Рациональная организация урока математики с позиции здоровьесбережения
статья по алгебре по теме

 

От правильной организации урока, уровня его гигиенической рациональности во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне, преждевременное наступление утомления. Нельзя забывать и о том, что гигиенические условия влияют на состояние учителя и его здоровье. А это, в свою очередь, оказывает влияние на состояние и здоровье учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рациональная организация урока математики с позиции здоровьесбережения

(рекомендации учителю математики)

От правильной организации урока, уровня его гигиенической рациональности во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне, преждевременное наступление утомления. Нельзя забывать и о том, что гигиенические условия влияют на состояние учителя и его здоровье. А это, в свою очередь, оказывает влияние на состояние и здоровье учащихся.

        Физиологически обоснованной является, продолжительность урока в 45 минут.

Оценка   соблюдения   гигиенических   требований   проводится   по  ряду   регламентированных   позиций,   с   использованием хронометража.

Хронометраж урока проводится по:

  1. плотности урока (% времени, затраченного школьниками на учебную работу);
  2. количеству видов учебной деятельности (письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответ на вопрос, решение примеров);
  3. длительности каждого вида учебной деятельности (в минутах);
  4. частоте чередования видов учебной деятельности (среднее время в минутах смены деятельности);
  1. количеству видов преподавания (словесный, наглядный, аудиовизуальный через технические средства обучения, самостоятельная работа),
  2. месту, длительности и условиям применения ТСО;
  3. частоте чередования видов преподавания;
  4. наличию, месту, содержанию и длительности физкультминуток.

                Отслеживается момент снижения учебной активности школьников как показатель наступления их утомления. (Определяется в ходе хронометража по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы).

        Кроме того, определяется и фиксируется психологический климат на уроке, наличие эмоциональных разрядок, соблюдение учащимися правильной позы, ее соответствие виду работы и чередование в течение урока.

Факторы урока

Уровни гигиенической рациональности урока

рациональный

достаточно рациональный

нерациональный

Плотность урока

не менее 60% и не более75-80%

55-90%

более 90%

Количество видов учебной деятельности

4-7

2-3

1-2

Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности

не более 10 мин

11-15 мин

Более 15 мин

Частота чередования различных видов учебной деятельности

смена не позже чем через 7-10 мм

смена через 11-15 мм

Смена через 15-20 мин

Количество видов преподавания

не менее 3-х

2

Чередование видов преподавания

не позже чем через 10-15 мин

через 15-20мин

не чередуются

Наличие эмоциональных разрядок

2-3

1

нет

Место и длительность применения ТСО

в соответствии с гигиеническими нормами

с частичным соблюдением гигиенических норм

в произвольной форме

Чередование позы

поза чередуется в со ответствии с видом работы. Учитель наблюдает за посадкой учащихся

имеются случаи несоот ветствия позы виду работы. Учитель иногда контролирует посадку учащихся

частые несоответствия позы виду работы. Поза не контролируется учителем

Наличие, место, содержание и продолжительность физкулътминуток

на 20 и 35 мин урока по 1 мин из 3-х легких упражнений с 34 повторениями каждого

1 физкультминутка с неправильным содержанием или продолжительностью

отсутствуют

Психологический климат

преобладают положительные эмоции

имеются случаи отрица тельных эмоций

преобладают отрицательные эмоции

Момент наступления утомления учащихся по снижению учебной активности

не ранее 40 мин

не ранее 35-57 мин

до 30 мин

        Как известно, всякое начало трудно. Не составляет исключения в этом смысле и организация начала урока математики. Необходимость решения организационных вопросов возникает перед учителем сразу же после звонка на урок, когда он еще только входит в класс. Первый из них взаимное приветствие учителя с  учащимися. Приветствуя входящего учителя, все учащиеся класса должны встать лицом к учителю и ус покоиться. Завершиться эта процедура может ответным приветствием учителя: «Здравствуй те, садитесь».

        Впрочем, определённые навыки в этом плане у учащихся есть, ибо ещё в на чальной школе с ними отрабатывалась процедура взаимного приветствия. Ещё один организационный момент начала урока связан с проверкой состояния кабинета, учебного оборудования, рабочих мест и проверкой отсутствующих. В этой связи каждый ученик должен быть приучен своевременно до начала урока приводить свое рабочее место в порядок: положить на стол нужные тетради, книги, другие учебные принадлежности и уб рать с него все лишнее, если оно  есть.

        Учащиеся должны быть готовы и к выполнению обязанностей дежурных, от которых следу ет добиваться того, чтобы учебное помещение к началу каждого урока было проветрено и убрано, классная доска вымыта, находились на своем месте чистая влажная тряпка и мел. Более того, учитель должен быть всегда готов помочь учащимся в решении этих вопросов.

        Огромное значение в предупреждении утомления является четкая организация учебного тру да. На уроках математики практически вся учебная деятельность связана с классной доской. Очень важно, чтобы к началу урока были уже сделаны необходимые записи на доске: зада ния для устного счета, опроса, быть может, план работы на уроке. Можно сразу указать в за висимости от степени сложности задания, какой оценке соответствует его выполнение.

        Зная весь план урока, какие знания, умения, навыки необходимо приобрести, какой объем работы выполнить, ученик может выбрать степень сложности задания, распределить работу по сво ему усмотрению, что формирует учащегося как субъекта учебной деятельности. Планируя работу на доске, иногда удается расположить задания так, что выполняются сначала более простые, требующие меньше записей, они и были помещены в нижней части доски.

        По мере их выполнения, убираются с доски записи их решений, освобождается место для более трудных заданий, которые помещались выше и требуют больше места для записи ре шения. В конце урока решается самое сложное задание, после чего и вытирают это задание. Доска остается чистой, ученики уходят с урока с чувством успешно и полностью выполнен ной работы.

        При изучении нового материала, наоборот, хорошо, когда весь материал урока записан на доске и при подведении итогов урока есть возможность окинуть еще раз взглядом получен ные   формулы,  соотношения,  графики. Далеко не всем учащимся легко дается математика, поэтому необходимо проводить работу по профилактике стрессов. Хорошие результаты дает работа в парах, в группах, как на мес тах, так и у доски, где ведомый, более «слабый» ученик чувствует поддержку товарища.

        Ан тистрессовым моментом на уроке является стимулирование учащихся к использованию раз личных способов решения, без боязни ошибиться, получить неправильный ответ. При оценке выполненной работы необходимо учитывать не только полученный результат, но и степень усердия  ученика. Не нужно забывать и о том, что отдых - это смена видов деятельности. Поэтому при плани ровании урока нужно не допускать однообразия работы. В норме должно быть 4-7 смен ви дов деятельности на уроке. Некоторым ученикам трудно запомнить даже хорошо понятый материал. Для этого очень полезно развивать зрительную память, использовать различные формы выделения наиболее важного материала (подчеркнуть, обвести, записать более крупно, другим цветом).

        Хорошие результаты во всех классах дает хоровое проговаривание иногда целых правил, иногда только отдельных терминов. Часто ученик, много раз слышавший сложный термин, понимающий его смысл, не в состоянии его произнести, что ставит его в неловкое положе ние перед товарищами. Несколько минут на уроке необходимо уделять оздоровительным моментам. Потраченное время окупается усилением работоспособности, а, главное, укреплением здоровья учащихся.

        Очень хорошо если предлагаемые упражнения для физкультминутки органически вплетают ся в канву урока. Так, например, при изучении правильных и неправильных дробей ученики познакомились с определениями и провели первичное закрепление материала. Для выясне ния усвоения всеми ребятами нового понятия учитель предлагает во время физкультминутки следующее упражнение: ученики встают, руки вытянуты вперед; задание: если учитель назо вет правильную дробь, ученики поднимают руки вверх, можно при этом подняться на носки, потянуться; если неправильную руки опускают вниз с наклоном и расслаблением.

        Очень важно развить воображение учеников. С этой целью выполняется следующее упраж нение. После введения нового материала, хорового прочтения нового термина, ученикам предлагается закрыть глаза и представить, что нос вырос, как у Буратино, обмакнуть его, как в сказке, в чернила и написать как можно красивее носом в воздухе этот новый термин, это можно сделать только мысленно или с движением головы; зафиксировать перед глазами за писанное слово, запомнить  его.

        Многие ребята легко отвлекаются. С целью концентрации внимания устный счет в 5-6 клас сах можно проводить с закрытыми глазами. Особенно это хорошо удается при решении це почки примеров. Учитель читает последовательно каждый пример, ребята решают его и го товность выполнять следующий показывают поднятием руки. В конце задания (через 5-6 примеров) ребята открывают глаза, сверяют ответы. Работа проводится в быстром темпе, вы зывает интерес ребят.

        В 10-11 классе полезно предлагать учащимся представлять стереометрические модели, мыс ленно поворачивая их, рассматривая со всех сторон. Стараться представить модель как мож но более четко, удерживать ее перед мысленным взором в течение нескольких минут.

        Простейшие упражнения для глаз обязательно нужно включать в физкультминутку, так как они не только служат профилактикой нарушения зрения, но и благоприятны при неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении.

Это следующие упражнения:

1)  вертикальные  движения   глаз   вверх  вниз;

2) горизонтальное вправо влево;

3) вращение  глазами по часовой стрелке и против;

4) закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как  можно отчетливее;

5) на доске до начала урока начертить какую-либо кривую (спираль, окружность, ломаную); предлагается глазами «нарисовать» эти фигуры несколько раз в одном, а затем в другом на правлении.

        Более тысячи биологически активных точек на ухе известно в настоящее время, поэтому, массируя их, можно опосредованно воздействовать на весь организм. Нужно стараться так помассировать ушные раковины, чтобы уши «горели». Упражнение можно выполнять в та кой последовательности:

1) потягивание   за  мочки  сверху  вниз;

2) потягивание  ушной раковины   вверх;

3) потягивание ушной раковины  к наружи;

4)  круговые  движения  ушной раковины  по  часовой стрелке  и  против. В начале учебного дня, на первом уроке, можно провести точечный массаж биологически активных точек лица и головы, чтобы окончательно «разбудить» детей и задать соответст вующий рабочий настрой на целый учебный день. При массаже активизируется кровообра щение в кончиках пальчиков, что предотвращает застой крови не только в руках, но и во всем  теле,  так  как  кончики  пальцев  непосредственно  связаны  с мозгом. Массаж  проводится  в  следующей   последовательности:

1) точка  на  лбу   между бровями («третий  глаз»);

2) парные точки  по краям  крыльев носа  (помогает восстановить    обоняние);

3) точка  посередине  верхнего края  подбородка;

4) парные  точки  в  височных  ямках;

5) три  точки   на  затылке  в  углублениях;

6) парные  точки  в  области  козелка  уха. Нужно помнить, что любое упражнение может принести пользу, не оказать никакого воздей ствия, принести вред. Поэтому нужно выполнять его очень старательно, обязательно в хоро шем  настроении. В конце урока нужно обсудить не только то, что усвоено нового, но выяснить, что понрави лось на уроке, какие вопросы хотелось бы повторить, задания какого типа выполнить. Предлагая домашнее задание, учитель должен прокомментировать его, указать, что ученики должны  выполнить,  чтобы  подготовить  задание  на  «три»,  «четыре»,     «пять».