профилактика негативных проявлений в поведении учащихся
статья (5,6,7,8,9,10,11 класс) по теме

Иногда по поведению или внешним признакам можно догадаться о тех или иных отрицательных склонностях в поведении детей. Здесь приведены рекомендации по профилактики таких проявлений

Скачать:


Предварительный просмотр:

5 ПРИЧИН ОТКАЗА ОТ ТЕЛЕСНОГО НАКАЗАНИЯ

Причина первая:

Это в любом случае удар, сам по себе достойный осуждения.

Причина вторая:

Это признание своей слабости: родитель не смог совладать с собой, и это роняет его авторитет в глазах ребенка. Ребенок делает вывод, что своими провокациями он может взять верх над взрослыми.

Причина третья:

Это делает насилие чем-то обычным. Взрослый дает понять, что физическая сила — единственное безотказное средство решения конфликта. Есть опасность, что ребенок усвоит это правило и, в свою очередь, будет выбирать формы поведения, связанные с насилием.

Причина четвертая:

Это унизительно: ребенок чувствует себя недостаточно любимым, он все хуже и хуже ведет себя и получает новые шлепки. Этот порочный круг побуждает и ту, и другую сторону ко всё большему насилию и препятствует формированию у ребенка самоуважения.

Причина пятая:

Это неэффективно: если ребенок и уступает, то из чувства страха, а не из-за признания своей вины. Он не извлекает из этого никакого урока; причины конфликта не исчезают, наоборот, они провоцируют следующий кризис в отношениях. Да, под влиянием эмоций самый принципиальный родитель может шлепнуть ребенка по попе. Но спустя время, когда кризис миновал, объясните, не путаясь в извинениях: «Я не хотел этого делать, но твое поведение (слова, поступок) вывело меня из себя». Эта фраза покажет ребенку, что вы понимаете бессмысленность физического наказания. И, возможно, станет первым шагом к вашему диалогу.



Предварительный просмотр:

Оценка успеваемости ребенка родителями или 9 правил

Как уменьшить болезненность неудач, эмоционально преодолеть травматические ситуации, связанные со школьными оценками?

Правило первое:

двойка, а для кого-то и четверка — достаточное наказание, и не стоит дважды наказывать за одни и те же ошибки. Ребенок ждет от родителей не упреков, а спокойной помощи.

Правило второе:

чтобы избавить ребенка от недостатков, постарайтесь выбрать один — тот, от которого вы хотите избавиться в первую очередь, и говорите только о нем.

Правило третье:

выбирая самое главное, посоветуйтесь с ребенком, начните с ликвидации тех учебных трудностей, которые наиболее значимы для него самого.

Правило четвертое и центральное:

хвалить — исполнителя, критиковать — исполнение. Помогать ребенку отделить оценку его личности, от оценки его работы.

Правило пятое и самое трудное:

оценка должна сравнивать сегодняшние успехи ребенка с его собственными вчерашними неудачами, а не только с государственными нормами оценивания и не с успехами  «соседского Толика».

Правило шестое:

чаще хвалите; строя оценочные отношения с собственным ребенком, не идите на поводу у школьных отметок. Нет такого двоечника, которого не за что было бы похвалить.

Правило седьмое:

выделите в море ошибок островок успеха, на котором сможет укорениться детская вера в себя и в свои учебные усилия. Оценивать детский труд надо дробно. При такой оценки у ребенка нет ни иллюзии полного успеха, ни ощущения полной неудачи.

Правило восьмое:

не ставьте перед ребенком невыполнимые цели — они должны быть реальные, и он попытается их достигнуть.

Правило девятое:

ребенок должен быть не объектом, а соучастником оценки, его следует учить самостоятельно оценивать свои достижения. Умение себя оценить является необходимым компонентом умения учиться — главного средства преодоления учебных трудностей. Для того, чтобы все правила оказались действенными, необходимо их последовательно соблюдать.

Успеха Вам!



Предварительный просмотр:

ому педагогу (педагогу-психологу) и почти каждому родителю приходилось сталкиваться с таким феноменом как «школьная тревожность». Под нею подразумевают все многообразие проявлений тревожности ребенка – связанных со школой, обучением, общением с преподавателем. Страх перед школой, одноклассниками, учителями. Особо ему подвержены дети соматически ослабленные (а их все больше!), пережившие стрессовые ситуации различного рода (а в наше время стрессов немало), дети из неблагополучных семей. Тревожные ученики крайне ранимы и уязвимы, их успеваемость напрямую зависит от педагогического такта преподавателя. К сожалению, повышенный уровень тревожности ведет к удручающим последствиям: ребенок склонен к «уходу в болезнь» (он часто болеет, бессознательно избегая школу), не способен полностью реализовать себя (т.е. результат педагогической деятельности удручает) Ребенок теряется во время экзаменов, конкурсов, контрольных, отлично подготовленный ученик отвратительно отвечает (выступает).

 

С целью создания психологически благоприятного климата на уроках, заботясь о здоровье детей особое внимание желательно уделить коррекции «школьной тревожности».

 

Еще Г.Селье (основоположник теории стресса) писал о том, что интенсивное и чрезмерно длительное переживание страха способно привести организм к истощению и, впоследствии, - гибели. Продолжительное стрессовое состояние «во всех случаях, без исключения, приводит к возникновению определенных болезней». К сожалению, особенно уязвимы в этом плане – дети. Тревога опасна не только для их соматического здоровья - но и для психического. По словам С. Салливана, тревожность может провоцировать «сильнейшую деформацию личности» (вплоть до пограничных психических заболеваний).

Ребенок теряет творческую радость жизни, им утрачивается способность рисковать, решительность – слишком велико желание сохранить безопасность, оберечь себя. Мотивация его деятельности - избегание неудач, а не стремление к успеху. Разумеется, избираются заведомо заниженные цели и задачи (в том числе, в учебном процессе) Он буквально боится проявить себя, свободно и творчески жить, учиться, возникают трудности и в общении со сверстниками, и в принятии самого себя, в переходном возрасте ситуация (как правило) лишь ухудшается… Т.е. тревожность оказывает разрушительное воздействие на все сферы жизни ребенка.

Сейчас важную роль приобретает использование здоровьесберегающих методик и подходов в ходе урока: ведь лишь 6-10 процентов детей остаются здоровыми к моменту окончания школы, катастрофически возрастает процент психосоматических заболеваний, неврозов.

Длительное и интенсивное переживание тревожности - один из опаснейших факторов развития психосоматозов, невротических состояний… Но, к сожалению, в отечественной педагогической и психолого-педагогической литературе довольно мало работ, посвященных феномену школьной тревожности. А детей, склонных к переживанию тревожности, соматически ослабленных – все больше и больше…

Следовательно, представляется весьма актуальным рассмотрение методов и приемов коррекции тревожности учащихся в профессиональной деятельности преподавателя (педагога-психолога).

 

Вот те методы, которые помогали в этом мне, в моей собственной педагогической деятельности, хотелось бы надеяться, что они окажутся полезными и другим:

1) отсутствие сравнений ребенка с другими учащимися, акцент делается на сравнении с самим собою (как пример: сравнение выступлений ученика на репетиции и на концерте, сравнение его собственных достижений за определенный временной период); 2) стимуляция оптимистического взгляда на возможности ученика (повышение самооценки способствует снижению тревожности и более эффективной деятельности, поддержка и одобрение не могут быть чрезмерными, если они заслужены). Если говорится о недостатках и ошибках – это делается в мягкой манере, сопровождая упоминанием о достоинствах ученика либо выражая уверенность в преодолимости препятствий. (Многократно сталкивалась с тем, что вера в возможности ученика помогает ему раскрыть свой потенциал, а постоянная жесткая критика лишь препятствует в этом, невольно вспоминается педагогический опыт Ш. Амонашвили);

3) при оценивании высокотревожных учащихся, по возможности, избегание низких отметок, в крайнем случае, выставление двух отметок: низкую – за результат, высокую - за приложенные учеником усилия. («Ни один ребенок не должен испытывать ощущения неудачи, порожденной нашей системой оценивания, критикой и насмешкой со стороны учителей и товарищей» К. Роджерс. Известный факт – в большинстве гуманистических педагогических систем отсутствует отметка как таковая.);

4) целенаправленное создание «ситуаций успеха» – предоставление ребенку задания, которые ему по силам, акцент на успешности результата;

5) при работе над новым материалом, освоении новых умений, навыков бережное отношение к тревожным детям, отсутствие спешки (поскольку работа в условиях дефицита времени повышает уровень тревожности учащихся);

6) целесообразны репетиции, «проигрывание» тревожащих мероприятий (экзаменов, концертов), воспроизведение лишает их пугающей неопределенности, делает более привычными. (конкретно мы в классе «Играем» в экзамен, как можно чаще «выступаем», приглашая незнакомых ученику людей. Если это невозможно: ребенок информируется четко и детально о планируемом мероприятии.) То же самое можно сказать о любых тревожащих переменах: все их детали доверительно обсуждаются с учеником. Разъяснение и обсуждение перемен или важных, значимых ситуаций придает ребенку уверенность;

7) понимание важности четких, понятных и последовательных требований (одинаковых для всех: наличие «любимчиков» и «нелюбимчиков» у педагога приводит к уменьшению его авторитета, по данным Д. Эльконина);

8) даже если требуется наказать ученика, четкая аргументация свою позиции («Ты получил 3 потому, что очень мало занимаешься. Ты способный, можешь гораздо лучше выучить пьесу) Отказ от вербальной агрессии, унижений, высмеиваний ученика: ведь недопустимо заставлять ребенка испытывать чувство беспомощности, неполноценности. «Наиболее эффективным способом контроля над поведением является награда. Учитель, пугая ученика плохой отметкой, добивается того, что он становится внимательнее. А для учителя это положительное подкрепление. И он все чаще прибегает к наказанию, пока не возникнет бунт. В конечном итоге наказание не удовлетворяет наказывающего и не приносит пользы наказываемому» (Скиннер) Таким образом, эффективнее – лишение привычной награды, поощрения, а не страх наказания. Когда ученик привыкает к поощрению педагога – само отсутствие пятерок, слов одобрения, похвал является наказанием. Конечно, в идеале, ребенок должен стать собственным арбитром и ориентироваться на самооценку, самоконтроль… Я стараюсь как можно чаще спрашивать детей – в чем состояли их ошибки, какую оценку они выставили бы себе сами? Это заставляет их лучше понять требования, они спокойнее смиряются с низкой оценкой. Можно сослаться на концепции С. Френе, Р. Штайнера, К. Роджерса, дальтон-план и иные педагогические системы, ориентированные на развитие самостоятельности, ответственности ребенка в свободном обучении. Чем более активную роль ученик занимает в контроле над собственной деятельностью, планировании ее - тем (естественно) меньше страха перед наказанием и негативным оцениванием, однако тем более осознана позиция ученика в отношении своего труда, его результатов);

9) построение урока таким образом, чтоб мотивацией деятельности ученика был не страх наказания, а интерес к процессу освоения знаний, увлечение (поскольку приятная деятельность не может быть ассоциироваться с чувством глубокого страха, тревоги, соответственно, чем выше степень субъективного удовольствия, получаемого в процессе обучения - тем ниже уровень тревожности). На уроках - элементы игры, викторины, использование показа фотографий, репродукций, слайдов, ресурсов всемирной сети, компьютерных технологий. В настоящее время, известно множество вариантов инновационного ведения уроков, многие из них помогают расширить диапазон позитивных чувств и переживаний, испытываемых ребенком в ходе занятий;

10) поскольку публичное обсуждение болезненных для него вопросов повышает уровень тревожности и фрустрирует ученика - беседы с учеником на таковые темы уместны лишь наедине с ним (критика лишь в отсутствии других учеников и т.д.);

11) внимательное отслеживание совершенствования ученика в процессе овладения знаниями, навыками с целью своевременной коррекции педагогической запущенности, поскольку стрессогенными могут стать перегрузка информацией, занятиями – важен учет возможностей данного, конкретного ученика;

12) ориентация на возрастные, гендерные, индивидуально-типологические особенности ученика, учет темперамента, возрастных кризисов, соматического здоровья ребенка, создание на первых же занятиях эмпатического контакта с учеником и поддержиние его в дальнейшем (это однозначно подразумевает творческую гибкость паттернов поведения);

13) сдержанность и использование приемов саморегуляции, (лично я в своем опыте отмечала то, насколько вредна демонстрация раздражения и фрустрации. Ребенок предполагает, что является причиной моего расстройства или раздражения, его охватывает чувство вины и смутной тревоги (ему неясна причина негативных чувств педагога);

14) избегание эмоциональной депривации ученика, чрезвычайно важно демонстрировать ему принятие, уважение безотносительно его достижений. Учитывая тот факт, что тревожность часто сопровождается поиском социального одобрения (Е. Хабирова) – любимый учитель, как референтная фигура, может помочь ребенку почувствовать уважение к самому себе, безопасность. Большое значение имеет демонстрация доброжелательности, внимания, равно как и теплые слова («Молодец! Замечательно. Видишь, получается! Умница), тактильный контакт (если речь идет об ученике младших классов);

15) очень важно создание верной ценностно-смысловой ориентации ученика: по Г. Селье, подавляющее большинство стрессовых ситуаций, тревожащих человека – становятся таковыми, поскольку наделяются субъективно повышенной значимостью, субъективно оцениваются как «угрожающие». Ребенок интериоризирует отношение преподавателя к определенным мероприятиям: экзамену, контрольной, концерту. Следовательно, адекватное отношение учителя к подобным «катастрофам» - перенимается учеником; усваивается и высокая ценность обладания определенной суммой знаний, интенсивность труда в течение четверти (учебного года), уровень достигнутого мастерства и - тносительная важность ситуаций формальной проверки. Т.е. весьма эффективны беседы педагога с учеником относительно переосмысления событий и жизненных ценностей;

16) очень существенным фактором, снижающим тревожность ребенка, является контроль над мышлением: повторение деструктивных, пугающих мыслей, естественно, закрепляет высокий уровень тревожности, неблагоприятное психологическое состояние ученика; целенаправленное усилие по повторению позитивных утверждений, концентрация на них - очень действенный способ помощи ребенку (по А. Беку, А. Эллису). Непосредственно перед стрессогенной ситуацией недопустимо сосредотачивать внимание ученика на возможности неудачи, на его слабостях, оптимальны беседы о хорошей подготовке ребенка, о любых благоприятных и позитивных моментах, которые могут придать веры в успех. Поэтому перед этими ситуациями важно напоминание ученику о его прошлых достижениях, простые слова поддержки: «Ты хорошо готов. Все пройдет удачно. Ты должен быть спокоен, все хорошо!;

17) желательно знание элементарных приемов релаксации, снятия мышечного напряжения, простейших дыхательных упражнений - это весьма эффективные методы регуляции тревожности на физиологическом уровне (использование их в игровой форме не так сложно освоить и применить на занятиях, но это и прекрасный способ помощи самому себе для преподавателя. Ведь профессия Учителя – одна из самых стрессогенных, по данным американских исследователей. );

18) очень полезны некоторые идеи православной педагогики: ученика не стоит ориентировать на идеальное совершенство («быть лучше всех»), на демонстрацию самого себя на конкурсе, экзамене, контрольной. Цель «быть лучшим из лучших» принципиально иллюзорна: всегда найдется более талантливый или эрудированный ученик, совершенство принципиально недостижимо. Можно настроить ребенка на его возможность порадовать окружающих, поделиться знаниями, не подвести педагога или класс (т.е. децентрация, снижающая степень социальной тревожности);

19) в ситуациях высокой тревожности, по Р. Мэю, адекватными способами совладания со стрессом являются следующие: a) концентрация внимания на совершаемой работе ( помощь ученику научиться в этом), b) вера в свои силы (целенаправленное повышение степени уверенности ребенка в себе, своих возможностях: построение процесса педагогического общения с учеником с учетом данной цели, демонстрация учителем собственной веры в возможности ученика), c) вера в поддержку лидера и его силы (Учитель – непременно лицо «авторитетное и влиятельное» (К. Роджерс), почитаемое, сильное, однако, наряду с тем, заботливое и готовое поддержать).

 

Невербальные средства воздействия на ученика, способствующие снижению уровня тревожности

 

Хотелось бы затронуть еще несколько практических моментов, имеющих весьма большое значение для эффективности работы преподавателя по созданию благоприятного психологического климата в классе, способного снизить уровень тревожности детей. Высокий процент информации ребенок получает невербальным путем, таким образом, огромное значение приобретает и сам внешний вид педагога.

Приветливое, доброжелательное выражение лица - то, что имеет первостепенное значение при знакомстве с педагогом маленького ребенка, то, что продолжает влиять на характер взаимоотношений с педагогом и в дальнейшем. Однако дети очень эмпатичны и чувствительны к фальши, следовательно, очень важна искренность в проявлении симпатии к ребенку. Улыбка, мимика, взгляд учителя — визуальное впечатление, создаваемое им либо настораживает и пугает ребенка изначально, либо создает ощущение симпатии к нему и одобрения влиятельного лица, т.е. успокаивает ребенка, позволяя ему ощутить Защищенность.

Большое значение имеет и подбор цветов в одежде: темные цвета (особенно черный), менее предпочтительны, чем светлые. Особо интенсивное воздействие на снижение уровня тревожности, возбуждения имеет темно-синий цвет. На данное время известно о воздействии цвета на эмоциональный фон человека, хотя в этой области остается еще много спорных и малоизученных вопросов.

Хаотичная, суетливая жестикуляция вызывает впечатление эмоциональной нестабильности, тревожности самого педагога – следовательно, желателен контроль над жестикуляцией. В то же время, когда характерными, яркими жестами подчеркивается особо важное место в лекции (или речи), оно привлекает особое внимание ученика. Не случайно в искусстве оратора еще со времен Древнего Рима жестикуляции придавалось особое значение, равно как и тембру голоса, интонациям. Ауидиальное восприятие также весьма важный фактор. Если верно построенные фразы, содержащие нежные слова, произносятся резким и излишне громким голосом - для маленького ребенка они приобретают угрожающее значение. Еще Сухомлинский отмечал важность работы над тембром голоса, интонациями: чем мягче и ласковее голос, тем, соответственно, ниже тревожность малыша. Одно и то же замечание можно сделать с сотней различных эмоциональных оттенков голоса, подобным образом вполне возможно смягчить критику, замечание. Когда ученик слышит одобрение, поддержку в голосе педагога - ему легче ощутить эмоциональную защищенность, безопасность. Весьма эффективны тактильные контакты: чаще всего, ребенок стремится к ним, чувствуя страх, они успокаивают его. Разумеется, вышесказанное уместнее в отношении младших школьников.

 

Для детей младших классов огромное значение имеет учитель, поскольку его отношение к ним интериоризируется, становясь впоследствии самоотношением (разумеется, если педагог обладает высоким авторитетом и является объектом любви). Таким образом, педагог формирует позитивную самооценку ребенка, уверенность в своих силах – самим фактом собственного положительного оценивания и веры в силы ученика. Исследования, проведенные под руководством Д.Б. Эльконина, убедительно доказали прямую зависимость уровня тревожности детей младшего школьного возраста – от степени авторитарности и строгости преподавателя. Также была отмечена зависимость тревожности учеников от непоследовательности соблюдения школьных правил педагогом, его несправедливости, непредсказуемости его поведения.

Упражнения по профилактике и коррекция уровня тревожности

Мне очень часто приходилось сталкиваться с негативными аспектами школьной тревожности. Вследствие этого, я разработала ряд упражнений, помогающих снизить уровень школьной тревожности. Они достаточно просты, эффективны и разработаны с учетом возрастной специфики учеников (средний, старший школьный возраст). Упражнения принесли особую пользу в подготовке детей к экзаменам, концертам, конкурсным выступлениям.

«Фильм»

Очень помогает достичь быстрого снижения тревоги следующее упражнение: Включается музыкальное произведение, имеющее взволнованный характер. После прослушивания отрывка из него - следует прослушивание произведения иного эмоционального содержания, спокойного и умиротворенного. Одновременно с тем, если это возможно, желательно зажечь ароматическую лампу (запах лаванды, хвои, можжевельника, розы турецкой, базилика, иланг-иланга и т.п.) Ученик сидит (или что гораздо эффективнее – лежит) в удобной позе. Он смотрит на темно-синий экран либо глаза его прикрыты. «Глубокий вдох. Задержи дыхание на 3-4 секунды. Затем — выдохни через рот; воздух «вытекает» медленно и спокойно. Выдох в два раза длиннее вдоха. На выдохе ты почувствуешь, как с воздухом от тебя уходит страх, беспокойство. Представь, как они покидают тебя темным облаком. Вдыхая, вообрази, что дышишь вот этим местом (солнечным сплетением: показываю ученику рукой, где оно располагается) Золотистая волна воздуха приходит к тебе, несет покой, гонит страх. Она постепенно наполняет все твое тело. Выдох в два раза длиннее вдоха. Все твое тело наполняется золотистой теплой волной, расслабляется. Теперь сделай глубокий вдох, отдохни и повтори все упражнение еще раз. Продолжай дышать таким образом. Вспомни момент из жизни, когда ты был (а) спокойным, счастливым. Представь, что смотришь его, как фильм… Получилось? Теперь сделай краски этого «фильма» ярче, громче звуки… Внимательно-внимательно смотри, чтоб можно было рассказать о новых подробностях. Думай только о нем. Теперь давай вспомним тот момент, когда тебе удалось что-то важное… Это тоже твой «фильм», попробуй вспомнить о нем побольше. Вспоминай. Представь, что ты находишься опять там. Ты уверенный в себе, сильный, спокойный. Давай повторим: «Я сильный, спокойный, уверенный. У меня все получится». (Формулы могут меняться, главное – позитивное содержание и неоднократное повторение) Когда ты сильнее всего почувствуешь уверенность в себе – скрести пальцы (можно ввести иной, необычный жест – он становится «якорем» состояния уверенности) Теперь «экран» отодвигается от тебя, уходит, но ты остаешься героем этого фильма» Чем чаще повторяется это упражнение – тем сильнее закрепляется связь между чувством уверенности (или покоя) и условным жестом. Затем, в трудную минуту – ученик может обратиться к этому жесту, повторить условные фразы. Это поможет ему вновь ощутить желаемые чувства. Очень эффективен этот прием непосредственно перед экзаменом или концертом. В процессе упражнения идет воздействие на визуальную, аудиальную системы восприятия (также обоняние). Расслабление на физиологическом уровне быстро способствует снижению тревожности.

Храбрый герой

Очень помогает в преодолении страха, тревожности игра в Храброго героя (лучше взять любимый персонаж ученика из фильма, мультфильма, компьютерной игры) и Испуганного малыша. Ученик говорит о своих страхах – как Испуганный малыш. Затем пересаживается на другой стул, отвечает как Храбрый герой. Следует обратное «перевоплощение» - возражения или новые жалобы Испуганного малыша. Как правило, ученик приводит весьма логичную аргументацию (логичную, важную именно для него самого) и способен убедить самого себя в бессмысленности и вреде тревоги. Упражнение заканчивается непременно словами Храброго героя. Я обязательно спрашиваю – какой он, Герой? Допустим, ответ – «смелый, решительный, сильный». Повтори – «я смелый, решительный, сильный». Несколько раз повторяются позитивные утверждения. Выражаю полную убежденность в том, что ученик именно такой, т.е.: «В тебе живет Храбрый герой. Только пока он редко появляется». Само проигрывание роли бесстрашного человека помогает ребенку найти внутренние силы для реализации этой части личности. Иногда помогает несколько иной вариант данного упражнения: ребенку предлагается изобразить известного ему храброго, решительного человека – достичь максимального сходства с ним… Тогда диалог ведется между этой восхищающей ребенка личностью – и им самим. Но затем следует непременно отметить – что ученик точно такой же, как и изображаемый им персонаж. Иначе бы он не смог его так убедительно «сыграть». «Ты такой же храбрый, спокойный, сильный. Просто будь таким чаще».

 Изображаем Страх

Помогает скорректировать переживание тревоги ее изображение. Я прошу изобразить в музыке нечто страшное (или даже «твой Страх) Как правило, это диссонансы, угловатая мелодия, басы. Говорю: «Страх ушел!» Символически закрываем крышку пианино или выключаем синтезатор. Затем – прошу «показать музыкой» спокойную картину, помогаю в импровизациях и сама. Если ребенку сложно «сыграть» тревогу – мы ее рисуем. Изображаем чудовище, в котором «все Самое Страшное». Затем нужно непременно «сразиться» с ним. Можно придать чудовищу смешные черты, чтоб ребенок мог высмеять собственные страхи. Важно, чтоб оно перестало быть угрожающим, а стало нелепым, слабым и забавным. Затем «Страх» нужно уничтожить. Чаще всего создается изображение в темных тонах - ученик должен старательно заштриховать картину светлыми красками. После чего – старательно порвать рисунок или сжечь бумагу. Возможно создание сказки на тему пугающих ребенка сюжетов – однако, это непременно сказка-пародия. Сочиняем ее фраза за фразой (или абзац за абзацем) по очереди, высмеивая страшный для ребенка персонаж (ситуацию), можно записать наше «сочинение» на бумагу – и затем так же символически сжечь, уничтожить, как в упражнении с рисунком.

Смельчак

Достаточно эффективно следующее упражнение. Создается соответствующая атмосфера (смотрим первое упражнение). Вначале обращаемся к дыхательным упражнениям. Затем – смотрим «фильм». Однако «фильм» имеет иное содержание. Ученик должен очень хорошо представить сцену, где Некто успешно совершает те действия, которых он боится. (К примеру, успешно и смело играет на концерте, сдает зачет) Нужно, чтоб ребенок очень четко представил себе то, что происходит – поведение Смельчака, его вид, действия, настроение. Делаем краски фильма ярче, звуки – громче, важно сконцентрироваться на воображаемом образе. Затем прошу представить, что ученик – сам стал этим самым Смельчаком. Ему нужно тщательно, в подробностях, ощутить - как он успешно, спокойно и смело выступает. Представить свое самочувствие, ощущение уверенности. Четко (и неоднократно) проговорить: «я уверен, я спокоен, все хорошо». Необходимо несколько раз провести подобное упражнение. В момент наибольшей остроты переживаний – ученик должен использовать определенный необычный жест. По аналогии с первым упражнением, за жестом закрепляется определенное эмоциональное состояние (успеха, покоя, уверенности). И в момент тревоги – ученик сможет обратиться к своему «успокаивающему» жесту. Повторить словесные формулировки, сопровождая процедуру дыханием (по схеме).

Остров спокойствия

В данном упражнении обращаемся к помощи синтеза различных видов искусства. Внимательно просматриваем репродукции полотен великих художников ( предпочтение отдается Рафаэлю, Веласкесу, Моне, творениям А. Рублева, некоторым работам Дали – разумеется, репродукции должны быть полны покоя и гармонии, написаны в светлых тонах) Одновременно с этим следует прослушивание музыкальных произведений (Моцарт, ранний Бетховен, Вивальди, Гайдн) – имеющих спокойный характер, мажорных, как правило, умеренного (медленного) темпа. Я прошу ученика пофантазировать на тему Страны, где всегда спокойно. ( «Остров спокойствия», «Прекрасное далеко») Мы совместно составляем маленькую сказку (рассказ – в зависимости от возраста ученика) Сочинение может отличаться литературными достоинствами, но это совсем не самоцель: главное, концентрация внимания ученика на атмосфере спокойствия, помогают и юмор, шутки) Как правило, сочиняем по очереди (абзац за абзацем или фраза за фразой) Ребенок отвлекается от тревожных мыслей, создается непринужденная, жизнерадостная и спокойная) атмосфера. Если ученик испытывает затруднения в описании «Острова» («Страны спокойствия») – предлагаю представить, что рассматриваемые нами картины являются его «фотографиями». В конце упражнения можно предложить ребенку изобразить одного из жителей острова – рассказать о собственной спокойной, счастливой жизни, о стране. (Ребенок может «Дать интервью», даже можно снять маленький клип, если у ребенка имеются артистические способности). Если в начале занятия ребенок сильно возбужден – лучше всего дать ему возможность снять напряжение: изобразив тревогу в танце или рисунке (это занимает немного времени). Затем начинается основная часть занятия… Это упражнение не только понижает уровень тревожности учащихся, но и стимулирует развитие творческих способностей ребенка. Помимо всего прочего, ребенок знакомится с Искусством в разных его гранях, учится получать от него помощь и поддержку.

 

Заключение

 

Любопытно, что выдающиеся педагоги, психологи 20 века полагали, что авторитарная педагогика не может существовать без культа страха перед педагогом, воспитателем, Школа по сути своей немыслима без элементов школьной тревожности. «Без строгости, то есть запугивания, насаждения страха школьники учиться не будут» – аксиома авторитарной педагогики, «способы давления (...) в этой педагогике и соответствующей практике всегда будут предметами первой необходимости», учителя «всегда будут вынуждены прибегать к силе, демонстрации власти, к строгости, к принуждению». «Чтобы успешно учить и воспитывать, надо напугать учеников, надо, чтоб они боялись своих учителей». Это «кредо», «оно составляет основу (осознанную, неосознанную – это не важно) авторитарного педагогического мышления». (Эта критика - слова выдающегося педагога Ш. Амонашвили, высказывания К. Роджерса весьма сходны с ними. Подобная педагогика построена на том, что учащимися «лучше всего управлять, если держать их в состоянии перидического или постоянного страха» (К. Роджерс). Однако лучшие педагогические концепции исследователей 20 века акцентируют внимание на простейшей истине: ребенок успешнее и охотнее всего обучается у любимого и любящего педагога. Эта идея проходит красной нитью через труды Р. Штайнера. Он указывает на то, что влияние педагога на ученика, интенсивность труда последнего и его послушание – должны быть следствиями Любви к учителю, а вовсе не страха и принуждения. Аналогичные мысли можно встретить в работах С. Френе, М. Монтессори, Я. Корчака, К. Роджерса. Вся гуманистическая педагогика зиждется на безоценочном принятии ребенка, создания атмосферы Любви, заботы и уважения. Лишь в ней ученик способен полностью раскрыть потенциал, сохранить соматическое и психологическое здоровье. В такой атмосфере развитие школьной тревожности становится немыслимым. По К. Роджерсу – дарования ребенка хрупкий цветок, которому жизненно важна Безопасность, тепло, забота. Без веры преподавателя в возможности ребенка, без поддержки, своевременного внимания к способностям ученика – они угасают. Отсутствие любви, сопряженное с постоянным чувством тревоги – разрушительным образом сказывается не только на дарованиях ребенка, но и на нем самом. Ведь не встретив в свое время одобрения и заботы - ребенок не в силах ценить себя и порой не способен к заботе и любви по отношению к другим людям. Интересна позиция духовно-ориентированной педагогики (педагогики Православия, неотомизма) – «совершенная любовь изгоняет страх», т.е. уход от истинной веры, утрата Любви ведет к беспричинной тревоге («Бог есть Любовь») Следовательно, самое важное знание, которое мы можем дать ребенку – знание Любви.

Не случайно Ш. Амонашвили, вслед за К. Роджерсом, говорит о том, что основная задача школы – не успешная трансляция «знаний, умений, навыков», а воспитание добрых, способных к творчеству и любви людей, патриотов… Здоровых и психологически, и нравственно, и физически. («Педагогика должна быть лечебной и профилактической»). Во главу угла им ставится – Патриотизм и Доброта. Никакие знания и эрудиция не восполнят недостатка или отсутствия Любви к Родине, ближним, гармонии личности – душевной, духовной целостности.

 

Крайне печальным воспринимается тот факт, что по данным статистики – каждый третий выпускник наших школ испытывает невротическое или преневротическое состояние. По сути, это огромный урон для государства, обеспечиваемого малопродуктивными специалистами, это трагическая судьба Человека, обреченного на вечный внутренний конфликт, подавленность, неполную жизнь. Высокотревожные дети обладают слабой мотивацией к достижению, самостоятельному принятию решений, низок уровень их работы в режиме стресса, зачастую снижен энергетический потенциал. Неврозы весьма негативно отражаются на трудоспособности. Ведя речь о нервно-психическом здоровье детей, можно вновь упомянуть, что и соматически здоровыми могут быть признаны всего лишь 6 процентов учащихся (по данным статистики). Но еще античные медики говорили о тесной взаимосвязи плоти и души. По данным ВОЗ – до 42 процентов болезней имеют психосоматическую природу. К психосоматическим заболеваниям традиционно относят: астму, колит, гипертонию, нейродермит, ревматоидный артрит, язвенную болезнь желудка и 12-перстной кишки, гипертиреоз ("holy seven"- 7 психосоматозов), ухудшение иммунитета, головные боли. Установлены определенные психогенные факторы, благоприятные для развития сахарного диабета, рака, аутоиммунных недугов. Среди данных факторов одним из опаснейших (по данным некоторых ученых: наиболее патогенным) признается тревожность.

Следовательно, школьная тревожность – явление разрушительное и пагубное не только для нервной системы ребенка, для его успехов в обучении – но и для его организма, для его Личности в целом. Избавление от тревожности – забота о психологическом, соматическом и нравственном здоровье наших детей. Если дети – наше Будущее, хотелось бы, чтоб оно было Счастливым и полным гармонии. На мой взгляд, моя статья способна немного помочь преподавателям, педагогам-психологам, всем, кто наделен любовью к детям – проявить любовь в заботе и бережной помощи ребенку учиться и жить творчески и смело. Радостно и без страха.

 

Анастасия Арсеньева Нижегородская область, г.Саров,

Школа искусств, преподаватель, психолог


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Работа педагогического коллектива по профилактике негативных проявлений в подростковой среде»

В статье рассматриваются причины появления различного типа девиаций в поведении, в том числе факторы суицидального риска; даны рекомендации по организации работы по профилактике деструктивных проявлен...

Урок по профилактике негативных проявлений среди молодежи. "Алкоголизм(пивной) и его негативное влияние на человеческий организм"

Урок по профилактике алкоголизма .Демонстрация губительного действия алкоголя (пивного) на здоровье человека....

Классный час по профилактике негативных проявлений: «Курение: минусы и мнимые плюсы» «Энергетические напитки: плюсы и минусы.» Для учащихся 7-12-ых классов

Цель:используя метод противоположностей, помочь подросткам осознать, что курение-это чрезвычайно вредная и опасная привычка.Способствовать формированию у обучающихся навыков критического мышления и ос...

«Актуальные проблемы профилактики негативных проявлений среди учащихся» - материал к родительскому собранию

К сожалению, различные негативные проявления среди молодежи, в том числе среди учащихся, продолжают оставаться одной их тревожных характеристик современного российского общества. Поэтому, в настоящее ...

Методическая разработка круглого стола "«Социально-психологическое сопровождение образовательного процесса и актуальные проблемы профилактики негативных проявлений среди учащихся».

Круглый стол на тему: «Социально-психологическое сопровождение образовательного процесса и актуальные проблемы профилактики негативных проявлений среди учащихся»....

Актуальные проблемы профилактики негативных проявлений среди учащихся

В презентации рассматриваются вопросы интернет-безопасности, интернет-зависимости, вовлечения в деструктивные организации экстремистского и религиозного профиля, химических зависимостей, аутоагре...