Курсовая работа "Организация волонтерского движения по профилактике вредных привычек путем вовлечения в спортивно-оздоровительную деятельность"
учебно-методическое пособие по физкультуре по теме

В данной работе в практической части идет рассказ о проводимой спортивной работе в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kursovaya_original.docx71.79 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Тверской государственный университет»

Институт непрерывного образования

Курсовая работа по теме:

Организация  волонтерского движения  по профилактике  вредных привычек  путем вовлечения в спортивно-оздоровительную деятельность.

 Выполнила учитель МБОУ «СОШ №10»

Г. Бологое, Тверской области

Шебуняева Елена Геннадьевна

                            Научный руководитель: к.п.н.,доцент

М.Л.Звездина

         

                       

Тверь 2013

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ВОЛОНТЕРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ.

1.1. Социальные проблемы подростков. Технологии социальной работы по их профилактике.

1.2.  Волонтерство: понятие, сущность, основные характеристики

1.3  Причины возникновения  и распространения   вредных привычек   у  подростков.

1.4 Роль спортивно-оздоровительной работы на организм  подростка

Выводы к 1 главе

ГЛАВА 2.   ОПЫТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЛОНТЕРСКОЙ  ОРГАНИЗАЦИИ «РОВЕСНИК» МБОУ «СОШ №10 г.БОЛОГОЕ, ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ  ПО ПРОФИЛАКТИКЕ АССОЦИАЛЬНЫХ  ФОРМ ПОВЕДЕНИЯ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК.

2.1 Опыт работы МБОУ «СОШ №10» по предупреждению правонарушений и преступлений среди подростков.

2.2. Выводы и рекомендации по оптимизации деятельности волонтерского движения в профилактике вредных привычек.

Заключение

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

В последние годы резко обострилась криминогенная ситуация в стране, преступность среди несовершеннолетних растет, наркомания становится опухолью на теле общества, увеличивается число детей и подростков с асоциальным  поведением, повышенной агрессивностью, безвольным характером. Профилактика асоциального поведения молодых людей, социальный контроль над потенциальной преступностью и иными проявлениями девиантности становится одной из важнейших проблем современного общества, и соответственно – теории и практики социальной педагогики и социальной работы. Мировой опыт свидетельствует, что для решения задач в области профилактики социального дезадаптации необходимо привлечение не только профессионалов, но и добровольцев, методы работы которых в окружающем социуме нередко оказываются более эффективными. Как подчеркивается в концепции модернизации Российского образования на период до 2020 года, важнейшим фактором устойчивого развития страны и общества, роста благосостояния ее граждан и совершенствования общественных отношений является эффективная государственная молодежная политика, одна из основных целей которой – вовлечение молодежи в социальную практику путем развития добровольческой (волонтерской) деятельности молодежи. 

В отечественной науке все больше появляется исследований, в которых явление социальной активности личности рассматривается в контексте социализации, гражданского воспитания. Их   авторы признают, что, несмотря на богатый арсенал средств и методов воспитания социально активной личности, используемых учреждениями образования, особая роль в данном процессе принадлежит детским и молодежным общественным объединениям.
В нашей школе уже 3 года успешно работает  детская общественная организация «Ровесник».
Предназначение организации: «Нам не безразлично состояние общества, частью которого мы являемся. Объединенные принципами гуманизма и доброй воли, мы работаем в области образования, культуры, права и охраны здоровья   для улучшения качества жизни людей».
Одной из  задач ДОО «Ровесник» это организация волонтерского движения. Эта работа  видна в проводимых акциях и социально значимых мероприятиях. Очень много достижений и побед,  по итогам соревнований и конкурсов,   наши ребята добились в спортивно-оздоровительной работе. Ученики нашей школы по итогам 2012 года стали призерами областной акции «Доброволец года»,  победителями областной акции «Спорт как альтернатива вредным привычкам  2012-13 уч. год»

В связи с этим я считаю актуальным более подробно рассмотреть роль волонтерского движения  в профилактике асоциальных форм поведения вредных привычек путем вовлечения учащихся в спортивно-оздоровительную деятельность.

Цель исследования – проанализировать позитивный  опыт социальной деятельности добровольцев и определить условия его эффективного применения в практике социальной работы с молодежью по профилактике вредных привычек путем вовлечения в спортивно-оздоровительную  работу.  


Объект исследования – деятельность добровольцев;  волонтерское движение молодежи.

Предмет исследования – содержание и технологии социальной деятельности добровольцев; социальные условия развития социальной активности молодежи в волонтерском движении.

Задачи исследования:

1. Раскрыть социальную сущность добровольческой деятельности, выявить ведущие тенденции развития социальной деятельности добровольцев в России.

2. Обобщить теоретический отечественный опыт социально-профилактической работы добровольцев.

3. Обосновать специфику добровольческого движения в России.

4. Проанализировать содержание и технологии волонтерской работы в профилактике вредных привычек путем вовлечения в спортивно-оздоровительную деятельность.

Практическая значимость курсовой работы  заключается в том, что:
-
выявлены условия практической реализации идей в деятельности добровольцев как дополнительного социального ресурса;
-
 представленные технологии социальной работы добровольцев могут быть использованы в практической социальной работе.

Источники  работы:
В ходе проведенной курсовой работы  были проанализированы официальные документы (законодательные акты, постановления, отчеты), словари и энциклопедии по социальной работе, учебные издания «Теория социальной работы», «Технология социальной работы», «Социальная педагогика», «Педагогика», и др., а также профессиональные периодические издания: «Социальная работа», «Социальное обеспечение», «Социологические исследования», «Работник социальной службы» и др. Проанализированы Интернет-ресурсы, где систематически обобщается опыт деятельности добровольцев в зарубежных странах и в России.

Структура работы : состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы

ГЛАВА 1. ВОЛОНТЕРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ.

В основе волонтерского движения лежит старый как мир принцип: «хочешь почувствовать себя человеком — помоги другому».
Волонтёрская деятельность — это вид безвозмездной деятельности, направленный на пользу людей (как отдельных личностей, так и групп) или на защиту окружающей среды.

Волонтерство  в  России, стартует практически с нуля, и одновременно достаточно активно развивается как на региональном, так и Федеральном уровнях.

 
1.1. Социальные проблемы подростков. Технологии социальной работы по их профилактике.

В настоящее время общество и государство еще не до конца преодолело потребительское отношение к молодежи (подросткам), что в свою очередь сформировало иждивенческую позицию молодого поколения. Сегодня только формируется субъектность подростков, основанная на принципе «что я сделал для своей страны, а не что страна сделала для меня». Этот принцип требует соответствующих подходов со стороны государства и общества, создания новой системы социальной работы с подрастающим поколением.
Молодежь в целом успешно адаптируется к современным социально-экономическим и политическим условиям. Вместе с тем, еще достаточно велика доля социально неустроенных и неблагополучных молодых людей, наблюдается рост числа молодежных «групп риска» и их численности, все более заметны проявления молодежного экстремизма и радикализма.
Современные явления – рост экстремизма и агрессии в молодежной среде, формирование асоциальных субкультур и контркультур – свидетельствуют о недостаточной действенности существующих институтов социализации, демонстрируют их системный кризис. Разрушение традиционных социальных связей и государственной системы воспитания значительно снизило роль ранее доминировавших институтов социализации –  семьи, школы, вуза, предприятия. В значительной мере утрачено влияние и таких традиционных институтов социализации как армия и профсоюзы. Явно недостаточную роль играют общественные объединения молодежи. Лидирующее положение в формировании сознания и мировоззрения, жизненных ценностей, образцов для подражания заняли средства массовой информации, часто эксплуатирующие низменные инстинкты молодых людей в угоду собственным коммерческим интересам. Доминирующие продукты массовой потребительской культуры во многом способствуют росту агрессии и нравственной распущенности в подростковой  среде, усиливая в ней негативные тенденции.
Задача состоит в том, чтобы, совершенствуя и развивая институты социализации, добиться их сбалансированного и продуктивного влияния на процессы социализации  молодежи.
В настоящее время программа воспитания и социализации обучающихся,  согласно новому закону образования (ФГОС),  на всех ступенях   образования должна быть построена на основе базовых национальных ценностей российского общества, таких, как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, традиционные религии России, искусство, природа, человечество, и направлена на развитие и воспитание компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа России.

Социальная работа с подростками  должна быть ориентирована на молодых граждан России в период их активной социализации, адаптации к различным формам социальных отношений.

Целями социальной работы с подростками (молодежью) в России являются:
1.  Развитие и реализация  потенциала молодежи в интересах стабильного демократического развития страны, обеспечения ее суверенитета, конкурентоспособности и безопасности,
2.
 Эффективное включение молодежи в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества.

Задачами социальной работы с молодежью в России являются:        а)создание доступной и востребованной молодежью системы услуг, предложений, проектов, содействующих процессу социального становления молодежи, обеспечивающих получение молодыми людьми общественной практики и навыков самостоятельной жизнедеятельности;
б)           создание условий для самостоятельного решения молодыми людьми своих проблем, в том числе через повышение субъектности молодежных общественных объединений, развитие студенческого самоуправления;
в)           совершенствование нормативной правовой базы молодежной работы, системы кадрового, научно-методического и информационного обеспечения, способствующих достижению поставленных целей;
г)             содействие получению качественного образования, профориентации и занятости молодежи, решению жилищных проблем;
д)           обеспечение социального и физического здоровья молодого поколения, формирование и продвижение позитивных образцов для подражания, моды на здоровый образ жизни.


Принципы социальной работы с  подростками в России:
1. Единство и целостность подходов и механизмов молодежной работы во всех субъектах Российской Федерации, которая обеспечивается определением федеральных стандартов в этой сфере.
2. Взаимная ответственность. Государство ответственно перед новыми поколениями россиян за социально-экономическое, экологическое, культурное состояние страны, а новые поколения ответственны за сохранение и приумножение ее потенциала, обеспечение преемственности и поступательности развития.

3. Разнообразие форм, методов, технологий работы для оптимального удовлетворения потребностей различных групп молодежи, гармоничность отношений молодежи, общества и государства.
4. Социальная работа с молодежью представляет собой целостную систему мер правового, организационно-управленческого, финансово-экономического, научного, информационного, кадрового характера.
5. Социальная работа с молодежью строится на основе принципа равных базовых возможностей для молодежи на всей территории Российской Федерации.


        Общество и государство рассматривает молодежь как базовый стратегический ресурс, как реальный субъект социально-экономической политики. Это означает повышение внимания к проблемам молодежи, принципиальное изменение отношения к ним на всех уровнях власти, а также выстраивание общественно-государственной системы молодежной работы.

Основные принципы, направления и стандарты социальной работы с молодежью, политики государства в отношении молодежи  должны быть сформулированы и определены на федеральном уровне в виде основных стратегических направлений и приоритетов, что должно получить отражение в нормативно-правовой базе, в решениях и документах органов федеральной исполнительной власти.
Социальная работа с молодежью должна строиться не на опеке и патернализме, а на стимулировании активности самих молодых людей, создании условий для самостоятельного решения стоящих перед ними проблем. Социальная работа с молодежью не ориентирована на создание льгот для молодежи. Это – адресная и системная инвестиционная политика, предусматривающая вложение средств в молодежь через организацию и стимулирование работы, инициируемой, организуемой и проводимой, прежде всего самой молодежью. Финансирование молодежной работы должно осуществляться из бюджетов всех уровней и из внебюджетных источников, строиться на принципах инвестирования, через создание эффективных механизмов, обеспечивающих результативность этой работы.
Принятые направления и программы социальной работы с молодежью для обеспечения ее результативности должны носить системный, долгосрочный и стабильный характер.
Для координации и выработки основных направлений молодежной работы необходимо совершенствовать структуру управления молодежной работой от федерального до муниципального уровня. 
Социальная работа с молодежью должна осуществляться в субъектах Российской Федерации вариативно, с учетом специфики регионов и местных условий, но при безусловном соблюдении базовых федеральных стандартов. Молодым людям во всех субъектах Российской Федерации должно быть гарантировано участие в общественном и государственном строительстве, защита их прав и законных интересов.
На региональном уровне должна быть сформирована и постоянно совершенствоваться нормативно-правовая база, обеспечивающая эффективную реализацию федеральных стандартов социальной работы с молодежью с учетом специфики конкретной республики, края, области, должны действовать органы исполнительной власти, способные решать поставленные задачи в сфере молодежной работы в данном регионе, осуществляющие системное взаимодействие с общественными объединениями.
На уровне субъектов Российской Федерации институты гражданского общества, участвующие в социальной работе с молодежью, осуществляют координацию своей деятельности и взаимодействие с органами государственной власти прежде всего через создаваемые ассоциации («круглые столы»).
Уровень местного самоуправления должен рассматриваться всеми субъектами социальной работы с молодежью в качестве основного для ее осуществления. Именно на этом уровне происходит непосредственное взаимодействие ее основных субъектов и самой молодежи. Именно на этом уровне сконцентрированы и наиболее остро проявляются все проблемы молодежной сферы.
На муниципальном уровне должна быть создана современная инфраструктура социальной работы с молодежью, система координации и взаимодействия общественных объединений, а также организаций и служб, участвующих в формировании и осуществлении социальной работы с молодежью.

1.2.  Волонтерство: понятие, сущность, основные характеристики

В толковом словаре Ушакова мы находим следующее определение: волонтер (от французского volontaire) – это доброволец, вольнослужащий; причисленный на своем иждивении и по своей воле, в военное время, к войску, но не вступивший в службу. Конечно, на современном этапе это определение потеряло свое прямое значение. Сегодня волонтерами называют тех, кто добровольно вносит свой вклад в развитие широкого круга деятельности на благо общественности и без всякого денежного вознаграждения, т.е. безвозмездно.

По мнению Л.Е. Сикорской, волонтерство это не что иное, как «способ сохранения и укрепления человеческих ценностей, таких как доброта, безвозмездная помощь любому человеку независимо от его положения в обществе, культурных и этнических особенностей, религии, возраста, пола. Добровольчество – это созидательная социальная сила, способствующая построению более гуманного и справедливого общества посредством всеобщего сотрудничества». 

Историю волонтерского движения довольно трудно проследить, поскольку ранее точно никто не фиксировал действия такого рода. Но сама история человечества указывает на то, что ни одному обществу были не чужды идеи добровольной и бескорыстной помощи.                                            Волонтерство – понятие столь же древнее, как и понятие «социум». В обществе всегда находились люди, для которых способом самореализации, самосовершенствования, связи и общения с другими людьми был труд на благо других, на благо того сообщества, в котором этому человеку довелось родиться и жить. 
Волонтерское движение появилось и получило развитие в 20-е годы XX века в Европе. В этот период большое число молодых людей вызвалось восстанавливать Европу, разрушенную во время Первой Мировой войны. Молодые люди – французы и немцы, встретились и пришли к замечательной мысли, ставшей впоследствии лозунгом волонтерского движения: «Лучше работать вместе, чем воевать друг против друга». В 1920 году, во Франции, под Страсбургом, был осуществлен первый волонтерский проект с участием немецкой и французской молодежи, в рамках которого волонтеры восстанавливали разрушенные фермы. Денег за свою работу волонтеры не получали, но исправно обеспечивались заинтересованной стороной проживанием, питанием и медицинским страхованием – этот принцип организации волонтерского труда сохранился и по сей день. 
Идея разнеслась по всей планете. В 60-х годах возникли десятки волонтерских программ с миротворческой миссией подружить Восточную и Западную Европы. С 80-х годов XX века широкое распространение получили экологические проекты. А в последующие годы волонтерское движение получило еще большее распространение, как среди молодежи, так и среди людей старшего поколения. С тех пор волонтерство успело набрать размах и популярность всемирного масштаба.
В основе волонтерской деятельности лежит принцип безвозмездности и солидарности, таким образом, его мотивы кроются не в материальном вознаграждении, а в удовлетворении социальных и духовных потребностей. Поэтому волонтеры участвуют в научно-исследовательских, социальных, благотворительных программах, которые сами по себе прибыли не приносят. 
В России одно из самых ранних официальных упоминаний волонтерской деятельности относится к 1894 году. В этом году были учреждены городские попечительства о бедных, в которых подавались добровольные пожертвования и где трудились волонтеры.
Считается, что волонтерское движение в России стало зарождаться в конце 80-х годов. Однако стоит согласиться и с тем, что оно существовало и ранее, например, в виде службы сестер милосердия, тимуровского и пионерского движений, разнообразных обществ охраны природы и памятников. Приведем пример: в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. тимуровские команды и отряды действовали в школах, детских домах, при дворцах и домах пионеров и других внешкольных учреждениях, по месту жительства; только в РСФСР насчитывалось свыше 2 млн. тимуровцев. Они шефствовали над госпиталями, семьями солдат и офицеров Советской Армии, детскими домами и садами, помогали собирать урожай, работали в фонд обороны. В послевоенный период они оказывали помощь инвалидам и ветеранам войны и труда, престарелым, ухаживали за могилами погибших воинов.
В советские времена добровольцы ехали на целину и БАМ, работали на субботниках, уборках урожая. Свое современное развитие волонтерское движение получило в связи с растущим числом социальных проблем, в решении которых при современной экономической ситуации волонтеры незаменимы.                                                                                                                В отличие от существовавших когда-то пионерской и комсомольской организаций, в Российской Федерации волонтеры не объединены и не имеют единой государственной или негосударственной поддержки . Говорить о волонтерском движении как о явлении можно, только учитывая, что все волонтеры руководствуются в своей деятельности одним общим принципом – помогать людям.
Волонтеры – это люди, которые готовы пожертвовать свое личное время, силы на служение обществу или конкретному человеку. Синонимом слова «волонтер» является слово «доброволец». Иногда волонтеров называют общественными помощниками, внештатными добровольными сотрудниками, ассистентами, лидерами, посредниками. Общее, что их объединяет, – добровольность (деньги не являются основным мотивом работы).
В декларации Международной ассоциации волонтеров, принятой на 11-м Конгрессе Международной ассоциации волонтеров в Париже 14 сентября 1995 года, приведено следующее определение волонтерства (добровольчества). Добровольчество – это:
– добровольный выбор, отражающий личные взгляды и позиции;
– активное участие гражданина в жизни человеческого сообщества;
– способствует улучшению качества жизни, личному совершенствованию и углублению солидарности;
– выражается, как правило, в совместной деятельности в рамках разного рода социально значимых проектов;
– способствует реализации основных человеческих потребностей на пути строительства более справедливого и мирного общества; 
– способствует более сбалансированному экономическому и социальному развитию, созданию новых рабочих мест и новых профессий.

Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (№135-ФЗ от 11.08.1995 г.) таким образом трактует понятие «добровольцы»: это «граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя, в том числе в интересах благотворительной организации».
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р, основная цель государственной молодёжной политики формулируется как создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодёжи, развитие потенциала молодёжи и его использование в интересах инновационного развития страны.
Одним из приоритетных направлений, отмеченных в Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации 18 декабря 2006 года № 1760-р, является проект «Доброволец России», который адресован молодёжи в возрасте от 14 до 25 лет. Этот проект направлен на системное вовлечение молодежи в различные социальные проекты, в том числе в сферах массового молодежного спорта, туризма и досуга молодежи и развитие навыков самостоятельной жизнедеятельности через организацию добровольческой (волонтёрской) деятельности. Основной целью проекта «Доброволец России» является формирование механизмов вовлечения молодых людей в многообразную общественную деятельность, направленную на улучшение качества жизни россиян.
Активное участие молодежи в волонтёрском движении поможет решить важную задачу повышения конкурентоспособности и профессиональной компетентности молодых людей за счет получения первичного опыта участия в профессиональной деятельности, увеличения возможностей профессионального ориентирования и формирования базовых личностных и социальных компетенций, необходимых для профессиональной деятельности в условиях развития инновационной экономики.
Организация системной добровольческой (волонтёрской) деятельности молодежи поможет решить проблему дефицита кадров в сфере реализации социальной политики, усилить кадровый потенциал. В то же время волонтёрское движение усиливает экономическую эффективность социальной политики, повышает качество жизни молодежи, способствует развитию инициативы и ответственности, повышению уровня толерантности. 
Анализируя опыт различных добровольческих организаций, мы попытались сформулировать принципы, лежащие в основе их деятельности. Основополагающим принципом, безусловно, является добровольность, добровольный выбор, отражающий личную позицию человека. Каждый человек вправе участвовать в добровольческой деятельности по собственному свободному волеизъявлению. Человек также вправе отказаться от участия в добровольческой деятельности в соответствии с добровольно и осознанно принятыми им обязательствами. 

Решение о принятии участия в добровольческой деятельности не может быть сделано под прямым или косвенным нажимом. Например, неучастие в добровольческой деятельности не должно негативно отразиться на оценке выполнения человеком своих основных обязанностей: трудового договора, воинского долга или гражданской ответственности. 

Принцип добровольности не отрицает наличие определенных обязательств. Во время осуществления добровольческой деятельности необходимо учесть все обязательства, которые человек должен принять на себя для эффективного осуществления деятельности. Эти обязательства должны быть оговорены специальным договором или добровольческим контрактом и, при необходимости, могут иметь юридическую силу. К таким обязательствам относятся:

 материальные, в случае необходимости пользоваться и распоряжаться материальными ресурсами;                                                          -профессиональные, в случае необходимости строгого выполнения профессиональных требований;
-
  этические, при необходимости особо соблюдать этические нормы и требования при осуществлении добровольческой деятельности. 

Наряду с ним можно еще привести такие принципы, как: 

 безвозмездность (бескорыстность) – цели добровольческой деятельности – помощь другим людям и собственное личностное, нравственное совершенствование через оказание такой помощи. Выполнение добровольческой деятельности не должно быть условием материального благосостояния человека. В отличие от основной трудовой занятости, добровольческая работа не должна играть роль источника доходов, необходимых для удовлетворения естественных человеческих потребностей: еда, жилье, одежда и прочее. По отношению к основной трудовой занятости добровольческая работа должна выполнять дополняющий характер.

 социальная значимость - добровольческая деятельность должна носить характер, отвечающий целям и потребностям местного сообщества, национальным интересам и принципам развития мирового сообщества. Общественная значимость добровольческой деятельности определяется ее актуальностью, своевременностью и эффективным результатом. 

 уважение индивидуальности и внутреннего мира каждого человека и принятие его как неповторимой личности; 

 объединение людей, выполняющих миссию добра и служения другим;

– предоставление равных возможностей для духовного, физического и интеллектуального развития всем людям, независимо от их пола, физического состояния, вероисповедания и финансового положения;

 воспитание в молодых людях лидерских качеств и нравственных ценностей. Добровольческая деятельность является не только ресурсом общественного развития, но и возможностью, которую общество предоставляет гражданам для их полноценного личностного роста. Возможность участия в добровольческой деятельности – это услуга, которую способно предоставить демократическое  общество своим гражданам. 

 повышение гражданской активности путем привлечения молодежи к решению социальных проблем общества, а также предоставления ей возможности брать на себя ответственность на всех уровнях работы волонтерской организации;

 добросовестность, доведение до конца взятых на себя обязательств;

 законность, деятельность волонтера не должна противоречить законодательству РФ. Какими бы благими побуждениями не руководствовались участники добровольческой деятельности, их противоправные действия не могут быть оправданы Строгое следование требованиям закона, правилам и нормам, принятым в жизни местного сообщества, – необходимое условие осуществления всякой добровольческой деятельности. 

Анализируя опыт организации добровольческой деятельности,          Л.Е. Сикорская выделяет ведущие социально значимые ее мотивы.
Первая группа мотивов – это самореализация личностного потенциала. Наиболее важная роль для молодых людей, занимающихся волонтерской деятельностью, по их собственному мнению, отводится возможности реализации личностного потенциала, проявлению своих способностей и возможностей в социально значимой общественной деятельности. Большое значение в поддержании данной мотивации придается осознанию человеком собственного внутреннего потенциала, определению личной миссии, выбору жизненного пути.

Следующая важная группа – это общественное признание, чувство социальной значимости. Для каждого человека важно получить позитивное подкрепление в реализации своей деятельности со стороны значимых окружающих, утвердиться в собственных глазах, ощутить сопричастность к общественно полезному делу. В основе данной мотивации заложена потребность человека в высокой самооценке и в оценке со стороны окружающих. Такая оценка играет важную роль для человека при выборе целей и задач собственной деятельности, направления личностного роста.
Еще одну группу мотивов автор определяет как самовыражение и самоопределение. Добровольческая работа дает возможность проявить себя, заявить о своей жизненной позиции, найти свое место в системе общественных отношений, позволяет человеку выразить свое внутреннее «Я» и утвердиться в жизненных ценностях. «Потребность человека в сознании собственной индивидуальности, уникальности своего внутреннего мира и желание выполнять в обществе роль согласно своей индивидуальности – основа мотивации самовыражения и самоопределения» – считает Л.Е. Сикорская. Одним из аспектов самовыражения является альтруизм. Альтруизм широко распространен в добровольческой деятельности. Особенно он характерен для людей старшего возраста, которые обладают богатым жизненным опытом. Но по оценкам ученых, процесс развивающейся урбанизации, замещает этот мотив другими мотивами, направленными на достижение в первую очередь личного благополучия. 
Альтруизм же предусматривает, прежде всего, бескорыстную заботу о благополучии окружающи. 

Профессиональное ориентирование. Добровольческая работа позволяет молодому человеку получить реальное представление о предполагаемой будущей профессии или выбрать направление профессиональной подготовки, а также лучше сориентироваться в различных видах профессиональной деятельности. Добровольческая работа помогает приобрести полезные навыки, необходимые и в повседневной жизни, и для дальнейшей профессиональной деятельности. Так же очень сильны мотивы, связанные с получением новых навыков, рекомендаций для приема на оплачиваемую работу. Часто эти мотивы появляется в связи с тем, что работодатели предпочитают принимать на работу людей уже имеющих какой-то трудовой опыт. 

Приобретение полезных социальных и практических навыков. Добровольческая работа позволяет приобрести полезные практические навыки, напрямую не относящиеся к профессиональному выбору человека, но важные для жизни. К ним можно отнести приобретение опыта межличностного взаимодействия, навыков работы с компьютером, с различными видами техники, строительных навыков.

Активное участие в добровольческая деятельности будет способствовать развитию таких социальных навыков, как:
-
развитие коммуникативных способностей;
-
 опыт ответственного взаимодействия;
- лидерские навыки;
-самоорганизация;
-
исполнительская дисциплина;
-
защита и отстаивание прав и интересов;
-
 инициативность и другие.

Возможность общения, дружеского взаимодействия с единомышленниками. Добровольческая работа позволяет приобрести единомышленников, найти значимый для себя круг общения и получить поддержку в дружеском взаимодействии. Среди молодежи особенно распространена потребность расширения круга общения, и поэтому, попадая в какое-либо сообщество, юноша или девушка для удержания в группе, начинают преследовать те мотивы, которые характерны для данного сообщества. Очень важно при появлении добровольца в организации закрепить, актуализировать мотивы, приведшие его в волонтерскую деятельность, чтобы человек стремился в коллектив, захотел стать его членом.

Приобретение опыта ответственного лидерства и социального взаимодействия. Добровольческая, общественная работа дает молодому человеку возможность проявить себя в различных моделях социального взаимодействия, приобрести навыки, необходимые в дальнейшей жизни, для ответственного лидерства и исполнительской деятельности.

Потребность в приобретении опыта ответственного взаимодействия является осознанной социальной потребностью. Для молодежи ведущей потребностью является востребованность обществом, ее социализация. Важное место занимают мотивы удовлетворения потребности в общении, а особенно в общении равных.

Способность выразить гражданскую позицию. Возможность выразить свою гражданскую позицию не просто декларированием собственных взглядов, но активной деятельностью, направленной на защиту собственных взглядов и ценностей, – важнейшее условие социализации и личностного развития молодого человека.

Выполнение общественного и религиозного долга. Социальное служение является естественной потребностью человека, его предназначением. Эта потребность вытекает из осознания религиозного и этического долга и свидетельствует о высоком личностном развитии.

Организация свободного времени. Немаловажным мотивом участия в добровольческой работе является возможность организации собственного свободного времени с пользой для дела и для души. Организация свободного времени не должна быть ведущим мотивом для участия в добровольческой деятельности. Но при наличии других мотивов она может стать эффективным стимулом для участия в общественной, добровольческой деятельности.

Волонтерство – это реализация тех наших личностных качеств, которые зачастую остаются нераскрытыми в нашей повседневной жизни.

Человек, включаясь в систему различных видов деятельности, не только совершенствует их, но и совершенствует себя. Иными словами испытывает на себе ее заметные и серьезные эффект. Волонтерская деятельность не является исключением. При взаимодействии человека с окружающим миром всегда имеет место психологический эффект, выражающийся в изменении личностных особенностей, мотивационно-потребностной и когнитивной сферы, включая ценностные ориентации, интересы и черты характера.

Субъекту добровольчества – волонтеру присущи такие качества, как чувствительность, коммуникабельность, креативность, способность к сотрудничеству, профессиональное отношение, добрая воля работать безвозмездно, терпимость, сильная мотивация и незаинтересованность в получении выгоды. Помимо этого, можно еще добавить такие личностные качества, как:
-
лидерская способность;
любознательность;
-
эмпатия (ощущение понимания и сопереживания психологического состояния другого человека);
-
доброжелательность;
-интерес к проблеме;
проницательность;
позитивность, оптимизм;
самокритичность, уверенность в своих возможностях.

Участвуя в волонтерской деятельности, молодой человек приобретает ряд практических навыков, необходимых ему и в повседневной жизни:
умение принимать решения;
-
умение вести за собой;
-
умение расположить к себе собеседника;
умение слышать и слушать;
опыт работы с группой, знание основ психологии;
организаторские способности.

Научно подтверждено, что организация и участие в межличностных контактах различных социальных ситуаций способствует развитию таких личностных качеств, как уверенность в себе, общительность, бесконфликтность, эмпатия, толерантность. Более того, принятие ответственности за межличностные отношения позволяет говорить о появлении социальной смелости. Отмечается развитие творческого потенциала, гибкости и нормативности поведения, увеличивается потребность в саморазвитии и самосовершенствовании. Повышение познавательных потребностей свидетельствует о готовности внутренней когнитивной системы к познанию окружающего мира и самопознанию.

Основными новообразованиями выступают социальная компетентность, интеллектуальная и социальная активность, умение действовать в нестандартных жизненных ситуациях.

Если на начальном этапе волонтерской деятельности мотивы ее участников скорее индивидуалистичны или сосредоточены на группе, то впоследствии они в значительной мере становятся все более широко социальными, направленными на других, даже незнакомых людей. Личность формируется в деятельности, и именно характер социально значимой деятельности в подростковом возрасте определяет мировоззрение молодого человека, его отношение к себе и другим людям, к труду. В совместной общественно значимой деятельности происходит становление социально ответственного поведения, а также развивается самоконтроль в различных жизненных ситуациях, умение планировать свою деятельность, контролировать ее процесс, анализировать результат.

Проблемные дети чаще, чем их благополучные сверстники стремятся помочь ближнему. У них велика потребность в совместной деятельности, в поддержке группы сверстников, что связано с депривированной потребностью в общении. Предоставление им возможности самореализации в социально полезной деятельности позволит переключить их активность в позитивное русло. Это наглядно было продемонстрировано в ходе научного эксперимента, суть которого заключалась в следующем: детей-сирот, воспитывающихся в доме-интернате, вовлекали в волонтерскую деятельность в качестве волонтеров, помогающих младшим воспитанникам этого же интерната. В таком случае ребенок выступает не как объект внешнего воздействия, а как активная социально ответственная личность, активный и деятельный член общества. Ребенок перестает воспринимать самого себя как бесполезного и отверженного члена общества. Теперь он может оказать помощь другому, а значит, меняется его социальная роль, она становится позитивно-активной. 

Важным условием успешности является именно постепенное включение воспитанников интернатных учреждений в деятельность уже работающих общественных организаций. Взаимодействие «домашних» и относительно социально благополучных ребят с детьми-сиротами дает не только возможность взаимообогащающего общения, но и служит гарантом «прочности» организации. 

Обобщая все вышесказанное, можно заключить, что активное участие в волонтерской деятельности способствует формированию у молодых людей следующих компетенций:

 учебно-познавательная компетенция  это совокупность умений и навыков познавательной деятельности. Владение механизмами целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки успешности собственной деятельности. Владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. Владение измерительными навыками, использование статистических и иных методов познания;

 информационная компетенция  это способность при помощи информационных технологий самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию;

 коммуникативная компетенция  это владение навыками взаимодействия с окружающими людьми, умение работы в группе. Знакомство с различными социальными ролями.

С увеличением стажа работы добровольцы все отчетливее осознают важность выполняемой ими деятельности, понимая, что их активная жизнь получает признательность и уважение окружающих.

На сегодняшний день многие молодые люди, заканчивающие ВУЗы, обладают необходимым лидерским потенциалом и стремлением его реализовывать в сфере позитивно направленной общественной деятельности. Основным препятствием, которое возникает на их пути, остается отсутствие опыта и практических навыков волонтерской работы. По этой причине сегодня очень актуальным является создание в обществе условий для стимулирования и поддержки волонтерских инициатив современной молодежи.

В то же время в обществе существует широкий спектр проблем, которые для своего разрешения требуют применения эффективных способов и инструментов, которые предоставляет добровольческая деятельность.

1.3  Причины возникновения  и распространения   вредных привычек   у  подростков.

 Здоровье ― основной собственный ресурс каждого из нас. К сожалению, оно занимает у человека далеко и не всегда первое место, которое у некоторых отведено вещам и другим материальным благам жизни, карьере, успеху. К тому же здоровье непрерывно подрывается неблагоприятными условиями работы, жизни и, кроме того, вредными привычками, присущими большой части человечества. Традиционно к вредным привычкам относят: неумеренное потребление алкоголя (пьянство) и курение. В последние десятилетия в число этих «грехов» попала наркомания.

Помимо собственно носителя вредных привычек, они наносят ущерб и обществу в целом. Это проявляется в возникновении целого ряда как социальных проблем так и экономических. Поэтому в последнее время особое внимание уделяется профилактике вредных привычек.

Среди основных причин возникновения и распространения вредных привычек у подростков  можно назвать:
-
социальная согласованность; (если та или иная модель поведения принята в группе, к которой человек принадлежит или с которой он себя идентифицирует, он чувствует необходимость следовать ей, чтобы показать свою принадлежность к этой группе, и отсюда – мода на вредные привычки).
-
удовольствие;  (одна из главных причин, почему люди следуют вредным привычкам, - это сопутствующие и приятные (поначалу) ощущения, от хорошего самочувствия и релаксации до мистической эйфории. Далее возникает прямая зависимость).
-
любопытство заставляет некоторых людей начать самим следовать вредным привычкам.
-
уход от физического стресса; (большинству людей удается справляться с наиболее стрессовыми ситуациями их жизни, но некоторые пытаются найти убежище в форме зависимости). 
-
неумение правильно использовать свободное время. 
-
отчуждение и неустроенность в жизни.

1.4 Роль спортивно-оздоровительной работы на организм  подростка

Физкультура и спорт активно способствуют ведению здорового образа жизни и препятствуют возникновению вредных привычек. Ежедневная гимнастика - обязательный минимум физической тренировки .
Следует особо сказать о влиянии занятий оздоровительной физической культурой на организм, подверженный неблагоприятным последствиям вредных привычек. Как известно, среди этих последствий ярко выражен фактор быстрого старения и разрушения организма. Физическая культура является основным средством, задерживающим ухудшение физических качеств и снижение адаптационных способностей организма в целом и сердечнососудистой системы в частности, неизбежных в ускоренном процессе инволюции. Все подобного рода изменения отражаются как на деятельности сердца, так и на состоянии периферических сосудов. В частности, в пораженном организме существенно снижается способность сердца к максимальным напряжениям, что проявляется в уменьшении максимальной частоты сердечных сокращений. Под влиянием вредоносных факторов происходят изменения в сосудистой системе: снижается эластичность крупных артерий, повышается общее периферическое сосудистое сопротивление.
Все эти изменения в системе кровообращения, снижение производительности сердца влекут за собой выраженное уменьшение максимальных аэробных возможностей организма, снижение уровня физической работоспособности и выносливости.
Под влиянием вредных привычек, в первую очередь курения, ухудшаются и функциональные возможности дыхательной системы. Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) курильщика за год снижается в среднем на 7,5 мл на1м2 поверхности тела. Происходит снижение вентиляционной функции легких - уменьшение максимальной вентиляции легких (МЕЛ).
Существенно изменяются и обменные процессы: уменьшается толерантность к глюкозе, повышается содержание общего холестерина, ЛИП и триглицеридов в крови, что характерно для развития атеросклероза.

Регулярная и адекватная физическая тренировка, занятия оздоровительной физической культурой способны в значительной степени приостановить или даже задержать развитие инволюционных -изменений физиологических функций, а также дегенеративных изменений различных органов и систем.
Все эти данные свидетельствуют о неоценимом положительном влиянии занятий оздоровительной физической культурой на организм человека.

ВЫВОДЫ

Таким образом,  волонтерство - это хороший способ социализации молодежи, ее вовлечения в социально-полезную деятельность. Добровольческие программы могут занять не только внеклассные часы в школе, но и организовать различного рода практику для студентов. Такая деятельность не только дает прямую пользу получателю данной услуги и добровольцу, но и оставляет у молодых людей опыт социально полезной деятельности. Благодаря наличию этого опыта социальной востребованности, доброволец получает некую модель собственной профессиональной социально-ориентированной деятельности

ГЛАВА 2.   ОПЫТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЛОНТЕРСКОЙ  ОРГАНИЗАЦИИ «РОВЕСНИК» МБОУ «СОШ №10 г.БОЛОГОЕ, ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ  ПО ПРОФИЛАКТИКЕ АССОЦИАЛЬНЫХ  ФОРМ ПОВЕДЕНИЯ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК.

Профилактика  вредных привычек  среди подростков рассматривается как обеспечение наиболее благоприятных социально-экономических условий развития каждого молодого человека, способствующая социальному становлению личности, обретение ею всех видов свобод и полноценного участия индивидов в жизни общества.
Подросткок
, являясь наименее социально защищенной категорией населения, нуждается в социальной поддержке государства. В последние годы значительно возросло число программ профилактики, которые сфокусированы на развитии альтернатив употреблению наркотиков и умении распознавать и сопротивляться давлению, принуждающему к их употреблению. Под развитием альтернатив употребления наркотиков понимается вовлечение в различные продуктивные виды деятельности (например, спорт, различные кружки во время каникул).                          Пропаганда здорового образа жизни, формирование валеологической грамотности сегодня в нашей школе  осуществляется  через родительские лектории, выпуск баннеров, стенгазет, проведение Декады здоровья, чествование спортсменов, участие в акциях "Спорт как альтернатива вредным привычкам»", "Всемирный день борьбы с наркоманией", "Всемирный день здоровья". Все  действия учителей   направлены не на то, чтобы школьник бросил курить, употреблять спиртные напитки и наркотические вещества, а на то, чтобы школьник не начал этого делать.(классные руководители ведут беседы, проводят часы общения, организовывают встречи с интересными людьми).  Важно способствовать стремлению у подростков увлечению здоровым образом жизни, это поможет противостоять вредным привычкам. Раз у подростков есть стремление выработать у себя полезные качества, важно им помочь в этом.

От того, насколько успешно удается сформировать и закрепить в сознании принципы и навыки здорового образа жизни в молодом возрасте, зависит в последующем вся деятельность, препятствующая раскрытию потенциала личности. По современным представлениям в понятие здорового образа жизни входят следующие составляющие: отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков и наркотических веществ); оптимальный двигательный режим; рациональное питание; закаливание; личная гигиена; положительные эмоции.

2.1 Опыт работы МБОУ «СОШ №10» по предупреждению правонарушений и преступлений среди подростков.

В нашей школе уделяется большое внимание  проблеме  профилактики вредных привычек подростков.  Работу мы ведем по следующим направлениям:

Работа Совета профилактики, работа с педагогическими кадрами, вовлечение подростков в социально значимую деятельность (волонтерское движение).

  1. Высшим органом и координатором работы по профилактике правонарушений в школе является Совет профилактики. Ежемесячно проводятся заседания Совета профилактики с приглашением учащихся и родителей. Каждый случай правонарушений и нарушений дисциплины не остается без внимания. На заседаниях Совета профилактики принимаются совместные решения по коррекции поведения учащихся, выявляются причины и принимаются адекватные меры, даются рекомендации родителям по воспитанию детей. При необходимости социальный педагог, члены Совета профилактики, инспектор ПДН, классные руководители посещают семьи учащихся на дому. При дальнейшем нарушении устава школы, “Закона об образовании” решением Совета профилактики некоторые учащиеся направляются на КДН.

  1. Для обучения классных руководителей замом  по воспитательной работе  Ивановой О.М. систематически  проводятся семинары в ходе которых  разработан пакет документов необходимых каждому классному руководителю для социально педагогического сопровождения учащихся класса. В пакет документов входят:

-социальный паспорт класса;

-рекомендации по работе с подростками попавшими в трудную жизненную ситуацию;

-на каждого подростка состоящего на классном учете заведены личные учетные карточки с индивидуальной программой реабилитации подростка;

-разработаны программы  для работы с  семьями, находящимся в социально – опасном положении.

Такая систематическая работа позволили сократить количество детей состоящих на внутришкольном учете.

В  школе разработана и действует программа «Подросток и закон».

В рамках этой программы классными руководителями, психологом, учителями-предметниками, администрацией школы систематически ведется наблюдение за успеваемостью, посещаемостью уроков, поведением подростков. На классных часах классные руководители много внимания уделяют основам формирования здорового образа жизни

 С несовершеннолетними подростками, поставленными на учет в ПДН проводится  индивидуально-профилактическая работа Все  учащиеся, стоящие на учете ПДН , на учётах классных руководителей охвачены внеурочной досуговой деятельностью, ведётся постоянный контроль за посещаемостью ими  кружков и секций. Классные руководители отчитываются о занятости «трудных» каждую четверть. Вопрос рассматривается также на Совете профилактики и находится на постоянном контроле социального педагога.

В профилактической работе коллектив школы  осуществляет сотрудничество с инспекторами ЛОВД на станции Бологое.
Инспекторы ЛОВД систематически приходят в школу на профилактические беседы, входят в состав школьного Совета профилактики, по приглашению классных руководителей принимают участие в родительских собраниях. Совместно с социальным педагогом, классными руководителями, инспекторами  ПДН  ЛОВД посещаются на дому семьи и дети, требующие повышенного педагогического внимания и контроля.

На конец прошлого учебного года на  учёте в КДН  состояло 4 учащихся, а в этом году остался 1 ученик.

Учащихся, злостно не посещающих занятия, в школе нет. Постоянно ведётся ежедневный контроль по  учащимся, склонным к пропускам.

Семьям, находящимся в социально – опасном положении, трудной жизненной ситуации, оказывается моральная поддержка, психолого-педагогическая помощь. Социальный педагог оказывает помощь по любым вопросам всем родителям и семьям. Проводятся родительские лектории.

  1.  Действующая в школе система государственного общественного соуправления помогает вовлечению подростков в социально значимую деятельность. В этой работе нам помогают:  специалисты ЦРБ, сотрудники  ЛОВД на станции Бологое,  заведующая школьным кабинетом  здоровья, соц.педагог,  члены ДОО «Ровесник».

В школе уже 4-й год работает социальный проект «Спешите делать добро!», который направлен на социальную адаптацию детей находящихся в трудной жизненной ситуации воспитывающихся в КЦСОН «Солнышко». Учащиеся нашей школы охотно приглашают в гости воспитанников «Солнышка», готовят для них игровую развлекательную программы и конечно же призы.                               Совместно с инспекторами ЛОВД мы провели акции «Помоги другу!», учащиеся нашей школы собирали игрушки и книжки для воспитанников «Солнышко», а новогодний проект «Подари ребенку радость» уже стал традицией для учеников нашей школы. Вместе с Афанасьевой О.Е. наши ребята в роли снегурочки и деда Мороза выезжали в семьи находящиеся в трудной жизненной ситуации и дарили подарки,

 а  для воспитанников КЦСОН «Солнышко» был организован Новогодний бал и приготовлен праздничный  сладкий стол.

Члены волонтерской группы организации «Ровесник», которые работают над проектом «Спешите делать добро» стали лауреатами областного конкурса «ДОБРОВОЛЕЦ ГОДА».

 Подростки принимают участие  в таких  районных мероприятиях как: легкоатлетический кросс, лыжные гонки, различные соревнования.  На протяжении 4-х  лет наша школа является активным участником  областной акции проводимой областной школой Олимпийского резерва  «Спорт как альтернатива вредным привычкам».  Мы стараемся принять участие в каждой номинации проводимой акции и в конечном итоге на протяжении 4-х лет мы являемся победителями и призерами области.

Мы не останавливаемся на традиционных спортивных соревнованиях и турнирах,    включаем в план мероприятий встречи с интересными людьми,   проводим заседание круглого стола, проводим конференции, активируем работу кабинета здоровья и кружка «Здоровейка», школьной библиотеки и кружка «Книгочей», вовлекаем в нашу работу  не только учителей филологов, учителей информатики, классных руководителей, но и общественность. Наши дети активно принимают участие в волонтерской работе, проводят акции для учащихся  школы.

Очень интересно у нас в школе прошел открытый урок в рамках районного семинара преподавателей физической культуры «Олимпийцы Тверской земли»  Он проходил в ноябре 2012 года, все вы знаете, что Олимпиада в Лондоне только закончилась и по итогам этого события я разработала урок. Совместно с ребятами мы провели подготовительную работу. Провели исследование сколько человек от Тверской области приняли участие в Лондонской олимпиаде, какой вид спорта они представляли, каких результатов достигли. Ребята самостоятельно   подготовили доклады об этих спортсменах. В целом урок получился очень интересным и познавательным. Ребята были горды  своими земляками, горды их победами.  

Не менее увлекательно  у нас проходит и февральский месяц здоровья и спорта. Зимние олимпийские игры у нас уже стали традицией, наши ребята соревнуются и в гонках на коньках и гонках на лыжах. Совместными усилиями с почетным гражданином города  Леонтьевым Г.Н. мы проводим уже традиционные соревнования на  льду.

 Вся работа педагогического коллектива нацелена на воспитание потребности в здоровом образе жизни, развитии двигательной активности учащихся. Все формы и методы работы, используемые в работе школы показывают положительную динамику по профилактике правонарушений.

2.2. Выводы и рекомендации по оптимизации деятельности волонтерского движения в профилактике вредных привычек.


Добровольческая деятельность, работа в организации «Ровесник» в нашей школе  является одним из основных средств, позволяющих подросткам  участвовать в процессе социального развития общества, а это профилактика социальных болезней, разработка и участие в социальных,  экологических, образовательных, спортивных  проектах и другое. Таким образом, любую социально-значимую деятельность, осуществляемую добровольцем можно назвать участием в социальном развитии. Участие в жизни общества - есть лучшее средство положительного воздействия на мировоззрение молодежи.

Таким образом проанализировав  позитивный  опыт социальной деятельности ДОО «Ровесник» г. Бологое, Тверской области мы убедились в    эффективности  его  применения в практике социальной работы с молодежью по профилактике вредных привычек путем вовлечения в спортивно-оздоровительную  работу.  


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


И в заключении хотелось бы сказать словами Карла Манхейма, что молодежь не прогрессивна, не консервативна по своей природе, она - потенция, готовая к любому начинанию. Поэтому очень важно помочь становлению молодого человека, создать условия для того, чтобы у него была возможность получать знания, умения и навыки, необходимые ему для дальнейшей жизни, а затем предоставить самостоятельность при определении целей, задач и форм его участия социальном развитии общества.
Подводя итог, следует еще раз подчеркнуть, что проблема развития волонтерского движения имеет значительный масштаб, поэтому все мы – государственные структуры, общество в целом и каждый гражданин в отдельности – должны объединить усилия по оказанию гуманитарной помощи, технического содействия, соблюдению прав человека, повышению уровня благосостояния, демократизации общества и укреплению мира.
Вся работа педагогического коллектива нацелена на воспитание потребности в здоровом образе жизни, развитии двигательной активности учащихся. Все формы и методы работы, используемые в работе школы показывают положительную динамику по профилактике правонарушений.

Для решения проблем по профилактике вредных привычек необходимо:

1.        Выработка общих эффективных мер и механизмов воспитания у молодёжи устойчивости поведения в обществе, гарантирующей гражданское согласие в демократическом государстве.
2.
  Создание предпосылок, позволяющих органам исполнительной власти целенаправленно влиять на мировоззрение представителей молодёжной субкультуры.
3.
           Создание условий для всестороннего развития личностных ресурсов молодёжи.

Необходимо решить  следующие задачи:

а)           Внедрение плановых мероприятий и реализация эффективных мер и механизмов в области формирования у молодёжи устойчивости поведения в обществе, противодействия экстремизму и снижения социально-психологической напряженности.
б)           Разработка и внедрение методов мониторинга, диагностики и прогнозирования социально-политической ситуации в Парабельском районе, позволяющих оценивать риски и последствия различных, в том числе и деструктивных, процессов в молодёжной среде на основе всестороннего изучения и анализа деятельности молодёжных объединений.
в)           Разработка методической и нормативной базы и реализация социокультурных технологий для повышения эффективности работы с молодёжными объединениями.
г)             Реализация комплекса мер по повышению роли молодёжи в межэтническом и межконфессиональном вопросе.
д)           Разработка и внедрение системы мероприятий, направленных на поддержку конструктивных инициатив молодёжных объединений.
е)           Совершенствование системы работы учреждений сферы молодежной политики с молодёжными объединениями.
ж)           Совершенствование работы по пропаганде здорового образа жизни среди молодёжи, сохранению и укреплению психического здоровья молодёжи.
з)            Организация просветительской деятельности, направленной на повышение информированности населения о молодёжной субкультуре.
и)            Совершенствование методов работы в области семейной политики, направленных на повышение роли семьи в формировании личности.





СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

1.     О благотворительности и благотворительных организациях: Федер. Закон от 11.08.1995 №135-ФЗ. – В ред. От 22.08.2004.-Ст. 5.

2.     Арович, Я. Методы работы с волонтерами / под ред. М.Ю. Киселева, И.И. Комаровой // Школа социального менеджмента: Сборник статей. – М.: Карапуз, 2004. - С. 8–9, 75–85.

3.     Акимова, Е. В. Педагогическое волонтерство в деятельности детско-

       молодежных объединений: автореф. дис. ... канд. пед. наук: /Акимова

       Елена Владимировна; [Ряз. гос. ун-т]. Рязань, 2006. 20 с.

4.     Бадя Л.В. Прогрессивные идеи социальной педагогики и социальной работы в России: история и современность. – М.: Изд-во АСОПиР, 2005.с. 56

5.     Беляев А.В. Социально- педагогические основы формирования гражданственности учащейся молодежи: Автореф. Дисс. Докт. Пед.наук. Екатеринбург, 2007. –  53 с.

6.     Важдаева, Н. Дело добровольное / Н. Важдаева // Новые известия. – 2007. – 24 авг.

7.     Вишневский Ю.Р., Шанко В.Т. Социология молодежи. Нижний Тагил. 1995 г.с. 123

8.     Волонтер и общество. Волонтер и власть, семинар-тренинг, 5–9 января 2000 года, г. Киров (2000; Москва): Материалы из опыта и разработки исполкома ДИМСИ /Сост. С.В. Тетерский. Ред. Л.Е. Никитина; Общерос. Обществ. орг. «Детские и молодеж. соц. Инициативы» ДИМСИ. – М.:Academia, 2000.-75 с.: ил. – (Волонтер и общество. Волонтер и власть.

9.     Волонтерское движение: организационные, целевые, ценностно-смысловые, информационно-методические основы / Е.В. Мартынова, Е.Г. Попова. – Екатеренбург: ГОУ ВПО «УГТУ-УПИ», 2004.-111 с.

10. Волонтерство // Mama.ru: Сообщество родителей [Электронный ресурс]. Электрон. текстовые данные. Режим доступа: // http://www.mama.ru/club/inomama/2453/92569/

11. Гагарина, В.В. Волонтер – это звучит гордо!/В.В. Гагарина // Вестник благотворительности. – 2007. – №10.- С. 12.

12. Грибанов В. В., Грибанова Г. И. Инициативные самодеятельные молодежные движения. - Л.: Мысль, 1991. – 310 с.

13. Григорович, М.В. У волонтерства русская душа / М.В. Григорович // Новая газета. – 2008. – №3. – С. 8.

14. Дети и молодежь как стратегический ресурс общества: Материалы науч.-практ. и отчет. – выбор. конф. ДИМСИ, г. Ярославль, 27–31 марта 2001 г./ М.: Academia, 2007.-198 с. нот. – (Волонтер и о-во. Волонтер и власть).

15. «Детские и молодежные социальные инициативы», общероссийская, общественная организация. Документы и материалы ДИМСИ – М.:Academia, 2008.-75 с.

16. Евсеева А. Н. Привлечение добровольцев к работе учреждений социального обслуживания / А. Н. Евсеева // Работник социальной службы. – 2004. - №1. С. 10-13.

17. Ершова Н. Н. Модель привлечения волонтеров к социально – профессиональной работе в подростковой и молодежной среде / Н. Н. Ершова // Беспризорник. – 2007. - №2. – С. 20-23.

18. Иванова, А.С. Добровольческий труд: сущность, функции, специфика/А.С. Иванова // Социологические исследования. – 2005. – №5. – С. 15–22.

19. Ильина И. Воло Борьба с вредными привычками



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Спортивные игры» для 5 класса

    Рабочая программа  по внеурочной деятельности  по спортивно-оздоровительному направлению «Спортивные игры» составлена на основе следующих нормативных документов:...

Программа внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС ООО спортивно – оздоровительного направления «Спортивные игры»

Программа «Спортивные игры» призвана сформировать у обучающихся устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью и физической подготовленности, в творческом использовании ...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности «Оздоровительная аэробика» (10-11 класс)

Настоящая программа[М1]  внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению представляет собой расширенный, углубленный вариант раздела «Гимнастика» базового учебного предмета физи...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Спортивные игры»

Цель внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления  — формирование физической культуры личности школьника посред­ством освоения основ содержания физкультурной де­ятельности с общ...

Доклад "Организация работы с учащимися группы риска, путем вовлечения их в спортивно-оздоровительную деятельность"

Воспитание детей – огромный труд, который, прежде всего, ложится на плечи родителей, ибо, сколько бы ни ссылались на детские учреждения (детские сады, школы), большую часть времени ребенок наход...

МОДЕЛЬ внеурочной деятельности физкультурно-спортивной и спортивно-оздоровительной направленности

Модель формирования физкультурно-спортивной и спортивно- оздоровительной направленности обучающихся  предполагает формирование знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечив...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СПОРТИВНО - ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «Оздоровительная гимнастика» Для 5-6 классов

РАБОЧАЯ    ПРОГРАММА   ВНЕУРОЧНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО   СПОРТИВНО - ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМУ    НАПРАВЛЕНИЮ «Оздоровительная гимнастика»Для 5-6 ...