Доклад «Формирование здоровье сберегающего безопасного пространства школы как фактор профилактики нарушений здоровья и поведения учащихся».
материал по физкультуре на тему
В уставе Всемирной организации здравоохранения здоровью дается такое определение:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 33.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5» пос. Айгурский»
Апанасенковского района Ставропольского края.
Доклад
На тему:
«Формирование здоровьесберегающего безопасного пространства школы
как фактор профилактики нарушений здоровья и поведения учащихся».
Учитель физической культуры МКОУ СОШ №5
Ткачев Александр Владимирович
В уставе Всемирной организации здравоохранения здоровью дается такое определение:
здоровье — это состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, душевное и социальное благополучие.
А есть ли у наших детей физическое, духовное и социальное благополучие? Официальная цифра такова: 96% детей в России имеют отклонения в состоянии здоровья. Крайне неуютная цифра, не так ли?
Через школу проходит всё население, и на этом этапе социализации личности формируется индивидуальное здоровье детей и всего общества в целом. И что же мы можем наблюдать?
Результаты медицинских осмотров говорят о том, что здоровыми можно считать 20 — 25 % первоклассников, у остальных же имеются различные нарушения состояния здоровья.
На сегодняшний день каждый пятый школьник имеет хроническую
патологию, у половины школьников отмечаются функциональные отклонения.
Выделяют следующие их формы:
- заболевания костно-мышечной системы;
- органов зрения;
- болезни органов дыхания;
- органов пищеварения;
- нервные и сердечнососудистые заболевания.
Давайте посмотрим, на результаты проведенного медицинского осмотра детей, с которыми мы работаем и здоровье которых обязаны сохранить.
Информация о заболеваниях детей, обучающихся в школе.
Понижение зрения | 10,9% |
Плоскостопие | 6,8% |
Ожирение | 5,3% |
Хронические заболевания ЖКТ | 3,1% |
Сколиоз | 1,5% |
Нарушение осанки | 2,4% |
Всего имеют заболевания | 30% |
Распределение обучающихся по группам здоровья
Группы здоровья | 1-4 классы | 5-9 классы | 10-11 классы | Всего По школе |
первая | 20% | 14,5% | 4,1% | 38,6% |
вторая | 23,5% | 23.4% | 6,4% | 53,3% |
третья | 3,1% | 3,5% | 1,3% | 7,9% |
четвертая | 0,1% | 0,1% | - | 0,2% |
всего | 46,7% | 41,5% | 11,8% |
Распределение обучающихся по группам физической культуры
основная | 75% |
подготовительная | 22,4% |
специальная | 2% |
освобождены | 0,6% |
Проблема здоровья у всех на слуху практически во всех регионах России. Большую часть недели воспитанники проводят в стенах школы. Время обучения в школе совпадает с периодом роста и развития ребенка, когда организм наиболее чувствителен к воздействию различных факторов окружающей среды. Успешное обучение в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребенок пришел в школу, что является исходным фоном на старте обучения. О неблагополучии в этой сфере знали и говорили давно, но в последние годы проблема стоит особенно остро. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза.
У многих школьников наблюдается дисгармоничное развитие, что создает проблемы в общей работоспособности подрастающего поколения. А сегодняшние больные дети — это больное будущее поколение нашего народа. Уже в настоящее время физически зрелыми рождаются не более 14% детей. Поэтому, достаточно закономерно, что в соответствии с законом РФ «Об образовании» здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики.
На этом фоне в дальнейшем не менее важна и правильная организация учебной деятельности. Недостаточное использование или порой отсутствие в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий, направленных на сохранение здоровья обучающихся, не дает возможности обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе.
Именно педагог может сделать для здоровья воспитанника школы гораздо больше, чем врач. Педагог не должен выполнять часть обязанностей врача или медсестры, а должен обучаться психолого-педагогическим технологиям, позволяющим ему самому работать так, чтобы не наносить ущерба здоровью своих воспитанников и на своих уроках, и в общей программе работы школы, на деле решающей приоритетную задачу охраны здоровья всех, находящихся под её крышей.
На школьников воздействуют те же угрожающие факторы, что и на других людей. Это наследственность (генетические факторы); воздействие природной среды (экология); уровень медицинской помощи (эффективность работы системы здравоохранения); образ жизни человека и характер его основной деятельности. Именно этот последний фактор играет определяющую роль для здоровья человека.
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА
ОБРАЗ ЖИЗНИ | 50% |
НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ | 20% |
ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА | 20% |
СИСТЕМА ЗДАВООХРАНЕНИЯ | 10% |
Понятие «здоровье-сберегающие технологии» как раз и интегрирует
все направления работы школы по сохранению, формированию и укреплению здоровья учащихся.
Задача школы — не «дотянуть» ребенка до последнего звонка, радуясь, что за эти годы с ним не случилось ничего плохого, а полноценно подготовить подростка к самостоятельной жизни, создав все предпосылки для того, чтобы эта жизнь сложилась счастливо. И здоровье здесь играет не последнюю роль. Учитывая, что у больных и неграмотных в вопросах здоровья родителей не может быть здоровых детей, сохранение здоровья школьников — это и закладка фундамента благополучия следующих поколений. Следовательно, перед системой образования стоит принципиально иной путь сохранения здоровья — не оздоровление, а в первую очередь недопущение неправильного обращения участников образовательного процесса со своим здоровьем.
Основная задача педагогического коллектива школы заключается в создании такой системы учебно-воспитательного процесса, в которой не усугубляется здоровье и состояние участников образовательного процесса, и в первую очередь учеников.
Нарастающий объем информации, который должен усвоить школьник в процессе обучения, значительно увеличивает суммарную учебную нагрузку и степень напряжения функциональных систем организма при ее выполнении. Исследования показали, что ситуации, когда возможности функциональных систем организма не соответствуют требованиям обучения, не только приводит к низкой успеваемости, но и способствует функциональным расстройствам (болезням) школьников. Таким образом, существует необходимость новых подходов в применении приемов, методов, средств с учетом функционального состояния школьника. Специфика учительского труда состоит в постоянном, длительном взаимодействии с ребенком. Учитель должен в совершенстве владеть различными технологиями обучения и уметь прогнозировать результат своего воздействия, оценивать как положительное, так и отрицательное влияние их на здоровье обучаемого.
Одним из ключевых моментов в выработке мотивации ребенка на сознательное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих является сознание у него ситуации успеха в решении вопросов физического и нравственного совершенствования. Если подростком не будут внутренне приняты позиции: «Это мне надо», «В этом я через неделю (месяц, год) могу достичь успеха», то все старания педагога будут напрасны. Ситуация успеха — это результат творческой деятельности педагога и воспитанника, при которой результат деятельности подростка сопоставим с его ожиданиями.
ФОРМЫ И СРЕДСТВА ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ
Учитывая то обстоятельство, что наибольшая утомляемость детей связана с их длительным сидением за партой, учителя не должны требовать от учащихся сохранения неподвижной позы в течение всего урока, и поэтому рекомендуется придерживаться следующей формы организации деятельности учащихся на уроках:
- работа в группах (как статическая, так и подвижная);
- работа в парах сменного состава;
- фронтальный опрос с использованием предмета;
- использование элементов игры в качестве обратной связи и оценки ответов одноклассников;
- хлопанье в ладоши;
- использование сигнальных карточек различного цвета;
- деятельность с элементами соревнований и т. д.
Средства организации деятельности учащихся на уроке можно разбить на следующие группы:
Средства, снимающие физическое напряжение, усталость, но не связанные по содержанию с процессом обучения. К этой группе относятся физические упражнения, рекомендованные валеологами, медиками, физиологами, гигиенистами.
Это различные физминутки:
- перемена поз: стоя, сидя;
- можно разместить наглядный материал на боковых и задней стенах кабинета,
- динамические паузы,
- пальчиковая гимнастика,
- дыхательная гимнастика
упражнения для глаз
- офтальмотренажеры
- зрительные тренажеры
комплекс физических упражнений
- наклонов
- приседаний
- вращательных движений рук.
2-я группа
Средства, организующие процесс усвоения предметного содержания обучения, но прямо его не затрагивающие.
Сюда относятся физические упражнения, совмещенные с выполнением учебных заданий.
Примером упражнений этой группы являются «Ритмичные игры», описанные Л. Г. Питерсон, в которых двигательная активность детей направлена на усвоение содержания учебных понятий.
К этой группе относится прием «живого настроения», где учащимся предлагается взять за руки друг друга, изобразить квадрат, цилиндр и др.
Данный прием используется при усвоении компонентов сложения, вычисления, при знакомстве с задачами на движение и т. д. У детей при соприкасании рук возникает чувство защищенности, единства, близости.
В данную группу средств входят и карточки «я» и «хор». На карточке «я» условно изображен ребенок с поднятой рукой, «хор» - несколько детских лиц. Показ карточек «я» и «хор» означает, кто должен говорить: один или все хором.
Дети таким образом учатся слушать друг друга, ощущать себя участником общего дела, что возмещает частично дефицит речи на уроках, способствует развитию внимания.
- я группа
Средства, которые можно назвать «завлекалочками». Это задания и формы организации, которые своей внешней привлекательностью незаметно втягивают учащихся в деятельность по усвоению предметного содержания. Это яркие картинки, на которых даны, например, числовые выражения, задания по разбору слов и т. д. Задача учителя - переключить внимание и интерес детей с формы на содержание самих заданий.
Средства, которые затрагивают сущностные, смысловые характеристики изучаемого материала и личностные качества обучаемых.
МЕТОДЫ, ПРИЕМЫ И ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
- Комфортное начало и окончание урока, что обеспечивает положительный эмоциональный настрой учащихся. Этот метод помогает детям освоить следующие способы самооздоровления:
а) использование положительных установок на успех в деятельности: «У меня все получится», «Я справлюсь» и т. д.;
б) умение настроить себя на положительную волну: «Улыбнись самому себе»;
в) рисование на полях тетради различных рисунков или символов, которые отражают настроение на уроке.
- Проведение на уроке разнообразных валеологических пауз, дыхательной гимнастики, самомассажа, упражнений, направленных на поддержание у учащегося высокого уровня работоспособности и повышения стрессоустойчивости.
Ребята осваивают и затем самостоятельно используют эти способы снятия напряжения и усталости.
- Объяснение нового материала с опорой на субъективный опыт учащегося, как это предлагается в технологии личностно ориентированного обучения. В результате использования этого метода дети учатся обращаться к своему личному опыту, предъявлять свою собственную позицию, искать и находить свои оригинальные способы деятельности.
- Упорядочение системы домашних заданий, их дозировка, выбор, творческий характер.
(Эти методы помогают ребенку осознать, что у него, как и у любого человека, всегда есть право выбора.) Объем домашних заданий и степень их сложности соизмеряются с возможностями каждого ученика. Предлагаются детям разноуровневые задания.
- Учет индивидуальных способностей и особен-но стей ребенка.
Не могут дети в классе быть все одинаковыми, поэтому нельзя к ним применять одни и те же приемы работы или проводить одни и те же упражнения на стрессоустойчивость.
- О п р о с только тех учащихся, которые желают отвечать (оценку ставить ученику только тогда, когда он хочет отвечать и действительно знает материал урока).
- Каждый здоровьесберегающий урок должен обязательно включать работу с телом, душой и разумом детей и учителя.
Очень важно постоянно, шаг за шагом, прививать детям мысль, что они сами творцы своего здоровья. Заботясь о нравственном здоровье своих учеников, учителя включают в содержание уроков «Этюды для души».
- Включение в содержание уроков «анатомических диктантов», упражнений, текстовых задач, заданий, связанных с изучением своего собственного здоровья.
- Личный пример учителя.
(Благодаря позитивному примеру учителя дети овладевают способами делового и личностного общения, сотрудничества, принятия иной точки зрения; умением слышать и слушать, умением понять другого человека, что помогает развитию коммуникативных навыков, толерантности.)
- Организация саморефлексии.
Каждый день начинается и заканчивается фиксацией на специальном месте «настроения» состояния детей и изменений, произошедших в самочувствии в процессе урока и даже дня. Умело проведенная рефлексия дает возможность понять следующее: насколько дети осознают, что и как они делали на уроке, что им помогало и что могут использовать впоследствии в жизни.
Кратко можно суммировать основные рекомендации по организации здоровьесберегающей деятельности в школе следующим образом
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
профилактика негативных проявлений в поведении учащихся
Иногда по поведению или внешним признакам можно догадаться о тех или иных отрицательных склонностях в поведении детей. Здесь приведены рекомендации по профилактики таких проявлений...
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/14/picture-386747-1400060654.jpg)
Статья "Здоровье сберегающие образовательные технологии как фактор повышения мотивации на уроках биологии"
Статья "Здоровье сберегающие образовательные технологии как фактор повышения мотивации на уроках биологии"...
![](/sites/default/files/pictures/2023/12/03/picture-188337-1701595666.jpg)
Доклад «Методика воспитательно – профилактической работы. Профилактика и предупреждение асоциального поведения учащихся»
Доклад на школьный педагогический совет...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/04/picture-981887-1512394247.jpg)
Мастер-класс для родителей: "Я здоровье берегу, сам себе я помогу" (профилактика нарушения осанки и плоскостопия)
Мастер-класс для родителей: "Я здоровье берегу, сам себе я помогу" (профилактика нарушения осанки и плоскостопия)...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/14/picture-958802-1507970294.jpg)
Конспект урока по здоровью и безопасности жизнедеятельности Тема урока: «Сохраним свое здоровье».
Систематизация представлений детей о способах сохранения здоровья....
«Развитие неречевых психических функций методами кинезиологии, как фактор профилактики нарушений письменной речи у дошкольников с ОНР»
Кинезиология - наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения....