Главные вкладки

    Статья "Рациональная организация урока — важнейший фактор оптимизации учебной нагрузки учащихся"
    по теме

    Плотников Андрей Николаевич

    Статья (информационный материал), поможет учителю рационально организовать урок.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon ratsionalnaya_organizatsiya_uroka.doc54.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Рациональная организация урока — важнейший фактор оптимизации учебной нагрузки учащихся

    Плотников А.Н. учитель первой квалификационной категории

    Успешность обучения в школе определяется уровнем здоровья, с которым ребенок пришёл в школу, что является исходным фоном на старте обучения. В дальнейшем не менее важна и правильная организация учебной деятельности.

    Психическое и физиологическое состояние школьников в значительной мере зависит от структуры урока и характера организации деятельности учащихся.

    Для предупреждения физической перегрузки учащихся необходимо:

    1. соотносить содержание урока и величину нагрузки с состоянием здоровья, уровнем физической подготовленности, возраста и пола учащихся;
    2. методически правильно строить урок с выделением отдельных структурных частей:
    1. подготовительной (5—10 минут),
    2. основной (25— 30 минут),
    3. заключительной (3—5 минут);
    1. обеспечивать оптимальную общую и моторную плотность урока, регулировать физиологическую нагрузку учащихся.

    Реализация ниже перечисленных принципов создаст условия для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха, повысит эффективность учебного процесса, снимая при этом чрезмерное функциональное напряжение и утомление:

    • соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной, и внеучебной нагрузки (домашние задания) учащихся на всех этапах обучения;

    • использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям учащихся (использование методик, прошедших апробацию);

    • введение любых инноваций в учебный процесс только под контролем специалистов;

    • строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств в обучении (компьютер, аудио-визуальные средства);

    • рациональная и соответствующая требованиям организация уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера в начальной школе;

    • индивидуализация обучения (учет индивидуальных особенностей развития), работа по индивидуальным программам в старших классах.

    Рассмотрим первый принцип: принцип гигиенически правильной организации урока, который дает возможность длительно поддерживать умственную работоспособность школьников на высоком уровне, поэтому психогигиеническая оптимизация школьного урока является основой профилактики утомления учащихся.

    Факторы урока

    Уровни рациональности урока

    Рациональный

    Недостаточно рациональный

    Нерациональный

    1

    Санитарно-гигиенические условия урока:

    • воздушно-тепловой режим;
    • освещенность;
    • соответствие мебели росту учеников;
    • чистота и эстетика кабинета;
    • цветовая гамма кабинета.

    Соответствуют нормам СанПИНа

    Не соответствуют нормам СанПИНа по одному из факторов.

    Несоответствие нормам СанПИНа по нескольким факторам

    2

    Плотность урока, т.е.  количество времени, затраченного школьниками на учебную работу

    Не менее 60% и не более 75-80%

    85-90%

    Более 90%

    3

    Количество видов учебной деятельности

    4-7

    2-3

    1-2

    Частота чередования различных видов деятельности

    Смена не позже чем через 7-10 минут

    Через 11-15 минут

    Через 15-20 минут

    Количество видов преподавания

    Не менее 3-х

    2

    1

    Наличие физкультминуток

    На 20-35 мин. Урока по 1 мин. Из 3-х легких с повторением каждого.

    1 физкультминутка с неправильным содержанием и продолжительностью

    отсутствуют

    8

    Психологический климат

    Преобладают положительные эмоции

    Урок эмоционально индифферентный

    Преобладают отрицательные эмоции.

    9

    Наступление утомления учащихся

    Не ранее 40 минут

    Не ранее 35-37 минут

    До 35 минут

    10

    Взаимоотношения «учитель-ученик», стиль общения

    Демократический

    Демократический с проблемами организации сотрудничества

    Авторитарный попустительский

    При организации урока необходимо учитывать динамику работоспособности учащихся.

    Сравнительная таблица работоспособности на уроке

    Этапы урока

    Без ТСО

    С ТСО

    врабатывание

    3—5 минут

    5 мин

    период самой высокой работоспособности

     5—10 минут

    25–35 мин

    период компенсаторной перестройки

    2—3 минуты

      5 - 15 мин

    период средней работоспособности

    5—10 минут

    период непродуктивной работы.

    от 17 до 30 минут

    -

    Таким образом, использование новых технических и аудиовизуальных средств повышает наглядность обучения и создает, казалось бы, условия для сохранения оптимальной работоспособности. Но с другой – технические средства обучения (ТСО) увеличивают объем информации, получаемой учащимися по сравнению с обычными уроками. И хотя форма подаче ее более наглядная, повышает внимание и интерес учащихся к изучаемому материалу, возросший объем информации увеличивает напряжение, темп работы, возрастает нагрузка на зрительный и слуховой анализаторы.

    Использование компьютеров в старших классах приводит к большей утомляемости, в основе которой лежит несколько причин:

    1) за то же время, что и при традиционных формах обучения, дается больший объем информации и

    1. хотя форма и способ подачи его более наглядны, высокая плотность передачи знаний (при отсутствии обратной связи) затрудняет процесс восприятия.

    Неблагоприятное изменение работоспособности и функционального состояния организма учащихся отмечается главным образом под влиянием:

    а) видеофрагментов или работа с ПК длительностью свыше 25–35 мин (в зависимости от предмета);

    б) преобладания в передаче слова над изображением, а также слишком большого количества схем, печатного текста, диаграмм, вызывающих значительное напряжение зрительного анализатора;

    Плотников А.Н., МОСШ №3 г. Белоярский


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Воспитание личности школьника -важнейшее условие оптимизации учебного процесса

    Данная презентация  поможет подготовиться к выступлению на педсовете, методическом семинаре....

    Статья "Организация урока как фактор повышения качества образования"

    Статья рассматривает факторы повышения качества образования...

    Организация урока как фактор, повышения качества образования

    Материал раскрывает общие подходы к форированию целей и задач урока, его структурной организации....

    Общая характеристика режима дня и учебной нагрузки учащихся 10-х классов.

    Режим дня — это распределение времени на все виды деятельности и отдыха в течение суток с учетом возраста и состояния здоровья.В основе рационального режима — закономерности д...

    "Создание ситуации успеха как важного фактора формирования учебно-познавательных умений учащегося"

    Материал содержит описание форм и методов, используемых на уроках истории и обществознания для создании ситуации успеха как важного фактора формирования учебно-познавательных умений учащегося. Бо...