Здоровьесбережение
статья по физкультуре на тему

Фахриева Ирина Сергеевна

Понятие «Здоровьесберегающие технологии» как раз и интегрирует все направления работы школы по сохранению, формированию и укреплению здоровья учащихся.                   Здоровьесберегающие образовательные технологии можно определить как науку, искусство и обязанность так обучать и воспитывать учащихся, чтобы они смогли потом вырастить здоровыми и счастливыми своих детей, будучи им достойным примером. Задача школы – не «дотянуть» ребенка до последнего звонка, радуясь, что за эти годы с ним не случилось ничего плохого, а полноценно подготовить подростка к самостоятельной жизни, создав все предпосылки для того, чтобы эта жизнь сложилась счастливо. И здоровье здесь играет не последнюю роль.

Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать и как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики – одной из самых перспективных образовательных систем 21 века, и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья, и как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье учащихся и педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorovesberezhenie.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе

учителя и школы.

Проблема здоровья сейчас у всех на слуху. Все чаще вспоминают слова классика о том , что « здоровье – это не все, но без здоровья все- ничто».Возросло внимание и к здоровью школьников.

Педагогическая общественность все больше осознает, что именно учитель может сделать для здоровья школьника гораздо больше, чем врач.

Учителя надо не заставлять выполнять часть обязанностей врача или медсестры, а обучить психолого-педагогическим технологиям, позволяющим ему самому работать так, чтобы не наносить ущерба здоровью своих учеников и на своих уроках, и в общей программе работы школы, на деле решающей приоритетную задачу охраны здоровья всех, находящихся под ее крышей.

Понятие «Здоровьесберегающие технологии» как раз и интегрирует все направления работы школы по сохранению, формированию и укреплению здоровья учащихся.                 Здоровьесберегающие образовательные технологии можно определить как науку, искусство и обязанность так обучать и воспитывать учащихся, чтобы они смогли потом вырастить здоровыми и счастливыми своих детей, будучи им достойным примером. Задача школы – не «дотянуть» ребенка до последнего звонка, радуясь, что за эти годы с ним не случилось ничего плохого, а полноценно подготовить подростка к самостоятельной жизни, создав все предпосылки для того, чтобы эта жизнь сложилась счастливо. И здоровье здесь играет не последнюю роль.

Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать и как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики – одной из самых перспективных образовательных систем 21 века, и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья, и как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье учащихся и педагогов.

Главное, что обрела школа за последние годы и что дает основание для оптимизма в этой области,- стремление к перестройке своей работы с учетом  приоритета, каковым является сохранение и укрепление здоровья учащихся. В системной последовательности приобщение школы и каждого учителя к здоровьесберегающим  технологиям выглядит так:

- осознание проблемы негативного воздействия школы на здоровье учащихся и необходимости ее незамедлительного разрешения;

- признание педагогами школы своей солидарной ответственности за неблагополучие состояния здоровья школьников;

- овладение необходимыми здоровьесберегающими технологиями(обретение компетенций);

- реализации полученной подготовки на практике, в тесном взаимодействии друг с другом, с медиками, с самими учащимися и их родителями.

Один из первых признаков нежелательного влияния школы на здоровье школьника, проявляющийся  на видимом и учителю, и родителям уровне,- утрата интереса ребенка к учебе. Интерес к учебе – прекрасный индикатор ее влияния на здоровье школьника, используемый в здоровьесберегающих технологиях. Ведь ученик, для которого посещение школы – тяжелое и неприятное испытание, каждодневно оставляет в ее стенах частичку своего здоровья. 

Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее.

Представление о здоровье как триединстве здоровья физического (соматического), психологического (душевного) и духовно-нравственного отражает невозможность сохранить и укрепить здоровье, заботясь только о физическом или только о душевном благополучии, необходимость комплексного подхода.

Общее представление о здоровьесберегающих общеобразовательных технологиях

Основная задача школы – подготовить ребенка, подростка к самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимое образование.

Эффективность позитивного воздействия на здоровье школьников различных оздоровительных мероприятий, составляющих здоровьесберегающую технологию, определяется не столько качеством каждого из этих приемов и методов, сколько из грамотной «встроенностью» в общую систему, направленную на благо здоровья учащихся и педагогов и отвечающую единству целей, задач, идеологии. Хаотичный набор методов, имеющих то или иное отношение к заявленной цели, не составляет никакой технологии, в том числе и здоровьесберегающей!

Цель педагогической (образовательной ) технологии – движение заданного образовательного результата в обучении, воспитании, развитии. Здоровьесбережение не может по определению выступать в качестве основной и единственной цели образовательного процесса, а только – в качестве условия, одной из задач, связанных с достижением главной цели.

Как прилагательное понятие «здорвьесберегающая» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, насколько при реализации данной технологии  (педагогической системы) решается задача сохранения здоровья основных субъектов образовательного процесса – учащихся и педагогов. В то же время оно определяет направленность действий, совокупность задач, решаемых в процессе достижения главной цели образовательной системы, и, таким образом, фиксирует соответствующий приоритет в идеологии и принципах педагогической деятельности. Это как бы показатель того, что с учащихся без их согласия не взимается «плата» за получаемое ими образование в форме непреднамеренного нанесения ущерба их здоровью.

Программа  здравоохранения в школе включает 7 основных модулей:

  1. образование детей в сфере здоровья;
  2. программы и практические руководства по физической активности;
  3.  школьное питание;
  4. Медицинские услуги в школе;
  5.  Психологическое и социальное консультирование;
  6. Повышение квалификации работников школ в области здравоохранения;
  7. Активное участие семьи и общества.

Если забота о здоровье учащихся является одним из приоритетов работы всего педагогического коллектива и осуществляется на профессиональной основе, можно говорить о реализации в школе здоровьесберегающих технологий, и результатом их внедрения будет защита здоровья учащихся и педагогов от воздействия негативных факторов, в первую очередь связанных с образовательным процессом.

Среди  здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе образования, можно выделить несколько групп, в которых используется разный подход к охране здоровья, а соответственно, и разные методы и формы работы.

1.Медико-гигиенические технологии (МГТ). В первую очередь к медико-гигиеническим технологиям относятся контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПиНов.

2.Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ). Реализуются на уроках физкультуры и в работе спортивных секций.

3.Экологические  здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ). Направленность этих технологий – создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей, гармоничных взаимоотношений с природой. В школе это и обустройство пришкольной территории, и зеленые растения в классах, рекреациях, и живой уголок, и участие в природоохранных мероприятиях.

4.Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ). Грамотность учащихся по этим вопросам обеспечивается изучением курса ОБЖ, педагогов – курса БЖД, а за обеспечение безопасности условий преподавания в школе отвечает ее директор.

5.Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ). Эти технологии следует признать наиболее значимыми из всех перечисленных по степени их влияния на здоровье учащихся.

        Выделим три возможных уровня реализации здоровьесберегающих технологий.

1.Уровень района, города, объединяющий несколько школ и других образовательных учреждений, предполагает принятие грамотных стратегических решений и, в соответствии с этим, финансирование направлений и программ работы.

2.Уровень школы. «Выбор пути» начинается с постановки целей, определения места проблем здоровья среди задач школы, просто более внимательного отношения к этим вопросам, активного внедрения  в работу школы здоровьесберегающих технологий.

На уровне школы с использованием здоровьесберегающих технологий ставятся и решаются следующие задачи:

-создание оптимальных гигиенических, экологических и других условий для образовательного процесса;

-обеспечение организации образовательного процесса, предотвращающей формирование у учащихся дезадаптационных состояний: переутомления, гиподинамии, дистресса и т.п.;

-обеспечение школьников в период их пребывания в школе питанием, способствующим нормальной работе пищеварительной системы и обмену веществ в соответствии с современными медико-гигиеническими требованиями;

-включение в учебные планы школы для всех классов занятий, позволяющих целенаправленно подготовить учащихся к деятельности по сохранению и укреплению своего здоровья, сформировать у них культуру здоровья, воспитать стремление к ведению здорового образа жизни;

-обеспечение подготовки (повышения квалификации, переподготовки) всего педагогического коллектива по вопросам здоровья, подготовки всех учителей и специалистов к внедрению в работу школы здоровьесберегающих образовательных технологий;

-обеспечение охраны здоровья педагогов и создание условий, позволяющих им грамотно укреплять свое здоровье;

-проведение диагностики и мониторинга состояния учащихся, динамики состояния их здоровья;

проведение тематической работы с родителями учащихся, направленной на формирование в их семьях здоровьесберегающих условий, здорового образа жизни, профилактику вредных привычек.

3.Уровень класса, обеспечиваемый работой на уроке. От того, насколько работа каждого учителя отвечает задачам здоровьесбережения, в конечном счете зависит результат влияния школы на здоровье учащихся. Организовать обучение учителя таким технологиям задача руководства; использовать их в своей работе, отслеживая результаты, — задача каждого учителя.

Главная задача реализации здоровьесберегающих технологий – такая организация образовательного процесса на всех уровнях, при которой качественное обучение, развитие учащихся не сопровождается нанесением ущерба их здоровью.

ЗОТ можно рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии, ее «сертификат безопасности для здоровья», и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные технологии обучения, воспитания, развития здоровьесбережения.

Принципы здоровьесберегающей педагогики

1.Принцип нанесения вреда - одинаково первостепенен и для медиков, и для педагогов, и для родителей.

2.Принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся педагогов предполагает, что все происходящее в образовательном учреждении — от разработки планов, программ до проверки их выполнения, включая проведение уроков, перемен, организацию внеурочной деятельности учащихся, подготовку педагогических кадров, работу с родителями и т.д. — должно оцениваться с позиции влияния на психофизиологическое состояние и здоровье учащихся учителей.

3.Имея виду, неразрывное единство здоровья физического, психического и духовно-нравственного, определяется принципом триединого представления о здоровье.

4.Принцип непрерывности и преемственности определяет необходимость проводить здоровьесберегающую работу в образовательных учреждениях не от случая к случаю в по предписанию СЭС, как часто бывает, а каждый день и на каждом уроке.

 5.Принцип субъективного взаимоотношения с учащимися. Школьник должен быть сам заинтересован в том, чтобы процесс обучения осуществлялся более эффективно, качественно.

Одна из граней реализации этого принципа — необходимость индивидуального подхода к учащемуся.

и здоровьесберегающих

6.Принцип соответствия содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся. Речь идет об уровне и содержании программ, терминологии решаемых задачах, формах и методах преподавания и т.п.

7.Комплексный междисциплинарный подход — основа эффективной работы по охране здоровья человека.

8.Принцип медико-психологической компетентности учителя.

9.  Общепедагогический принцип гармоничного сочетания обучающих, воспитывающих и развивающих педагогических воздействий: а) обучения здоровью; б) воспитания культуры здоровья; в) формирования здоровья, пополнения адаптационных ресурсов, возможностей организма и психики.

10.Приоритет позитивных воздействий (подкреплений) над негативными (запретами, порицаниями).

11.Приоритет активных методов обучения.

12.Принцип сочетания охранительной и тренирующей стратегии восходит к представлению о двух стратегиях заботы о здоровье.

«Стимулировать процессы развития личности, формирования, укрепления здоровья, накопления адаптационных ресурсов организма, на таком уровне напряжения сил и возможностей, при котором проявление заботы о перспективах развития и жизнедеятельности организма не вступает в противоречие с заботой об актуальном состоянии и здоровье человека», - вот суть этого принципа.

13.Принцип формирования ответственности учащихся за свое здоровье.

14.Принцип отсрочного результата.

15.Принцип контроля за результатами, основанного на получении обратной связи, должен быть реализован как в работе всей школы (проведение диагностики, мониторинга здоровья), так и в работе каждого учителя, в его индивидуальной педагогической технологии.

Ориентировочная оценка эффективности внедрения здоровье. сберегающих образовательных технологий в работу школы. 

1.Результаты проведения мониторинга здоровья учащихся и происходящих в школе изменений.

2. Желание учащихся посещать школу — простой, но очень информативный показатель. Он отражает не только психологические характеристики (такие как стиль взаимоотношений с учителем, психологический климата классе и т.п.), но и интерес к урокам, предметам, без которого ущерб для здоровья школьников от их обучения практически неизбежен.

З. Объем дневной учебной нагрузки на учащихся (по числу уроков и времени, затрачиваемому на приготовление домашних заданий) четкий, хотя и формализованный индикатор.

4. Курящие школьники. Их наличие или отсутствие в школе и на ее территории объективный показатель результативности воспитания культуры здоровья.

5. Гигиеническое состояние школьных туалетов, состояние сантехники.

б. Содержание уроков физкультуры к эмоциональная атмосфера на них. От установки учителя — формировать физическое здоровье, воспитывать потребность регулярно и с удовольствием заниматься физическим развитием и спортом или только готовить учащихся к сдаче нормативов — зависит, будет ли реализован огромный потенциал уроков физкультуры на благо здоровья учащихся или эти 45 минут З раза в неделю будут такой же учебной эмоционально-психологической нагрузкой на ребенка, как и другие уроки.

7. Жизнь в школе после окончания уроков.

тем,

8. Активность и заинтересованность школьников в участии в мероприятиях, связанных с тематикой здоровья.

9. Психологический климат в педагогическом коллективе.

10. Вид учеников, выходящих после уроков (особенно в середине дня): «придавленные» учебной нагрузкой, авторитарным стилем работы учителя, тягостно ожидающие следующего урока или оживленные эмоционально адекватные, готовые заниматься снова и снова.

11. Характер взаимоотношений учащихся с учителями и друг с другом: доброжелательность, взаимопонимание, готовность к поддержке и т.п. или настороженность, дистанцированность, неискренность, зависть, конкуренция «за часы»

12. Отношение к школе большинства родителей учащихся: приходят ли они в школу по принуждению, по вызову, выслушивая жалобы и требования, или с готовностью участвуют в разработке и реализации программ, мероприятий, связанных с тематикой здоровья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая поддержка как фактор здоровьесбережения на уроках английского языка

Современный урок английского языка характеризуется большой интенсивностью и требует от учеников концентрации внимания, напряжения сил. Быстрая утомляемость на уроках иностранного языка вызвана специфи...

Урока физической культуры в 5 классе с позиции здоровьесбережения"Акробатика"

Цели урока: Привести в систему знания учащихся по акробатике через повторение и обобщение...

Урок в 3 классе по волейболу с позиции здоровьесбережения

Цель: формировать желание заниматься спортивными играми – волейболом. Задачи: дать направление для начальных попыток работы с мячом...

Статья. "Здоровьесбережение на уроках географии через использование игровых технологий"

Здоровье человека – проблема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в настоящее время она становиться первостепенной. Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет д...

Здоровьесбережение на уроках математики

В презентации рассматриваются основные моменты правильной организации учебной деятельности, рекомендации по проведению урока с целью сохранения здоровья школьников. Представлена тематика задач, состав...

Презентация к работе по здоровьесбережению

Данная презентация подготовлена к работе по теме "Здоровьесберегающие технологии в школе". У меня на страничке они выделены как "Тема, которой я занимаюсь третий год". Может это кому - нибудь поможет ...

Рациональная организация урока математики с позиции здоровьесбережения

От правильной организации урока, уровня его гигиенической рациональности во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать...