Актуальность внедрения элементов корригирующей гимнастики в процесс спортивной тренировки баскетболистов 11 – 13 лет
статья по физкультуре (6 класс) на тему

Зуев Максим Сергеевич

Детский возраст – один из наиболее ответственных периодов жизни в формировании здоровья человека, обеспечивающий его сохранение в будущем. Одним из показателей хорошего физического развития и здоровья является нормальная осанка. Осанка формируется как условно-двигательный рефлекс и закрепляется в течение всей жизни. Среди многообразия занятий различными видами спорта большую популярность имеет баскетбол. Систематические занятия оказывают мощное воздействие на развитие двигательных способностей в подростковом возрасте. В отличие от сверстников, двигательная активность которых ограничиваются занятиями на уроках физической культуры, у юных баскетболистов развитие физических качеств происходит более гармонично и на значительно более высоком уровне. Среди основных задач силовой подготовки юных спортсменов - укрепление мышечных групп всего двигательного аппарата и формирование способности рационально использовать мышечную силу в различных условиях. Рабочая гипотеза исследования: заключается в предположении о том, что внедрение элементов корригирующей гимнастики в учебно-тренировочный процесс подготовки баскетболистов 11-13 лет будет способствовать профилактике и коррекции нарушений осанки.

 ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

         1. В процессе осуществления учебно-тренировочного процесса подготовки юных баскетболистов необходимы регулярные мероприятия по осуществлению контроля за состоянием опорно-двигательного аппарата занимающихся, а так же регулярное осуществление мероприятий, направленных на профилактику возникновения патологий. В случае выявления отклонений от нормы целесообразным будет являться включение в процесс обучения специальных систем коррекции выявленных патологий.

       2. Необходимо включать корригирующие упражнения в вводную и заключительную части тренировки для стабилизации и профилактики патологических изменений в позвоночнике.

       3. Учитывать индивидуальные особенности занимающихся.

       4. Применять необходимую систему оценок для отслеживания динамики изменений показателей.

       5. Обязательный контроль со стороны медицинского работника.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nauchnaya_statya.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей города Кирово-Чепецка Кировской области»

НАУЧНАЯ СТАТЬЯ

Тема: Актуальность внедрения элементов корригирующей гимнастики в процесс спортивной тренировки баскетболистов 11 – 13 лет

Автор: учитель

физической культуры

Максим Сергеевич Зуев

Кирово-Чепецк, 2018

          Детский возраст – один из наиболее ответственных периодов жизни в формировании здоровья человека, обеспечивающий его сохранение в будущем.

        Пассивное отношение к развитию детского организма, надежда и упование на «естественные» процессы роста и развития сегодня не могут быть оправданы. Современные научные исследования позволяют говорить об отрицательном влиянии внешней среды на организм ребенка, слабой адаптации к различным неблагоприятным условиям, и, как следствие, о низком уровне работоспособности и состоянии здоровья детей.

     Одним из показателей хорошего физического развития и здоровья является нормальная осанка.

        Осанка формируется как условно-двигательный рефлекс и закрепляется в течение всей жизни [12] .

        Нарушение осанки – это довольно распространенное заболевание, весьма сложное и нуждающееся в длительной коррекции [8].

        В последние годы у школьников наблюдается значительный рост числа различных искривлений позвоночного столба. По данным А. Демченко(9), 86,4% школьников имеют дефекты осанки .

        Цифры, отражающие распространенность дефектов осанки, устойчивы на протяжении ряда лет, и более того, за последние десять лет не наблюдаются тенденции к их снижению [4]. Нарушения осанки являются наиболее распространенными заболеваниями опорно-двигательного аппарата у детей и подростков. Одной из главных причин формирования неправильной осанки является отсутствие должного уровня физической подготовленности детей.

       Доказано, что систематические занятия физическими упражнениями оказывают положительное воздействие на развитие двигательных способностей в детском и подростковом возрасте. При этом у юных спортсменов развитие физических качеств происходит более гармонично, чем у сверстников, двигательная активность которых ограничивается занятиями на уроках физической культуры [5].

         Показатели развития двигательной функции у детей занимающихся спортом, могут изменяться в зависимости от использования различных средств физического воспитания .

         Исследования свидетельствуют, что у подростков, регулярно занимающихся спортом, прирост показателей развития физических качеств в течение первых 3-х лет в два раза превышает средние величины прироста, характерные для учащихся, систематически не занимающихся спортом [14].

По данным  ряда авторов наиболее интенсивно физические качества развиваются в возрастной период 10-13 лет[6, 14, 21].

        Среди многообразия занятий различными видами спорта большую популярность имеет баскетбол. Исследованию различных аспектов учебно-тренировочного процесса юных баскетболистов посвящено значительное количество научных работ, но до настоящего времени вопросы построения и содержания тренировочных нагрузок при подготовке юных баскетболистов находятся в поле зрения исследователей.                                          Так же интерес к исследованиям вызывает состояние здоровья юных

баскетболистов,  в частности влияние занятий этим видом спорта на развитие опорно-двигательного аппарата. По данным различных источников  влияние занятий баскетболом трактуются по разному, некоторые авторы настаивают на отрицательном влиянии этого вида спорта на организм юного спортсмена, аргументируя свою позицию тем фактом, что баскетбол развивает сутулость[26], другие рекомендуют занятия баскетболом, потому что элементы игры предполагают асимметричные движения и способствуют формированию мышечного корсета, который столь необходим для формирования правильной осанки[25].

         Кроме того  представляет интерес изучение особенностей динамики развития основных двигательных качеств юных баскетболистов, в связи с интенсификацией и высокой специфичностью тренировочного процесса уже на начальных этапах подготовки. Статистические исследования в области подготовки юных спортсменов говорят о наличии значительного числа нарушений опорно-двигательного аппарата среди занимающихся, в том числе и нарушений осанки, которые составляют 76, 7% от общего числа занимающихся. Это меньше чем статистические показатели среди общего контингента(86,4%), но больше чем у представителей некоторых других видов спорта этого же возраста, например представителей легкой атлетики, где данные отклонения имеются у 46,6 % детей [14].

Наиболее интенсивное совершенствование двигательной функции происходит в детском и подростковом возрасте, и к 13-14 годам в основном завершается морфологическое и функциональное созревание двигательного анализатора человека (М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер, 2002).

         Систематические занятия оказывают мощное воздействие на развитие двигательных способностей в подростковом возрасте. В отличие от сверстников, двигательная активность которых ограничиваются занятиями на уроках физической культуры, у юных баскетболистов развитие физических качеств происходит более гармонично и на значительно более высоком уровне [4].

Общефизическая подготовка баскетболистов основана на применении разнообразных средств, направленных на развитие быстроты, силы, выносливости, ловкости, гибкости. Общая физическая подготовка предусматривает гармоничное развитие тела подростков, укрепление опорно-двигательного аппарата, совершенствование функций внутренних органов и систем, улучшение координации движений и общее повышение уровня развития двигательных качеств. В качестве основных средств, применяются упражнения из различных видов спорта, оказывающие общее воздействие на организм занимающихся. К ним относятся: общеразвивающие упражнения, акробатические упражнения, ходьба на лыжах, футбол, ручной мяч, плавание, лёгкая атлетика и д.р.. Применяются и специально-направленные упражнения для развития  основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости.

Скоординированное развитие основных физических качеств (силы, координационных способностей, быстроты, выносливости и гибкости) - необходимое условие успешной подготовки  баскетболиста.

Одна из основных задач спортивной тренировки – стимулировать неуклонное повышение физической подготовленности, определяющих уровень выносливости, силовых и скоростных способностей и других физических качеств в соответствии с возрастными особенностями баскетболистов, целями и задачами его многолетней подготовки. Другой важнейшей задачей является постепенное подведение юного спортсмена к тем объемным тренировочным нагрузкам, которые на этапе углубленной специализации и достижения спортивного мастерства выступают в качестве главного условия повышения специальной работоспособности.

Этого можно достигнуть только в случае полного соответствия объема и интенсивности тренировочных нагрузок возрастным особенностям занимающихся, степени их подготовленности. Комплексный учет всех этих разнообразных факторов делает проблему управления процессом спортивной тренировки одной из наиболее важных и трудно решаемых в теории и практике физического воспитания[19].

         Одним из наиболее актуальных направлений специалисты выделяют научное обоснование, построение и содержание учебно-тренировочного процесса юных спортсменов на различных этапах многолетней подготовки [5].

Известно, что физические упражнения наиболее эффективно воздействуют на расширение двигательных способностей в период естественного интенсивного развития функциональных систем организма, поэтому исключительно важным является рациональная организация тренировочного процесса уже на начальном этапе подготовки юных баскетболистов.

        Каждый этап имеет определенную длительность и преимущественную направленность тренировки. Переход от этапа к этапу происходит согласно закономерностям становления спортивного мастерства и обусловлен не только календарным, но и биологическим возрастом баскетболистов, уровнем их физического развития и подготовленности, степенью адаптации к возрастающим нагрузкам[3].

Четкой границы между этапами многолетней спортивной подготовки нет, но каждый этап должен иметь специфические задачи воспитания, обучения и тренировки, работа должна вестись с учетом программных нормативных требований для детских спортивных школ. Учитывая тему наших исследований, нами были изучены особенности подготовки 11-13-летних баскетболистов.

На данном этапе обучения упор делается на дальнейшее овладение приёмами единоборств. К изученным ранее правилам добавляются новые способы ловли и передачи мяча, которые позволяют действовать более разнообразно и динамично.

Используемые упражнения чаще сочетают с действиями, выполняемыми с мячом, используя в основном различные зрительные сигналы. Увеличивают объём и интенсивность упражнений. В занятия включают метод круговой тренировки. Подвижные игры обогащают новым содержанием, усложнением правил и используемого инвентаря. Наряду с комплексными занятиями применяют специализированные тренировки по физической подготовке и приёмами игры (технике).

Шире применяется соревновательный метод. Стремление к состязанию у  детей быстро возрастает, что требует более тщательного наблюдения за их реакцией на нагрузку. Необходимо избегать перенапряжения, используя активный отдых и смену видов деятельности[19].

При работе с юношами 11-13 лет тренеру следует учитывать, что организм еще не закончил рост, и продолжается развитие его систем. При этом многие показатели работы органов и систем юношей отличаются от взрослых, так как окончательное развитие еще не достигнуто. В физической подготовке баскетболистов большой удельный вес занимают упражнения для развития специальных качеств. Продолжается работа над развитием выносливости, ловкости, быстроты и силы. В выборе средств предпочтение отдается упражнениям скоростно-силового характера[20].

         Современный баскетбол предъявляет чрезвычайно высокие требования к уровню физической подготовленности спортсмена. Баскетболисту необходимо обладать высоким уровнем атлетизма, уметь выполнять сложные технические приемы и активные тактические взаимодействия на высокой скорости, силовой прессинг, удерживать высокую интенсивность игры до последних секунд матча.

Наиболее эффективной при развитии двигательных качеств является комплексная тренировка, т. е. когда в отдельных занятиях используются упражнения на быстроту, силу и выносливость из средств ОФП. При комплексном развитии двигательных качеств наиболее эффективной является тренировка, в которой преимущественно развиваются скоростно-силовые качества и скоростные способности. В этой комплексности наиболее эффективен вариант, когда 50% времени тренировочного занятия отводится на развитие быстроты, 30% - на развитие силы и 20% на - развитие выносливости применительно к подросткам 11-13 летнего возраста [24].  Работоспособность в зонах большой и умеренной мощностей, где энергообеспечение зависит от своевременной доставки кислорода, также увеличивается. Это связано в первую очередь с уменьшением координации в деятельности вегетативных функций при мышечной работе. Изменения, происходящие в морфофункциональном статусе организма, и, прежде всего увеличение массы тела, сказывается и на процессах обеспечения организма энергией, что приводит к заметному возрастанию суточных потребностей в пище.

В рамках нашего исследования особое значение имеет развитие прироста силовых способностей в подростковом возрасте, поскольку формирование мышечного корсета является обязательным условием коррекции неправильной осанки и профилактики сколиоза, а развитие силы оказывает непосредственное воздействие  на состояние мышечного аппарата учавствующего в формировании  привычного положения туловища и звеньев тела, именуемых осанкой, в частности, положения позвоночного столба.

Среди основных задач силовой подготовки юных спортсменов - укрепление мышечных групп всего двигательного аппарата и формирование способности рационально использовать мышечную силу в различных условиях. Все более значительное место отводится силовым упражнениям, избирательно воздейств воздействующим на группы мышц, несущих основную нагрузку[2].

В упражнениях с отягощениями следует стремиться к тому, чтобы их дозировка нарастала очень постепенно. На данном этапе допускается применения около предельных и предельных весов. Однако не следует забывать, что мышечная масса юношей еще отстает от костной системы, и применение упражнений, направленных на чрезмерное развитие силы, может неблагоприятно отразиться на росте костей и формирования всего тела.

В этот период решаются следующие конкретные задачи:

1. Расширение двигательной подготовки спортсменов за счет использования средств атлетической подготовки и совершенствование специальных физических качеств, необходимых баскетболисту.

2. Совершенствование техники за счет овладения новой техникой, свободного сочетания различных приемов, приспособление техники к индивидуальным способностям спортсмена

3.  Закрепление игровых функций и совершенствование игровых навыков.

4. Приобретение игрового опыта путем систематического участия в соревнованиях различного масштаба

5. Повышение эффективности техники и улучшение тактических взаимодействий.

Сравнение направленности подготовленности 11-13 летних баскетболистов с высококвалифицированными выделяет в этих двух группах на ведущие позиции факторы физического развития, технической и скоростно-силовой подготовки.

В работе Д. И. Нестеровского (20) упоминается, что этап спортивного совершенствования характеризуется неуклонным повышением объема и интенсивности тренировочных нагрузок. Учебно-тренировочный процесс строится на основе закономерностей спортивной тренировки с углубленной специализацией при высоком уровне универсальной подготовки. Программа общей физической подготовки юных баскетболистов насыщена разнообразными упражнениями, приближенные по характеру и содержанию к специфике соревновательной деятельности.

На наш взгляд исследовав вышерассмотренные методики и программы можно сделать следующие выводы:

1. Успешным дополнением  в процесс  коррекции будет являться силовой компонент общей физической подготовки юных баскетболистов, а в сочетании со специальными комплексами упражнений корригирующего характера эффективность занятий по профилактике сколиозов и коррекции нарушений осанки увеличится;

          2. Охват  занятиями корригирующего характера всех детей, тренирующихся в этой группе, позволит не только провести коррекцию уже имеющихся нарушений, но предотвратить риск возникновения данных отклонений у здорового ребёнка.

              Рабочая гипотеза исследования: заключается в предположении о том, что внедрение элементов корригирующей гимнастики в учебно-тренировочный процесс подготовки баскетболистов 11-13 лет будет способствовать профилактике и коррекции нарушений осанки.

Для проверки выдвинутой гипотезы был проведен педагогический эксперимент,  целью которого является направленное воздействие средств   физического воспитания, а именно внедрение элементов корригирующей гимнастики в учебно-тренировочный процесс подготовки баскетболистов 11-13 лет, что позволит осуществить коррекцию имеющихся нарушений осанки, а так же предупредить возникновение отклонений у здоровых детей.

Разработанная программа рассчитана на 3 занятия в неделю по 2 часа, что является оптимальным количеством для секционных занятий на базе общеобразовательной школы.

Целью нашего эксперимента является внедрение элементов корригирующей гимнастики в процесс спортивной тренировки баскетболистов 11-13 лет.

Исследование было проведено в период с сентября 2016 года по май  2017 года.

Исследование проводилось на детях учебно-тренировочной группы среднего (11-13 лет) возраста, занимающихся в школьной секции баскетбола, на базе МБОУ Лицей г. Кирово-Чепецка. Количество испытуемых 16 человек. Дети были поделены на две группы: экспериментальную и контрольную.  Деление было осуществлено методом случайной выборки. Родители дали свое согласие на проведение исследования.

В экспериментальной группе занятия проводились по разработанной нами методике.

Занятия проводились 3 раза в неделю по 90 минут(продолжительность тренировки). На каждом занятии, в подготовительной и заключительной части общей тренировки, испытуемым предлагался комплекс корригирующей гимнастики  продолжительностью 15-25 минут и состоял из коррекционных упражнений.  Использовались все виды исходных положений (лежа на спине, животе, стоя на четвереньках, стоя), применялись упражнения с предметами (гимнастическими палками, медицинболами и др.). Использовались так же упражнения для укрепления мышц спины и брюшного пресса на фитбольных мячах. При этом, количество упражнений силовой направленности в рамках развития физических качеств не сокращалось, поскольку укрепление мышечного корсета является неотъемлемой частью профилактики и коррекции нарушений осанки. Для этого использовались традиционные упражнения направленные на укрепление мышц спины, брюшного пресса, боковой поверхности туловища, а так же плечевого пояса. В остальной части тренировки решались задачи соответствующие изучаемому разделу учебно-тренировочной программы.

НАУЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

        1. Были изучены литературные источники по особенностям подготовки баскетболистов 11-13 лет, а так же проблемам нарушений осанки, вопросы коррекции нарушений осанки у детей страдающих данным заболеванием, раскрыты особенности применяемых систем коррекции, на основе которых была разработана учебно-тренировочная программа включающая в себя элементы систем корригирующей гимнастики.

        2. Сравнение показателей функционального состояния позвоночника экспериментальной и контрольной групп до начала эксперимента не выявило достоверных различий во всех тестовых заданиях. Нами была разработана система комплексов специальных упражнений для детей 11-13 лет занимающихся в секции баскетбола, внедрение которой осуществлялось в условия тренировочных занятий школьной секции баскетбола, где часть детей имеют отклонения осанки и позволила существенно улучшить показатели ОДА. Для здоровых детей данная методика являлась профилактической.

        3. В ходе исследования было доказано, что применение разработанных нами комплексов упражнений благоприятно воздействует на функциональное состояние позвоночника детей. Так к концу исследования достоверные различия в росте результатов экспериментальной группы наблюдались во всех контрольных заданиях, в то время как в контрольных группах достоверные различия наблюдались лишь в тестах «удержание туловища» - в первой (разница = 7,8; при Р < 0,05) и «подъем туловища за 30 с.» - во второй (разница = 3,14; при Р < 0,05).

        4. Внесение необходимых изменений в учебно-тренировочную программу для экспериментальной группы в виде увеличения количества         упражнений силовой направленности, включения элементов корригирующей гимнастики позволяет констатировать: у детей обеих исследуемых групп экспериментальной и контрольной  отмечается улучшение оцениваемых результатов, но динамика изменений показателей экспериментальной группы более стабильна и эффективна.

         5. Анализ функциональной подготовленности экспериментальной и контрольной групп показал, что при выполнении контрольных упражнений на конец исследования результаты экспериментальной группы превышают показатели контрольной группы в каждом из тестов. Различия в показателях составляют:

- в пробе Руфье – 0,68 ед.;  

- динамической силы мышц живота – 5,7 раза;

- статической силы мышц живота – 6,9 секунды;

- тест на гибкость – 3,7 см;

- статической силы мышц спины составило – 41,2 секунды.

        6. Результаты групп были сравнены по критерию Стьюдента. Результаты исследования экспериментальной и контрольной групп на начало года оказались не достоверными (>0,05). Далее было сравнение результатов исследования на конец года, и результаты оказались достоверными (<0,05).

        Также сравнивались результаты начала и конца года отдельно у контрольной и экспериментальной групп что подтвердило достоверность  экспериментальной методики.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

        1. В процессе осуществления учебно-тренировочного процесса подготовки юных баскетболистов необходимы регулярные мероприятия по осуществлению контроля за состоянием опорно-двигательного аппарата занимающихся, а так же регулярное осуществление мероприятий, направленных на профилактику возникновения патологий. В случае выявления отклонений от нормы целесообразным будет являться включение в процесс обучения специальных систем коррекции выявленных патологий.

        2. Необходимо включать корригирующие упражнения в вводную и                             заключительную части тренировки для стабилизации и профилактики патологических изменений в позвоночнике.

        3. Учитывать индивидуальные особенности занимающихся.

        4. Применять необходимую систему оценок для отслеживания         динамики изменений показателей.

        5. Обязательный контроль со стороны медицинского работника.

Список литературы

1. Актуальные проблемы  физической культуры и пути их решения [Текст]: сборник научно-методических статей / под общ. ред. А. Г. Капустина, Е. В Свинар. – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2010., с. 73-75.

2. Аруцев А. А. Быстрота игровых перемещений юных баскетболистов и индивидуализация ее совершенствования путем внесения коррекций на основе экспересс-информации : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Аруцев Александр Александрович; РГАФК. - М., 2003., с. 20- 22 с.

3.  Бальсевич В. К., Пьянзин А.Н. Теория и практика физ. культуры. 2004, № 5, с. 32.

4. Батталов И. М. Структура тренировочных средств различной направленности при организации учебно-тренировочного процесса баскетболистов // Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире: Мат. XV Международной научно-практической конференции. – Коломна, 2005. – с. 192-193.

5.  Батталов И. М. Дифференцированный подход к тренировке баскетболистов // Вестник спортивной науки. - 2006. - № 4. – С.17-14.  

6.  Безруких М. М. и др. Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка) [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. М. Безруких, В. Д. Сонькин, Д. А. Фарбер. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – с. 223, 227, 234-236.

7. Безменова Г. С. Осанка: упражнения проверенные практикой. // Физическая культура в школе. -  №4. - 2003. - с. 31.

8.    Гасеми Б. Оценка эффективности корригирующей гимнастики и массажа методом миотонометрии при нарушениях осанки у младших школьников [Текст] // Физкультура в профилактике, лечении и реабилитации. – 2004. - №1. – с. 46-52.

9.  Демченко А. Учебный год – испытание для осанки // Физическая культура и спорт. – 2000. - с. 12-13.

10.  Дмитриев А. А., Евсеев С. П. Адаптивная физическая культура [Текст]: Учебное пособие / С. П. Евсеев, Л. В. Шапкова. – М.: Советский спорт, 2000. – с. 85-88.

11. Евсеев С. П. Частные методики адаптивной физической культуры [Текст]: Учебное пособие / С. П. Евсеев, Л. М. Шипицына. М.: Советский спорт, - 2003. – с.152-153.

12.  Егоров В. В. Нарушениям осанки – особое внимание // Физическая культура в школе. - №4. – 2004. –с. 134-137, 141-142.

  1.  Железняк Ю. Д., Петров П. К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте [Текст]: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – с. 144-149.

13.   Котешева И. А. Лечение и профилактика нарушений осанки [Текст]. - М.: Изд-во Эксмо, 2002. – с.122-126, 155-158.

14.    Кузнецова, Л. М., Кузнецов, В. Д. [Текст] // Медицинская сестра. – 2003. - №2. – С. 31-34.

15.   Ловейко И. Д. Лечебная физкультура у детей при дефектах осанки [текст] – Л.: Медицина, 1988.- с. 89-93, 123.

16.   Максименко А. М. Теория и методика физической культуры: учебник.- М.: Физическая культура, 2005. – с. 245-247, 321, 356.

17.   Матвеев, Л. П. Теория и методика физ. культуры. Введение в предмет: учебник для высших специальных физкультурных учебных заведений/ Л.П. Матвеев. - 4-е изд., стер. - М.:Лань, 2004. - 160 с.

18.  Милюкова, И. В., Евдокимова, Т. А. Гимнастика для детей [Текст]. - М.: Изд-во Эксмо; СПб: Сова, 2004. – с. 98-100.

19. Морган Вуттен. Как добиться успехов в подготовке баскетболистов. – М.: ТВТ Дивизион, 2008. – с. 247-248, 251-253.

20. Нестеровский Д. И. Баскетбол: теория и методика обучения [Текст]: Учебное пособие для пед. вузов: в 2 ч. / Д. И. Нестеровский. – Пенза, 2001. – с. 258-261, 289-294.

21.  Потапчук, А. А., Дидур, М. Д. Осанка и физическое развитие детей [Текст] / А. А. Потапчук, М. Д. Дидур. – С-Пб.: Речь, 2001. – с. 45-48, 135-138.

22. Сухов, А.П. Теоретические знания об осанке // Физическая культура в школе. - № 3. - 2006. - с.16-19.

23.  Спортивная медицина и лечебная физкультура: учебник для учащихся техникумов и школ тренеров. / Под ред. А.Г. Дембо. - М.: Физкультура и спорт, 1973. –  с. 234-237.

24.  Спортивные игры: Техника, методика обучения [Текст]: учебное пособие для студентов высш. Пед. учеб. заведений / Ю. Д. Железняк, Ю.М. Портнов, В. П. Савин, А. В. Савин, А. В. Лексаков.- под. Ред. Ю. Д. Железняка, Ю. М. Портнова. – М.: Академия, 2002. – с. 35-37.

25.   Физическая реабилитация средствами спортивных игр: / Под общей ред. проф.С. Н. Попова. Изд. 3-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.- с. 135-137.

26.   Харитонова Н. Работаем с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата [текст]//Воспитание и обучение. – 2005.- № 3. – с. 54 – 56.

27. Шаров Б. Б., Андреева A. A. Комплексный контроль и коррекция функционального состояния детей с дисбалансом мышечной системы //Теория и практика физической культуры., 2001. - № 9. - С. 21-22.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика внедрения элементов корригирующей гимнастики в процесс спортивной тренировки баскетболистов 11 – 13 лет

Основные причины нарушений осанки у детей 11-13 лет , анализ профилактических и корригирующих методик при нарушениях осанки, тренировочных программ по подготовке баскетболистов 11-13 лет, содерж...

Статья "Внедрение элементов гуманитарных технологий в процессе учебных занятий"

Статья "Внедрение элементов гуманитарных технологий в процессе учебных занятий"...

Конспект открытого занятия в старшей группе с компенсирующей направленностью с элементами корригирующей гимнастики

Коплекс упражнений, направленных на профилактику плоскостопия. Предназначен для воспитателей ДОУ, инструкторов по физической культуре, родителей....

Статья. Модель внедрения элементов робототехники в образовательный процесс школы.

В статье раскрывается необходимость внедрения робототехники в образовательный процесс школы....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА физкультурно-спортивной направленности «КОРРИГИРУЮЩАЯ ГИМНАСТИКА»

Осанка - интегральная характеристика состояния организма. Осанка является комплексным показателем состояния здоровья детей и безобидные функциональные нарушения могут привести к стойким деформациям оп...

Развитие основных элементов общей физической подготовки для тренировки баскетболистов на этапе начального обучения.

Развитие основных элементов общей физической подготовки для тренировки баскетболистов на этапе начального обучения. Средства и методы применяемые при подготовке юных баскетболистов.Освоение главн...