Завадская А.Д. Профилактика негативных проявлений в поведении подростков в воспитательной среде образовательного учреждения.
статья

Статья.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zavadskaya_a.d._statya.docx38.95 КБ

Предварительный просмотр:

Завадская А.Д. Профилактика негативных проявлений в поведении подростков в воспитательной среде образовательного учреждения.

В настоящее время, вместе с позитивными изменениями в обществе, происходит обострение социальных проблем, одной из которых является рост негативных проявлений в поведении подростков. Причинами отклонений в их поведении можно считать отсутствие идеологии в обществе, изменения в содержании ценностных ориентаций молодежи, неблагоприятные семейно-бытовые и внутригрупповые взаимоотношения, увеличение числа разводов родителей, неумение правильно определить цель своей жизни и наметить пути ее достижения.

Современный ребенок на практике может столкнуться с проявлениями травли и гонения в школе, троллинга, моббинга и буллинга со стороны сверстников или взрослых. Причем в «группе риска» может оказаться любой ребенок вне зависимости от возраста, воспитания, успеваемости и условий жизни семьи.

Законы РФ предусматривают наказание для подростков, достигших 18 лет по ряду не правоправных действий в отношении сверстников и других лиц, на которых направленны оскорбления, дискриминация, клевета.

Кодекс об административных правонарушениях РФ.

Глава 5. Статья 5.61. Оскорбление.

1. Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

2. Оскорбление, содержащееся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

3. Непринятие мер к недопущению оскорбления в публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Кодекс РФ об административных правонарушениях.

Глава 5. Статья 5.62. Дискриминация.

Дискриминация, то есть нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Уголовный кодекс РФ.

Глава 17. Статья 128.1. Клевета.

1. Клевета, то есть распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию, -наказывается штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо обязательными работами на срок до ста шестидесяти часов.

2. Клевета, содержащаяся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации, - наказывается штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года либо обязательными работами на срок до двухсот сорока часов.

3. Клевета, совершенная с использованием своего служебного положения, -наказывается штрафом в размере до двух миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет либо обязательными работами на срок до трехсот двадцати часов.

4. Клевета о том, что лицо страдает заболеванием, представляющим опасность для окружающих, а равно клевета, соединенная с обвинением лица в совершении преступления сексуального характера, - наказывается штрафом в размере до трех миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо обязательными работами на срок до четырехсот часов.

5. Клевета, соединенная с обвинением лица в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, - наказывается штрафом в размере до пяти миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов.

Особую актуальность в образовательной и воспитательной среде ОО приобретает агрессивное поведение детей дошкольного, младшего школьного, среднего и старшего школьного возраста, которое проявляется достаточно часто. Открытое проявление агрессивности у детей психологи относят к явным нарушениям привычного поведения ребенка. Агрессия в поведении дошкольников и школьников проявляется в форме непослушания, избыточной активности, драчливости, либо проявления жестокости к окружающим. Агрессия может проявляться в вербальной форме либо в смешанной.

Подобная форма поведения неприемлема для общества и требует психологической коррекции.

Причины появления агрессии

Агрессивными дети не становятся сами по себе, для этого есть следующие объективные причины:

  • желание любыми способами привлечь внимание окружающих сверстников;
  • намерение получить желанную вещь;
  • желание всегда и во всем быть главным;
  • определенная защита и скорейшая месть обидчику;
  • желание унизить достоинство другого ребенка с целью повысить собственное превосходство.

Виды агрессии:

  • физическая агрессия;
  • раздражительность;
  • вербальная агрессия;
  • косвенная агрессия (направленная – сплетни, ненаправленная – крики в толпе);
  • негативизм (оппозиционная манера поведения);
  • аутоагрессия.

Воспитание волевого поведения ребенка.

Воспитательная работа с агрессивными детьми не должна быть направлена на подавление этих чувств в ребенке путем выдачи желаемого, то есть, родители совершают ошибку, подавляя в ребенке проявление агрессии, считая это аналогично насилию. Это не патология, а разумные вспышки гнева у всех есть, вот только у детей, которым запрещают подобные игры и фантазии создается мнение, что эти чувства - гнусные, их проявлять не нужно. Но невыраженные чувства агрессии просто начинают накапливаться бессознательно у ребенка.

Часто подростки ведут себя девиантно, то есть, отклоняются от общих моральных норм, эти отклонения могут носить агрессивный, корыстный либо социально-пассивный характер (рис. 2. Формы девиантного поведения).

Формы девиантного поведения:

  • насилие над младшими и слабыми сверстниками, животными;
  • воровство;
  • мелкое хулиганство;
  • вандализм;
  • порча чужого имущества;
  • торговля наркотиками.

Школьные психологи выделяют следующие виды девиантного поведения:

Конформное поведение, то есть склонность к появлению пассивных форм реагирования на длительное преодоление напряжения во время трудной ситуации. При конфликте такой подросток проявляет уступчивость, берет на себя лишние обязанности, не ощущая в себе сил для отказа.

Тормозимое поведение - разновидность проявления дезадаптации. Быстрые изменения в социальной среде может стать причиной возникновения чувства тревожности, пониженной самооценки, неверия в собственные силы, мнительности у подростка по поводу своего здоровья.

Ограниченное, то есть ведомое поведение, когда у подростка проявляется излишняя податливость по отношению к более сильным сверстникам. В трудных ситуациях подростки активно демонстрируют собственную беспомощность, некоторую долю упрямства, повышенную обидчивость, придерживаясь внешнего бесконфликтного поведения.

Чтобы у детей в будущем не возникли подобные проблемы, взрослым (педагогам и родителям) рекомендуется ознакомиться с мерами профилактики негативных проявлений в поведении подростков. Необходимо уделять внимание ребенку: дарить ему любовь и нежность сполна, не употреблять ругательные слова в его присутствии. С дошкольного возраста рекомендуется разговаривать с ребенком на различные темы, делиться своими эмоциями и переживаниями. К мнению малыша важно прислушиваться, стать для него преданным товарищем, это является возможностью избежать асоциальных форм поведения.

Что может сделать взрослый, который заметил у подростка признаки состояния травли и преследования со стороны сверстников?

  1. Собрать информацию (у других учителей, друзей,  в интернете, напр. на страничке vkontakte).
  2. Направить к сотруднику школьной психологической службы.
  3. Проинформировать родителей и направить к профильным специалистам (см. М. 1. Литература. Контакты экстренных служб).
  4. При необходимости, поговорить с самим ребенком.

Цели разговора:

  • дать выговориться;
  • понять, действительно ли он думает, что преследование со стороны сверстников обоснованно;
  • расширить перспективу, вывести из «тоннельного» мышления, дать надежду на будущее;
  • оказать эмоциональную поддержку.

Три кита эмоциональной устойчивости в кризисных ситуациях:

  1. Убеждение в возможности преодоления проблемы, возможность видеть разные пути решения («Как бы плохо я себя ни чувствовал, я всегда уверен, что еще не все потеряно», «Всегда можно что-то придумать»).
  2. Наличие эмоционального контакта с другими людьми (друзьями, родителями, педагогом, психологом) «Я не один», «Есть кто-то, кто меня понимает и не осуждает».
  3. Позитивный образ будущего.

Цель профилактической деятельности образовательной организации: создание  благоприятного социально-психологического климата, способствующего укреплению  психологического здоровья учащихся.

Задачи:

  • укрепление социальной защищенности учащихся;
  • выявление причин, способствующих проявлению негативных проявлений в поведении;
  • совершенствование организации профилактических мероприятий по предупреждению моббинга, троллинга и буллинга;
  • развитие социальной активности учащихся;
  • вовлечение учащихся в социально полезную деятельность;
  • активное привлечение учащихся в деятельность органов ученического самоуправления;
  • активное привлечение учащихся для участия в волонтерской деятельности.

Методы профилактики негативных проявлений поведения несовершеннолетних:

  1. Активная эмоциональная поддержка подростка, находящегося в состоянии депрессии;
  2. Поощрение его положительных устремлений, чтобы облегчить ситуацию;
  3. Обучение социальным навыкам и умениям преодоления стресса;
  4. Расширение временной перспективы и самопонимания.

Пример профилактических программ, направленных на формирование здорового образа жизни и адекватной самооценки:

  •    «Все цвета, кроме черного» (М.М. Безруких, А.Г.Макеева, Т.А.Филиппова);
  • «Разговор о правильном питании». М.М. Безруких, А.Г.Макеева,, Т.А.Филиппова;
  • «Мой выбор». Ахметова И., Иванова Т., Иоффе А., Прутченков А., Смирнова Г.М.;
  • «Твоё здоровье». Потемкин Г.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

профилактика негативных проявлений в поведении учащихся

Иногда по поведению или внешним признакам можно догадаться о тех или иных отрицательных склонностях в поведении детей. Здесь приведены рекомендации по профилактики таких проявлений...

Социально-психологическое сопровождение образовательного процесса и актуальные проблемы профилактики негативных проявлений в подростковой среде

Социально-психологическое сопровождение образовательного процесса и актуальные проблемы профилактики негативных проявлений в подростковой среде. Родительское собрание....

«Профилактика негативных проявлений среди детей и подростков».

Стихийное воспитание («уличное», не целенаправленное, чаще безнравственное) детей с ограниченными возможностями здоровья  оказывает серьезное негативное воздействие на формирование ли...

Выступление на родительском собрании по теме "Социально-психологическое сопровождение образовательного процесса и актуальные проблемы профилактики негативных проявлений в подростковой среде"

Подростковый возраст является переломным моментом в жизни каждого подростка. Зачастую подростки имеют заниженную самооценку, стремятся к группированию в среде сверстников.Если в семье неблагоприятная ...

Методическая разработка круглого стола "«Социально-психологическое сопровождение образовательного процесса и актуальные проблемы профилактики негативных проявлений среди учащихся».

Круглый стол на тему: «Социально-психологическое сопровождение образовательного процесса и актуальные проблемы профилактики негативных проявлений среди учащихся»....