговый

Определение сторон горизонта по местным предметам, Солнцу на маршруте.

4.

Спортивная карта.

Фронтальная, групповая

Практическая работа

Словесные

(объяснение понятий, беседа)

Наглядные (демонстрация фотографий, иллюстраций)

Практические (практические задания, упражнения)

Алёшин В.М., Серебренников А.В. Туристская топография, 1985.

Таблица «Условные знаки спортивных карт».

Текущий

Опрос (усвоение условных знаков спортивных карт: рельеф, искусствен-

ные сооружения).

Итоговый  ориентировка с помощью спортивной карты на маршруте.

3. Краеведение.

1.

Родной край, его географическое положение.

Фронтальная, групповая

Комбинированное занятие, практическая работа

Словесные

(объяснение понятий, работа с книгой)

Наглядные (демонстрация фотографий, иллюстраций)

Практические (практические задания, упражнения)

Юньев И.С. Краеведение и туризм,1974.

Фотографии на тему «Родной край».

Карта Ленинградской области

Текущий

Опрос (выявление знаний о родном крае).

Итоговый

Тест

2.

Растительный и животный мир родного края.

Фронтальная, групповая

        

Комбинированное занятие, практическая работа

Словесные

(объяснение понятий, работа с книгой, беседа)

Наглядные (демонстрация фотографий, иллюстраций)

Практические (практические задания, упражнения)

Фотографии «Животные Ленинградской области», «Птицы Ленинградской области», «Растения Ленинградской области»

Комплект открыток грибов.  

Вводный

Опрос (Охраняемые растения и животные Ленинградской области).

Итоговый

Тест

4.Первая доврачебная помощь

1.

Основы здорового образа жизни. Личная гигиена.

Индивидуально-фронтальная

        

Комбинированное занятие

Словесные

(объяснение понятий, беседа)

Коструб А.А. Медицинский справочник туриста, 1990.

Текущий

Опрос (гигиена обуви и одежды)

2.

Походная медицинская аптечка.

Индивидуально-фронтальная

        

Комбинированное занятие, игра «Собери походную аптечку»

Словесные

(объяснение понятий, работа с книгой)

Наглядные (демонстрация фотографий, иллюстраций)

Практические (практические задания, упражнения)

Таблица «Назначение медикаментов, их упаковка».

Мед. аптечка выходного дня

Текущий

Опрос (состав мед. аптечки выходного дня).

3.

Основные приемы оказания первой доврачебной помощи.

Групповая

Практическая работа, игра «Окажи первую помощь»

Словесные

(объяснение понятий, беседа, опрос)

Наглядные (демонстрация фотографий, иллюстраций)

Практические (практические задания, упражнения)

Рисунки «Наложение повязок».

Вводный

Опрос - виды травм: растяжение, кровотечения, ушибы.

5. Физическая подготовка юного туриста.

1.

Общая физическая подготовка

Групповая

Практическая работа, игра

Практические (практические задания, упражнения)

Упражнения для рук, ног.

Спортивные и подвижные игры.

2.

Специальная физическая подготовка

Групповая

Практическая работа

Практические (практические задания, упражнения)

Тренировочные кросс-походы на местности

Методическое обеспечение образовательной программы

Название   «Юные туристы»

Год обучения 2 год обучения

№ п/п

Тема программы

Форма  организации деятельности учащихся

Методы и приемы

Материально техническое оснащение

Вид и форма контроля, оценочные материалы

Туристская подготовка.

1.

Введение. Техника безопасности в туристских путешествиях. Организация работы кружка

Фронтальная, групповая

Комбинированное занятие

Словесные

(объяснение понятий, беседа, опрос на тему «Как вести себя вблизи водоемов, во время купания, при обращении с огнем?»)

Наглядные (демонстрация фотографий, иллюстраций)

Инструкция по охране труда

Губаненков С.М. «Обеспечение безопасности туристических походов и соревнований»,

2007 г.

Советы по туризму (опасности в горах, лесах…).

Вводный (опрос на выявление имеющихся  знаний о технике безопасности).

2.

Снаряжение туриста.

Фронтальная, групповая

Практическая работа, игра «Упакуй походный рюкзак»

Словесные

(объяснение понятий, беседа)

Наглядные (демонстрация фотографий, иллюстраций)

Практические (практические задания, упражнения)

Таблица

«Список  личного и группового имущества для различных видов туризма».

Несколько рюкзаков,  спальных мешков, ковриков, палаток.

Текущий

Опрос (усвоение понятия: групповое

снаряжение).

Итоговый

 сбор и укладка личного снаряжения для многодневного похода.

3.

Туристский быт.

Фронтальная, групповая

Комбинированное занятие, практическая работа, игра на сплочение «Установи палатку»

Словесные

(объяснение понятий, беседа)

Наглядные (демонстрация фотографий, иллюстраций)

Практические (практические задания, упражнения)

Плакат «Обязанности кострового»

Гранильщиков Ю.В. « Семейный туризм», 1983 г.

Текущий

Опрос (требования к месту бивака и привала)

Итоговый

Установка бивака  и палатки на маршруте.

4.

Питание в туристском походе.

Фронтальная, групповая

Комбинированное занятие, практическая работа

Словесные

(объяснение понятий, рассказы из личного опыта, беседа, опрос на выявление предпочтений по приготовлению блюд)

Наглядные (демонстрация фотографий, иллюстраций)

Практические (практические задания, упражнения)

Шимановский В.Ф., Ганопольский В.И. Питание в туристском путешествии, 1986.

Тематическая подборка «Рецепты походных блюд».

Таблица

 «Калорийность, вес и норма дневного рациона в многодневном походе».

«Советы  туристу» (Как правильно организовать питание в путешествии).

Текущий

Конкурс «Завтрак завхоза».

Итоговый: приготовление пищи на костре.

5.

Подготовка к путешествию.

Фронтальная, групповая

 

Комбинированное занятие

Словесные

(объяснение понятий)

Наглядные (демонстрация фотографий, иллюстраций)

Работа с документацией для проведения похода.

Таблица

«Походные нормативы».

Итоговый

Смотр готовности к походу.

6.

Техника и тактика в туристском походе.

Фронтальная, групповая

        

Комбинированное занятие, практическая работа, игра

Словесные

(объяснение понятий, рассказы из личного опыта, беседа)

Наглядные (демонстрация фотографий, иллюстраций)

Практические (практические задания, упражнения)

Константинов Ю.С. Детско-юношеский туризм,  2006.

Раздаточный материал «Туристская техника».

Наглядный материал «Алгоритм подготовки к походу (основные тактические понятия).

Памятка «Техника движения по дорогам, тропам и без дорог».

Текущий

Опрос усвоение понятий: маршруты линейные и кольцевые.

Итоговый: отработка движения группы по камням и болотам на маршруте.

7.

Туристские слеты и соревнования

Индивидуально-фронтальная

Словесные

(объяснение понятий, беседа)

Практические (практические задания, упражнения)

Положение о соревнованиях и условия проведения

Итоговый: участие в соревнованиях и слетах

2. Топография и спортивное ориентирование.

1.

Основы ориентирования.

Индивидуально-фронтальная        

Практическая работа, игры «Подвижный ориентир»,

«Запомни ориентиры»,

 «Определи стороны горизонта»

Словесные

(объяснение понятий, работа с книгой)

Наглядные (демонстрация фотографий, иллюстраций)

Практические (практические задания, упражнения)

Огородников Б.И. Туризм и спортивное ориентирование в комплексе ГТО, 1983.

Таблица «Виды ориентирования».

Фотографии «Типы компасов».

Компасы

Текущий

Опрос (устройство компаса)

Итоговый

Определение сторон горизонта по местным предметам, Солнцу на маршруте.

Определение основных направлений с помощью компаса на маршруте.

2.

Автономное существование и выживание

Фронтальная, групповая

Комбинированное занятие

Словесные

(объяснение понятий, беседа)

Наглядные (демонстрация фотографий, иллюстраций, видеофрагментов)

Практические (практические задания, упражнения)

Волович В.Г. «Как выжить в экстремальной ситуации». М. 1990.

Штюрмер Ю.А. Опасности в туризме, действительные и мнимые. - Москва: ФиС, 1972.

Фильмы «Выжить любой ценой», «Искусство выживания Рея Мирса»

Текущий

Опрос (усвоение основных понятий, алгоритм действий)

3.

Топография и ориентирование на местности

Фронтальная, групповая

Практическая работа, игра «Топографический диктант»

Словесные

(объяснение понятий, работа с книгой)

Наглядные (демонстрация фотографий, иллюстраций)

Практические (практические задания, упражнения)

Алёшин В.М., Серебренников А.В. Туристская топография, 1985.

Таблица «Условные знаки спортивных карт».

Карты

Текущий

Опрос (усвоение условных топографических знаков: растительность, искусственные объекты, рельеф).

Итоговый: Распознавание  топографических знаков на местности.

Отработка действий при потере ориентировки на маршруте.

4.

Соревнования по ориентированию

Индивидуально-фронтовая

        

Практическая работа

Словесные

(объяснение понятий, беседа)

Практические (практические задания, упражнения)

Положение о соревнованиях и условия проведения

Карты, схемы

Итоговый 

Участие в соревнованиях по спортивному ориентированию в закрытых помещениях и наместности

3.Краеведение.

1.

Опасные природные явления Ленинградской области

Фронтальная, групповая

        

Комбинированное занятие, практическая работа

Словесные

(объяснение понятий, беседа, опрос на тему «Какие опасные природные явления существуют?»)

Наглядные (демонстрация фотографий, иллюстраций, видеофрагментов)

Практические (практические задания, упражнения)

Юньев И.С. Краеведение и туризм,1974.

Фотографии на тему «Родной край».

Карта Ленинградской области

Текущий

Опрос (выявление знаний о родном крае).

Итоговый

Тест

2.

Животный и растительный мир, представляющий опасность для человека

Фронтальная, групповая

Комбинированное занятие, практическая работа

Словесные

(объяснение понятий, работа с книгой, беседа)

Наглядные (демонстрация фотографий, иллюстраций)

Практические (практические задания, упражнения)

Фотографии «Опасные животные Ленинградской области», «Ядовитые растения и грибы Ленинградской области»

Комплект открыток грибов.  

Вводный

Опрос (Ядовитые растения и грибы).

Итоговый

Тест

4. Первая доврачебная помощь

1.

Профилактика и помощь при отравлениях и укусах

Индивидуально-фронтальная

        

Комбинированное занятие

Словесные

(объяснение понятий, беседа)

Коструб А.А. Медицинский справочник туриста, 1990.

Текущий

Опрос (гигиена обуви и одежды)

2.

Походная медицинская аптечка.

Индивидуально-фронтальная

        

Комбинированное занятие

Словесные

(объяснение понятий, работа с книгой)

Наглядные (демонстрация фотографий, иллюстраций)

Практические (практические задания, упражнения)

Таблица «Назначение медикаментов, их упаковка».

Мед. аптечка многодневного похода

Текущий

Опрос (состав мед. аптечки многодневного похода).

3.

Оказание первой доврачебной помощи, профилактика заболеваний и несчастных случаев в походе

Групповая

        

практическая работа, игра «Окажи первую помощь»

Словесные

(объяснение понятий, беседа, опрос)

Наглядные (демонстрация фотографий, иллюстраций)

Практические (практические задания, упражнения)

Раздаточный материал «Возможные заболевания и несчастные случаи в походе

Рисунки «Наложение повязок»

Итоговый

Тест

5.Физическая подготовка юного туриста.

1.

Общая физическая подготовка

Фронтальная

Практическая работа, игра

Практические (практические задания, упражнения)

Упражнения для рук, ног.

Спортивные и подвижные игры.

2.

Контрольное тестирование

Индивидуально-фронтальная

Практические (практические задания, упражнения)

Проведение контрольных тестов для определения уровня физической подготовки учащихся

3.

Специальная физическая подготовка

Фронтальная

Практическая работа

Практические (практические задания, упражнения)

Тренировочные кросс-походы на местности

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Для педагогов:

Алешин В.М., Серебрянников А.В., Туристская топография. – М., 1985.

Аппенянский А.И., Физическая тренировка в туризме. – М.,1989.

Афанасьев С.П., Коморин С.В., Тимонин А.И.  Что делать с детьми в загородном лагере.  Кострома:  Вариант, 2002.  

Бубнов В.Г.  Основы медицинских знаний.- М., 1999.

Буянов В. М. Первая медицинская помощь.  М.: Медицина, 1987.

Веретенников Е.И., Дрогов И.А. Общественный туристский актив. Подготовка, обучение, воспитание.  М.: Профиздат, 1990.

Виноградов Ю. Н., Митрухова Т.В. Воскресные путешествия пешком.  Л.: Лениздат, 1988.

Волович В.Г. «Как выжить в экстремальной ситуации». М. 1990.

Зорин И.В., Штюрмер Ю. А. Туризм и охрана окружающей среды. Учебное пособие.  М.: Турист, 1986.

Кодыш Э.Н., Константинов Ю.С., Кузнецов Ю.А. Туристские слеты и соревнования. - Москва: Профиздат, 1984.

Константинов Ю.С. Детско-юношеский туризм. М.: ФЦДЮТиК, 2006.

Крестовников А.А., Евстратов В.Д., Белоликов К.Ю, Пашко М.В., Потапченко И.П. Лыжная подготовка. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2002 .

Куликов В.М., Ротштейн Л.М. Школа туристских вожаков. М.: ВЛАДОС, 1999.  

Куприянов Б.В., Рожков М.И., Фришман И.И. Организация и методика проведения игр с подростками. М.: ВЛАДОС, 2001.  

Маслов А.Г., Константинов Ю.С., Дрогов И.А. Полевые туристские лагеря.  М.: ВЛАДОС, 2000.  

Остапенец А.А. На маршруте туристы-следопыты.  М.: Просвещение, 1987.

Погосова Н.М. Цветовой игротренинг.  СПб.: Речь, 2002.  

Попчиковский В.Ю. Организация и проведение туристских походов.  М.: Профиздат, 1987.  

Поспелов Е.М. Туристу о географических названиях.  М.: Профиздат, 1988.

Программа Дрогова И.А. «Юные туристы-спасатели». М.: ЦДЮТиК, 2004.

Программа  Константинова Ю.С. «Юные судьи туристских соревнований». М.: ЦДЮТур, 1999.

Программа Махова  И.И. «Юные туристы-многоборцы». М.: ФЦДЮТиК, 2007.

Программа Самариной И.А. «Юные туристы-экологи». М.: ЦДЮТиК, 2004.

Программа  Смирнова Д.В. «Юные Туристы-краеведы». М.: ФЦДЮТиК, 2006.

Психологические тесты / Под ред. А.А. Карелина.  М.:  ВЛАДОС, 2002.  

Садикова Н.Б. Школа выживания – Минск, 2005.

Скрягин Л.Н. Морские узлы.  М.: Транспорт, 1994.

Туристская игротека / Под  ред. Ю.С. Константинова.  М.: ВЛАДОС, 2000.

Туристские маршруты / Сост.  В.С. Качанов.  М.: Профиздат, 1990.  

Уваров В.А., Козлов А.А. В поход пешком.   М.: Советский спорт, 1988.

Уховский Ф.С. Уроки ориентирования. – М., 1996.

Циперсон Э.Е. В помощь руководителям команд и участникам соревнований. СПб, 2005.

Шальков Ю.Л. Здоровье туриста.  М.: Физкультура и спорт, 1987.

Шимановский В.Ф., Ганопольский В.И. Питание в туристском путешествии.  М.: Профиздат, 1986.  

Штюрмер Ю.А. Опасности в туризме, действительные и мнимые. - Москва: ФиС, 1972.

Для учащихся:

1. Бардин К.В., Азбука  туризма. – М., 1981.

2. Балабанов И.В. Узлы.   М., 1998.  

3. Зубович С.Ф. О первых шагах в ориентировании.  Мн.: Полымя, 1988.

3. Коструб А.А., Медицинский справочник туриста.  -М, 1997.

4. Фесенко Б.А. Книга молодого ориентировщика. – Москва: 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

адаптированная программа "пешеходный туризм с элементами спортивного туризма"

в программе размещены все необходимые сведения для работы...

Спортивное ориентирование для спортивного туризма. Информационные технологии в обеспечении тренировочного процесса в спортивном ориентировании и туризме

Курсы повышения квалификации"Повышение профессиональной компетентности педагогов УДОД, ОДОД туристско-краеведческой направленности"(«Спортивное ориентирование для спортивного туризма. Информационные т...

Открытие республиканского проекта «Развитие детского туризма» - «Я выбираю туризм»

Открытие республиканского  проекта «Развитие детского туризма в Ч.Р. на 2012-2014 гг.» - «Я выбираю туризм»...

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Право в туризме» специальность 43.02.10 Туризм

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Право в туризме» специальность 43.02.10  Туризм...

Календарно-тематический план по общеобразовательной дисциплине "Право в туризме" по специальности 43.02.10 Туризм

Календарно-тематический план по общеобразовательной дисциплине "Право в туризме" по специальности 43.02.10 Туризм...