Научно-методическая работа: «Особенности применения игр в тренировке баскетболистов»
методическая разработка по физкультуре по теме

Шитов Дмитрий Николаевич

На современном этапе перестройки общества и школы проблемы передового педагогического опыта, новаторство, экспериментальный поиск приобретают известную остроту. Это вызывает все больший интерес среди ученых, педагогов, методистов, учителей и родителей. В полной мере, касаясь вопроса постановки физического воспитания младшего, среднего и старшего возраста. Основы здоровья закладываются в детстве, любое отклонение в развитии организма, любая болезнь в детском возрасте сказывается на состоянии здоровья взрослого человека.

Но здоровье, только на 7-8% зависит от усилий здравоохранения и более чем на 50% – от организации здорового образа жизни. Формирование здорового, всесторонне физически развитого, общественно-активного подрастающего поколения осуществляется за счет многообразия средств физической культуры, где особое место занимают подвижные и спортивные игры.

Подвижные и спортивные игры используются для физического развития занимающихся и воспитания морально-волевых качеств. Подвижные и спортивные игры традиционно популярны среди всех категорий населения страны, благодаря разностороннему воздействию на организм человека, в том числе эмоциональному. Поэтому они служат эффективным средством физического воспитания в широком возрастном диапазоне. Однако, как показывает проведенное исследование, физическая культура и спорт не стали еще повседневной потребностью молодежи. Всего 20% российских школьников занимаются спортом, у остальных двигательная активность ограничивается только двумя уроками физической культуры в неделю. В этой связи, использование подвижных и спортивных игр как средства физического воспитания детей и подростков является одной из проблем современной теории и практики физической культуры и спорта.

А по сколько данный процесс напрямую связан с сохранением и укрепления физического здоровья детей и подростков, то ясно, что проблемы передового педагогического опыта, новаторства, экспериментальных поисков на уроках по физической культуры в средних образовательных учреждениях, являются особо актуальными.

Объект исследования – учебно-тренировочный процесс баскетболистов.

Предмет исследования – содержание, формы и методы использования подвижных и спортивных игр в подготовке баскетболистов.

Цель исследования – выявить особенности влияния занятий подвижными и спортивными играми на подготовку баскетболистов.

Для достижения цели исследования в работе поставлены следующие задачи:

1) изучить особенности использования подвижных и спортивных игр младших школьников для развития двигательных качеств на уроках физической культуры;

2) определить место подвижных и спортивных игр в решении задач физического воспитания учащихся;

Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования:

анализ научно-методической литературы;

– педагогическое наблюдение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Научно-методическая работа58.27 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ ДОД  «Зубово-Полянская районная ДЮСШ»

Научно-методическая работа:

«Особенности применения игр в тренировке баскетболистов»

                                                            Исполнитель: тренер- преподаватель

                                            по баскетболу МБОУ ДОД

                                                              «Зубово-Полянская районная ДЮСШ»

                                                Шитов Дмитрий Николаевич

п.Зубова Поляна

2014 год

                                                     Содержание

Введение………………………………………………………………...…..3

  1. Игра как универсальное средство в тренировке баскетболистов…….....5
  2. Характеристика игр и методика их применения в связи с возрастными особенностями………………………………………………………...……8
  1. Подвижные игры в системе физического воспитания………...…….8
  2. Развитие физических качеств при использовании подвижных и спортивных игр………………………………………………………..13

Заключение………………………………………………………….…….33

Список использованных источников………………………………...….34

Введение

На современном этапе перестройки общества и школы проблемы передового педагогического опыта, новаторство, экспериментальный поиск приобретают известную остроту. Это вызывает все больший интерес среди ученых, педагогов, методистов, учителей и родителей. В полной мере, касаясь вопроса постановки физического воспитания младшего, среднего и старшего возраста. Основы здоровья закладываются в детстве, любое отклонение в развитии организма, любая болезнь в детском возрасте сказывается на состоянии здоровья взрослого человека.

Но здоровье, только на 7-8% зависит от усилий здравоохранения и более чем на 50% – от организации здорового образа жизни. Формирование здорового, всесторонне физически развитого, общественно-активного подрастающего поколения осуществляется за счет многообразия средств физической культуры, где особое место занимают подвижные и спортивные игры.

Подвижные и спортивные игры используются для физического развития занимающихся и воспитания морально-волевых качеств. Подвижные и спортивные игры традиционно популярны среди всех категорий населения страны, благодаря разностороннему воздействию на организм человека, в том числе эмоциональному. Поэтому они служат эффективным средством физического воспитания в широком возрастном диапазоне. Однако, как показывает проведенное исследование, физическая культура и спорт не стали еще повседневной потребностью молодежи. Всего 20% российских школьников занимаются спортом, у остальных двигательная активность ограничивается только двумя уроками физической культуры в неделю. В этой связи, использование подвижных и спортивных игр как средства физического воспитания детей и подростков является одной из проблем современной теории и практики физической культуры и спорта.

А по сколько данный процесс напрямую связан с сохранением и укрепления физического здоровья детей и подростков, то ясно, что проблемы передового педагогического опыта, новаторства, экспериментальных поисков на уроках по физической культуры в средних образовательных учреждениях, являются особо актуальными.

Объект исследования – учебно-тренировочный процесс баскетболистов.

Предмет исследования – содержание, формы и методы использования подвижных и спортивных игр в подготовке баскетболистов.

Цель исследования – выявить особенности влияния занятий подвижными и спортивными играми на подготовку баскетболистов.

Для достижения цели исследования в работе поставлены следующие задачи:

1) изучить особенности использования подвижных и спортивных игр младших школьников для развития двигательных качеств на уроках физической культуры;

2) определить место подвижных и спортивных игр в решении задач физического воспитания учащихся;

Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования:

анализ научно-методической литературы;

– педагогическое наблюдение.

  1. Игра как универсальное средство в тренировке

баскетболистов

Хорошо известно, что научиться играть в баскетбол совсем несложно. Для этого нужно всего лишь познакомиться с его правилами и уметь ловить и бросать мяч. Однако для того, чтобы побеждать на соревнованиях однако этого уже недостаточно. Участие в спортивных соревнованиях предъявлять гораздо более высокие требования к занимающимся. Каждый из них должен не только владеть всеми приемами техники и тактики игры, но и обладать высоким уровнем развития психических и физических качеств, способность настойчиво бороться за победу, преодолевать столь же энергичные противодействия соперника. Поэтому тренировка баскетболистов должна носить комплексный характер и проводиться с  помощью тех средств, которые лучше всего обеспечивают развитие необходимых качеств, приобретение специальных знаний, умений и навыков.

        Среди большого многообразия средств тренировки баскетболистов особое место занимают подвижные игры. Несмотря на свою общеизвестность кажущуюся простоту, игры обладают уникальным спектром педагогического воздействия, позволяющего решать весь комплекс образовательных, воспитательных и оздоровительных, воспитательных и оздоровительных задач подготовки баскетболистов. Это особенность подвижных игр обусловлена тем, что они являются родовыми предшественниками спортивных игр и, поэтому полностью воспроизводят их специфику. Более того, есть все основания считать, что подвижные игры представляют собой наиболее адекватную модель спортивно-игровой деятельности. Поэтому использование игр позволяет максимально приблизить характер и содержание тренировки баскетболистов к реальным условиям игрового соревнования. Выгода от такого совпадения очевидна: она обеспечивает приобретение таких качеств и способностей, которые более всего определяют эффективность тренировки. Именно поэтому девиз «тренируемся, играя!» считается важнейшим методическим правилом тренировки баскетболистов (и не только).

        Подвижные игры представляют собой универсальное средство педагогического воздействия, позволяющего не только совершенствовать физиологические основы жизнедеятельности организма, и в первую очередь, анализаторно-синтетическую деятельность ЦНС, но и обеспечивающего овладения игровыми навыками в наиболее благоприятных для их формирование условиях. [9, 4 с.]

        Игровая деятельность вызывает целостную реакцию организма. Двигательная деятельность играющих протекает на фоне активизации интеллектуального и эмоционального – волевого компонента психической деятельности. Это позволяет использовать игры как средство активного формирования психомоторики, развития интеллектуальных способностей и воспитания морально-нравственной основы личности занимающихся. Все это делает подвижные игры универсальным и незаменимым средством педагогического воздействия. Только с их помощью может быть достигнута взаимообусловлена целостность психологических и физиологических компонентов двигательной деятельности, способствующая всестороннему развитию и формированию личности занимающихся.

        Эти принципиальные особенности подвижных игр позволили на их основе создать два самостоятельных метода физического воспитания – игровой и соревновательных, которые в современных условиях оказались наиболее распространенным и составляют основу современной системы физического воспитания. Оба эти метода предполагают системное использование игр и игровых, соревновательных упражнений, отличающихся наиболее привлекательностью для всех контингентов занимающихся.

        Игровой метод наиболее привлекателен для использования в занятиях с детьми и подросткам. Его применения обеспечивает положительный эмоциональный отклик и постоянную высокую заинтересованность в выполнении заданий. Состоятельной характер игровой действий помогает формированию психологического стереотипа, адекватного соревновательным условиям, и способствует формированию морально-волевых качеств. Разнообразие игровых действий позволяет расширить и обогатить запас двигательных умений и навыков, повысить уровень развития физических качеств и уровень физической подготовленности. Взаимодействие играющих воспитывает коллективизм и помогает укреплению дружеских отношений между занимающимися. Но само главное – это то, что с помощью игрового метода успешно решаются задачи начального обучения, закрепления совершенствования техники и тактики спортивных игр . Это происходит в результате того, что подвижные игры обладают возможностью произвольной реконструкции своего содержания, в нужной мере моделирующей изучаемому игровую ситуацию. В результате процесс изучения и закрепления проходит в точном соответствии с актуальными возможностями занимающихся, и что самое важное, в полном единстве тактического решения с его технической реализацией. Тем самым преодолевается разрыв между техникой и тактикой, мыслью и действий с морально – волевыми и двигательными качествами. В то же время постоянные изменения игровой ситуации не позволяют жестко закреплять изучаемым приемы, приучая к их вариативному изменению, что является типичным для игровых приемов. [9, 5 с.].

     

  1. Характеристика игр и методика их применения в связи с возрастными особенностями

2.1 Подвижные игры в системе физического воспитания

Подвижные игры относятся к тем проявлениям игровой деятельности, в которых ярко выражена роль движений. Для подвижных игр характерны активные творческие двигательные действия, мотивированные сюжетом. Эти действия частично ограничиваются правилами, направленными на преодоление различных трудностей на пути к достижению поставленной цели [6, 84 с.].

Там, где подвижная игра, нет места скуке. Эти игры помогают сделать эмоциональную разведку, лучше познакомиться с ребятами. Подвижные игры всегда требуют от играющих двигательных усилий, направленных на достижение условной цели, оговоренной в правилах. Особенность подвижных игр – их соревновательный, творческий, коллективный характер. В них проявляется умение действовать вместе с командой в непрерывно меняющихся условиях. Подвижные игры наиболее полно соответствуют природе детства.

В подвижных играх, в отличие от других видов игр, большое место в решении задач, которые ставятся перед их участниками, занимают бег, прыжки, метания и другие двигательные действия [10, 208 с.].

Достижение поставленных задач требует от участников игр инициативы и творческого подхода. В коллективных играх взаимодействия играющих регламентируются правилами, исключающими применение недопустимых (опасных, неэтичных) приемов, нетактичных действий в отношении друг к другу.

В отличие от игр развлечениями можно называть специально организуемую и не ограничиваемую строгими правилами деятельность детей, целью которой в основном является активный отдых (хотя в определенной мере и она способствует интеллектуальному и физическому развитию). Четкой границы между играми и развлечениями, конечно, нет. Каждая игра – в определенной мере развлечение для детей, а каждое развлечение в известной степени носит игровой характер.

Подвижные игры и развлечения могут быть индивидуальными и коллективными, В первом случае каждый занимается самостоятельно: играет в мяч, прыгает через скакалку, катает обруч, играет в «классики», катается на самокате. Во втором случае в игре участвуют не менее двух детей, и таким играм присущи элементы соперничества, соревнования, причем каждый борется или, только за себя, или за свою команду, что требует взаимодействия и взаимопомощи игроков.

Какими критериями следует пользоваться при выборе подвижных игр для занятий с тем или иным контингентом детей? Прежде всего, следует отбирать игры нужной степени сложности и подвижности. По степени сложности игры делят на: некомандные, полукомандные и командные. Некомандные игры – самые простые, в них каждый стремится проявить все свои способности в силе, ловкости, быстроте, сообразительности, чтобы добиться первенства среди других участников, но борется только за одного себя. В полукомандных играх участники тоже в первую очередь стараются добиться лучшего результата для себя, но могут и помогать другим – выручать в трудные моменты игры, а также вступать с некоторыми играющими во временное сотрудничество, чтобы легче достичь цели. В командных играх соревнуются группами, и результат зависит не только от успешных действий каждого игрока, но и от умения   играющих  взаимодействовать,  подчиняя  личные  интересы коллективным [7, 115 с.].

По условиям и правилам игры делятся на два вида: с относительно четко установленными требованиями, но допускающие произвольные изменения размеров площадки, количества игроков, инвентаря; с совершенно четко установленными правилами.

Самые твердые правила существуют в спортивных играх; в них ограничены рамки действий игроков, размеры площадок, установлены требования к инвентарю, определено время игры (с учетом возраста играющих). Самые же произвольные действия допускаются в так называемых свободных, или вольных, творческих, ролевых играх, В них дети сами намечают цель игры, сюжет, отдельные роли, которые разыгрывают участники, и лишь некоторые самые общие правила, которых и придерживаются.

По степени подвижности, т.е. интенсивности двигательной деятельности,  напряженности  физической  и  эмоциональной  нагрузки, игры делятся на три категории: большой, средней и малой подвижности. Признак интенсивности – один из главных при выборе игр. Так, когда дети находятся на свежем воздухе, особенно в прохладную погоду, проводят игры высокой подвижности – с бегом, прыжками, метанием разных предметов на дальность; во время длительных прогулок, походов проводят игры средней интенсивности; в перерывах между приготовлением домашних заданий рекомендуются игры малой подвижности.

Важно учитывать не только интенсивность нагрузки на организм, но и ее направленность. В большинстве случаев игры требуют проявления всех важнейших двигательных качеств – быстроты простой и сложной двигательной реакции, быстроты отдельных и циклических движений, силовых качеств и выносливости и, конечно же, ловкости во всех проявлениях - координации движений, их точности, умения сохранять равновесие тела в различных положениях и условиях опоры. Но в каждой игре эти качества проявляются в разной степени. Например, в игре «Быстро по местам» в первую очередь требуются быстрота и ловкость, в игре «Бой петухов» – сила и ловкость, в игре «Перетягивания» – сила, в игре «Набрасывание колец» – глазомер, пространственная точность и т.д.

Кроме того, следует иметь в виду и совершенствование двигательных навыков. Так, например, игра «Быстро по местам» развивает навык скоростного бега, игра «Волк во рву» – прыжки, «Бой петухов» – приемы борьбы, «Охотники и утки» – навыки метания и передачи предметов [1, 94 с.].

Многие игры способствуют развитию у детей коллективизма, това-рищеской взаимопомощи, ответственности за выполнение порученной роли или задания; соблюдение правил игры требует от играющих честности в отношениях с противниками. Все игры развивают внимание, наблюдательность, со-образительность, самостоятельность, способность к умственному, волевому и физическому напряжению; некоторые игры требуют решительности и смелости.

Большую роль в коллективных играх играют водящие и капитаны команд. Они организуют совместные действия всех участников команды, следят за дисциплиной и порядком, настраивают товарищей па активную борьбу с соперниками, в трудные моменты поддерживают боевой дух и сплачивают их на противодействие противнику. Быть водящими и капитанами – большая школа для выработки у детей навыков руководства коллективом, управления его деятельностью.

Что касается возрастного подхода к выбору игр, то этот критерий также важен, но не в такой мере, как указанные выше. Естественно, надо учитывать различия в физической подготовленности детей и в их интересах, различия в этом между мальчиками и девочками – однако и здесь не должно быть схематизма. Во всех случаях при выборе игр самое главное – правильно оценивать полезность каждой игры в отношении развития морально-волевых и физических качеств, а также двигательных навыков детей и в их интересах, различия в этом между мальчиками и девочками, однако и здесь не должно быть схематизма. Во всех случаях при выборе игр самое главное – правильно оценивать полезность каждой игры в отношении развития морально-волевых и физических качеств, а также двигательных навыков [3, 136 с.].

В играх особое значение имеют взаимоотношения играющих; они могут приобретать самые разные, подчас очень сложные формы. Один из аспектов этого вопроса – как согласовать применение самых различных, обманных приемов игры с необходимостью честного, доброжелательностью отношения к противнику. Финты и другие обманные приемы, являющиеся составной частью тактических действий, обогащают и разнообразят игру; они усложняют игровые ситуации и побуждают играющих к более напряженному мышлению. Однако такого рода действия соперников никогда не должны выходить за рамки спортивной этики и игровых правил. Это значит, что, применяя тот или иной обманный прием, например, ложный рывок, поворот, движение рукой, с тем, чтобы после этого выполнить нужное движение совсем в другом направлении и таким образом затруднить действия противника, играющий лишь обостряет борьбу. Но при этом он не должен вести себя нечестно, необдуманно, создавать ситуацию, которая может привести к травмированию противодействующего игрока.

Сложные и разнообразные движения игровой деятельности вовлекают в работу все мышечные группы, способствуя развитию опорно-двигательного аппарата, нормальному росту, укреплению различных функций и систем организма и формированию здоровой осанки. Индивидуальные подвижные игры вырабатывают у детей также бойцовский характер, упорство, здоровое желание быть лучше других, развивают лидерские качества. Групповые учат сплоченности, товариществу, взаимовыручке. Так как для большинства подвижные игры  необходимо достаточно большое количество играющих, то игровой процесс, кроме следования правилам игры как таковой, включает в себя и постоянное общение со сверстниками, а значит, создаются благоприятные условия для успешной социальной адаптации формирующейся личности в будущем. Кроме того, что подвижные игры оказывают всесторонне развивающее воздействие на организм, они еще и очень увлекательны и разнообразны по содержанию. Если надоедает одна игра, всегда на выбор есть еще множество других.

Нередко взрослые люди недоумевают: откуда у детей столько энергии и жажды деятельности? Как они могут бегать и скакать дни напролет? Все закономерно. Самой Природой заложено в детей такое поведение. Ребенок познает мир, развивается, организм растет, укрепляются мышцы, нарабатываются двигательные навыки и рефлексы. Достичь этого сидя на одном месте невозможно. Потому сами дети выбрали для себя наиболее физиологичный способ достижения этой цели – подвижные игры. Присмотритесь, редко можно застать детей спокойно сидящими на лавочках с книжками – они предпочитают бегать, прыгать, шумно играть. Сознание ребенка нацелено на движение. Но просто бегать и прыгать, естественно, скучно, потому вокруг них сформировались определенные правила, и просто двигательная активность переросла в игру [10, 44 с.].

У разных народов мира есть свои уникальные игры, не похожие на игры остальных народов, но есть и универсальные игры, хорошо известные детям всего мира. Дети чаще всего сами являются авторами игр. Буквально все – исторические факторы, география региона, особенности национальной культуры и быта, религия, общественные отношения и прочее может стать темой и сюжетом для игры [3, 74 с.].

  1.  Развитие физических качеств при использовании подвижных и спортивных игр

Важную роль в процессе всесторонней подготовки спортсмена играет физическая подготовка, направленная на воспитание разноплановых физических качеств, необходимых в любом виде спортивной деятельности. Применение игр в целях воспитания этих качеств важно и потому, что от уровня их развития зависит и степень формирования у спортсменов двигательных навыков. Здесь существует прямая функциональная зависимость [3, 211 с.].

Игровой метод в силу присущих ему особенностей является методом комплексного совершенствования двигательной деятельности. В наибольшей мере он позволяет совершенствовать такие качества, как ловкость, быстрота ориентировка, самостоятельность, инициативность, без которых спортивная деятельность невозможна. Несмотря на то, что игры часто включают в себя действия, избирательно направленные на совершенствование одного из двигательных качеств, их следует рассматривать как упражнения общего физического воздействия. Ни одна подвижная игра не может служить средством развития какого-то одного качества. В играх с элементами силовой борьбы, как правило, развиваются выносливость и ловкость. Без этого единоборство немыслимо. Взять, например, игру «Скакуны». В ней играющие должны как можно дольше продержаться на площадке. Догоняющий также должен быть выносливым. Кроме того, прыгая на одной ноге, что предусмотрено правилами, игрок укрепляет мышцы стопы, голени и бедра. В другой игре, специфической для развития силы, «Перетягивание в парах» успех определяется не столько силовыми качествами игроков, сколько физической выносливостью и волей к победе. Последнее особо следует подчеркнуть, говоря о применении игр для физической подготовки. Ведь уровень развития физических качеств определяется не только функциональными возможностями человека, но и волевыми качествами. Для их развития игра как вид деятельности предоставляет большие возможности.

Для специальной физической подготовки в каждом виде спорта можно подбирать и составлять игры, направленные на развитие того или иного качества [2, 37 с.].

Подвижные игры, способствующие воспитанию силы.

Тренеру важно подобрать игры, оказывающие влияние на те группы мышц, которые без специальных упражнений развиваются слабо.

Гимнасту надо иметь сильные руки, мощный торс, прыгуну в высоту – сильные ноги. И если игра «Перетягивание в парах» одинаково подойдет для тренировки в любом виде спорта, то игра «Скакуны» ближе легкоатлетам, чем гимнастам, а эстафета «Соревнование тачек», где игроки передвигаются в упоре на руках, или игра «Перемена мест» больше подходит лыжникам, чем бегунам.

Силовая подготовка стимулирует дееспособность тканей, систем организма в целом, способствует проявлению других физических качеств. В играх, способствующих развитию силы, занимающиеся преодолевают собственный вес, вес отягощения, сопротивление противника. В таких играх используются предметы: набивные мячи, гантели, скамейки и другие или присутствует партнер по тренировке. Для проведения игр, с преодолением собственного веса используются гимнастическая стенка, брусья, вертикальный канат. Нередко такие игры не требуют инвентаря и связаны с перемещением на площадке и упоре лежа, в упоре сзади, с выпрыгиванием. Полезно проводить игры и эстафеты с бегом по песку, по воде, по глубокому снегу [5, 36 с.].

Многие из этих игр эстафеты с подтягиванием, отжиманием, метанием набивного мяча можно проводить в виде контрольных упражнений, тестов, характеризующих сдвиги в силовой подготовке. Эмоциональная окраска подобных испытаний заставляет участников игры проявлять максимальные усилия для достижения как личной, так и командной победы.

Если систематически повторяемые изометрические упражнения могут вызвать у подростка дефекты осанки, в связи с пластичностью опорно-двигательного аппарата, то игры, оказывающие комплексное воздействие, позволяют избежать таких последствий.

Наоборот, некоторые игры оказывают корректирующее влияние на занимающихся: «Перемена мест», «Соревнование тачек», «Скамейка над головой».

Важно, особенно в детском и юношеском возрасте, включать в игры больше упражнений, направленных на увеличение силы сгибателей и разгибателей тех конечностей, которые слабее развиты. Например, в играх с прыжками надо акцентировать внимание на правой ноге, а с перетягиванием – на левой руке.

В игре не следует давать начинающим в большом объеме упражнения с около предельными и предельными напряжениями. Эмоциональный подъем часто не может компенсировать их недостаточной физической подготовленности.

Примерными играми, преимущественно направленными на воспитание силы, могут быть: «Бой петухов», «Борьба в квадратах», «Тяни в круг», «Кто сильнее?», «Выталкивание из круга», «Регби на коленях», «Перемена мест», «Пушка» и другие.

Подвижные игры, способствующие воспитанию быстроты.

Это качество особенно хорошо развивается в играх, где сочетаются такие основные показатели быстроты, как ответная реакция на сигнал и быстрота мышечных сокращений, количество движений выполняемых в единицу времени, и скорость передвижения тела и его частей в пространстве. Это можно проследить даже на примере несложных игровых эстафет, а также таких игр, как «Вызов номеров», «День и ночь», «Перебежки с выручкой», эстафеты, «Падающая палка», «Наступление» и другие. Поскольку упражнения для развития быстроты выполняются в предельно быстром или около предельном темпе, им по характеру соответствуют игры с активным соревнованием двух сторон: «Охотники и утки», «Борьба за мяч», «Мяч ловцу», «Скакуны» и др. При воспитании быстроты успешно применяются игры, требующие реакции на движущийся объект, что важно в единоборствах и спортивных играх [4, 164 с.].

Упражнения для развития быстроты в играх очень разнообразны по характеру. Действия в упражнениях, включаемых в игру или подобранных готовых играх, по форме движений и быстроте мышечных сокращений должны быть по возможности близки к двигательным действиям, свойственным избранному виду спорта. Для развития скорости широко используются силовые упражнения, поэтому игры с упражнениями скоростно-силового характера будут содействовать решению этой задачи. Поскольку скоростные раздражители наиболее эффективны при оптимальной возбудимости нервной системы, игры, содействующие развитию скоростных качеств, рекомендуется проводить в начале тренировочного урока до наступления утомления.

Перед проведением игр на развитие скоростных качеств, важно проводить небольшую разминку, а в ходе игр и эстафет устраивать минутные интервалы для отдыха. Подобные игры следует проводить, когда нет значительных следов утомления от предшествующей нагрузки.

Подвижные игры, способствующие воспитанию ловкости.

Предпосылками для развития ловкости являются освоенные движения и координационные сочетания, способность перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки. Разнообразные подвижные игры на быстроту и точность выполнения действий, равновесие и координацию создают хорошую основу для воспитания специальной ловкости, определяющей достижения в избранном виде спорта [5, 40 с.].

Большинство подвижных игр связано с проявлением ловкости. В игре совершенствуется «Чувство мышечных усилий», «Чувство пространства», «Чувство времени». В процессе таких игр совершенствуются функции различных анализаторов, от которых зависит правильное, точное и современное, а, следовательно, и ловкое, выполнение движений.

Игры, направленные на воспитание ловкости, то есть связанные с выполнением упражнений, требующих тонких и четких мышечных усилий, недостаточно эффективны при наступающим утомлении, поэтому при повторении игр надо делать перерывы для отдыха, а сами игры проводить, когда нет значительных следов утомления от значительной нагрузки.

Примерные игры, преимущественно направленные на развитие ловкости, следующие: «Два лагеря», «Попади в мяч», «Защита укрепления», «Бег командами», «Падающая палка», «Защита товарища» и другие.

Подвижные игры, способствующие воспитанию выносливости.

В играх выносливость проявляется не в статических, а в динамических условиях работы, когда чередуются моменты напряжения и расслабления. В одних играх, применяемых с этой целью, движения циклические, например, «Гонки с выбыванием», «Сумей догнать», в других – продолжительные усилия не связаны с определенным ритмом, игры с мячом. Имеется немало игр, где сочетается развитие быстроты и выносливости при мышечной работе высокой интенсивности. Такие игры, как «Мяч ловцу», «Ловля парами», «Скокбол», «Борьба за мяч», обычно включают в план занятий по общей физической подготовке и применяют наряду с баскетболом, футболом и ручным мячом. В этих играх тренируется дыхание, совершенствуются аэробные и анаэробные возможности участников, что содействует воспитанию выносливости [4, 66 с.].

Существуют приемы, с помощью которых можно регулировать нагрузку в игре:

1) уменьшение количества игроков при сохранении размеров поля;

2) увеличение размеров площадки, усложнение приемов игры и правил при неизменном количестве играющих;

3) увеличение или уменьшение количества повторений: эстафеты, игровые гонки.

Упражнения для развития выносливости, особенно циклического характера, могут вызвать утомление, понижение работоспособности. Такие упражнения полезно сочетать с подвижными играми. При соответствующей методике, применяемой педагогом, многие игры могут стать средством воспитания выносливости.

Подвижные игры, способствующие воспитанию гибкости.

Амплитуда движения как основной показатель гибкости играет важную, а во многих видах спорта и определяющую роль для достижения успеха. Подбирают и игры, содействующие развитию этого качества.

Упражнения для сохранения и развития гибкости включаются в игровые гонки с передачей мяча в колоннах различными способами: прогнувшись, с наклоном, поворотами. Иногда, особенно в технически сложных видах спорта, тренер подбирает соответствующие игры для целенаправленного, зачастую локального воздействия на отдельные мышечные группы, связки и суставы. Такие игры нередко выполняются со снарядами, отягощением или с товарищем по команде, чтобы создать условия для увеличения амплитуды движения, дополнительного растяжения мышц и связок.

Активная гибкость зависит от силы мышц. Но поскольку увеличение силовыми упражнениями может привести к ограничению подвижности в суставах, целесообразно включать в занятия игры с элементами силовой борьбы, переноской груза, передвижения ми с преодолением веса тела и т.п. [4, 202 с.].

К тому же следует помнить, что эластические свойства мышц могут изменяться под влиянием центральной нервной системы. Так, при эмоциональном подъеме гибкость увеличивается. Игры, направленные на развитие гибкости, надо предварять соответствующей разминкой, чтобы избежать растяжений связок и разрывов мышечных волокон.

Примерами игр для развития гибкости могут быть следующие: «Мостик и кошка», «Палку за спину», «Скамейка над головой», «Регби на коленях», «Построить мост» и другие.

Использование игр для технической подготовки.

Применение подвижных игр в спортивной подготовке позволяет создать двигательную основу для перспективного совершенствования координационных способностей, необходимых для формирования спортивной техники.

Систематическое проведение различных игр позволяет создать у спортсменов, особенно у начинающих, определенный запас движений. На этой базе легче формируется новый навык. Многие подвижные игры связаны со способами выполнения двигательных действий, составляющих суть игры, без которых обойтись нельзя. Эти способы движений по форме рациональны и относятся к понятию техники термина, принятого в спорте. В самом деле, передавая мяч по кругу, который водящий пытается перехватить, занимающиеся учатся ловить и передавать мяч, осваивая навыки, необходимые в баскетболе и гандболе. В игре с прыжками чехардой, через игрока, проявляется элементарная техника опорного прыжка, необходимого в гимнастике, а в ряде несложных игровых эстафет – техника старта, передача эстафеты и финиша [8, 86 с.].

Однако в подвижных играх можно говорить лишь об основах техники, о первоначальном уровне выполнения технических приемов, имеющих пока отдаленное отношение к технически совершенным действиям в спорте. Многие тренеры подбирают игры, которые по двигательной структуре близки к намечаемым в перспективе действиям. Это первоначальное применение игры для ознакомления с прототипом будущего более техничного навыка. Следует подчеркнуть, что навык, формируемый в спорте, определяющее звено техники, наиболее важная, решающая часть данного способа выполнения двигательной задачи, реализуется, как правило, без игры, без участия эмоций. Более того, эмоции могут только нарушить навык и затруднить достижение цели. Игра снова приходит на помощь тренеру лишь тогда, когда движение автоматизируется и внимание сосредотачивается не столько на технике движения, сколько на результате действия, условий и ситуаций, в которых оно выполняется, сначала разучивается кувырок, прием игры, передача эстафеты, прыжок с места и так далее, а затем эти элементы включают в игру. Здесь игра выступает как средство совершенствования навыка. Навык, используемый в условиях игры, становится не только устойчивым и стабильным, но гибким, вариативным. Это может повести к возникновению нового, более совершенного умения. Спортсмен приобретает способность применять освоенный навык в целостной деятельности, выбирать для каждого случая наилучшие варианты выполнения действия. Вот почему руководителю сначала следует давать в игре задания «кто выполнит задание правильнее, точнее», а уж после этого – «кто быстрее, больше».

Игровой материал необходимо планировать с учетом положительного переноса навыков. Так, правильная техника передачи мяча в баскетболе положительно скажется на основании броска по цели. В определенной последовательности проводятся игры при изучении элементов акробатики, борьбы, легкой атлетики и др. Вместе с тем непродуманный подбор игр может привести к отрицательному переносу навыка. Например, вряд ли следует включать в комбинированную гонку или эстафету бег с мячом в руках, который встречается в вариантах игры «Перестрелка». Это может вредно сказаться на следующей игре в баскетбол или гандбол, где беге мячом в руках запрещен. Отрицательный перенос навыка возможен и в тренировке легкоатлета-барьериста, если ему для укрепления мышц предложить игры с прыжками.

Включая в игры тот или иной элемент спортивной техники, важно следить, чтобы основная структура движения входе игры не нарушалась. Не следует, к примеру, в игре закреплять движения да большой скорости с применением максимальных усилий, если это не проделывалось на тренировках при формировании навыка.

Важно также иметь в виду, что технически верное выполнение движений на большой скорости – очень сложная задача. Она решается лишь с помощью специально продуманной системы спортивной подготовки, в том числе и с применением игры. В играх, где навык совершенствуется в условиях, приближенных к соревновательным, важно не столько оценивать быстроту завершения игрового задания, сюжета, сколько выполнение основного технического приема.

Использование игр для тактической подготовки.

Само понимание сущности игры связано с изучением поведения личности и, стало быть, с возможностью его регулирования. Игра позволяет моделировать такие ситуации, созданные не зависимо от обучающихся. В игре можно построить не только эмоциональную, но и практическую модель поведения, что важно для последующей спортивной практики.

Если говорить о содержательной стороне практического поведения в подвижной игре, то оно (как отмечалось в начале главы) связано с развитием физических и духовных способностей человека. Поскольку фабула в игре всегда условна, обучающийся имеет возможность исправить ошибку, смоделировать в своем сознании ту или иную ситуацию как систему действительности, воспитать практически необходимую структуру эмоций. Таким образом, игра выступает как комплексное упражнение, заставляющее активно работать мысль, помогающее тренеру в решении различных педагогических задач. Это способствует созданию общих предпосылок для овладения элементами тактики. Игровая деятельность всегда включает в себя разнообразные по сложности способы ведения борьбы. В игре участники сами должны уметь рассчитать свои силы, определить рациональные приемы действий [2, 39 с.].

Элементы тактики присутствуют как в простых групповых, так и в командных играх. Это можно отнести, например, к «Салкам», где требуется умение выждать или неожиданно изменить направление бега, «Удочке», где смена ритма вращения веревки помогает быстрее салить ею играющих, а также, к таким, казалось бы, несложным играм, как «Перетягивание каната», «Челнок» или «Вызов», где игрокам часто приходится координировать свои действия в зависимости от обстановки.

Умение чувствовать время, скорость и ритм движений, умение распределять силы на дистанции также входит в арсенал тактического мастерства, оно может совершенствоваться в играх и игровых заданиях.

Тактическое мышление воспитывается не столько при теоретическом разборе возможных соревновательных ситуаций, сколько в практических упражнениях игрового характера, кто скорее подметит действия противника, сориентируется в ответ на сигнал, кто лучше чувствует ритм, время на дистанции. Игр и упражнений тактического плана в единоборствах и спортивных играх, благодаря многообразию тактических возможностей, больше, чем, скажем, в сложно технических или циклических видах спорта.

В связи с тем, что технические навыки целесообразно развивать применительно к будущим тактическим ситуациям, и это спортсмен должен осознавать уже при изучении техники, подвижная игра выступает как средство, позволяющее моделировать различные ситуации – от простых до сравнительно сложных.

Подбирая специальные игры, тренер может обучать начинающего спортсмена элементарным стандартным тактическим приемам, в которых тот будет осмысленно использовать свои физические способности и применять спортивную технику. При этом очень важно формировать наступательную тактику ведения борьбы.

В настоящее время в спорте наблюдается тенденция ограничивать воспитание автоматизированных тактических навыков расширять их вариативность. Эту задачу можно успешно осуществлять с помощью разнообразных командных игр. При их подборе и составлении важно знать способности юных спортсменов, учитывать их опыт и умения.

Использование игр для морально-волевой подготовки.

В спорте игровой метод и игру следует понимать не просто как особый вид упражнений. Игра несет важные социально-педагогические функции, особенно в развитии детско-юношеского спорта. Прежде всего, она помогает создать коллектив. Воспитание коллектива планируется системой подготовки к соревнованиям, а игра выступает как одно из активных средств такой подготовки.

Очень важно воспитывать чувство коллективизма у спортсменов, занимающихся видами спорта, где успех достигается индивидуальными усилиями, где человек «соревнуется» с килограммами, метрами, секундами или демонстрирует умение управлять своим телом [5, 38 с.].

Здесь из-за специфики спортивной борьбы и роли личного успеха у спортсменов могут развиться зазнайство, пренебрежительное отношение к товарищам и тренерам. Однако от этого не застрахованы и представители любого вида спорта. Коллективное начало подвижных игр содействует формированию положительных черт характера и нравственных качеств. Ведь тот же «чемпион» в кругу товарищей по игре может оказаться далеко не лучшим.

В игре каждый познает свои слабые стороны и наглядно может убедиться в преимуществах общих дужных усилий. Мнение товарищей по игре оказывает большое влияние на поведение каждого игрока.

В игре велика роль правил. Их непременное соблюдение способствует воспитанию честности и справедливости, сознательной дисциплины, что в спорте также очень важно. Спортсменам, не занимающимся коллективными видами спорта, игры с активной борьбой двух сторон помогают воспитывать качества, спортивную «зрелось», здоровый азарт, без которого трудно не только на гимнастическом помосте или беговой дорожке, но и за шахматной доской.

В занятиях играми воспитывается способность максимально осознавать совершаемое, что необычайно важно в любом виде спорта. На эту сторону игровой деятельности также важно обращать внимание при подборе игр и руководстве ими [8, 43 с.].

С ростом достижений в спорте увеличивается роль интеллектуальной подготовки. Игра приучает спортсмена владеть своими эмоциями, мгновенно, реагировать на действия соперника. Вряд ли нужно комментировать значение этих качеств для становления личности спортсмена.

Чтобы с помощью игр успешно воспитывать волю спортсменов, нужно хорошо знать игровой материал. Ведь его надо рассматривать не только с позиций воспитания двигательных качеств.

Во многих играх заложены основы для воспитания таких морально-волевых качеств, как решительность, настойчивость, выдержка, взаимовыручка. В играх «Наступление» и «Вызов» надо быть смелым и решительным; в «Перетягивании каната» необходима настойчивость, а в «Перестрелке» и других командных играх – взаимная выручка. Тренер подбирает соответствующие игры с учетом особенностей своего коллектива и черт характера отдельных спортсменов. Нередко игра помогает тренеру лучше узнать своих учеников. Наблюдая за поведением занимающихся в процессе игр, тренер может оценить:

– проявление спортсменом инициативы и настойчивости, умение бороться до конца;

– проявление трусости и нерешительности;

– отношение к соперникам по игре;

– отношение к партнерам по команде (терпимость, взаимовыручка);

– отношение к собственным ошибкам, исправление их во время повторной игры;

– дисциплинированность, требовательность к себе;

– отношение к победе, поражению.

Эти наблюдения могут иметь значение для последующей работы со спортсменами, главным образом в воспитательном плане.

Чтобы воспитывать, руководитель должен сам служить примером, быть хорошим организатором, беспристрастным судьей. Правильная оценка действий на площадке, привлечение помощников из числа занимающихся, объективный разбор игр повышают сознательную дисциплину, приучают спортсменов правильно оценивать свои действия, повышают интерес к дальнейшей спортивной подготовке.

Использование игр для активизации внимания и регулирования эмоционального состояния.

При утомлении, нарушении устойчивости внимания, вызванных высоким темпом или однообразным характером выполняемых упражнений, включение подвижных игр в тренировки нормализует работоспособность занимающихся. Процесс освоения технических действий, воспитание физических качеств находится в прямой зависимости от настроения спортсмена, его увлеченности. При возникновении у игроков астенических, отрицательных, эмоций коэффициент полезного действия тренировки значительно падает. Включение в нее несложных игр, не похожих по своей двигательной структуре, ритму и характеру мышечной деятельности на выполняемые упражнения, содействует созданию у занимающихся положительных эмоций. Переключение с одного вида деятельности на другой, элемент состязания, свободного выбора действий в игре позволяют открыть как бы «второе дыхание» для продолжения интенсивной тренировки после активного отдыха. При умелом применении игр в процессе занятий интерес к ним сохраняется на протяжении всего тренировочного цикла [11, 174 с.].

В играх, применяющихся для активизации внимания и повышения эмоционального состояния, обычно нет        больших физических напряжений и острого конфликта. Важно точно определить, когда настало время включить в занятие игру. Иногда игра входит в разминку или включается в значительную часть тренировки для сохранения хорошего настроения. Однако возможно и незапланированное проведение игры в середине занятия.

Для решения задач указанного выше плана рекомендуются следующие примерные игры: «Группа, смирно», «Лишний выбывает», «Два стула и веревочка», «День и ночь», «Разведчики и часовые», «Третий лишний на прогулке», «Удочка», «Защита товарища», «Пустое место». Они, конечно, не исчерпывают того богатого арсенала игрового материала, который помогает сосредоточить внимание занимающихся и оживить занятия. Хотя перечисленные выше игры направлены на преимущественное решение какой-либо одной задачи, повышение эмоционального тонуса, активизацию внимания, переключение. Следует иметь в виду, что каждая игра в большей или меньшей мере оказывает комплексное воздействие на занимающихся [1, 54 с.].

Использование игр для отбора в спорте.

Пополнение рядов большого спорта способной и перспективной молодежью самым тесным образом связано с методом определения их спортивной пригодности, то есть отбором и комплектованием соответствующих отделений спортшкол, секций коллективов физкультуры.

На первом этапе в спортивных секциях могут быть использованы специально подобранные разноплановые подвижные игры, каждая из которых решает свою педагогическую задачу. Они направлены не столько на то, чтобы выявить, что умеет делать новичок, сколько на то, чтобы определить, на что он способен в перспективе. Преимущество подвижных игр в данном случае состоит в том, что свойства личности, а также индивидуальные особенности человека в них проявляются особенно ярко и естественно. В игре человек доступнее для наблюдения: тренеру легче следить за проявлением способностей учеников к будущей спортивной специализации [10, 137 с.].

С этой целью подбираются игры-тесты, в которых интересующая тренера способность проявлялась бы максимально. Как правило, это несколько (4-6) игр с разной двигательной характеристикой, в которых предъявляются различные требования к проявлению нужных качеств. При отборе юных баскетболистов, наряду с контрольными испытаниями используется, например, комплекс из 5 подвижных игр «Бегуны», «Охотники и утки». «Борьба за мяч», «Разведка», «Быстро в щит». При проведении каждой игры тренер старается зафиксировать и количественно определить у новичка нужные для баскетбола качества и свойства личности, оперативное мышление, скоростно-силовые качества, тонкость мышечных ощущений, умение дифференцировать мышечные усилия, подвижность нервной системы, быстроту. В протоколе тренер фиксирует показатели, сколько раз игрок был осален в игре и сам сумел осалить, за какое время удалось, применяя обманные движения, унести мяч, как быстро игрок собрал все предметы, сколько секунд владел мячом. Результаты вносятся в сводную таблицу, в которой указывается место, занятое участником в каждой игре. По сумме занятых мест определяется относительная характеристика игроков. При этом наименьшая сумма мест может служить наилучшим показателем.

Можно составить или подобрать игры для определения показателей внимания, объем, интенсивность, переключение, координационных способностей, эмоциональных реакций и другие. В играх наиболее ярко проявляются подвижность и уравновешенность нервных процессов. Наблюдая за поведением новичков в игре, тренер может получить представление об их эмоциональных реакциях. По всей вероятности, предпочтение будет отдано терпеливым, сдержанным новичкам с устойчивой психикой.

В качестве тестов следует подбирать такие игры, в результате проведения которых можно получить представление о двигательных качествах, труднее поддающихся воспитанию. К ним, например, относятся быстрота и ловкость. Общую ловкость нетрудно проверить в любой игре с мячом. Специальную ловкость в каждом виде спорта связывают с развитием некоторых дополнительных качеств: равновесие, чувство ритма, пространства, среды, способность ориентироваться в обстановке. Контрольные упражнения не должны быть слишком сложны, так как выполнение новичком нового по структуре двигательного действия в игре часто вызывает торможение в силу его непривычности и представление о степени развития интересующего тренера качества может быть недостоверным.

Сказанное выше относится к первому, предварительному этапу отбора. Второй этап отбора – это более глубокая проверка способностей занимающихся. Здесь задача тренера – определить степень соответствия индивидуальных данных занимающихся, тем требованиям, которые будут предъявлены к ним на этапе спортивного совершенствования. Наряду с различными методиками, применение игр здесь может помочь полнее выявить индивидуальность занимающихся, их психические возможности и склонность к отдельным упражнениям и видам спорта [10, 218 с.].

Уже в конце второго этапа, особенно на третьем этапе отбора, более предметно не только определяется пригодность к спортивным занятиям, но и решается вопрос об индивидуальной спортивной ориентации юного спортсмена.

Подвижные игры и эстафеты в виде контрольных тестов применимы не только при отборе, но и в процессе спортивного совершенствования. Они позволяют судить о степени развития определенных качеств, формировании нужных навыков и применении их в специфических условиях игры. В этом случае игры выступают как средство срочной информации и тем самым облегчает работу тренера.

Использование игр в различные периоды спортивной тренировки.

Целесообразность применения какого-либо упражнения в спортивной тренировке определяется, прежде всего, его положительным воздействием на рост спортивных достижений. Именно с этих позиций и следует подходить к применению игры, которая в сочетании с другими специальными средствами повышает эффективность тренировки.

Подвижные игры применяются в подготовительном, соревновательном и переходном периодах тренировки, но объем их, характер и методика использования изменяются в соответствии с задачами каждого этапа тренировки [1, 97 с.].

Задача начального этапа подготовительного периода связана с повышением общего уровня функциональных возможностей, воспитанием физических качеств спортсмена, а также с расширением его двигательных навыков и умений. Поэтому наряду со специальными упражнениями в этом периоде широко используются игры, способствующие развитию силы, быстроты, ловкости и других качеств. Объем игр для решения задач тренировки в отдельных ее микроциклах может быть увеличен. В игры включаются упражнения, сходные с избранным видом спорта и существенно отличающиеся от него. Параллельно осуществляется морально-волевая подготовка занимающихся.

На втором этапе подготовительного периода ставится задача более углубленного освоения и совершенствования двигательных навыков в избранном виде спорта. Это накладывает отпечаток и на характер игр, применяемых в тренировке. Их объем здесь несколько снижен, так как увеличиваются нагрузки, специфичные для данного вида спорта. Усиливается избирательно направленное воздействие игр на развитие специальных качеств и навыков.

Совсем иные задачи преследуются при организации игр в конце подготовительного периода. Поскольку он завершается активным отдыхом, игры здесь используются не для общей или специальной подготовки, а для сохранения эмоционального настроя на последующих тренировках. Игры проводятся в начале или в конце тренировочного урока и предусматривают сравнительно небольшие физические и психические усилия.

Если игра выступает как самостоятельное средство в спортивной подготовке, то игровой метод может быть применим при проведении различных форм тренировки. Примером может служить круговая тренировка, направленная в основном на комплексное развитие двигательных качеств или технических навыков.

Нелишне напомнить еще об одной важной роли игры в процессе подготовки к спортивным поединкам. Особый эмоциональный подъем всегда отличает соревнование от тренировки. Важно, чтобы спортсмены были не в состоянии стартовой лихорадки, а в состоянии боевой готовности. Психологической готовности (особенно в неигровых видах спорта) можно достичь, применяя подвижные игры, в которых разучиваемые упражнения закрепляются и совершенствуются в условиях соревнований. Такие игры служат своего рода моделью для формирования у спортсменов определенного психологического стереотипа. В такой тренировке воспитываются морально-волевые качества, помогающие спортсмену легче перенести большое нервное напряжение в процессе состязания.

В ходе игр вырабатывается и взаимопонимание партнеров в коллективе, необходимое в командных и лично-командных соревнованиях. Правильно построенная система тренировки в подготовительном периоде (в том числе и с применением подвижных групп помогает подвести спортсменов к достижению наилучшей спортивной формы в нужный момент [7, 108 с.].

Важнейшим средством совершенствования в соревновательном периоде служат сами состязания, требующие максимальной мобилизации всех  физических и духовных сил. Тренировочные занятия, проводимые между ними, с одной стороны, направлены на сохранение и усовершенствование технических приемов, приобретенных ранее, что достигается, как правило, специальными средствами, с другой – на активный отдых. Здесь применяются разнообразные игры с интересными и несложными заданиями, эстафеты и аттракционы. Поскольку общая физическая подготовка играет в соревновательном периоде хотя и вспомогательную, но очень важную роль, особенно, если соревновательный период продолжителен, не следует пренебрегать в ее процессе применением игр. Надо иметь в виду, что игра будет содействовать решению ряда вспомогательных задач, связанных с активным отдыхом и сохранением оптимального уровня морально-волевых качеств.

В ходе напряженной бескомпромиссной борьбы нервные, физические и волевые усилия сравнительно долго держатся на максимальном уровне, что нередко является причиной срывов: спортсмен «перегорает», теряет спортивную форму и получает психическую травму. Установлено, что одной из причин подобных срывов является неумение вовремя снять нервное напряжение.

Подвижные игры являются одним из эффективных средств, помогающих снять нервное напряжение и вызвать положительные эмоции. С этой целью игры применяются не только в занятиях с начинающими, но и с квалифицированными спортсменами.

Особенно большое место игры занимают в переходном периоде тренировки, в котором должны быть созданы условия для отдыха, завершения восстановительных процессов после напряженных соревнований и в то же время сохранить тренированность.

Содержание и характер игр, включающих в занятия, могут быть самыми разнообразными. Можно разучить новые, ранее не известные игры и эстафеты. Особенно полезно проводить их в лесу, парке, на берегу реки.

Вопрос об отборе игр и игровых упражнений для применения в различных периодах тренировки или на отдельном занятии зависит от планов тренера. Важное значение здесь имеют педагогический опыт, интуиция, точный психологический расчет [9, 38 с.].

Заключение

Особенно велика роль подвижных игр при обучении спортивным играм. Во-первых, с их помощью формируется оптимальная дидактическая система овладения игровым приемом. В начале этот прием «вчерне» осваивается в подвижных играх, затем шлифуется в специальных упражнениях и потом вновь закрепляется и совершенствуется в игре более сложного и приближенного к реальным условиям своего применения содержания. Этот путь иногда называется комплексным методом и описывается как « игра-обучение-игра». Во-вторых, с помощью системы подвижных игр, в которой реализуется дидактический принцип постепенности и последовательности усложнения, осуществляется общее знакомство и первичное изучение тактики, и техники спортивных игр. Неслучайно такие игры выделены в особую группу и получили название «подводящих». Сегодня они предоставляют собой обязательный элемент начального обучения детей младших возрастных групп спортивным играм.

Наконец, следует подчеркнуть, что систематическое использование игр (игрового и соревновательного метода) позволяет осуществить заблаговременную психологическую подготовку занимающихся к реальным условиям спортивно - игрового соревнования. Уже в подвижных играх дети учатся контролировать свои эмоции, подчинятся правилам и решениям судей, учатся действовать самостоятельно, инициативно и решать игровые задачи во взаимодействии со своими партнерами. Но главное: они учатся действовать обдуманно и не суетливо, ибо в игре, как говорил П.Ф. Лесгафт: «Во всем мысли впереди».

Это качественное особенности в подвижных играх являются не заменимым инструментом активного воздействия на все функции жизни деятельности организма, формируя их в полном соответствии со спецификой избранного вида спорта.

Список использованных источников

  1. Айламазьян, А. М. Актуальные методы воспитания и обучения : учеб. пособие. для студентов МГУ / А. М. Айламазьян. – М. : Физкультура и спорт, 1989. – 142 с.
  2. Аксенова, Н. И. Повышение уровня двигательной активности и дозировка физической нагрузки на физических занятиях / Н. И. Аксенова // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 6. – С. 37-39.
  3. Бернштейн, Н. А. О ловкости и ее развитие : учеб. пособие / Н. А. Бернштейн. – М. : Наука, 1991. – 258 с.
  4. Бондаренко, А. К. Воспитание детей в игре : учеб. пособие / А. К. Бондаренко. – М. : Просвещение, 2000. – 260 с.
  5. Гутникова, Л. В. Спорт плюс игра – радость / Л. В. Гутникова // Дошкольное воспитание. – 2004. –  № 12. – С. 36-41.
  6. Жуков, М. Н. Подвижные игры : учеб. пособие / М. Н. Жуков. – М. : Академия, 2004. – 160 с.
  7. Ильинича, В. И. Физическая культура студента : учеб. пособие / В. И. Ильинича. – М. : Дрофа, 2003. – 246 с.
  8. Менджерицкая, Д. В. Воспитание детей в игре : учебно-методическое пособие / Д. В. Менджерицкая. – М. : Просвещение, 2009. – 128 с.
  9. Портных Ю. И. Игры в тренировке баскетболистов: Учебно-методическое пособие / 4-е изд., испр. – НГУ имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург, 2009. – 64 ст.  

        10.   Степаненкова, Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка : учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений /      Э. Я. Степаненкова. – М. : Академия, 2008. – 368 с.

  1. Эльконин, Д. Б. Психология игры : учеб. пособие / Д. Б. Эльконин. – М. : Просвещение, 2001. – 304 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика внедрения элементов корригирующей гимнастики в процесс спортивной тренировки баскетболистов 11 – 13 лет

Основные причины нарушений осанки у детей 11-13 лет , анализ профилактических и корригирующих методик при нарушениях осанки, тренировочных программ по подготовке баскетболистов 11-13 лет, содерж...

Научно-методическая работа: «ОБУЧЕНИЕ ЮНЫХ БАСКЕТБОЛИСТОВ В БЫСТРОМ ПРОРЫВЕ»

Подготовка баскетболистов проводиться в несколько этапов, которые имеют свои специфические особенности. Многолетняя подготовка баскетболиста строиться на основе методических положений, которые и соста...

Научно-методическая статья. Тренировки ориентировщика в зимний подготовительный период.

Научно-методическая статья. Тренировки ориентировщика в зимний подготовительный период....

Индивидуальная тренировка баскетболиста.

Подборка упражнений для занятий баскетболом на тренировках и во время урока....

План конспект индивидуальной тренировки баскетболиста.

В планах - конспектах даны примерные упражнения, указаны примерная дозировка и последовательность выполнения упражнений....

Актуальность внедрения элементов корригирующей гимнастики в процесс спортивной тренировки баскетболистов 11 – 13 лет

Детский возраст – один из наиболее ответственных периодов жизни в формировании здоровья человека, обеспечивающий его сохранение в будущем. Одним из показателей хорошего физического развития и зд...