Гигиенические критерии рациональной организации урока.
статья по английскому языку (8 класс) на тему
Характеристики урока, которые можно назвать здоровьесберегающими.
а) Выполнение рекомендаций СанПиНа:
- требования к освещенности кабинета,
- требования к мебели,
- температурный режим помещения,
- уровень шума,
- место и длительность применения ИКТ.
б) Динамическая организация урока:
- физкультминутка,
- дыхательная гимнастика,
- глазная гимнастика,
- поза учащегося на уроках.
в) Психологический подход при проведении урока:
- учет индивидуальных особенностей учащихся,
- учет темперамента учащихся,
- умение работать с различными группами учащихся,
- дифференцированный подход в обучении.
г) Психологический климат урока:
- мажорность урока (эмоциональность),
- проявление доверительного подхода к ученикам,
- наличие на уроке эмоциональной разрядки,
- создание ситуации успеха.
д) Некоторые педагогические знания и умения:
- чередование различных видов деятельности (средней продолжительности и частоты),
- количество используемых на уроке методов, чередование методов,
- плотность урока,
- темп окончания урока,
- определение момента наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности,
- умение учителя оценивать процесс формирования внимания и мышления,
- умение оценивать уровень работоспособности.
е.) Формирование ЗОЖ и культуры здоровья на уроке:
- включение в учебные программы модулей по вопросам здоровья.
- постановка воспитательной задачи по привитию культуры здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
Так, в приведённой ниже таблице, отражены следующие гигиенические критерии рациональной организации урока:
№ п/п | Факторы урока | Уроки гигиенической рациональности урока |
рациональный | недостаточно рациональный | нерациональный |
1 | Плотность урока | Не менее 60% и не более 75-80% | 85-90% | Более 90% |
2 | Число видов учебной деятельности | 4 -7
| 2 - 3 | 1 - 2 |
3 | Средняя продол- жительность различных видов учебной деятельности
| Не более 10 минут | 11 - 15 минут | Более 15 минут |
4
| Частота чередования различных видов учебной деятельности
| Смена не позже через 7 - 10 минут | Смена через 11 - 15 минут | Смена через 15 - 20 минут |
5 | Число видов преподавания | Не менее 3
| 2
| 1 |
6 | Чередование видов преподавания | Не позже чем через 10 - 15 минут | Через 15 - 20 минут | Не чередуются |
7 | Наличие эмоциональных разрядок (число) | 2 - 3 | 1 | Нет |
8 | Место и длительность применения ТСО | В соответствии с гигиеническими нормами | С частичным соблюдением гигиенических норм | В произвольной форме |
9 | Чередование позы | Поза чередуется в соответствии с видом работы. Учитель наблюдает за посадкой учащихся. | Имеются случаи несоответствия позы виду работы. Учитель иногда контролирует посадку учащихся. | Частые несоответствия позы виду работ. Поза не контролируется учителем. |
10 | Физкульт - минутки | Две разминки за урок, состоящие из трех легких упражнений, по 3 - 5 повторений каждого | Одна физкультминутка за урок, с недостаточной продол - жительностью | Отсутствуют |
11 | Психологичес- кий климат | Преобладают положительные эмоции | Имеются случаи отрицательных эмоций. Урок эмоционально индифферентный | Преобладают отрицательные эмоции. |
12 | Момент наступления утомления учащихся (по снижению учебной активности) | Не ранее чем через 40 минут | Не ранее чем через 35 - 37 минут | Менее чем через 30 минут |
Для сохранения, укрепления и формирования здоровья школьников является важным не только соблюдение гигиенических критериев рациональной организации урока, но и использования в работе с учащимися нетрадиционных форм.
Всё это делает очевидным необходимость осуществления дифференциации содержания, методов, форм, средств гигиенического воспитания с учетом состояния здоровья, характерологических особенностей, темперамента, возраста.
Характеристики урока, которые можно назвать здоровьесберегающими.
а) Выполнение рекомендаций СанПиНа:
требования к освещенности кабинета,
требования к мебели,
температурный режим помещения,
уровень шума,
место и длительность применения ИКТ.
б) Динамическая организация урока:
физкультминутка,
дыхательная гимнастика,
глазная гимнастика,
поза учащегося на уроках.
в) Психологический подход при проведении урока:
учет индивидуальных особенностей учащихся,
учет темперамента учащихся,
умение работать с различными группами учащихся,
дифференцированный подход в обучении.
г) Психологический климат урока:
мажорность урока (эмоциональность),
проявление доверительного подхода к ученикам,
наличие на уроке эмоциональной разрядки,
создание ситуации успеха.
д) Некоторые педагогические знания и умения:
чередование различных видов деятельности (средней продолжительности и частоты),
количество используемых на уроке методов, чередование методов,
плотность урока,
темп окончания урока,
определение момента наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности,
умение учителя оценивать процесс формирования внимания и мышления,
умение оценивать уровень работоспособности.
е.) Формирование ЗОЖ и культуры здоровья на уроке:
включение в учебные программы модулей по вопросам здоровья.
постановка воспитательной задачи по привитию культуры здоровья.
Работоспособность учащихся выше в классе, где создан благоприятный микроклимат путём постоянного проветривания через фрамуги, окна (даже зимой).
Следует помнить, что формирование хорошей осанки - основная цель при подборе мебели для каждого ребенка ведь учебный процесс связан не только с умственным, но и с физическим напряжением, так как даже сидение за партой вызывает значительное напряжение мышц спины, шеи, живота.. Необходимо постоянно объяснять ребятам, что удобнее и полезнее сидеть прямо.
Хорошо подобранная мебель позволяет ученикам сохранять правильную рабочую позу, при которой нагрузка равномерно распределяется на правую и левую части тела.
Присмотритесь к детям - на одном ли уровне у них лопатки, нет ли отклонений позвоночника в ту или иную сторону. И почаще напоминайте им, как правильно сидеть за партой. Постоянное внимание и контроль за рабочей позой учащихся позволит сохранить им хорошую осанку на всю жизнь. Здоровье ребенка напрямую связано с его душевным равновесием и эмоциональным благополучием.
Ребенок, находящийся в спокойном, уравновешенном состоянии, меньше болеет, легче переносит случившиеся заболевания, быстрее выздоравливает.
http://www.bigpi.ru/schools/ljxm_20071023085954.doc
Как сохранить здоровье при работе с компьютером
Как снизить вредность компьютера
1. Снижение утомляемости глаз: - хороший дисплей 15 дюймов (14 и 17 дюймовый мониторы более утомительны);
правильное расстояние до дисплея (45-60 см); - чтобы избавиться от бликов на экpане от дополнительных источников света они должны использоваться только для подсветки документов.
Естественный свет должен падать сбоку (слева)
-.вpемя непpеpывной pаботы с монитором: для взpослого - 2 часа; для pебенка -до 30 минут(10-15 мин. младшие школьники);
пеpеpыв - не менее 15 минут - ограничение времени игр и работы в Интернете (самое вредное для зрения);
- поощрение мультимедиа со звуком (расслабляет зрение).
2. Снижение физического утомления (стесненной позы): - специальный компьютерный стул на газпатроне, без подлокотников; - специальный компьютерный стол с выдвижной доской под клавиатуру.
3. Снижение психического напряжения: - ограничение времени игр и работы в Интернете;
- регулярные перерывы по 15 минут через каждые 30 минут.
4. Снижение электромагнитного излучения: - установка монитора задней стенкой к стене;
- исключение пыли в помещении;
- умывание холодной водой после работы.
-.понижение в воздухе концетpации легких аэpоионов и повышение тяжелых аэроионов при работе монитора вызывает головные боли.
Необходимо хоpошо пpоветpивать помещение и ,пpи возможности, установить ионизатоp.
5.КАК ПРЕДОХРАНИТЬ СЕБЯ И БЛИЗКИХ ОТ ВРЕДНЫХ ВОЗДЕЙСТВИЙ МОНИТОРА?
Принимайте во внимание характеристики монитора при его приобретении ! Желательно приобретать монитор со следующими характеристиками:
1) нелинейность гоpизонтальной и веpтикальной pазвеpток должна быть не более 1 пpоцента.
2)яpкость свечения экpана электpонно-лучевой тpубки должна составлять не менее 100 кд/кв.м.
3)изменение яpкости по площади экpана - не более 70 пpоцентов.
4)постоянное электpостатическое поле высокой напpяженности не более 500 В/м по всем стандаpтам.
5) Пеpеменное электpомагнитное поле высокой напpяженности - не более 10/1 В/м (MPR II - 25/2,5).
Примечание : Уровень электрического и магнитного полей регламентируется несколькими междунаpодными стандаpтами безопасности монитоpа - наиболее мягкий -MPR II, сpедний - TCO 92 , наиболее жесткий - TCO 95. Стандарты MPR и TCO различаются тем, что в MPR II нормы интенсивности электромагнитного поля соответствуют таковым в ТСО, но замеряются не на 30 см от экранной поверхности, а на 50 см.
Самым безопасным для глаз монитором является монитор на жидких кристаллах и жидкокристаллический проектор, затем следуют профессиональные 15-дюймовые мониторы, 17-дюймовые мониторы и 14-дюймовые мониторы.
Завершают список устаревшие мониторы с диагональю 14 дюймов выпуска ранее 1997 года. Условно нагрузку на зрение можно распределить так:
Устаревший монитор 100% Современный монитор 14 дюймов 70% Современный монитор 17 дюймов 60% Современный монитор 15 дюймов (типа View Sonic G655) 40% Цветной ЖК монитор 20% Черно-белый ЖК монитор или ЖК проектор 15%
Следовательно, час игры на устаревшем мониторе по нагрузке на зрение равноценен двум часам игры на хорошем мониторе.
Общие нормы нагрузок для детей при работе с компьютером: Если Вы внимательно прочитали все вышеизложенное, то поняли, что безопасная продолжительность работы ребенка за компьютером зависит от многих обстоятельств.
При хорошем оборудовании рабочего места и правильном подборе рода занятий время безопасной работы может быть значительно продлено, в два-три раза по сравнению со старыми нормами. И, наоборот, при плохой организации рабочего места даже общепринятые нормы могут быть вредны для здоровья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рациональная организация урока математики с позиции здоровьесбережения
От правильной организации урока, уровня его гигиенической рациональности во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать...
Презентация "Рациональная организация урока математики с позиции здоровьесбережения"
От правильной организации урока, уровня его гигиенической рациональности во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умств...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/01/picture-71888-1349094742.jpg)
Дистанционное обучение.Гигиенические требования к организации работы с персональным компьютером
В целях предотвращения неблагоприятного влияния вредных факторов трудового процесса на здоровье пользователей персональными компьютерами (далее ПК) необходимо соблюдать ряд рекомендации при орг...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/15/picture-71412-1353002264.jpg)
Гигиенические критерии рациональной организации урока
Обеспечение здоровьесберегающей организации учебного процесса в общеобразовательной школе дает возможность сформировать устойчивые потребности и ценностные ориентации школьников к сохранению и у...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/03/picture-359851-1386056730.jpg)
Статья "Рациональная организация урока — важнейший фактор оптимизации учебной нагрузки учащихся"
Статья (информационный материал), поможет учителю рационально организовать урок....
![](/sites/default/files/pictures/2022/12/25/picture-1446123-1671978383.jpg)
СТАТЬЯ Рациональная организация урока с позиции здоровьесбережения
СТАТЬЯ Рациональная организация урока с позиции здоровьесбережения...