Доклад «Формирование здоровье сберегающего безопасного пространства школы как фактор профилактики нарушений здоровья и поведения учащихся».
материал по физкультуре на тему


Предварительный просмотр:

         Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5» пос. Айгурский»

Апанасенковского района Ставропольского края.

               

Доклад

На тему:

«Формирование здоровьесберегающего безопасного пространства школы

как фактор профилактики нарушений здоровья и поведения учащихся».

                                                                       

 Учитель физической культуры МКОУ СОШ №5                                                              

                                                                         Ткачев Александр Владимирович

В уставе Всемирной организации здравоохранения здоровью дается такое определение:

здоровье — это состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, душевное и социальное благополучие.

     А есть ли у наших детей физическое, духовное и социальное благополучие? Официальная цифра такова: 96% детей в России имеют отклонения в состоянии здоровья. Крайне неуютная цифра, не так ли?

Через школу проходит всё население, и на этом этапе социализации личности формируется индивидуальное здоровье детей и всего общества в целом. И что же мы можем наблюдать?

Результаты медицинских осмотров говорят о том, что здоровыми можно считать 20 — 25 % первоклассников, у остальных же имеются различные нарушения состояния здоровья.

     На сегодняшний день каждый пятый школьник имеет хроническую

патологию, у половины школьников отмечаются функциональные отклонения.

Выделяют следующие их формы:

  • заболевания костно-мышечной системы;
  • органов зрения;
  • болезни органов дыхания;
  • органов пищеварения;
  • нервные и сердечнососудистые заболевания.

Давайте посмотрим, на результаты проведенного медицинского осмотра детей, с которыми мы работаем и здоровье которых обязаны сохранить.

Информация о заболеваниях детей, обучающихся в школе.

Понижение зрения

10,9%

Плоскостопие

6,8%

Ожирение

5,3%

Хронические заболевания ЖКТ

3,1%

Сколиоз

1,5%

Нарушение осанки

2,4%

Всего имеют заболевания

30%

Распределение обучающихся по группам здоровья

Группы здоровья

1-4 классы

5-9 классы

10-11 классы

Всего По школе

первая

20%

14,5%

4,1%

38,6%

вторая

23,5%

23.4%

6,4%

53,3%

третья

3,1%

3,5%

1,3%

7,9%

четвертая

0,1%

0,1%

-

0,2%

всего

46,7%

41,5%

11,8%

Распределение обучающихся по группам физической культуры

основная

75%

подготовительная

22,4%

специальная

2%

освобождены

0,6%

     Проблема здоровья у всех на слуху практически во всех регионах России. Большую часть недели воспитанники проводят в стенах школы. Время обучения в школе совпадает с периодом роста и развития ребенка, когда организм наиболее чувствителен к воздействию различных факторов окружающей среды. Успешное обучение в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребенок пришел в школу, что является исходным фоном на старте обучения. О неблагополучии в этой сфере знали и говорили давно, но в последние годы проблема стоит особенно остро. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза.

     У многих школьников наблюдается дисгармоничное развитие, что создает проблемы в общей работоспособности подрастающего поколения. А сегодняшние больные дети — это больное будущее поколение нашего народа. Уже в настоящее время физически зрелыми рождаются не более 14% детей. Поэтому, достаточно закономерно, что в соответствии с законом РФ «Об образовании» здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики.

На этом фоне в дальнейшем не менее важна и правильная организация учебной деятельности. Недостаточное использование или порой отсутствие в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий, направленных на сохранение здоровья обучающихся, не дает возможности обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе.

     Именно педагог может сделать для здоровья воспитанника школы гораздо больше, чем врач. Педагог не должен выполнять часть обязанностей врача или медсестры, а должен обучаться психолого-педагогическим технологиям, позволяющим ему самому работать так, чтобы не наносить ущерба здоровью своих воспитанников и на своих уроках, и в общей программе работы школы, на деле решающей приоритетную задачу охраны здоровья всех, находящихся под её крышей.

     На школьников воздействуют те же угрожающие факторы, что и на других людей. Это наследственность (генетические факторы); воздействие природной среды (экология); уровень медицинской помощи (эффективность работы системы здравоохранения); образ жизни человека и характер его основной деятельности. Именно этот последний фактор играет определяющую роль для здоровья человека.

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА

ОБРАЗ ЖИЗНИ

50%

НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ

20%

ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА

20%

СИСТЕМА ЗДАВООХРАНЕНИЯ

10%

     Понятие «здоровье-сберегающие технологии» как раз и интегрирует

все направления работы школы по сохранению, формированию и укреплению здоровья учащихся.

     Задача школы — не «дотянуть» ребенка до последнего звонка, радуясь, что за эти годы с ним не случилось ничего плохого, а полноценно подготовить подростка к самостоятельной жизни, создав все предпосылки для того, чтобы эта жизнь сложилась счастливо. И здоровье здесь играет не последнюю роль. Учитывая, что у больных и неграмотных в вопросах здоровья родителей не может быть здоровых детей, сохранение здоровья школьников — это и закладка фундамента благополучия следующих поколений. Следовательно, перед системой образования стоит принципиально иной путь сохранения здоровья — не оздоровление, а в первую очередь недопущение неправильного обращения участников образовательного процесса со своим здоровьем.

     Основная задача педагогического коллектива школы заключается в создании такой системы учебно-воспитательного процесса, в которой не усугубляется здоровье и состояние участников образовательного процесса, и в первую очередь учеников.

     Нарастающий объем информации, который должен усвоить школьник в процессе обучения, значительно увеличивает суммарную учебную нагрузку и степень напряжения функциональных систем организма при ее выполнении. Исследования показали, что ситуации, когда возможности функциональных систем организма не соответствуют требованиям обучения, не только приводит к низкой успеваемости, но и способствует функциональным расстройствам (болезням) школьников. Таким образом, существует необходимость новых подходов в применении приемов, методов, средств с учетом функционального состояния школьника. Специфика учительского труда состоит в постоянном, длительном взаимодействии с ребенком. Учитель должен в совершенстве владеть различными технологиями обучения и уметь прогнозировать результат своего воздействия, оценивать как положительное, так и отрицательное влияние их на здоровье обучаемого.

     Одним из ключевых моментов в выработке мотивации ребенка на сознательное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих является сознание у него ситуации успеха в решении вопросов физического и нравственного совершенствования. Если подростком не будут внутренне приняты позиции: «Это мне надо», «В этом я через неделю (месяц, год) могу достичь успеха», то все старания педагога будут напрасны. Ситуация успеха — это результат творческой деятельности педагога и воспитанника, при которой результат деятельности подростка сопоставим с его ожиданиями.

ФОРМЫ И СРЕДСТВА ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ

Учитывая то обстоятельство, что наибольшая утомляемость детей связана с их длительным сидением за партой, учителя не должны требовать от учащихся сохранения неподвижной позы в течение всего урока, и поэтому рекомендуется придерживаться следующей формы организации деятельности учащихся на уроках:

  • работа в группах (как статическая, так и подвижная);
  • работа в парах сменного состава;
  • фронтальный опрос с использованием предмета;
  • использование элементов игры в качестве обратной связи и оценки ответов одноклассников;
  • хлопанье в ладоши;
  • использование сигнальных карточек различного цвета;
  • деятельность с элементами соревнований и т. д.

Средства организации деятельности учащихся на уроке можно разбить на следующие группы:

1-я группа

Средства, снимающие физическое напряжение, усталость, но не связанные по содержанию с процессом обучения. К этой группе относятся физические упражнения, рекомендованные валеологами, медиками, физиологами, гигиенистами.

Это различные физминутки:

  • перемена поз: стоя, сидя;
  • можно разместить наглядный материал на боковых и задней стенах кабинета,
  • динамические паузы,
  • пальчиковая гимнастика,
  • дыхательная гимнастика

упражнения для глаз

  • офтальмотренажеры
  • зрительные тренажеры

     комплекс физических упражнений

  • наклонов
  • приседаний
  • вращательных движений рук.

2-я группа

Средства, организующие процесс усвоения предметного содержания обучения, но прямо его не затрагивающие.

Сюда относятся физические упражнения, совмещенные с выполнением учебных заданий.

Примером упражнений этой группы являются «Ритмичные игры», описанные Л. Г. Питерсон, в которых двигательная активность детей направлена на усвоение содержания учебных понятий.

К этой группе относится прием «живого настроения», где учащимся предлагается взять за руки друг друга, изобразить квадрат, цилиндр и др.

Данный прием используется при усвоении компонентов сложения, вычисления, при знакомстве с задачами на движение и т. д. У детей при соприкасании рук возникает чувство защищенности, единства, близости.

В данную группу средств входят и карточки «я» и «хор». На карточке «я» условно изображен ребенок с поднятой рукой, «хор» - несколько детских лиц. Показ карточек «я» и «хор» означает, кто должен говорить: один или все хором.

Дети таким образом учатся слушать друг друга, ощущать себя участником общего дела, что возмещает частично дефицит речи на уроках, способствует развитию внимания.

  1. я        группа

Средства, которые можно назвать «завлекалочками». Это задания и формы организации, которые своей внешней привлекательностью незаметно втягивают учащихся в деятельность по усвоению предметного содержания. Это яркие картинки, на которых даны, например, числовые выражения, задания по разбору слов и т. д. Задача учителя - переключить внимание и интерес детей с формы на содержание самих заданий.

  1. я        группа

Средства, которые затрагивают сущностные, смысловые характеристики изучаемого материала и личностные качества обучаемых.

МЕТОДЫ, ПРИЕМЫ И ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

  1. Комфортное начало и окончание урока, что обеспечивает положительный эмоциональный настрой учащихся. Этот метод помогает детям освоить следующие способы самооздоровления:

а)        использование положительных установок на успех в деятельности: «У меня все получится», «Я справлюсь» и т. д.;

б)        умение настроить себя на положительную волну: «Улыбнись самому себе»;

в)        рисование на полях тетради различных рисунков или символов, которые отражают настроение на уроке.

  1. Проведение на уроке разнообразных валеологических пауз, дыхательной гимнастики, самомассажа, упражнений, направленных на поддержание у учащегося высокого уровня работоспособности и повышения стрессоустойчивости.

Ребята осваивают и затем самостоятельно используют эти способы снятия напряжения и усталости.

  1. Объяснение нового материала с опорой на субъективный опыт учащегося, как это предлагается в технологии личностно ориентированного обучения. В результате использования этого метода дети учатся обращаться к своему личному опыту, предъявлять свою собственную позицию, искать и находить свои оригинальные способы деятельности.
  2. Упорядочение системы домашних заданий, их дозировка, выбор, творческий характер.

(Эти методы помогают ребенку осознать, что у него, как и у любого человека, всегда есть право выбора.) Объем домашних заданий и степень их сложности соизмеряются с возможностями каждого ученика. Предлагаются детям разноуровневые задания.

  1. Учет индивидуальных способностей и особен-но стей ребенка.

Не могут дети в классе быть все одинаковыми, поэтому нельзя к ним применять одни и те же приемы работы или проводить одни и те же упражнения на стрессоустойчивость.

  1. О п р о с только тех учащихся, которые желают отвечать (оценку ставить ученику только тогда, когда он хочет отвечать и действительно знает материал урока).
  2. Каждый здоровьесберегающий урок должен обязательно включать работу с телом, душой и разумом детей и учителя.

Очень важно постоянно, шаг за шагом, прививать детям мысль, что они сами творцы своего здоровья. Заботясь о нравственном здоровье своих учеников, учителя включают в содержание уроков «Этюды для души».

  1. Включение в содержание уроков «анатомических диктантов», упражнений, текстовых задач, заданий, связанных с изучением своего собственного здоровья.
  2. Личный пример учителя.

(Благодаря позитивному примеру учителя дети овладевают способами делового и личностного общения, сотрудничества, принятия иной точки зрения; умением слышать и слушать, умением понять другого человека, что помогает развитию коммуникативных навыков, толерантности.)

  1. Организация саморефлексии.

Каждый день начинается и заканчивается фиксацией на специальном месте «настроения» состояния детей и изменений, произошедших в самочувствии в процессе урока и даже дня. Умело проведенная рефлексия дает возможность понять следующее: насколько дети осознают, что и как они делали на уроке, что им помогало и что могут использовать впоследствии в жизни.

Кратко можно суммировать основные рекомендации по организации здоровьесберегающей деятельности в школе следующим образом

  1. Ребенок должен постоянно ощущать себя счастливым. Помогите ему в этом.
  2. Каждый урок должен оставлять в душе ребенка только положительные эмоции.
  3. Дети должны испытывать ощущение комфорта, защищенности и, безусловно, интерес к уроку.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

профилактика негативных проявлений в поведении учащихся

Иногда по поведению или внешним признакам можно догадаться о тех или иных отрицательных склонностях в поведении детей. Здесь приведены рекомендации по профилактики таких проявлений...

Статья "Здоровье сберегающие образовательные технологии как фактор повышения мотивации на уроках биологии"

Статья "Здоровье сберегающие  образовательные технологии как фактор повышения мотивации на уроках биологии"...

Мастер-класс для родителей: "Я здоровье берегу, сам себе я помогу" (профилактика нарушения осанки и плоскостопия)

Мастер-класс для родителей: "Я здоровье берегу, сам себе я помогу" (профилактика нарушения осанки и плоскостопия)...

Конспект урока по здоровью и безопасности жизнедеятельности Тема урока: «Сохраним свое здоровье».

Систематизация представлений детей о  способах  сохранения здоровья....

«Развитие неречевых психических функций методами кинезиологии, как фактор профилактики нарушений письменной речи у дошкольников с ОНР»

Кинезиология - наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения....