Футбол как фактор совершенствования технических навыков и умений
методическая разработка по физкультуре на тему

Петухов Виктор Николаевич

Оздоровительная и развивающая направленность футбола  как фактор совершенствования технических навыков и умений у младших школьников во внеурочное время

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение                                                                                 «Рамешковская средняя общеобразовательная школа»                                                                                            Рамешковского района Тверской области

Учитель физической культуры высшей категории

Петухов Виктор Николаевич

Тема: «Оздоровительная и развивающая направленность футбола                                                                     как фактор совершенствования технических навыков и умений                                                     у младших школьников во внеурочное время».

                                                       Рамешки

                                                          2014г.

                                                   

Содержание:

1. Актуальность  и обоснованность темы.

 Медицинские данные специалистов и личные наблюдения о состоянии здоровья школьников на современном этапе.

2. Футбол  как  эффективное средство оздоровительной и воспитательной работы.

3. Особенности организации тренировочного процесса.

4. Результативность.

5. Библиография.

        

  1. Актуальность и обоснованность  темы. Медицинские данные специалистов и личные наблюдения о состоянии здоровья школьников на современном этапе

Современному школьнику, проводящему основную часть дня на уроках в школе и за подготовкой домашних заданий, приходится выдерживать большие умственные нагрузки. Такая ситуация, о которой уже не один день бьют тревогу педагоги, врачи и учёные опасна, прежде всего, создающимся дефицитом двигательной активности. Более того, по данным Министерства образования и Министерства здравоохранения Российской Федерации, Научно-исследовательского института педиатрии Российской академии наук, двигательная активность детей с поступлением в школу снижается наполовину, имея тенденцию дальнейшего понижения от младшего возраста к старшему. Вследствие острого дефицита двигательной активности нарушаются защитные функции организма учащихся. Не секрет, что сегодня у большинства школьников наблюдаются ухудшение деятельности сердечнососудистой и дыхательной систем, зрения, нарушение обмена веществ, снижение сопротивляемости к различным заболеваниям. Проведенные обследования показывают, что на сегодняшний день лишь 15% детей школьного возраста могут быть признанны здоровыми, 50% учащихся имеют отклонения в здоровье, а 35% страдают хроническими заболеваниями. Примерно такие цифры характерны и для Рамешковской средней школы. Также известно что, около 90% детей имеют отклонения в физическом и психическом развитии, 30-35% детей, поступающих в школу, уже имеют хроническое заболевания,  за годы обучения в школе в 5 раз возрастает число детей с нарушением зрения и осанки, в 4 раза увеличивается количество нарушений психического состояния здоровья, в 3 раза увеличивается число детей с заболеваниями органов пищеварения, до 80% юношей призывного возраста по медицинским критериям не готовы к службе в Вооруженных Силах.

Естественно, что в условиях повышенной учебной нагрузки и дефицита двигательной активности учащихся важнейшую роль играет эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы в школе, в том числе во внеурочное время. Ведь именно систематические занятия физическими упражнениями способствуют физическому и физиологическому развитию растущего организма школьников, формируют у них разнообразные двигательные умения и навыки. Вот почему в числе первостепенных задач, стоящих сегодня перед педагогами, родителями и общественностью - необходимость создания таких условий, при которых школьники различного возраста смогли бы регулярно заниматься физическими упражнениями. Приоритетным направлением в своей работе я считаю не только занятия детей на уроках физической культуры, но  и на занятиях школьников в кружках и секциях во внеурочное время. По моему мнению, внеурочные занятия и система дополнительного образования имеют больше возможностей для привлечения детей к спортивно-массовой работе. Ни для кого не секрет, что в настоящее время прослеживается тенденция к снижению интереса к физическому труду, к регулярным  занятиям физическими упражнениями.      

Считаю, что приобщать к физкультуре детей лучше всего с  младшего школьного возраста. Игра для малышей  - самое действенное и любимое занятие. Наиболее популярными являются спортивные игры и игровые упражнения с мячом, которые вызывают астенические эмоции и предъявляют высокие требования к восприятию, вниманию, мышлению и памяти. Игровые упражнения способствуют формированию гармонично развитой личности, более энергичной и уверенной в себе.

             

2. Футбол  как  эффективное средство оздоровительной и воспитательной работы

В ряду наиболее эффективных средств физкультурно-оздоровительной работы со школьниками во внеурочное время футбол занимает видное место. И это не случайно. В первую очередь, эта игра неприхотлива. В футбол можно играть не только на стадионе, но и в спортивном зале, на баскетбольной площадке или в хоккейной «коробке».

Практически можно использовать любое ровное место. Однако, несмотря на свою простоту, эта игра обладает рядом интереснейших особенностей, делающих ее особенно привлекательной именно для школьников.

Характеризуя деятельность человека при игре в футбол, можно отметить  его типичные психофизиологические особенности. В их числе тонкая дифференцировка двигательных ощущений и ощущение равновесия. Выполняя игровые приемы / передача, ведение мяча и др. /, игрок  регулирует свои движения и мышечные усилия, оценивая расстояние между собой, другими игроками и мячом, что требует усилия, оценивая расстояние между собой, другими игроками и мячом, что требует развития зрительно- моторной координации.

          Во время игры необходимо держать в поле зрения как можно больше игроков, следить за их перемещением на площадке, движением  мяча и ориентироваться в своих действиях при различных ситуациях. Всё это требует развитой способности к зрительному восприятию расширенных границ поля зрения, оперативного мышления и точности глазомера, показателя которых у игроков более чем вдвое выше, чем у представителей других видов спорта. Кроме того, игра футбол предъявляет повышенные требования и к волевым чувствам: целеустремленности и настойчивости, выдержке и самообладанию,  решительности и смелости, инициативности и дисциплинированности. Игры с мячом способствуют гармоничному  развитию человека и укреплению его здоровья.

Одна из разновидностей футбола - мини- футбол, игра более динамичная, без вынужденных остановок и пауз. В ней забивается довольно много голов, мяч во время игры практически не покидает площадку. Сегодня в футбол с увлечением играют не только мальчики, но и девочки. Эта игра получила всеобщее признание, стала еще краше и привлекательней. Словом, сегодня эта поистине народная игра на подъеме.

Известно, что в свое время, играя в футбол по упрощенным правилам, познавали тайны техники и тактики такие выдающиеся мастера отечественного футбола, как Лев Яшин, Никита Симонян, Валентин Иванов, Эдуард Стрельцов и многие другие.

Футбол является массовой и наиболее популярной игрой среди детей и юношей. Он способствует развитию основных двигательных качеств: быстроты и точности движений, ловкости, силы и выносливости.

Огромная тяга детей к футболу позволяет использовать этот вид спорта не только как средство физического развития, но и как важный фактор воспитательного, педагогического воздействия. В процессе занятий футболом воспитывается ряд ценных морально-волевых качеств: коллективизм, целеустремленность, выдержка, самообладание, дисциплинированность. Таким образом, в моей практике, воспитательная работа является одним из важных разделов подготовки юных футболистов. Я, как тренер строю свою работу в тесном контакте родителями, классными руководителями и общественностью.

Дети совершают произвольные движения, но, как правило, сознательного регулирования и управления собой у них еще нет. Для детей 8-10 лет характерна неосознанность интересов и мотивов. В связи с этим одной из важных задач в воспитательной работе является создание у детей стойкого интереса к занятиям футболом. Для этого можно, например, практиковать коллективные посещения футбольных матчей. Следует учесть, что особый интерес у детей вызывают игры их сверстников. Поэтому я приглашаю ребят на просмотры соревнований детских и юношеских команд. При этом комментирую игру. Действенным средством развития интереса к футболу являются встречи с участием известных футболистов.

Также мы вместе с детьми широко используем обсуждение футбольных матчей, наблюдаемых по телевизору. При обсуждении которых, я главным образом, фиксирую внимание детей на общем ходе игры и ее результатах, подчеркивая при этом все лучшее, что присуще игре в футбол.

В процессе подготовки и соревнований у детей хорошо формируются такие качества, как целеустремленность, выдержка и самообладание, коллективизм и дисциплинированность.

        Особое значение имеет воспитание у детей целеустремленности, которая является необходимой предпосылкой для успешного формирования всех других качеств воли. Для этого необходимо следующее: ставить перед детьми конкретные цели; многократно повторять   изучаемые приемы техники и тактики игры; широко использовать соревновательный  метод для закрепления изучаемых технических приемов.

        Учитывая возрастные особенности школьников младшего возраста, я особое внимание уделяю формированию у детей выдержки. Для этого целесообразно использую игру на уменьшенных площадках и игровые упражнения, носящие соревновательный характер, подвижные и спортивные игры, упражнения по физической подготовке, связанные с преодолением трудностей.

В процессе этих игр и занятий физическими упражнениями любые факты несдержанности детей (обида на товарища, допустившего просчет в игре, излишне бурное проявление чувств, в случае успеха или неудачи, преднамеренное искажение непонравившегося упражнения и др.) необходимо своевременно подмечать, проводить беседы, разъяснения и т.п.

В тоже время нужно помнить, что преднамеренные нарушения порядка и правил поведения детьми очень редки, поэтому нет ни какой необходимости прибегать к строгим мерам наказания. В таких случаях достаточно замечания, предупреждения.

Футбол требует от игроков высокой дисциплины и в тоже время предоставляет широкие возможности для воспитания этого волевого качества. Дисциплинированность неразрывно связана с воспитанием всех остальных волевых качеств, поэтому воспитанию дисциплинированности я уделяю первостепенное внимание. В этих целях следует требовать сознательного и систематического выполнения детьми футбольных правил во время игры, допускать ребят на занятия по футболу только в спортивной форме, приучать юных футболистов к самоконтролю за выполнением установленного режима дня. Необходимо постоянно изучать детей, узнавать их желания, интересы и способности. Во время игры рекомендуется наблюдать, как дети проявляют себя в различных игровых ситуациях, как воспринимают игру. В процессе занятий следует воспитывать у детей бережное отношение к спортивному инвентарю и оборудованию.     Воспитательная работа должна проводиться как в ходе учебно-тренировочных занятий, так и во внеучебное время. При этом я практикую следующее: индивидуальные беседы с юными футболистами; встречи и беседы с родителями детей: коллективные походы в кино, на концерты, к памятникам боевой славы, общественно полезная работа (подготовка к занятиям спортивной площадки, оборудования, инвентаря и др.).    

В беседах с родителями необходимо определить комплекс единых требований, предъявляемых к  воспитаннику как со стороны тренера, так и со стороны семьи. Я приглашаю родителей на учебно-тренировочные занятия.

Стремление детей заниматься футболом следует использовать для улучшения их учебы в школе. Поэтому я систематически проверяю дневники и поддерживаю связь с классными руководителями, все это эффективно помогает классным руководителям и школьным преподавателям. Данные же, полученные от учителей, я использую для индивидуальной воспитательной работы. Тесная связь с семьей и школой позволяет в большей мере осуществлять всестороннее воспитание юного футболиста. Тренер для занимающихся должен быть примером во всем. Особое значение в воспитательной работе имеет доброжелательность, терпение и выдержка педагога.

3. Особенности организации тренировочного процесса

         При планировании школьной программы по физической культуре мною предусмотрено 16 часов на изучение  футбола.

        Во внеурочное время провожу тренировки с двумя возрастными группами по авторской программе.

        В своей практике я использую набивные мячи, скакалки, легкоатлетические барьеры, которые можно использовать и в качестве ворот, отражающие стенки, переносные мишени, подвесные мячи, переносные ворота. Большое значение в моей работе для успешного обучения техническим приемам имеют игровые мячи. По весу и размеру они соответствуют возрасту занимающихся. Для обучения техники обводки я использую стойки. При отработке точности ударов, в качестве мишени, применяю кегли, набивные мячи.

        Я устраиваю игру, расставив кегли между двумя командами и сбивая их на сторону соперника ударами мяча. Победителю можно присвоить звание «Лучший снайпер».

        В целом же, организация тренировочного процесса во внеурочное время роднится со схемой урока, но проводится со значительным увеличением объёма нагрузки и технического арсенала. В него также входят 3 части: подготовительная, основная и заключительная. Занятия я начинаю с подготовительной части, целью которой является вовлечение в работу наибольшего числа мышечных  групп и подготовка к предстоящей нагрузке. Для разминки использую простые и доступные общеразвивающие, а также специальные упражнения с мячами, тесно связанные с футболом, который не только способствует физическому развитию, но улучшает внимание, ориентировку в пространстве .

        Так как наша школа находится в сельской местности, в разминке я использую местный рельеф, включаю кроссы по пересеченной местности,

провожу бег змейкой между деревьями.

        Для развития силы рук, плечевого пояса, спины я применяю сгибание и разгибание рук в упоре лежа. Это упражнение способствует формированию правильной осанки, улучшает форму груди. А также выполняем подтягивание, упражнения с эспандерами, гирями, гантелями, штангой.

        Большое внимание я уделяю упражнениям для мышц ног. Это такие упражнения, как поднятие тела на носки, прыжки вверх  с места, со скакалкой. Большую эффективность оказывает метание набивных мячей ногами, что способствует увеличению мышечной массы, силы, прыгучести,  укреплению связок голеностопного сустава. Упражнения  для  мышц ног не только полезны для профилактики плоскостопия, но и улучшают состояние систем кровообращения и дыхания. Хорошо развивает мышцы бедра бег с подъёмом и спуском с горы.

        В основной части занятия я провожу игровые упражнения  для того чтобы избежать травм.

        Футбол характеризуется кратковременными отрезками двигательной активности различного рода / от изометрической работы до мгновенных ударов и передач мяча /. Поэтому для их энергообеспечения требуются как аэробные, так и анаэробные условия. Таким образом, игровые упражнения способствуют повышению и аэробных, и анаэробных процессов и, благодаря этому обеспечивают значительный оздоровительный эффект.

        Я начинаю оздоровительные занятия игровой направленности с развития аэробных возможностей. В этом случае я решаю сразу две задачи : во-первых  - укрепляется здоровье за счет развития сердечно-сосудистой и дыхательной систем, во-вторых - создается основа для воспитания специальных видов выносливости . В случае, если у ученика низкие аэробные возможности, то не может быть речи о тренировочной работе с целью повышения анаэробных возможностей . В качестве средств тренировки применяются  разнообразные игровые упражнения , выполняемые в однократном или повторном режимах.

                                    Упражнения аэробной направленности                                

          / на примере оздоровительных упражнений с футбольным мячом /

           

  1. Ведение мяча.
  2. Ведение мяча жонглированием ногами.
  3. Ведение мяча жонглированием  головой.
  4. Упражнение выполняется в парах на расстоянии 10-16 м друг от друга. Игроки А и Б продвигаются по кругу с передачей мяча друг другу в одно касание.

5.     Игроки А и Б продвигаются по кругу на расстоянии 5-10 м друг от друга, выполняя передачи мяча головой.

6.    Ведение мяча по кругу с игрой « в стенку» и ускорением к мячу.

7.    Передачи в одно касание в тройках .

8.    Игра на площадке 20х20 м «Четыре против двух» 4х2 . Четыре игрока передают мяч друг другу. Пятый и шестой игроки пытаются отобрать его у них. Если им удается это сделать или, если мяч покинет пределы площадки, в процессе передач, один из игроков (в порядке очередности) меняется местом с тем  игроком, который последним коснулся мяча. Передавать мяч можно после одного касания или после неограниченного количества касаний с возвратом тому же партнеру или другому.

9.    Игра в мяч на волейбольном поле.

        Комплекс упражнений, направленных на совершенствование анаэробных возможностей, благодаря которым человек может показать высокую работоспособность при выполнение нагрузки длительностью не более 2-3 мин.:

  1. Бег по периметру равностороннего треугольника со стороной 20 м. На одной стороне две стойки, на другой барьер высотой 30-40 м. Игрок стартует, обегает две стойки, далее прыгает через барьер и финиширует у места старта.
  2. Игроки А и Б с расстояния 30м. ведут мячи на встречу друг другу. Перед контрольной линией посылают мячи вперед по ходу движения, резко разворачиваются и бегут за мячом, посланным партнером.
  3. Игроки А и Б в парах двигаются по разметке центрального круга. Игрок из центрального круга делает передачу в сторону ворот. Игроки стартуют, первый кто овладевает мячом, бьёт по воротам.
  4. Передача мяча на выход с последующим ударом по воротам. Первые номера в колоннах делают рывок, получают передачу от своих партнеров и производят удар по воротам.
  5. Передача мяча в тройках со сменой мест. Игрок Б передает мяч В и рывком устремляется на его место. Игрок В передает мяч А и делает ускорение на его место. Игрок А передает мяч В, переместившись на место В, и так далее.
  6. На расстоянии 15 -20 м одна от другой устанавливаются две стойки. Игрок А передает мяч игроку Б и обегает свою стойку: игрок Б двигается навстречу мячу, возвращает его партнеру и обегает свою стойку.

Обучение технике игры в футбол целесообразно начинать с ведения мяча по прямой носком и подъёмом, а затем внутренней и внешней стороной стопы по дуге, с обводкой стоек, используя начерченные на земле или в зале линии (мелом). Одновременно в процессе ведения мяча по прямой разучивают остановки мяча подошвой, а при ведении мяча с изменением направления – внутренней и внешней стороной стопы. Только после этого я перехожу к изучению и опробованию остановок мяча в различных сочетаниях: ведение  - остановка мяча, ведение с передачами мяча игроку на месте и в движении.  

Обучение техническому приему необходимо начинать с показа (2 – 3 раза) и объяснения, после чего дети приступают к опробованию упражнения, при этом я подмечаю ошибки и даю рекомендации к их устранению. Затем разучиваю игровые приемы с последующим усложнением игровых упражнений.

Например, на расстоянии  10 – 12 м друг от друга ставлю гандбольные ворота.  В них – двое футболистов с мячами. Игрок подбрасывает мяч и ударом серединой подъема посылает его в противоположные ворота, готовясь принять мяч от соперника. Цель: кто забьет больше мячей за определенное время?

       Объясняя технический прием, необходимо рассказать ребятам о его тактическом назначении в игре.

       Мой основной принцип при изучении тактических приемов: теория и практика должны идти параллельным курсом. Согласно современным понятиям внутри команды должна царить гармония между игрой защиты и нападения. Поэтому сейчас все большее значение приобретают единая командная тактика, характеризующая игру команды в целом. Наиболее эффективный способ обучения тактике – тренировочные игры в двое ворот. Перед началом игры с моей стороны определенные тактические задания получает вся команда, отдельные группы (по линиям), а также каждый игрок персонально. Через каждые 10 минут я приостанавливаю игру и кратко (в течение 1 – 2 мин) оцениваю действия моих подопечных. Иногда я вмешиваюсь, когда вижу повторяющиеся ошибки, в выборе игроками тактического решения. Правильно выбранная тактика игры во многом способствует успешному выступлению команды. В практику моей работы вошло регулярное обсуждение всеми участниками тренировочного процесса положительных и отрицательных сторон тактико-технической подготовки.

В третьей, заключительной части я провожу двухсторонние игры. С Целью успешного претворения в игру тактико-технических навыков футболистов, я стремлюсь разнообразить двухсторонние игры.  Условия игры должны быть такими, чтобы футболисты как можно чаще (в том числе и в облегченных условиях) выполняли изучаемые тактические приемы. Этой цели служат так называемые управляемые игры: футбол в два и три касания (для освоения быстрой игры), игра с 2 – 3 нейтральными (для обучения выбору места), игра в одно касание (для развития способности к ориентированию) и т.д.

Для отработки численного перевеса в атаке я даю задание подключаться полузащитникам и крайним защитникам к атаке, с последующим возвращением на исходные позиции. Индивидуальные и групповые тактические действия я совершенствую в игровых упражнениях на ограниченном участке поля, где участвуют две неравные или равные по количеству противоборствующие группы игроков (4х2, 3х2, 3х3, 4х4 и др.), а также в играх в одни ворота, когда 2 – 4 нападающих должны обыграть 1 – 3 защитников и забить мяч в ворота.

По окончании учебного года футболисты сдают контрольно-переводные нормативы:

  1. Бег на 30м выполняется с высокого старта (мяч на линии старта); ведение осуществляется любым способом; на дистанции делается не менее трех касаний мяча, не считая остановки за линией финиша. Время фиксируется с момента старта до пересечения игроком (вслед за мячом) линии финиша.
  2. Удар по мячу ногой на дальность выполняется правой и левой ногой ( по неподвижному мячу) с разбега любым способом. Измерение дальности полета производится от места удара до точки первого касания мяча землю. Для удара каждой ногой делается 3 попытки. Засчитывается лучший результат ударов каждой ногой. Конечный результат определяется по сумме лучших ударов обеими ногами.
  3. Жонглирование мячом выполняется ударами серединой подъема, внутренней и внешней стороной стопы, бедром правой и левой ноги, головой в любой последовательности, не повторяя один способ удара два раза подряд. С 13 лет необходимо обязательно выполнять не менее одного удара головой, правым и левым бедром (даются 3 попытки).
  4. Удары по мячу ногой на точность попадания выполняются с разбега любым способом по неподвижному мячу правой и левой ногой с расстояния 17м (учащиеся 11 – 14 лет с расстояния 11м). Мячом необходимо попасть в прямоугольник высотой 120см и шириной 250см, обозначенный лентами или стойками. Выполняется по 5 ударов каждой ногой. Учитывается сумма попаданий.
  5. Ведение мяча с обводкой стоек и ударом по воротам выполняется с линии старта ( 20м от линии штрафной площади) следующим образом: ведение по прямой, обводка змейкой 4 стоек ( первая) а линии штрафной площади, далее к центру через каждые 2м еще 3 стойки, и, не доходя до 11-метровой отметки, удар по воротам. Время фиксируется с момента старта до пересечения мячом линии ворот. Упражнение не засчитывается, если мяч не забит в ворота. Из трех попыток засчитывается лучший результат.
  6. Бросок мяча руками на дальность выполняется по коридору шириной 3м. Разбег – не более 4-х шагов. Если мяч упал за пределами коридора, результат не засчитывается. Учитывается лучший результат из трех попыток.  

   

№ п/п Перечень нормативов

Возраст (лет)

11

12

13

14

15

16

17

1. Бег на 30 м с мячом (с)

7.8

7.4

7.0

6.6

6.2

5.9

5.7

2. Удары по мячу ногой на дальность (м)

32

36

40

44

48

52

56

3. Жонглирование мячом (кол-во ударов)

6

8

10

12

14

16

20

4. Удары по мячу ногой на точность попадания (число попаданий)

2

3

4

5

6

7

7

5. Ведение мяча с обводкой стоек и ударом по воротам (с)

9.4

9.2

9.0

8.6

8.1

7.7

7.4

6. Бросок мяча руками на дальность

10

12

13

16

17

18

20

 

  Ответственным периодом тренировки является подготовка юных футболистов к соревнованиям.

Юные футболисты испытывают перед соревнованием и во время него сложное эмоционально- волевое состояние, которое может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на их игровые действия. Бывают случаи, когда более сильные команды играют ниже своих возможностей и проигрывают более слабым. Эти срывы часто определяются психологическими факторами, которые гораздо труднее выявить и учесть, чем, например, степень физической, технической и тактической подготовленности юных футболистов.

Психологическое состояние юного футболиста и последующие его действия зависят от взаимодействия эмоциональных и волевых компонентов. Так как для достижения победы при прочих равных условиях необходимы высокие, нередко максимальные, напряжения воли юного спортсмена.

Положительные эмоции (хорошее настроение, уверенность в победе и др.) укрепляют волю юного спортсмена, способствуют более высоким её напряжениям. И наоборот, отрицательные эмоции (подавленность, неуверенность, боязнь поражения и пр.) могут неблагоприятно сказаться на психике юного футболиста.

Вполне понятно, что основной задачей психологической подготовки юного спортсмена к предстоящему соревнованию является формирование у него наибольшей готовности к максимальным напряжениям воли для преодоления всех трудностей, возникающих в процессе соревновательной борьбы.

Психологическая готовность юных спортсменов характеризуются следующими основными моментами:

  1. наличием активного стремления к достижению победы, которое возникает на основе не только одного желания игрока одержать победу, но и сознания важности и необходимости в успехе, и это побуждает юного футболиста к интенсивным напряжениям воли для преодоления всех трудностей и препятствий. И чем активнее это стремление, тем в большей степени футболист способен к максимальным волевым усилиям в процессе игры;
  2. наличием твердой и обоснованной уверенности футболиста в своих силах и силах своей команды, появление которой становится возможным лишь в том случае, если

игрок имеет высокую степень тренированности.

Два эти фактора взаимосвязаны. Например, уже перед началом матча игроку очень важно настроиться на победу, быть уверенным в своих силах. В этом случае он вступает в соревнование с полной мобилизацией своих сил. И даже временные неудачи в ходе соревнования не смогут снизить его психологический настрой на победу, а наоборот, заставят ещё больше мобилизоваться и активнее включиться в борьбу. У такого спортсмена не будет наблюдаться состояния подавленности (« стартовая апатия») или перевозбуждения (« стартовая лихорадка»).Чувство неуверенности связано с мыслью о поражении. И вот здесь тренер должен своевременно помочь юному футболисту преодолеть себя. В противном случае активная борьба юного игрока становиться невозможной, что приведет к снижению его работоспособности, а следовательно, и к поражению.

Основными задачами психологической подготовки юного футболиста к предстоящей игре являются:

а)        формирования у него активного стремления к достижению победы на основе повышения ответственности за результат игры;

б)        укрепление уверенности юного футболиста в своих силах и команды в целом;

в)        предупреждение у него нервного перенапряжения и переутомления ( чтобы не было неприятного пред игрового состояния, необходимо избегать частых напоминаний о предстоящей игре).

        Уверенность в своих силах и возможность одержать победу могут быть достигнуты следующими средствами:

  1. правильной оценкой сил как отдельных игроков соперника ,так и команды в целом ( недооценка соперника ведет к самоуспокоенности, переоценка - к неуверенности);
  2. ясными и конкретными заданиями перед матчем, чтобы футболист мог представить себе весь ход предстоящей игры, а также пути и возможности выполнения поставленного перед ним задания;
  3. спокойствием и верой тренера в победу своей команды; его авторитет, умение убедить игроков также имеют большое значение;
  4. сплоченностью команды. Взаимопониманием игроков и готовностью к взаимопомощи ( тренер не должен допускать, особенно в пред игровые дни, возникновения в команде разногласий, а тем более ссор).

Хорошим средством для снятия напряжения перед игрой являются прогулки, посещение театра и кино, веселые подвижные игры, чтение книг, другие интересные занятия.

В тоже время нужно определенным образом и думать о предстоящей игре.

Длительные установки, беспокойное поведение тренера, его неуверенность и другое оказывают отрицательное влияние на юных футболистов, усиливают волнение, вызывают раздражение, снижают их уверенность и готовность к игре. Пагубно влияют на юных футболистов и неумелое вмешательство посторонних лиц, их советы, предположения и пр. Даже радостные известия могут отрицательно воздействовать на нервное состояние юного игрока.

Спокойная обстановка, когда все заранее продумано, решено, помогает игроку сохранить силы и вступить в игру в состоянии полной готовности. Сон после обеда в дни игры также является хорошим средством подготовки. Благоприятно влияет на снижение сильного возбуждения и разминка.

Тренер должен постоянно помнить, что вся психологическая подготовка юного футболиста к соревнованию должна вестись с учетом его индивидуальных особенностей.

Готовясь к состязанию, футболист осмысливает установку и еще раз продумывает все свои действия во время игры. Это как бы период «предстартовой настройки» футболиста, который необходим для его волевой подготовки к предстоящему матчу и создания чувства «боевого возбуждения».

Если тренер имеет правильное представление о механизмах возникновения предстартовых реакций и учитывает индивидуальные особенности  высшей нервной деятельности футболистов, то создается возможность сознательно регулировать предстартовое состояние, изменять характер и степень стартовых реакций в желаемую сторону. Систематические тренировки и участие в соревнованиях вырабатывают у игроков способность «управлять» своим предстартовым состоянием: в одних случаях умерять его, в других, напротив, усиливать.

Одним из основных, наиболее эффективных, приемов, регулирующих предстартовые реакции, следует считать разминку, которая вызывает поступление в кору больших полушарий потоков импульсов от проприорецепторов и интерорецепторов и усиливает возбуждение в области двигательного анализатора, индуцирующее торможение в другие области коры. Этим самым обеспечивается повышение работоспособности футболиста.

С этой же точки зрения важен и спортивный массаж, который, так же как и разминка, может обеспечить возникновение оптимальных соотношений возбудительных и тормозных процессов в коре головного мозга.

Наконец, в предстартовом состоянии, особенно в последние минуты перед началом игры, целесообразно рекомендовать юному футболисту повторные глубокие дыхательные движения. Глубокое дыхание, сопровождаясь импульсами от проприорецепторов дыхательных мышц и изменениями в газовом составе крови, может изменять корковую мозаику в направлении, способствующем увеличению работоспособности футболиста. Какова же конкретная роль разминки в успешном преодолении предстартовых состояний? Хорошо известно, что работоспособность человека при начале работы, в первые ее минуты, а иногда и десятки минут, не является максимально производительной. Причина такого явления лежит в том, что организм человека не может «внезапно», сразу из состояния покоя перейти в состояние наибольшей работоспособности. Необходим определенный промежуток времени, чтобы организм человека втянулся в работу. Подобное явление наблюдается при выполнении любой работы, в том числе и при игре в футбол.

Во время игры возникает изменение функционального состояния всех органов и систем, и в первую очередь центральной нервной системы. В ее высшем отделе — коре головного мозга — происходят изменения во взаимоотношениях между процессами возбуждения и торможения в сторону преобладания процесса возбуждения.

Для того чтобы заблаговременно подготовить организм к напряженной мышечной работе, к игре или тренировке, нужно мобилизовать физиологические функции организма при помощи разминки, т. е. небольшого комплекса разнообразных физических упражнений (гимнастических, легкоатлетических и др.), имеющих целью поднять возбудимость нервных центров коры больших полушарий и других отделов центральной нервной системы.

Обычно разминка рассматривалась в отрыве от всего предстартового состояния, и ее благотворное влияние объяснялось скорее местными изменениями в мышцах или механизмах безусловных рефлексов. Это объяснение надо считать неверным. Под влиянием разминки безусловно наступают положительные изменения в мышцах в виде улучшения кровообращения, согревания, повышения возбудимости и т. д., что благотворно влияет на их последующую работу во время игры и предотвращает возможные травмы. Но эти сдвиги не могут определить всего эффекта разминки и не являются основными.

Главным образом разминка направлена на поддержание коры больших полушарий в состоянии оптимальной возбудимости. Футболист разминкой «настраивает» на игру весь организм, и в первую очередь корковую деятельность.

Характер  физиологических сдвигов, вызываемых разминкой, и физиологических сдвигов при предстартовом состоянии имеет черты сходства. В значительной степени сходен также эффект приспособления к предстоящей работе.

Однако есть существенная разница в механизме возникновения физиологических сдвигов. В предстартовом состоянии он только условно-рефлекторный, причем большую роль играет вторая сигнальная система. В разминке же возникновение физиологических сдвигов связано с непосредственным выполнением реальных движений, реальной мышечной работы.

Разминка оказывает большое влияние на состояние центральной нервной системы и на вегетативные процессы. С помощью разминки достигается та оптимальная повышенная возбудимость центральной нервной системы, которая является необходимой для завершения работы.

Лабильность тканей, в частности нервов и мышц, и ее изменения регулируются центральной нервной системой. Изменчивость лабильности тканей по ходу реакции имеет огромное значение для деятельности всего организма. Благодаря  изменчивости лабильности тканей происходит, как это установил А. А. Ухтомский, явление усвоения ритма. Лабильность отстающих звеньев повышается под влиянием текущих импульсов, они усваивают в связи с этим ритм возбуждений, посылаемых более лабильными образованиями. Движения при этом становятся более слаженными, гармоничными. Таким образом, явления усвоения ритма наряду с другими процессами лежат в основе так называемого «вхождения в работу» (врабатываемости) при мышечной деятельности. Особо необходим период «врабатываемости» для деятельности систем внутренних органов, иннервируемых вегетативными нервами, так как лабильность систем внутренних органов, иннервируемых вегетативными нервами, значительно ниже лабильности опорно- двигательного аппарата. Например, двигательные нервы, иннервирующие скелетные мышцы, проводят возбуждение со скоростью около 100 м в секунду, а вегетативные волокна проводят возбуждения со скоростью от 0,5 до 2 м в секунду. Во время разминки мышечные движения обусловливают поступление от рецепторов двигательных и других анализаторов потока импульсов в центральную нервную систему, рефлекторно изменяют характер регуляции со стороны последней не только деятельности двигательного аппарата, но и всех других органов и тканей.

Небольшое повышение температуры тела до 1 градуса во время мышечной работы улучшает работоспособность организма, вызывает повышение возбудимости центральной нервной системы.

Мышечная нагрузка вызывает усиление вегетативных процессов: вентиляция и поглощение кислорода, ускоряются окислительные процессы в тканях и отдача кислорода оксигемоглобином, увеличивается артериальное давление и минутный объем крови, сердце сокращается чаще, усиливается кровообращение. Таким образом, работа больших мышечных групп приводит к перестройке регуляторных функций нервной системы и к изменению деятельности всего организма, приспосабливая его к работе и укорачивая период вхождения в работу.

Помимо общего влияния на весь организм, разминка оказывает также местное воздействие на мышечно-двигательный аппарат. Повышение температуры работающих мышц ускоряет течение химических процессов в них и уменьшает вязкость мышечной ткани, что способствует более быстрому сокращению мышц. Специальные упражнения на растягивание мышц во время разминки увеличивают подвижность суставов.

Разминка имеет и профилактическое значение. Чем лучше футболист подготовит свой мышечно-связочный аппарат, тем совершеннее он будет выполнять движения и тем меньше будет у него риска получить различные растяжения, разрывы мышц, сухожилий и т. д.

Лучшая подготовка достигается чередованием упражнений «на растягивание» с упражнениями «на расслабление» и упражнений для рук с упражнениями для ног. Последнее значительно повышает работоспособность как верхних, так и нижних конечностей.

Что касается формы разминки, то наблюдается большое разнообразие применения упражнений.

Прежде всего, следует учитывать время игр (ранняя весна, основной период, конец сезона), спортивную форму игрока, перерыв в игре и т. д.

Нередко игроки злоупотребляют количеством, длительностью и темпом упражнений в разминке, полагая, что чем больше и дольше они будут «разминаться», тем лучше подготовят себя к предстоящей игре. Это неправильно, после длительной разминки нередко отмечается утомление, выражающееся в понижении силы и эластичности нервно- мышечного аппарата.

Разминка должна не утомлять организм, а лишь содействовать созданию оптимального (наилучшего) функционального состояния организма к предстоящей игре. Лабораторные исследования, а также и некоторые эксперименты при выполнении гимнастических и легко-атлетических упражнений устанавливают, что оптимальное состояние возбудимости после применения физических упражнений наступает в пределах 2-3 мин.

Разминка должна состоять из общей части и частной, специфической. Цель общей разминки — поднятие общего функционального состояния организма в целой оптимальный уровень работоспособности игрока. Цель частной специфической — установление взаимоотношений между структурой предстоящего движения в игре и теми нервными процессами, которые лежат в основе его, т. е. заблаговременная «настройка» нервных координационных механизмов на выполнение основной работы футболе.

Вот три вида примерной разминки в разное время сезона.

Примерная разминка перед игрой в начале сезона (апрель-май)—20 мин. Общая часть — 10 мин.

1. Общеразвивающие (гимнастические и легкоатлетические) упражнения в раздевалке или на воздухе, чередуя упражнения для рук с упражнениями для ног и упражнения на растягивание с упражнениями на расслабление мышц, —7 мин.

2. Пробежка 300—400 м, ускорения, рывки, прыжки вверх — 3 мин.

Специальная часть —10 мин.

Нападающие, вратарь

1. Жонглирование мячом, передачи мяча, ведение с обводкой (в парах) около углового флага —2 мин.

2. Игра в квадрате 3X1 в одно касание—3 мин.

3. Удары по воротам (вратарь в воротах) —5 мин.

Полузащитники, вратарь

1. Несильные удары по воротам для подготовки вратаря: один удар низом, др; поверху, постепенно увеличивая частоту и силу ударов, а также увеличивая д меняя направления ударов, —5 мин.

2. Жонглирование мячом, передача мяча головой на месте и в прыжке, передача мяча на средние и длинные дистанции, ведение мяча-5мин.

Защитники

  1. Передача мяча на короткие дистанции ногами, головой в прыжке, жонглирование.
  2. Всевозможные удары по мячу с хода на средние и длинные дистанции-5 мин.

Примерная разминка в середине сезона (июль—август)—16 мин. Общая часть —7 мин.

- Общеразвивающие (гимнастические и легкоатлетические), упражнения в раздевалке или на воздухе, чередуя упражнения для рук с упражнениями для ног и упражнения на растягивание с упражнениями на расслабление мышц, —4 мин.

-  Пробежки 300—400 м, ускорения, рывки, прыжки вверх — 3 мин,

Специальная часть — 9 мин.

Нападающие, вратарь

- Передвижения в разных направлениях в небольшом квадрате около углового флага, передавая мяч друг другу в одно — два

касания (можно с двумя мячами) — 2 мин.

- Жонглирование в парах. Ведение и передача мяча друг другу на короткие и средние дистанции —3 мин.

- Удары по воротам (вратарь в воротах) —4 мин. Полузащитники, вратарь

- Несильные удары по воротам для подготовки вратаря, по степенно увеличивая дистанцию и силу ударов, —5 мин.

- Вбрасывание мяча из-за боковой линии и остановка мяча в движении. Ведение мяча на партнера с отдачей мяча назад пяткой (расстояние между партнерами 10—15 м). Жонглирование мячом,

передача мяча друг другу ногами и головой, то сокращая, то повышая дистанцию - 4 мин.

Защитники

  1. Жонглирование в парах, передачи мяча головой в прыжке, передачи мяча на короткие и средние дистанции в одно касание — 4 мин.
  2. Удары с хода с расстановкой мяча на средние дистанции ( в парах). Удары на длинные дистанции. Ведение мяча, проходы по флангу и передачи мяча партнеру-5 мин.

 Примерная разминка в конце сезона (сентябрь, октябрь)  - 20 мин.

 Общая часть — 10 мин.

- Общеразвивающие (гимнастические и легкоатлетические) упражнения в раздевалке или на воздухе, чередуя упражнения для

рук с упражнениями для ног и упражнения на растягивания, на расслабление мышц, —6 мин.

- Пробежка 300—400 м, ускорения, рывки, прыжки вверх - 4 мин.

Специальная часть —10 мин.

Нападающие, вратарь

- Ведение мяча, ускорения с мячом и удары по воротам —

3 мин.

- Проходы крайних нападающих по флангу и прострелы вдоль ворот на центральных нападающих, которые производят удары с хода, —3 мин.

 - Передачи мяча партнерам на ход для удара по воротам —4 мин.

Полузащитники

- Ведение мяча с передачей партнеру —3 мин.

- Жонглирование мячом в движении, ведение и передача мяча на короткие и средние дистанции в одно и два касания — 3 мин.

- Игра головой и удары ногами на средние и длинные дистанции. Удары в цель запасному вратарю в середине поля — 4 мин.

Защитники

  1. Жонглирование в  парах. Передачи мяча головой —3 мин
  2. Удары на средние дистанции в одно касание - 3мин.
  3. Передачи мяча партнеру на свободное место с последующей отдачей мяча.
  4. Проходы по флангу и передачи мяча партнеру - 4 мин.

В перерыве между таймами (10 мин) футболисты отдыхают. В это время я делаю общие замечания по ходу игры и нацеливаю игроков на вторую половину. Как правило, на это уходит 6-7 мин. Оставшиеся 3-4 мин. лучше всего посвятить общей разминке: бегу месте, всевозможным прыжкам, пробежкам. Если есть возможность, можно поработать мячом: жонглирование, передача мяча партнеру.

Примерная разминка может быть видоизменена как по времени, так и по интенсивности также дополнена различными упражнениями в зависимости от климатических условий времени года и др. Полевые игроки должны больше уделять внимания упражнениям да мышц и суставов нижних конечностей, а вратари - упражнениям для мышц и суставов верхних конечностей.

Характер разминки должен определяться индивидуальными особенностями игроков, в частности степенью возбудимости их нервной системы.

При проведении разминки необходимо учитывать и характер предстартового состояния игрока. Если предстартовое состояние отличается резкими функциональными сдвигам; целесообразна более «спокойная» по интенсивности разминка, и, наоборот, при незначительных функциональных сдвигах выгодна более активная, возбуждающая разминка.

Тренер должен хорошо знать каждого игрока и предлагать некоторым игрокам разминаться по индивидуальным планам.

Разминка создает необходимое для предстоящей игры эмоциональное состояние, она может отвлечь и несколько успокоить излишне возбужденного игрока и подбодрить и вызвать повышенное настроение у слишком вялого игрока.

   

                                                4. Результативность

        Число детей, занимающихся в секции футбола, с каждым годом увеличивается. Повышается стремление учеников к совершенствованию техники и тактики игры, желание играть за взрослую команду района.

Сравнивая результаты 10-11 летних детей первого года обучения по ОФП и СФП за 2010/2011 учебный год с результатами, после трех лет занятий в секции футбола, очень хорошо виден прогресс. За первый год только лишь 53% учеников сдали контрольные нормативы на «хорошо», а в 2012/2013 учебном году уже 93% сдали на «хорошо» и «отлично». Средний балл увеличился с 3,4 до 4,5.

Сдавая контрольно-переводные нормативы по СФП, юные футболисты улучшили свои показатели с 55% до100%. Средний балл увеличился с 3,5 до 4,7.

        Большой интерес  и азарт к игре в футбол проявляют не только мальчики, но и девочки. В Рамешковской школе в соревнованиях по футболу принимают участие команды и мальчиков и девочек. Считаю этот факт одним из показателей результативности своей работы.

       Воспитанники уверенно занимают первые  места в районных соревнованиях  по футболу, по мини-футболу среди сверстников. Они выступают в областных турнирах и товарищеских встречах, выступают с инициативой организации межшкольных районных встреч и межрайонных соревнований по футболу.

                                  5. Библиография

1. В.И.Болдин        "Игры с мячом для здоровья" - Москва "Знание," 1999 г.,

2. В.Я.Цирих/ Ю.С.Лукашин  "Футбол" - Москва Фис, 19В2г.

3. А.Чанади "Футбол, тренировка" - Москва Фис, 1985 г.

4. С.И.Андреев "Футбол" Просвещение, 1982г.

5. Журнал "Физкультура в школе», 2000г.

6. В.И.Козловский « Юный футболист», Москва 2002 г.

7. С.Н.Андреев « Мини-футбол в школе», Совспорт, 2006 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование практических навыков и умений на уроках технологии в условиях недостаточной материально-технической базы мастерских

Данная работа отражает некоторые варианты организации работы с учащимися на уроках технологии при недостаточной оснащенности учебных мастерских в школе....

Презентация выступления на тему: "Совершенствование контроля знаний и умений учащихся - фактор повышения качества обучения"

Данный материал является выступлением на педагогическом совете. Содержание социальной составляющей в экономической географии направлено на социализацию - на усвоение учеником определенной системы знан...

Совершенствование навыков и умений по словообразованию и словоизменению на логопедических занятиях.

Упражнения в словоизменении и словообразовании  на логопедических занятиях  являются одним из основных направлений разнообразной по своим видам работы по коррекции речи учащихся, направленно...

Формирование умения использовать технические навыки баскетбола в учебной игре

Формирование умения использовать технические навыки баскетбола в учебной игреЦель занятия:·         Формирование умений использовать технические навыки б...

Футбол. Навыки и умения по технике владения мячом.

План-конспект урока с презентацией....

ТЕМА ЗАНЯТИЯ: «ФУТБОЛ. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ»

ТЕМА: «ФУТБОЛ. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ»Цель: Улучшение качества приемов и навыков при ведении мяча, а также, при совершении передач партнеру.Задачи:Образовательная:1. Повышен...